Православные приходы в италии. Беседовала Анна Голубицкая

Начало существованию "Православной Церкви Италии" было положено в 1991 г., когда «епископом Априлийским и Латиумским» Антонио (де Россо), отделившимся от «Православной Церкви Португалии» , была зарегистрирована независимая Равеннская епархия. Антонио (де Россо) является бывшим римо-католическим священником, лишенным священного сана. До присоединения к Португальской Церкви некоторое время принадлежал к Бельгийской Старокатолической Церкви. Епископское посвящение получил в юрисдикции «Православной Церкви Португалии», однако вскоре покинул и данную группировку. В 1993 г. епископ Антонио подал прошение о присоединении к канонической Болгарской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Максимом. Постановлением № 264 от 6 октября 1995 г., принятым на синодальном заседании болгарских архиереев, независимая итальянская епархия была включена в состав Болгарского Патриархата на условиях автономии. В Болгарской Православной Церкви церковно-административная единица, возглавлявшаяся епископом Антонио (де Россо), получила наименование «Автономная Епархия Равеннская и Итальянская». Однако пребывание данной структуры в ограде канонической Церкви оказалось недолгим. В 1997 г. епископ Антонио перешел в схизматическую Болгарскую Православную Церковь, возглавлявшуюся «патриархом» Пименом, что было подтверждено постановлением раскольнического Синода № 190 от 1 июля 1997 г. После означенной смены церковной юрисдикции епископ Антоний был возведен в сан «митрополита», а подчиненная ему епархия обрела статус митрополии, получив наименования «Православная Церковь Италии» и «Итальянская Автономная Митрополия». Помимо этого митрополит Антоний стал постоянным членом Священного Синода раскольнической Болгарской Церкви.

В январе 2007 г. в общение с «Православной Церковью Италии» вошел «митрополит Авлонский и Виотийский» Ангелос (Анастасиу), бывший иерарх старостильнического «каллиникитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. «Митрополит» Ангелос родился в 1950 г. Окончил богословский факультет Афинского университета. Пребывал в юрисдикции старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположен во диакона в 1975 г., во иерея в 1978 г. Во епископа Фессалоникийского рукоположен в 1996 г. В 2002-2007 гг. находился в юрисдикции т.н. «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции.

В 2008 г. в юрисдикцию "Православной Церкви Италии" вошел "архиепископ Острийский и Латиумский" Базилио (Грилле), иерарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)". В новой юрисдикции он приобрел титул "архиепископа Флорентийского".

"Архиепископ" Базилио является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). "Архиерейскую" хиротонию принял 26 февраля 1995 года в юрисдикции «Священного Миланского Синода». В начале 2007 года вошел в юрисдикцию «Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической».

20 февраля 2009 г., на шестьдесят восьмом году жизни упокоился основатель и "Предстоятель" данной религиозной организации "архиепископ Равеннский, митрополит всея Италии" Антонио (де Россо). Новым "Предстоятелем" автоматически стал усвоивший себе титул "митрополита" второй "иерарх" "Православной Церкви Италии" "архиепископ" Базилио (Грилле Мичелли).

«Православная Церковь Италии» сохраняет в своей литургической практике юлианский календарь. Кафедральный храм находится в монастыре святого Антония деревне Априлиа. В составе группировки имеется десять храмов, богослужения в которых совершаются на итальянском и украинском языках. Последнее обстоятельство объясняется тем, что среди последователей «митрополита» Антония имеется достаточное количество эмигрантов украинского происхождения.

В настоящее время «Православная Церковь Италии» входит в раскольническую «семью Поместных Православных Церквей», в которой, помимо нее, состоят альтернативная «Болгарская Православная Церковь», Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Черногорская Православная Церковь и Православная Церковь Македонии.

После католицизма православие - вторая по числу верующих в Италии религия. Русские православные церкви и приходы можно найти во многих точках Апеннин. Сегодня их насчитывается около 50 на всем полуострове...

Интересный факт - за последние годы православная конфессия расширилась в десятки раз. Около 1,4 миллиона верующих посещают православные церкви и приходы в Италии. Это выходцы из России, Украины, Беларуси, Молдовы, но не только. На службе можно увидеть и итальянцев. Один просто интересуется славянской культурой, у второго жена «из наших», третий добровольно и всем сердцем принял православие. А четвертый - сам батюшка ли даже настоятель! Но об этом чуть ниже. А пока что совершим маленький экскурс в занимательную историю русского православия на территории благословенных итальянских земель.

Первыми русскими храмами в Италии стали домовые церкви русской аристократии, еще в первой четверти 19 столетия. Например, в усадьбе у княгини Е.Голициной, графа Н.Демидова и Д.Бутурлина. И хотя государственные решения об открытии православных храмов на Апеннинах были приняты еще в конце 18 века, на практике ни одно из них не было исполнено. Что поделаешь, времена были лихие, бурные политические события, как и сейчас, тормозили многие славные начинания. Лишь в 1823 году в Тоскане был открыт первый, скажем так, «дипломатический» храм.

С новой силой русская православная жизнь во всей Европе «расцвела» после революции 1917 года. Для многих эмигрантов вера стала последним оплотом. «Мы потеряли родину, но осталась церковь», написал один из тех, кто оказался вынужден покинуть новую Россию… Большую роль в расширении русской православной общины в Италии, конечно, сыграла крупная волна эмиграции в начале 1990-х. Когда в страны «загнивающего империализма» хлынул огромный людской поток из бывшего СССР - в поисках новых возможностей для работы, в поисках лучшей жизни.

Итак, православных церквей и приходов в Италии около полусотни. Сегодня мы расскажем про несколько самых известных.

МИЛАН

Паломничество в Милан обычно пролегает вдоль светящихся яркими витринами роскошных улиц Монтенаполеоне и Спига, строгой «Ла Скалы» и ажурного Дуомо. А между тем в итальянской столице моды находится множество православных святынь и несколько (мы насчитали 7) активных православных приходов.

Православный Храм святых Сергия Радонежского и Серафима Сарова

Parrocchia dei Santi Sergio di Radonez e Serafino di Sarov

Милая православная церквушка находится в самом сердце Милана - недалеко от via Dante, ведущей к замку Сфорца, на тихой улочке Джулини (via Giulini), на углу с улицей Порлецца (via Porlezza). Приход святых Сергия и Серафима располагается в боковой капелле Сан-Винченцо - когда-то большой церкви при женском монастыре, основанном еще в 8 веке. Во время второй мировой бомбы союзников оставили от этого монастыря одни руины. В конце 1960-х удалось восстановить лишь небольшую его часть, внутри которой разместились «по-соседски» кинотеатр, силовая установка и приход православной церкви.

Нынешний настоятель храма, архимандрит Димитрий (Фантини) - итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям. По профессии отец Димитрий - доктор, и до пенсии совмещал две этих службы. В больнице врачевал тела, в приходе - души.

К отцу Димитрию приходят не только русскоязычные, но и итальянцы. Архимандрит говорит, что некоторые из его соотечественников не просто остаются и переходят в православную веру. Есть такие, кто становится монахом. Есть те, кто священником сегодня служит в других приходах на севере Италии.

Православно-Греческая Церковь Благовещения Святой Богоматери
Chiesa Greco-Ortodossa dell’Annunciazione della SS. Madre di Dio

Этот православный храм находится в районе Corso Buenos Aires, на перпендикулярной ему улице Ромоло Джесси (Romolo Gessi, 19), недалеко от метро Lima. Храм занимает уцелевшую часть исторического здания, где когда-то располагался городской лазарет для больных чумой, свирепствовавшей в Милане в 1630 году. Эти трагические события ярко описал знаменитый итальянский писатель-романист Алессандро Манзони.

РИМ

Церковь святителя Николая Чудотворца

Русский православный храм на улице Палестро (Via Palestro, 69/71) - самый старый из русских приходов в Италии. По указу императора Александра I он должен быть построен еще в 1804 году. Уже и решили, во имя кого освятить церковь - во имя апостолов Павла и Петра. Но внешнеполитическая ситуация помешала, и храм (теперь уже святителя Николая Чудотворца) увидел свет лишь в 1823 году.

Несколько раз он менял свое местоположение. А в 1867-1870 отношения между русской православной церковью и папским престолом накалились до того, что на три года Никольскую церковь вообще закрыли, и русские ездили в Неаполь на богослужения.

Новый и по сей день актуальный адрес храм приобрел в 1931 году, когда приход получил в наследство трехэтажный особняк княжны М.Чернышевой («Палаццо Чернышев»), завещанный ею ещё в конце 1800-х. деньги. Пожертвования на устройство храма были получены даже от королевы Италии Елены Савойской.

Церковь Святой великомученицы Екатерины

И в этом случае история начинается издалека - в конце 19 века, когда начался сбор средств на строительство православного храма в Риме. «Царскую лепту» в 10 тысяч рублей внес Николай II. Вслед за ним пожертвования делали великие князья, московские фабриканты и сибирские золотопромышленники. А с 1913 года сбор средств шел по всей России-матушке. В 1915 году возглавляемый князем Абамалек-Лазаревым Строительный комитет приобрел участок на холме у набережной реки Тибр на имя посольства России. Однако революция помешала задуманному.

Лишь спустя 80 лет о строительстве храма в Риме заговорили снова, и в 2009 году на вилле Абамелек на территории Посольского комплекса был возведен храм Святой великомученицы Екатерины. Сегодня он считается одной из достопримечательностей Рима. В храме хранятся важные святыни, среди которых - мощи святой великомученицы Екатерины.

ФЛОРЕНЦИЯ

Для начала нужно сказать, что "русская Флоренция" — это целый культурно-исторический феномен. Богатый и многогранный. Особая тяга россиян к красоте Тосканы и ее мягкому климату выражалась не только в частых путешествиях. На залитых солнцем тосканских землях пару столетий назад возникла целая колония состоятельных аристократов и художников.
Православная церковь стала не только одним из самых высоких проявлений русской жизни во Флоренции. Своими прекрасными формами и убранством она обогатила и дополнила культурное достояние "колыбели Ренессанса".

Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца

Строительство этой красивейшей церкви началось еще в 1899 году. За основу проекта было взято московско-ярославское зодчество 17 века - то есть периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Роскошный мраморный иконостас - дар императора Николая II.

Случилось так, что после революции Русская церковь не могла больше поддерживать храм, и вскоре перешел под крыло Константинополя. В 1920-1930х в нем находились усыпальницы членов греческой королевской семьи - королев Ольги и Софии, короля Константина I.

Однако сегодня прекрасная церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца находится в составе русской православной церкви. Она располагается на via Leone X, недалеко от Центрального вокзала.

САН-РЕМО

Храм Христа Спасителя

Chiesa di Cristo Salvatore

В 1875 году Сан-Ремо впервые посетила Мария Александровна. Российская императрица провела здесь все зимние месяцы. Морской курортный город и без того славился среди русской аристократии своим мягким теплым климатом, способным вылечить почти любые болезни. А после визита Ее Величества жизнь высшего русского общества в Сан-Ремо и вовсе забила ключом. Сюда приезжали на зиму многие известные семьи. А ближайшие православные храмы находились в Ментоне и Ницце.

В начале XX века русская община Сан-Ремо выступила с инициативой построить православный храм. Пожалуй, это первый в Италии случай, когда с идеей выступили не российский Императорский двор, а не Синод, а именно люди. Необходимые средства на строительство были собраны очень быстро. И сам царь выделил 2 тысячи рублей. В 1912 году был заложен первый камень, а через год после этого Храм Христа Спасителя увидел свет.

Православный храм в Сан-Ремо возведен по проекту легендарного архитектора Щусева в стиле московских соборов 17 века. Известно, что его кузина Анна Суханина, которая постоянно жила в Италии, однажды обратилась к двоюродному брату, и он безвозмездно сделал эскиз и подготовил чертежи. А далее церковь строилась под руководством Пьетро Агости - известного архитектора того времени.

Украшенный изразцами и каменной резьбой русский православный храм считается одним из самых красивых зданий в Сан-Ремо. В годы Второй мировой с ним случилось удивительная история - пробив крышу, в церковь попала бомба. Она застряла в полу и не разорвалась!

ТРИЕСТЕ

Церковь Святого Спиридона (по-другому Православный храм Святой Троицы и Святого Спиридона)

Церковь православной сербской общины в Триесте можно отыскать на улице Святого Спиридона (via San Spiridione), что у Большого Канала (Grande Canale). Этот один из старейших православных храмов Италии основан в 1869 году и выполнен в неовизантийском архитектурном стиле.

Образцом для этого стиля - с его приземистыми куполами - послужил Софийский храм в Константинополе и особенно ярко проявился именно в церковном зодчестве. Другой яркий пример - белоснежная базилика Сакре-Кер в Париже.

АПУЛИЯ

Церковь святителя Николая Чудотворца
La Chiesa Russa di Bari

Еще один оплот русского православия находится на самом «каблуке» Италии, в апулийском городе Бари. Говоря об этом храме, снова никак не обойтись без упоминания имени знаменитого русского и затем советского архитектора Алексея Щусева, которого называют одним из самых крупных знатоков древне-русского зодчества. Между делом напомним, что именно по проектам Щусева были возведены мавзолей Ленина и Казанский вокзал в Москве, храм-памятник на Куликовом поле и многие важнейшие российские достопримечательности.

Итак, строительство Церкви Святителя Николая Чудотворца в Барии продолжалось 6 лет - с 1913 по 1919ый. Средства на это снова собирали по всей Руси. По «Высочайшему повелению» на праздники святителя Николая Чудотворца во всех храмах на территории Российской империи устраивался тарелочный сбор - «на БарГрад». Сам Николай II пожертвовал в этот раз 10 тысяч рублей.

Ансамбль церковных построек на Corso Benedetto Croce выполнен в стиле псковско-новгородского зодчества 15 века. В храме есть два придела: верхний — святителя Николая Чудотворца и нижний — святителя Спиридона Тримифунтского. Среди святынь этой церкви - икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

В 2011 году Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналов 2 рубля с изображением церкви Николая Чудотворца в Барии - прекрасного, наполненного светом места, куда каждый православный человек может прийти в порыве отчаяния, чтобы обрести успокоение и душевный мир…

Ноябрь 2, 2016

В Италии титульная религия - католицизм, но немало и православных храмов и приходов. Даже если вы не являетесь сторонником христианских конфессий, посетить святые места будет интересно всем.

Самые известные направления для паломничества:

Бари.
Один из самых почитаемых святых в странах постсоветского пространства - Николай Чудотворец (Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский). В Италии известен как San Nicola di Bari (Святой Николай из Бари).
Базилика Святого Николая (ит. Basilica di San Nicola). была специально построена для хранения мощей святого, которые привезли из древнего города Мира (сейчас находится в Турции). Принадлежит католической церкви, но в крипте (подземное помещение) базилики проходят совместные православные богослужения. По четвергам, если они не совпадают с другими важными праздниками, совершаются богослужения византийского (греческого) обряда.
9 мая (в православии это 22 мая) - праздник города Бари и день перемещения мощей Николая Чудотворца.
Памятные даты в православии: 19 декабря, 22 мая, 11 августа, каждый будний четверг.
Для католиков это: 6 декабря, 9 мая, 29 июля.
Largo Papa Urbano II, 70122 Бари, Италия

Церковь святителя Николая Чудотворца (для итальянцев - La Chiesa Russa di Bari /// Русская церковь в Бари). Принадлежит Московской Патриархии и Русской Православной Церкви Заграницей. Построена по византийскому типу двухэтажных церквей, в псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь построена относительно недавно - в начале прошлого века. Строительство было связано с устройством в Бари подворья специально для паломников, прибывающих к мощам Николая Чудотворца. Сейчас на территории церкви находятся 2-х и 3-х этажные здания для всех желающих. Стоимость и условия проживания на официальном сайте Патриаршего подворья:
http://bargrad.com
Corso Benedetto Croce, 130-140, 70125 Бари, Италия

Таранто.
Скальные церкви — довольно распространённое явление для Италии. Это когда в природных ущельях организованы религиозные места с соответствующим антуражем. Апулия в VIII-X веках была довольно пустынным краем и сюда бежали монахи-иконописцы, после того как в Византии император Лев III в 726 году запретил писать святые иконы. Для житья и своих творений они выбирали природные убежища, в которых и написали уникальные фрески. По-итальянски ущелье — gravina. Этим же словом и называют такие скальные церкви.
Где посмотреть:
⇒ Региональный природный парк «Земля гравин» (ит. Il Parco naturale Terra delle Gravine)
⇒ В небольшом городе Массафра расположены две действующие гравины: святого апостола и евангелиста Марка и гравину Божией Матери делла Скала.
Palazzo De Notaristefani — Massafra Via Vittorio Veneto, 15

Loading...Loading...