Кафедральный собор святого иакова в бильбао. Кафедральный собор сантьяго-де-компостела

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места – «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании – мощи святого Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города – Сантьяго – связано с именем святого Иакова (по-испански – Сант Яго). Апостол Иаков Старший – «сын грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, апостол Иоанн, простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Не смотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896 – 899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела – от латинского Campus Stellae – «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять – Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «¡Santiago y cierra España!» обращал в бегство многочисленные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де- Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который проегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности – с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела – один из самых красивых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78 – 1088 гг.; 1100 – 1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела – наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII – XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676 – 1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738 – 1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора – он носит название «Обрадорио» — и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля барокко в его испанском варианте – чурригереско. Восточный фасад, известный под именем «Асабаче» (завершен в 1770 г.), — работа архитектора Луиса Монтеагудо.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI – XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах – Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» — Портико де ля Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168 – 1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Бога Отца, держащего на коленях распятого Сына, посланного Им в мир во имя любви к людям. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений – их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора – Святые ворота («Пуэтра Санта») – открываются только в «Святой год» — т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа – 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней – гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора – крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX – XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей – от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Пвыла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо гласного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский – этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке – в Сантьяго-де-Компастела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек – как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старая испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Статья из книги «Величайшие храмы мира». А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2006. – 576 с.

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

или просто собор в Сантьяго-де-Компостела (исп. — Cathedral de Santiago de Compostela) — одна из главных достопримечательностей и одно из самых почитаемых святых мест христианства. Именно здесь по преданию похоронены останки одного из апостолов Иисуса Христа, святого Иакова, и потому на протяжение более, чем десятка веков место является священным для паломников.

  • Ни одна из церквей Европы, за исключением разве что в , за время существования не привлекала к себе такого количество верующих. Существует целый маршрут, европейский паломнический «Путь святого Иакова», финальная часть которого от границы с пролегает через Логроньо, Леон, и Понферраду

По легенде, святой Иаков в течение ряда лет проповедовал христианство в Иберии, в том числе и среди кельтов, населявших эти местности в доримские времена. Потом он вернулся в Иерусалим, где и принял мученическую смерть. Последователи апостола перевезли его тело в Испанию и захоронили где-то в Галисии — точное место было забыто и обнаружено вновь только в 813 году, когда странствующий монах нашел урну с останками Иакова.

  • По этому поводу повелением короля была воздвигнута капелла, которая впоследствии и превратилась в большой собор. Большой, но не громадный: собор Святого Иакова имеет размеры около 100 на 70 метров, а его башни не достигают и высоты 80 метров. Одновременно он может вместить немногим более 1 000 человек — ничтожное число в сравнении с количеством желающих туда попасть

Любопытно, что мощи вновь были утеряны в конце 16 века, когда их спрятали после разгрома «Непобедимой Армады» и в ожидании британского десанта — еще раз их нашли в 1879 году. Подлинность была удостоверена сравнением черепа со слепком головы апостола, хранившемся в — по этому поводу была даже выпущена специальная папская булла.

Резной, богато орнаментированный фасад с двумя ажурными башнями, по которому все и представляют себе собор Святого Иакова, на самом деле деле возник сравнительно недавно, в 1738-1750 годах. Это позднее испанское барокко, последний луч, язык пламени угасающего безудержного чурригереско — запоминающегося национального архитектурного стиля, который, как и более ранний платереско (ренессанс) может быть ассоциирован только и исключительно с Испанией.

  • Сам собор, конечно, много старше: он был заложен в 1075 году и закончен 1.5 столетия спустя, в 1211. Здание было построено из гранитных глыб — как и более поздний , на века — первоначальный замысел, как утверждается в старинном манускрипте Кодекс Каликстинус, хранящемся сегодня в соборе (год назад он был украден одним из работников, но затем обнаружен полицией), принадлежал «Бернарду старшему, превосходному мастеру» и Робертусу Гальперинусу, который в отличие от коллеги, смог сохранить для истории свою фамилию

Первоначально собор был решен в романском стиле — дальнейшие перестройки в зависимости от времени добавили зданию готические и барочные черты. Южный фасад, кстати, сохранился во многом в неизменном виде, являет собой блестящей пример строгой романской архитектуры с минимумом украшений.

  • Самая, пожалуй, знаменитая часть церкви, портик «Глория» находится внутри западного (главного фасада). Работа мастера Матео, выполненная в конце 12 века (1168-1188 годы), поражает редким качеством каменной резьбы. Все три арки, представляющие собой главный вход в собор, украшены библейскими фигурами, выполненными с редким натурализмом и вниманием к деталям
  • На средней колонне, разделяющей внушительный двухдверный входной портал, находится статуя Святого Иакова, над которым восседает Иисус Хистос. К левой ноге святого по традиции стремятся прикоснуться паломники, поскольку считается, что это приносит удачу и избавление от невзгод и болезней
  • Две боковые двери предназначены для входа людей, исповедующих иудейскую религию и вообще неверующих. Интересно, многие ли во времена инквизиции старались попасть внутрь именно через эти входы?

Внутри собора обращает на себя внимание гигантское 80-килограммовое кадило, «Ботафумейро», разжигаемое, впрочем, только в день Святого Иакова, 25 июля. В тот год, когда этот день приходится на воскресенье в соборе открывается так называемая «Священная дверь», расположенная на противоположном, восточном фасаде (все христианские церкви ориентированы по линии запад-восток: вход на западе, алтарь на востоке).

  • Крипта с мощами святого, заключенными в специальную серебряную урну находится ниже главного алтаря, в подземелье, куда можно спустится по специальной лестнице. Также здесь покоятся и останки двух учеников Иакова: святых Теодора и Афанасия

Адрес собора Святого Иакова: Praza do Obradoiro, s/n, 15704 Santiago de Compostela, A Coruña, Испания
Как добраться: аэропорт в Лаваколье в 15 км от Сантьяго-де-Компостела принимает самолеты из большинства крупных городов Европы, на поезде из , автобусе из городов Испании (Alsa) и Порту ()
Время работы: ежедневно 7.00-23.00 (собор)
Официальный сайт: www.catedraldesantiago.es

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Главный храм Бильбао, Кафедральный собор Сантьяго посвящён апостолу Иакову и считается одним из главных храмов на знаменитом Пути Святого Иакова, заканчивающемся в Сантьяго-де-Компостела . Почти восемь столетий он взирает на город с высоты своей единственной колокольни, а его классический готический облик - со стрельчатыми арками, «колючими» шпилями и непременной витражной розеткой над входом - немало добавляет красоте старого квартала Каско-Вьехо. Внутри - несколько исторических реликвий и ценных средневековых статуй святых, целых 15 капелл, а также старинный орган французской работы. А ещё здесь очень уютный внутренний двор, где растут фруктовые деревья.

Святой Иаков - покровитель города Бильбао с 1643 года.

Немного истории

Мнения архитекторов и историков о времени строительства собор разделились - некоторые датируют первоначальную конструкцию 12-ым веком, другие - столетием позже. Определённо одно - Кафедральному собору Бильбао никак не меньше семи веков. Конечно, от оригинального сооружения сегодня осталось исключительно мало - лишь элементы фундамента. На протяжении своей долгой истории собор неоднократно страдал от пожара и был разрушен наводнением. Последние повреждения он получил в ходе бомбардировок Второй мировой. В 1950-х годах и позже, в 2000-х, он был реставрирован - и сегодня взирает на туристов и жителей Бильбао во всей мощи своей торжественной готической архитектуры.

Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Что посмотреть

Кафедральный собор Святого Иакова в Бильбао занимает достаточно компактные размеры - в плане это прямоугольник со сторонами 51 и 22 метра, а его общая площадь составляет около 1100 кв. метров.

Начать знакомство с храмом стоит с его фасада - это великолепный образец готического и нео-готического стилей с центральным входом-порталом, оформленным перекрестьями стрельчатых арок, витражной розеткой над ним и устремлённой ввысь колокольней высотой 64 метра с массой готических украшений и механическими часами. Обратите внимание на боковой Портал ангела - он посвящён Архангелу Михаилу, и именно через него внутрь храма заходили пилигримы.

Любопытная деталь центрального нефа собора - впечатанные в несущие колонны элементы каменной резьбы с указанием имён знатных горожан - дарителей и донаторов собора.

Подобно всем сооружениям готики, собор представляет собой базилику - алтарь и хоры - на меньшей стороне прямоугольника, вход - с его противоположной стороны, пространство поделено тремя проходами-нефами: высоким центральным (где установлены скамьи для паствы) и двумя боковыми. По периметру собора расположены 15 капелл, посвящённых различным святым: Сан-Антон, Санта-Лусия, Сан-Серафим, Девы Кармен и так далее. В каждой капелле стоит увидеть средневековую деревянную скульптуру святого.

Непременно стоит увидеть старинный орган - он был доставлен в храм в конце 19 века из Франции. Пространство храма расцвечивается цветными бликами от многочисленных витражей - они расположились по всему периметру собора.

Практическая информация

Адрес: Plaza Santiago, 1. Ближайшая станция метро - Casco Viejo.



Кафедральный собор Святого Иакова (Dom zu St. Jakob) - главный храм Инсбрука. Нынешнее здание собора было воздвигнуто в 1717–1724 годах, но церковь в позднем романском стиле существовала на этом месте еще в 12 веке. Название собора напоминает, что здесь пролегал путь средневековых паломников «путь Святого Иакова».

Здание построено в барочном стиле и дополнено двумя колокольнями. Колокольни собора видны практически из любой точки города. На вершинах расположен ансамбль из 48 колоколов с общим диапазоном звучания в четыре октавы, это крупнейший подобный ансамбль в Австрии. Колокольный перезвон храма Святого Иакова во славу мира во всем мире можно услышать ежедневно в полдень. На фасадах башен установлены механические часы возрастом более 300 лет.

С площади перед собором открывается великолепный вид на его торжественный барочный фасад.

Интерьер собора роскошен. Изумительной красоты фрески занимают всю внутреннюю поверхность стен и потолка. Пространство разделено колоннами из розового мрамора.

В соборе хранится множество шедевров мирового масштаба. Свою лепту в интерьер церкви внес в том числе Альбрехт Дюрер.

В кафедральном соборе Инсбрука находится живописное полотно 16 века «Мадонна с младенцем- помощница христиан» (Мариахильф) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Мадонна находится в центре алтаря, богато украшенного резьбой по дереву с позолотой. В 1689 году храм был разрушен землетрясением, но чудодейственную картину по счастливому стечению обстоятельств удалось спасти.

После землетрясения собор был восстановлен лишь в середине 18 века.

Во время Второй Мировой войны собор Святого Иакова вновь серьезно пострадал. В 1960-х годах были произведены реставрационные работы, после которых храм выглядит, как новый.

Внутри храма хранятся помпезные надгробия эрцгерцога Максимилиана III и Ойгена Австрийского.

Барочный орган собора украшен резной деревянной отделкой с позолотой.

Собор Святого Иакова — действующий храм, следует помнить, что вход для туристов закрыт во время месс.


Loading...Loading...