Протоиерей павел адельгейм биография. «Я, обвиняемый, священник Павел Адельгейм…

В понедельник в Пскове, в храме Константина и Елены было найдено тело убитого священнослужителя Павла Адельгейма.

Павел Анатольевич Адельгейм (1 августа 1938, Ростов-на-Дону — 5 августа 2013, Псков) — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

Священник в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) в Пскове, храме св. Апостола Матфея в пригородной деревне Писковичи.

Дед — Павел Бернардович Адельгейм 1878 года рождения из русских немцев — получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 года; реабилитирован 16 мая 1989 года.

Отец — Анатолий Павлович Адельгейм 1911 года рождения — был артистом и поэтом. Расстрелян 26 сентября 1942 года; реабилитирован 17 октября 1962 года.

Дед по материнской линии — Никанор Григорьевич Пылаев — полковник царской армии; судьба после революции неизвестна.

Мать — Татьяна Никаноровна Пылаева 1912 года рождения — арестована и осуждена в 1946 году, из мест заключения сослана в посёлок Ак-Тау Казахской ССР; реабилитирована в 1962 году.

После ареста матери жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры.

В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Киевскую Духовную семинарию.

В 1959 году был исключён из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

Рукоположён архиепископом Ермогеном (Голубевым) во диакона к Ташкентскому кафедрального собора.

В 1964 году, по окончании Московской Духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР.

В 1969 году построил новый храм, арестован за распространение религиозного Самиздата.

В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй».

В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызыл-Тепа, потерял правую ногу.

Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске.

С 1976 года — клирик Псковской епархии.

В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы.

В последнее время служил священником в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище.

Является членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Был женат, трое детей, шесть внуков.

В мае 2008 года, в связи с подготовкой «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», принятого 26 июня 2008 года Архиерейский Собор РПЦ, выступил с критикой принципиальных положений, положенных в основу Положения, отметив, в частности, противоречие ряда его положений как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.

16 июня 2010 года Патриарх Кирилл утвердил, среди прочих, решение первого заседания Общецерковного суда Московского Патриархата, которое гласило: «Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора <…> рассмотрев в первой инстанции заявление клирика Псковской епархии протоиерея П. А. Адельгейма от 13.04.2009 г. о церковных правонарушениях: настоятеля храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии священника С. И. Иванова — в виде составления и подписания недействительного протокола Приходского собрания от 14.03.2008 г., а также незаконного исключения из состава приходского собрания храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии ряда членов, в том числе протоиерея П. А. Адельгейма; <…> РЕШИЛ: Считать установленным факт подписания священником С. И. Ивановым недействительного протокола Приходского собрания местной православной религиозной организации Прихода храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии Русской Православной Церкви от 14.03.2008 г. о внесении изменений (дополнений) в устав Прихода, следствием чего стало нарушение порядка и строя церковной жизни. <…> Настоятельно рекомендовать митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П. А. Адельгейму, следуя духу Евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения, и впредь не выносить на публичное обсуждение обоюдные упреки, разрешая возникающие разногласия в духе богозаповеданного мира, а в случае затруднительности — обращаясь в установленном порядке к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.»

Скоро пять лет как не стало знаменитого псковского священника Павла Адельгейма . В этом году ему могло бы исполниться 80. И нельзя сказать, что дело его живёт.

Зимой 2003 года он сел за руль своей старенькой «Волги» и отправился на службу. Ехал медленно, потому что гололёд - и поэтому прожил ещё десять лет. Тогда в ГИБДД ему официально подтвердили, что рулевое управление машины развинчено человеческой рукой, но дело возбуждать отказались. Произошло это вскоре после публикации скандальной книги Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике», в которой он пытался осмыслить гонения, обрушившихся на него в последние годы.

История эта деликатная и глубоко личная: в 1970 году отец Павел сел на три года за самиздат - Библия, Ахматова и т.д. Он не сомневался, что к его посадке имеет отношение молодой священник Троице-Сергиевой лавры о. Евсевий (Саввин). В ходе бунта на зоне Адельгейм потерял правую ногу. А в 1993-м Евсевия назначили архиепископом в Псковскую епархию, где Адельгейм служил с 1976 года.

Кто-то из верующих замашет руками: мол, не может православный священник сдать единоверца гонителям, да ещё и в связи с распространением Священного Писания. Для этого же надо быть полным атеистом. Может, сам Адельгейм наблатыкался на зоне возводить на честных людей поклёп? Тем более он сын репрессированных: отец Анатолий Адельгейм, поэт и артист, - расстрелян, мать Татьяна Пылаева сидела в лагере. Оба, правда, реабилитированы в 1962-м.

Однако вся жизнь отца Павла словно противостояла агрессии, мести и насилию. Он с одной ногой восстанавливал храм Жён-Мироносиц после переезда из него склада «Росбакалеи». В 1992-м открыл при храме православную школу регентов, на следующий год - приют для сирот-инвалидов в деревне Писковичи. А эти проекты мало похожи на церковную лавку, где влёт расходятся свечки, ладанки и журнал «Фома» - тут нужны постоянные вложения сил и средств. Адельгейм даже умудрился окружить словом Господним пациентов психиатрической больницы в Богданово, куда уж точно зажиточным паломникам вход заказан. Старик жил в небогатом деревянном доме, ездил на своей «Волге», бандитов на деньги не разводил.

Сказать, что он пользовался любовью и уважением людей - значит, ничего не сказать. Однажды я явился к нему в храм Жён-Мироносиц без приглашения, но он полагал, что любой человек достоин беседы - пригласил домой. В XXI веке я видел прохожих псковичей, в пояс кланяющихся «Волге» Адельгейма. И вспоминал задохнувшуюся в пробках Москву во время Архиерейского собора и что говорили по этому поводу добрые москвичи. Мы пили чай в доме отца Павла, а вокруг кухни мелькали трое-четверо детей странного вида. Священник объяснил: это воспитанники его недавно закрытой школы регентов. Они не совсем психически здоровы, их не в каждый приют возьмут. Кого смог, он пристроил, оставшихся забрал в свой дом.

Казалось бы, отец Павел должен быть гордостью РПЦ. Но школу регентов закрыли как раз по инициативе епархии. Также владыка Евсевий отобрал у него и приют Писковичи, и церковь в психиатрической больнице, а ещё - изгнал из настоятелей храма Жён-Мироносиц.

В храме у него появился начальник - годящийся ему во внуки священник Сергей Иванов, про которого в СМИ писали, будто он брат криминального авторитета. Спустя несколько дней после его назначения бесследно исчезло дорогостоящее булыжное мощение перед храмом. А Иванов при поддержке епархии изменил приходской устав и начал чистку совета прихода: на место обычных верующих пришли люди епархии. Вертикаль РПЦ в те годы выстраивалась по всей стране: епископам надоела полуфеодальная независимость настоятелей, и они стали наращивать власть по примеру светских властей.

Адельгейм рассказывал, что большинство священников не понимали, почему он не хочет публично повиниться перед Евсевием. Ведь всего-то и надо было подписать обращение, уже составленное к этому случаю: «Я, проклятая гадина и мразь, оскорбил Вашу святыню, Высокопреосвященнейший Владыка! За совершённую подлость мне не место в человеческом обществе. Мне место в выгребной яме…» Власть архиерея ничем не ограничена, он может выгнать любого священника каждую минуту: недавно батюшки не имели даже трудового договора, а пенсия, если и будет, - минимальная. Поэтому мероприятия с участием епископа пронизаны покорностью, словно обкомовские собрания.

Каждый год в Прощёное воскресенье Адельгейм сообщал в письме Евсевию, что прощает его по-христиански, но ответного жеста в ответ не получил. В интервью отец Павел с грустью констатировал:

Самое страшное, что из церкви ушла любовь, а вместо любви вся эта бюрократическая начинка пришла. Патриарх - он по духу своему чиновник, и он этот бюрократизм в церкви насаждает. Выстраивает вертикаль власти. Он думает, что этим создаст мощную организацию, которая на него будет работать. Но мне кажется, что он глубоко заблуждается, и итогом всего этого будут похороны РПЦ.

Отец Павел Адельгейм оценивал процессы, происходящие в церкви, всё жёстче, а за месяц до смерти сказал:

К сожалению, церковная жизнь в России гаснет. И сколько бы в Патриархии ни говорили про золотые купола, к сожалению, золотые купола выражают только силу церковной власти и рост церковного бюджета за счёт государственных доходов, не больше. А духовная жизнь разрушается и уничтожается… В этой церкви не остаётся места для Христа: имя Его всё реже и реже главами церкви упоминается. …Теперь православие и христианство совсем не одно и то же. Потому что под словом «православие» больше понимается национальная идеология, а вовсе не христианская вера.

Мы уже давно привыкли, что политики, призывающие нас покупать отечественное, предпочитают «лексусы», а детей учат в Швейцарии. Что за речами о многодетных семьях - бесплодие авторов, а ревнители усыновления не рвутся взять в собственный пентхауз сироту. Так и за проповедями любви и сострадания может жить готовность выселить больных детей на улицу, чтобы насолить критику.

К отцу Павлу приезжали целые автобусы паломников с Урала и Поволжья, и даже с Чукотки была группа. Хотя он даже священником формально не являлся - так, старичок при храме. В августе 2013 года он пустил в дом 27-летнего душевно больного москвича, который во время разговора о евангелисте Луке ударил священника ножом. Владыка Евсевий на похороны Адельгейма не приехал и не сделал ожидаемых от христианина заявлений: мол, ругались мы с покойным, конечно, но я его уважал, прощаю и т.д. Епархия вообще постаралась об отступнике забыть, но не позволили его преемники.

Прошло три года, и у нового настоятеля храма Жён-Мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) изъяли крупную партию наркотиков и пистолет с глушителем. На суде батюшка получил 3,3 года условно, в приговоре отмечено, что священник является наркозависимым. На следствии Сергей Иванов утверждал, что сумку с 20 граммами метамфетамина он нашёл у подъезда. То ли ангел протрубил ему в ухо «возьми и положи в холодильник», то ли по какой другой причине, но батюшка не стал зарекаться от сумы. На этом щедроты 2016 года по отношению к Иванову не исчерпались: он нашёл у подъезда ещё один знак свыше – в сумке покоились пистолет Марголина, с глушителем и 65 патронами. Вместо полиции святой отец отнёс ствол в квартиру, где проживал с женой и несовершеннолетним ребёнком, и хранил в шкафу.

Процесс над Ивановым проходил в закрытом режиме, а подсудимый утверждал, что претерпевает за веру - дескать, возобновились гонения на церковь. Не оставил подчинённого и епископ Евсевий, призвав паству не верить, будто у «почтенного отца Сергия» изъяли наркотики и ствол, как написано в «грязных статьях», ибо «сатана действует через людей». Однако «в грязных статьях» есть свидетельства прихожан храма о том, что «почтенный отец» зело потел во время служб и вообще выглядел неважно, несмотря на молодой возраст. Даже при наличии судимости Иванов продолжал служить в храме святых Жён-Мироносиц и преподавать в воскресной школе, которую посещали полсотни детей. Правда, собравшийся перед Рождеством архиерейский совет запретил Иванову вставать на амвон в течение ближайших трёх лет, но «в случае достойного поведения» отлучение могут сократить на год - то есть по всем правилам УДО.

Многострадальный храм Жён-Мироносиц принял 31-летний отец Александр (Николаев), который был вторым священником при Сергии, а карьеру начинал иподьяконом у владыки Евсевия. И первым делом решил реформировать воскресную школу при храме, созданную Адельгеймом в 2010 году.

По субботам в ней занимались пением взрослые ребята, малыши, дети из приютов Пскова и Неёлово. Кроме того, учились готовить еду, занимались в творческой мастерской рисованием, расписывали стулья, делали витражи на стекла. Как сообщалось в псковских СМИ, формально школу содержала церковь: директор Юлия Ермолаева получала от её щедрот зарплату в 2 тысячи рублей (то есть бак бензина в месяц) и искала деньги на всё остальное. По словам вдовы о. Павла Веры Адельгейм, еду для детей готовили родители и бабушки воспитанников. Но новый настоятель сдал в аренду пищеблок коллеге для просфорни - это ж всё-таки деньги. И запретил посещать школу детям из приютов, а заодно и группе старших подростков.

…Со стороны может показаться, что вся это история - полный мрак. Что какие-то бесы и упыри отплясывают на костях нежного душой праведного старика, и без того настрадавшегося в жизни, что рушат своими рогами и копытами всё, им созданное. Но не нужно забывать - для верующего человека всё ценное создаётся в мире духа. А там отец Павел Адельгейм задал ориентиры, недосягаемые для любых гонителей.

Еще в 1969 году, когда храмы в нашей стране только разрушались или использовались в непотребных целях, когда окончательно был стерт с лица земли Костинский храм Рождества Пресвятой Богородицы, в этом самом году отец Павел Адельгейм построил в городе Бухаре, где он тогда служил, новый храм, единственный, построенный в СССР за все годы безбожной власти.

Когда первый шок властей предержащих прошел и все областные начальники со своих постов были сняты, пришла пора посчитаться с главным виновником события: его, естественно, посадили, оставив без средств к существованию троих детей, один из которых – инвалид детства. Посадили по статье за распространение сведений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Что же это были за сведения? Во время обыска в его доме нашли школьную тетрадку с аккуратно переписанной поэмой Анны Ахматовой «Реквием». Возмутились. Ну, не могла советская поэтесса написать такие антисоветские стихи: «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад, и ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград…» Разумеется, не могла! А кто же тогда такие стихи написать отважился? Да все он же, Павел Адельгейм!

Сегодня в это поверить невозможно. Однако была сделана даже искусствоведческая экспертиза, которую совершила учительница истории одной из ташкентских школ. И в результате трудов учительницы-«искусствоведа» батюшку осудили на максимальный срок по этой статье - 3 года лагерей.

Но и в лагере батюшка остался прежним, взглядов своих не переменил. Помогал заключенным составлять всевозможные прошения, жалобы, заявления. Администрация лагеря невзлюбила чрезмерно активного заключенного и – бывало тогда и так – организовала на него целых три покушения. Последнее - почти удачное. Его не убили, но колесом цехового подъемного крана раздробили пальцы на правой ноге. В городской больнице, куда пострадавшего отвезли, старик-хирург оперативно осмотрел и утешил: через неделю плясать будешь. Но доктор ошибся.

У койки отца Павла посадили двух автоматчиков в тулупах и забыли о нем на месяц, а потом и вовсе перевели в тюремную больницу. Если к хирургической ране месяц не прикасаться, начнется гангрена. Она и началась. Тут срочно явилась заведующая тюремной больницей (врач-педиатр по основной специальности) с большой хирургической пилой и нашему батюшке ногу выше колена отпилила… БЕЗ АНЕСТЕЗИИ!

С тех пор служил отец Павел на одной ноге, опираясь тем, что осталось от правой, на неподъемно тяжелый протез, по которому нет-нет да и потечет струйка крови…

5 августа 2013 года протоиерей Павел Адельгейм был убит душевнобольным человеком, которому батюшка пытался оказать пастырскую помощь.

Елена Пудовкина.

Памяти отца Павла Адельгейма

Все пройдет, и останется только любовь,

что уже не иссякнет вовеки.

Новомученик прибыл под отческий кров -

за небесные, светлые реки.

От страданий земных он восходит горе,

и от нашего горя земного.

Он как праведник жил, как лампада горел,

славил Бога и делом, и словом.

Как нам жить без него в наползающей тьме,

как нам жить, как дышать, как молиться?

Сей светильник стоял высоко на холме,

Озаряя и души, и лица.


Год без праведника. Памяти отца Павла Адельгейма

Прот. Сергий Ганьковский
Отцу Адельгейму

Ни труда, ни болезни уже не нести тебе, отче.

Завершились труды, и закончился тела недуг.

И фантомные боли в ноге не преследуют ночью,

Да и ночь прекратилась, зарёй осиянная вдруг.

И ты снова, как в юности, целый, решительный, строгий,

И вся жизнь впереди, словно сладостный рай за углом.

Нам бы вместе с тобой, в предвкушении новой дороги,

Только радостью жить, только песней стремиться за кром.

Отчего же пустыня в душе, отчего только слёзы

Невозможно сдержать, когда думаешь вновь о тебе?

Ничего нет желаннее смерти: её ли угрозы

Могут нас опечалить, причастных Христовой судьбе?

Сколько было потуг, чтоб молитве твоей не звучать.

Ничего не успели злодеи: ни лагерный молох,

Ни владычны затеи не вольны заставить молчать.

В тесной келье твоей, где когда-то в страданье рождалось

Покаянье в навеки, казалось, умершей душе,

Чудо Церкви соборной молитвой твоей созидалось:

Там, где двое с Христом, там и Царство сияет уже.

И когда наше небо свернется, как свиток беззвёздный,

И когда все итоги Предвечный Судья подведет,

И когда приговор прозвучит, неумытный и грозный,

Знаем: келья твоя, как корабль среди бури спасет.

Разрешал и прощал, прогоняя унынье и мрак,

Верим, отче, что правом, оплаченным кровью безгрешной,

Приготовишь обитель для тех, кто блуждает впотьмах.

ОТЦУ ДУХОВНОМУ

Ты глядишь мне в глаза - прямо, просто, светло

С фотографии старой в ореховой раме.

Вопрошаешь? Коришь? Иль сквозь рамы стекло

До заутрени светлой прощаешься с нами?

Там, в чертогах покоя и вечной весны

Служишь ты литургию любви и надежды

Пред тобой, с обжигающей болью вины,

Мы стоим, недостойные брачной одежды.

Говорят, что бесстрашно пойдёт за Христом

Тот, кто Свет Его узрит в глазах человека.

Ты принёс его нам – в тихом слове твоём

Мы услышали правду Грядущего Века.

Но гораздо важнее всех сказанных слов

Чтобы совесть и ум были с сердцем в согласье.

С семинарских годов до московских судов,

Ты был камнем соблазна для жаждущих власти

Жил бы ты осторожно, не стал бы, кем стал, -

Не смиренным попом, как в романе Лескова.

Ты, как воин Христов, кровь свою проливал,

Жертвы кровь от темниц Заравшана до Пскова

Год Год прошел без тебя. И сердечная боль

Стала тихой печалью и памятью вечной,

Словно в гибельном мраке далекий огонь

Чуть мерцает лампадой любви бесконечной.

Август 2014 г.

ВТОРАЯ ГОДОВЩИНА


Мы всё ищем покоя и воли и ночью и в утренний час,

Жаждем Духа Комфорта*, Который, мы слышали, дышит, где хочет,

И нам кажется смысл мирозданья замкнулся надежно для нас

в тихой дрёме, решительно встать от которой нет мочи.

Сладкий шепот соблазна подскажет: зачем восставать,

если вечный покой нам в награду обещан от века?

Что покой этот значит? Не видеть, не слышать, не знать,

чтоб беспечной души не встревожить бедой человека.

«Справедливость» - вот лозунг на знамени наших побед.

«Милосердие» - просьба печальная в немощи падших.

Под штандартом каким поспешим за святыми вослед?

Повернется ль язык попросить у Владыки: «Воздаждь ми»?

Неужели и правда Создатель Небес и Глубин

Будет падшую тварь справедливо судить за злодейства?

Кто там будет оправдан? Кто избегнет позора один

на один с неподкупным Судьей – образцом совершенства.

Неужели и впрямь созерцанье горящих в аду

утешает святых, в глубину преисподней воззревших

с Лона вечного Праотцев, грешникам всем на беду

Наслажденье двойное от вида страдальцев обретших.

Что такое любовь, если мздовоздаянье за зло

не исполнившим йоту Закона – непреодолимо?

И на что мне тогда Авраамово Лоно? Оно –

VIP трибуна всего лишь в ристалищах Ветхого Рима.

Если так, то пойду я за Павлом-апостолом вслед,

вслед за тем, кто готов отказаться от первенства родом

ради ближних своих, как Исав, получивший обед,

вместо славы Отца, вместо чести быть Божьим народом.

Так и ты, иерей, соименный апостолу, встал

на защиту всех тех, кто отчаялся в деле спасенья,

кто и ночью не бодрствовал, дни в расслабленьи лежал

над ручьем, умирая от жажды, без воли к движенью.

«Встань! Иди!» - вслед за Спасом-Христом обращаешь ты к нам

Слово силы, надежды, спасенья и радостной веры.

И расслабленный жилами, чуждый истертым словам,

Словом Жизни объят, не пугается смерти химеры.

Смерти нет! – вот итог этой жизни, родивший меня во Христе,

Результат всех молитв, всех трудов, всех обид и напастей.

Смерти нет! Ада происки, скорби и сердце в тоске –

не лишают нас веры, надежды и жизни нетленной причастья!

Смерти нет, сколько ни торжествует она,

разлучая сердца и глумясь над любовью и верой,

наша жизнь не напрасна: сердца зажигает она,

тем дыханием правды, чем ты оделил нас без меры

_______________

*spirit Comforter (англ.) - Дух Утешитель

Выдержки из беседы Александра Щипкова с отцом Павлом Адельгеймом

Священник Павел Адельгейм: Из семинарии меня выгонял лично Филарет Денисенко

К личности и судьбе священника Павла Адельгейма «Псковская губерния» обращалась не однажды. Отец Павел - это 52 года священнослужения. Это - стояние за веру в эпоху безбожного государства. Это - трехлетний срок узника совести и «заработанная» там инвалидность. Это - расцвет Богом данных сил и талантов во времена, когда церковь перестала быть гонимой: восстановление первого из нововозвращенных псковских храмов - церкви свв. Жен Мироносиц, создание Православной школы регентов, приюта сирот-инвалидов, строительство храма св. целителя Пантелеймона в Богданово.

Время гонений вернулось - сменилось имя гонителя. История противостояния о. Павла и правящего архиерея началась практически сразу после назначения на Псковскую кафедру митрополита (тогда архиепископа) Евсевия весной 1993 года.

Православную школу владыка проигнорировал и, несмотря не многократные приглашения, ни разу не посетил. От построенного храма в Богданово о. Павла отстранил. Снял с настоятельства в церкви апостола Матфея в Писковичах, что осложнило жизнь созданного при этом храме приюта сирот-инвалидов.

Новая страница противостояния оказалась связана с намерением изменить устав прихода свв. Жен Мироносиц, в соответствии с которыми главой прихода становится архиерей, а приходское собрание становится фактически бесправным.

«Да тут много чего не сообразуется»

Я, обвиняемый священник Павел Адельгейм…

Эти слова отец Павел произнес перед аналоем, положа руку на Евангелие. И, согласно лежащему перед ним тексту присяги, продолжил:

- …Давая свидетельские показания церковному суду перед святым Крестом и Евангелием, обещаюсь говорить правду и только правду.

Происшедшее обсуждаем с батюшкой два дня спустя:

Но, отец Павел, в вашей повестке, как и в моей, указано, что вы «вызываетесь в качестве ответчика по вопросу непринятия нового устава прихода Святых Жен Мироносиц». Почему «обвиняемый»?

А как же иначе? Меня призвали к ответу, значит обвиняют.

Но в предложенном тексте присяги слова «обвиняемый» не было, там: «Я, имярек…»

Совершенно верно. Но я счел необходимым назвать всё, как есть.

И вас никто из пяти судей не поправил? И как это сообразуется - обвиняемый дает свидетельские показания?

Нет. Никто не поправил и не возразил. Более того, позже я спросил: «Непринятие устава - это обвинение?» - «Да, - сказали мне, - это обвинение». А как сообразуется?.. Да тут много чего не сообразуется. С одной стороны, ответчики оказались обвиняемыми и в то же время свидетелями, а истцы одновременно и судьями…

«Заявителя по этому поводу нету»

3 июня 2011 года в Доме Притча Свято-Троицкого кафедрального собора состоялось заседание Псковского Епархиального суда. (Здесь и далее цитируется диктофонная аудиозапись. Полная расшифровка аудиозаписи - в блоге о. Павла Адельгейма в «Живом Журнале».) К «ответчикам» обратился председатель суда, протоиерей Пётр Нетреба :

Уважаемые судьи, отцы, братья и сёстры! Сегодня проводится первое заседание Псковского Епархиального суда, и оно будет разбирать то дело, которое было совершено, вернее, не совершено, а которое произошло 18 апреля этого года в приходе храма Жен Мироносиц. Было приходское собрание, и оно не приняло новый устав, который рекомендован и утверждён Священным Синодом нашей Русской Православной церкви.

Суд Псковской епархии находится в полном составе - пять человек нас. Я, председательствующий на церковном суде, протоиерей Пётр, секретарь церковного суда протоиерей Иоанн Муханов , члены церковного суда - протоиереи Георгий Быков , Виталий Герусов , Владимир Семендяев .

Непринятие церковного устава - это дело, которое вынудило правящего архиерея собрать церковный суд. Владыка издал распоряжение за № 29 от 23 мая 2011 года о том, чтобы было рассмотрено дело по приходу храма святых Жен Мироносиц г. Пскова в связи с непринятием 18 апреля 2011 г. на приходском собрании устава местной религиозной организации в новой редакции, утверждённой Священным Синодом РПЦ. Заявителя по этому поводу нету. Распоряжение издано на основании рапорта, который подал благочинный г. Пскова (настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Иоанн Муханов. - В. Я. ) на имя правящего архиерея.

Я хотел бы предупредить, что будет вестись аудиозапись, поэтому в этом отношении пусть не будет смущения…

Смущения не было - диктофоны были у всех. Смущения, искушения и недоумения начались позже.

«Между долгом подчиниться и христианской совестью»

Новая редакция типового «Устава прихода РПЦ», которая и стала камнем преткновения, утверждена решением Священного Синода 10 октября 2009 г. Дискуссии и обсуждения о нововведениях в устав в печатных и электронных СМИ возникли сразу.

Обращала на себя внимание, или, говоря проще, бросалась в глаза направленность изменений на укрепление вертикали церковной власти и, прежде всего, власти правящего архиерея, и, как следствие, расширение зоны бесправия клира и прихожан.

Священник Павел Адельгейм, которого в православном мире давно считают признанным авторитетом в области церковного права (уже несколько лет он читает лекции по каноническому праву в Московском Свято-Филаретовском институте и состоит членом его попечительского совета), не мог остаться в стороне. В интервью и аналитических публикациях он выступил с критикой некоторых основных положений нового правового документа РПЦ. Всё это так и осталось бы теорией, если бы не настал день принятия устава в приходе храма свв. Жен Мироносиц.

Двадцать членов приходского собрания в присутствии благочинного г. Пскова протоиерея Иоанна Муханова собрались 18 апреля. Настоятель иерей Сергий Иванов «сообщил о том, что поступил устав прихода в новой редакции, который необходимо обсудить и принять» и предложил высказываться (цит. по протоколу приходского собрания от 18.04.2011) . Отец Павел обратился к настоятелю и собранию с прошением:

«Досточтимый отец Сергий, дорогие братья и сёстры!

14 апреля 2011г. мною отправлено письмо на имя управляющего делами РПЦ МП (Русской Православной церкви Московской Патриархии. - В. Я. ) высокопреосвященного митрополита Варсонофия с покорнейшей просьбой разъяснить конфликт, возникающий между долгом подчиняться церковной дисциплине и христианской совестью, побуждающей охранять духовные сокровища Православия. Церковь возлагает на народ Божий обязанность хранить Писание и Предание. Догматы и каноны Вселенской церкви объясняют нам содержание и смысл Благовестия Христова через непосредственное приложение к практике приходской жизни.

Конфликт возникает в связи с недоумениями, которые вызывают некоторые статьи устава. Священноначалие предложило приходу принять этот устав в порядке подчинения церковной дисциплине. Священноначалие предлагает приходу не просто подчиниться, что не вызывает никаких вопросов и возражений, но добровольно принять и признать за канонические и законодательные нормы все статьи устава, в том числе и те, которые, по моему мнению, вступают в противоречие с Вселенскими канонами церкви и гражданскими законами России.

Предлагаю приходскому собранию обратиться вместе со мной к священноначалию с просьбой разъяснить смысл новых отношений, которые устав прихода вносит в нашу приходскую жизнь, и внести некоторые уточнения и поправки в те статьи устава, которые исказили канонические установления Вселенской церкви и законодательные нормы Российской Федерации. Прошу приходское собрание проголосовать в поддержку обращения и отложить рассмотрение устава до ответа из управления делами Московской Патриархии».

«Установленные противоречия, - приходит к выводу о. Павел, - говорят о наличии в церкви проблем, которые следует решать не силой, но согласием и церковной рецепцией. Авторитарное управление провоцирует конфликты и расколы. Соборный принцип церковной рецепции оправдал себя в древней церкви и в решениях Собора 1917-18 года. Он и теперь приведёт к взаимопониманию скорее, чем ультимативная дисциплина. Проблемы нуждаются в обсуждении. Прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить эти недоумения».

В ходе бурной дискуссии благочинный продолжал настаивать на принятии устава без изменений:

Над уставом работали грамотные юристы, его утвердил и предложил Священный Синод и Патриарх.

На что, встав перед благочинным, один из прихожан категорически заявил:

Это он вам предложил, а вы его хотите протолкнуть нам, - устав, который отобрал бы все права нашего прихода. Мне 76 лет, я работал большим руководителем и знаю, как эти дела делаются. Вы говорите, проект устава готовили хорошие юристы. Да, согласен, прекрасные юристы делали его - для того, чтобы обдурить народ, простой народ. А мы сюда пришли в свои храмы, у нас здесь свои пастыри, перед которыми мы исповедуемся, и мы хотим, чтобы они и мы были правомочными. А ваш устав наши права отбирает.

Когда я болею - я иду к врачу, и если врач плохой, я к нему не пойду. А храм еще важнее, он душу лечит. И моего священника знаю не только я, но и мои дети. А если завтра его уберут - к кому я пойду исповедоваться, к вам?! Поэтому я очень болею, чтобы я сюда пришел как в родной дом. И голосовать за этот устав я не буду - чтобы сохранить приход.

В результате голосования за устав высказались 5 членов приходского собрания, против - 15. Появилось другое предложение, которое и было принято большинством голосов (расклад зеркально обратный: за - 15, против - 5) и зафиксировано в протоколе как постановление собрания:

«- Отложить обсуждение устава до 10.05.2011 г.

- поручить о. Павлу Адельгейму подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в устав прихода».

Следует заметить, что и благочинный внес свою лепту в постановление собрания. То ли он недопонял инструкции священноначалия, то ли сами инструкции были недостаточно точны. То ли, что тоже не исключено, это была сознательная провокация (ведь позже, на суде, он безоговорочно отстаивал позицию, согласно которой приходское собрание не вправе как-либо изменять предложенный Синодом типовой устав прихода). Но тогда, на собрании, он поддержал мнение большинства:

Сначала надо проголосовать. Если большинство «за» - вопрос исчерпан, и всё. Если нет - тогда поручить кому-то из приходских разработать предложения, редакционная комиссия должна проработать всё и предложить собранию. И внести их в новой редакции правящему архиерею. (Аудиозапись.)

С чем все и согласились.

После собрания о. Павел в «Живом Журнале» оставил запись :

«Благочинный возражал, полагая, что «Синод знает лучше нас, а расхождение с законом не существенно». Благочинный возражал вяло. Было ясно, что устав он сам не читал, возражает «для порядка», ибо ему поставили задачу принять устав, а как её решить, не объяснили. …Собрание мирно завершилось.

Внося поправки, я понял, что восстанавливаю устав, зарегистрированный в 1999 году, по которому живёт приход в настоящее время. Зачем же его менять? Этот устав рекомендован Синодом, 10 лет назад зарегистрирован. Это предложение хочу вынести на обсуждение собрания 10 мая.

…Мне кажется, что 10 мая приходское собрание вторично не проголосует за новый устав. Непонятно, к чему это приведёт, и что Бог положит на сердце архиерею. Либо разгонят приходское собрание и соберут новый состав, либо плюнут на нас - один приход погоды не делает…»

«Я полагал, что мой голос интересует церковь»

Но 10 мая собрание не состоялось. Прихожане собрались, но ни настоятель, ни благочинный так и не появились. Может, и впрямь решили оставить приход в покое?

Однако спустя две недели стало ясно, что причина - в новом распоряжении архиерея: 24 мая всем несогласным были отправлены повестки с вызовом в Епархиальный суд.

Обстоятельства не позволили мне явиться в суд лично, но и мой допрос состоялся. Я отправил председателю суда заказное письмо с извинениями, объяснением причин и заверением, что «готов - после ознакомления с исковым заявлением - ответить на любые Ваши вопросы письменно или устно в любое удобное время. Мой контактный телефон… С почтением… и т. д.»

Телефон зазвонил 3 июня в 20.50. Как выяснилось позже, это были те минуты, когда явившиеся на суд 11 «ответчиков», уже допрошенные, сидели за дверью в ожидании решения суда. Цитирую разговор с несущественными сокращениями:

Это председатель Епархиального суда.

Здравствуйте, отец Пётр. Благословите, отче.

Бог благословит. Сегодня суд рассматривал дело о непринятии устава. …Почему вы отказываетесь принимать устав?

Я не отказываюсь. Мы решили изучить предлагаемый устав, подготовить изменения и принять на собрании, намеченном на 10 мая. Но собрание не состоялось.

Вы за или против устава?

Ну, я бы внес кое-какие изменения.

Вы не имеете право этого делать.

Такое распоряжение есть и вы, как член приходского собрания, обязаны подчиниться.

В таком случае настоятель должен был ознакомить с ним собрание, и я подчинился бы в порядке дисциплины. Я знаю, что такое дисциплина.

Если настоятель предлагает принять устав без изменений, значит, такое распоряжение есть. Вы что, ему не верите? (См. в «Живом журнале» о. Павла: Тут подумалось: а вправе ли я верить настоятелю, который три года назад уже провел перерегистрацию прихода по подложному протоколу собрания, и факт этот подтвержден решением Псковского городского суда?) Если вы не подчиняетесь - тем самым вы выходите из приходского собрания, если вы не согласны.

Но я полагаю, что имею право внести какие-то изменения, дополнения в предложенный устав…

Не имеете вы права на это. Юридическая служба Московской Патриархии говорит, что Священный Синод запретил вносить изменения в данный устав.

Для того, чтобы вы могли сказать: «Да, я хочу быть членом приходского собрания». Если вы не хотите принять его - значит, вы отказываетесь и говорите: «Я выхожу из состава приходского собрания».

Скажите, вы за или против?

Если есть такое распоряжение и мне его покажут - тогда я за устав.

Вы - за устав?

Да, я подчинюсь в порядке дисциплины.

Понятно. Это распоряжение есть.

Хорошо. Я надеюсь, оно не закрытое, это распоряжение?

Не закрытое, конечно. Кто попросит, его - пожалуйста - дадут. Но это не является уж такой обязательностью для каждого члена приходского собрания.

Ну почему же, если следовать букве закона…

Понятно. Спасибо большое.

Привожу этот 6-минутный разговор, во-первых, потому, что, как выяснилось, остальные допросы отличались от моего лишь в деталях, а во-вторых, к исходу судебного разбирательства вопросы суда обрели окончательно-лаконичную форму и освободились от излишней «лирики».

«Как раз здесь ваша свобода и проверяется»

Прослушивая записи диалогов в Епархиальном суде, я понял, что цитировать их будет непросто. Судьи, особенно отец благочинный (Муханов) и председатель суда (Нетреба), были напористы и безапелляционны, прерывали ответчиков на полуфразе, полуслоге, не давая довести мысль до конца.

И все же иногда ответчикам удавалось что-то сформулировать.

Из допроса Натальи Лебедевой :

- …Насколько я поняла, правящий архиерей, если что-то ему не нравится в приходском собрании, вправе его просто распустить.

Вы с этим не согласны, что архиерей имеет право распустить приход?

Я считаю, что в уставе тогда должно быть прописано, почему архиерей может распустить приходское собрание и приход. <…>

Из допроса Ивана Адельгейма :

С чем вы не согласны в новом уставе?

Хотелось бы, конечно, чтобы устав более полно отражал те гармоничные отношения, к которым мы все стремимся в нашей жизни общецерковной. Мы понимаем, что никакой структуры идеальной быть не может, мы все - люди…

Единственно идеальная структура на земле - это в церкви Православной. Это однозначно. …Вот у нас конкретный вопрос: если кто конкретно заявляет «я не буду принимать устав», мы будем ходатайствовать перед правящим архиереем его исключить.

Тогда и я задам вопрос. Как вы рассматриваете принятие устава - как чисто дисциплинарный акт или все-таки акт, в котором участвует совесть?

Мы выполняем распоряжение Священного Синода. <…>

В зал заседаний ответчиков вызывали по одному. Но, видимо, после третьего допроса судьям все стало ясно и, посчитав подробности пустой тратой времени, они пригласили сразу семерых - Елену Волкову , Веру Игнатьеву , Александра Гукова , Елену Лебедеву , Петра Гусева , Вячеслава Петина , Елену Репринцеву . Отец Павел оставался пока за дверью.

Приведу фрагменты допроса семерых.

Нетреба (председатель церковного суда): Что вас смутило в этом уставе?

Игнатьева : …Из-за одного человека, получается, наказывать всех, да?

Муханов (секретарь церковного суда): Да нет, не из-за одного, ну что вы - детский сад. Ну вы почитайте внимательно, пожалуйста.

Волкова (читает): «Если член приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего устава, епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех или часть…».

Муханов (перебивает): …Или часть, т. е. имеется в виду, он может и всех исключить, если все, один или все, но не из-за одного.

Волкова : Но Христос прощает наши грехи, Христос призывает нас к тому, чтобы мы объединяли Церковь, чтобы Церковь увеличивалась.

Муханов : Скажите пожалуйста! <…>

Гуков : В данном случае предлагается принять устав голосованием, т. е. выразить свою волю, т. е., собственно говоря, если нам предлагают выразить свою волю вразрез с нашим мнением, это есть…

Муханов (громко перебивает): Нет, подождите, так вот поэтому мы сейчас и выясняем.

Гуков : Вы нам как бы предлагаете подчиниться и совершить изначально не…

Муханов (перебивает): Никто вас не заставляет. Мы свободу выбора даём.

Гуков : За что нас тогда судят? Что за странный метод убеждения - вызывать на суд?.. <…>

Гуков : Почему, если мы не примем этот устав, мы не можем являться членами Церкви?

Муханов : Ну что вы! Вы не можете являться членом приходского собрания.

Игнатьева : Но если нас к этому обязывают, к чему нам тогда приносить этот устав и вообще собирать это собрание, если это в приказном порядке?

Муханов : А вот как раз здесь ваша свобода и проверяется. Вы не согласны - пожалуйста, не принимайте. Если вы не согласны, вы можете сами из приходского собрания уйти, вот и всё. (Все перебивают друг друга). <…>

Муханов : Дорогие мои, давайте не терять времени. Поэтому, назовите, пожалуйста, ещё раз свою фамилию, имя, отчество, и - вы будете «за» или «против».

Нетреба : Ещё небольшие дополнения к этому скажу, чтобы подчеркнуть уже всё. Дело в том, что нам устав не предлагается для обсуждения, для внесения туда поправок, каких-то изменений. И Священный Синод - вместе с юристами там, с консультантами, с архиереями, со священниками и т. д., - соборно собрался, выработал тот устав, который приемлем в нынешнее время, и предлагает своим чадам принять.

Игнатьева : Оно не предлагает. Если предлагает - значит обсуждаем. Если заставляют, так и пишите.

Муханов : Мы предлагаем, предлагаем.

Игнатьева : Значит, наказание - не быть на приходе приходским собранием.

Нетреба : Скажите, вас кто-то заставляет быть членом приходского собрания?

Игнатьева : Мы хотели любовь нести в церковь, мы хотели людей приводить к Богу, помогать…

Муханов : А кто вам это запрещает?

Игнатьева : Но мы хотим показать, что нельзя так с людьми вообще поступать. Свобода и любовь - это два понятия, которые вместе должны идти. Понимаете, если этого не будет, то будет…

Муханов (перебивает): Послушание!

Игнатьева : Это не послушание, это постоянное подчинение одних другим! <…>

Гуков : По новому уставу, если мы принимаем его, мы по сути дела лишаемся всех прав, потому что у членов приходского собрания прав по этому уставу нет. У него есть только обязанности. Поэтому, по сути, вы нас пугаете, что если мы не согласны с этим уставом…

Муханов : Мы не пугаем.

Гуков : По сути, у нас нет выбора. Вы не оставляете его нам. Либо мы по новому уставу живём без прав, либо вы нас этих прав лишаете вашим решением. <…>

«Полагаю, вы не учреждаете инквизицию?..»

Последним перед судом предстал отец Павел. Произнеся слова присяги, он продолжил (привожу диалог с несущественными сокращениями):

Но как-то странно звучит «обвиняемый» перед судом, который не предъявил мне конкретных обвинений. Я хотел бы видеть заявление, на основании которого мне предъявлено обвинение. Полагаю, что вы не учреждаете инквизицию, то есть розыскной процесс? Римский Папа в XII веке учредил розыскной процесс, который позволяет суду начинать процесс без всякого заявления. Беседуя с обвиняемым, суд может задавать вопросы и сам разыскивать повод к обвинению и находить, за что его обвинить. Я бы хотел видеть заявление, по которому возбуждено дело в суде.

Нетреба : Епархиальный суд принимает дело к рассмотрению на основании распоряжения епархиального архиерея, который может передать дело в епархиальный суд как по собственному усмотрению без заявления, так и при наличии заявления о церковном правонарушении. (Такого текста в «Положении о церковном суде Русской Православной Церкви Московской Патриархии» нет, председатель его придумал. Есть ст. 33 «Порядок принятия дела к рассмотрению», которая гласит: «Дело, требующее исследования, передаётся епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: 1. Заявление о церковном правонарушении. 2. Сообщение о церковном правонарушении, полученное из иных источников».) Вы - в качестве ответчика по вопросу непринятия нового устава прихода святых Жен Мироносиц на приходском собрании - это указана причина…

Адельгейм : Простите, это что, обвинение?

Нетреба : Да.

Адельгейм : То есть я обвиняюсь в том, что я не принял приходской устав?

Нетреба : Да.

Адельгейм : А на каком основании я должен его принять?

Муханов : На основании э… э… распоряжения святейшего Патриарха.

Адельгейм : Покажите мне такое распоряжение.

Нетреба : Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом определён срок перерегистрации приходов до 10.10.2010.

Адельгейм : Вы мне дайте документ. Почему вы так вычитываете из документа?

Нетреба : Я даю вам информацию.

Адельгейм : Я бы хотел получить документ.

Нетреба : Когда надо будет, получите, батюшка.

Адельгейм : То есть, документ вы мне не предъявите?

Нетреба : Я вам сейчас зачитываю конкретные разъяснения юридического отдела Московской Патриархии.

Адельгейм : Написано что? Ещё раз прочитайте. Что там сказано?

Нетреба : Патриархом Кириллом дано распоряжение…

Адельгейм : Кому? Кому дано распоряжение?

Нетреба : Всем приходам.

Адельгейм : Нет, там это не написано.

Муханов : Как же? Написано.

Адельгейм : Кому дано распоряжение? Вот я о чём спрашиваю. Кому это распоряжение дано?

Муханов : Разумеется, архиереям, всем епархиальным преосвященным Российской Федерации.

Адельгейм : Вот! Вот с этого надо начать. Значит, к кому обращено это требование? К преосвященным епархий. Это постановление Синода № 85. О нём идёт речь?

Нетреба : Да, да, да.

Адельгейм : Это распоряжение дано епархиальным преосвященным, которым я не являюсь. Я не епархиальный архиерей. Я простой священник. Поэтому это обращение ко мне не обращено.

Нетреба : Отец Павел, Вы подчиняетесь настоятелю храма святых Жен Мироносиц, которому даётся устное постановление Священного Синода.

Адельгейм : Что значит «устное постановление»? Устного постановления быть не может.

Нетреба : Устное распоряжение, чтобы храмы приняли новый устав.

Адельгейм : Распоряжение должно быть письменное.

Муханов : Хорошо, понятно. Значит, у нас есть распоряжение, точнее, оно есть, но у нас нет его сейчас с собой.

Адельгейм : А почему не обзавелись? Давайте перенесём заседание на следующий раз и…

Нетреба : Нет, мы не будем его переносить…

Муханов : Это Ваше мнение, а суд считает, нет необходимости переносить. Так что, пожалуйста, дальше вопросы.

Адельгейм : Отец Сергий мне сказал, что распоряжения такого от архиерея не было, и в настоящий момент не существует. Я спрашивал его об этом много раз. Я сказал ему, что если будет распоряжение, то я беспрекословно подчиняюсь церковной дисциплине. Но распоряжения такого нет. Т. е. нет канонических оснований, чтобы я принял решение. Я подчиняюсь церкви, церковным канонам, распоряжениям Патриарха и архиерея…

Нетреба : И конкретно, настоятеля своего.

Адельгейм : И конкретно, настоятеля своего. Пусть он напишет от себя такое распоряжение, если ему дано такое право.

Нетреба : Если он выносит на обсуждение приходского собрания принятие нового устава, новой редакции…

Адельгейм : А где вы вообще читали о принятии нового устава? Где это написано? Вот постановление Синода, там написано чётко и ясно: журнал № 85, п. 2: «Преосвященным епархий (то есть, архиереям, если это непонятно) расположенных на территории РФ, привести гражданские уставы зарегистрированных приходов в соответствие с новой типовой формой и обеспечить государственную регистрацию соответствующих изменений в данные уставы». Где написано: «принять новый устав»? Вот этого нет. Это обращено, я ещё раз обращаю Ваше внимание, - к преосвященным епархий, которым я не являюсь.

Нетреба : Игра слов.

Адельгейм : Это не игра слов. Я не думаю, чтобы Синод занимался игрой в слова.

Нетреба : Вы занимаетесь игрой в слова. Если настоятель выносит на повестку приходского собрания принятие нового или изменения и дополнения…

Муханов : Нет, нет, в приход поступил устав прихода в новой редакции, который необходимо обсудить. Вы сразу стали выступать против.

Адельгейм : Я вообще не выступал против этого. Я написал письмо митр. Варсонофию с просьбой ответить на вопросы, которые мне непонятны. Расхождения с законом очень серьёзные: это, к примеру, уничтожение принципа учредительства…

Муханов : Ну, я всё это слышал, батюшка.

Адельгейм : Поэтому я не могу голосовать, потому что это против моей совести, это расходится с законом, и непонятно, почему я должен это делать. Когда Вы говорите, что я обязан это принять, то я ничего против не имею, я подчиняюсь церковной дисциплине, и если я увижу распоряжение, которое обращено ко мне, а не к преосвященному епархии, то я, конечно, подчинюсь.

Муханов : Я думаю, вопросов больше нет. Спаси Господи, батюшка. Мария Ивановна, через две-три минуты приглашайте всех заслушать решение суда.

Решение суда ответчикам вручено не было, председатель огласил его устно. Суть решения состояла из двух пунктов:

1. Ходатайствовать перед архиереем об исключении из состава приходского собрания храма святых Жен Мироносиц семи членов из пятнадцати, проголосовавших за перенос принятия устава на 10 мая 2011года

2. Ходатайствовать перед архиереем о почислении за штат священника Павла Адельгейма.

Согласно «Положению о церковном суде», принятое решение вступит в силу после утверждения его правящим архиереем митрополитом Евсевием не ранее, чем через 15 рабочих дней. (См.: «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви Московской Патриархии», ст. 47, 2-3.)

«Различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками стёрто»

Понятие «за штат» отец Павел разъяснил в своем «Живом Журнале»:

«Выход клирика «за штат» означает, что по болезни или старости клирик (священник и диакон) не может больше служить и уходит «на покой».

Устав РПЦ заботливо определяет статус «заштатного» архиерея: в гл. 10 Устава РПЦ социальным гарантиям епископов посвящены три статьи, которые уделяют внимание его правам, обеспечивает материальное содержание. В прежнее время заштатного епископа направляли в монастырь, где он доживал свои дни, совершая, по мере сил, богослужение и пользуясь заботами монашеской братии. В наши дни редкие епископы соглашаются провести остаток жизни в монастыре. Каждый из них, пока служит, заранее отстраивает для себя коттедж, и его доходы не ограничены.

Про социальную защиту клириков Устав РПЦ забыл и не упоминает о заштатной судьбе стариков. Когда они становятся немощными, РПЦ лишает их социальных гарантий и, отправляя «на покой», возлагает уход за ними на родственников, а денежное содержание - на государство. В прежние времена выход на пенсию не препятствовал клирикам по мере сил участвовать в литургической жизни, они помогали священнику и были полезны: вынимали просфоры, исповедовали народ, сослужили Литургию, крестили, отпевали.

Теперь увольнение «за штат» применяется как наказание, наравне с запретом в священнослужении. Время ухода «за штат» определяет епископ: не можешь нести нагрузку наравне с молодым - уходи. Равнодушие к старикам доходит до жестокости. Налагая непосильную нагрузку, епископ принуждает уйти «за штат».

Синод ужесточил положение заштатных клириков, ограничив решением от 22.03.2011 г. право на служение в своей и в чужой епархии. Теперь уволенному «за штат» клирику не позволяют служить, а на практике он не сможет в своей епархии даже причащаться, как священник: архиереи будут отслеживать и препятствовать их служению. Практика отождествляет запрет в священнослужении и увольнение «за штат» - различие между заштатными, запрещёнными и лишёнными сана клириками стёрто».

«Пятёрка» или «тройка»?

Попробую подвести краткий итог. Образец псковского епархиального судопроизводства, которым мы теперь располагаем, не позволяет признать его судом, основанным на праве. Поясню этот вывод.

1. Всякое голосование предполагает выбор. Суд, ссылаясь на неведомые ответчикам документы, этого выбора - за или против - их лишил, предложив другой выбор: голосуй «за» или убирайся прочь от участия в управлении приходом. По этому поводу батюшка привел судьям пример из письма Иоанна Грозного одному из северных воевод: «Евреев крестить только добровольно, а кто не согласен - топить в Двине».

2. Никто из судей не счел нужным возразить на указанные противоречия предложенного варианта устава прихода с Конституцией РФ и Федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Напрашивается вывод, что церковный суд, призывая проголосовать за устав, сознательно склонял прихожан к пренебрежению законами РФ и их нарушению.

3. Суд имел целью не установление истины, что было бы естественно для суда, целью было - окончательное решение, заранее судьям известное. Кроме того - теперь это очевидно, - одной из задач суда было формирование оснований для последующих репрессивных решений митрополита Евсевия относительно священника Павла Адельгейма.

4. Епархиальные судьи демонстративно пренебрегли элементарными нормами процессуального права: ни одного документа, ознакомления с которыми справедливо требовали ответчики, суд не представил:

а) распоряжение правящего архиерея о принятии приходским собранием предложенного типового устава прихода без каких-либо изменений и дополнений;

б) рапорт благочинного правящему архиерею о том, что 18.04.2011. приходское собрание проголосовало против принятия предложенного устава прихода, - по сути, исковое заявление, на основе которого митр. Евсевий распорядился провести заседание церковного суда;

в) циркуляр юридического отдела Московской Патриархии, в котором, по утверждению членов суда, исключается право приходского собрания как-либо изменять и дополнять предложенный устав.

Всё сказанное позволяет сказать, что скорее это был не суд, а тот самый розыскной процесс, о котором говорил в начале своего допроса о. Павел, а «пятерка» судей вызывала невольные ассоциации с печально памятными «тройками».

«Церковь - это народ Божий»

Похоже, церковь вступает во времена исторически до боли знакомые, когда решающими были не личные качества, а личная преданность Хозяину. Нечто подобное начинает происходить в РПЦ: преданность архиерею и его окружению теперь куда важнее преданности Христу.

И встает неизбежный роковой вопрос: нужен ли нынешней церковной иерархии народ Божий? В одной из недавних телепередач Святейший Патриарх произнес:

«Есть люди, которые действительно не понимают, почему сегодня усиливается роль мирян в жизни Церкви. Мирянин — это не статист, быть мирянином — это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения. Когда в Церкви всё делает только иерархия или духовенство, а миряне лишь присутствуют на богослужении, это очень опасно для жизни Церкви, потому что в ней не реализуется самый главный принцип церковного бытия: Церковь - это община веры, это народ Божий...».

Одно из двух: либо управляющий Псковской епархией и иже с ним не согласен с Патриархом и вбивает клин между Первосвятителем и народом Божиим, либо у Патриарха слова расходятся с делом.

Что ж, в стране развитой демагогии все возможно - и распустить приходское собрание (согласно закону, «добровольное объединение граждан»), и назначить новое «добровольное». Как некогда в государстве: отделить правильных граждан от неправильных и всех неправильных лишить, изгнать, упечь, а то и к стенке - тоже знакомо, не правда ли? Но не лучше ли все-таки попытаться создать условия, в которых наиболее полно раскрывается творческий потенциал человека, созданного по образу и подобию Творца.

Блог о. Павла в «Живом Журнале» с его проповедями, богословием и публицистикой мог бы сам по себе стать темой исследования современного религиозного сознания. Он стал местом дискуссий, споров, иногда ярких, глубоких по мысли выступлений. Процитирую один из комментариев на тему недавнего суда:

«Нужно творить дела Божьи!

Однажды я прочитал книгу тогда неизвестного мне священника «Догмат о Церкви в канонах и практике». Книга перевернула сознание. Не то чтобы открылись догматические истины - это не было секретом, - но я встретил человека, который всерьез жил по Евангелию, по настоящему противосстал богопротивной системе. Можно сказать, что тогда произошла встреча с мистической реальностью, которая называется Церковь Христова. То безобразие, что происходит сейчас, конечно же, не вписывается в рамки лишь одного прихода, епархии, происходящее носит общецерковный характер. Но я убежден, что церковь, христиане призваны и могут свидетельствовать о правде и о воле Божьей. Только лишь молиться и пассивно наблюдать за происходящим означало бы не служить всеми дарами, данными нам от Бога здесь и сейчас».

Виктор ЯКОВЛЕВ,
председатель приходского совета храма свв. Жен Мироносиц в 1989-2010 гг. Псков

Редакция «Псковской губернии» продолжает внимательно следить за делом о. Павла Адельгейма и прихожан храма свв. Жен Мироносиц.

Убит протоиерей Павел Адельгейм

Вечером 5 августа 2013 года в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Тело священнослужителя с ножевыми ранениями было обнаружено в его доме в Красногорском проезде рядом с храмом Константина и Елены в понедельник около 20.00. Подозреваемый задержан.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту убийства священника. Предположительно отец Павел был убит психически нездоровым человеком, который был знаком с покойным. В момент задержания подозреваемый «причинил себе ножевые ранения и был госпитализирован», говорится в сообщении ведомства.

По словам руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакона Александра Волкова, протоиерей Павел Адельгейм «стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку».

«Святейший Патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души», — сообщил отец Александр.
1 августа 2013 года протоиерею Павлу Адельгейму исполнилось 75 лет.
Патриархия.ru

Убийство отца Павла Адельгейма: хроника трагедии

Ольга ШАТОВА

Псков потрясён убийством: погиб не просто невинный человек, а всеми уважаемый священник Павел Адельгейм. Да и нож оказался в руках не простого злодея, а страдающего и к тому же религиозного молодого человека. Помрачение нашло на выпускника ВГИКа, который попытался покончить и с собой тоже - едва осознал содеянное.

Трагедия произошла в понедельник вечером, 5 августа, примерно в 19.30, - в доме священника Павла Адельгейма. По свидетельству близких, он читал своему молодому московскому гостю Сергею Пчелинцеву о святом Луке Войно-Ясенецком, как вдруг парень обезумел, схватил нож и нанес священнику несколько ударов, один из которых стал смертельным.

Безумие

Позже, когда полицейские стали проверять, как быстро приехала «скорая» (наверное, в таких случаях родственникам всегда кажется, что «скорая» едет по вызову слишком медленно), то, во-первых, посчитали, что медики прибыли на место трагедии уже через семь минут, а во-вторых, что для Павла Адельгейма помощь вызывали восемь раз. И ещё шесть раз её вызвали для подозреваемого в убийстве, который, по утверждению очевидцев, выбежал во двор и стал метаться там с криками: «Что я наделал?». А когда за ним приехали полицейские - два раза ударил себя ножом в грудь.

Сейчас Сергей Пчелинцев находится в реанимации. В ночь с 5 на 6 августа ему сделали операцию на поврежденном лёгком. Медики до сих пор оценивают его состояние как тяжёлое. Пока никто не знает, когда полицейские, которые дежурят возле его палаты, смогут его допросить.

Он жил в доме Павла Адельгейма три дня. Родные священника сразу поняли, что с парнем что-то не так.

Сергей страдал от сильных головных болей. Говорят, что в юности он занимался борьбой и повредил шейный отдел позвоночника. По свидетельству его матери, ситуация ухудшилась после того, как он снял фильм про маньяков-убийц. Молодой человек и сам признавался, что работа над этим фильмом произвела разрушительное действие на его психику. Он пробовал искать утешения в религии и, наконец, сбежал от родных в Псков. Кто-то из знакомых посоветовал ему обратиться за помощью к отцу Павлу Адельгейму, который в своё время служил при психиатрической больнице и имел опыт общения со «сложными» пациентами.

Вдова священника Вера Михайловна рассказывает, что в один из дней в Псков приехал отец Сергея Пчелинцева, который хотел забрать сына домой. Молодой человек очень испугался и на коленях просил отца не отправлять его в «психушку».

Почему, оставшись потом наедине с Павлом Адельгеймом, он вдруг кинется на кухню, где супруга священника резала кабачки, за ножом - никто не знает. Уже через считанные минуты после того, как священник был зарезан, в сети появились первые сообщения об этой трагедии. И Интернет взорвался.

Псков - город маленький. Многие были лично знакомы с погибшим священником, у кого-то он венчал знакомых, у кого-то крестил детей… Псковичи поистине ужаснулись случившемуся. Что-то невообразимое произошло со статусами в социальных сетях и комментариями на форумах под информационными сообщениями: они стали похожими на молитвы.

Глава Пскова Иван Цецерский написал наутро после случившегося в ФБ: «Страшное еще в том, что это убийца - душевно больной человек жил в нашем городе и мог убить любого человека. Отец Павел очень добрый и отзывчивый человек, поэтому он помогал нуждающемуся в душевной поддержке, а в итоге - случилась непоправимая трагедия. Вечная память дорогому отцу Павлу!»

Со святыми упокой

Вечная память человеку действительно неординарному. И всю его жизнь гонимому - властями как светскими, так и церковными.

Биография Павла Адельгейма свидетельствует о том, что он был личностью вне системы, и поэтому сызмальства терпел лишения. Его отец был расстрелян, мать арестована, несколько лет он рос в детдоме, а потом вместе с мамой уехал в ссылку в Казахстан. В 18 лет он поступил в Киевскую духовную семинарию, но вскоре был исключён оттуда по политическим причинам. В 1964 году Павел Адельгейм закончил Московскую духовную академию, а уже через год его самого арестовали за распространение религиозного самиздата и приговорили к трём годам лагерей за «клевету на советский строй». Во время лагерных волнений он потерял ногу и вернулся на свободу инвалидом.

В Псковской епархии он с 1976 года. Это его заслугами при церкви Жён-мироносиц была открыта православная школа регентов, а при храме Святого апостола Матфея в деревне Писковичи под Псковом - приют для сирот-инвалидов.

В 2008 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий отстраняет Павла Адельгейма от должности настоятеля храма Жён-мироносиц, позволив ему, однако, служить в храме. Это произошло из-за того, что Адельгейм раскритиковал принятое Архиерейским собором новое «Положение о церковном суде» и тем, самым, по мнению архиерея, выказал неуважение высшим чинам Русской православной церкви. Тогда же появляется на свет скандальный протокол приходского собрания храма Жён-мироносиц, на котором протоиерея Павла Адельгейма и некоторых других прихожан церкви будто бы исключили из членов собрания.

Священник не смирился и стал судиться с Псковской епархией. Многие просвещённые псковичи встали на его сторону, ценя блестящий ум Павла Адельгейма и его обострённое чувство справедливости. В конце концов, патриарх Кирилл признал вышеупомянутый протокол подложным и посоветовал Евсевию с Адельгеймом проявить евангельское всепрощение и забыть распри. Но примирения, судя по всему, так и не произошло.
По крайней мере, протодиакон Андрей Кураев в «Живом журнале» высказался на гибель псковского священника Павла Адельгейма предельно жёстко: «Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям». Кураев также назвал Адельгейма «последним свободным священником Московской Патриархии»: «Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет неанонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!?»

Павла Адельгейма похоронят 8 августа на Мироносицком кладбище в Пскове - рядом с храмом, в котором он служил до последних дней своей жизни. 1 августа ему исполнилось 75 лет. Родители Сергея Пчелинцева уже вызваны в Псков для дачи показаний. Следователи также с минуты на минуту ждут разрешения врачей на допрос пока ещё «подозреваемого» в убийстве. Дело передано в отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СКР по Псковской области. К расследованию привлечены следователи-криминалисты аппарата управления.

Тем временем в храме Жён-мироносиц готовятся к прощанию с Павлом Адельгеймом. Ожидается, что сегодня после двух часов дня тело священника привезут из морга в храм. Завтра утром после Божественной литургии начнётся чин отпевания.
http://www.pskov.aif.ru/crime/article/38949


В Пскове состоялось отпевание и погребение протоиерея Павла Адельгейма

8 августа 2013 года в Пскове состоялось отпевание протоиерея Павла Адельгейма, убитого 5 августа.

Проститься с отцом Павлом собрались несколько сот человек: духовенство, прихожане и духовные чада.
Отпевали священника на улице перед храмом святых Жен-мироносиц на Мироносицком кладбище, так как небольшая церковь не смогла вместить всех собравшихся.
Было зачитано соболезнование митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

Слово Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия на отпевании протоиерея Павла Адельгейма

Как сильный гром ударил с высоты, так известие о кончине, трагическом убийстве протоиерея отца Павла ударило и пронизало все наше существо. Смерть человека всегда вызывает тяжелое чувство у родных и близких. А смерть священника, да еще убийство его, приводит в ужас всех тех, кто знал своего духовного отца. Протоиерея отца Павла знали многие люди не только в нашем городе, но и за его пределами, и даже в других странах. Его священническое слово слушали сотни людей. Жизнь его была многогранна. Не по простой дороге он шел, но со священническим крестом отец Павел никогда не расставался. Его внезапная кончина как трагедия переживается всеми нами, но жизнь и смерть человека в руке Божией. Будем об этом помнить и на всякий час просить Господа, да сохранит Он нас от внезапной смерти, а почившему протоиерею да дарует Свою милость и да вселит его с праведными в Своих небесных обителях. Вечная память протоиерею отцу Павлу.

ЕВСЕВИЙ, МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ

Заупокойное богослужение возглавил благочинный Псковского округа протоиерей Георгий Быков.
Погребен отец Павел у стен храма свв. Жен-мироносиц, в котором служил долгие годы.
Патриархия.ru

Тернист был его путь. В Пскове простились с протоиереем Павлом Адельгеймом
Ольга ШАТОВА

В Пскове, на кладбище возле храма Жён-мироносиц, похоронили священника Павла Адельгейма, который трагически погиб в понедельник, 5 августа.

На похороны собралось столько народу, что на территории кладбища яблоку негде было упасть. В их числе были замечены глава Пскова Иван Цецерский, заместитель губернатора Псковской области Виктор Остренко, именитые псковские архитекторы, художники, театральные деятели. Прямую трансляцию с похорон вёл известный телеведущий Павел Лобков.


Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий ограничился тем, что заочно обратился к своей пастве с лаконичным посланием на гибель Павла Адельгейма, которое было зачитано после отпевания. Многие отметили, что во время чтения этого послания навес над гробом вдруг заколыхало ветром - так что полиэтиленовую плёнку чуть было не сорвало.


После этого с проникновенной двадцатипятиминутной речью выступил благочинный Всеволожского района Ленинградской области протоиерей Роман Гуцу, который когда-то служил вместе с Павлом Адельгеймом и волею судьбы возглавил Псковское духовное училище после того, как опального священника отстранили от должности ректора.

Он вспомнил весь духовный путь Павла Адельгейма, рассказал много интересных подробностей его земной жизни и встреч с христианскими праведниками, а также горько вопросил, к кому же теперь обращаться за поддержкой тысяче людей, которых духовно окормлял их безвременно ушедший пастырь.

Роман Гуцу отметил, с каким мужеством Павел Адельгейм нёс свой священнический крест. Он усмотрел промысел Божий даже в том, что почти всё построенное или созданное Павлом Адельгеймом от него потом отнимали. По словам Романа Гуцу, тем самым отца Павла освобождали от хозяйственных забот, потому что управлять могут многие, но редко кому удаётся утешать людей и спасать души, как это делал погибший батюшка. Оратор подчеркнул, что Павла Адельгейма притесняли всю его жизнь, и сравнил его тернистый жизненный путь с путём Христа на Голгофу.


Страшно себе вообразить, сказал Роман Гуцу, в каких тяжёлых прегрешениях исповедался ему его молодой убийца, что после этого он предпочёл зарезать Павла Адельгейма - лишь бы не оставлять в живых невольного свидетеля своих низких деяний.

Роман Гуцу также сказал, что Павел Адельгейм не случайно служил последние годы своей жизни в храме Жён-мироносиц, потому что он тоже помазывал страждущих «спасительным елеем слова Божия». «Вечная и блаженная память тебе, отец Павел! Помолись за нас перед престолом Божьим!» - сказал Роман Гуцу в завершение своей надгробной речи.


Павел Адельгейм был похоронен у стены южного придела храма Жён-мироносиц. Многие псковичи рыдали, когда его гроб несли к могиле, но после похорон и на поминальной трапезе они уже улыбались друг другу и обнимались, радуясь, что их батюшка предстал перед Богом истинным праведником. Даже вдова Павла Адельгейма матушка Вера принимала соболезнования со светлой улыбкой.

При этом прихожане рассказывали друг другу, каким чудесным человеком был погибший, вспоминали свои с ним беседы.
Говорили, что он всех людей принимал как посланных ему Богом, и даже своего убийцу, поэтому ему, мол, и была ниспослана такая истинно христианская мученическая смерть, ставшая логическим окончанием его тернистого земного пути.

Напомним, что Павел Адельгейм был убит 5 августа 2013 года в собственном доме. Молодой человек, подозреваемый в убийстве, в настоящее время находится в больнице. После случившегося он пытался покончить собой. Медики оценивают его состояние как тяжелое. По факту убийства возбуждено уголовное дело.
http://www.pskov.aif.ru/society/article/38975

Он был не вашего рода. О жизни и смерти отца Павла Адельгейма

5 августа был убит протоиерей Павел Адельгейм. О погибшем священнике говорит Игорь Петровский , пресс-секретарь Ростовской митрополии.

Вечером 5 августа 2013 года, сотни смс-сообщений и телефонных звонков по всей России сообщали эту новость: «В Пскове убит священник Павел Адельгейм».

У отца Павла был какой-то недюжий талант доносить до сложного контингента верующих — «новой интеллигенции», — то, что другим священникам донести не всегда удавалось. И дело было не в правильно подобранных словах, мудрых изречениях, ярких примерах. Тут отец Павел был из разряда простецов: говорил несложно, по-пастырски нарочито. Скорее всего, большую роль играла биография отца Павла, которая сформировала его как священника, духовника, человека. Для многих он был человеком особенным, символом, этаким «Сахаровым в рясе»: к отцу Павлу тянулись не потому, что он говорил как-то особенно, но потому, что за ним стоял опыт лагерей и гонений. И действительно, люди, выросшие на Солженицыне и Шаламове, привыкшие доверять «письмам сидельцев» больше, чем официальным сводкам, искренне тянущиеся к Церкви, но при этом страдающие хроническим диссидентством, ехали к нему со всех концов страны. Он был «кувшином для журавля и блюдцем для лисицы». Порою только из его уст они готовы были принять то, что слышали уже не раз от «местных» батюшек.

Не только «мятущаяся интеллигенция», но и поколения молодых священников и верующих приезжали к отцу Павлу. Ведь что-то по-чегеваровски романтическое, что-то подлинно геройское было в этой личности. А еще в нем было целое небо добра. И какого добра?! Пройти через лагерный ад и говорить, что «от лагеря остались очень светлые воспоминания», отбывать наказание не в бараке с интеллигенцией, репрессированной по 58-ой, а с отпетыми уголовниками, устроившими, в конце концов, «несчастный случай», в результате которого направленный на отца Павла агрегат отрезает ему ногу, — и утверждать при этом, что «никогда в своей жизни не встречал подонков и нелюдей, это просто были несчастные люди», — многие ли так смогут?

Еще одного «сидельца», тоже отца Павла, как-то спросили:

Батюшка, а отчего Вы такой мягкий со всеми?

Много мяли в жизни, милочка, вот и мягкий, — был ответ старца.

В личности отца Павла Адельгейма многим виделась ностальгия, которая столь свойственна XX веку, по герою, прошедшему лагерь и пытки, но не сломавшемуся. Такими героями были архимандрит Павел (Груздев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Начис), протоиерей Николай Гурьянов и десятки других священников, которых лагерь не озлобил, как героя «Колымских рассказов», а напротив, научил любить и быть предельно настоящим.

Конечно, кто-то припомнит отцу Павлу критику в адрес высшего руководства РПЦ, кто-то помянет его многолетний конфликт с правящим архиереем. Сразу после известия о его кончине, телеканал «Дождь» не преминул показать "нужное" интервью. Некоторые новостные сайты достали из нафталина все прошлогодние антицерковные байки, снабдив ими новостные сообщения об убийстве отца Павла. На сто процентов уверен, что еще долго эту трагедию будут использовать, чтоб в очередной раз пнуть Патриарха, Церковь, верующих. И вместо доброго слова о добром священнике, придется нам еще долго слушать и читать про «последнего из могикан», храбро выступившего против «кровавой патриархии». Но так хочется сказать: господа, окститесь! Он не вашего рода. Не спешите записывать отца Павла в болотный ряд, возносить его имя на радужные флаги. Вам никогда не понять ту верность Русской Православной Церкви, в сочетании с её критикой, которая была свойственна отцу Павлу. И никогда не понять, почему даже те, кто критиковал самого отца Павла за его назойливое «сутяжничество», с интересом и вниманием прислушивались к его старческому голосу, несогласного с некоторыми моментами современной церковной жизни.

Просто он один из немногих, кто по жизни своей имел право на это стариковское бескомпромиссное «ворчание»: когда расстреляли отца, когда посадили мать, когда в хрущевские гонения не побоялся поступить в семинарию, кода в брежневские 70-е сел в лагерь, когда вышел и снова служил...

Да, он был в чем-то неудобен для церковного начальства, но никогда не покидал пределы Церкви, он был популярен в народе, но никого не призывал к бунтарству, он открыто писал о своем особом мнении, но никогда не строчил кляузы. Отец Павел был верным и Христу и Церкви, и именно ему, больше чем кому-либо из подобных «системных критиков», хочется все простить и у него самого попросить прощения: за то, что нам, кому досталась эта вера не так уж и сложно, не хватило терпения, чуткости и культуры принять его, такого неформатного, но такого доброго, истинного и верного. Наследие отца Павла — предмет церковной дискуссии, а не антицерковных журнальных пересудов.

Вечная память тебе, отче Павле, в вечность к Богу на страстотерпцев Российских Бориса и Глеба перешедшего!

Loading...Loading...