Сельский крестный ход на пасху автор. Когда бывает начало крестного хода на Пасху? Праздничное пение колоколов

.

Картина написана в конце ХIX века и по мнению искусствоведов относится к так называемому критическому реализму. Вроде бы она обличает пьянство на Руси и в частности в церковной среде. Но есть ли реализм в этой картине?

Действительно, на картине очень выразительно изображены пьяные люди. Однако, некоторые моменты заставляют задуматься: сам автор хоть немного знаком с христианской жизнью или пишет о том, о чем имеет весьма смутные представления, но при этом дерзает обличать то, в чем не разбирается.

Рассмотрим, какие же несоответствия изображены на картине.

Во-первых пасхальный крестный ход происходит в богослужебное время. Или ночью после вечерни перед литургией или утром после литургии. Перед пасхальным богослужением строгий пост! Так когда же участники крестного хода успели напиться??? Я вполне допускаю, что ПОСЛЕ крестного хода будет трапеза, где кто то напьется, но пьяные люди будут ПОСЛЕ крестного хода, а не ВО ВРЕМЯ!

Во-вторых, по мысли художника крестный ход выходит из дома, где люди праздновали Пасху и идет к церкви. Но если так, то почему священник в облачении? На нем епитрахиль и фелонь! По богослужебному уставу эти элементы облачения могут быть на священники только в богослужебное время, но ни как не на трапезе. И почему несут хоругви, фонарь и крест? Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную. Бывает, что в монастырях монахи идут из храма в трапезу неким подобием крестного хода, однако у них нет упомянутых облачений и богослужебных предметов.

Сюжет картины – такая же неправда, как если бы люди шли по облакам.

Таким образом, возможны два варианта: или автор картины изобразил заведомую ложь, причем «шитую белыми нитками» или автор настолько нецерковный человек, что не знает, как проходит православное пасхальное богослужение! Мне кажется, что, скорее всего имеет место второй вариант: представители русской интеллигенции почему-то считают себя «самыми умными» и на этом основании присвоили себе право обличать и учить всех.

А теперь рассмотрим, что же видят на картине другие интеллигенты.

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным… (Пелевин Ю.А. «Перов Василий Григорьевич, Сельский крестный ход на пасху»)

То есть критик замечает образы отдельных персонажей, но не замечает упомянутых мной фактических ошибок, которые заметил бы любой воцерковленный человек. Таким образом, критик не более воцерковлен, чем автор картины! О его невоцерковленности так же свидетельствует упоминание о женщине, «поющей молебен». Вообще то молебны не хор поют, а служат священнослужители, а во время движения крестного хода поется канон празднику.

Существенно, что критика нельзя обвинить в невнимательности:

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. (там- же)

То есть про избу критик заметил, а про несоответствие церковной жизни – нет.

А вот высказывания современников художника о картине:

Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». (там же)

Опять ни кто не заметил упомянутых фактических неточностей. Значит все упомянутые критики такие же нецерковные люди! Однако присвоили себе право рассуждать о церковной жизни, то есть о том, в чем не разбираются.

А теперь посмотрим на критические высказывания современных атеистов и «бог-в-душевцев» о современных церковных проблемах. Опять же довольно часто невежество как в вероучительных так и в бытовых вопросах.

Так стоит ли подобным интеллигентным людям обижаться, что церковь «игнорирует их»? Может быть, церковь просто следуют совету А.С. Пушкина: «не оспаривай глупца»?

Колян Платков
Ноябрь 2013г

Василия Перова всегда волновали русские типажи. Он даже из поездки в Италию, куда его за заслуги отправила Академия художеств, вернулся раньше срока, т. к. посчитал, что та жизнь ему непонятна, и создать там что-то свое он не сможет. Пожалуй, самым резонансным его полотном стало «Сельский крестный ход на Пасхе». Одни хвалили картину за правдивость, а другие возмущались: как бы не попасть художнику в ссылку на Соловки за свою дерзость.



На первый взгляд, картина Василия Перова, написанная в 1861 году, изображает форменное безобразие. В стельку пьяный священник еле стоит на ногах, рядом с ним еще в худшем состоянии валяются мужики. Да и процессия не в лучшем виде. Икона в руках женщины поцарапанная, а рядом идущий старичок и вовсе держит образ перевернутым.


Действие происходит на светлую седьмицу (неделю после Пасхи), поэтому на картине изображен вовсе не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, как может показаться. Так что же тогда происходит на полотне Перова?

Дело в том, что в Российской империи зарплату священникам не платили. Как правило, приходы имели земельные наделы и крохотную дотацию от государства. Поэтому в стремлении увеличить свои доходы священники придумали обычай славления на Пасху. В неделю после Светлого праздника священники отправлялись по крестьянским подворьям. Они заходили в каждую избу и исполняли церковные песнопения. Крестьяне, в свою очередь, должны были отблагодарить попов за пожелание процветания подарком или деньгами.


На деле же все выглядело не так хорошо. Священники, пытаясь обойти как можно больше домов, исполняли песнопения очень быстро. Крестьяне же считали, что их просто обирают. Ведь время на Пасху было самым экономически тяжелым, когда после зимы денег уже не оставалось, да и продовольственные запасы подходили к концу. Чтобы отделаться от попов, им чаще всего наливали спиртное и выпроваживали из избы.


Именно эту сторону взаимоотношений церкви и крестьян изобразил Василий Перов на своей картине. Стоит отметить, что его полотно вызвало бурю негодования как в церковных кругах, так и среди художников. Живописец Василий Худяков написал эмоциональное обращение к Третьякову, который приобрел картину «Сельский крестный ход на Пасхе» для своей коллекции:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки» .
Третьякову пришлось снять картину с экспозиции.

Но были и такие, кто рассмотрел в картине прадоруба Перова истинное положение крестьян. Критик Владимир Стасов отзывался о полотне, как о правдивом и искреннем, передавшим реальные типы людей.

Еще одно невероятно эмоциональное полотно Василия Перова не может никого оставить равнодушным.

Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах: чтобы спуститься с крыльца и не упасть при всем честном народе, он оперся рукой о столб. Обрюзгшее Лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря, «упившегося вином до положения риз».

Возле него три «падших грешника»: дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры.

«Богоносы» (так называли в деревне крестьян, согласившихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) тянут «кто в лес, кто по дрова» церковное песнопение («Христос воскресе из мертвых...»). Придурковатая молодая крестьянка с иконой в руках поет во все горло; видимо, она тоже приложилась к хмельному зелью.

Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Он тоже изрядно выпил и даже не замечает, что икона перевернулась ликом к земле.

Впереди этих темных забитых людей идут три «справных», то есть зажиточных мужика в шубах и армяках. У одного в руках фонарь с зажженной свечой, у второго - развевающаяся по ветру хоругвь, у третьего - дароносица.

И так целую неделю «богоносы» ходили по деревням своего прихода, из избы в избу, разговляясь вместе с церковниками куличами и яйцами, пирогами и водкой или в крайнем случае брагой. Львиная доля пасхальных угощений с денежными приношениями отдавалась попу (его возчик принимает от хозяина избы это подаяние «в пользу господа бога»).

Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми, только грачиные гнезда и скворечники «украшают» их. На земле лужи и грязь. Все это пасхальное шествие спускается в глубокий овраг, где виднеются почерневшие избы и церквушка.

Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета (на ризе и эпитрахили священника), то красного (сарафан хозяйки, изображенной на крыльце, юбка у женщины с иконой, дароносица в руках богоноса, кисти кушака и фонарь) останавливают на себе внимание. Зритель постепенно вникает в содержание картины, задумывается над ее значением.

Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя.

«Сельский крестный ход на пасхе» был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и «безнравственная» картина, разоблачающая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.

Всегда в ночь с субботы на воскресенье. Обычно это действие происходит ближе к полуночи. Потому что, именно после Крестного хода наступает Пасха. Но с окончанием Крестного хода служба не заканчиваются. Начинаются праздничные богослужения, которые продлятся еще несколько часов.

Почему такое название

В православии крестные ходы могут быть продолжительными или короткими. На Пасху, в частности, происходит именно короткий крестный ход. Но бывают случаи, когда он идет из одного города в другой или даже плывет (в истории зафиксированы даже морские крестные ходы).

Такое название это действо получило из-за того, что в самом начале шествия священник несет большой крест. Далее служители храма несут самые главные иконы и хоругви. Когда происходит Крестный ход на Пасху 2015 – всегда ближе к полуночи. Священнослужители и паства три раза обходят храм. А какие будете готовить вы?



Смысл и значение пасхального Крестного хода

Несмотря на то, что пасхальный Крестный ход проходит около полуночи, служба в Великую субботу начинается в 20.00. Лучше всего прийти на службу пораньше и послушать хотя бы часть богослужения. Это предпраздничное богослужение является очень красивым и имеет для каждого верующего важный религиозный смысл.

Крестный ход начинается после того, как раздастся звон колоколов. Трижды священники и верующие обходят вокруг храма, и каждый раз останавливаются у дверей храма. Первые два раза двери закрыты, а в третий раз они открываются, что означает Христос Воскрес и Пасха наступила. Двери храма в данном случае является символом камня, который закрывал вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос. Как известно, утром в воскресенье этот неподъемный камень был открыт.

Уже после полуночи и совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белую праздничную одежду и служба продолжается.




Когда нужно разговляться

Что значит разговляться? Это кушать пищу, которую мы освятили в в течение дня Великой субботы. Это еды не должно быть много, обязательно в наборе должен быть кулич и соль, яйца, кусочек мяса. Пасхальным утром нужно будет прочитать молитву и скушать по кусочку от каждого освященного продукта. Рекомендуется именно таким образом начинать свою трапезу в течение всей Цветочной недели.

Многие верующие хотят узнать, во сколь Крестный ход на Пасху 2015, чтобы спланировать праздничную трапезу. Но, согласно церковному уставу, трапезу нужно проводить именно пасхальным утром, а не сразу после богослужения.

Обычно Крестный ход накануне Пасхи проходит в каждой церкви вне зависимости от того, большой это город или маленькая деревня. Узнать точное время начала богослужения можно днем в Великую субботу, когда все верующие идут в храм, чтобы освятить свои пасхальные корзинки. Конечно, каждый человек может сам выбирать, что именно из всего богослужения в Великую субботу является для него главным. Но лучше, конечно, прийти к началу богослужения, затем присоединиться к крестному ходу и, уже по возможности, отстоять следующие несколько часов пасхальной службы.




В Пасху, как и в период Великого поста, крайне важно ходить в церковь. Для этого есть особенно подходящие дни, хотя, службы проводятся, чуть ли не каждый день. Конечно, Пасха для современного человека – это ярких праздник весны, сладких куличей и крашеных яиц. Но, куда более важно обращать внимание на духовную составляющую этого события. Когда-то, много лет назад, Иисус Христос принял мученическую смерть за каждый грех человека. Сегодня в наших силах не допускать греха, уважая жертву Сына Божьего.

Приближается светлая Пасха – главный праздник для всех православных христиан. К этому дню верующие готовятся заранее: накануне в течение семи недель они соблюдают строгий пост, чаще проводят время в молитвах и стараются совершать больше добрых дел.

Накануне праздника, начиная со Страстной субботы, люди освящают в храмах пасхальную снедь – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и др.

Верующие, которые готовятся ко всенощной, которая проходит в ночь со Страстной субботы на воскресенье, интересуются, как проходит этот обряд, во сколько будет крестный ход на Пасху, в котором принимают участие не только священнослужители, но и прихожане.

Некоторые люди задают и другие вопросы: Когда проходит крестный ход на Пасху? Кто может принимать в нем участие? В какое время начинается крестный ход на Пасху? Что при этом происходит? Сколько длится пасхальный крестный ход? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Прежде всего стоит сказать о том, что это праздничное шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви (укрепленные на древках полотнища с изображением Христа или святых).

Во времена первых христиан совершался только крестный ход на Пасху, позднее этот обряд стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Что касается церковной истории Руси, то она началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне.

Кроме Пасхи, устраиваются крестные ходы на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также подобные шествия организуются в честь каких-либо значимых церковных или государственных событий.

Иногда крестный ход проводится священнослужителями в чрезвычайных случаях, к примеру, во время природных катаклизмов, бедствий или во время войны.

Так, в старину верующие обходили с иконами поля в периоды засухи и неурожая, а также посещали различные населенные пункты во время эпидемий различных заболеваний. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой христианами во время подобных шествий.

Во сколько начинается крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. В это время в храм могут прийти все желающие. Люди, которые хотят попасть внутрь и находиться в церкви в течение всей службы, приходят сюда заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы.

В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон. Затем в ночь с субботы на воскресенье проходит крестный ход. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа.

Сколько продолжается крестный ход на Пасху? В числе обрядов, соблюдаемых православной церковью, бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Некоторые шествия данного типа могут длиться до двух месяцев и более. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Во сколько он начинается? Это действие, которое является частью праздничной службы, начинается ближе к полуночи – под несмолкаемый звон колоколов. Длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов.

Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Согласно сложившейся традиции, когда проходит пасхальный крестный ход, впереди процесии несут фонарь, за ним – запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения и другие реликвии.

Завершает шествие предстоятель храма, который держит трисвечник и крест. Несомые хоругвеносцами церковные знамена символизируют победу, одержанную над смертью и диаволом. За духовенством следуют прихожане со свечами в руках, которые пришли на службу.

Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все время, пока идет крестный ход на Пасху, верующие пребывают в состоянии торжественной приподнятости и радостного ожидания.

Процессия обходит храм трижды, каждый раз останавливаясь у его дверей, символизирующих камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Первые два раза двери остаются закрытыми, а на третий раз они открываются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Колокола затихают, и священник первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник исполняет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят: «Христос воскресе из мертвых…» О наступлении великой минуты светлого праздника – Воскресения Христова – возвещает торжественный звон колоколов.

Процессия торжественно входит в храм через открытые двери. Это действо символизирует путь жен-мироносиц, вошедших в Иерусалим, чтобы сообщить апостолам благую весть о воскрешении Христа. После этого крестный ход заканчивается. Это зрелищное и массовое мероприятие позволяет всем присутствующим по-настоящему прочувствовать дух праздника.

Затем начинается Светлая заутреня, во время которой звучат восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Великий пост, который продолжался семь недель, заканчивается с момента символического открытия дверей храма.

После праздничной литургии и причастия, около 3-4 часов утра в воскресенье, верующие могут разговеться. Служба завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесенных для праздничного стола пасхальных блюд. Желающие могут также причаститься.

Затем всю пасхальную неделю в православных храмах проходят особые торжественные литургии. В течение Светлой седмицы, которую также называют Звонильной неделей, все желающие могут подняться на колокольни и попробовать себя в звонарном искусстве.

Loading...Loading...