В знании много печали. Выражения: Многие знания - многие печали Возлюби ближнего своего как самого себя Ex, Orient, Lux

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

  • - крыл. сл. Выражение из Евангелия...
  • - крыл. сл. Кому много дано, с того много взыщется Выражение из Евангелия...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - третьи моляры человека...

    Большой медицинский словарь

  • - Кому много дано, съ того много спросится. Кому много дано, съ того много взыщется. Ср. Мужчины въ домашнемъ быту легкомысленны, живутъ умомъ, а не сердцемъ, не понимаютъ многаго, но женщина все понимаетъ.....
  • - Из песни «Как хорошо на свете жить», написанной Исааком Дунаевским на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача для кинофильма «Веселые ребята» ...
  • - Выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии. В Евангелии от Луки сказано: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи...
  • - МУ́ДРОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Кому много дано, с того много взыщется. Ср. Мужчины в домашнем быту легкомысленны, живут умом, а не сердцем, не понимают многого, но женщина все понимает... От нее все зависит. Ей много дано, с нее много и взыщется...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - У ночи много звѣздъ прелестныхъ, Красавицъ много на Москвѣ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 7, 52. Ср. In Sachsen, wo die schönen Mädchen wachsen. Ср. Quot coelum Stellas, tot habet tua Roma puellas. Пер. Сколько на небѣ звѣздъ, столько въ Римѣ дѣвушекъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДВОР - ДОМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Во многой мудрости много печали" в книгах

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести В чем же ирония? Успех на поприще предпринимательства позволит вам потреблять все, что вы захотите, без ущерба для кошелька. Чтобы много потреблять, сначала необходимо много произвести. К сожалению, у

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…

Из книги РЭЙКИ-Путь души автора Окунев Дмитрий Валентинович

Часть вторая. Душа, как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось… Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:– Папа, порадуйся за меня, я поступил в университет! Наконец-то я нашёл своё счастье!– Очень хорошо, сын мой, –

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

НАЧАЛО МУДРОСТИ - ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; О ДВОЯКОЙ МУДРОСТИ- ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ Поэтому покой - это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Начало мудрости – познание самого себя; О двоякой мудрости – истинной и ложной Поэтому покой – это высшее благо; ревнители мира сего направляют к нему все свои старания, однако покой этот, как было сказано, ложный. Философы ложно обещали его последователям своих учений.

Во многой мудрости много печали

автора Серов Вадим Васильевич

Во многой мудрости много печали Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось! Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837), гл. 7, строфа 36.Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости.

Из книги Всемогущий разум или простые и эффективные техники самооздоровления автора Васютин Александр Михайлович

Как избавление от зуба мудрости прибавляет мудрости. Зуб мудрости, как ты это прекрасно знаешь, имеет неприятную особенность слишком рано покидать своего хозяина. Правда, предварительно основательно помучив его. Этот зуб у меня совершенно не хотел быть здоровым. И чтобы

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов…

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

Но это было на много позже… А в начале были тараканы. Очень много тараканов… 2 серия: ВнешностьВ моем классе училась девушка. Звали… нет, не хочу называть ее имени. Пусть онабудет Фросей. Фрося была красивой. Как мне тогда казалось. А может она была простолидером и могла

Из книги Итоги № 2 (2013) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с!

Из книги Итоги № 2 (2014) автора Итоги Журнал

Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Много-много «Масок» / Искусство и культура / Художественный дневник / Ждем-с! Фестиваль «Золотая маска» в этом году продлится с 28 января по 16 апреля. «Маска»

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»? Иеромонах Иов (Гумеров)Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

автора Лопухин Александр

16. Говорил я с сердцем моим так: вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Если все дела и стремления человеческие ничтожны и безрезультатны, как дым, как погоня за ветром,

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

17. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал что и это - томление духа; 18. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания - умножает скорбь. Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 15. Ищи мудрости, и она почиет на тебе. – Нечестивые далеки от мудрости. – Господь заповедует балгочестие, но не стесняет свободной воли человека: пред человеком добро и зло, жизнь и смерть, и чего он сам пожелает избрать, то и дастся ему 1-6 заканчивают собою мысль,


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


Антонова Екатерина пишет: «Выражение "Многие знания- многие печали" взяты из Библии? Откуда идет выражение: "Возлюби ближнего своего как самого себя"»

Владимир спрашивает: «Ex, Orient, Lux связаны со светом Вифлиемской звезды?»

Первое высказывание берет начало в словах мудрого Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (). Почему это так? Давайте вспомним наших прародителей Адама и Еву. Бог даровал им все, но только запретил вкушать плодов от дерева Познания добра и зла. Именно познание зла и греха, познание глупости - это приносит печаль. Сатана не может искушать нас тем, чего мы не знаем. Но он всегда апеллирует к нашему познанию, к нашему опыту греха. При этом, он затеняет плохое и выпячивает приятное в грехе - точно так же, как это делается в профессиональной рекламе.

Мы не можем думать о том, чего не знаем. Но как только мы что-то узнали, это непременно рано или поздно наложит свой отпечаток на нашу жизнь. И есть большая вероятность, что этот отпечаток не будет радостным. Посмотрите современные новости - радостны они? Стоит ли их знать? Не доставляют ли они нам печаль? А открытие атома - не доставило ли оно печаль? А изобретение интернета - не несет ли это вместе со многими положительными сторонами также и печаль о том, что Интернет гораздо больше используется для распространения порнографии, чем полезных знаний? И даже познание истины о Боге - сейчас в моих мыслях звучат слова одного евангельского гимна: «Голгофа, ты – печаль для нас: там Кровь святая пролилась; Голгофа, ты и радость нам: там путь открылся к небесам".

Как видите, во многом знании действительно много печали. Но Господь может обратить любую печаль в радость: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" ().

Второе высказывание более известно как Вторая заповедь Иисуса Христа. Она записана в ; ; ; . Но на самом деле, эта заповедь была известна еще раньше, в Ветхом Завете. В таком же виде она была дана Господом через Моисея и записана в . Две заповеди Иисуса Христа, как их представляют многие христиане, есть не что иное, как просто сущность морального Закона Божьего, который был дан на двух скрижалях - первая скрижаль содержит четыре заповеди, предписывающие наше отношение к Богу, а вторая скрижаль содержит шесть заповедей, предписывающих наше отношение к ближним. Именно потому Христос сказал об этих заповедях, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" ().

В то же время, в Евангелии мы находим несколько другую редакцию этой заповеди. Вот там она подается как Новая заповедь Иисуса Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (). Но вся новизна это заповеди заключается в том, что Христос устанавливает более высокий стандарт любви. До того, как Христос умер на голгофе, наивысшим стандартом любви была любовь человека к самому себе. Но Христос показал другой уровень любви - жертвенной любви. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,

благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" ().

Что же касается Вифлеемской звезды, то с ней прямо или косвенно могут быть связаны самые разные слова на разных языках. Мне не известно приведенное Вами слово "Ex", но слова "Orient" и "Lux" латинского происхождения и имеют значения "Восток" и "Свет" соответственно. Естественно, они используются в описании Рождественской истории в тех местах, где упоминается свет и говорится о мудрецах с Востока. Но ничего священного в этих словах не содержится, равно как и нет в них какого-то особого непосредственного смысла, связанного с Вифлеемской звездой. Просто латынь долгое время была литургическим языком многих христиан в мире, да и до сих пор остается

официальным языком Римо-католической Церкви. Вот мы и встречаем латинские слова западной христианской лексике, равно как и славянские слова в восточной христианской лексике.

Господь да благословит Вас!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Разное":

Прежде чем знакомиться с высказываниями по теме, следует учесть, что процесс обучения может быть как позитивным, так и негативным. Ведь мы усваиваем не только хорошее, но и плохое, учимся не только знаниям, но и заблуждениям. Поэтому не всякое обучение и не всякое знание полезно для человека. А о некоторых вещах нам так и вовсе лучше ничего не знать.

Бич человека - это воображаемое знание. (Монтень)

Благоденствие - это великий учитель, но несчастье - учитель величайший. Богатство изнеживает разум, лишения укрепляют его. (Уильям Хэзлитт)

Бывают знания и ощущения, которые можно выразить только ещё непридуманными словами. (Готфрид Бенн)
(Новые знания - новые термины)

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. (Джон Локк)

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая. (Шопенгауэр)

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, - лучше учиться, делая их. (Аристотель)

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. (Конфуций)

Во многом знании - много печали, и кто умножает своё знание, умножает свою скорбь. (Экклезиаст)

Всему, чему я научился в жизни, я научился сам. (Д.Б. Шоу)

В слове «учёный» заключается только понятие о том, что его много учили, но это совсем не означает, что он на самом деле чему-то научился. (Г. Лихтенберг)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (А. Граф)

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. (Гельвеций)

Где отсутствует истинное знание, там невежество именует себя наукой. (Д.Б. Шоу)

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной. (Гельвеций)

Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь. (Боэций)

Даже известное известно немногим. (Аристотель, «Поэтика»)

Девять десятых образования это поощрение. (Анатоль Франс)

Диплом учебного заведения - документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Для того, кто не знает, всё возможно. (Кристоф Виланд)

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

Дурака учить, что мёртвого лечить. (Русская посл.)

Единственное лекарство против суеверия - это знание.
(Амброиз Бирс)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (А. Эйнштейн)

Единственный способ защититься от внешнего мира - это глубоко его познать. (Локк)

Если бы молитвы детей осуществлялись - ни одного учителя не осталось бы в живых. (Персидская посл.)

Если моя теория не согласуется с фактами, - тем хуже для фактов. (Гегель)
(Практически всегда данное высказывание трактуется как иллюстрация чрезмерного самомнения. Однако смысл высказывания в другом. Акцент установлен на мощь теории. Совершенная теория проверяет на подлинность факты, а не наоборот. И если факты не согласуются с этой теорией, значит, они ошибочны)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (П. Гассенди)

Если разрушается мышление, то разрушается и порядок. (Конфуций)

Если ты в кое в чём что-то не понимаешь, это ещё не значит, что во всём остальном ты уже разобрался. (Автор не установлен)

Если учитель ест стоя, то ученик ест на ходу. (Малайско-индонезийская посл.)

Если я тебе расскажу, как я это делаю, то народ перестанет платить деньги мне, и начнёт платить их тебе. (Ходжа Насреддин)

Есть книги, из которых можно узнать обо всём, и ничего не понять. (Гёте)

Есть моменты, когда невежество есть благо. (Чарльз Диккенс)

Есть только две вещи, на которых не следует экономить, - это своё здоровье и образование своих детей. (Теткоракс)

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. (Шарль Дюкло)

Ещё Монтень открыл, что заучивание наизусть не имеет ничего общего со знанием. (Гаральд Хайнрих)

Живые не могут ничему научить мёртвых; зато мёртвые учат живых. (Шатобриан)

Заблуждающихся следует подвергать единственному наказанию - заставлять их учиться. (Платон)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)
(В оригинале: Knowledge itself is power. («Знание само по себе - сила»)

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)

Знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (Фома Аквинский)

Знание - это информация о том, что томат является фруктом. Не положить томат во фруктовый салат - это мудрость. (Майлс Кингтон)

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (Джозеф Адисон)

Знать людей - значит, знать их страсти. (Б. Дизраэли)

Идеи - как кролики: берёшь пару, учишься с ними обращаться и довольно скоро их у тебя дюжины. (Джон Стейнбек)

Избегать суеверий - суеверие. (Ф. Бэкон)

Из всех научных теорий мне по душе та, согласно которой кольца Сатурна целиком состоят из потерянного авиабагажа. (Марк Рассел)

Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими самими. (Ф. Бэкон)

Изучить - значит, понять правильность того, что думают другие. (Гегель)

Интуиция это не осознаваемые человеком знания. (Теткоракс)

Каждый образованный человек должен знать, что у гранёного стакана четырнадцать граней, а у креветки десять ног. (Теткоракс)

Качество знаний обратно пропорционально умению пользоваться поисковыми системами.
(Да, нам интернет ученье заменил)

Когда знание забыто - это ещё полбеды, но когда оно передано недостойному - это уже преступление. (Пророк Магомет)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр)

Кто ничего не знает, поверит во всё. (Мария Эбнер Эшенбах)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других. (Д.Б. Шоу)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других; а кто не умеет и этого - учит учителей. (Лоренс Питер)

Кто умнее: дурак или тот, у кого он учился? (Теткоракс)

Кто умножает познания, умножает скорбь. (Соломон)

Кто учится, не размышляя, впадёт в заблуждение. Кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. (Конфуций)

Ложное знание опаснее невежества. (Д.Б. Шоу)

Лучшие книги говорят то, что известно и без них. (Джордж Оруэлл)

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. (И. Кант)

Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать. (О. Уальд)

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков)

Многие знания - многие печали. (Соломон, Экклезиаст 1:18)

Многому я научился у своих наставников, ещё большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. («Талмуд»)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С. Пушкин)

Мы знаем столько, сколько помним. (Латинская посл.)

Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. (Рабиндранат Тагор)

Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила. (Ф. Бэкон)

На дне колодца знания залегает истина. Выпив оттуда всю воду, ты легко обретёшь искомое. (Авессалом Подводный)

На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (У. Селлар)

Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить к знанию. (Конфуций)

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей. (Сенека старший)

Наука изощряет ум; ученье вострит память. (Козьма Прутков)

Научиться можно только тому, что любишь. (Гёте)

Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым. (Генри Шоу)

Наши недостатки - суть лучшие наши учителя. Но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. (Ницше)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Недостаточно быть талантливым учеником, надо, чтобы талантливым был и учитель. (Автор не установлен)

Не знаешь - молчи! Знаешь - помалкивай! (Автор не установлен)

Незнание - не довод, невежество - не аргумент. (Б. Спиноза)

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. (Конфуций)

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. (Пифагор)

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. (Сократ)

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. (Демокрит)

Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться. (Георг Лихтенберг)

Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой. (Демокрит)

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию. (Галилей)

Неуч только скучен, педант же несносен. (Наполеон Бонапарт)

Нужно помнить, что неопытная деревенщина всегда обещает чересчур много и уверена, что знает то, чего на самом деле она не знает. (Флавий Вегеций)

Образование - не помеха женственности: докторши так же глупы, как и прочие женщины. (Гуго Штейнхауз)

Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка. (Лоуренс Питер)

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф. Скиннер)

Обучать - значит, вдвойне учиться. (Жозеф Жубер)

Общество, в котором старики ленятся учить молодёжь, а молодёжь считает, что у стариков учиться нечему, обречено. (Теткоракс)

Одно из величайших бедствий цивилизации - учёный дурак. (Карел Чапек)

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним. (Ричард Бах)

Опыт - лучший учитель. (Латинская посл.)

Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу.
(Сидни Харрис)

От того, чему учит сегодня ваша школа, зависит то, чем спустя поколение будет заниматься ваше правительство. (Авраам Линкольн)

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. (Козьма Прутков)

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. (М. Монтень)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
(Леонардо да Винчи)

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Познания уничтожают деятельность: для того чтобы действовать, нужно быть ослеплённым иллюзией. (Ницше)

Пока живёшь - учись. Не жди, что старость принесёт с собой мудрость. (Солон)

Постоянно наставляй своих близких на путь истинный, иначе со временем, их проблемы станут твоими проблемами. (Теткоракс)

Поучать старца - что лечить мертвеца. (Диоген)

Прежде чем познать всё, познай необходимое. (Теткоракс)

При изучении наук примеры полезнее правил. (Исаак Ньютон)

Простых людей поражают невероятные явления; образованных же, напротив, пугает и озадачивает всё самое простое, обыденное. (Эдмунд Бёрк)

Птица учит рыбу летать, рыба учит птицу плавать. Чему они могут научиться друг у друга? Они учатся тому, что каждый должен заниматься своим делом. (Теткоракс)

Пусть первым уроком ребёнка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным. (Вовенарг)

Редко становится великим тот, кто не нашел в себе мужества пренебречь знанием множества ненужных вещей. (К. Досси)

Самое вредное это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны.
(Фрэнк Найт, американский экономист)

Совершенство - это знание человека о своём несовершенстве. (Аврелий Августин)

Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. (Монтень)

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
(Хун Цзычен)

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь. (Солон)

Строгость учителя лучше ласки отца. (Персидская посл.)

Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. (Роджер Бэкон)

Существуют шесть путей, дающих возможность познать человека. Это его выражение лица, его слова, его дела, его характер, его цели и, наконец, мнение других людей. (Ф. Бэкон)

Сытое брюхо к ученью глухо. (Русская посл.)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. (Цицерон)

Тот, кто знает, чего хочет, или слишком мало хочет, или слишком много знает. (Автор в розыске)

Тот, кто ничего не знает, ни в чём не сомневается. (Рэндл Котгрейв)

Тот, кто обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть Учителем. (Конфуций)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сунь Цзы)

Тот, кто умеет, - делает, кто не умеет - учит. (Д.Б. Шоу)

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. (Жозеф Жубер)

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. (Апулей)

Трагедия мира в том, что у мечтателей мало опыта, а у практиков скудное воображение. Глупцы действуют по фантазиям без знаний; педанты - по знаниям без фантазий. Задача университета в том, чтобы соединить воображение с практикой. (Альфред Уайтхед)

Три пути ведут к знанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый лёгкий и путь опыта - самый горький. (Конфуций)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)

Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов. (Шопенгауэр)

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь стремиться узнать больше, чем достаточно. (Уильям Блейк)

Умные поучают дураков, дураки - идиотов, идиоты - умных. Именно таким образом и происходит круговорот знаний в природе. (Теткоракс)

Умные учатся на чужих ошибках, глупые - на своих, а мы - ни на своих, ни на чужих. (Теткоракс)

Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас начать движение в верном направлении.

Уча, учимся. (Сенека)

Учение без размышления бесполезно, размышление без учения - опасно. (Конфуций)

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель)

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх)

Ученье свет, а неученье - чуть свет и на работу. 😦

Ученье - свет, а неучёных - тьма. (Автор в розыске)

Учёность - единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь. (Плутарх)

Учи своих детей - чужие и так учёные. (Вьетнамская посл.)

Учись пользоваться тем, что есть, тогда не понадобится то, чего нет. (Ф. Честерфилд)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (О. Бисмарк)

Учитель нужен дураку, ученику нужен Мастер. (Би Дорси Орли)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. (Аристотель)

Учиться - значит, открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь. (Ричард Бах)

Учиться можно и у врага. (Овидий)

Учиться на чужих ошибках гораздо труднее, чем на своих собственных. (Автор не установлен)

Учиться никогда не поздно,
Исправь поступки юных лет;
То сердце прямо благородно,
Что ищет над собой побед. (Г. Державин)

Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ним, мудрые пользуются им. (Томас Маколей)

Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть. (Ф. Честерфилд)

Хуже парня, который считает себя всезнайкой, может быть только тот, кто и в самом деле всё знает. (Эл Бернштейн)

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. (Эйнштейн)

Чего сами не знают, тому учат других. (Цицерон)

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет. (Томас Джефферсон)

Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
(Генри Хаскинс)

Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием.
(Мишель Фуко)

Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие.
(Ф. Бэкон)

Чем больше понимаешь, тем больше круг людей, которым с тобой не о чем говорить (Алекс Ведов)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
(Лев Толстой)

Чем правильнее нам кажется суждение, тем тщательнее мы должны его проверять. (Теткоракс)

Чему может научить рыба птицу? (Би Дорси Орли)

Чем хуже учитель учит, тем больше он спрашивает; чем он слабее, как воспитатель, тем боле крутые меры он принимает. (Автор в розыске)

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. (Ф. Бэкон)

Чтоб познать других - два средства есть:
Одна насмешка, а другая лесть. (Гёте)

Я утверждаю, что… самопознание ни к чему путному не приводило. (И. Гёте)
(Высказывание явно вырвано из контекста. Искать этот контекст составителю в облом)

- Что вы читаете, учитель?
- Мне уже не интересно читать, я пишу.

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Что такое образование? Изучить, забыть и случайно вспомнить. (Автор в розыске)

Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы. (Роберт Ингерсолл)

Школьная программа это вопрос выживания государства. (Теткоракс)

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.
(У. Черчилль) (Точнее, - поучают)

Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают даже этого. (Сократ)

Я не учу мудрости, я избавляю от предрассудков. (Пифагор)

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию. (Марк Твен)

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.
(Ральф Эмерсон)

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин)

Во многой мудрости много печали
Из Библии (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника) написано (гл. 1, ст. 17-18): «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это - томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (рус. пер.).
Иносказательно: чем больше человек узнает о себе, ближних своих и о мире в целом, чем больше познает собственное и чужое несовершенство, тем больше и его печаль по этому поводу.
Используется: также, как шутливо-ироническая форма отказа в какой-либо информации.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Во многой мудрости много печали" в других словарях:

    Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, всё суета! Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (проповедник, по еврейски когелет) (Екк.1:1 ,11,12 и др.) название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических в. з. Написана Соломоном в последние годы его блестящего замечательного царствования. Состоит из 12 глав, и в ней… …

    Кроче Бенедетто - Идеализм в Италии до Кроче и Джентиле Вряд ли случаен тот факт, что именно Неаполь стал в известном смысле колыбелью итальянского идеализма. В Неаполитанском университете преподавали Аугусто Вера (1813 1885) и Бертрандо Спавента (1817 1883),… … Западная философия от истоков до наших дней

    Лига справедливости (англ. Justice League), позже Лига справедливости: Без границ (англ. Justice League Unlimited) американский сериал по мотивам комиксов компании DC Comics о команде супергероев, борющихся со злом в мире. Оригинальный… … Википедия

    Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎ «кохэлет»; др. греч. Εκκλησιαστής) 33 я часть Танаха, 7 я книга Ктувим, название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди… … Википедия

    «ЭККЛЕЗИАСТ» - «ЭККЛЕЗИАСТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth — проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы.Авторство долгое… … Литературный энциклопедический словарь

    Познание, познавать. В др. евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие познание (евр. яда) определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Пещера гигантопитека , Соловьев А.П.. Роман «Пещера гигантопитека» написан более 20 лет назад (в 1989 году); был включен в план московского издательства «Советский писатель», но не был издан по причине распада СССР. То, что…

Всем известен поэтический призыв Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Его стихи полны веры в человеческий разум и его неограниченные возможности. Что же заставило оптимистичного поэта вступить в диалог с ветхозаветным мудрецом, провозгласившим «Суета сует, всё - суета », – в нашей рубрике . Не усомнился ли Заболоцкий в том, что человек способен познать все?

Во многом знании – немалая печаль…

Во многом знании - немалая печаль,
Так говорил творец Экклезиаста.
Я вовсе не мудрец, но почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она
Миллионы зёрен скармливает птицам,
Но из миллиона птиц к светилам и зарницам
Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты,
Кричат моря, обрызганные пеной,
Но на холмах земли, на кладбищах вселенной
Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий миг
Чужих существований. Боже правый,
Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый,
И дал мне ум, чтоб я его постиг!

Стихотворение Заболоцкого “Во многом знании - немалая печаль” читает Валерий Захарьев

Исторический контекст

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году. В 50-60-е годы многие поэты заговорили вновь, пережив репрессии и запреты 30-40-х. После смерти Сталина в марте 1953-го наступила эпоха «оттепели» в литературе и культуре страны. Ослабевает цензура, у писателей появляется возможность говорить о пережитом и переосмысливать прошлое. Проблемы человека и общества стали одними из ключевых в поэзии того времени. Главный представитель философской лирики середины ХХ века Николай Заболоцкий, «молчавший» долгие годы, снова поднимает самые значимые для людей «вечные темы» - жизни и смерти, человеческой судьбы, разума и веры.

Автор

Николай Заболоцкий (1903–1958) ворвался в литературу как остроумный авангардист 1920-х годов.

Заболоцкий с женой Екатериной и дочерью Натальей (1946)

Поэт вырос в семье агронома, который страстно желал, чтобы сын продолжил его сельскохозяйственное дело. Однако тот выбрал иной путь - взаимоотношения природы и человека он стал постигать поэтически. Особый взгляд на природу сохраняется у Заболоцкого на протяжении всего творческого пути. Поэт был увлечен идеями о человеке как Разуме природы, читал труды ученых и философов-космистов.

1950-е годы для Николая Заболоцкого стали одновременно и вершинным этапом творчества, и «лебединой песней». Заболоцкого, как и многих интеллигентов, коснулись репрессии 1930-х. В 1938-м поэт был обвинен в том, что якобы состоял в контрреволюционной антисоветской писательской организации, и отправлен в исправительно-трудовые лагеря, где он пробыл до 1944 г. Арест, лагерный опыт, тяжелейшие условия заключения (Заболоцкий валил лес в тайге, участвовал в строительстве дорог и проч.), из-за которых поэт чуть не погиб, очень сильно изменили его самого и стиль его поэзии. Она становится намного ближе к классической русской лирике, особенно к Федору Тютчеву, в ней начинают появляться библейские мотивы («Это было давно»), которые свидетельствуют о внутренней перемене автора. Теперь он не игрок-новатор, а поэт-трагик, абсолютно искренний перед своим читателем.

Выписка из протокола о приговоре Заболоцкому (1938)

В отношении поэтического труда Заболоцкий был чрезвычайно упорным и оптимистичным: называл свое заключение «творческой командировкой» и даже в тюрьме продолжал писать. Поэтический перевод на современный русский язык одного из главных памятников русской письменности - «Слова о полку Игореве» был создан в заключении. Быт заключенного Заболоцкий подробно описал в книгах «Сто писем периода 1938–1944 годов», «История моего заключения» и в своих стихотворениях.

Поэт не оставлял пера практически до конца жизни. Стихотворение, о котором мы говорим, написано Заболоцким за год до кончины.

Во что верил Заболоцкий?

У Заболоцкого было почти религиозное отношение к природе. В ней он видел некое торжество разумного начала, ключевую роль познания отводил человеку. В отношении же его собственной религиозности свидетельства его знакомых расходятся.

Некоторые близкие поэта часто указывали на то, что поэт был рационалистом, материалистом и чуть ли не атеистом. Его друг, писатель Николай Корнеевич Чуковский, отмечал: «всякая религиозная, метафизическая идея претила его конкретному, предметному, художественному мышлению».

Николай Чуковский – писатель, переводчик, сын Корнея Чуковского

Однако многие хорошо знавшие Заболоцкого люди говорили о его христианской вере (к примеру, известный литературовед Николай Степанов). Поэт воспитывался в православной семье, с детства хорошо знал молитвы и даже пел на клиросе. Позднее он вспоминал: «Тихие всенощные в полутёмной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете Тихий», слёзы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья».

Борис Леонидович Пастернак

К библейским темам и образам Заболоцкий обращался не раз. Особенно интересовала поэта тема . Одним из главных лирических шедевров поэт считал «Рождественскую звезду» (1947) . Заболоцкий сам под конец жизни, перечитывая Евангелие, собирался написать поэму, в основе которой - история . Сохранилась часть этого плана.

Известно также, что Заболоцкий хранил Библию на полке вместе с книгами , Баратынского, Гёте и других поэтов, которые считал «жизненно необходимыми для работы». Библия была конфискована при аресте писателя в конце 1930-х.

О произведении

Стихотворение «Во многом знании - немалая печаль…» Николай Заболоцкий написал в 1957 году, за год до кончины.

С одной стороны, в тексте сохранено свойственное поэту внимательное отношение к природе, утверждение разумности ее устройства и красоты. С другой стороны, нервом стихотворения становится религиозное вопрошание. Герой стихотворения обращается к Творцу с вопросом о смысле своего существования.

Первый поэтический сборник Заболоцкого “Столбцы” (1929)

Если раньше в поэзии Заболоцкого первостепенным был культ разума, его непогрешимость и абсолютность в процессе познания мира, то здесь основой мироздания отчетливо признается Бог, а автором подчеркнута непостижимость для человека Божественного миропорядка.

В последних строчках соотносится необъяснимость Божественного творения, природы и непостижимость ума, данного человеку. Герой не может до конца понять смысл существования не только мира, но и собственного ума, данного ему Богом.

Отсылки к Библии

В первых же строках Заболоцкий обозначил источник своих размышлений: «Во многом знании - немалая печаль, / Так говорил творец Экклезиаста». Именно эта мысль из ветхозаветной книги подтолкнула поэта к написанию стихотворения: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1 :17,18).

Царь Соломон (иконографическое изображение)

Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) - одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона. Согласно традиционному толкованию, Соломон - человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях. Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему.

Экклезиаст, будучи философом-скептиком, одновременно является верующим проповедником, который через признание суетности мира, утверждает Бога. Для мудреца особенно важна идея непостижимости мира, интересующая и Заболоцкого в последний период творчества. Всесторонне охватить жизнь невозможно, нельзя подчинить себе мироздание и исчерпать его мыслью. Все эти попытки тщетны: «суета сует, всё - суета!»

Портрет Н. А. Заболоцкого

В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1 :10). Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений. Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении. Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.

Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему. Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3 :11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого. Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1 :12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.

Памятник Заболоцкому в Тарусе

Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное - исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта - о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.

Loading...Loading...