Можно ли представить себе райское блаженство? Вечное блаженство быть собой.

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Сказки любви и о любви И было им знамение… (Кажется, из какой-то сказки) Князь Игорь расценил затмение солнца как неблагоприятный знак, как знамение неуспеха его военного предприятия. Он знамения воспринимал всерьез. - А вы? Мы привыкли, что созданию семьи должна

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Найти гармонию и блаженство Гармония -- это когда человек на верном пути, когда он неотделим от пути, -- зарабатывает себе на жизнь увлекательной и созвучной его личным ценностям работой, осуществляя свои таланты. Гармония -- это когда человек проводит время с возлюбленной,

Из книги Ты - богиня! Как сводить мужчин с ума автора Форлео Мари

Истина 5: Если вы хотите гарантий в любви, вы не хотите любви Чтобы сохранить душевное спокойствие, отстранитесь, как будто вы - главный правитель вселенной. Ларри Айзенберг, писатель Быть подлинно неотразимой - значит капитулировать перед тем фактом, что в жизни и любви

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

О любви В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: «потребности души рождают дружбу, потребности ума - уважение, а потребности тела - сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь», т.е. любовь = дружба + уважение + сексуальное желание. Все эти явления могут

Из книги Пути в иные измерения автора Меррелл-Вольф Франклин

13. БЛАЖЕНСТВО НИРВАНЫ В Потоке мы находимся в присутствии Непрерывного Движения, которое вместе с тем можно охарактеризовать как Неизменность. В некотором смысле мы можем сказать, что Ключ к Бессмертию должен быть непрерывно творческим, оставаясь в то же время вечно тем

Из книги Просветленный секс [Нечто совершенно иное] автора Дейда Дэвид

глава четырнадцатая. блаженство цервикального оргазма Почти месяц три-четыре раза в неделю я пальцами ласкал ее влагалище. Сначала я массировал области клитора и точки-G, лишь изредка позволяя себе войти поглубже. Через несколько недель я перешел к шейке матки.- Ой!

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

От слепой любви к любви осознанной Из примеров Макса и Антонеллы мы видим, что очень важно найти того члена семьи, с которым идентифицируется ребенок, и включить его в систему снова, чтобы все члены семьи могли его видеть. Если исключенного родственника принимают с

Из книги Эротический и эротизированный перенос автора Ромашкевича под ред. М. В

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Женщина – вила, блаженство и высший разум Малые губы женщины собираются вместе в клиторе. Это – вила, у которой одни концы разъединены, два других соединены. В древности вила означала разум, разум это мудрость и любовь, а мудрость и любовь это блаженство нирваны.Вила

Из книги Альфа-самец [Инструкция по применению] автора Питеркина Лиза

О любви, власти и власти любви Рассказ Виктории Мы познакомились давно, года 3 назад. Он уже был депутатом, а я была новичком в околополитической тусовке и только начинала свой путь в этой непростой для женщины сфере деятельности. Он - баловень судьбы: молодой, красивый,

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

2.28. На блаженство сердца Вновь родившаяся: новая-новая здоровая новорожденная жизнь наполняет сердце. Безмятежное безоблачное новорожденное счастье наполняет сердце. Новорожденное счастье наполняет сердце. Вновь родившаяся: новая-новая здоровая новорожденная жизнь

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Блаженство и надежда Джон и Беатрис провели первые шесть месяцев после знакомства практически закрывшись в комнате, в состоянии блаженного восторга. Джон – биржевой брокер, переживший взлеты и падения дотком-революции. Он впервые пришел ко мне на прием после того,

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Великое блаженство Человек стремится к моногамии, для любви ему нужен объект, но такой, который будет принимать его любовь так же, как отдавать. Одно из величайших достижений нашей жизни заключается в том, чтобы найти своего спутника, с которым мы будем чувствовать

Блаженство достигается в «жизни с Богом», означающей полное предание себя Богу, безграничную на Него надежду («Блаженны все, уповающие на Него», – и др.).

Полное и совершенное блаженство человека-христианина принадлежит будущему состоянию, когда окончательно будет совершена победа над адом и смертью. Об этом будущем блаженстве часто говорит нам Священное Писание: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; и проч.

«Древнееврейское слово ’eser имеет несколько иной смысл, чем русское слово блаженство . Отличие заключается не столько в самом переживании блаженства, сколько в причине или основании для этого переживания.

Для выяснения смысла имени ’eser обратимся к глаголу ’asar (в значении идти прямо , продвигаться , направлять движение ), с которым имя блаженство — ’eser связано и от которого оно, по-видимому, происходит. Этот глагол встречается всего семь раз в Ветхом Завете и употребляется исключительно в контексте выбора или следования тому или иному жизненному пути: «Ходите путем разума (продвигайтесь по пути понимания) » (); «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых (ненаправляйся на пути злых)» (); «Направляй сердце твое на прямой путь» (); «Вожди твои (ведущие тебя, направляющие тебя)» (); «Вожди сего народа (ведущие твой народ)… и водимые ими» (); «Спасайте угнетенного (ис правляйте угнетающего)» ().
Сразу обращает на себя внимание необычность связи слова блаженство -’eser с глаголом ’asar. Если на самом деле имя блаженство -’eser происходит от глагола ’asar и сохраняет в своем смысле движение, энергию глагола ’asar, то тогда блаженство оказывается не связано ни с наступлением радостных событий, ни с получением наслаждения, ни с переживанием спокойного, счастливого благополучия. Верная направленность и способность к направлению жизненного пути составляют содержание блаженства -’eser. Как ни удивительно, но блаженство -’eser наступает не как следствие внешних по отношению человека обстоятельств, когда он лишь пассивно принимает блаженство. Напротив, блаженство -’eser наступает как следствие активной направленности движения человека по выбранному им жизненному пути.

Если мы рассмотрим те случаи, в которых употребляется имя ’eser, то обнаружим подтверждение сделанным выводам. Выражения типа «быть наверху блаженства», которые предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями, не употребляются в Ветхом Завете. В выражении «полнота радостей перед лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» () не употребляется имя ’eser. Напротив, имя ’eser всегда употребляется в выражениях типа: «блажен человек, который…», – и далее следует указание на характерную черту в поведении этого человека, способствовавшую обретению им состояния блаженства. Например, «Благо тебе, земля (блаженна земля), когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (), – то есть страна при таком устроении будет благоденствовать. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (), – то есть люди и слуги при царе будут находиться под его мудрым контролем и руководством и вследствие этого жить успешно. «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней» (), – то есть приобретение мудрости более, чем земные богатства, содействует человеку в достижении полной и счастливой жизни. Особо надежное блаженство у человека, чей успех обусловлен содействием Бога: ; ; и так далее.
В Ветхом Завете никогда не говорится, что Бог прямо сообщает блаженство — ’eser человеку, но содействие Бога, направляющего путь человека, приводит человека к блаженству. Хотя понятие ’eser не предполагает, как русское слово блаженство , воспарение над жизненной ситуацией, его нельзя все же переводить словом счастье , так как счастье наступает, как правило, с приходом радостных событий, с достижением удовлетворения желания и связано с внешней по отношению к человеку, часто случайной удачей.

Таким образом, блаженство -’eser сопряжено с переживанием успешности и правильности выбранного пути. Человек переживает гармонию всех обстоятельств жизни, осмысленность прошлого, настоящего и будущего, уверенность в осуществлении своих жизненных целей, – и главное, переживает способность идти выбранным путем.

Рай, Новый Иерусалим, Горний мир… Цель жизни каждого православного христианина и в то же время самое малознакомое, непонятное и неописуемое место, состояние души…

Господь наш Иисус Христос упоминает 55 раз Царствие Небесное и 32 раза - Царствие Божие. О нем - 12 евангельских притч. И всё же мы крайне мало знаем о нем, об этом Царстве. Знаем, что там будет хорошо, что попавших туда ждет вечное блаженство. Однако характер этого блаженства, его степени нам неизвестны. Апостол Павел ясно сказал об этом блаженстве: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Ничего себе «ясно»! Как раз наоборот!

Господь скрыл от нас, в чем конкретно будет заключаться блаженство вечной жизни, которое во всей силе мы ощутим (дай Бог!) после смерти. Однако Иисус Христос дал нам замечательную подсказку: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Это значит, что предощутить будущее посмертное блаженство мы можем еще здесь, на земле, при условии, если будем иметь в сердце Царство Божие. Вот об этом блаженстве, вполне доступном для каждого человека, и хочется порассуждать.

Блаженство и счастье - одно ли это и то же?

Слово «блаженство» каждый понимает по-своему. На ум приходят «эйфория», «экстаз», «наслаждение», «кайф». Мера блаженства у всех своя, однако, чтобы как-то обобщить разрозненные понятия, подведем их к знаменателю «счастье». Счастье - наиболее понятно для нас, наиболее осязаемо, что ли. Да, у всех оно разное. Для примера я приведу некую усредненную «линейку»: счастье свидания с любимым человеком после долгой разлуки, встреча родителей сына после армии, свадьба, новоселье, спортивная победа, «первый раз в первый класс»… Вот оно, простое человеческое счастье.

Да, за счастье можно посчитать и выезд с друзьями на природу «на шашлыки», веселое хмельное застолье, близость с красивой женщиной… А для кого-то счастье - переночевать зимой в теплом доме, на кровати, а не в подвале, найти на свалке вполне приличную одежду, и просто - сытно поесть сегодня.

Мера счастья у каждого своя. Но у всех «видов счастья» есть общее - одномоментность, фрагментарность.

Мера счастья, повторюсь, у каждого своя. Объединяет все «виды и роды счастья» одно - одномоментность, фрагментарность, нечастость. Счастье - это, я бы сказал, пик, вершина радости. Это нечто чувственное, то, что мы можем осязать органами чувств или переживать душой. Но всё равно - счастье, как любой всплеск, вспышка, волна, сходит на «нет», угасает. И жизнь привычно входит «в берега». Значит ли это, что и блаженство (как синоним счастья) столь коротко? Но ведь Господь нам обещает вечное блаженство, то есть непрекращающееся, не угасающее ни на минуту! Как это? Наверное, все-таки счастье и блаженство - не одно и то же. А что же? На что равняться? Есть другое понятие, которое, думаю, стои т ближе к блаженству - «радость».

«Радости жизни» - истинные и мнимые

Радость воодушевляет человека, наполняет его позитивом. Радостей в жизни много больше, чем «чистого» счастья, потому что радость может быть «растянута» во времени. Например, радость от интересной работы или учебы, радость общения с близкими по духу людьми, радость от возможности самореализации. Пессимисты, правда, пытаются нас убедить, что в нашей жизни радостей мало и больше печальных моментов. Но тут, опять же, всё зависит от человека, к чему он больше стремится - к радости или к печали? Понятно, что радость - явление внутреннего порядка, она зависит от настроя, от отношения: к миру, к людям, к себе.

Современный мир предлагает человеку в качестве «источников радости» развлечения.

Хотя источники радости чаще всего находятся вне нас, уметь радоваться - великий дар. Мы еще поговорим о нем. А пока хочется поразмышлять о «мнимой радости», «мнимом счастье», которые нам вовсю продвигает индустрия. Я уверен, современный высокотехнологичный мир навязывает человеку «пилюли счастья», предлагая в качестве «источников радости» развлечения. Люди так устроены: мы тянемся ко всему новому. Человек испытывает постоянную потребность в новых впечатлениях, новых эмоциях. И для миллионов людей источником этих эмоций и связанного с ним «кайфа» являются развлечения.

Фактически индустрия развлечений, а с нею - махина средств массовой информации, новинки потребительских товаров и прочее - предлагают человеку «счастье в целлулоидной упаковке». Хозяева индустрии давно смекнули, что на стремлении человека к новым эмоциям и радости, связанной с ними, можно делать огромные деньги.

Вот откуда на киноэкранах каждую неделю появляются блокбастеры со всё более умопомрачительными спецэффектами.

Вот откуда соревнование телеканалов во всё более немыслимых проектах: увлечь телезрителя, которому уже приелся стандартный набор «секс-кровь-смех» и который ждет от телеэкрана новых, неведомых ему развлечений.

Вот откуда столько онлайн- и обычных компьютерных игр.

Вот откуда столько разрекламированных товаров-новинок, которые миллионы людей стремятся поскорее купить, чтобы получить очередной «укол счастья», «укол радости». Да, это «лекарство» действует недолго, эмоции быстро стихают, «новое» становится «старым» и… бег по кругу продолжается.

Неужели райское блаженство будет похоже на описанный процесс поглощения новых впечатлений, эмоций, «радостей»? Конечно, нет! Задача теневых хозяев современного мира - как раз отвлечь как можно больше людей от мыслей о Том мире, о рае, Царстве Небесном. Нам предлагают грубые суррогаты радости и счастья, мишень которых - тело, телесные чувства, страсти и похоти. Бессмертная душа и дух человека не интересуют предприимчивых дельцов. Всё нацелено на одну идею: человек, ты живешь здесь и сейчас, в этом материальном мире, другого мира нет и не будет, так что бери от жизни всё! Блаженствуй, пока жив! «А когда я умру?» Давайте не будем говорить о плохом…

Нет, блаженство Тамошнего мира будет иметь совсем иной характер. Попробуем представить, какой…

Всегда радуйтесь!

Мы не сможем войти в радость вечного Царства Божия, если не научимся радоваться здесь, на земле.

Мы веруем в Бога и Богу сердцем, душой. Но если рассуждать даже логически, то получается, что мы, живые люди, не сможем войти в радость вечного , если не научимся радоваться здесь, на земле. Как было сказано выше, радость может быть разной. Та радость, которая нам жизненно необходима для спасения, должна быть связана с Богом, с Небом, с раем. Вот тут-то мы и подходим к заданной теме: возможно ли представить будущее вечное блаженство? В полной мере, во всей своей силе - нет, не можем, поскольку нам это не позволяет тело. Но предощутить ее - попробуем.

Чему же нужно радоваться? Апостол Павел, на которого мы ссылались в начале этой статьи, сказал удивительные слова, которые считаются прямым указанием к правильной христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16-18).

О какой радости говорит Апостол? Я разумею так: радости о всякой твари и творении Божием. Как прекрасен созданный Богом мир, наша Земля, Луна, Солнце, звезды, Вселенная! Оглянись, человек, вокруг, присмотрись к тому, что тебя окружает: пчелам, ласточкам, кошкам, щенкам, бабочкам, листикам, благоухающим цветам. А как причудливы и сказочно красивы облака, неторопливо плывущие над головой! Если выехать за город, то всему можно удивляться и восхищаться: горам, речушке, морю, лесу, полям. Как тут не возрадоваться, не возликовать о красоте земного мира!

Откуда же взяться радости в сердце человека, если формально «меня это дерево не касается», «облака вообще недосягаемы», «мне дела нет до этой синички или пчелы»? Действительно, так думают многие, поэтому не умеют радоваться обыденным, как им кажется, вещам. А если посмотреть по-другому? И дерево, и облако, и синичка, и пчела - это творения Божии. В них, как в зеркале, отражается невидимый премудрый Творец. И если научиться искренне радоваться этим творениям, то в душе будет рождаться славословие Господу за эту земную красоту. И Господь тут же откликнется, наполнив душу неземной радостью - радостью о Нем. В ответ захочется возблагодарить Его - за дар жизни, за здоровье, за возможность созерцать созданную Им красоту, радоваться ей. Видите, как быстро исполняется повеление святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите». Одно идет за другим, рука об руку.

Гоняемся за экстремальными удовольствиями, ищем острых переживаний, именуя их «счастьем», а счастье - оно ведь рядом.

В суете повседневной беготни мы разучились вот так, искренне радоваться. Утром проснулся: «Слава Богу, жив, могу увидеть это солнце, могу встать на свои ноги, могу пойти, куда хочу». Казалось бы, мелочь, пустяк. Но ведь полотно жизни нашей соткано из этих мелочей и пустяков. Мы гоняемся за каким-то немыслимыми, экстремальными удовольствиями, ищем новых острых переживаний, которые почему-то именуем «счастьем», а простое, обыденное счастье - оно ведь рядом. Нужно только захотеть увидеть его, обрести его, прочувствовать его.

Поцеловал жену перед уходом на работу, потрепал вихрастую шевелюру сына - скажи сердцем: «Слава Тебе, Господи, за эту тихую семейную радость». Увидел нищего на улице, положил ему в протянутую руку 5-10 рублей, или булочку, или печенье: «Слава Тебе, Господи, за радость служения ближним». Удалось сегодня кому-то оказать милость, помочь, поддержать: «Благодарю Тебя, Господи, за братьев Твоих меньших, которыми Ты посетил меня сегодня». Здоров? «Слава Тебе, Боже, за дар здоровья, за дар свободного дыхания, за дар нормального пищеварения». Встретил одаренного добром и светом человека? «Слава Тебе, Иисусе Христе, за встречу со светом Твоим…»

Большая беда наша в том, что в стремительной погоне за земными удовольствиями и ширпотребовским счастьем мы не замечаем этих вещей. Углубленные в себя, в свой «волшебный внутренний мир», мы не видим красоту облаков, не слышим аромата распустившейся розы, не чувствуем теплого дыхания летнего ветерка, не понимаем, а зачем мы вообще здесь, на земле… А ведь понимание смысла жизни, своего высшего предназначения - великое счастье, открывающее человеку двери в невидимый огромный мир, в котором наш, земной мир - пылинка.

Вечное блаженство

Если мы научимся видеть отражения Творца в созданном Им мире, если мы всей душой полюбим эти отражения, и через них - Бога, нам захочется увидеть Самого Творца - и в этом будет заключаться вечное блаженство в мире, где мы будем видеть Его «лицом к лицу» (1 Кор. 13: 12).

Если мы научимся жертвенно любить ближних, отдавать всего себя ради блага ближних, то войдем в вечное блаженство общения с Тем, Кто из любви к нам пожертвовал Собою, отдал всего Себя ради нашего блага.

Если мы научимся радоваться о Господе, обращать к Нему свой благодарный мысленный взор всякий раз при соприкосновении с добром, любовью, благостью, совершенством, которыми полон наш мир, то войдем в вечную радость добра, любви, благости, совершенства в Том мире, ибо именно ею «дышит» Тот мир, имея источником любви и добра Самого Бога.

Если мы посвятили жизнь поиску правды и истины, жаждали и алкали этой правды и истины, если научились находить эту правду и истину единственно в Боге - то в жизни будущего века войдем в полное обладание этой правдой и истиной, что принесет, само собой, блаженство, по слову Спасителя: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6).

Если мы искали свет в этом погруженном во мрак греха мире и радовались, находя свет в сердцах добрых людей, посвятивших жизнь другим Христа ради, свет в своих добрых делах - то в Царстве Небесном войдем в вечный свет жизни, свет Христов, по слову Его: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12).

Если мы находили утешение и радость в молитве к Господу, Божией Матери, святым, ангелам, то в Горнем мире эта радость останется с нами, усиленная в неисчислимое число раз, ибо мы будем лицезреть тех, к кому мы на земле изливали свою душу. И сама молитва будет доставлять великое наслаждение.

Логичный итог праведной жизни

Блаженство будет усиленным в миллионы раз состоянием души человека, которого она достигла добродетельной жизнью на земле.

Таким образом, как мне кажется, райское блаженство не станет для верующей, любящей Бога души каким-то совершенно неожиданным, свалившимся из ниоткуда счастьем. Скорее всего, это блаженство будет усиленным в миллионы раз состоянием души человека, состоянием, которого она достигла добродетельной и благочестивой жизнью на земле. Не зря же все святые в один голос говорят, что земная жизнь - это подготовка к вечной небесной жизни.

Да, нужно , ибо мы ежечасно впадаем в грехи, нужно очищение, ибо ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (см.: Откр. 21: 27). Нужна борьба со своим «ветхим» человеком ради человека нового, обновленного благодатью Христовой. И крайне нужна нам радость о Господе - предвестница вечной радости, вечного блаженства жизни с Тем, к Кому были устремлены все чаяния и надежды, Кому была посвящена земная жизнь, Кем живились душа и тело.

Трудно приобрести эту искреннюю радость, ибо много зла в мире, да и сатана сильно мешает. Но если ее стяжать, если припасть всем существом своим к Творцу, всюду искать Его волю и исполнять ее, всюду видеть Его благой Промысл и Его созидающую руку - то райское блаженство начнет разливаться в сердце еще при земной жизни.

А как призовет нас к Себе Господь наш Иисус Христос, как покинем мы этот временный мир и эту тленную телесную оболочку, то вступим в блаженство обладания сокровищем, которое мы собирали на земле - день за днем, милостью за милостью, молитвой за молитвой. Дай, Господи, нам вечное блаженство Твое, Источник которого - Ты, Господи!

Лоно Авраамово. Деталь иконы "Символ веры" из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1680-е годы

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Познакомить учащихся с любовной лирикой Ф.И.Тютчева;
  • Определить, что вбирает в себя понятие “любовь” у Ф.И.Тютчева;
  • Познакомить с некоторыми страницами биографии Ф.И.Тютчева.

2. Развивающие:

  • Развивать устную монологическую речь учащихся;
  • Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы;
  • Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к чувствам;
  • Воспитывать бережное отношение к лирике и живописи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ведение в тему.

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное – дарит надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает её по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное. Любовь – это сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке (“Лунная соната” Бетховена), живописи (“Джоконда” Леонардо да Винчи) и, конечно, в литературе. ведь во все времена писатели и поэты пытались найти “формулу” любви, ответить на вопрос, что же такое любовь…

(Чтение стихотворения В.А. Рождественского)

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Иль обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

3. Целевые установки:

Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные "формулы" любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.

(Учитель читает цитаты вслух):

  • "Тебе любовь – как высшая награда…" (Франческо Петрарка (1304 -1374) – ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)
  • "Любовь – над бурей поднятый маяк,
    Не меркнущий во мраке и тумане.
    Любовь – звезда, которою моряк
    Определяет место в океане ". (Уильям Шекспир (1564 – 1616) – великий англ. драматург, поэт, актёр)
  • "Любовь – неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём" (М. Пришвин (1873 – 1954))
  • "Только влюблённый имеет право на звание человека" (А. Блок (1880 – 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её "формулу"!

Конечно, пытался это сделать и Ф. И. Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Цель урока: Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим, какого его представление о любви (его "формулу" любви) и как оно отразилось в его творчестве.

Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.

Т. В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы, появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Тютчев не мог себе представить, что значит жизнь без самого сокровенного её таинства – любви. До конца своей жизни Тютчев сохранил мысль, что страстная любовь в своих возможностях может дать истинное счастье человеку.

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

4. Актуализация знаний.

1) Вводное слово учителя

В середине XIX века в русской поэзии общепризнанными считались два направления. С одной стороны, Некрасов и поэты его школы. Представителей этого направления волновали общественно – политические проблемы, в центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями.

Одновременно существовало в поэзии другое направление, ориентировавшееся на теорию “искусства для искусства” (А. Фет, А. Майков, А. Толстой, отчасти Ф. Тютчев).

Поэты “чистого искусства” уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали своё внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях.

Существует большое количество фактов, свидетельствующих о непримиримой борьбе двух направлений, но, очевидно, что нельзя, например, свести творчество Некрасова только к одним, “гражданским мотивам” и не замечать у него произведений общенационального и общечеловеческого характера. С другой стороны, лозунг “чистого искусства” не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

2) Беседа.

– Какие признаки поэзии “чистого искусства” вы помните?

  1. Поэзия намеков, догадок, умолчаний;
  2. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а “летучее” настроение поэта;
  3. Искусство не должно быть связано с жизнью;
  4. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира;
  5. Поэзия для избранных.

Вы знакомы с любовной лирикой Пушкина, Лермонтова… Помните стихотворение “Я вас любил”? Чувство главного героя безответно, но он желает счастья любимой женщине. Его любовь светла и возвышенна. Лирический герой Лермонтова в любви сосредоточен прежде всего на себе, его мучает ревность, поэтому возлюбленная обвиняется в варварстве и измене. А как же воспринимает любовь лирический герой Тютчева? Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она диалогична: строится на сочетании двух голосов, присутствуют он и она. При этом её чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины. Лирический герой ощущает неспособность ответить ей столь сильным чувством. Он не способен подняться до её высоты и силы чувств.

5. Работа по теме урока.

Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Александровна Денисьева

Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные любовные стихи.

1) Сообщение учащегося об А.Крюденер.

Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 года, когда приписанный сверхштатным чиновником к русской дипломатической миссии в Мюнхене двадцатилетний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд. Но влечение, которое молодые люди почувствовали друг к другу с первых встреч, отметало все сомнения по поводу их разного положения в обществе.

Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия, несмотря на нежные чувства к Тютчеву, дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем, он продолжал пребывать в Мюнхене, надеясь на то, что Амалия одумается, сможет уговорить родителей переменить решение. Но, к сожалению, все было напрасно.

(Чтение стихотворения).

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.

И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.

2) “Живая картина”

Представьте себе: Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер . Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое. Послушайте романс в исполнении И. Козловского и ответьте на вопросы:

  • 1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?
  • 2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

М.У.: звучит романс “Я встретил Вас…” Приложение 2

Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: "С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты..." Вообще, мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева, о чём свидетельствуют такие стихи: "Я встретил Вас и всё былое...", "Я помню время золотое...", "Сей день, я помню для меня..."

Т. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева.

3) Сообщение об Эмилии Элеоноре Петерсон

Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон. “…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”, – писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

Но, к сожалению, их брак длился недолго. Элеонора Фёдоровна Тютчева умерла 27 августа (7 сентября) 1838 г., спустя 2 месяца после пожара, вспыхнувшего на пароходе “Николай 1”, на котором она вместе с детьми ехала к мужу в Турин. В ту страшную майскую ночь (30 мая) Тютчевы потеряли почти все, что имели и оказались в крайне стесненном материальном положении. Благодаря самообладанию Элеоноры Фёдоровны дети были спасены, однако от сильной простуды и глубокого нервного потрясения сама она так и не смогла оправиться. По семейному преданию, “Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя”.

Из письма В.А.Жуковскому: “Есть ужасные годины в существовании человеческом… пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все – таки жить. Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая… и вдруг поймем… и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится”.

Поэт долго не может забыть свою Элеонору, все вспоминает о ней. Спустя 5 лет в письме Эрнестине Дёрнберг он пишет: “Сегодняшний день – 9 сентября – печальное для меня число. Это был самый ужасный день моей жизни, и, не будь тебя, он был бы, вероятно, последним моим днём”.

(Чтение стихотворения)

Ещё томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой,
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

(Чтение стихотворения)

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны –
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило – благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.

4) Слово учителя.

После смерти первой жены – Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – Нести и Лёля.

Эту мучительную раздвоенность своей “греховной” любви Тютчев, прежде всего, осознавал сам, но ничего не мог с собой поделать.

(Чтение стихотворения)

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты мое земное провиденье!.

5) Сообщение об Эрнестине Фёдоровне Дёрнберг.

Эрнестина Фёдоровна Дёрнберг была женщиной редкого склада характера с прекрасным образованием. Помимо красоты и ума Фёдор Иванович нашёл в ней и глубокую духовную близость и “роковую страсть”, которая “потрясает существование и в конце концов губит его”. Эрнестина боготворила Тютчева, хотя была сброшена его человеческой слабостью “ в бездну страданий, в море печали”. Она прощала Тютчеву всё. Она увенчала своё служение Тютчеву подвигом, выучив русский язык, чтобы читать его стихи.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаянья у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она в пору его великого горя, после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: “… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина”. Величие и красоту её души Тютчев оценил давно.

(Чтение стихотворения)

"Люблю глаза твои, мой друг":
Люблю глаза твои, мой друг
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их преподымешь вдруг,
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг.
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного “я”. В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.

(Чтение стихотворения)

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Что можно в этом изменить, что исправить, было слишком поздно. Тринадцать лет назад, когда эта история любви только началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, то дело моё будет кончено”.

Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. “Денисьевский цикл” – вершина любовной лирики Тютчева.

(Чтение стихотворения)

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.

6) Сообщение о Е.А.Денисьевой.

50– е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако, Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда мы не смог решиться на это Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь – с краха и жертвы. В "Денисьевском цикле" много личного, выстраданного самим поэтом.

(Чтение стихотворения)

Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
О, как все это я любила!
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось,
О, Господи! И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.

(Чтение стихотворения)

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

"О, как убийственно мы любим...".

– Соблазн запретной любви ставил Тютчев ставил выше любви "невинной". Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью. Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти. Любовь – это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...". В чём же убийственный характер любви?

(Это значит любить сильно, порой до изнеможения, а там, где нет любви, смерть.)

– Обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь – это прекрасно, а убийство – это большой грех. Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?

(Оксюморон)

– С какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи?

(Междометье О).

– Какую функцию оно выполняет здесь?

(Эмоционально – усилительную функцию.)

– И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Какой стилистический приём использует здесь автор?

(Риторические вопросы)

Какую функцию они выполняют?

(Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.)

Верно, лирический герой хочет понять самого себя, свою душу. Почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"?

– Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Слово "рок" не раз появляется в стихотворениях Тютчева: "Две силы – есть две роковые страсти", – скажет поэт. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий.

Т. Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий...

Стихотворение "Предопределение".

– Как вы понимаете, что такое "поединок роковой"? Как поэт передаёт трагедию любви, с помощью каких средств?

(В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, приносит страдание, оказывается не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы.)

6. Итог урока.

Любовь – по Тютчеву – это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.

Через сто лет после смерти Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: "Жизнь не туманна – она железна". В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того, чтобы выстоять в этой "железной" жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

Домашнее задание: сделать письменный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о любви (по выбору учащихся).

Все призывают: «Наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены. Пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены. Читая и объясняя строфы бенгальской песни, написанной несколько столетий назад великим духовным учителем, проповедовавшим философию сознания Кришны, Шрила Прабхупада указывает, что есть наслаждение более высокое, чем сексуальное, и советует нам, каким образом его обрести.

Нароттама дас Тхакур, который написал эту песню, был знаменитым ачарьей (духовным учителем), и все его песни почитаются наравне с Ведами. В этой песне он изображает себя обычным человеком, таким же, как любой из нас. Взывая к Хари, Господу Кришне, он сетует: хари хари бипхале джанама гонаину «О мой Господь, жизнь моя прошла впустую, ибо я не поклонялся Тебе» .

Люди даже не подозревают, что впустую проживают свою жизнь. Они думают: «У меня роскошная квартира, шикарный автомобиль, красивая жена, солидный доход и высокое положение в обществе». Все эти материальные блага заставляют нас забыть, что цель нашей жизни – поклоняться Кришне.

В одном стихе из «Шримад-Бхагаватам» (5.5.8) описываются удовольствия материальной жизни:

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам
тайор митхо хрдайа-грантхим ахух
ато грха-кшетра-сутапта-виттаир
джанасйа мохо ‘йам ахам мамети

Основой всех материальных соблазнов является секс: пумсах стрийа митхуни-бхавам этам . Мужчину неудержимо влечет к женщине, а женщину – к мужчине. После того как они вступают в связь, между ними возникает сильная привязанность: тайор митхо хрдайа-грантхим ахух . «Хрдайа» означает «сердце», а «грантхим» – «прочный узел». Итак, после того как мужчина и женщина вступили в половые отношения, тугой узел в сердце окончательно затягивается. «Не могу тебя покинуть,- говорит он.- Люблю тебя всем сердцем, жизнь моя». И она говорит: «Не могу покинуть тебя. Люблю тебя больше жизни!».

Все это длится несколько дней. А затем – развод.

Но начинается все с секса. Секс – это основа всех материальных привязанностей. Секс обставлен у нас множеством общественных условностей. Брак – это общественная условность, которая облекает секс в благопристойные одежды, не более того. Иногда говорят, что брак – это узаконенная проституция. Но для поддержания общественных приличий люди вынуждены придерживаться некоторых моральных принципов, несколько ограничивать удовлетворение чувственных потребностей. Поэтому цивилизованные люди признают, что есть разница между половыми отношениями в браке и половыми отношениями вне брака, которые ничем не отличаются от совокупления животных.

Во всяком случае, когда двое людей так или иначе соединяются, им тут же требуется хороший дом (грха ) и своя земля (кшетра ). Затем идут дети (сута ). После того как вы обзавелись женой и домом, у вас возникает желание иметь детей, ибо без детей семейная жизнь не доставляет радости. Путра хинам грхам шунйам : «Дом без детей подобен пустыне» . Дети – истинная радость, даруемая семейной жизнью. Наконец, существует еще круг родственников, или общество (апта ). И все это требует денег (виттаих ). Итак, нужны деньги.

Вот так человек запутывается в сетях материального мира и попадает во власть иллюзии. Почему это иллюзия? Неужели такие важные вещи, как жена, дети, деньги – иллюзия? Сейчас вы считаете, что у вас все в порядке, и все в домашней жизни вас удовлетворяет: квартира, жена, дети, общественное и служебное положение,- однако, когда вашему телу придет конец, вы лишитесь всего этого. Вы будете вынуждены оставить все и перейти на новую ступень существования. И вы не знаете, какой будет эта ступень. Ваше следующее тело может быть телом человека, кошки, собаки или полубога и т.д. Вы этого не знаете. Но каким бы ни было новое тело, как только вы покинете свое нынешнее тело, вы забудете обо всем. Вы не сможете вспомнить ни кем были вы, ни кто была ваша жена, ни какой был у вас дом, никакая сумма лежала на вашем банковском счету – ничего. Всему придет конец.

Все исчезнет подобно тому, как лопаются пузырьки пены в океане. Бесконечное движение волн в океане порождает миллионы и миллиарды пузырьков, которые тут же лопаются, прекращают свое существование.

Такова и материальная жизнь. Живое существо проходит через многие формы жизни, переселяется с планеты на планету, пока не обретет человеческое тело. Человеческая жизнь дает нам возможность понять, как мы переселяемся из одного места в другое, из одного тела в другое и попусту теряем время, не понимая, каково наше изначальное положение и почему мы страдаем.

Все это необходимо понять, пока мы пребываем в человеческом теле. Но, вместо того чтобы попытаться выяснить, каково наше истинное положение, мы посвящаем все свое время сексу, жене, дому, собственности, детям, обществу, деньгам и положению (митхуни-бхавамигрха-кшетра-сутапта-виттаих ). Мы в плену у всего этого и губим свою жизнь .

И Нароттама дас Тхакур от нашего имени скорбит: «О Господь, я погубил свою жизнь». Почему? Манушйа-джанама паийа радха-кршна на бхаджийа: «Человеческая жизнь дается для того, чтобы мы могли постичь Радху и Кришну (Господа и Его энергию) и поклонялись Им. Но вместо того, чтобы искать Радху и Кришну, я гублю свою жизнь в погоне за чувственными наслаждениями».

Далее он продолжает сокрушаться: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай . «Ну почему у меня нет желания петь мантру Харе Кришна?» Пение мантры Харе Кришна – это трансцендентная вибрация; эти звуки не принадлежат материальному миру. Они исходят прямо из трансцендентной обители Кришны. Именно оттуда к нам дошли трансцендентные звуки мантры Харе Кришна. Эти звуки подобны сиянию солнца. Вы не можете достичь солнца – оно далеко, очень далеко от вас,- однако вы понимаете, что солнечный свет исходит от солнца. Тут не может быть никаких сомнений. Так и звуки мантры Харе Кришна доносятся с Голоки, планеты Кришны (голокера према-дхана). И это пение приносит с собой любовь к Кришне (према-дхана означает «сокровище любви к Кришне»).

Нароттама дас Тхакур сокрушается: хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай «Почему же у меня нет желания петь мантру Харе Кришна?» . Для чего нужно петь эту мантру? Это объясняется в следующей строке: самсара-бишанале диба-ниши хийа джале джураите . «Пение мантры Харе Кришна – единственное средство против яда чувственных удовольствий, жгущего сердце» . «Хийа» означает «сердце». Наше сердце всегда что-нибудь жжет. Почему? Потому что оно влечет нас к удовлетворению чувств. Как бы я ни старался удовлетворить свои чувства, они требуют все больше и больше. Люди пробуют удовлетворить потребности своих чувств столькими способами и, кажется, дошли в этом до последней точки: изобрели стриптиз и как называется эта короткая юбка?

Ученик. Мини-юбка.
Шрила Прабхупада. Да, мини-юбка. (Смеется.) Секс – основа основ материального мира, поэтому все призывают: «Наслаждайтесь сексом, наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены, ибо удовлетворение чувств – не тот путь, который ведет к истинному блаженству. Вы вечная душа, и, пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены, какие бы чувственные удовольствия вы ни испытывали. Вы будете искать новых и новых удовольствий, но удовлетворения так и не найдете.

Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит, что мы страдаем в самсара-бишанале. Самсара означает наши материальные потребности в еде, сне, совокуплении и самозащите. Все это подобно жгучему яду. Затем он говорит: «Этот яд сжигает мое сердце, но я даже и не искал то, что может облегчить мои муки – мантру Харе Кришна. У меня нет желания петь эту мантру, стало быть, я погубил свою жизнь».

Затем он говорит: враджендра-нандана джеи шачи-сута хоило сеи. Пение Харе Кришна принес Сам Господь Кришна, Враджендра-нандана, в образе Господа Чайтаньи, Шачи-суты. Кришна выступал в роли сына Махараджи Нанды, царя Вриндавана, поэтому Его называют Враджендра-нанданой. А Господь Чайтанья выступал в роли сына Шачи, поэтому Его называют Шачи-сутой. Верховному Господу очень нравится, когда Его называют именем, связанным с именем Его преданного или Его энергии (Его преданные также составляют Его энергию). У Него нет отца, ибо Он Сам отец каждого, но когда Он нисходит на землю, то избирает какого-нибудь Своего преданного Своим отцом. Когда чистый преданный хочет, чтобы Кришна стал его сыном, тот принимает его как Своего отца.

Нароттама дас Тхакур говорит, что Враджендра-нандана (Кришна) сейчас явился под именем Шачи-суты (Господа Чайтаньи), а Баларама (брат Кришны) стал Нитаем. И какова же цель Их явления в этом мире? Дина-хина-джата чхило хари-наме уддхарило : спасать все несчастные, греховные обусловленные души, вовлекая их в пение мантры Харе Кришна . В эту эпоху, Кали-югу, не найти ни одного благочестивого человека, не говоря уж о святом. Все погрязли в грехах. Но, дав людям мантру Харе Кришна, Господь Чайтанья спас всех их, даже тех, кто пал очень низко. «Пойте же Харе Кришна,- сказал Он,- и вы будете спасены».

Каково же подтверждение того, что Господь Чайтанья спас даже самых закоренелых грешников? Тара сакши джагаи мадхаи . Джагай и Мадхай были братьями, погрязшими во всевозможных грехах. Родились они в уважаемой брахманской семье, но, общаясь с дурными людьми, превратились в грешников. Такое случается и в наше время: люди, населяющие страны Запада, происходят от арийских родов, самых достойных родов, но, общаясь с дурными людьми, они опустились на самое дно. Они занимаются недозволенным сексом, принимают одурманивающие средства, едят мясо и играют в азартные игры. Таким образом, Джагай и Мадхай весьма напоминали наших современников, и Господь Чайтанья спас их, просто научив петь мантру Харе Кришна.

Нет сомнения, что мантра Харе Кришна спасет все падшие души. Это не просто слова. Любой, кто поет эту мантру, каким бы ни было его прошлое, очистится и станет святым. Он станет чистым человеком и разовьет в себе сознание Кришны.

Повторяя мантру Харе Кришна, мы очистим свое сердце, которое сейчас горит, как в огне. Тогда мы поймем: «Я вечный слуга Верховного Господа, Кришны». Обычно, чтобы достичь этого, нужно прожить много, много жизней. Это подтверждает Кришна в «Бхагавад-гите» (7.19) .

«Бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате»

«Прожив множество жизней, истинно мудрый человек предается Мне».

Почему? Васудевах сарвам ити : «Потому что он убеждается, что Васудева, Кришна, есть все» . Но такая великая душа встречается очень редко (са махатма су-дурлабхах ).

Однако Господь Чайтанья показал, как можно стать такой великой душой, не прилагая чрезмерных усилий. Что для этого надо сделать? Просто петь Харе Кришна. Поэтому в конце своей песни Нароттама дас Тхакур говорит: ха ха прабху нанда-сута вршабхану-сута-джута коруна карохо эи-баро . «О мой Господь Кришна, Ты сейчас предстал передо мной вместе со Своей внутренней энергией, энергией наслаждения – Радхарани. Будь же милосерден ко мне. Не пренебрегай мной, закоренелым грешником. Вся моя минувшая жизнь – беспросветная тьма, и все же не пренебрегай мной. Пожалуйста, прими меня. Не гони меня прочь. Я душа, предавшаяся Тебе» .

Итак, мы все должны идти по стопам Нароттамы даса Тхакура. Чтобы очиститься, нам нужно повторять мантру Харе Кришна. А как только наше сердце очистится, у нас не останется никаких сомнений в том, что Кришна – Верховный Господь, а мы – Его вечные слуги. Мы забыли об этом. Да, мы служим, но не Господу, а своим чувствам. Мы так и не стали повелителями. Мы не повелители своих чувств, а их слуги. Таково наше нынешнее положение.

Так почему бы не стать слугой Верховного Господа, вместо того чтобы оставаться слугой своих чувств? На самом деле можно стать господином своих чувств, только став слугой Кришны. Иной возможности нет. У вас есть выбор: или быть годасой, или госвами. Того, кто является слугой своих чувств, называют годасой, а господина своих чувств – госвами. Он управляет своими чувствами. Когда его язык жаждет отведать пищи, не предложенной Кришне, такой человек думает: «О язык, тебе нельзя прикасаться к этой еде. Это не кришна-прасад». Вот так можно стать госвами, повелителем чувств.

Если человек не позволяет своим чувствам действовать ради собственного удовлетворения и направляет всю свою деятельность на служение Кришне, это и есть преданное служение. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате : преданное служение – это использование своих чувств для удовлетворения повелителя чувств . Верховный повелитель чувств – это Кришна. Сейчас мы используем свои чувства для служения самим себе. Это называется майей, иллюзией. Но, когда те же самые чувства мы займем служением Кришне, мы достигнем совершенства. Мы не прекращаем деятельность своих чувств, но очищаем их в процессе служения Господу. Это и есть сознание Кришны.

Ученик. Шрила Прабхупада, почему Господа Иисуса называют Сыном Божьим? Если Кришна обычно чей-то сын, каким образом Иисус.
Шрила Прабхупада. Вовсе не «обычно». Кришна – высший отец, но иногда, побуждаемый любовью, Он становится сыном Своего преданного. В Своем изначальном состоянии Кришна не сын, а отец (ахам биджа-прадах пита ). Но иногда Он по Своей воле становится чьим-то сыном, чтобы Самому почувствовать отцовскую или материнскую любовь Своих преданных.

Когда чистый преданный молится: «Дорогой Господь, я хочу, чтобы Ты стал моим сыном»,- Кришна отзывается на его молитву. Так Его родителями стали Васудева и Деваки. В предыдущей жизни они предавались суровому подвижничеству. Они были женаты, но между ними не было интимных отношений. Они были полны решимости остаться бездетными, если только Господь не согласится стать их сыном. Поэтому они многие тысячи лет предавались суровому подвижничеству. Тогда Господь, представ перед ними, спросил:
– Чего вы хотите?
– Мы хотим такого сына, как Ты.
– Другого такого же сына, как Я, нет. Я Сам стану вашим сыном.

И вот Кришна, Господь, отец всех живых существ, по собственному желанию становится сыном Своего преданного. Но во всех других случаях Он играет роль верховного отца.

Ученик. Шрила Прабхупада, я прочел в «Шримад-Бхагаватам», что тот, кто стал освобожденной душой, обретает полную свободу, такую же, как у Кришны, или даже большую. Не могли бы вы это объяснить?
Шрила Прабхупада. Да, возьмем, к примеру, Васудеву. Он более велик, чем Кришна. Или мать Яшода. Вы видели картину, изображающую, как Яшода связывает Кришну веревкой?

Ученик. Кришна там в образе маленького ребенка?
Шрила Прабхупада. Да, Верховный Господь, Личность Бога, внушает всем страх, но Сам боится матери Яшоды. «Прошу тебя, мамочка, не связывай меня,- молит Он.- Я буду послушным!»

Так мать Яшода оказалась выше Бога, Кришны. Философы-майявади (имперсоналисты) хотят стать равными Богу, слиться с Ним, но наша философия позволяет стать даже выше Кришны. Зачем быть равным Кришне, если можно стать более великим, чем Он? И в самом деле, Кришна делает Своих преданных более великими, чем Он Сам. Другой пример – Арджуна. Кришна согласился стать его колесничим. Именно Он был истинным героем битвы на Курукшетре, но Он уступил лавры Своему преданному: «Арджуна! Ты будешь почитаться героем сражения, а Я буду твоим колесничим».

Кришна подобен отцу, который хочет, чтобы сын превзошел его. Если отец – кандидат наук, он хочет, чтобы сын получил степень доктора. Тогда отец будет доволен. Он не потерпит, чтобы его превзошел кто-то чужой, но радуется, видя, что сын пошел дальше его. И точно так же Кришна, Верховный Господь, хочет, чтобы Его преданный превзошел Его. Это доставляет Ему радость.

Loading...Loading...