Курская коренная икона божией матери знамение. «Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери

(Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния

В ночь с 7 на 8 марта года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.

12 апреля года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря , ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место. Наконец, в году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, через Константинополь , в братскую Сербию . В году она вновь, по просьбе генерала Врангеля , посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви , выехала за границу, находилась в

8/21 марта Святая Церковь Христова празднует память иконы Божией Матери «Знамение». Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния .

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их.

На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Святая икона Божьей Матери Курская Коренная «Знамение» почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий.

В юбилейный год тысячелетия Крещения Руси святыня посетила нашу паству в Австралии, а также приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. Далее, в 1993 году, икона была во Франции, в Лесне, где происходил Архиерейский Собор, по окончании которого икона посетила Германскую епархию. В ноябре 1993 года митрополит Виталий с Чудотворным образом посетил Австралийскую епархию. Икона посетила почти все приходы этой епархии.

Много было вознесено молитв и пролито слез перед Чудотворной иконой Божьей Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.

Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния — Курская икона Божьей Матери «Знамение».

И в наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу — да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых; да будет непреложно Знамение обетований Божиих, и да восстанет святая Русь во всем ее духовном величии. От этого зависит судьба не только России, но и всего мира.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). А в Российском Курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

Курская икона «Знамение» Божьей Матери. История

Одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси — Курская икона «Знамение» Божьей Матери . История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.

В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам » Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы:

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.

Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления — 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование.

Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне.

Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве.

В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу.

Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

Икона Богородицы Зна́мение Курская-Коренная

В плену неверных благочестивый старец сохранял свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богородицу. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Проезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.

Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса». Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь.

Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякой, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (Максимович) (день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.

Оригинал чудтворной иконы Матери Божией Курско-Коренная находится в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США.

Дни празднования:

  • 8 марта (21 марта) – в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году;
  • 9-я пятница по Пасхе – ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
  • 8 сентября (21 сентября) – в память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
  • 27 ноября (10 декабря) – праздник иконы Божией Матери «Знамение».

Богоматерь «Знамение»

ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЗНАМЕНИЕ»
Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя, раби Твои, / Богородице Пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя: / мир граду Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение / празднующе людие Твои, Богородительнице, / имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, / темже Тебе верою взываем: / радуйся, Дево, христиан похвало.

Величания

Достойно есть блажити Тя, / Богородице Дево, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим. Или: Песнь всяку духовную принесем Богородице.

Ино величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже дивную победу на сопротивныя / граду Твоему даровала еси.

Ино величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже показала еси / преславное знамение.

Ино величание, иже в Великом Новеграде

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже победу на враги дарова / граду нашему.

Молитва

Царице наша преблагая, надежда наша, Богородице. Приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице; зриши нашу беду, зриши нашу скорбь. Помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

икона Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

21 марта (8 марта по старому стилю), 21 (8 сентября), 10 декабря (27 ноября) и в 9-ю пятницу по Пасхе

________________________________________________

Описание:

Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону БогоМатери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона. Тогда же был установлен праздник в день её явления. Икону Богородицы от места явления при корне дерева стали называть Коренною.

Но икона Божией Матери пробыла в храме недолго: чудесным образом она исчезла и была обнаружена на том месте, где была обретена охотником. Жители Рыльска неоднократно брали её и относили в город, но икона Божией Матери каждый раз исчезала из храма, и её вновь находили на месте явления при корне дерева. Тогда все поняли, что Божия Матерь благоволит к месту явления Её образа, и на этом месте была построена часовня.

В 1383 году напавшие на Курскую область татары взяли в плен служившего при часовне священника, зажгли часовню, икону рассекли пополам, одну половину бросили в огонь, а другую – в сторону. Священник был отведён в Крым, где провёл в плену несколько лет, выполняя тяжёлые работы. Однажды московские послы, проезжая мимо татарского стана, услышали русские песнопения ко Пресвятой Богородице. Узнав о пленном священнике, послы выкупили его из рабства, и он вернулся на место под Курском, где когда-то стояла часовня с чудотворной иконой.

На месте сгоревшей часовни священник нашёл одну половину, а другую после поисков обнаружил в стороне в траве. С верою сложил он две половины вместе, и они чудесно срослись. С того времени икона Богородицы оставалась на своём месте во вновь отстроенной часовне, и все время от неё не прекращались чудотворения. Впоследствии на месте часовни был устроен монастырь – Коренная пустынь. Известно, что преподобный Серафим Саровский в детстве излечился перед этим образом.

В 1898 году злоумышленники пытались уничтожить русскую святыню. Взрыв от подложенной бомбы был настолько силён, что разрушился храм, но икона Божией Матери осталась невредимой. Ко всеобщему изумлению, осталось целым даже стекло на киоте. В память о чудесном сохранении иконы при взрыве был установлен ещё один день празднования Курской-Коренной иконе Божией Матери «Знамение» – 6 сентября (21 сентября по новому стилю).

После революционного лихолетья чудотворный образ оказался за пределами России. Ныне является одной из святынь Русской Православной Церкви Заграницей.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Курская-Коренная

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имя рек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас тойже

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание

Достойно есть блажити Тя, Богородице Дево, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим

_________________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ
"ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ"

Кондак 1
Взбранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим: Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Икос 1
Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем: Радуйся, благословенная Одигитрие; Радуйся, истиннаго Пути Мати. Радуйся, сквозь пустыню мира сего нас провождающая; Радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая. Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; Радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая. Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; Радуйся, изнемогающих всемощное укрепление. Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; Радуйся, странных и сирых Божественная отрадо. Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; Радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 2
Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низводит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, грех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая: Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; Радуйся, праведный гнев Божий утоляющая. Радуйся, беззаконий наших очищение; Радуйся, грешным Ходатаице прощения. Радуйся, светильник упования немеркнущий нам возжегшая; Радуйся, во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая. Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; Радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая. Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая; Радуйся, советы нечестивых разоряющая. Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; Радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 3
Силы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи милосердие неизреченное, тамо благодать Твою возсияваеши, Всеблагая, идеже тьма огустевает и скорби приумножаются, темже не оставила еси нас сирых, обаче во иконе Твоей к нам убогим пришла еси, славящим Твое снисхождение и вопиющим сице: Радуйся, чудес море; Радуйся, милости пучино. Радуйся, благодати приснотекущий источниче; Радуйся, исцелений кладезю неисчерпаемый. Радуйся, естества уставы победшая; Радуйся, законы естественныя пременившая. Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; Радуйся, плач и стенание в веселие духовное претворяющая. Радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая; Радуйся, враги наша преславно смиряющая. Радуйся, чаяния врагов посрамляющая; Радуйся, поющия Тя возвеселяющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 4
Бури искушений, на нас находящей, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистыя Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаху древле людие российстии слух явления святаго Твоего образа в дубраве Курстей и текше к нему со тщанием, умильно взываху: "Откуду нам сие, да прииде к нам Мати Господа нашего", узрев же икону Твою, Владычице, при корене древеснем лежащую, и приемше ю, яко сокровище великое, возопиша Тебе, Первообразней: Радуйся, раю светлейший, древо Жизни израстивший; Радуйся, вертограде Божественный, древо Церкви прозябший. Радуйся, Цвете благовонный, мир весь облагоухаяй; Радуйся, крине непорочный, вселенную украшаяй. Радуйся, лозо благоплодная, вином умиления всех напоившая; Радуйся, розго освященная, плоды сладостными род человеческий напитавшая. Радуйся, кореню домостроительства Божия; Радуйся, спасения нашего верх и главизно. Радуйся, злыя наши страсти из корене посекающая; Радуйся, добродетелей сад насаждающая. Радуйся, добрые обычаи в нас вкореняющая; Радуйся, причастники райския жизни быти нас сподобляющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 5
Боготочней звезде подобящеся, икона Твоя честная, Госпоже, землю Русскую и грады ея обтекаше, царие сей благоговейно поклоняхуся, царицы любовию ту благоукрашаху, архиереи страхом сретаху, верных же множества, духовно торжествующе, вопияху: Аллилуиа.

Икос 5
Видяще безбожников безумный совет икону Твою, Пречистая, разорити, от Тебе, Дево, посрамленный, и обретше образ Твой святый, от всякаго действа сокрушительна невредим, монаси и мирстии страхом и любовию возопиша Ти сицевая: Радуйся, крепосте несокрушимая; Радуйся, стено нерушимая. Радуйся, лютых безбожников совет посрамившая; Радуйся, чаяния врагов осуетившая. Радуйся, хулителей уста заградившая; Радуйся, икону Твою святую невредимо сохраншая. Радуйся, от руки злодейской сия соблюдшая; Радуйся, очи Твои от скверных дел человеческих обращающая. Радуйся, лица Твоего Пречистаго от нас, убогих, не отвращающая; Радуйся, из руки диаволи грешныя исхищающая. Радуйся, прощение кающимся возсиявающая; Радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 6
Проповедует мир весь милости, от иконы Твоея изливаемыя, Всецарице! Отнелиже бо изшла еси тою из земли Русския, несть град, ниже весь, в них же не бе являема сила Твоя. Тем же от всех язык спасении и Тобою вопиют благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияй нам паки свет упования, Богородице Пречистая, зарю спасения миру возвестившая во Твоем рождестве. Не предаждь нас до конца в руце врагов наших и советы нечестивых и лютых отступников скоро разори. Да будет и страна наша Российская, якоже древле дом Твой, да процветет в ней благочестие, святыя обители и храмы да бла-гоукрасятся, людие же, от лютых безбожников избавльшеся, да торжествуют с веселием, славяще Твое заступление и зовуще Ти таковая: Радуйся, любовию Твоею всему миру возсиявшая; Радуйся, из уст Божественных Сына Твоего всыновление рода человеческаго приявшая. Радуйся, Мати Божия и Мати христианом; Радуйся, недугов отъятие и Целительнице раном. Радуйся, в темницах сущих незаходимый Свете; Радуйся, узников отрадо и пространство клетей. Радуйся, за правду гонимых дерзновение; Радуйся, за веру страждущих тернение. Радуйся, мучеников венчание; Радуйся, мучителей грозное воздаяние. Радуйся, связнем узы разрешающая; Радуйся, телом и душою плененных свобождающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 7
Хотящу праведному Судии и Богу человеки, Того забывающия, вразумити, попусти бранем велиим на земли воздвигнутися. Языцы бо смятошася и царства поколебашася. Смерть и ужас по лицу земли пройдоша, плач и стенание воздух огласи. Тогда убо вси, иже на Тя упование возложиша, Богородице, ко образу Твоему усердно притекаху и, от Тебе единыя спасения чающе, Богу, давшему Тя людем Заступницу, вопияху: Аллилуиа.

Икос 7
Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в ней же образ Твой, Всецарице, пребываше, не-вредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая: Радуйся, Державная Воеводо; Радуйся, на Нюже уповают вси народи. Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; Радуйся, всякия святыни защито и ограждение. Радуйся, победо, мир побеждающая; Радуйся, и не имущия упования спасающая. Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; Радуйся, безпомощных помо-ще и надеждо ненадежных. Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; Радуйся, огню и стихиям повелевающая. Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; Радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 8
Странное и страшное знамение явила еси, Всесвятая, егда домом разрушаемым, храмину малую, юже освятила еси прежде иконы Твоея пребыванием, сохранила еси невредиму, старицу же и сына ея, в той крыющихся, целых представила еси. Тем же вси, зрящии и слышащии сия, ужасахуся ужасом, страхом вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8
Весь мир любовию Твоею Богоподобною объемлеши, Приснодево, ближняя и дальняя посещающи и всю поднебесную во иконе Твоей приснопоклоняемей обтекающи. Тем же от восток даже до запад шествие Твое бысть, да вси невозбранно к той припадают, Тебе же Первообразней припевают сицевая: Радуйся, всех радостей Радосте; Радуйся, Чаше неупиваемая сладости. Радуйся, нынешняго века скорбнаго утешение; Радуйся, будущия жизни наслаждение. Радуйся, веселящихся на небеси нас ради оставляющая; Радуйся, к земли многоскорбней и многобедствующей приникающая. Радуйся, со иконою Твоею благодатными стопы невидимо в домы наша входящая; Радуйся, благословение и радование тем приносящая. Радуйся, келлии монашеския образом Твоим честным освящающая; Радуйся, клети убогия паче палат царских тем украшающая. Радуйся, храмы Божии Ликом Твоим Пресвятым облистающая; Радуйся, в жилищах чтущих Тя незримо пребывающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 9
Всяк возраст и всяк чин притекает к Тебе, Богоневесто Владычице, всем бо простерты суть Богоноснеи Твои руце, всем вся подаеши независтно, вся светлиши и утешаеши, Всецарице. Темже, о Тебе веселящеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Вития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем - камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая: Радуйся, пророков огнедохновенный глагол; Радуйся, апостолов проповедь неумолкаемая. Радуйся, преподобных сердечное пение; Радуйся, исповедников крепосте и дерзновение. Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; Радуйся, риторов и Богопроповедников Златыя уста. Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; Радуйся, всех праведников Божественная отрадо. Радуйся, матерей славо и девства похвало; Радуйся, старцев покой и юных Водительнице. Радуйся, Адама смертнаго дщи, Богу же Родительнице; Радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 10
Спастися миру тепле помолися, Богородице, помощи бо Твоея требует, сетям лукаваго, по всему лицу земли распростертым, языком же шатающимся, и бурям напастей, на Церковь Божию воздвизаемым; тем же, яко же в Кане Галилейстей иногда, рцы слово к Сыну Твоему и Богу, да воду искушений же и скорбей в вино умиления и веселия Божественнаго претворит, да поем Ему выну: Аллилуиа.

Икос 10
Стена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая: Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвизающая; Радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая. Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; Радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая. Радуйся, уныние от нас отгоняющая; Радуйся, треволнения житейския смиряющая. Радуйся, бурем напастей повелевающая; Радуйся, обуреваемым благодатно окормляющая. Радуйся, из глубины зол из-влачающая; Радуйся, погибающим длани милостивно простирающая. Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; Радуйся, руце наша во бранех укрепляющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 11
Пения наша, якоже Сын Твой вдовичу лепту, приими, Всесвятая, и подаждь нам всегда Тебе сия приносити, живот наш в мире управляющи и грехом прощение дарующи, яко да в небесныя обители вшедше, воскликнем Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем: Радуйся, воистину в Солнце облеченная; Радуйся, венцем от звезд увязенная. Радуйся, рясны златыми преиспещренная; Радуйся, красото неизреченная. Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; Радуйся, теплото, солнца любезнейшая. Радуйся, зарнице будущаго века; Радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков. Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; Радуйся, неверия тьму просвещающая. Радуйся, во оружия света нас облекающая; Радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 12
Благодать возблагодать от иконы Твоея прияхом, Богородице Пречистая. Никтоже бо притекаяй к той с верою тощь отходит, но кийждо по потребе своей дар Божественный приемлет и радостию венчается, вопия к Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице: Радуйся, душ наших сладчайшая весно; Радуйся, сердец наших светлейшее утро. Радуйся, высото недомышляемая; Радуйся, славо неувядаемая. Радуйся, блаженство нескончаемое; Радуйся, благосте неизсякаемая. Радуйся, веселие неизреченное; Радуйся, воистину едина Преблагословенная. Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; Радуйся, в житии сем нас заступающая. Радуйся, в час смертный верныя сретающая; Радуйся, яко и на Страшном Судищи спасаеши на Тя уповающия. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 13
О, Всепетая Мати и Мати всем Христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с нами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Богородицу почитают и прославляют все без исключения верующие люди. Курский образ Девы Марии, иначе называемый «Знамение», способен защитить ваш дом от врагов и всякого зла.

История иконы

Чудотворная икона «Знамение» была найдена в лесах подле города Курска благочестивым охотником. Мужчина увидел икону возле корней дерева: когда он поднял ее, в земле под его ногами открылся чистый родник. Узрев это чудо, охотник позвал товарищей, и рядом с местом обретения образа Богоматери они построили часовню.

В это время на Курские земли пришли татары. Разграбления не избежала и часовня Богоматери: татары сожгли ее, а икону разрубили на две части. Священника, прислуживающего в часовне, татары взяли в плен. Через несколько лет он был выкуплен и первым делом отправился разыскивать части чудотворной иконы. Священник нашел обе части, сложил их — и икона срослась, будто ее и не разрубали. Весть об этом великом чуде быстро разошлась среди верующих, и икону поместили в храм Богоматери города Курска.

Где находится икона

После изгнания татарского ига икона Богородицы была привезена в Москву по настоянию княжеской семьи. Образ был украшен бархатом, золотым орнаментом и драгоценными камнями, после чего был возвращен в Курск. В настоящий момент образ «Знамение» находится в Курском Знаменском монастыре.

Описание иконы «Знамение»

На иконе изображена Дева Мария, воздевшая руки в молитве. В Ее чреве изображен Младенец Иисус, несущий спасение всему роду человеческому. Этот образ напоминает каждому православному христианину о великом чуде рождения Господа.

В чем помогает чудотворный образ

Курская икона Богоматери знаменует справедливость и напоминает всем верующим людям о чуде появления Сына Божьего. Именно поэтому образу Богородицы «Знамение» молятся об исцелении женских болезней, даровании детей и семейном счастье . Также к иконе обращаются с просьбой о защите дома и семьи от врагов, недоброжелателей и всякого зла.

Молитвы чудотворной иконе

«Пресвятая Богородица, милостивая заступница и покровительница недостойных рабов Божьих! Смиренно молим Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего не оставить нас во грехе и неверии. Да снизойдет на нас благодать Духа Святого и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь».

«Богородице Дево, молю Тебя смиренно, в слезах к Тебе прибегая: не оставь меня в горе и печали, снизойди до моих слез и даруй мне счастье продлить род наш! Аминь».

Эта молитва может помочь женщине принести здоровое потомство и воспитать ребенка в любви.

День памяти Курской иконы Богоматери — 21 марта. В этот день особенную силу имеют молитвы об исцелении и прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

29.06.2017 06:36

Негативные моменты случаются в жизни каждого человека. Для того, чтобы жизнь вновь вошла в обычное...

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...

4 127

В конце XIII века, 8 сентября 1295 года, как гласит предание, в окрестных лесах под Курском, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу. «… И увидел он близ реки Тускари в полугоре/ у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси…»

Найденная икона своим изображением напоминала новгородскую икону Знамение Божией Матери (1170 г.). Эта обретенная на берегу Тускари икона вошла в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.
С этой иконой связано много таинственных и знаменательных событий. Как считает один из современных исследователей истории этой иконы Й. Сенаторский, через столетия дошли до нас «чудесные знамения и милости Божий, снисходящие на всех, кто с верою прикасался к чудотворному образу Богоматери Знамения Курской Коренной».

Явление этой иконы произошло в переломный для русской земли момент истории: многие русские города и поселения были разорваны и разрушены татаро-монголами. Одним из этих городов, переживавших ужасные бедствия, был Курск. Жители этого города во всех постигших их несчастьях видели гнев Божий, наказание за грехи. Свое освобождение от чужеземного разбоя они тоже связывали с Божьей благодатью, которая снисходила на них в образах чудотворных икон, в значительном числе являвшихся русским людям в порабощенных монголами землях.

Церковные источники сохранили названия таких известных икон в честь Пресвятой Богородицы, в разное время явленных нашим праотцам, как Костромская (1239 г.), Устюгская (1290 г.), Курская Коренная (1295 г.), Толгекая (1814 г.), Чухломская (1350 г.). Донская (1380 г.), Тихвинская (1383 г.), ПутивЛьская (1405 г.) Колочская (1413 г.), Псковская или Чирская (1420 г.), Казанская (1579 г.).

Правда, среди церковных историков не раз вспыхивали споры относительно года явления Курской Коренной иконы. Объяснялось это тем, что в ряде списков «Повести о явлениях чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Курской…» (литературный памятник XVII века) 1295 год вообще не назван, а упоминается лишь, что это было время монгольского владычества.

Но как бы то ни было, в одном из рукописных сказаний назван год 6803 от сотворения мира или 1295 год от рождества Христова. И именно эта дата отмечается Русской Православной Церковью как время явления курской святыни.

Одно из первых летописных упоминаний о чудотворениях Курской Коренной Знаменской иконы связано с именем князя Василия Шемяки, к которому вернулось зрение после усердной молитвы перед образом Богоматери.

С заступничеством этой иконы куряне связывают преодоление последствий страшного голода (1601-1603 гг.) в царствование Бориса Годунова и смутного времени с «го неисчислимыми бедами от самозванцев, отражение набегов крымских татар, литовцев и поляков.

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым - дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский - один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. Родился будущий святой 19 июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства одну из жемчужин культовой архитектуры - Сергиево-Казанский собор в центре Курска. Еще в детстве над святым отроком не раз проявлялся дивный покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность. Когда ему исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершённую еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз думая, Что ее сын разбился насмерть, но, к неописуемой радости, нашла его целым и невредимым. Три года спустя мальчик тяжело заболел, да так, что домашние уже не верили в счастливый исход его заболевания. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему Свое прощение и скорое исцеление от болезни. Й в скором времени это пророчество сбылось. В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы (именуемой Коренной); на этот раз по причине дождя и грязи крестный ход прошел прямо через двор Агафий Мошниной. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стад поправляться и вскоре совершенно выздоровел.

За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском. По повелению царя икона была украшена серебряно-золотистым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Вокруг иконы была сделана кипарисная доска, на которой был изображен Господь Саваоф, а по сторонам и снизу - пророки со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Царицей Ириной Федоровной к иконе была привешена пелена красного атласа, которую она вышила золотыми и серебряными нитями и украсила драгоценными каменьями.

После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.

Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.

Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню».

Время пребывания святыни в Коренной пустыни менялось: сначала - одна неделя (1726-1765 гг., что зафиксировано в церковных источниках), С 1765 года срок этот по просьбе игумена Коренной обители Исайи московским патриархом был продлен до двух недель.

А в 1768 году Указом Священного Синода носить икону в Коренную пустынь запретили по причине нарушения Духовного Регламента, вылившегося в недостойные споры между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей по поводу доходов от крестного хода и Коренной ярмарки. А во время крестного хода в 1767 году возникли даже беспорядки.

Запрет на крестный ход в Коренную пустынь просуществовал 22 года. Он пришелся на времена правления императрицы Екатерины II, которая мнила себя стоящей на страже нравственности своих подданных. Крестный ход, имевший 150-летнюю традицию, привлекал в Коренную обитель паломников. После его запрета стал падать авторитет Курской ярмарки, стали подрываться интересы торгового люда, что в итоге наносило ощутимый урон и государственной казне.

И только в 1790 году после многочисленных просьб духовенства, чиновничьего люда Священный Синод внял просьбам курян и вновь разрешил проводить крестные ходы. По прошествии 22 лет, в июне 1791 года, в девшую пятницу по Пасхе чудотворная икона, сопровождаемая тысячами паломников, торжественно прошествовала из Знаменского монастыря в Коренную пустынь. Среди участников возобновленного крестного хода были паломники из Петербурга, Москвы, Киева, Греции, Польши, Валахии и других стран.

С 1805 года были изменены и сроки нахождения иконы в Коренной пустыни. Это было сделано Александром I в ответ на прошение игумена Коренного монастыря Макария. Русский император разрешил находиться чудотворной иконе в Коренной пустыни не две недели, а с девятой седмицы по Пасхе до 12 (25) сентября - праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине XIX века (май 1852 года) Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Традиция крестного хода, которая укреплялась веками, представляла собой хорошо отработанный порядок и церемониальную часть. После получения Курском статуса губернской столицы (1775 г.) и епархиалъно-админнстративного центра (1833 г.) значение этого обряда значительно возросло. Возведенный в ранг губернского праздника, крестный ход объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд. Кроме того, участие в крестных ходах губернаторов и духовенства придавало этому обряду особую торжественность и значимость.

По воспоминаниям архиепископа Курского и Белгородского Серафима, накануне выноса чудотворной иконы, в четверг вечером, кроме архиерейской всенощной в Знаменском соборе служилась еще и народная всенощная на особом помосте посредине Краевой площади. Начиналась она после 8 часов вечера и кончалась за полночь. Десятки тысяч лиц озарялись горящими во тьме свечами. Стоголосый хор разносил по округе священные песни. Звон монастырских колоколов подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран… Очень реалистично это состояние духа передал великий И. Е. Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии».

Традиция крестного хода в Курской губернии была прервана событиями 1917 года. После выхода декрета (23.01.1918 г.) об отделении церкви от государства и государства от церкви, как писал в те дни в своём отчаянном послании Святейший Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, «гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь. Святые храмы подвергаются или разрушению через расстрелы из орудий смертоносных… или ограблению… безбожными властелинами века сего… Власть… проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всем и, в частности, над Святой Церковью Православной».

Монастырь, в котором хранилась икона, был разграблен в годы гражданской войны, но Курскую Коренную икону Знамения Богоматери удалось спасти. В октябре 1919 года эта святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог при непосредственном участии епископа Курского и Обоянского Феофана. А 1 апреля 1920 года икона покинула пределы России на пароходе «Святой Николай». Последний раз икона была на территории России в том же 1920 году в сентябре-октябре по просьбе генерала Врангеля в его войсках. После это го в России осталась только ее копия.

В эмиграции икона находилась в Греческих Салониках, сербском городе Нище, Белграде, Вене, Мюнхене. Этот путь она прошла за тридцать лет и, наконец, окончательно остановилась в Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). С того момента, как икона покинула Россию (1921 год), Курский образ Пресвятой Богородицы является главной святыней русской православной эмиграции.

Монастырь в Коренной пустыни был закрыт в 1923 году, а затем до основания разрушен, разграблен и осквернен. Так Россия потеряла еще одну свою национальную святыню, Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах. Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника; У верующих попытались вытравить саму память о крестном ходе в Коренную пустынь.

Но искоренить силовыми методами веру окапалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину крещения Руси. В этом году последовало обращение правящего архиерея Курской епархии Ювеналия к Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где до революции 1917 года возвышался храм Пресвятой Богородицы.

С этого момента началось возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века. Восстановление этого памятника было осуществлено практически за пять лет. На месте развалин была возведена звонница, храмы Коренной пустыни. У места явления иконы вновь был возведен храм, построенный в свое время сподвижником Петра I, генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым, на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.

Помимо основных сооружений этого православного памятника, был возрожден скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором. Вновь были налажены наземные пути к этой исторической святыне.

Были возрождены и прерванные когда-то православные традиции. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников (его протяженность была всего лишь 900 метров), он был осуществлен внутри монастырской ограды. Последующие крестные ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь осуществлялся тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Атмосфера и все события, которые происходят идось, освящены и несут в себе огромный наряд духовной энергии.

Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Это святое место и по сей день не перестает удивлять своих паломников чудесными знамениями. Так, в год 700-летия явления иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной крестный ход сопровождался природным чудом. Ход состоялся в пятницу 23 июня и был по-особому многолюдным и торжественным. Ему предшествовала неделя, на всем протяжении которой лили обильные дожди. Дождь шел и ночью с четверга на пятницу. В день крестного хода, ранним утром, когда в Знаменском кафедральном соборе перед выносом чудотворной иконы владыка Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч, и все окрест озарилось ласковым летним солнцем, которое светило на всем пути крестного хода.

В этот день впервые после возобновления хода куряне и гости города торжественно пронесли заступницу Курского края по улицам Курска до Введенского храма Ямс? кой слободы с благодарственными молебнами в стоявших на пути крестного хода Верхнем Свято-Троицком и Воскресенско-Ильинском храмах, Сергиево-Казанском соборе.
Гришечкина Н. В

Loading...Loading...