Какая вера у цыганов. У цыган какая вера? Христианская или другая? Мифы и легенды цыган

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Для начала ознакомимся с литературной традицией. По приведённым ниже цитатам можно судить, что писали о религиозности цыган последние двести лет:

Они не исповедуют никакой религии, а следуют фетишизму, т. е. поклоняются предметам, полезным для их жизни: палаткам, телегам и кузницам; веруют как турки в предопределение. В христианских землях они прикидываются христианами, в Турции магометанами, а с евреями они жиды. 1
Михаил Когэлничану. 1837 г.

У цыган нет и следа религии и если один восточный писатель утверждает, будто "на свете есть семьдесят две веры с половиною", понимая под "половиною" веру цыган, то это неправда, потому что у них вовсе нет никакой веры. 2
"Свет в картинках". 1880 г.

Ничего не понимая в христианской вере, цыган обыкновенно охотно принимает её, но только лишь наружно. Он даже и не различает при этом, какую он принимает веру - для него все веры одинаково непонятны; он и смотрит только, которая для него выгоднее. 3
А. Шиле. 1878 г.

…Цыгане вообще не отличаются религиозностью и скорее суеверны, чем набожны. Как отмечали многие исследователи цыганской жизни, на вопрос: "Какой вы веры?" цыгане отвечали: "А какой тебе надо?". 4
Надежда Деметер. 1995 г.

Интересно, скажем, что в российской глубинке они вполне могут быть православными: ходят в храм, истово крестятся. Если они завтра откочуют в Татарию - они будут примерными мусульманами. Они как бы "боятся быть уволены. 5
Николай Климонтович. 1997 г.

По большому счёту литературу о религиозных взглядах цыган можно разделить на два течения. Они не оформлены в строгие школы, поскольку часто один и тот же автор в первом абзаце склоняется к одной системе взглядов, а далее, не моргнув глазом, защищает другую. Такая путаница характерна для цыгановедения. Но, давайте всё же проведём разграничение. Теорий две:
1. Цыгане, это язычники. Но они это скрывают, принимая для вида иную веру.
2. Цыгане, это конформисты, которые с необыкновенной лёгкостью меняют религию, руководствуясь лишь выгодой.
Согласитесь, это не одно и то же. В первом случае у цыган есть своя религия. Пусть они по соображениям безопасности её скрывают - но всё же она есть.
Языческая религия? В современном мире это не криминал. Только в Индии восемьсот миллионов человек поклоняются языческим богам - что отнюдь не мешает правительствам заключать с этим государством дипломатические договоры, а простым людям любить индийское кино… Итак, если представить себе, что цыгане (народ индийского происхождения) по инерции верили бы в Раму и Кришну, в этом не было бы ничего страшного.
Вторая теория гораздо опаснее. Согласно ей, на цыганах негде клеймо ставить. Они безбожники, лицемеры. Они не верят ни во что, но при этом притворяются верующими.
Сейчас я разберу обе системы взглядов по порядку.

Начну с цыганского "язычества".
В том, что первоначально цыгане были язычниками, сомнений нет. Их предки, кочуя по Индии, исповедовали ту же веру, что и всё население этой жаркой восточной страны… Если мы взглянем на мир в целом - окажется, что очень многие народы в ту далёкую эпоху поклонялись идолам, духам предков и тому подобному. Язычниками были тогда предки современных шведов, норвежцев, литовцев, эстонцев, латышей, поляков, ирландцев. Я не говорю уже о наших собственных пращурах. Даже в тех странах Запада, которые официально приняли христианство сравнительно быстро, продолжали существовать языческие общины, вызывавшие немало беспокойства у господствующей церкви.
Но ведь коренные народы Европы всё же уверовали во Христа, не так ли?
Уверовали. Кто-то раньше цыган, кто-то одновременно, а кто-то даже позже… И ещё большой вопрос, чей "христианский стаж" длиннее!
Когда таборы дошли до Византии, они уже не держались за языческие культы. Их обращение в православие письменно зафиксировано уже в 1322 году Симоном Симеонисом и Хуго Просвещённым. Однако цыгане приняли христианство не в Византии, а гораздо раньше - находясь в Армении. Во всяком случае именно из армянского языка в цыганский язык вошли некоторые слова из церковного обихода. Так слово "патради " (от армянского "патараг"- богослужение) - встречается во многих диалектах европейских цыган, где оно означает Пасху. На Балканах цыгане употребляют армянское слово "хунг " (ладан). Индийское слово "тришула" (трезубец Шивы) трансформировалось на территории Армении в крест ("трушул " - у европейских цыган, а у армянских "тресул "). Итак, нам, русским, не следует забывать, что цыгане приняли христианство лет на двести раньше нас. Уверен, что этот хорошо известный учёным факт покажется нашему обществу поразительным.

С момента выхода из Византии ничто не указывает, будто хотя бы часть таборов поклонялась индийским божествам. Конечно, когда кочевники появились в Западной Европе, не все поверили их версии о паломничестве во искупление грехов. И простые обыватели, и дворяне, и церковники судачили, что незваные гости, это на самом деле: безбожники, язычники, идолопоклонники, магометане…6 Именно так, через запятую всё это и говорилось, хотя атеизм, язычество и ислам - конфликтующие мировоззрения.
Кто же одержал верх: сплетники или здравомыслящие европейцы? Не в последнюю очередь это зависело от самих цыган. Именно их повседневное поведение склоняло церковь и прихожан к той или иной политике. Смею утверждать, цыгане с честью "выдержали экзамен" на религиозную лояльность. Во всяком случае, инквизиция их не тронула (подробнее об этом см. ).
Давайте разберём ситуацию на примере одной конкретной страны.
В Швеции цыгане были встречены настороженно. Поначалу их приняли за осколок монголо-татарской орды, перед которой трепетал в ту пору весь Запад. Считая, что имеют дело с язычниками, шведы даже называли пришельцев "татарами" - потребовалось сто лет, чтобы этот ошибочный термин был вытеснен словом "цыгане". Соответственно, и церковь поначалу разделила подсознательный страх перед языческим Востоком. В 1560 году, спустя полвека после появления кочевников, было принято постановление, строго воспрещающее духовенству иметь с ними дело… Между тем, время шло. Светские власти Швеции по примеру соседей приняли антицыганские законы, которые, к слову сказать, исполнялись небрежно. Королева Христина обсуждала со своим придворным советом, не выслать ли цыган в Америку, однако это была лишь дискуссия. На практике цыган приравняли к "бродягам и беднякам", отправляя на галеры только тех, кто был схвачен с поличным на воровстве и тому подобном. Одним словом, кочевые таборы и общество как бы присматривались друг к другу. Уже в 1686 году церковь осознала свою ошибку. Когда принимался новый Церковный Кодекс, в его третий раздел был включён параграф, согласно которому разрешалось крестить цыганских детей, а самих цыган, ежели таковые захотят осесть в конкретном месте, допускали в состав паствы. Смягчение церковной позиции оказало влияние на общество в целом.7
Итак, постепенно ситуация нормализовалась. Смуглые матери, как и положено христианкам, приносили детей в церковь для того, чтобы совершить таинство крещения. Священники совершали обряд. Такая ситуация устраивала кого угодно… кроме цыгановедов западной школы. Разве можно допустить, чтобы люди доверяли кочевому народу? И вот уже Чарльз Лелан пугает доверчивую публику подробностями, которые известны лишь ему. По его словам, цыгане Скандинавии раз в год собираются под покровом ночной тьмы дабы "раскрестить" всех детей, которых родители за последнее время крестили с целью выманить подарки у чужаков. По этому случаю устраиваются дикие оргии. Кочевники поклоняются маленькому идолу, который сохраняется вожаком их племени в величайшем секрете.8 Это писалось в XIX столетии, но и в наши дни вы можете встретить во вполне респектабельном издании пещерные представления о религиозных взглядах цыган. Розмари Элен Гуили пишет:
"Мир цыган населён разными духами и божествами. Дель одновременно и бог и "всё, что наверху" - небо, небеса и небесные тела. Фараун - бог, который, говорят, когда-то был великим фараоном в давно потерянной земле цыган, "Маленьком Египте". Бенг - дьявол, причина всех зол. Подобно христианам, цыгане представляли дьявола уродом с хвостом, похожим на рептилию и возможностью менять вид. Существуют легенды о сговоре с дьяволом. Поклонение Луне и огню сильно у цыган; очевидно, они никогда не поклонялись солнцу, во всяком случае серьёзно. Луну отождествляют с богом Алако, защитником цыган, забирающим их души после смерти. Сначала Алако был Дундра, сыном бога, посланного на землю, чтобы обучить людей закону: он поднялся на Луну, когда закончил свою миссию, и стал богом. Огонь считается священным, способным лечить, защищать, сохранять здоровье и наказывать зло.
Культ Биби - поклонение богине типа греческой Ламии, которая душит горгио - не цыганских детей, заражая их холерой, туберкулёзом и тифом.
Цыгане также практикуют поклонение фаллосу и неодушевлённым предметам, таким как наковальня. Лошадь и медведь считаются богоподобными существами".9
Не спрашивайте, откуда у исследовательницы такая, мягко говоря, непроверенная информация. Разговоры о верованиях цыган всегда велись по принципу: "Одна баба сказала". Вот цитата из работы зарубежного цыгановеда, который, правда, не разделял теорию о "богоподобности" лошади, и писал нечто прямо противоположное:
"Это принесение коня в жертву также замечено у цыган Российской Империи. В 1830 году один русский помещик поведал мне, что цыгане в окрестностях Москвы и на Дону устраивают жертвоприношение лошадей и едят часть их мяса, исполняя древнейший обряд идолопоклонства".10
Безымянный помещик поведал - цыгановед записал. Теория доказана!.. Конечно, русские цыгане удивятся, если услышат, что у них имелся такой обычай. Но кому интересно их удивление и возмущение? Бумага всё стерпит.

Большой вред цыгановедению нанесли выдумки нашего соотечественника Елисеева. Как известно, он выпустил книжицу, согласно которой в цыганском фольклоре сохранились имена индийских богов Брахмы и Лакшми. Опять-таки не буду останавливаться здесь на разоблачении данной фальсификации. Желающие могут обратиться к отдельной СТАТЬЕ на эту тему.
Защитники умирающей теории нашли выход. Вот уже несколько десятилетий в околонаучной журналистике бытует тезис, что у цыган есть свой языческий Бог - Дэвэл … Читатель, не разобравшись, может и поверить. Ведь есть же в цыганско-русском словаре звательная форма от слова дел , звучащая девла .11 Но я не могу удержаться от ехидного комментария. "Почему, - спрашиваю я своих оппонентов, - вы остановились на достигнутом? С таким же точно основанием можно было бы утверждать, что свой личный Бог - "Дио" - имеется у итальянцев. И у англичан есть отдельное языческое божество - они называют его "Год". И у французов тоже - "Дьё". И у испанцев - "Диас". Долго можно перечислять, вот только будет ли такой подход объективным?"
К сожалению, и сейчас некоторые российские авторы последовательно отстаивают абсолютно ложную точку зрения, будто у цыган нашей страны имеется целый пантеон языческих богов. При этом они не могут познакомить нас ни с одним живым язычником, ссылаясь обычно на то, что сами-то их встречали, но давно, и в глухой провинции… да и вообще, цыгане, это очень скрытное племя. Свои тайны они открывают только тем, кому доверяют беспрекословно.
Надо ли говорить, что это нонсенс. Вера в Бога не есть нечто постыдное. Вся история человечества показывает, что верой гордятся, о её постулатах охотно рассказывают чужакам. Этнографическая наука не знает народов, которые при отсутствии религиозных гонений скрывали бы свои истинные верования. В особенности это относится к нашей родине. Вряд ли можно назвать нетерпимой царскую Россию, в которой легально сосуществовали христианство, ислам, буддизм, ламаизм и шаманские культы. Так какой был смысл цыганам таить своё язычество (если бы оно реальности существовало)? Точно то же самое можно сказать про Россию наших дней. Государство и общество вполне терпимо взирают на возрождение традиционных религий и даже на появление множества экзотических сект. Чего цыганам бояться? Сатанисты - и те разгуливают совершенно открыто!
Итак: ни один цыган не подтверждает, что поклоняется Дундре или Фарауну, ни одна русская женщина, вступившая в межнациональный брак, не столкнулась с чем-то непривычным в религиозной сфере. Что же это за народ такой? Все как один - конспираторы похлеще разведчиков или профессиональных революционеров!..
(Только не надо выдавать за язычество веру в существа, аналогичные нашим домовым, лешим, русалкам. Подобные персонажи заимствованы у русского простонародья в течение двухвековых этнокультурных контактов. Если записывать леших в языческий пантеон, то давайте для начала откажем коренному народу в праве называться христианским.)

Итак, с первой теорией мы вроде бы разобрались. Но прежде, чем расстаться с ней, я процитирую интереснейший фрагмент. Это как бы мост. Связующая нить. Плавный переход к теории номер два. Западный цыгановед Чарльз Лелан, посетивший Россию в конце восьмидесятых годов XIX столетия, вынужден был, стиснув зубы, признать, что наши цыгане - православные. Посмотрите, однако в какой форме сделано это признание:
"Я обнаружил, изучив сей предмет, что русские цыгане исповедуют христианство. Но церковь греческого обряда, насколько я видел, практически немногим лучше идолопоклонства. Поэтому я не могу считать их образцом евангельской религиозности".12
Как видите, уважаемые мои русские читатели, с точки зрения западного исследователя наше православие, это, по сути - то же язычество. Вы обиделись? А теперь попробуйте поставить себя на место цыган. Там, где русский верующий выслушивает один печатный навет, они выслушивают тысячи. Для того, чтобы лучше понять цыган давайте устроим маленький психологический эксперимент. Представим, что западный журналист, побывав в Москве, напишет следующее:
"Со стороны русский человек выглядит православным (это воплощается в иконах, молебнах и храмах). Но в глубинах варварских душ сидит впитанный с молоком матери культ, который тщательно скрывают от непосвящённых. Ибо русские поклоняются пупку кита, изрыгнувшего всё живое".
Конечно, для россиян такая статья - лишь плохо написанная фантастика. А цыганам стоит посочувствовать. О них в таком ключе пишут вот уже несколько столетий. И останавливаться не собираются…

Теперь о второй теории, гласящей: "Цыгане - это лицемеры".
К сожалению, в научной литературе бытует предвзятое мнение, будто кочевой народ менял религию под влиянием корысти. Основывались этнографы на том, что в каждой стране цыгане "подстраиваются" под господствующую церковь. Из их рассуждений выходит, будто, заехав в незнакомые места, глава семейства собирал всех у костра и произносил речь: "Хватит молиться по-старому. Здесь другие порядки. С завтрашнего дня делаем вид, что поверили в другого бога!"
Скажете бред? Не может учёный рассуждать так примитивно? Может. Пошло всё это ещё с основателя цыгановедения Грельмана, который так и заявил: "Цыгане просто перенимают религию страны, в которой живут. Где цыгане выберут место стоянки, там и берут религию. Ни один цыган не знает ничего об основах вероисповедания, ему так же легко в каждом новом месте поменять свою веру, как другим людям переменить одежду".13
Вслед за Грельманом тот же постулат повторили его многочисленные последователи, причём чуть ли не слово в слово. С середины XIX века стало хорошим тоном добавлять для полноты комплекта притчу о кочевнике, которого спросили, какой он веры. Ответы разнятся в зависимости от страны, где происходит дело. Украинский цыган - к примеру - будто бы отвечал: "А якой тоби, батечку треба?".14
Русский вариант вы уже прочитали в эпиграфах в изложении Надежды Деметер (которая печатно выражала удивление тем, что практически все цыгане крестят своих детей).15
В Сербии, по словам местного этнографа Тихомира Джорджевича, цыган миролюбиво говорил собеседнику о своей вере: "Какой хочешь, господин".16
Итак, Джорджевич согласился с прочими учёными по вопросу о равнодушии цыган к религии. А далее - уж не знаю, как это у цыгановедов получается! - привёл в своей книге подробности, расшатывающие предвзятую теорию. И немудрено. Отцы-основатели писали о кочевом народе вообще, а Джорджевичу пришлось рассказывать о своей родине. Если вкратце, то ситуация в Сербии выглядела так. В эпоху османского ига духовное влияние на цыган имели и православная церковь, и мечеть. Те кочевники, что пришли с юга, носили турецкие имена и подчинялись магометанской обрядности, а пришельцы из Валахии были крещены и носили влашские, а также сербские имена. Часть цыган веками жила в городских предместьях, общаясь главным образом с турками. Только естественно, что эти люди искренне уверовали в Аллаха.
Между тем, власть Порты шаталась. Начиная с 1830 года этнические турки начали понемногу покидать Сербию, а после того, как в 1878 году была провозглашена независимость от Османской империи, турецкого населения практически не осталось. Отсюда логически проистекали как минимум два последствия. Первое - исчезли мечети и муллы. Второе - лишившись внешнего исламского влияния, оказавшись в чисто православной среде, цыгане-мусульмане по всем постулатам цыгановедения должны были тут же сменить веру "как платье".
Произошло ли это? Джорджевич (как идти против истины?) признаёт, что нет. Вместо массового перехода в православие произошёл необъяснимый казус. В ряде областей цыгане-мусульмане постепенно утратили исламскую обрядность. Ни праздники, ни рождение ребёнка, ни похороны уже не сопровождались соответствующими церемониями. И при всём при том люди из описываемых общин продолжали считать себя мусульманами, а когда им указывали на отсутствие обрядов, отговаривались, что это-де их "фараонова" вера.
В 1892 году не выдержала душа у епископа Мелентия, который стал настаивать на переводе "безбожников" в православие. Цыган начали в массовом порядке крестить. Опять-таки, согласно мифу о наплевательском отношении этого народа к вопросам веры, всё должно было пройти гладко. Но часть цыган почему-то отпиралась, а некоторые, хоть и были крещены, предпочли уехать подальше - лишь бы не называться новым христианским именем. В местах, где их никто не знал, они скрывали, что прошли обряд крещения.17 Словом, когда в Джорджевиче говорит честный этнограф, он признаёт именно стойкость религиозных убеждений. В своих очерках он немало места уделяет проживающим в Сербии мусульманским группам. Они были известны под разными именами: коране рома турецкого происхождения и "бели цыгани" (пришедшие из Боснии). Все эти люди, несмотря на православное окружение, крепко держались за веру отцов, праздновали байрам и рамазан (хотя, как и во всём исламском мире их женщины не закрывали лицо чадрой).18
Давайте честно ответим себе на один вопрос. Искренне ли верит человек, если он жертвует материальным лишь из-за духовного принуждения? Те, кого епископ Мелентий насильно обратил в православие, покинули обжитые дома, расстались с родными, знакомыми и соседями, прервали налаженный десятилетиями бизнес. Ради чего? Вопрос чисто риторический, поскольку ответ заранее ясен.

Цыганка в храме. Фото: Ив Лереш.

Критерий истины - практика. Поскольку в литературе распространён постулат, будто цыгане меняют веру, исходя из выгоды, надо просто посмотреть, что происходило в реальности. Представьте себе, в Османской империи соответствующий эксперимент был проведён. Сразу после завоевания христианских земель турки-османы приняли дифференцированную налоговую шкалу. Уже в 1530 году было объявлено, что налог с православных цыган будет 25 ачке. Но те из них, кто примет ислам, будут платить на три ачке меньше.20 Это не было пустым сотрясением воздуха. Был отлажен эффективный механизм по сбору налогов (так называемый "цыганский санджак"). Чтобы правильно оценить результаты, попробуем рассуждать с цифрами в руках. Для этого нам потребуется временной скачок в конец XVII века. Суть османской политики за полтора столетия не изменилась. Так же, как при Сулеймане Великолепном с цыган, поклонявшихся Аллаху, брали меньший налог. Цыган-христианин платил шесть грошей, а мусульманин - пять. Каков же итог? Оказалось, что в регистре от 1695 года мусульманами значатся только 10.000 цыган из 45.000.21 Менее четверти! Как видим, налоговый пресс не сильно повлиял на тот самый народ, который, будто бы руководствуется лишь выгодой. На Балканах мифу о безразличии цыган к религии был нанесён сокрушительный удар. Веками десятки тысяч людей сохраняли верность православию, находясь под властью мусульман. И не соблазнились налоговыми льготами.

Крайне интересна ситуация в нашей стране. Она позволяет побить последнюю краплёную карту из колоды фальсификаторов.
Как мы знаем, русские цыгане ещё в XIX веке непременно держали иконы в "красном углу" шатра, соблюдали посты, и так далее.
- Понятное дело, притворялись… Хотели угодить русским. - ухмыляется пишущая братия.
А так ли? Сама история позаботилась, чтобы цыгане могли достойно возразить на расхожие обвинения. После победы октябрьской революции партия начала усиленно насаждать материалистическое мировоззрение. Священников сажали и расстреливали, храмы взрывали или устраивали там хранилища картофеля. Монастыри приспосабливались под концлагеря или тюрьмы. Коммунисты всячески третировали верующих, а школьная программа была атеистической по своей сути. Нельзя сказать, чтобы эта политика была неэффективной. Все народы СССР в той или иной мере испытали её влияние. У некоторых из них доля атеистов в определённый период доходила до 50-60 % (не по официальным рапортам, а в действительности). Только цыгане не подчинились этому поветрию. Казалось бы, именно теперь, когда и правители, и большая часть населения единодушны в своём безбожии, цыгане осознают свою выгоду.
- Какой ты веры, цыган?
- А какой тебе надо?
Нет, никто не слышал от этого народа таких слов. Невзирая на прямую опасность, кочевники продолжали держать на почётном месте иконы, отмечали церковные праздники, венчались, крестили детей, и хоронили покойных с отпеванием. Оседлые цыгане, в том числе коммунисты и комсомольцы вели себя так же… Да, они не афишировали свою веру. Но посты соблюдали, молились, и когда их впрямую спрашивали, не скрывали своё православие.
Нельзя сказать, чтобы партия упустила цыган из виду. На их родном языке выпускались антирелигиозные брошюры, суть которых сводилась к фразе "религия сыр удушливо газо "22 (перевод, надеюсь, не требуется?). Результат был нулевым. Одно это показывает, чего стоят рассуждения о безразличии цыган к вере, об их "конформизме", "стремлении к выгоде".
Жестокий коммунистический эксперимент имел побочный эффект - опровергнут один из самых стойких мифов цыгановедения. Причём, стойкость убеждений проявили не только цыгане-христиане, но и цыгане-мусульмане. Крымы и мугат (они же "люли") не позволили партии исковеркать свой духовный мир. Навязать им атеизм не удалось.
Кстати, и в последние годы можно найти доказательства стойкости веры. Представители многих этногрупп мигрируют далеко от мест своего традиционного обитания. Так цыгане Средней Азии последние 10 лет часто приезжают в Россию. Я много общался с ними, но они никогда не пытались выдать себя за православных. Напротив, они искренне рассказывали о своей вере в Аллаха. Значительная часть этногруппы кырымитика рома перебралась в начале 1930 годов с Крымского полуострова в Россию. Однако до сих пор случаи перехода из мусульманства в православие единичны.
И наоборот. Многие семьи сэрвов оказались в Узбекистане, а часть плащунов в Азербайджане. Как они были православными, так и остались. Хотя прожили в мусульманской среде несколько десятилетий. Это к вопросу о смене религии "как одежды"…
Ещё несколько слов о "неискренности" цыган в вопросах веры.
Самые почитаемые праздники у этого национального меньшинства - религиозные. Давайте на секунду допустим, что цыгане, как говорят журналисты, маскируются и притворяются. Тогда почему на этих праздниках практически не бывает русских? Если мы имеем дело со спектаклем, рассчитанным на легковерных, следовало бы праздновать Пасху и Рождество напоказ, приглашая всех соседей!
Есть ещё одно доказательство крепости религиозных устоев. Во время цыганского суда от человека, стоящего на своём, требуют забожиться на иконе. Если он поклялся перед Богом, то, как бы ни были сильны доказательства его вины, словам оправдания положено верить. А ведь от решения цыганского суда зависят не только денежные вопросы, но и вся дальнейшая жизнь цыгана, репутация детей, и так далее.

Вот мы и дошли до конца рассуждений. Как видим, всё настолько ясно, что и спорить не о чем. Приходится только удивляться теории, которая ухитрилась двести лет развиваться в полном противоречии с фактами.


1. Когалничан. Очерк истории, нравов и языка цыган. Северная пчела. Спб., 1838. № 82. С.327.
2. Свет в картинках. 1880. № 8. С. 140.
3. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
4. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74.
5. Климонтович Н. Цыганский очерк. Русский телеграф. 29.10.1997.
6. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 376.
7. Etzler Allan. Gypsies in Sweden. JGLS (3). XXV. Рarts 3-4. Р.82, 83.
8. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 428.
9. Гуили Р. Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. М., 1998. С.616, 617.
10. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 104.
11. Цыганско-русский и русско-цыганский словарь (кэлдэрарский диалект). М., 1990. С.63.
12. Weideck H.E. Dictionary of gypsy life and lore. NY., 1973. P. 65
13. Grellmann H.M.G. Historischer Versuch uber die Zigeuner. Gottingen, 1787. P.102.
14. Шиле А. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1878. № 11. С. 34-35.
15. Деметер Н. Цыгане:миф и реальность. М., 1995. С.74
16. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.7. Београд, 1933. С. 53.
17. Там же. С. 52-57.
18. Ђорђевић Тихомир Р. Наш народни живот. Кн.6. Београд, 1932. С. 90-97.
19. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 76-7.
20. Там же С. 79-80.
21. Состыр эмэ ачьям бидэвлытка. М., 1934. С. 38.

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется,

Читаю книгу Реймонда Бакленда «Цыгане. Тайны жизни и традиции». Набрел на такое место, в главе, касающейся религиозных верований :

«В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».

Да что там заморская экзотика! Наших цыган, бывающих в Минусинском Спасском соборе – много таких.

Люблю их, как детей… Дети, как известно, существа бескомпромиссные, часто жестокие, эмоционально нетрезвые, предельно , неаккуратные, попросту грязные, наивные, и все это в них уживается с первородной чистотой (кому мало житейских повседневных наблюдений за детьми и кто живет в башне из слоновой кости, питаясь вторичным гомогенизированным пюре литературы-кино-музыки, тот может вспомнить «Питера Пэна», «Повелителя мух» Голдинга или фильм «Чучело» Ролана Быкова, на крайний случай – американскую комедию «Трудный ребенок») – они еще только учатся жить, таким мог быть в Эдемском саду…

Фото: Anzor Bukharsky, photosight.ru

Бескомпромиссные – но торквемады и вышинские из детей редко получаются: судьба изгнанников, крест скорбей и дорог, наложенный на цыган Богом, не дает им закоснеть во зле, то есть подняться на духовную ступень выше – и совершать зло степенью выше (помните, у , в «Размышлении о псалмах»: «Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего – плохие религиозные люди. Из всех тварей хуже всего – тот, кто видел Бога лицом к лицу….» Оффтоп: отсюда мог бы последовать обывательский вывод современника: из всех нынешних россиян гаже всего, например, попы; но право, не будем торопиться!).

Священник Сергий Круглов

В нашем городке есть район, состоящий, по преимуществу, из одноэтажных деревянных домов постройки 40 – 50-х годов прошлого века, под названием Цыганское болото. «Цыганское» – потому что немалую часть населения составляют здесь ромалы. «Болото» – потому что Минусинск лежит на дне геологического образования, именуемого «Минусинская котловина», а Цыганское болото – самое топкое дно этой котловины: район расположен в пойме некоего древнего водоема, его постоянно заливают вешние талые воды, почвы тут песчаные и легко напояемые влагой.

Помню, там, в районе улиц Манской и Красноярской, есть полупруд-полулужа, в которой ежевесенне можно видеть великие армады малолетних ухарей, бороздящих водную гладь на выдранных из заборов калитках, наспех сколоченных из горбыля плотах, управляемых шестами, и надутых камерах; ухари устраивают здесь меж собой грозные трафальгары, биясь не на жизнь, а на смерть, прямо-таки улица на улицу, в лучших, освященных веками богатырских традициях mysterious russian soul.

Цыгане, живущие здесь, чем живут – я точно не знаю, потому врать не стану, но разбодяженным спиртом-технарем (он же «шмурдяк», он же «шило» на местном наречии) и анашой, таки да, приторговывают. Справедливости ради, замечу: далеко не они одни… Но как-то так именно «приторговывают», а не торгуют вовсю, нагло и беззастенчиво, и пышных дворцов себе никаких в Минусинске не строят, – впрочем, за конкретикой по этим фактам лучше обращаться не ко мне, а к соответствующим органам местной полиции.

В Спасский собор цыгане приходят нередко.

…Фаина – пожилая цыганка, похожа на индийскую актрису Зинат Аман, если ее состарить до 70 годов (впрочем, кто знает – может, очаровательной предательнице из советско-индийского фильма про Али-Бабу и сорок разбойников уже и есть 70, я давно не видел новых шедевров Болливуда).

Ходит почти на каждую службу, на службе – на каждую , и со слезами кается, все в одном и том же… Глубин святоотеческой психологии она не знает, осьми смертных грехов с их подразделениями внятно озвучить не может, но ее слезы за весь род, за непутевых детей и внуков, за нескладную жизнь – подлинны. Что каждую ее исповедь трогает мое сердце – ее радостное и недоверчивое изумление, когда произношу разрешительную молитву: «- Фаина. – Да, Фая!… Батюшка, вы что, помните, как меня зовут?!..»

…Лет десять назад было. Время – около полуночи. Собираюсь спать. Настойчивый звонок в дверь… Открываю: мамадарагая! Лестничная площадка полна цыган. Пожилая женщина мне взволнованно говорит: «Батюшка, пожалуйста, поехали с нами! У меня ребенок, девочка, в реанимации, исповедать, причастить…» Куда деваться, собрался, поехал.

По пути выясняю: сколько лет девочке?

– «Да тридцать два».

Ого, думаю. Большенькая…

– А что с ней случилось?

– «Да ее муж бросил, выпила уксус…»

Прихожу в палату – лежит на спине в кровати молодая цыганка, красавица, мается страшно – уксусная кислота прожгла всё, от гортани до прямой кишки, говорить не может, в глазах слезы… Ясно, что дать ей Святые Дары не смогу – проглотить ей нечем. Хоть исповедовать… Да и какая там генеральность той исповеди. Одно только в сердцах спросил: «Ты сама-то, говорю, понимаешь, что ты дура?» Кивает, плачет… Накрыл епитрахилью, молитву прочел.

Она померла вскоре, через несколько часов. Дети, говорите? Да, были у нее и дети, они обычно детей рожают всех, у цыган и предохранения не в чести. Ну, там родни много было, пропасть детям не дали, думаю.

…Всегда отмечал, как истово они блюдут внешнюю обрядность, крестятся привычно и правильно, всяк знает наизусть. Века скитаний, видимо, приучили – принимать религию той страны, в которой остановились, почитать ее, мимикрировать даже…

На кладбищах Минусинска, что на старом, что на новом, цыганские могилы – самые видные. И не только потому, что памятники – яркие, дорогие, оградки – кованые, на века, что помпезность венков (дети любят игрушки) в глаза лезет. Могилы эти – семейственные. Столы крепкие, лавки, мангалы рядом вкопаны. И приезжают в родительские дни туда всем табором – от стариков до праправнуков. И всегда найдут на просторах кладбища священника – на , например, это и хлопотно и проблематично, – и вежливо под руки проводят до могилки, отслужить литию, и приветят со всем уважением. С наносным, скажет кто-то? Да хоть и так. Рядовому замотанному бегучему попу и то приятно.

…Вообще, крестины и отпевания – такие моменты жизни человеческой, в которые прикасаешься к чему-то простому и важному. Крестины и отпевания у цыган – в том числе. Крестили раз девочку цыганскую, лет двух. Крупная, как пятилетняя.

Как нередко бывает с детьми на крещение (в храме впервые, думают, что в больницу, может, принесли, мужика с бородой в фартуке и с палочкой в руке боятся, тем паче – если от мамки оторвали, крестной отдали), девочка зинула реветь, могучим басом. Крестной, которая ее на руках пыталась удержать, выдрала клок волос… Многочисленная родня, присутствующая на крещении, заорала: «Джа! Джа!…», схватила ребенка, меня задвинула в угол, пыталась сама девочку в купель запихать… еле отбил и закончил таинство. Жарко, помню, лето, пот льет со всех ручьем.

Из купели девочка вышла притихшая, и впрямь как новорожденная. По-церковнославянски «крещение» – «баня пакибытия». «Пакибытие» – жизнь вечная; а баня… баня она и есть баня.

Отпевал раз двоих цыган – мужа и жену, молодые, лет тридцать. Убили их, машину забрали, самих спустили под лед, весной нашли.

Цыганская хата, сочетание роскоши и грязи: дорогущие обои, бордовые с золотом, пластиковые стеклопакеты в оконных проемах избы, фрагменты евроремонта, иконостас в углу сияет позолоченной фольгой. Два гроба из красного дерева (или имитация?) – рядом друг к другу; у всей родни на голове – норка, на плечах – кожаные куртки, немытые пальцы все в золоте.

Шикарные гробы стоят на шатких табуретках, пол заплеван и весь в бычках, на столах – водки немеренно; бутафория скорби… Что было подлинного – мраморные и спокойные лица усопших, и – слезы их мамы. Ее плач, сдержанный, не до воя, но искренний – женщина, породившая и похоронившая детей, Рахиль, плачущая о чадах своих, плачет на всех языках, во всех религиях и культурах – одинаково.

…Страсть до чего цыгане любят клятвы давать. Клянутся – а потом, не в состоянии исполнить, в ужасе в храм идут, мол, снимите с меня клятву. На днях женщина пришла, плачет. Чего, говорю? – «А я не знаю, что делать! А я поклялась на могиле!…» – На какой могиле, что такое?! – «А на могиле поклялась, что его зарежу! Вот ребенком этим поклялась!…» За спиной ее мыкается ребенок – кудрявый черноволосый парнище лет двадцати, по виду – пышущий здоровьем и с оным здоровьем наладившийся жить не менее чем лет до ста. – Эх, – говорю. – Глупость-то какая, это на исповедь вам надо прийти. Обрадованно кивает головой; точно знаю – придет.

Цыганские женщины – вообще особая статья. Мужья зачастую у них никудышние: не работают, пьянствуют, а жен заставляют деньги добывать какими ни на есть способами. Вот они и добывают… Сколько их ни приходило в храм, со всякими нуждами – совета ли спросить, дом ли освятить, покрестить ли дитя – на всех на них глядя, думал: да, вот это – женщины. Такие, сякие, ясно, что цыганки, чего с них взять. Примерно такие, какими их Бог и создал еще тогда, в Эдемском саду (каковых мыслей, глядя к примеру на европейских феминисток, ни в сказке не скажешь, ни в страшном сне не приснишь).

О цыганах много чего бы еще можно было написать. О старухе, давным-давно предсказавшей мне – просто так, за ковшик воды в жаркий день – все основные этапы моей жизни, во что я тогда ни на йоту не поверил. О святой девочке Римме Золотаревой, страдавшей головного мозга и общавшейся с ангелами, которую я причащал до дня ее смерти и о которой написал стихотворение «Весна света», переведенное впоследствии на разные европейские языки.

О том, что и у меня в роду, мама говорила, были цыгане намешаны, и видел я довоенные фото моих дедов двоюродных – красавцы, каждый как Николай Сличенко, все коммунисты и буйные головы, где-то эти головы потом и сложившие, а я-то сам ничего про цыган не знаю, ни чем отличаются ром и лом, ни кто такая Черная Сара, ничего совершенно.

О том, что все мы у Бога дети, и у кого какие дары и с кого что спросится, и зачем у Бога есть полезные курицы-несушки, зачем – певучие соловьи, а зачем – вовсе бесполезные бродяги-воробьи… Много можно было бы чего написать, да стоит ли. Ибо сказал в Священном Писании мудрый Екклесиаст: “…Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тел а” (Еккл.12:12б)

Для начала ознакомимся с литературной традицией. По приведённым ниже цитатам можно судить, что писали о религиозности цыган последние двести лет:

Они не исповедуют никакой религии, а следуют фетишизму, т. е. поклоняются предметам, полезным для их жизни: палаткам, телегам и кузницам; веруют как турки в предопределение. В христианских землях они прикидываются христианами, в Турции магометанами, а с евреями они жиды.1
Михаил Когэлничану. 1837 г.

У цыган нет и следа религии и если один восточный писатель утверждает, будто «на свете есть семьдесят две веры с половиною», понимая под «половиною» веру цыган, то это неправда, потому что у них вовсе нет никакой веры.2
«Свет в картинках». 1880 г.

Ничего не понимая в христианской вере, цыган обыкновенно охотно принимает её, но только лишь наружно. Он даже и …

Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где…

Большая часть цыган исповедует христианство или ислам, но встречаются также и представители других конфессий.

Цыгане-христиане очень набожны, большое внимание уделяют церковным праздникам.

Православные цыгане в быту одеваются строго с рекомендациями Православной Церкви. В доме православных цыган, так же, как у русских, есть «красный угол», в котором находятся иконы. Венчание считается важнее гражданской регистрации брака. Важнее венчания только «цыганская свадьба», то есть признание брака цыганским обществом. Она обычно играется раньше венчания.

Православные цыгане считают своим покровителем Николу Угодника и Святого Георгия, католики - Блаженного Сеферино (официально утверждённого в этой роли Ватиканом), а также мать Терезу и мифический персонаж Сару Кали.

Самыми значимыми религиозными праздниками для всех цыган-христиан являются Пасха и Рождество.

Цыгане-мусульмане также религиозны, но не исполняют некоторых мусульманских обычаев. Например,…

Вот что писал советский цыганский лингвист и этнограф Лекса Мануш (Александр Дмитриевич Белугин, 1942 – 1997) в своей статье «Культ Шивы и цыгане», опубликованной в №6 журнала «Советская этнография» за 1979 год.

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о.том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или…

Религиовед Роман Лункин о том, насколько религия определяет судьбы мира

Яков Кротов: Я хочу начать программу с небольшого видеоинтервью. Если мы собираемся поговорить о том, как вера влияет на планету Земля, на все человечество, на культуру, наверное, неплохо вспомнить, что вера, прежде всего, влияет на верующего, на человека, который эту веру исповедует. И вот об этом интервью с поэтессой Дарьей Серенко.

Дарья Серенко: В какую-то определенную, очень трудную для меня минуту рядом оказались хорошие люди, которые оказались воцерковленными, то есть были какие-то очень простые вещи — я думаю, для многих они общие. И на волне этого депрессивного состояния религия имела для меня какое-то терапевтическое значение (сейчас я уже так это оцениваю, а тогда я бы очень оскорбилась, если бы мне такое сказали).

Я занимаюсь поэзией, современной литературой, и у меня был очень сильный конфликт с моим духовником – искусство и религия. Это не должно быть дихотомией, но…

Цыганское племя-загадка изначально, исторически. Народ, который не имеет своей земли, никогда плотно не осядет в мировой истории. Все просто: мы никогда не видели их построек 3-5 вековой давности, предметов быта, не читали отчетов археологических экспедиций (один из надежнейших способов поставки различных цифр и дат в историю) . У них нет своего угла на этой планете, они нигде не наследили.
Г. Гасс находит начало цыган в южной стороне Босфора, М. Нигер - в северной части королевства Тунис; Х. Гербелло предполагал, что цыгане - выходцы из Занзибара, Э. Сильвий - с гор Кавказа; К. Эккар утверждал их родство с черкесами, Вагесил - с немецкими евреями. К. Гриземан указывал на Египет, П. С. Паллас - на Дунай и Украину. А еще они болгары, богеицы, венгры и многие другие И это не клейма: сегодня еврей-завтра испанец. Никаких формальностей.
Разночтения по поводу происхождения цыган пресекли Грельман и Потт. Взяв за основу анализа лингвистику. Если посадить даже современного цыгана,…

Верования цыган: пара слов. gipsylilya - 14.03.2012 Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя…

Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, историей и сложностью этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира.

Индийское наследие

Предки цыган жили на северо-западе Индии, они, по самой популярной сейчас гипотезе, принадлежали касте «дом» (о месте этой касты в индийской домусульманской иерархии учёные до сих пор не пришли к единому мнению) и разговаривали на языке, происходящем от санскрита и родственном современному хинди. Занятиями касты были песни, танцы, ювелирное и кузнеческое ремёсла.

В современной культуре цыган сохранилось некоторое наследие индийских предков: грамматика и лексика цыганского языка остались родственны санскриту, ремёсла касты «дом» входят в список традиционных цыганских занятий, первоначальное дробление на этногруппы происходило по признаку профессии, подобно тому, как в Индии…

Религию цыгане исповедуют господствующую в стране своего местопребывания. В некоторых местах они усваивают и язык окружающего населения, окончательно теряя свой родной.

К примеру, в России цыгане - православные, в Испании - католики, в Турции - магометане и так далее. Это не мешает им везде соблюдать многие религиозные обряды и воззрения, вынесенные из старой родины. Об этом свидетельствуют их интереснейшие в этнографическом отношении обряды свадебные, погребальные, при родах, при наименовании детей и так далее. Их воззрения на загробную жизнь и погребальные обряды принадлежат к самым первобытным.

Обряды цыган

Вот некоторые обычаи и обряды из жизни цыган: Свадебные. За неделю до брака жених и невеста отправляются к реке или озеру и ставят на берегу две зажженных свечи. Если одна из них потухнет, не догорев, это считается плохим предзнаменованием; тогда молодые люди бросают в воду яблоки и яйца (священные объекты общеарийской мифологии), для умилостивлены…

ЛБЛБС ТЕМЙЗЙС Х ГЩЗБО?

пФЧЕФЙФШ

б ЧПФ ЕУФШ НОЕОЙЕ — ЮФП ПОЙ БФЕЙУФЩ, Ф.Е. ОБТПД ВЕЪ вПЗБ…

…Б ЕЭЕ УТЕДЙ ГЩЗБО ЕУФШ ЛТБУЙЧБС МЕЗЕОДБ: ЛПЗДБ ТЙНМСОЕ ТЕЫЙМЙ ТБУРСФШ иТЙУФБ, ФП РТЙЛБЪБМЙ ГЩЗБОХ-ЛХЪОЕГХ ЧЩЛПЧБФШ ДМС ЛБЪОЙ РСФШ ВПМШЫЙИ ЗЧПЪДЕК: ЮЕФЩТЕ ДМС ТХЛ-ОПЗ, РСФЩК — ДМС УЕТДГБ. гЩЗБО РЩФБМУС ПФЛБЪБФШУС, ОП ЕЗП РПД ЛОХФБНЙ ЪБУФБЧЙМЙ ЧЩРПМОЙФШ ТБВПФХ. лПЗДБ иТЙУФБ УФБМЙ ЛБЪОЙФШ, ЛХЪОЕГ ОЕЪБНЕФОП РТПЗМПФЙМ РСФЩК ЗЧПЪДШ. ъБ ЬФПФ РПДЧЙЗ вПЗ ЧПЪМАВЙМ ГЩЗБО Й РПЛТПЧЙФЕМШУФЧХЕФ ЙН ДП УЙИ РПТ.
пУФБМШОПЕ ЧУЕ ЧЕТОПЕ — ГЩЗБОЕ ЧРЙФЩЧБАФ ЧЕТХ ФПК УФТБОЩ, ЗДЕ ЦЙЧХФ. нОПЗП ЛБФПМЙЛПЧ, РТБЧПУМБЧОЩИ, НХУХМШНБО. рТЙ ЬФПН, ЛБЛХА ВЩ ТЕМЙЗЙА ОЕ ЙУРПЧЕДПЧБМЙ ГЩЗБОЕ, Ч ЙИ ЦЙЪОЙ ЕУФШ НЕУФП ЙХДЕКУЛЙН ПТФПДПЛУБМШОЩН ПВЩЮБСН. б ЕЭЕ СЪЩЮЕУФЧП Й ЫБНБОЙЪН — ГЩЗБОЕ ЧЕТСФ Ч УЙМХ УЧПЙИ РТЕДЛПЧ, ДХИПЧ, ЧЪЩЧБАФ Л ОЙН Ч УЧПЙИ ПВТСДБИ.
чПВЭЕН, ОБ ПВТБЪ ЦЙЪОЙ ГЩЗБО ЧМЙСЕФ ОЕ УФПМШЛП ЧЕТБ, ЕК РТПУФП ХДПВОЕК РТЙЛТЩЧБФШУС Ч УФТБОЕ РТПЦЙЧБОЙС, УЛПМШЛП НОПЗПЧЕЛПЧПК ХЛМБД, ЛПФПТЩК ПЮЕОШ УФТПЗП…

Цыган Иванов ради веры в Бога пошел против табора, но табор последовал за ним

Когда отец Элизбар был еще Эдиком, город Кимры имел репутацию героиновой столицы Центральной России. Электричку из Москвы в народе называли «зеленой иглой»: в последний вагон нормальные люди не садились - в нем ехали только наркоманы. Все торчки в радиусе трехсот километров съезжались за дешевым героином сюда, на станцию Савелово, а точнее - в Голливуд: так здесь называют цыганский поселок. Местная молодежь быстро освоила нехитрый бизнес: ты, москвичонок, постой на перроне, я вместо тебя сбегаю в табор, а десять процентов отсыплю себе. Очень скоро найти в городе подростка с адекватным выражением глаз стало непросто.

В Голливуде у нас живут цыгане венгерские, называются ловари, - рассказывал мне в ту пору местный сотрудник спецслужб. - Они здесь появились в конце шестидесятых годов, после того как их турнули с Украины. Сначала эти ловари развернули торговлю …

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Я — цыган, могу ли я быть настоящим христианином? Как мне укрепиться в вере? Спрашивает viktor
Отвечает Василий Юнак, 20.01.2012

Виктор пишет:

Культура цыган очень разнообразна и богата. Это связано с широким распространением цыган по свету, насыщенной, хотя и короткой, истории и сложности этнического состава этой нетерриториальной нации. Цыганская культура имеет заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку 19 века, джаз, фламенко).

Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников — уроженцы Венгрии, наиболее развита музыкальная культура у цыган России, Венгрии, Румынии, Испании, Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актёрское искусство — в России и Украине.

При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.

Предки цыган жили на северо-западе Индии, они, по самой популярной…

Loading...Loading...