Преподобный алексий человек божий. Электронные публикации

Житие преподобного Алексия, человека Божия

В Риме , в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа , разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил:

Я не достоин жить на земле Бога моего.

Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою:

Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни и опорою в нашей старости.

Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием.

С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей:

Женим нашего сына.

Слова эти очень обрадовали Аглаиду, и она, припав к ногам мужа, сказала:

Пусть Бог благословит намерение твое, чтобы мне видеть супружество сына моего и детей его; эта великая радость побудит меня быть еще более щедрой к убогим и неимущим.

После этого они обручили Алексия с девицею из царского рода, а затем над ними было совершено таинство бракосочетания в церкви св. Вонифатия, и весь день тот до ночи прошел в веселии и ликованиях. По окончании торжества, святой Алексий вошел, с благословения отца своего, в комнату невесты и нашел ее сидящею на кресле. Взяв свой золотой перстень, он завернул его вместе с драгоценным поясом в порфирную ткань и отдал невесте со словами:

Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя Своею благодатью возникновению в нас новой, истинно христианской жизни.

Сказав это, он удалился в свою комнату; здесь святой Алексий заменил богатые одежды бедными и вышел тайно из дома и города, захватив с собою из своего собственного имущества немного золота и драгоценных камней. Придя к морю, он нашел корабль, отправлявшийся в Лаодикию , на который и сел, отдав предварительно положенную плату. Во время пути святой Алексий так молился Богу:

Боже, - говорил он, - спасающий меня со дня моего рождение, спаси меня и теперь от суетной мирской жизни и удостой меня на Страшном Суде Твоем стояние на десной стороне со всеми благоугодившими Тебе.

По прибытии корабля на место, святой Алексий вышел на берег, где встретил путников, направлявшихся в Месопотамию , он присоединился к ним и пошел вместе с ними в Эдессу , в которой хранился нерукотворенный образ Господа Иисуса Христа, посланный Им во время земной жизни Своей князю эдесскому Авгарю. При виде образа Христова, святой Алексий весьма обрадовался и, продав все взятые из дома драгоценности, полученные от продажи деньги роздал нищим, а сам оделся в рубище и стал жить подаянием. Местом пребывание святого была паперть церкви Пресвятой Богородицы, а жизнь его была строго подвижническая: он постоянно постился, лишь немного съедая хлеба. И даже воду пил в чрезвычайно умеренном количестве; каждый воскресный день святой Алексий приобщался Пречистых Христовых Таин и всю свою милостыню всегда раздавал престарелым нищим. Ходил он с постоянно опущенной вниз головою, возносясь умом к Богу, непрестанно размышляя о Нем. От такой суровой жизни иссохло всё тело святого, увяла красота лица, глаза впали и зрение ослабело.

На рассвете, когда святой Алексий уже ушел из дома, пришли родители в комнату невесты и к удивлению нашли ее одну, сидящую в скорби с печальным лицом. Они начали всюду искать своего сына и, не нашедши нигде, горько плакали, - так радость их обратилась в горе. Мать святого, вошедши в комнату свою, затворила окна, постлала вретище и, посыпав его пеплом, с рыданиями бросилась на него, причем молилась и говорила:

Я не встану и не выйду из затвора своего до тех пор, пока не узнаю, что случилось с моим единственным сыном, - почему и куда он ушел.

Невеста, стоя около неё, тоже говорила со слезами:

И я не уйду от тебя, но, как пустыннолюбивая и верная голубица, с печальным пением ищущая по горам и долинам потерянного мужа, буду терпеливо ждать известия о муже своем, - где он и какой образ жизни избрал себе.

Отец также был весьма опечален; он повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его, но приняли за нищего и подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде.

Святой Алексий прожил в Эдессе при церкви Пресвятой Богородицы семнадцать лет, и своим житием снискал себе любовь Божию. В это время было об нем откровение пономарю церкви Пресвятой Богородицы: он увидел святую икону Ее, говорящую к нему:

Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем подобно венцу на главе царской.

После видения пономарь искал человека такой праведной жизни и, не находя, обратился с молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи для исполнения данного ему повеление. И опять в видении он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы, что человек Божий есть тот нищий, который сидит у ворот церковной паперти. Пономарь, найдя святого Алексия, ввел его для пребывания в церковь, и многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его. Он же, избегая славы человеческой, тайно ушел из города. Придя на морскую пристань, он сел на корабль плывущий в Киликию , думая про себя: "пойду в Киликию, где меня никто не знает, и буду жить при храме св. Апостола Павла". Во время плавания внезапно, по соизволению Божию, началась на море буря, и корабль, много дней носимый волнами, неожиданно прибыл в Рим. Сойдя с корабля, святой Алексий сказал себе:

Жив Господь Бог Мой! не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего.

На пути к нему он встретил отца своего, возвращавшегося домой из дворца в сопровождении многих слуг. Поклонившись ему до земли, святой Алексий сказал:

Раб Божий, помилуй меня нищего и бедного: дозволь мне поселиться в каком-либо углу двора твоего и питаться крупицами, падающими с твоего стола; Господь же благословит дни твои и дарует тебе Царство Небесное, а если ты имеешь кого-либо из родных твоих, находящегося где-либо в странствовании, то Он возвратит тебе его здоровым.

При словах нищего о странствовании, Евфимиан тотчас вспомнил возлюбленного сына своего Алексия, прослезился и милостиво исполнил его просьбу, дозволив жить во дворе своего дома. Он сказал рабам своим:

Кто из вас хочет послужить этому нищему? Если он угодит ему, то клянусь получит полную свободу и награду от меня. Устройте ему небольшое помещение при дверях дома, чтобы я мог чаще видеть его; пища пусть подается ему с моего стола, и никто из вас не должен оскорблять его.

После этого начал святой Алексий жить при дверях дома отца своего. Евфимиан каждый день посылал ему со своего стола пищу, но он раздавал ее нищим, а сам ел лишь хлеб и пил только воду, да и то в таком количестве, чтобы не умереть от голода или жажды; все ночи он проводил, бодрствуя на молитве и всякий воскресный день приобщался в храме св. Христовых Таин. И удивительно было терпение человека Божия! Много неприятностей и огорчений, особенно поздним вечером, приходилось ему испытывать от рабов отца своего, из которых иные таскали его за волоса, другие заушали, третьи выливали на голову помои, и вообще издевались над ним самым жестоким образом. Он же переносил всё молча, зная, что они так обращаются с ним по наущению диавола, и молитвою вооружался против его козней, побеждая их терпением. Было и другое обстоятельство, побуждавшее его к великому терпению: против его помещения находилось окно комнаты его невесты. Она, подобно Руфи , не захотела идти в дом своего отца, но сидела, горюя со своею свекровью, и часто слышал святой рыдание и жалобы матери и невесты своей - одной об утрате сына, а другой мужа. Их слёзы переполняли его сердце жалостью, но любовью к Богу он побеждал плотскую любовь к невесте и родителям; это терпение почти невыносимых скорбей ради Бога даже утешало его. Так прожил святой Алексий в доме родителей своих семнадцать лет, и никто не узнал его, но все почитали его за нищего, не имеющего приюта; над тем, кто был господином дома, сыном и наследником, рабы издевались, как над пришельцем и чужим. Когда же Господь восхотел призвать его из этой временной жизни, в которой он испытал столько нищеты и лишений, в жизнь вечную, то открыл ему день и час кончины его. Святой Алексий тогда спросил у служащего ему раба чернил, хартию и трость, описал всё житие свое и для убеждения родителей в том, что он действительно их сын, упомянул о некоторых обстоятельствах своей жизни, известных только им одним, написал и о том, что говорил невесте своей в ночь ухода из дома, - как отдал ей перстень и пояс. Письмо свое он окончил следующими словами:

Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном.

Написав это, он молился до самой кончины своей.

Однажды, когда папа совершал в соборной церкви свв. Апп. Божественную литургию, при окончании её во всеуслышание из алтаря раздался чудесный голос: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28). Присутствовавшие в храме в великом ужасе пали на землю, взывая:

Господи, помилуй!

Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна.

По всему Риму искали такого человека и не знали, что делать, так как не находили его. Поэтому, снова собравшись вместе с папою и царем с вечера четверга на пятницу в соборную церковь, совершили в ней всенощное бдение, моля Христа указать им угодника Своего. Утром же в пяток святой Алексий отошел ко Господу. Между тем в церкви, подобно тому как и в первый раз, опять раздался во время богослужение голос из алтаря:

Ищите человека Божия в доме Евфимиана.

После этого царь , обратившись к последнему, сказал:

Почему ты, имея в доме своем такое сокровище, не сообщил нам об этом?

Евфимиан отвечал:

Господь свидетель, что я ничего не знаю.

И, подозвав главного слугу, спросил его:

Не знаешь ли из сотоварищей своих человека добродетельного и угождающего Богу?

Не знаю, - сказал тот, - нет ни одного добродетельного; все живут небогоугодно.

Царь и папа решили сами идти в дом Евфимиана искать человека Божия. Евфимиан, пойдя вперёд, приготовился к принятию папы и царя с вельможами и устроил им торжественную встречу. Сетующая супруга Евфимиана, услышав из комнаты своей смятение и говор на дворе и в доме, спросила.

Что это значит?

И очень удивилась, когда узнала о пришествии царя с папой и о причине их посещения. Невеста также недоумевала, видя из комнаты своей царя и папу, идущих со множеством народа, и старалась объяснить себе это зрелище.

Когда папа, царь и вельможи сели, и наступила тишина, то раб, служивший святому Алексию сказал Евфимиану:

Господин мой, нищий, которого ты поручил мне, не есть ли человек Божий? Я свидетель великих и дивных дел его: он постоянно постится, лишь по истечении дня принимая немного хлеба и воды; все ночи проводить на молитве и каждый день воскресный приобщается св. Христовых Таин; он кротко и с радостью переносит побои и оскорбления, наносимые ему некоторыми рабами.

Услышав это, Евфимиан тотчас поспешил к жилищу нищего и, позвав его трижды чрез окошко, не получил ответа. Тогда он вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым с покрытою головою и согнутой хартией в правой руке. Евфимиан открыл лицо его и увидел, что оно сиеят как лице Ангела; когда же он хотел взять хартию и прочесть, то не мог этого сделать, потому что рука не выпускала ее. Быстро возвратившись к царю и папе, он сказал:

Нашли уже мёртвого того, кого искали; он держит в руке хартию и не отдает нам.

Царь и патриарх, приказав приготовить драгоценный одр, покрыть его богатыми тканями, вынесли честное тело человека Божия и благоговейно положили его на том одре. Преклонив потом колена, они, лобызая священные останки, говорили к нему, как живому:

Умоляем тебя, раб Христов, дай нам сию хартию, чтобы по начертанному в ней мы могли узнать, кто ты.

После этого папа и царь беспрепятственно взяли хартию из руки святого и передали хартуларию великой церкви , Аетию, для прочтения; при великом молчании окружающих он начал читать ее. Когда же он дошел до места, где было написано о родителях и невесте, - о перстне и поясе, переданных ей, тогда узнал Евфимиан в почившем сына своего Алексия. Он упал ему на грудь и, обнимая и целуя его, говорил с плачем:

О горе мне, возлюбленный сын мой! Что ты сделал с нами? Зачем такую скорбь причинил нам? Увы мне, сын мой! Столько лет пребывая с нами и слыша плач родителей твоих, ты не открыл себя, не утешил нас, не смотря на старость нашу, в великой печали, вызванной тобою. О горе мне! Сын мой, любовь моя, утешение души моей, я не знаю, что мне теперь делать, - оплакивать ли смерть твою или радоваться обретению твоему.

Так безутешно рыдал Евфимиан, терзая седины свои.

Аглаида, слыша рыдание мужа и узнав, что умерший нищий есть её сын, открыла двери своего затвора; в разодранной одежде, устремив полные слёз глаза к небу и вырывая распущенные волосы, она шла среди толпы теснившегося народа, говоря:

Дайте мне дорогу, чтобы я могла видеть надежду мою, - обнять возлюбленного моего сына.

Подойдя к одру, она склонилась над телом сына своего, обнимала его и целовала со словами:

Увы мне, господин мой! чадо мое сладкое, что ты сделал? зачем доставил нам столь великую скорбь? Увы мне, свет очей моих! как ты не открылся, столько лет живя с нами? как не сжалился над нами, постоянно слыша наши горькие о тебе рыдания?

Невеста, тридцать четыре года прожившая без жениха и носившая в знак печали чёрные одежды, также пала на честное тело; омочая его ручьями слез и с любовью лобызая; она горько и неутешно рыдала, говоря:

Увы мне, горе мне!

Её рыдание и скорбные жалобы возбудили в присутствовавших слёзы, и плакали все вместе с невестою и матерью.

Царь и папа повелели нести одр с честным телом человека Божия и поставить его среди города, чтобы все могли видеть его и прикоснуться к нему, и когда это было исполнено, сказали народу:

Вот мы нашли того, кого искала вера ваша.

И собрался весь Рим; все прикасались к святому, лобызая его. Все недужные исцелялись: слепые получали зрение, прокаженные очищались, бесы покидали одержимых ими, словом, - какая бы ни была у кого болезнь, каждый получал совершенное исцеление от мощей угодника Божия. Видя такие чудеса, царь и патриарх пожелали сами нести одр в церковь, чтобы приять благодать от прикосновения к телу святого. Родители и невеста с плачем сопровождали их; народа же, стремившегося прикоснуться к честному телу, собралось такое множество, что от тесноты невозможно было нести одр. Чтобы заставить народ отступить и дать дорогу к церкви, царь велел бросать в толпу серебро и золото, но никто не обращал на это внимания; все усиленно желали лишь видеть человека Божия и прикоснуться к нему. Тогда папа обратился с увещанием к народу, прося его отступить и обещая не предавать погребению честное тело до тех пор, пока все не облобызают его и не приимут благодати чрез прикосновения к нему. С трудом убежденный народ немного отступил и дал возможность принести святое тело в соборную церковь, где оно стояло целую неделю, так что каждый желающий мог ему поклониться; всю ту неделю при одре святого Алексия находились плачущие родители и невеста. Царь же приказал сделать гробницу из мрамора, украсить ее золотом и изумрудами, в которую и положили человека Божие; тотчас же от святого тела истекло благовонное миро, наполнившее раку; все помазывались тем миром во исцеление всяких болезней, и погребли с честью честные останки святого Алексия, славя Бога.

Святой Алексий преставился в семнадцатой день марта месяца, в год от сотворение мира 5919-й, от воплощение же Бога Слова 411, когда в Риме царствовал при папе Иннокентии Гонорий, а в Константинополе Феодосий Младший и над всеми ними царствовал всегда владычествующий со Отцом и Святым Духом Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2:

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.


1. Рим, главный город римского государства, находится в средней Италии, расположен по обеим, берегам реки Тибра, при впадении её в море. По древнему сказанию он, был основан Ромулом (ум. 707 г.) на холме Палатинеком в 753 г. до Р. Хр., потом распространился на шести соседних холмах, отчего и называется семи-холмным; указание на эти семь холмов Рима находится и в Апокалипсисе (17:9). В начале своей истории Рим представлял собою только группы хижин, сделанных из глины и покрытых камышом, но затем стал обогащаться вследствие удачных войн о соседними народами - сабиняпами, вольсками, латинянами, галлами, этруссками, которые в 273 г. все были объединены под властью Рима. Тогда римляне начали подчинять себе народы, жившие вне Италии, и скоро Карфаген, Македония, Греция, Иллирия и Азия, перешедшая к римлянам мирным путем по завещанию пергамского царя Аттала III в 132 г., сделались провинциями Рима. В 63 г. римский полководец Помпей вступил после трехмесячной борьбы в Иудею и завял Иерусалим; с этих пор Иудеи сделались данниками Рима и навсегда лишилась своей свободы и независимости. При Августе, первом римском императоре, в 30-й год царствования которого родился Господь Иисус Христос, подчинялся Риму и Египет. Таким образом, пред пришествием Христа Спасителя Рим достиг могущества и славы, включая в свою империю почти все известные тогда народы; богатства со всех стран света стекались в него; дела всех народов решались в римском сенате. Но время могущества Рима, было началом его падения. Беспрестанные войны разоряли и уменьшали зажиточные классы римских граждан, а богатые и знатные фамилии, скупая за бесценок земли разорившихся семейств, еще более богатели; поэтому население Рима разделилось на два класса-богачей а бедных. В то время как роскошь первых доходила почти до невероятных размеров, последние находились в нищете и угнетении; целые состояния тратились на один обед, а бедняки не имели куска хлеба. Со временя покорения Греции, в Риме стали распространяться философские учения, подрывавшие народную религию, и неверие широкой волной разлилось сначала среди высших, а потом и низших классов: предметы религиозных верований открыто высмеивались на сценических представлениях. Вместе с неверием стала распространяться и безнравственность; распущенность, дошедшая до совершения противоестественных пороков (Римл. 1:26-27) заменила собою прежнюю чистоту и строгость нравов. И только возрождающая сила христианства спасла Рим от окончательной погибели. Христианство проникло в Рим очень рано. Уже император Тиверий (14-37 г.) по преданию слышал проповедь о Христе; при преемнике его Клавдии (41-54 г.) в Риме были сильные раздоры между христианами из евреев и иудеями. Пря Нероне (54-68 г.), благодаря проповеди Ап. Павла, продолжавшейся целых 2 года (Деян. 28:30), христиане умножились; в царствование второго императора было первое гонение на христиан, несправедливо обвиненных в поджоге Рима: во время этого гонения приняли мученическую кончину свв. Апп. Петр и Павел. Но гонение не уничтожило христианства: при Домициане (81-91 г.) оно проникло даже в род императора, - брат Домециана Флавий Климент был казнен за то, что был христианин; в царствование этого императора св. Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос, где удостоился откровения о будущих судьбах мира и Церкви (Апок. 1:9). Со времени Нерона и Домициана гонение на христиан воздвигались вплоть до 313 г. Особенно сильны были они при императоре Диоклитиане (285-306 г.), положившем начало разделению римской империи; он избрал себе в соправители Максимина и разделял государство между ним и собою, потом каждый соправитель избрал себе по помощнику, так что империя разделилась на четыре части. По отречении от дел правления Диоклитиана и Максимина, управление перешло к Констанцию Хлору и Галерию, первому наследовал сын его Константин (306 г.), который и издал указ 313 г., дозволявший переход каждому желающему в христианство. Сделавшись единодержавным, (324г.) он перееес свое местопребывание на восток в Византию, названную впоследствии Константинополем. Здесь он окружил себя христианами, которых назначал, на высшие государственные должности; он установил законом празднование воскресного дня, строил много храмов; при его содействии был созвав первый вселенский собор (326 г.). При императоре Феодосии Великом, воспретившем указом 392 г. языческое богослужение, римская империя окончательно разделилась на восточную и Западную (395 г.). Первая пала под ударами турок в 1453 г. при Могомете II, а вторая, в состав которой входили Италия, Африка, Британия в Испания, в 476 г.; в 476 г. после отречения от престола последнего римского императора Ромула Августа над Италиею воцарился предводитель Герулов Одоакр.
2. День у римлян, точно так же как и ночь, разделялся на четыре части, называвшиеся первым, третьим, шестым я девятым часами. Под первым часом разумелись наши; седьмой, восьмой в девятой утра, под третьим - десятой, одиннадцатой и двенадцатой часы, под шестым-первый, второй и третий пополудни, под девятым -четвертой, пятой в шестой пополудни.
3. Отличием порфирных материй от других был их красный цвет; краска для них добывалась из особого рода морских водорослей.
4. Лаодикия, древний город Малоазийской области Фригии на соединении рек Лика и Галифа,был основан Антиохом II (261-246г.) в честь своей супруги Лаодики. Во времена Христа был чуть ли не первым городом Малой Азии, так как лежал на торговом пути, соединявшем восток и Запад. Начало христианства здесь, вероятно, положено не самим Ап. Павлом (Кол. 2:1), а учителем Колссской церкви Епафрасом (Кол. 1:7). Церкви Лаодикийской Ап. Павел написал особое послание; она упоминается и в Апокалипсисе в числе замечательнейших Малоазийских церквей (3:14-22). В 360 г. в Лаодикии был поместный собор, правила которого (60) касательно порядка богослужения, поведения клира и мирян вошли в церковный канон. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен Тамерланом. Теперь лишь одни развалины на невысоком холме близ опустошенного селения Эски-Гиссара говорят о когда-то бывшем здесь древнем городе.
5. Месопотамия, т. е. Междуречье, древняя Сеннаар (Быт. 10:10), место рождения и жительства Авраама до выхода в землю Харран (Быт. 11:28; Деян. 7:2); Так называется пространство, лежащее между реками Тигром и Евфратом, ограниченное на юге Персидским заливом, на севере горами Армении. В более тесном смысле Месопотамией называется северная часть этой области, т. н. Эль-Джезир, тогда как южная часть области известна под именем Вавилонии, нынешняя Ирак-Араби, т. е. древняя Вавилония. В эпоху Римлян страна разделялась на две части, Озроена на западе, перешедшая к Риму в 217 г. по Р. Хр. с главным городом Эдессой и Мигдония на востоке с главным городом Низибидой, завоеванной в 115 г. римским императором Траяном. Начало христианства в Месопотамии положено спутником Ап. Ермы Иудою или Фаддеем - по преданию одним из семидесяти учеников Господа Иисуса Христа; Иуда основал в Эдессе церковь. В окрестностях Низибиды родился св. Ефрем Сирин (Ш-IV вв.); епископ Низибийский Фома Варсума был ревностным поборником несторианской ереси, учившей, что превечно рожденное от Отца Слово Божие только обитало в человеке Иисусе, пребывая с Ним в особом, нравственном соединении. В XI столетии, при нападении сельджуков и турок, Месопотамия склонилась к упадку и теперь принадлежит Турции; жители - турки, курды, арабы, армяне, сирийцы. Месопотамия имела весьма важное историческое значение при ассирийском и вавилонском владычестве.
6. Эдесса, нынешняя Урфа, город на севере Месопотамии на реке Евфрат, с 137 г. до Р. Хр. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Хр. превращена римлянами в восточную колонию. В Эдессе рано распространилось христианство; в IV в. св. Ефремом Сириным здесь была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель эдесской школы, пресвитер Ива. В 641 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Эдесского; в 1144 г. она покорена была турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.
7. Нерукотворенный образ Иисуса Христа или убрус с отпечатавшимся на нем Ликом Спасителя, который Он послал князю Эдесскому Авгарю для исцеления от глазной болезни. Нерукотворенный образ хранился в Эдессе до 994 г., когда был куплен императором Константином Порфирородным и перенесен 16 августа в Константинополь; отсюда он был похищен венецианцами и утонул в Мраморном море. Празднество 16 августа.
8. Киликия, Малоазийская область, лежащая на юго-востоке, сначала подпала под власть Македонии, затем принадлежала Парфянскому и Армянскому царству; в 68 г. до Р. Хр. лучшая, восточная часть ея сделалась римской провинцией; окончательно она покорена при Веспасиане (69-79 г.)- Апостол, Павел был родом из Киликийского главного города Тарса (Деян. 9:11), сюда удалился по своем обращении (Деян. 9:30) и конечно проповедывал здесь Евангелие; во второе путешествие Апостол проходил Киликией, утверждая верующих (Деян. 15:41). Теперь Киликия принадлежит Турции.
9. Руфь, родом моавитянка, удостоившаяся войти в родословную Давида как праматерь его (Руф. 4:17), и поэтому в родословную Самого Иисуса Христа (Мате. 1:5); история её содержится в св, книге, носящей её имя.
10. Это был папа Иннокентий I (402-417). Он боролся с расколом донатистов, убедив императора Гонория издать против них строгий закон, подтвердил соборное определение (416) против еретиков пелагиан, отрицавших необходимость благодати для спасения; он первый стал основывать учение о первенстве папы, ссылаясь на то, что они являются преемниками Ап. Петра.
11. Здесь разумеется Аркадий, восточно-римский император, сын Феодосия Великого, по смерти отца (395 г.) получил т. н. восточную империю, тогда как брат его Гонорий получил Западную; родился в 377 г., ум. в 408. во всё время его царствования государством управляли люди, умевшие подчинить своему влиянию слабохарактерного императора. Так, в начале его царствования государством управлял Руфин, увеличивший и без того огромную тяжесть налогов, умноживший число денежных штрафов и тем наведший ужас на империю. По смерти Руфина место его занял евнух Евтропий, убедивший с целью собственного обогащения императора издать строгий закон (397), каравший смертною казнью и отнятием, имущества за всякий злой умысел не только против императора, но и высших лиц. Наконец императрица Евдокия добилась казни Евтропия (399) и Аркадий подчинился всецело своей супруге, известной своим враждебным отношением к св. Иоанну Златоусту, бывшему тогда Константинопольским патриархом. По ее настоянию император утвердил решение "собора под дубом" (403) о низложении Иоанна Златоуста и отправил его в ссылку, но потом возвратил, испугавшись народного возмущения. В 404 году приказал опять отправить в заточение, сделав это, как и в первый раз, под влиянием Евдокии, оскорбившейся на Иоанна Златоуста за его проповеди, обличавшие роскошную и безнравственную жизнь двора. При Аркадии миссионеры, снабженные его грамотами, проповедывали христианство по провинциям тем язычникам, которые еще не обратились ко Христу. Гонорий, западно-римский император - брат императора Аркадия. В начале его царствования во главе управления стоял умный политик и знаменитой полководец Стилнхон, не раз отражавший нападения на империю вест-готов, вандалов, свевов, бургундов. После его падения и казни дела империи пошли к худшему. В 408 году предводитель вест-готов Аларих осадил Рим и заставил заплатить тяжелую дань, а в 410 он овладел городом и отдал его на разграбление войскам. По смерти Аларика, шурин его Атаульф заключил с Гонорием мир, после которого вест-готы удалились за Альпы. При Гонории был в 411 г. собор против раскольников донатистов, отделившихся от церкви за то, что она принимала покаявшихся отступников во время гонений, потому что по их мнению церковь перестает быть святою, если среди ее членов находятся грешники, По приказанию Гонория были разрушены все оставшиеся языческие храмы, а сами язычники были удалены от государственных должностей.
12. Хартулариями назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе.
13. Тело его было погребено в церкви муч. Вонифатия на горе Авентинской; оно было обретено в 1216 г. и над ним построена великолепная церковь.

П реподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Таин. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

С древних времен почитают святого Алексея. Это Божий человек, который не был пострижен в монахи, однако причислен к лику преподобных.

«О Великий Христов угодник, святой Божий человек Алексей, моли Бога о нас!» - так может звучать краткая молитва, которую можно читать ежедневно любому человеку о защите своего дома, семьи, города и государства в целом. Можно просить помощи и защиты в опасных житейских ситуациях, на море и на суше, в зоне военных действий и просто утром, на день грядущий.

Имя

Защита, отражение, предотвращение - все эти слова характеризуют Алексея. Это имя занимает особенное положение на Руси. В православном календаре день святого Алексея встречается не один раз, есть несколько святых с таким именем. Православные верующие особо почитают сына Романовых - царевича Алексея. Царевича Алексея и преподобного связывает невидимая нить. Ведь только при нем стали служить в храмах специальную службу и строится храмы с именем святого.

Например, по приказу царя Михаила Романова, в селе, входящем в собственность княжны Трубецкой, был построен храм имени преподобного. Это село носило название Копытово, а позже переименовано в Алексеевское. Здесь царь проводил достаточно времени, охотясь и просто отдыхая с семьей. Именно из этого места он отправлялся на богомолье в Со временем деревянная церковь обветшала, и ее разобрали. Престол же перенесли в построенный каменный храм Тихвинской Божией Матери, где теперь есть Алексеевский придел.

Корни

Сам святой Алексей имеет римские корни. Его родители были благочестивы, имели знатное происхождение. Отца звали Евфимиан, а мать - Аглаидой. Рождение долгожданного сына римской четы пришлось на 5-й век. Алексей воспитывался в христианских традициях, на примере родителей, которые постоянно помогали нищим, вдовам, странникам, сиротам и всем, кто нуждался в их помощи. С юных лет он хотел служить только одному Богу, однако, когда достиг возраста совершеннолетия, вынужден был обручиться с молодой девушкой из знатных.

Но не прожив с ней, сразу молодой жених отдал невесте свое кольцо. «Пусть между нами будет Господь…» - сказал Алексей, дав понять жене, чтобы она хранила кольцо, пока Бог не обновит их своей благодатью. Сказав сие, он отправился в Азию, где раздал все, что у него было, и принял облик нищего.

Теперь Алексей, святой человек, стал простым нищим, просящим возле храма подаяния. Ночи он отвел для горячей молитвы к Богу. Так длилось на протяжении семнадцати лет. Едой преподобному служили только вода с хлебушком. Нельзя описать радость, испытанную им при принятии милостыни от собственных слуг, которые находились в поисках пропавшего господского сына и промыслом Бога оказались в этих местах.

Слуги не узнали хозяина в исхудавшем нищем, просящем подаяния у храма. Алексей прослыл человеком Божиим и праведником среди местного населения. Дабы слава не зацепила его сердце, он решил покинуть это место и отправился из Эдессы, города, где провел все это время (сегодня это современная Турция), куда глаза глядят, сев на первый попавшийся корабль, который направлялся в Тарс (на родину апостола Павла).

Промысел Божий

Но промыслом Божиим святой Алексей не попал в место назначения. Сильная буря изменила ход корабля, и он оказался снова в Риме. Придя к себе домой, он не был узнан своими родителями, женой, слугами… Но они с радостью приняли странника и предоставили ему место в своих владениях. Так праведник провел еще семнадцать лет, подвергаясь всяческим издевкам со стороны слуг, которые отбирали у него пищу, присылаемую богомольцу с господского стола. Нельзя сказать, что святой прожил эти годы легко, наблюдая со стороны за родителями и женой, которые скорбели о пропавшем Алексее…

Смерть

Почувствовав приближение смерти, святой Алексей, человек Божий, описал подробно свою жизнь. А в это же самое время народ услышал глас Бога в самом соборе Святого Петра, который призывал найти человека Божия, способного помолиться о Риме. Люди были в недоумении, как услышали второй раз призыв Бога. Это произошло уже в присутствии самого императора Гонория. Голос указал на дом господина Евфимиана, где слуги подтвердили о присутствии в нем нищего, который творит непрестанную молитву и смиренно сносит все унижения. Придя в дом к Евфимиану, люди увидели почившего смертью праведника Алексея, лицо которого сияло, а в руках был свиток с описанием всей его жизни.

Первые чудеса

Долго рыдали родители и жена у тела святого. Они были поражены его праведностью. А свиток в руках Алексея был так зажат, что никто не мог его взять. И только после того, как сам император смиренно встал на колени перед телом праведника и просил его разжать руки, дабы взять написанное, свиток стал доступен для прочтения.

После того как тело подвижника было перенесено на соборную площадь, к нему потекли потоки паломников, многие из которых получили чудесные исцеления. Останки святого нес даже сам император. Погребен богомолец был тридцатого марта в церкви Святого Вонифатия. Теперь это День святого Алексея. Именно здесь он когда-то венчался со своей женой. Так святой Алексей, не приняв монашеского пострига, достиг праведности и почитается как великий подвижник, получивший лик преподобного.

Почитание

До десятого века почитание святого распространялось в основном по православному Востоку. С десятого века его имя появляется в святцах Рима. В 1216 г. были обретены мощи святого. Они положены под престол храма, расположенного на Авентинском холме. Хотя сама церковь еще с 986 г. носила имя святого Вонифатия и Алексея. Ниже расположено фото святого Алексея, изображенного на иконе. Сегодня мощи святого разделены и хранятся в разных частях православного мира. Существуют предания о подаренной императором Мануилом вторым греческой обители Агиа-Лавра главе Алексея, о похищении новгородским купцом руки праведника из Софии и другие. В 2006 г. в Иоанно-Предтеченский монастырь прибыла частица мощей, подаренная итальянской стороной.

В Западной Европе имя святого быстро приобрело известность, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, прибывшим сюда с Востока. Первым европейским произведением стала поэма, написанная лангедойским диалектом французского языка, автором которой стал Тибо Шампанский.

Прославление образа

В России образ святого, его жизнь и подвижничество вдохновили художников и писателей на создание различного рода произведений. Его почитание пришло из Византии. В Средние века приобрела большую популярность книга «Святые сказания», автором которой был Иаков Варагинский. В народе это сочинение известно больше под названием «Золотая легенда». По всей Европе было известно об этих легендах. В книге было описано двести житий святых, среди которых был и праведник святой Алексей. Сочинения были переписаны в монастырях на разные языки: от каталонского, немецкого до польского.

«Золотая легенда» не раз подвергалась критике во времена Реформации, но при этом по популярности она уступала только Библии. Вплоть до семнадцатого века на основе сказаний из «Золотой легенды» было созданы множество икон, картин, гравюр, фресок, ораторий, опер и других произведений искусства. Среди них весомое место занимает святой Алексей. На Руси в это самое время, при царствовании Алексея Михайловича, было сложено множество песен, стихов и сказаний, посвященных праведнику.

Времена СССР

Но и в последующие годы имя Алексей было прославлено. Например, во времена Советского Союза героев с именем Алексей было достаточное число. Была даже написана известная песня «Алеша», авторами которой стали и Эдуард Колмановский. Алеша - это был собирательный образ, национальный герой не только для русских, но и для болгар. Песня «Алеша» стала гимном города Пловдива, а рядовой Алексей Скурлатов стал прототипом для одиннадцатиметрового монумента. Он был участником военной операции 1944 года в Болгарии, разведчиком и связистом телефонной линии между Софией и Пловдивом.

Забвение

К сожалению, после определенных событий в 1989 году песня «Алеша» перестала играть ежедневно на радиостанции города Пловдив. Местная община требовала снести и монумент как признак «советской оккупации». Однако по решению болгарского Верховного суда памятник не тронули, оставили его как символ Второй мировой войны. Имя Алеша до сих пор является очень популярным среди славянского населения, особенно в России и Болгарии. А в известном городе Харькове в честь святого назван целый район - Алексеевка. Там же находится и источник с одноименным названием.

Иконография и церковные службы

Касательно иконографии можно сказать, что первая икона Святого Алексея относится ко временам восьмого века. Он был изображен на фресках Римского храма Святых Вонифатия и Алексея на Авентинском холме. Русская иконопись характеризуется некоторым сходством в образах святого Иоанна Предтечи и праведника Алексея. В Европе иконопись в основном изображает сцены из жизни богомольца, согласно сказаниям, описанным в разных источниках. Чаще всего изображаются римский папа с преклоненными коленями перед почившим святым и слуги, выливающие грязную воду на нищего Алексея.

На службах в церкви православный святой Алексейупоминается в студийной редакции миней и при чтении специального канона, составленного Иосифом Песнописцем. В отличие от православной церкви, католическая исключила празднование святого из нового календаря.

Это произошло в ходе реформаторского движения. Теперь этот день необязателен для празднования, но стал памятным и торжественным для монастырей и орденов, носящих имя праведника. Однако святой Алексей житие свое прожил так не для прославления себя, а для возможности соединиться со своим Небесным Отцом, творцом всего видимого и невидимого, даятелем жизни и света, любви и добра.

Молитвенные воздыхания

По всему христианскому миру слышны воздыхания к Богу и просьбы, обращенные ко святому. В православии это особенный праведник, к которому ежедневно обращаются верующие. Известно множество случаев исцеления и других чудес, которые проявляет Бог по отношению к людям, в сердцах и устах которых звучит молитва святому Алексею, просьбы помочь, обращенные к праведнику, стяжавшему у Бога великую благодать своей подвижнической жизнью.

Эта молитва описана во многих православных молитвословах и других источниках. Их можно приобрести в церковных лавках, православных храмах, можно найти на электронных ресурсах в интернете. Однако, даже если у вас нет ее под рукой, вы всегда можете в глубине своей души в сердечной молитве обратиться к святому за помощью. Скажите своими словами все то, что наболело, обратитесь к нему как к другу и живому предстоятелю пред Всевышним. Будьте уверены: ваша просьба будет обязательно услышана, и, если она не противоречит Божьему закону, если она не будет направлена во вред другим или самому себе, Бог обязательно ответит на просьбу святого Алексея о вашей нужде.

От знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого "защитник"). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую . Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы , где хранился Нерукотворный образ Господа , запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии , родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии , невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изошел глас: "В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция

Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула ( –), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине - в начале века.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя - Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Древнейшая славянская пространная версия жития , восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций , была переведена к конце века и вскоре получила распространение на Руси . Вторая славянская редакция сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога . В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам , а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи . Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в году Арсением Греком , печатался в Анфологионе () и Прологе (начиная с ). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги , использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия . Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия , восходящие к латинским оригиналам. В XVII –XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

Почитание и мощи

Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с - века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к веку. Его широкое распространение связывают с приездом в году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия . Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия . В году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (здание не сохранилось).

Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия , который первоначально находился на Остоженке, в году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в году - в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия – годов сохранилось, в нем находился Дом детского творчества, в 2000-м году церковь была передана верующим, восстановительные работы начались лишь спустя два года ).

В году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу () и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с года ; во

Святой Алексий родился в конце IV века в семье римского сенатора. Принципы жизни этого семейства были исключением из норм жизни Римской империи того времени, протекавшей в праздности и стремлении к роскоши. Евангельские заповеди воздержания, добротолюбия, благочестия соблюдались лишь немногими. Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида, люди богатые и знатные, отличались добрым нравом и милосердием. Они всегда помогали бедным и привечали странников. Долгое время супруги не имели детей, очень скорбели об этом и молились Богу о родительском счастье. Бог внял их молитвам и даровал им сына, которого нарекли Алексием.

Мальчик с детства выделялся кротким характером, замечательным умом, чувствительным сердцем и имел особое стремление к духовной жизни: молитве, посту, церковным службам, чтению духовной литературы, посещению святых мест. Родители радовались таким склонностям сына, но боялись, что он может уйти в монастырь. Они решили женить его на красивой девушке из царского рода, надеясь, что этим им удастся удержать сына в миру.

Но не о семейном счастье думал Алексий. Видя падение нравов в Риме, он готовился к жизни христианского подвижника. Однако, видя огорчение отца и матери, он, как любящий сын, решил исполнить их просьбу. Молодые были тожественно обвенчаны в церкви Мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме. В тот же день вечером Алексий сказал молодой жене о своем твердом решении посвятить жизнь Богу и, переодевшись простолюдином, тайно ушел из дома. Такой поступок дался ему нелегко. Он скорбел о разлуке с родителями и супругой, но стремление к духовному подвигу было сильнее этих чувств. Он молился, чтобы ему, знатному римлянину, обладателю несметных богатств и тысяч рабов, на себе самом перенести все скорби, унижения и страдания, которым подвергался в Риме последний раб. Ему хотелось самому испытать всю вековую неправду железного Рима и искупить ее.

Алексий сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию. Прибыв туда, он посетил города Лаодикию и Колоссы, с которыми связана память об апостоле Павле, а далее его путь лежал в Палестину и Египет. Странствуя по Святой земле, он молился, чтобы Господь благословил его на жизнь лишений и подвигов во славу Его. После этого Алексий прибыл в город Эдессу, где хранилась плащаница с Нерукотворным Образом Господа.

Соприкосновение с великой святыней так вдохновило его, что он решил остаться в этом городе. Раздав последние деньги, надев рубище, он стал вести жизнь бездомного нищего, прося милостыню на паперти храма Пресвятой Богородицы, пребывая день и ночь в непрестанной молитве. Это было началом подвига, который он сам избрал себе. Алексий решил быть отшельником среди людей, являть собой пустыню среди шумной суеты города. Он отверг все заботы об удобствах жизни, вкушал только хлеб и воду. Если получал милостыню, то разделял ее с другими нищими, наиболее нуждающимися. Душою своею Алексий постоянно стремился к Небу, но очи его были всегда потуплены к земле. Так он прожил семнадцать лет.

Жители Эдессы привыкли к нищему, отмечая, что никто усерднее его не молился и никто не был смиреннее его. Однажды церковному сторожу во сне явилась Богородица и открыла, что нищий Алексий, стоящий при храме, есть человек Божий, который достоин Небесного Царствия. После этого видения, ставшего известным всем, горожане стали относиться к нищему с особым почитанием. Вскоре после этого тайная святая жизнь Алексия сделалась известна всем горожанам, они спешили видеть угодника и выразить ему свое уважение. Но слава от людей смущала сердце подвижника, он тяготился этими почестями. И Алексий решил продолжить свой подвиг в другом месте.

Он тайно оставил Эдессу, сев на судно, которое отправлялось в Киликию. Однако в пути неожиданно разыгралась буря, и море вынесло судно к берегам его родной Италии. Святой Алексий, узрев в этом Промысел Божий, пошел к отчему дому, надеясь остаться неузнанным, ведь от многолетней суровой жизни его облик очень изменился. Встретив отца своего, он попросил у него приюта. Тот, не узнав сына, проникся сочувствием к бедному страннику, предоставил ему место в сенях своего дома и велел носить пищу с хозяйского стола. Алексий остался жить в родном доме. Слуги из зависти часто оскорбляли нищего, смеялись над ним, но он принимал все издевательства молча и смиренно. Также с великим терпением он переносил страдания, сжимавшие его сердце при виде плачущих о нем родных. Алексий незримо жил своей внутренней, духовной жизнью, питаясь лишь хлебом и водой, в неустанной молитве за людей. Так прошло еще семнадцать лет. Только почувствовав приближение смерти, святой написал письмо, в котором подробно изложил свою жизнь и оставил доказательства, подтверждающие его личность.

В тот день Папа Римский Иннокентий совершал Божественную литургию в соборной церкви Святых Апостолов. Император Гонорий и множество народа присутствовали на богослужении. Вдруг в конце службы послышался чудный глас из алтаря: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Люди стали с молитвой просить указать, где искать этого человека. И получили ответ: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и Папа Римский Иннокентий пришли в дом Евфимиана и рассказали о случившемся, но хозяин дома не знал, о ком идет речь. Один из слуг напомнил о нищем, живущем под лестницей, который много молится и постится. Все поспешили туда и увидели бездыханное тело святого. Лицо его сияло небесною благодатью и было подобно лицу ангела. В руке подвижника было зажато письмо. Из него все узнали, кем был человек Божий. Родители и супруга с рыданиями припали к телу вновь обретенного сына и мужа.

Чтимая икона прп. Алексия, человека Божия.
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радость". Москва
Тело преподобного Алексия вынесли на главную площадь города, и от него стали происходить чудесные исцеления: слепые прозревали, слабоумные обретали разум, немощные начинали ходить. Перед погребением тело святого отнесли в собор, и в течение целой недели шел к нему поток людей, пока все страждущие не смогли прикоснуться к мощам и почтить память подвижника.

Значение иконы

На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия начало широко распространяться с X века и стало одним из самых любимых. Этот нищий праведник стал для русских людей символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства.

Известный афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что у настоящей праведности нет колокольчика, который бы звонил и привлекал к себе внимание. Настоящая праведность всегда смиренна, она не выставляется напоказ, и узнать о силе этой духовной жизни люди часто могут лишь после смерти святого.

Как в Европе, так и на Руси святой Алексий стал героем многочисленных духовных стихов. Ему была посвящена кантата Римского-Корсакова. В известном литературном произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» история преподобного Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин. Множество иконописцев в разные века стремились запечатлеть образ великого подвижника.

В наше время, возможно, кто-то расценил бы поступок святого Алексия как шаг сумасшедшего. Почему он делает такой решительный и бесповоротный выбор: тайно уходит из дома, где его любят, чтобы проводить суровую жизнь бездомного странника? Понять это можно, вспомнив о том, что уже в юности святой Алексий достиг духовных высот и стяжал благодать Божию. Он понимал, что, проводя жизнь в миру, ему будет сложно сохранить главное сокровище, которое он обрел, – сокровенную жизнь с Богом. Небесные дары несравнимо выше земных благ, поэтому для человека, познавшего радость связи с Высшим, выбор очевиден.

Святой Алексий примером своей жизни явил миру великие уроки. Он стал отшельником среди людей, чуждым соблазнов среди возможных искушений, стал человеком Божиим среди забывших Бога. Он явил достоинство души человеческой среди презираемой людьми нищеты и показал, что и в этих бедных созданиях, в которых сильные мира сего едва ли видят образ человека, могут проявиться благодать и великая сила Божия.

Сильны болезни нашего времени, но сильны и противодействия этим болезням – нравственные подвиги святых, просиявшие в веках. Велики лишения, которым они добровольно подвергали себя во имя высших духовных стремлений, чтобы явить миру торжество духа над временными мирскими удовольствиями.

Loading...Loading...