Всеобщее воскресение мертвых. Вера православная - воскресение мертвых

"Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5:28–29).

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе - все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев .

Альбрехт Дюрер. Гравюра "Хор праведных" из серии "Апокалипсис" . Серия гравюр на эту тему была закончены в 1498 году, когда Германия переживала апокалипсические настроения

- Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27:52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31–32).

Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Здесь сказано "все". Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность - это своя особая сущность.

- Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность - и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

- А какие у людей будут тела?

Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15:51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак - нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об обожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1:4, 11).

- А в каком возрасте будут воскресать люди - в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером - тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Согласно православному учению, частицы тел усопших вечно сохраняют связь с душой и однажды повелением Божиим снова соберутся воедино. Все когда-либо жившие на Земле люди воскреснут. О том, как представить себе такое и как совместить это с данными науки, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, сейчас в Московском Патриархате стараются ввести повсеместную катехизацию перед крещением. Люди, готовящиеся к таинству, должны изучить хотя бы основы православной догматики и Символ веры. Как рассказывали мне многие священники, догмат о воскресении мертвых — это то, во что современному человеку труднее всего поверить.

— И это не удивительно. Вспомним, что уже в Ветхозаветной Церкви, причём среди высшего духовенства, появились еретики-саддукеи, отрицавшие воскресение мёртвых. А когда Евангелие Христово начало распространяться между язычниками, то многим людям, воспитанным на греческой философии, очень тяжело было поверить и в то, что Спаситель воскрес из мёртвых, и в то, что все мы в конце времён воскреснем вслед за Ним. В эллинистическом сознании материя и плоть воспринимались как темница духа, из которой надо бежать, прилагая все возможные усилия. А потому идея телесного воскресения нередко воспринималась как чистое безумие. Помните реакцию афинских философов на проповедь апостола Павла в ареопаге? И среди самих христиан уже в I веке появились еретики-гностики, отрицавшие буквальное понимание догмата о воскресении мёртвых, пытавшиеся истолковать его образно, символически, так сказать, в "духовном" смысле.

Одним словом, нет ничего нового в том, что человеку XX-XXI веков так трудно поверить, что все мы будем воскрешены Богом телесно. В наши дни лишь появились дополнительные психологические мотивы для такого неверия, например — абсолютизация науки. К тому же, сознание современных людей очень сильно засорено массовой культурой, и когда начинаешь с ними говорить о воскресении мёртвых, то нередко у них в первую очередь возникают неадекватные ассоциации с фильмами ужасов про зомби и прочих живых мертвецов. Многие не сразу понимают, что речь идёт не о простом оживлении трупов в условиях привычного нам падшего мира, но о явлении Нового Неба и новой земли, где смерти уже не будет. То есть о победе бытия над небытием, о вселенском преображении, об обожении всего творения. Соответственно, иным будет и состояние наших тел: они воскреснут одухотворёнными и бессмертными. Но это состояние будет иметь диаметрально противоположные следствия для достигших спасения и для нераскаянных грешников…

— Помню, как отец Даниил Сысоев на литургии в своем храме, уже выйдя с Чашей в руках причащать народ, еще раз читал Символ веры и после каждого члена говорил: "Вам можно причащаться только в том случае, если вы в это верите". Особенный акцент он делал на воскресении мертвых в теле и повторял, что те, кто не верит в это, не должны причащаться.

— В этом я согласен с отцом Даниилом. Догмат о всеобщем воскресении из мёртвых теснейшим образом связан с самой основой нашей веры — с догматом о телесном воскресении Христа. В Священном Писании, в Первом послании апостола Павла к Коринфянам и в Откровении Иоанна Богослова, Спаситель именуется "Первенцем из умерших". То есть Его воскресение — начало нашего воскресения, одно без другого не имеет смысла. Господь совершил всё домостроительство нашего спасения не ради Себя самого, а ради нас. И воскрес Он не для Себя, а для нас, чтобы с Собой со-воскресить и всех людей. Не зря же апостол Павел так настаивал, что "если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес ; а если Христос не воскрес , то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". То есть без догмата о всеобщем воскресении нет и Христианства.

— Как вера в воскресение мертвых в теле совместима с современной наукой?

— Вера и наука в принципе являются двумя разными сферами, практически не пересекающимися. Это разные способы познания, направленные на разные стороны бытия. Поэтому, если наука не заидеологизирована, она не может вступать в противоречие с религией. Известно, что среди учёных с мировым именем немало верующих людей. Любое кажущееся противоречие между тем или иным догматом веры и теми или иными выводами науки будет тут же снято, если вспомнить, что наука изучает только материальный мир, причём в его нынешнем падшем состоянии, а вера выходит далеко за эти пределы. Наука постигает то, что во времени, вера — то, что в Вечности. Потому, на мой взгляд, не стоит искать способов искусственного совмещения догмата о воскресении с данными науки. И мир до грехопадения, и Жизнь Будущего Века — просто за рамками научного способа познания.

— Как поверить в воскресение мертвых?

— Так же, как и в любую другую истину православного вероучения. С одной стороны, вера — это особый дар Божий, который, по апостолу Павлу, "хранится в сосуде доброй совести". С другой стороны, она, по его же словам, и "от слышания", а от себя можно добавить — "и от чтения". То есть надо просить Господа, чтобы Он даровал веру, и при этом стараться хранить совесть в чистоте, а также сделать своим ежедневным чтением Писание и творения святых отцов. Через это, когда придёт время, родится "уверенность в невидимом, как в видимом", говоря словами святителя Филарета Московского. И откроется путь к опытному познанию истин Божественного Откровения.

— Какая связь сохраняется между телом и душой усопшего?

— По учению святителя Григорий Нисского, после телесной смерти человека познавательная сила его души продолжает пребывать при элементах, составляющих его тлеющее тело, подобно стражу своей собственности. Так что связь души с телом не прерывается даже при полном разрушении последнего. Познавательная деятельность человеческого духа по смерти не прекращается, но простирается и на телесное, и он продолжает распознавать частицы своей плоти. А нематериальная природа души, не ограниченная пространством, позволяет ей одновременно быть при всех рассеянных частицах ее тела.

Так, именно в силу сохранения связи души усопшего с его телом, мощи святых обладают чудотворной силой. А поклонение мощам святого становится живым общением с самим святым.

— В каком возрасте воскреснут усопшие?

— По святителю Василию Великому, все воскресшие будут одного возраста — тридцати лет, "в меру полного возраста Христова". Его мысль уточняет святитель Григорий Нисский. Он говорит, что понятие физиологического возраста само по себе упраздняется в воскресении, а "тридцатилетний", то есть совершенный, возраст воскресших тел надо понимать как отсутствие болезней, младенческой незрелости, старческих дряхлости и прочих возрастных несовершенств.

— Как будут восстановлены те тела, которые были сожжены, съедены зверями и т.д.

— Как уже говорилось, по словам святителя Григория Нисского, каждая частица тела навсегда запечатлена душой, с которой была соединена, и будет нести на себе эту печать везде, где бы ни очутилась. Даже если прах человека развеян по всей планете, его связь с бессмертной душой сохраняется. А как он снова соберётся воедино? Особым творческим повелением Божиим. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что раз Бог сотворил Адама из земного праха, и раз Он образует из маленькой капли отцовского семени в утробе матери сложнейший человеческий организм, То Ему, конечно же, не составит никакого труда восстановить то, что когда-то уже было Им создано, но разрушилось.

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определённо раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и все праведном. Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мёртвых:”Истино, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут” (Иоан.5,25)

“Не дивитесь сему; ибо наступает время в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения”(Иоан.5,28-29). Спаситель подтверждал проповедь о воскресении Таинством Причащения:” Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную.

Я воскрешу его в последний день”(6,54). Апостол Павел говорит:”Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут”(1Кор.15, 20, 21, 22).

После открытия врат Ада Иисусом Христом и своим Воскресением из мёртвых в первый вторник после пасхальной недели святая Церковь разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны- нетленны и бессмертны.

Апостол Павел говорит: “сеется тело душевное, восстанет тело духовное… не все мы умрём, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся”(1Кор.15, 44, 51, 52). В этот день полагается творить поминание усопших, и этот день в христианстве называется “Радоницей”.

В церкви продолжаются пасхальные песнопения и после проведения литургии в этот день в храме совершается вселенская панихида. Издревле в этот день посещают могилы своих ближних родных, поминают их и вкушают. Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Вся тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими но мы не всегда видим. Она видимо нам представляется в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Воскресение мёртвых последует одновременно со вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и состоит в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Пророк Исайя говорил: ”Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!

Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя-роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Исайя 26,19.) Пророк Изекель созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, человеческими. Из этих костей, по Божьему слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались суставы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было при первобытном сотворении человека, потом оживотворит их Дух.

По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесённому Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, – и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа (глава 37, 1-10. Изекеля).

Неверующим на их вопрос о воскресении мертвы, Иисус Христос сказал: “заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых”(Матвея.22,29,31,32). Сам Господь Иисус Христос сказал:”Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лук. 20, 38).

О цели своего пришествия на землю Иисус Христос указывает так:”Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3, 15-16). Изменения последуют в телесном, духовном плане и весь видимый мир изменится, из тленного обратится в нетленный. О состоянии душ людей после смерти описывается в Евангелии от Луки глава 16 стих 19-31. Так, души праведных находятся в ожидании вечного блаженства, а души грешников находятся в ожидании вечных мук. Состоянии души умершего определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека.

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов земных и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже.

А некоторые могут быть избавлены от страданий при помощи молитвы Церкви, и принесения за них безкровной жертвы Тела и Крови Христовой. Для этой цели и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времён апостольских.

Святой апостол Иоан говорит:”Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь”(Иоан. 5, 16) О необходимости развития духовного пространства и молитве за грешное начальство которое нас угнетает пишет в своем послании к епископу Тимофею Святой апостол Павел:”

И так, преждевсего прошу совершать молитвы, прощения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”(Тим. 2, 1-4).

О праведниках Святой апостол Иаков говорит:”признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника”(Иак. 5, 16). О цели жизни на земле писал в своем послании христианам Святой апостол Павел:” а живём ли- для Господа живём, умираем ли – для господа умираем, и потому живём ли или умираем, всегда Господнии” (послание к Рим. 14, 8).

Через пророка Осию Господь сказал:”От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Адъ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у меня” (ос. 13, 14). Иисус Христос в Евангелии от Иоана говорит:” Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода” (Иоан. 12, 24). Так, праведным определением Божьим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Для написания статьи использовался материал из Закона Божьего.

Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то “посмертную жизнь”, а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными – и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они?

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша – в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины – с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Это больше, чем мы можем ожидать.

Записала Оксана Головко

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

с изложением обстоятельств предшествующих всеобщему воскресению мертвых и последующих за ним, на основании учения Священного Писания, Святого Предания, толкований святых отцов и рассуждений здравого разума, с описанием случаев воскресения мертвых тел, изложенных в Священном Писании и совершившихся в более позднее время


Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви


Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т. ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».


Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Предисловие

Тайна воскресения мертвых велика и непостижима для нас. И именно неподвластность воскресения уму человеческому делает верование в него столь затруднительным для многих. Трудно представить, что не одна какая-нибудь часть рода человеческого воскреснет, но вообще все люди. Гораздо легче верить тому, что пророк Илья воскресил мертвого или же тому, что при жизни Своей Господь наш воскресил сына Наинской вдовы, дочь начальника синагоги и брата двух сестер – Лазаря; но тяжело для разума учение о воскресении всех людей, праведных и неправедных. Подумать только: многомиллионные страны кишат народом и почва земли буквально удобряется человеческими телами в продолжение целых тысячелетий, когда люди гибли, помимо естественной смерти и от других причин – в многочисленных войнах, от наводнений и пожаров, от голода и мора, на море и на суше, от человеческих рук и от звериных зубов – и все эти множества, без исключения восстанут из могил своих, – ни один из рожденных женою не будет почивать сном смерти навеки, то невольно возникает вопрос: «возможно ли это?»

Кроме того, вспомним, в каких страшных местах могут находиться человеческие тела!.. Многие погибли в копях на глубине сотен метров; многие смыты морскими проливами и занесены в глубокие пещеры древнего океана; многие погребены под горами, павшими от вулканических переворотов и замурованы в граните скал… И где только нет остатков от человека? Они везде!.. И в земле, по которой мы ступаем, и в траве, которую мы топчем, и в деревьях, которые мы срубаем, и в источниках воды, которую мы пьем, и в злаках полевых, которые мы едим, и в воздухе, которым мы дышим. Никто не может указать хоть на одно место на земном шаре, где не было бы праха сынов Адама, или сказать хоть об одном ветре, в котором не содержалось бы неуловимых частиц того, что некогда называлось человеком, и показать хоть одну волну, которая не могла бы назваться раствором из остатков человека. Но как бы то ни было, как бы разбросаны ни были отдельные части разобранных машин в великой мастерской вселенной, всемогущий Механик соберет их и составит вновь в первобытные машины, из которых некоторые получат не только что первобытный вид, но также обновленный позлащенный вид.

«Он обновит уничиженное тело наше так, что оно сообразно будет Его славному Телу».

А значит, в воскресении мертвых нельзя видеть ничего противного природе, ничего неестественного, хотя ни одна из сил, ныне действующих на наши тела, не способна произвести в нас такого действия, это возможно лишь для силы еще не проявившейся, для силы пребывающей во власти Бога.

Предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений усопших, которые совершали Христос и его ученики (воскрешения дочери Иаира, Лазаря, четыре дня лежавшего во гробе, и других). То было возвращением к жизни, после которой все-таки неизбежна смерть. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. Тогда праведники восстанут преображенными и просветленными.

Славное учение о воскресении мертвых удаляет скорбь нашу о близких нам умерших верующих. Мы знаем, что тот телесный бренный состав, который мы кладем в гроб и засыпаем могильным прахом в темной обители смерти, при возвещении архангельской трубы, в светлое утро воскресения восстанет нетленным, в чудной, неувядающей красоте, дарованной Творцом для небесной славы. То, что сеем мы в немощи, восстанет в силе; сеем в уничижении, восстанет в славе; сеем «тело душевное, восстанет тело духовное»… Вещественность тела нашего потеряет грубость свою и стремление свое к тлению и само тело наше из «душевного перейдет в духовное», т. е. будет повиноваться не низким желаниям животной души, но высшей воле свободного духа. На настоящей стадии земного существования нашего мы кругом обложены немощью: часто чего желаем, того не можем совершить, – и это подтверждает изречение Господа нашего: «дух бодр, а плоть немощна»… В воскресшем же состоянии нашем такое разногласие между телом и духом исчезнет: тело будет так же бодро и свободно, как и дух, выполняя всякое желание его безусловно во всем. Ныне тело наше, по природе своей, подпадает под различные ограничения и неспособности, от которых чистый дух изъят… Например, оно может двигаться лишь при тех же условиях, при которых движутся и все прочие животные, с той лишь разницей, что оно не может двигаться так же быстро и легко, как многие из них. Тогда же оно получит способность, без всяких препятствий, по одному только внушению духа, с неимоверной быстротой молнии переноситься чрез громадные надзвездные пространства в неизмеримой вселенной Божьей. Планеты будут служить ему лишь ступеньками лестницы, для восхождения к Престолу предвечного Отца. Это будет «тело духовное» – во всем покорное орудие духа, подобное славному Телу воскресшего Господа.

В сердце каждого религиозного человека живет уверенность увидаться снова со своими кровными родными, старыми друзьями, дорогими знакомыми и вообще добрыми ближними, – теми, которые, по неисповедимой воле Провидения, отошли в мир загробный. Приятна эта счастливая уверенность и дорога она для человека, как существа общественного. Утверждению этой уверенности и ее оживлению способствует Богооткровенное учение о воскресении мертвых.

Восстановить в памяти учение Иисуса Христа и апостолов о воскресении мертвых, провести его сквозь призму сознания может и должно быть достаточным оправданием настоящего издания.

Глава 1
Непостижимая тайна воскресения

«Тело будущее»

Есть одна дума в душе человеческой, которая залегла в ней глубже всех других дум – это мысль о своей смерти и смерти близких. «Смерть, – говорил один французский историк, – была первой тайной, представшей пред человеком; она поставила его на путь других тайн». Но, если по отношению ко всякой иной тайне допустим скептический вопрос: к чему тебе знать ее? Живи, не мудрствуя, и бери от жизни что можешь и хочешь взять; то перед лицом этой первой тайны такой совет неуместен.

– Живи, – учит философия земного благополучия.

– Но именно этого я и хочу, – отвечает душа. – Я хочу жизни, а получаю смерть.

– Хорошо, хорошо, я не буду думать о своей смерти, но вот еще при моей жизни умирает близкий мне человек: его смерть лишает меня лучшей радости жизни, неужели и на ней мне не нужно останавливаться?

– Да, старайся не думать и об этом.

Но для этого душе нужно перестать быть тем, что она есть – душой человеческой. Это, значит, сказать душе: умри, умри прежде смерти тела, чтобы дать возможность этому телу жить безмятежной, «естественной» жизнью, пока и ему не пробьет урочный час. Здесь безумие совета достигает своего апогея, и душа вырывается из когтей этой смерти, второй, а смерть первая и первая тайна снова становится перед ней неподвижным призраком. Вырваться из этого круга невозможно, и человек давно это понял. Как же он жил все эти долгие тысячелетия, чем жил, и что заслоняло от него этот призрак, мешавший ему жить?

Существует чудный рассказ у многих диких племен Африки и островов Великого Океана. Месяц посылает к человеку гонца (по одним версиям – зайца, по другим – хамелеона) и велит ему сказать человеку: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и снова возродишься. Но эта весть не дошла до места назначения, – хамелеон полз слишком медленно, а заяц исказил ее, передав: как умирает месяц, так умрет и человек и больше уже не воскреснет. Вместе с тем и сам месяц, пославший первое радостное известие, не захотел уже больше подтвердить его. Так человек и остался с дурным известием в руках и со смутной надеждой в сердце на новое, лучшее посольство.

Кажется, трудно в образной форме передать лучше те чувства, какими жила и в массе живет еще и ныне человеческая душа. Смерть и рождение проходят перед ней как звенья бесконечной цепи. «Ты вернулся», – говорят дикари при виде сына, родившегося по смерти отца, но мысль рано подсказывает, что этот потомок – не воскресший родитель, а другая, самостоятельная, личность, претендующая на личное же бессмертие. Бессмертие рода, как ни высоко стоит оно в культовом отношении, все же не способно утолить жажду бессмертия индивидуального, не приносит вести о том, что не умрет человек. Один лишь месяц сполна владеет этой тайной личного бессмертия. Его пепельная душа недолго парит без своего световидного тела, – проходит немного времени и он снова облекается в него, вновь и вновь воскресает для жизни, воскресает не в сыне, не в потомке, а в собственной обновленной плоти. Вот весть о личном воскресении, непрерывно струящаяся с небесной высоты, но по лицу земли она ползет холодным, обманчивым сиянием, точно ленивый хамелеон, на земных предметах она играет неверными беглыми зайчиками, и не жизнь, а смерть глядит отовсюду впадинами черных, глубоких теней. Посланцы дурно передали завет месяца.

Но напрасно они со всех сторон кричат человеку: ты умрешь. Взором полным надежды смотрит он прямо в лицо пославшему, ловит лучи его прежде, чем они разбились о землю, и чует, что они несут ему иную весть, она не доходит до его сердца в ясном виде, она заглушена враждебным шумом, раздающимся вокруг, но он знает, что если этот шум смолкнет, голос истины скажет ему правду, он знает даже, что скажет ему этот голос.

Смерть, между тем, ясно торжествовала: проходили века и тысячелетия, люди рождались и умирали, но каждая новая могила не только не вливала в душу новые капли отчаяния, грозившие переполнить меру ее терпения и веры, напротив, чем дальше, тем все пышнее справлялись погребальные обряды, тем больше забот прилагалось к тому, чтобы обеспечить телу загробный покой. Тризны сменялись тризнами, дни поминовения включались в годовой круг праздников, ширились и украшались гробницы, искусство сохраняло для потомства черты дорогих покойников; уже в самом конце древнего периода и в самых скептически настроенных шумных центрах просвещения возникли знаменитые «collegia funeratica», товарищества гробокопателей, обеспечивавшие достойное погребение всем, даже самым бедным. Даже когда люди гибли массами, как, например, на войне. И тогда было святотатством оставить тела не погребенными, и мы помним историю с победителями при Аргенузских островах, которых соотечественники едва не казнили за то, что в пылу битвы оставили в море тела павших братьев. Земное благосостояние, обеспеченное победой, было оставшимся родным менее необходимо, чем загробный покой мертвых, неразлучный с покоем их тел. Эти тела тлели и распадались в прах еще на глазах живых, – люди пошли на помощь смерти и тлению, они стали сжигать тела или давали их на съедение птицам, но пепел и кости, собранные в урны, хранились так же заботливо, как и набальзамированные трупы. Если тело пропадало на чужбине, и его невозможно было достать, – родные на родной стороне хоронили призрак, ставили гробницы без праха и знали, что и это доставляло почившему вечный покой. Нужна была вечная память, она обеспечивала реальность за гробом, но для этого нужна была хотя бы крупица осязаемого, хотя бы одно имя, написанное или благоговейно передаваемое из рода в род. Это было семя, из которого вырастала вся посмертная жизнь души, эта крупинка праха облекала плотью эту душу. Но как же тонка должна была быть эта плоть! В самом деле, душа по смерти и была только тенью, и лишь пища приносимая на могилу, на время оживляла и оплотяняла ее. Одиссей в преисподней нашел душу матери, но бледная тень сидит немая и в забытьи. Голос прорицателя учит Одиссея, как пробудить ее:


«Легкое средство на это в немногих словах я открою:
Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови
Дашь ты, разумно с тобою начнет говорить; но безмолвно
Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь…
К крови приблизилась мать, напилась и сына узнала»1
Одиссея 11, 146–149, 153.

Тайна неба теперь достигла земли: как я (месяц) умираю и вновь возрождаюсь, так и ты (человек) умрешь и вновь возродишься, воскреснешь в том же лице и в прежней плоти, только преображенной, облагоуханной, царственной, подобной световидному телу месяца.

Когда небо увидело, что многие сердца уже готовы принять весть о ценности и бессмертии тела, и только гордость перед этим телом мешает принять ее и остальным, оно оставило гордых бродить по распутьям и послало нового верного вестника к тем, кто готов был благоговейно приблизиться к плоти и праху, с чистым сердцем стать на утренней страже их воскресения… Месяц и солнце приготовили эти сердца к принятию радостной вести, и теперь их поучала маленькая звезда.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели младенца с Мариею Матерью Его и, падши, поклонились Ему, и открыв сокровища свои. Принесли Ему дары, золото, ладан и смирну», – дары, которыми и при жизни и по смерти украшались, цвели и благоухали царственные тела.

Но младенец этот был и великий избранник, он был отобран из четырнадцати тысяч новорожденных жизней: такого отбора никогда не видало и римское озеро. Египет укрыл его от смерти под сень своих гробниц и хранил его живое юное тело так же заботливо, как и своих тысячелетних мертвецов. Это тело было сосудом благодатных даров: оно чудотворило своим брением, дыханием, одеждами, его голос будил усопших, от него исходил ослепительный свет. Его лицо дышало любовью ко всем скорбящим и уничиженным, но, когда любовь уничиженных омывала Его ноги драгоценным миром, Он ставил эту трату мира выше других дел любви. Это было начало его погребения. Но сперва это тело еще долго страдало, было изъязвлено, лишено вида и величия. В те дни полный, воскресший месяц стоял над землей, весеннее солнце становилось все ярче, но и оно померкло в предчувствии славы грядущего воскресения. Смерть его была бессловесна, но его гроб был с богатыми, – чистая плащаница и сто литров смирны и алоя, – это было только преддверием его погребения: по миновании субботнего покоя новые благовония готовы были излиться на него… Оно могло долго оставаться нетленным и благоуханным, – оно стало таким навсегда. Напрасно в то памятное утро людская любовь искала его «между мертвыми» – там оставались лишь пелены и сударь. Само оно стояло пред учениками живое, как прежде, они осязали его кости и плоть, которых «дух не имеет», вкладывали персты свои в раны, которых боится гордая языческая красота; оно принимало пищу, его язык учил тайнам Царствия Божия, но все это – и кости и плоть – проходили сквозь запертые двери, исчезали и вновь появлялись и, наконец, поднялись на небо, чтобы тем же образом явиться снова в конце дней… Это было также новое, славное тело, и, свободное над пространством и временем, оно и вознесшись на небо не покидало земли. Земной хлеб и вино – пища и жизнь человеческого тела – силою Его победного Имени, становились истинной плотью и кровью Его и питая тела веривших Его воскресению, делали их причастными Его вечной славе… Это было тело Церкви, которого главой был Первенец из мертвых, а членами – сыны воскресения.

Кончилась борьба весен и зим: вечная весна цветет в сердце верующих в воскресение первое и чающих воскресения грядущего. Печатью этой веры и этой надежды запечатлена вся жизнь Церкви за все долгие века ее земного существования.

Эта весть о вечной весне достигает и до нас и достигает новым, дивным путем. В Риме, в том самом Риме, где некогда люди так строго отбирали тела, достойные жизни, теперь открываются другие тела, избранные для новой лучшей жизни. Из глубины катакомб, из подземных могил, куда много веков не заглядывал человеческий глаз, выходит на дневной свет наших будней вечно-праздничная Церковь апостольских дней. Изумленно смотрит на нее протестантство: религия чистого духа и непосредственного богообщения, считающая себя прямой наследницей апостольских заветов, она видит перед собою не протестантский приход, объединенный общностью веры в Распятого и чуждый всяких следов религиозного «материализма», – перед нею Церковь икон, мощей, святых, Церковь Божией Матери Заступницы, как называет Ее св. Ириней, царственной Оранты катакомб. Церковь пресущественного тела и крови, – Божественных членов («coelestia membra»), Церковь молитв за усопших, живая Церковь живых… Но взором дочери смотрит на нее соборная вселенская Церковь. Ведь она – плоть от плоти и кость от костей этой катакомбной апостольской Церкви, она только приподнялась над землей, из земли, когда кончились дни гонений. Как остроконечная травка из посеянных семян, пробуравившая землю, поднялись ее купола и колокольни золотистой Божией пшеницей; теплым ветром, волнующим нивы, стелется по ней праздничный благовест, но корни ее неподвижно крепнут в земле…

Ее алтари стоят над мощами, лики святых глядят отовсюду, храм полон ладана, ликует в песнопениях… Водою крещения омывает Церковь своих чад, мажет тела их миром и елеем, благодатным таинством зовет их брачный союз, подводит их к святой чаше, питает истинным телом и истинною кровью Господа, – продолжает и на земле то же делание, которое некогда совершала в подземельях, над гробами мучеников, чему научилась у первого, благоуханного гроба, где лишь на недолгое время забылся сном смерти Начальник ее жизни и ее Глава.

Как Я умер и воскрес, так и ты, человек, умрешь и вновь возродишься, – этим новым заветом Солнца и правды живет ныне человек, некогда веривший месяцу.

(из книги Ф. Андреева «Тело будущее». Сергиев Посад, 1914)

Представление древнего мира о воскресении тел

История представляет нам человека везде и всегда в заботах, в беспокойстве о своем будущем. Человечество всегда задумывалось и над колыбелью дитяти и над гробом старца и всегда устремляло свой взор за пределы этого тесного пространства.

Везде ставился и ставится вопрос о будущем, везде слышался и слышится ответ на него; только ответ этот бывает различным в зависимости от степени развития мысли и образованности.

Из всех предметов, которые познает человек, нет ничего сокровеннее для его ума, как будущая жизнь; из всех вопросов о будущей жизни никакой не смущает человеческого разума настолько, как вопрос о воскресении тела.

Как же решал и решает человек этот трудный вопрос?

Вот что представляет нам на этот раз древний языческий мир.

В поэтических представлениях народной фантазии Греции мы видим мрачный взгляд на тело человеческое. Улисс – герой поэм Гомера, желает беседовать с умершими.

Своим мечом копает он ров и наполняет его жертвенною кровью. Повинуясь силе таинственного заклинания, приходят одни с другими бледные тени и, отведавши черной крови, начинают говорить. Между ними Улисс узнает свою мать.


«Увлеченный (говорит герой) сердцем, обнять захотел
Я отшедшую матери душу;
Три раза руки свои к ней, любовью стремимый, простер я,
Три раза между руками моими она проскользнула
Тенью или сонной мечтой, из меня вырывая стенанье».
И потом на вопрос Улисса тень отвечает:
«Милый мой сын, злополучнейший между людьми…
Такова уж судьбина всех мертвых, расставшихся с жизнью.
Крепкие жилы уже не связуют ни мышц, ни костей их;
Вдруг истребляет пронзительной силой огонь погребальный
Все, лишь горячая жизнь охладелые кости покинет:
Вовсе тогда, улетевши как сон, их душа исчезает».

В поэмах Гомера, в мысли древних греков есть будущее для человека; но это будущее состоит в том, что тело истребляется огнем, а душа, делаясь тенью, блуждает в вечном мраке. Впрочем, такой мрачный взгляд на будущее мало-помалу скрашивается греческим воображением, но и у самых лучших философов греческих мы находим самый мрачный взгляд на человеческое тело.

Так, например, Сократ, определяя, что такое смерть, согласно с общим убеждением, почитает ее лишь отрешением души от тела, на которое смотрит, как на преходящую оболочку души.

Показывая отличительные черты истинного философа, он говорит, что «достойный своего имени мудрец, стараясь понять истину, во всю свою жизнь более и более отрешается от тела, потому что тело своими чувствами закрывает от него истину и, требуя заботливости о себе, отвлекает его от понимания. Не это ли отрешение души от тела называется смертью?.. Занятие философа в том и состоит, чтобы отрешать душу от тела; поэтому ему понятно, что такое смерть».

Если перенесемся мыслью в обширные пространства Индии, Тибета, Китая, прислушаемся к голосу браминов, ученых буддистов и ученых китайцев, отсюда мы вынесем еще более грустные впечатления. «Жизнь есть долгая ткань скорбей и бедствий, учили там; спасение состоит в том, чтобы не жить; глубокий, непробудный сон лучше всякого здешнего счастья. Самое лучшее желание – как можно скорее прекратить отправления человеческого тела, уничтожиться, заснуть, потерять чувство своих бедствий, лишившись самопознания».

Loading...Loading...