Красная площадь храм василия. Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

Незаконнорожденный сын графа Александра Николаевича Толстого , родившегося 12 августа 1858 года под Выборгом, образование высшее, юрист, двойной тезка графа Александра Николаевича Толстого , старшего брата писателя А. Н. Толстого . В августе 1916 года Решением Департамента Герольдии Правительствующего Сената, Дмитрий Быстролётов введен в Личное почетное гражданство Российской империи, в октябре 1917 года введен в графское достоинство Российской империи - граф Толстой .

В 1904-1913 гг. жил в Петербурге. В 1913-1917 гг. учился в Севастополе в Морском кадетском корпусе.

Образование

В 1919 г. окончил выпускные классы классической гимназии города Анапы, одновременно, окончил выпускные классы Мореходной школы города Анапы - штурман дальнего плавания. В 1922 г. окончил выпускной класс колледжа для европейцев-христиан в Константинополе. В мае 1922 г. принят на медицинский факультет Университета имени Яна Амоса Коменского в Братиславе , в ноябре 1922 г. перевёлся в Карлов университет в Праге, в 1924 г. перешел на юридический факультет того же университета и окончил его в 1927 г. получив диплом "Специалиста по мировой торговле нефтью", в марте 1928 г. защитил диссертацию "Основные проблемы права в освещении исторического и диалектического материализма", присвоена ученая степень доктора права. В 1935 г. окончил медицинский факультет Цюрихского университета (под чужой фамилией и документами), в 1936 г. защитил диссертацию по гинекологии, присвоена ученая степень доктора медицины. Учился в Академии Искусств Парижа и Берлина , принят в 1937 г. в "Союз художников СССР"

Разведдеятельность

Работая в Советском торгпредстве и полпредстве в Праге, сотрудничал с ИНО ОГПУ (внешней разведкой СССР), с февраля 1924 г. на территории Чехословацкой республики занимался сбором информации по технической, экономической и политической разведки. С 1930 г. штатный сотрудник ИНО ОГПУ, с 1930-1937 г.г. работал на нелегальном положении в сопредельных государствах Азии, Северной и Южной Америки , Африки и Европы, в качестве нелегала-вербовщика и руководителя группы нелегалов (псевдонимом "Андрей "). Задания Быстролётову из "Центра" выдавал непосредственно А.Х. Артузов, действуя через легальных и нелегальных резидентов ИНО (Н.Г. Самсонова , Б.Я. Базарова , Т. Малли , И.С. Порецкого и др.). Обеспечил руководство СССР дипломатическими шифрами и кодами Англии , Германии , Италии , Финляндии, Франции . Организовал получение из Государственного департамента США секретной информации. Контролировал личную переписку Гитлера и Муссолини . Достал для СССР ряд новейших технологий и образцов вооружения.

Репрессия

17 сентября 1938 г. Быстролётов арестован по обвинению в шпионаже, 8 мая 1939 г. Военная Коллегия Верховного суда Союза ССР приговорила Быстролётова Дмитрия Александровича к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на двадцать лет с поражением в политических правах на пять лет и с конфискацией имущества лично ему принадлежащего.
С 1939-1940 г.г. отбывал заключение в Нарильлаге.
С 1940-1941 г.г. отбывал заключение в Мариинске (Сиблаг).
С 1941-1947 г.г. отбывал заключение в Суслово (Сиблаг).
В январе 1948 г., по указанию Министра Государственной Безопасности СССР Абакумова доставлен под конвоем в Москву. За отказ от амнистии и за отказ работать в МГБ, Абакумов своей властью изменил приговор Быстролётова от 8 мая 1939 г., на пять лет одиночной камеры, после чего расстрелять.
С 1948-1951 г.г. отбывал заключение в одиночной камере Сухановской особорежимной тюрьмы.
В 1951 г. сошел с ума, помещен на лечение в тюремную больницу, после лечения направлен в спецлагеря (советскую каторгу).
С 1951-1952 г.г. отбывал заключение в Озерлаге (строительство Байкало-амурской магистрали).
С 1952-1954 г.г. отбывал заключение в Камышлаге (строительство нефтеперегонного завода в Омске).
В 1954 г. после инсульта освобожден от отбытия заключения ("актирован").
В 1956 г. за отсутствием состава преступления реабилитирован.
С 1957-1975 г.г. жил в Москве, работал, при знании 22 иностранных языков, языковым редактором во Всесоюзном НИИ медицинской и медико-технической информации министерства здравоохранения СССР, в том числе работал и над литературным произведением "Пир бессмертных" в 17 книгах, завершенное незадолго до смерти автора. Вот что писала жена Дмитрия Александровича Председателю КГБ СССР Ю. В. Андропову , за несколько месяцев до смерти мужа.

Дмитрий Александрович Быстролетов

Быстролетов (Толстой) Дмитрий Александрович (1901-1975). Советский разведчик, литератор, журналист, киносценарист, художник, фотограф. Родился в Крыму в местечке Ачкора. Сын графа Александра Николаевича Толстого и Клавдии Дмитриевны Быстролетовой. В 1904-1914 гг. жил в Петербурге, в семье графини де Корваль, где получил домашнее образование и воспитание. В 1915-1917 гг. учился в Севастополе в Морском кадетском корпусе. Участник Первой мировой войны на Турецком театре военных действий. В 1919 г. дезертировал из армии Деникина и бежал в Турцию. С отличием окончил выпускной класс колледжа для европейцев-христиан в Константинополе. В Чехословакии поступил в университет.

В 1923 г. в Праге получил советское гражданство. Работал в торгпредстве СССР. С 1925 г. - штатный сотрудник внешней разведки, в 1930-1937 гг. - нелегал. Продолжая образование, стал доктором права Пражского университета, доктором медицины Цюрихского университета, учился в Берлинской и Парижской академиях художеств, изучил двадцать иностранных языков. Объездил многие государства Азии, Африки, Америки и Европы. Жил среди туарегов в пустыне Сахаре, среди пигмеев в Экваториальной Африке, в среде аристократов Англии, Франции и Италии, промышленников и банкиров Германии, Америки и Голландии.

Быстролетов принадлежал к «элитарному эскадрону» советской разведки, был одним из лучших сотрудников ИНО ОГПУК-ГУГБ-НКВД СССР, занимавшихся экономической, военной и политической разведкой. Мастер перевоплощения, он сумел проникнуть в тайны МИД Великобритании, добыть шифры и коды Австрии, Германии, Италии, Франции и других государств. Завербовал целый ряд агентов в Италии, Франции, Чехословакии и Англии.

В 1937 г. приехал в СССР, в том же году стал членом Союза художников СССР. В сентябре 1938 г. арестован. Обвинен по 58-й статье, п. 6, 7, 8 УК РСФСР. Далее - по «сталинской путевке» - полная программа ГУЛАГа: в заполярном Норильске, в Краслаге, в Сиблаге, в одиночной камере спецобъекта «Сухановки», на советской каторге в Озерлаге и Камышлаге. Освобожден в 1954 г. (сактирован как инвалид). Реабилитирован в 1956 г. Жена (и сотрудница) Быстролетова Шелматова Миле-на Иоланта Мария покончила с собой после ареста мужа.

После освобождения жил в Москве, работал над книгами, мемуарами, сценариями. В ноябре 1973 г. состоялась премьера художественного фильма «Человек в штатском» по сценарию Быстролетова. Похоронен в Москве на Хованском кладбище.

Быстролетов - автор шестнадцати книг и мемуаров, в которых дает свое видение обстановки в стране накануне Второй мировой войны, оценку действий руководящих органов советского государства и Сталина. Некоторые его прогнозы о развитии ситуации в СССР поражают своей проницательностью. Так, он пишет: «Хочу отметить еще одну ошибку Сталина, а вместе с ним Ленина и партии вообще. Эта ошибка в свое время вызвала всеобщее одобрение и сделала автора (Сталина. - Сост.) своего рода специалистом и авторитетом. Но пройдет время, ее пагубные результаты выяснятся со всей очевидностью и в должный момент вызовут тяжелейшие последствия для нашего государства.

Незаметно для всех Сталин заложил в фундамент мину замедленного действия. Зловещее урчание часового механизма уже слышится ушами, которые хотят слышать. Позднее, при подходящих условиях, начнутся взрывы и распад здания по частям, тогда это увидят и дураки.

Речь идет о национальной политике. Об обманной формуле: "Национальная по форме, социалистическая по содержанию".

Для страны, в которой проживает полторы сотни национальностей, вопрос о национальной политике имеет первостепенное значение. При ошибке в этой области неизбежны нарастание местного национализма и распад союзного государства: могут создаться условия, при которых сдерживать центробежные силы из Москвы окажется невозможным.

В царском паспорте графы „национальность" не существовало, население империи привыкло к этому, и когда после революции стали вводить советскую паспортную систему, тут бы и воспользоваться исторической удачей, раз и навсегда вычеркнуть из казенной терминологии это проклятое слово. Но нет: чья-то рука протащила его в обиход советской жизни, мало того, Ленин при заполнении формуляра паспорта якобы демонстративно написал о себе: „без национальности", - а национальный вопрос сдал на откуп своему верному генсеку. Отсюда и пошла зараза.

В знаменитой формуле, благодаря бесчисленным ошибкам Сталина, социалистическое начало постепенно выветрилось, а националистическое, подогреваемое войной, давлением зарубежной пропаганды и другими факторами, в первую очередь недовольством Москвой, выросло до решающего и целенаправляющего значения...

Параллельно с ухудшением жизненных условий вижу рост местного антирусского национализма... На Кавказе огрызаются открыто, но до прямых коллективных действий дело пока не дошло. В Средней Азии ножку русским подставляют исподтишка, а грызться открыто не решаются. На Севере якуты еще только приступают к осторожным ударам в спину или „нечаянному" отдавливанию мозолей. О прибалтийских республиках и говорить нечего! Процесс повсюду один и тот же, но находится на разных стадиях развития.

Нигде еще национальные кадры не выросли настолько, чтобы заменить русских, и до открытого вызова еще далеко. Но это время, к сожалению, придет обязательно, политические и экономические просчеты

Сталина и Хрущева подогревают жажду протеста и недовольства в сознании национальных меньшинств, придают антисталинскому и антихрущевскому чувству антирусский характер... Малозаметная ошибка Сталина в национальном вопросе когда-нибудь станет государственным преступлением» (Быстролетов Д.А. Путешествие на край ночи. М., 1996. С. 375-376).

Интересно, что это было написано в благополучном, по советским меркам, 1965 году. Вот уж воистину «в своем" отечестве пророков нет». Быстролетов далее пишет: «На основе антинаучных принципов организации труда в управлении и науке, а также на основе экстенсивной экономики, при которой половина народных усилий и достояния тратится впустую, было выстроено государство, все грандиозные достижения которого куплены ценой нерационального разбазаривания духовных и материальных средств народа.

Легкость ломки Сталиным демократической ширмы и ее очевидная всем фальсификация Хрущевым показывают, что в структуре государства и партии нет юридического механизма, гарантирующего страну от повторения преступлений Сталина и глупостей Хрущева.

Бюрократическая машина управления экономикой, наукой и искусством породила идеологию неосталинизма, т. е. систему корму-шечничества, борьба с которой невозможна, потому что она - реально существующая надстройка над реально существующим материальным основанием.

Поэтому, сложившийся уклад в стране и партии с каждым годом все более и более тормозит прогресс в области духовной культуры и экономики: идущей на полезное строительство доли национального дохода и народных усилий уже недостаточно для того, чтобы не отставать в ходе мировой технической и культурной революции. Страна и неосталинская партия приближается к неизбежному "моменту истины", а проще говоря - к испытанию на прочность и на способность приспособляться к обстоятельствам» (Там же. С. 578).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Храм Василия Блаженного на Красной площади имеет официальное наименование Собор покрова Пресвятой Богородицы, или в народе Покровская церковь. Удивительное свидетельство российского зодчества внесено в перечень наследия культурного и исторического значения ЮНЕСКО.

Собор покрова Пресвятой Богородицы — непревзойденное творение русского зодчества середины 16 века. Строение было построено по велению царя Ивана Грозного в честь исторического события поражения казанского княжества и взятия Казани. Иван Грозный издал указ возвести такую церковь, которой не может быть равных.

История возведения

Строительством храма Иван Грозный увековечил память поражения Золотой Орды. Возводить строение начали через 2 года после взятия Казани на месте, где стоял Троицкий храм и был погребен Василий Блаженный, которого считали божьим человеком и чудотворцем, сам царь имел благоговение к нему. Существует миф, что он просил деньги на постройку собора.

Сам же Василий ходил почти голый, а местные жители любили его за незлобный характер. Позже сын Ивана Грозного распорядился отвести предел, где поместили останки благо юродивого. Собор возводили пять лет.

Существует несколько мифов кто создатель храма Василия Блаженного:

  • По одной легенде автором художественного замысла является митрополит Макарий, а осуществляли строительство архитекторы Барма и Постник.
  • По другой легенде строительством руководил псковский зодчий.
  • По третьему мифу Иван Грозный спросил архитектора, который возводил храм о том, смог ли он построить точно такое строение. Утвердительный ответ не понравился царю и он приказал ослепить мастера.

Псковский храм за время существования страдал от пожара в середине 16 века и нашествия наполеоновской армии в 1812 году. Собор так понравился Наполеону, что он имел желание переместить здание в Париж, но не существовало такой техники. Тогда в здание положили порох, но люди стали молиться о спасении, которое пришло в виде проливного дождя.

Собор чудом уцелел во время Октябрьской революции, лишь только несколько снарядов попали в стены строения. Гонения на религию и разрушение церквей не коснулись собора покрова Пресвятой Богородицы, он был внесен в перечень памятников культурного значения.

Храму был присвоен статус Государственного исторического музея, с него сняли своды и запретили в храме Василия Блаженного богослужения. В постсоветский период собор перешел в общее управление православной церкви России и исторического музея.

Стиль собора

Нынешний вид собора очень отличается от раннего строения, которое имело белые стены, крашенные под кирпич, позже появилась растительная живопись. Строение представляет уникальный комплекс центральный шатер и восемь куполов вокруг него по восьми направлениям света.

По проекту собор состоит из форм в виде квадратов, которые формируют звезду с направлениями на восемь частей света, как символ пресвятой Богородицы. Знак восемь имеет символическое значение воскрешения Спасителя. Строение возводили из современного в те времена кирпича. Детали украшений, основание и цоколь были из белого кирпича, а крыша оформлена кафелем из поли хрома и кокошниками.

Одной из самобытной особенности собора является соединение здания общим основанием и галереей. Стиль сочетает европейское и русское зодчество периода Возрождения. Отличительные черты имеют арочные проемы, в строении прочные стены и отсутствует подвал. Северная часть свода здания не имеет никаких столбов для поддержки.

В 17 столетии здание было перестроено и украшено в разные цвета. Появилась живопись с фресками на куполах и столпах. Такой вид могут наблюдать посетители в настоящее время.

Купола храма Василия Блаженного луковичной формы, а центральное строение завершается конусом. Все главы отличаются друг от друга по цвету и фактуре.

Как добраться

Храм находится напротив строения Спасской башни Кремлевской композиции. Это самая знаменитая достопримечательность среди зарубежных туристов. Любой иностранный гражданин обязательно посетит Красную площадь, мавзолей Ленина и Покровский храм.

Уникальное и сказочное строение украшает сердце столицы города Москвы, и добраться до храма не представляет трудностей с помощью метро. Необходимо доехать да Площади революции, Театральной, Охотничий ряд и пройти к музею, за ним расположено строение храма, который открыт каждый день с сентября по май, а в летнее время среда является выходным днем.

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён с 1555 по 1561 год в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём именно центральный был в честь праздника Покрова Богородицы. Остальные восемь были посвящены какому-то празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была приделана церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то лишь и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного. [С-BLOCK]

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким он строился в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что его строительством руководили два мастера: Барма и Посник. Есть, правда, версии, будто строительством руководили некие неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н. М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет этого «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.

Откуда взялось стойкое мнение, будто строительством руководили два мастера?

В 1896 г. священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот поздний, был составлен не ранее конца XVII - начала XVIII вв. В сборнике содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», бывшего царским вкладом в строившийся Покровский собор. В этом позднем сказании читаем, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Это известие о «двух мастерах» было принято большинством историков некритично. [С-BLOCK]

Данное известие являлось не летописным текстом, а гораздо более поздним сказанием, в котором переосмысливалось старое предание. Выражение «по прозвищу» ставилось в тогдашнем русском языке перед прозвищем человека, а не перед его собственным именем. Посник или Постник это собственное имя. Барма же - прозвище, означавшее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные. Поэтому во фразе «Сказания» о двух мастерах «по прозвищу Барма и Постника» нелогично то, что первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более логичен текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века; следовательно, намного ближе к интересующему нас событию. В нём сказано: «В том же году (1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один мастер, но, очевидно, не вследствие незнания автора о втором мастере (Постнике), а потому, что это был один и тот же человек. [С-BLOCK]

Впоследствии был найден еще один источник, показывающий, что имена Постник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным. И таким образом мифических «два мастера», одного из которых звали Барма, а другого Постник, соединяются в одно историческое лицо - Постника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём мастер Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н. Ф. Калининым, до сих пор проходит мимо внимания многих историков и искусствоведов, и те привычно твердят о «Барме и Постнике как двух строителях Покровского собора».

Замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.

История строительства Храма Василия Блаженного.

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.


После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.


В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.




С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.


Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.


Церкви Храма Василия Блаженного.

В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию. При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры. А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.


Тайник в храме.

Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года. В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.


Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.


Храм Василия Блаженного внутри.

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.



После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.



Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг. Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея. Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.

Loading...Loading...