Смотреть что такое "Раб" в других словарях. Влияние рабства на культуру общества

Раб м., раба , рабыня , рабица ж. невольник , крепостной ; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп , смерд , кабальный и пр. как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов.

Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками. Раб Божий , всякий человек. Не вниди в суд с рабом твоим! Псалтирь . Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Лук. Раб греха, раб страстей, человек, отдавший себя в неволю страстям, помыкаемый ими. Местами (твер. и др.) в обычае было доселе звать рабом, а более рабою, слугу, служанку, хотя наемных, батрак, батрачка, казак, казачка. Не имеючи раба, сам по дрова. Не считайся с рабою, да не сверстается с тобою (сверстает тебя с собою). Не послужишь рабой, не сядешь госпожой. Рабом жить не хочется, господином жить не сможется. Раба пошли, да и сам поди. Все мы рабы Божьи. Несть раб болий господина своего, ни посланник пославшего его. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Пойду рабою, сяду госпожою. За очи горда, а в очи раба. Сама себя раба бьет, что (или коли) не чисто жнет. Меха не надуть, а раба не научить. Пошел в рабы, рабски и твори. Рабус м. шуточн. или же презрит. слуга, лакей. Рабов, рабынин, лично им принадлежащий. Рабий, к ним относящийся. Рабский, рабынский, относящийся вообще к рабам или к рабству. Рабское повиновенье, безусловное. Подражать кому в чем рабски, ни в чем не уклоняясь.

Рабичищ, рабынич, рабич, сын раба, рабыни, вообще рабское дитя; небрачный ребенок от рабыни. Рабство ср. рабское состоянье, быт раба.

Ветхий Завет узаконяет рабство - Новый Завет же отвергает его. Томиться в рабстве, в плену, в неволе. Всяк в рабстве у страстей своих. Иногда неволей подчиняешься рабству случайностей . Рабство нужды. Рабственный, рабский, к рабству относящийся. Рабствовать, состоять в рабстве, быть рабом чьим или чего.

Раболепствовать , унижаться рабски, подло. Раболепие ср. рабская униженность, безусловное послушание и угода, низкое искательство, пресмыканье, низкопоклонство, подлое поклонничество и угодливость из корыстных видов. Раболепный угодник, потворщик. Раболепность, состоянье по прилаг. Раболепство ср. раболепие, свойство и действие по прилаг. Раболепствовать, угождать во всем с рабскою покорностью, поклонничать. ‑ванье ср. действие по глаг. Раболепствователь, ‑ница, раболепник, ‑ница, раболепный поклонник, искатель, слуга; униженный, покорный, безответный угодник.

Работать, работывать что, робить сев. или робить южн. делать, трудиться; производить что руками, телесной силой и уменьем, а иногда и умственно; упражняться, заниматься чем, образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться. Работаем, не покладаючи рук. || церк. быть в рабстве; служить кому, на кого. Одна забота: работай (работа) до пота! Либо пить да плясать, либо работать. Он на ватагах работывал, неводное дело знает. Работать Господу, исполнять волю Его. Работать на ветер, без пользы. Чей хлеб ем, на того и работаю (того и вем). Работать по конец пальцев, лишь бы спустить. Работай - сыт будешь; молись - спасешься; терпи - взмилуются. Лежа не работают. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Стол поставят, так и работать заставят. Работать не заставят, так и есть не посадят. На которой воде работаешь, ту и пей. Каково работается? хорошо ли. Сапоги эти работаются кимряками. Вработаться, втянуться в дело, привыкнуть. Выработать, заработать деньги. Доработать, кончить дело. Изработали запасы. Наработали много, наработались вдоволь. Обрабатывать пеньку. Отработать, пошабашить. Поработать немного. Переработать хорошенько пашню. Проработать всю ночь. Разрабатывать руду. Сработать пару сапог. Работанье ср. длит. работа ж. об. действие по глаг. Работа, труд, занятие, дело, упражненье, деланье; || церк. рабство, или состоянье в рабстве (начально работа?). || Самое дело, вещь, что сработано, и || качество ее, по отделке. Вот моя работа: пара носков. Чья это работа? кто сделал. Работа эта плоха, небрежна. Египетская работа, тяжкая и долгая. Черная работа, ломовая, где не нужно знанье и уменье, а труд и силы. Срочная работа, которую должно кончить к сроку; урочная или на урок, не по часам, на шабаш, до окончанья заданного. Работа на урок поспорее. Молотьба не работа, а страда работа! Девушки на вечорки с работой пришли, а с вечорок пошли и работ не нашли! Работа мастера кажет (боится). Есть работка, есть хлеб. Работишками на стороне промышляем, кой-чем. Работа не медведь, в лес не уйдет. Работа хлеб вабит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Собака эта хороша в работе, охотнич. Ружье это в работу не годится, охотнич. в дело. Ямская работа, гоньба, езда. Работа, винокур. первый квас затора, который сливается в рабочее место куба. Работа, у ездоков, наездников, выездка, школа лошади на деле, чтобы дать ей искусственую осанку и выступку. С молитвой в устах, с работой в руках. Пой, корми и одевай, да на работу посылай (жену). Не кори холоп работой (или бегом), а барин хлебом. Одна работа (одно ремесло) не кормит. По работа и работника знать. День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко (говорят о барщине, т. е. не пора ли кончить). Работа любит не молодца, а незалежливого. Работный, к работе относящийся. Работные дни, будни; - часы, урочные, рабочие, когда работают. Работный стан, для какой-либо работы, ремесла. Работная пора, страда. Работный мужик, сев. деловой, работящий пск. работющий, говорят и работливый, усердный, ражий, охочий работать. || Работный, церк. кто в рабах. Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть.

Работная, мастерская, ремесловая, покой, где работают что-либо. Это изба жилая, а на задворке работная, где катаем валенки. Рабочий, работный. Рабочие дни, часы. Рабочие деньги, заработные. Рабочая лошадь, ломовая; - человек, живущий трудами рук своих. Он мужик рабочий, работящий, усердный. Работный или рабочий дом, исправительное, карательное заведенье, где присужденные работают под затвором. Рабочие роты, сбор провинившихся нижних чинов в ротный состав, для работ, больше земляных. Рабочий куб, винокурен. деревянный чан, куда спускается, для перегонки парами, выбродившее сусло. Рабочий день, казенный, летний ‑ 12 часов, осенний ‑ 8 и 10, зимний ‑ 6 и 8; помещичий ‑10; фабричный ‑ от 12 до 14. Рабочая пчела, бесполая, занятая только выделкою сотов и уходом за приплодом; трутни, это мужские пчелы; матка, одна женская на весь улей.

Рабочий сущ. м. работник, ‑ница, взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель. На десять работников по одному указчику. Указчику (десятнику) рубль, а работнику полтина. Овин гори, а работников (а молотильщиков) корми. Все мы на грехи свои безответные работнички! Богу работник, царю слуга. Ну, я на тебя не работник. Один работник, семеро едоков, в семье. Белоручка не работник. По работе и работника (мастера) знать. Каков работник, такова ему и плата. По работа и плата. Или я вам не слуга была, или не работница! Время времени работник".

  • РАБ , -а́, м.

    1. Человек, лишенный средств производства и являющийся полной собственностью своего господина - рабовладельца, представитель угнетенного класса при рабовладельческом строе. Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Ленин, О государстве. Рабы не получают доли из продукта, а только содержатся своим владельцем, как содержится им домашний скот. Чернышевский, Очерки из политической экономии (по Миллю). || Тот, кто является частной собственностью другого, имеющего право на его личность, труд и имущество; крепостной. Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Н. Некрасов, Мороз, Красный нос. [Лопахин:] Я купил имение, где дед и отец были рабами. Чехов, Вишневый сад. || Тот, кто зависит от другого, кто лишен свободы действий в силу экономической эксплуатации, политической зависимости и т. п. Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Интернационал. [Радио:] Девять лет - нет фабрикантов, помещиков нет. Девятый год нет у нас ни рабов, ни господ. Маяковский, Радио-Октябрь.

    2. перен. Тот, кто слепо и прдобострастно исполняет волю другого. Среди рабов до упоенья Ты жажду власти утолил. Помчал к боям их ополченья, Их цепи лаврами обвил. Пушкин, Наполеон. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны. И перед властию - презренные рабы. Лермонтов, Дума.

    3. перен.; обычно чего. Тот, кто целиком подчинил чему-л. свою волю, свои поступки. Раб привычек. Раб страстей. Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом? Пушкин, Евгений Онегин. Видно, в каждом хозяине сидит раб - раб перед копейкой, и эта рабья жилка осталась в нем на всю жизнь. С. Никитин, Старики.

    Раб божий (устар. ) - 1) по христианскому учению, человек как существо, созданное богом и находящееся в полной его власти; 2) (шутл.-ирон. ) человек вообще (обычно в тех случаях, когда он вынужден подчиниться условиям, обстоятельствам, чужой воле и т. п.). - Потом, знаете, при всей честной компании взяли меня, раба божия, под ручки, - прямо меня в повозку. Мамин-Сибиряк, «Все мы хлеб едим…»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

При организации такого разделения тяжёлый и неинтересный (прежде всего, физический) труд, естественно, является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества возникла возможность лишать некоторых людей свободы , принуждать их к наиболее непривлекательному труду и присваивать результаты этого труда. Это и было началом рабовладения. Люди, лишённые свободы и вынужденные трудиться для хозяина, и называются рабами.

Положение раба

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-"производителей", поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Аналогия между положением раба и заключённого

По всем историческим источникам рабами являлись заключённые , ставшие ими либо как пленные , либо должники , либо по иным причинам. Рабы, заключённые и душевнобольные никогда и нигде не получали права на ношение оружия . По утверждениям некоторых современных авторов, в, некоторых государствах намеренно создаётся ситуация, когда количество заключённых увеличивается и эти заключённые используются в качестве дешёвой рабочей силы, то есть фактически оказываются на положении рабов. Всё это даёт основание считать, что государственные рабы-заключённые продолжают существовать, а следовательно, говорить об отмирании рабовладения преждевременно.

Тем не менее, разница между рабом и заключённым есть, и существенная. В античную эпоху рабство являлось основой экономической жизни общества. Раб, в отличие от заключённого, не осуждался судом, а просто захватывался по «праву сильного», либо становился таковым за долги, а также рождался, как сын или дочь раба. Заключённые осуждаются судом, имеет право на судебную защиту, на опротестование приговора. Причём в цивилизованных странах большинство заключённых - это действительно люди, изоляция которых от общества необходима в целях его безопасности. То есть, важен не сам труд заключённых, а их изоляция. Дети заключённых не являются заключёнными в современном обществе.

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека, постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

Рабство и BDSM

В DS-составляющей субкультуры BDSM широко распространены отношения, имитирующие рабство. При этом подчиняющийся партнёр полностью или частично передаёт права на себя, свою личность, тело и поведение доминирующему партнёру. В ходе отношений оба партнёра испытывают удовольствие и возбуждение от осознания и проявлений господства и подчинения в их отношениях. Отличие от настоящего рабства заключается в добровольности - начало отношений происходит по взаимному соглашению и прекращены они могут быть в любой момент по инициативе любого из партнёров. По этикету BDSM с предложением о передаче в рабство может обратиться только подчиняющийся партнёр к доминирующему, но не наоборот.

Влияние рабства на культуру общества

В нравственной жизни человечества рабство, безусловно, имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость подвластных от его каприза и произвола; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера .

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью : сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина , что далеко не способствовало хорошим супружеским отношениям. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки как родителей, так и рабов; жестокость и пренебрежение к рабам, привычка ко лжи и безответственности прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир .

Вытеснение свободного труда рабским приводит тому, что общество делится на две группы: на одной стороне - рабы, «чернь », в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой - «знать » - кучка богачей, возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами - целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Ещё одним вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда требуется, затем, большое время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоев общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Изображение в кино

В фильме «Апокалипсис » на примере государства Майя наглядно показан рабовладельческий строй в начaльной стадии, когда в рабство обращают только женщин, а мужчин под «благим» предлогом убивают, например, приносят в жертву богам.

См. также

  • Отношение к рабству философии и христианства
сексуальное рабство
  • храмовая проституция
формы переходные к крепостничеству
  • колоны
Воины-рабы (боевые холопы) законы о рабстве прочее
Loading...Loading...