Петров пост: летнее таинство очищения. Традиции и обычаи

Наступает Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником . Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли , наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при : Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о , о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто, значит - разумно и без психического надлома).

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционой притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

В 2016 году Петров пост начинается 27 июня и продлится до 12 июля. Как питаться в этот период? Почему Церковь столько внимания уделяет апостолам Петру и Павлу? О чем напоминает их апостольское служение? Какие главные задачи стоит поставить перед собой каждому верующему? Читайте в предлагаемой статье.

Длительность

Длительность Петрова поста имеет две особенности:

  • дата начала поста зависит от Пятидесятницы , так как особо воздерживаться в пище и упражняться в молитве православные начинают в понедельник, на Восьмой день после праздника Святой Троицы;
  • заканчивается пост всегда 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

Поэтому в зависимости от ранней или поздней Пасхи верующие постятся от восьми дней до шести недель. В 2016 году — 15 дней.

Название

На самом деле Петров пост посвящен двум первоверховным апостолам Петру и Павлу, сыгравшим важнейшую роль в проповеди Евангелия и жизни Церкви.

Но в названии «закрепился» только первый апостол.

Почему же так? Скорее всего из-за того, что слово «Петропавловский» намного длиннее: не так удобно писать и произносить вслух.

Кроме этого, есть и другие названия:

  • народное — Петровка;
  • более соответствующее — Апостольский пост.

Есть ли в Евангелии основания для Петрова поста?

В это время верующие вспоминают всех апостолов, после сошествия Святого Духа посвятившим себя проповеди христианства. Так как, по преданию, перед служением все ученики Иисуса готовились, соответственно постились и молились, то и христиане переняли эту традицию.

Непосредственно в Евангелии нет прямых указаний на установление этого поста и соблюдение его в среде учеников Спасителя. Но подтверждение можно найти в иных фрагментах Священного Писания.

  1. Когда в начале следования за Христом апостолы не смогли исцелить бесноватого, то Христос сказал, что демоны изгоняются постом и молитвой. После Пятидесятницы и проповеди по всему миру ученики Иисуса исцеляли многих больных, в том числе и от беснования, даже воскрешали мертвых.
  2. Во Втором послании к коринфянам апостол Павел рассказывает, что во время путешествий и проповеди он подвергался многим трудностям, а также проводил время в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:27).

Сам пост в истории Церкви утвердился тогда, когда начали освящать храмы в честь святых Петра и Павла. Это приблизительно 337 год, время правления Константина Великого.

Особенности меню

Соблюдать Петров пост намного легче, чем все иные, ведь он считается не строгим и, к тому же, выпадает в летний период.

Как и во все посты, запрещенными продуктами считаются мясные изделия, молочные (молоко, масло, творог, сыр), а также яйца.
Зато можно вкушать рыбу , правда, в определенные дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье, крупы и грибы, во все дни, кроме среды и пятницы.

Более строгими считаются понедельник, среда и пятница.

В понедельник, согласно уставу, разрешается вкушение вареной пищи, но без растительного масла. В среду и пятницу — сухоядение. Это значит, что в эти дни вкушают сырые овощи и фрукты, а также хлеб.

Сам пост можно назвать самым легким не только из-за отсутствия запрета на рыбное меню, а и потому, что в летнее время, особенно когда жарко, человеку свойственно питаться более легко. Да и не приходится, как зимой, тратить крупные суммы, чтобы купить овощи, фрукты или ягоды.

Если позволить себе более дорогую рыбу может не каждый, то приготовить салат из огурцов, помидоров и зелени или, например, рагу из кабачков будет по карману любому. Тем более, если за всем этим вам придется идти не в магазин, а на огород.

Но ограничения в пище — это лишь вершина айсберга. Прочной основой поста может быть только молитва. Именно с нее и начинали апостолы, идя на проповедь в разные уголки мира.

Также Петров пост напоминает еще об одном важном аспекте жизни каждого верующего — важности изучения Библии и современной проповеди Евангелия.

Верховные апостолы

Именно об апостолах Петре и Павле говорят в первую очередь, когда речь идет об Апостольском посте. Каждый из них имел свой особый путь служения Богу.

Апостол Петр

Родной брат Андрея Первозванного, он был обычным рыбаком из Галилеи, старшим сыном некоего Ионы. До встречи с Христом уже успел создать семью.

В обычной жизни звали его Симоном . Имя Петр (с древнегреческого — «скала, камень») этому ученику дал Сам Спаситель. Еще Христос сказал: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… (Мф. 16:18).

Есть разные версии понимания этого отрывка, но после Пятидесятницы просвещенный Святым Духом апостол Петр обращался к ученикам Христа и первым христианам с проповедью, преломлял хлеб. Считается, что он был одним из первых епископов, католики даже называют его Первым папой.

Можно сказать, что проповедь святого Петра была основанием для распространения веры Христовой.

Согласно библейскому тексту, апостол Петр отличался вспыльчивым нравом :

  • он шел по водам навстречу Спасителю, но по маловерию начал тонуть;
  • фактически первым открыто назвал Христа Сыном Божьим, когда другие апостолы еще не пришли к этой мысли;
  • клялся Христу в верности, но потом, не осознавая, трижды отрекся от Спасителя и до конца своих дней каялся в этом.

Для многих он служит примером того, как преображается человек, придя к вере. Он проделал путь от бедного необразованного рыбака до первоверховного апостола, от отрекшегося от Сына Божьего до преданного Ему ученика. Преданность Богу святой засвидетельствовал не только проповедью Благой Вести, но и мученической кончиной. А умер он на кресте . Вот только распят был не так, как Христос, а головой к земле.

Апостол Павел

Жизненный путь святого Павла кардинально отличался, но вел к одной и той же точке — проповеди христианства и Царству Божьему.

Будущий проповедник родился в эллинистическом городе Тарсе в зажиточной семье и был назван Савлом — в честь царя Саула. Был очень образованным человеком того времени, учеником уважаемого многими богослова Гамалиила. Как и отец, Савл принадлежал к фарисеям, которые, как известно, выше всего ставили букву Закона.

Вот поэтому он — сын знатных родителей, гражданин Рима и верный иудей — с самого начала не мог принять христианство и стал преследователем учеников Христовых.

Чтобы расправиться с христианами — «отступниками от Закона» — он направился в Дамаск. Но по пути ему явился Сам Христос и обратился: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9: 4). На три дня гонитель даже лишился зрения.

Но потом исцелился от христианина Анании и принял святое крещение. Согласно предположениям историков, это был 34 год. Всю оставшуюся жизнь, а это приблизительно до 68 года, апостол Павел посвятил проповеди и миссионерству. Он совершил три масштабных апостольских путешествия, посетил много стран и городов, о которых частично свидетельствуют 14 посланий , написанных в разное время и для разных людей.

Иерусалимские иудеи обвинили Павла в том, что он вводил язычников в Храм Соломона. Поэтому святой пережил много судов, за время ожидания решения посетив с проповедью новые города и написав несколько посланий.

Мученическую смерть он принял приблизительно в 68 году (по иным данным — в 64-м) во время правления Нерона. Его не распяли на кресте только потому, что ему, как гражданину Рима, не положено было умереть такой «позорной» смертью. Поэтому апостол Павел был обезглавлен.

Первоверховным апостолам, твердо стоявшим в вере и проповедующим в среде язычников, в наше время молятся многие христиане, в первую очередь просят их об укреплении в христианстве и просвещении отошедших от Церкви и заблудших в ереси.

Об особенностях Петрова поста смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Во время Петрова поста следует воздерживаться от продуктов животного происхождениям, а по средам и пятницам еще и от рыбы. Совсем строгий монастырский устав предполагает более строгие ограничения в рыбе и отказ от растительного масла в некоторые дни. Но это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся в Петров пост мягче. Традиционно установилось правило исключения животной пищи во все дни поста и рыбы по средам и пятницам.

При этом, если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.

Также мы должны понимать, что у каждого могут быть свои личные обстоятельства, влияющие на меру поста. Такие ситуации лучше всего обсуждать со своим духовником.

Петровский (Петров) пост - летний многодневный пост, готовит христиан к дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православная церковь празднует 12 июля

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически - апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел - обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты - он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) – в 2018 году выпадает на 4 июня.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна - эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2018 году он выпадает на 4 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2018 году он длится 38 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости – разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что «истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много».

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост - это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака - венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься - волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием - руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

Брак, заключенный в пост, - недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, - то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост - не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день - год обещает быть богатым на радостные события.

Данный календарь приводится в соответствии со строгим монастырским уставом. На его основе можно понять, какие дни в пост являются более строгими, какие - менее. Но каким именно ограничением будет измеряться ваша мера строгости поста следует опредять из личного опыта, обстоятельств и посоветовавшись с духовником или знакомым священником.

Петров пост по дням

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Подробно о каждом дне Петрова поста — в нашем материале.

В ответ на вопрос «Как правильно провести Петров пост?», в первую очередь, я бы посоветовал читателям сайта «Фомы» не пропустить этот пост вовсе. Не будем делать вид, что в это время летнего поста мы также будем готовы сосредоточиться на личном покаянии, как в дни печальные Великого поста. Но это не значит, что нужно махнуть на него рукой. Здесь стоит подойти с несколько иной стороны. Найти некую цель, помимо пищевых ограничений, которые тоже должны быть согласованы с вашими силами.

Вспомним, что Петров пост посвящён памяти апостолов. Апостолы – первые проповедники христианства, первые миссионеры. Так вот, если бы мы в эти недели несколько больше сосредоточились на том, чтобы своей жизнью не давать соблазна людям, не отталкивать их от церкви – это то, что точно может сделать каждый. Постарались бы свою веру сделать более сознательной. Несколько расширили свои познания относительно церковных традиций, чтобы ответы окружающим были не от ветра головы, а от некоторого знания церковного предания. Если мы хотя бы 2-3 книжки прочитаем, которые сделают несколько глубже наше осознание православия, потрудимся немного вместо сидения в социальных сетях или перед телевизором, тогда смысл поста будет этим исполнен.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. В течение самого поста каждый день тоже имеет свое особое значение. Предлагаем читателям «Фомы» небольшой рассказ о каждом дне Петрова поста со ссылками на публикации сайта о некоторых святых и святынях.

Первый день Петрова поста.

Мч. Василиска (308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540).
Свв. отцов II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила пресвитера (1942).

Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Прмч. Михаила черноризца (IX). Прп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460).Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (2001).

Прп. Симеона столпника Дивногорца (596). Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). лж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста, и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218).

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850) . Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857).Прмц. Елены (1938). Прмч. Тавриона (1939).

Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мч. Георгия Нового (1515). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп (IX). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521).Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прав. Иоанна Русского, исп (1730).
Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597).

Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, епископа Парижского (576). Сщмч. Елладия, епископа (VI-VII). Свт. Геронтия, митрополита Московского и всея Руси (1489). Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.
Прмч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931). Прп. Ираклия, исп. (1936). Прмц. Гермогены (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Прмц. Феодосии девы, Константинопольской (730).Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса Анзерского (2000).Мц. Феодосии девы, Тирской (ок. 307-308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938). Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).
Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око

Память Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской, сщмч. Василия пресвитера.

Память ап. от 70-ти Ерма Мч. Ермия. Мч. Философа. Сщмч. Философа пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая.

14 июня:
Память мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана. Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прав. Иоанна Кронштадтского. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного. Прп. Иустина Поповича, Челийского. (Серб.) Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры.

Память свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского. Вмч. Иоанна Нового, Сочавского. Сщмча Пофина, епископа Лионского и с ним пострадавших Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских. Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской. Киево-Братской иконы Божией Матери.

Память мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы, прп. Варлаама Хутынского. Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии прмч. Киприана. Сщмч. Михаила пресвитера.

Также в этот день Церковь вспоминает перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву и чествует образы Югской иконы Божией Матери, Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери.

Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

В Вологде этот день празднество всем преподобным отцам Вологодским.

Память Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского, мчч. Фронтасия, Северина, Северина и Силана, мч. Конкордия. Сщмч. Астия, еп. Диррахийского. Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского, сщмч. Георгия пресвитера (Серб)., сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (Серб.), сщмч. Петра пресвитера. Обретение мощей сщмч. Петра, архиепископа Воронежского.

Память сщмч. Дорофея, еп. Тирского, Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Прп. Анувия, пустынника Египетского. Прп. Феодора чудотворца. Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида. Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского. Свт. Константина, митр. Киевского и всея России. Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского. Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера.
Также в этот день Церковь чествует образ Игоревской иконы Божией Матери.

Память прп. Виссариона, чудотворца Египетского. Прп. Илариона Нового, из обители Далматской. Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прп. Паисия Угличского. Прп. Ионы Климецкого. Прп. Рафаила исп.

Также в этот день Церковь чествует образ Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

В этот день Церковь прославляет Собор Иваново-Вознесенских святых и чтит память сщмч. Феодота Анкирского. Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина. Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской. Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского. Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра. Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров.

Память вмч. Феодора Стратилата. Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского. Прп. Зосимы Финикийского. Свт. Феодора, еп. Суздальского. Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских.

Также в этот день Церковь чествует образ Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.

Память свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прав. Алексия Московского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских. Прп. Александра, игумена Куштского и вспоминает обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

В этот день Церковь прославляет Собор Рязанских святых, Собор Сибирских святых.

Также в этот день Церковь вспоминает обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609).

Память свт. Иоанна, митр. Тобольского. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского. Прп. Силуана, схимника Печерского. Сщмч. Тимофея пресвитера.

Собор преподобных отцев Псково-Печерских.

Память апостолов Варфоломея и Варнавы. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского.

Также в этот день Церковь чествует образ иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая»).

Память Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских. Прп. Арсения Коневского. Прп. Онуфрия Мальского, Псковского. Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Прп. Стефана Озерского, Комельского. Обретение мощей и второе прославление блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

Память Мц. Акилины. Прп. Александры Дивеевской. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Мц. Антонины. Прп. Анны и сына ее Иоанна. Прпп. Андроника, Саввы, иконописцев Московских. Сщмч. Алексия пресвитера. Мц. Пелагии.

Память преподобного Мефодия, игумена Пешноского. Прославляет собор Дивеевских святых , а также вспоминает пророка Елисея и Святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. А также вспоминает святого пророка Амоса.

В этот день церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского.

Память святых мучеников Халкидонских - Мануила, Савела и Исмаила.

Память преподобного Варлаама Хутынского, мучеников Триполийских - Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери.

Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Второе воскресенье по Пятидесятнице. День памяти Всех святых в земле Российской просиявших.
Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, Благоверного князя Глеба Владимирского. А также прославляет Собор всех преподобных отцов во Святой Горе Афонской просиявших.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского.

В этот день церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского.

В этот день церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери.
А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни.

Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского.

В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского.

Память праведной Иоанны мироносицы и преподобного Сампсона странноприимца. А также прославляет: Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых.

Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, а также вспоминает перенесение мощей святых мучеников Александрийских - Кира и Иоанна.
Завершается Петров пост.

Петров пост - один из двух летних постов. Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста.

Как поститься в Петров пост

Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. В этом году Петров пост начинается 4 июня.

Петров пост - не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.
Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания - с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Петров пост - что можно есть?

Петров пост - нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Чтобы трапеза была не во вред здоровью и при этом, действительно, постной, можно активно использовать в блюдах овощи, грибы, ягоды и фрукты. Существует огромное разнообразие блюд для Петрова поста.

Пост и беременность

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:

Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду - например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.

Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.

Как правильно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).

Loading...Loading...