За что Иоанн Предтеча лишился головы? Усекновение главы пророка, предтечи и крестителя господня иоанна. Царь ирод убивает иоанна крестителя

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

Видишь, за сколько родов раньше было возвещено о безумии Ирода в последние дни: "послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его" (послав изби вся дети, сущия в Вифлееме, и во всех пределах его). О, безумие Иродово, или, лучше, нечестие диавольское! Ведь и это было его дело, он вооружил Ирода против детей. Однако он поднял меч детоубийства против самого себя; Ирод, много замышлявший, не убил Иисуса, Которого искал; неудача Ирода – несчастье для диавола.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его". О, Ирод, зачем безрассудно раздражаешься? Зачем вооружаешься против детей? Ты осмеян волхвами, и убиваешь младенцев. Разве младенцы указали дорогу волхвам? Звезда указала им родившегося Господа, Не в силах будучи уметить в звезду, убиваешь младенцев? Или для того ты получил царство, чтобы показать свою силу против кормящихся грудью? С детьми воюешь, Ирод? Матерей сиротишь? Сосцы сушишь? Объятия обнажаешь? Сердца ранишь? Женщинам, мучащимся родами, прибавляешь плача? Младенцев двух лет и моложе убиваешь? Есть ли, где вонзить меч? Это (значит) не убивать, но преждевременно резать. Покажи детям меч; если, испугавшись, они сробеют, то убивай, режь; а если весело подбегут к мечу, то зачем вынимаешь меч против улыбающихся мечу? Ты думаешь, Ирод, Спасителя настигнуть, и Его убить?

Так как ты совсем решился (на это), то издай повеление, призови волхвов, задержи звезду, заключи в темницу Гавриила, расспроси пророков, разыщи матерь Деву; если ты этим овладеешь, то можешь и Христа найти. Не славословишь, но ищешь рожденного бессеменно? Богоборствуешь, царь? Хлопочешь о Царе? Желаешь овладеть владеющим тобой? Желаешь погубить, кто желает тебя спасти? Замышляешь схватить, Того, Кто стоит подле тебя, и не желает, чтобы ты видел Его, по твоему лукавству? Он, о, Ирод, есть Тот, Кто взывал за много времени раньше: "будут искать меня, и не найдут" (взыщут мене злии, и не обрящут) (Прит, 1: 28). Как же ты (можешь) презирать этого Младенца? Он, по божеству, много древнее Авраама, не только Авраама древнее, но и Адама создатель. Он не страхом облечен, но идет для домоправления. Зачем безрассудно раздражаешься, Ирод? Корысть напрасного гнева – падение. Зачем ты делаешь подобно фараону? Он в Египте приказал, чтобы младенцев мужского пола бросали в реку, и ты приказываешь, чтобы в Вифлееме иудейских младенцев мужского пола убивали. О, одинаковый дух! О, равная безжалостность! О, сходное нечестие! Вернее же сказать, Ирод много свирепее фараона.

Также и копьеносцы Иродовы много тягостнее щитоносцев фараоновых. Фараон в Египте, если и приказывал, чтобы иудейских младенцев мужскогого пола убивали, однако решился на это как иноплеменник, из боязни, чтобы не усилился израильский род, и не истребил бы египтян. Он египетских детей щадит, а убивает израильских; по страху воюет, а не по зависти умерщвляет. Фараон был человеколюбивее Ирода (настолько), что даже отменил закон, который он объявил, и сделался нарушителем собственного повеления. Он нашел одного Моисея носящимся по реке в ящике; через свою дочь взял его, и не только не убил, но, как сына, вскормил; щадит младенца, нарушив свой закон. Что ты говоришь, Ирод? Фараон спасает Моисея, а ты решился настигнуть Владыку Христа; тот спасает будущего карателя Египта, а ты желаешь убить Спасителя вселенной? И щитоносцы фараоновы почтеннее копьеносцев Иродовых.

Бабки, получив приказание душить еврейских младенцев мужского пола во время (их) рождения, не исполняли этого из благочестия – хотя и были египтянки родом; их внутренность переворачивалась при мысли, что испытывают матери, когда лишаются младенцев насильственной смертью. Они решились скорее оскорбить царя временного, чем противодействовать большему Царю и Богу. Ирод показал свое нечестие в отношении не иного племени, но с единоплеменниками безумно поступил. Фараон только в Египте обнаружил такую ярость, не далее; а Ирод приказал избивать нежных младенцев не только в Вифлееме, но и во всех его пределах. О, несправедливое повеление того, кто восстал тогда сразу против города, деревень, полей и улиц! Не было у матерей, где бы детей скрыть; вне материнских объятий они не могли остаться. Если бы когда мать пожелала укрыть свое дитя, оно само выдало бы себя плачем, привлекло бы к себе смерть привязанностью к сосцам. Как рыба не может жить вне воды, так и младенец скоро гибнет, лишаясь материнских сосцов. О, та вселенская плачевная песнь! Я не нахожу, как описать виды материнских сетований. Если бы произошло варварское нападение, матери легче переносили бы скорбь; разделяемое несчастье умереннее терзает страдающего (им). Но (то) было не нападением варварским, но междоусобной войной; было насилием, не допускающим просьбы; было беззаконием, имеющим защитником закон.

"Избиение младенцев" Маттео ди Джованни. 1488

Матери кричали, и не было слушателя; младенцы рыдали, и подле не было жалеющего; сосцы обливали молоком землю; а Ирод, как камень, более ожесточался. Копьеносцы царя еще кровожаднее там и здесь различно нападали на младенцев: одних у стен мучили, других на скалы бросали, иных душили. Волновал их диавол, виновник такого дела.

В этом и подобном матери ослабевали и, забывшись от страдания, не заботились о благопристойности. Разрывали одежды, распускали по воздуху косы, сосцы обнажали, которые нужно было скрывать, грудь поражали камнями, царапали (себе) щеки, как палачи, призывали в свидетели небо, молчаливого судью, обращались с просьбой к общему Судье и Владыке со словами: "Что это за кровожадность царя, Владыко? Он свирепствует над Твоим творением; Ты создал, он не перестает закалывать; Ты одарил, он вредит. Для чего мы рождали детей, если так горька смерть детей? Если (это) Твое приказание, прикажи и нам с ними умереть; если (это) предприятие и приказание беззаконного царя, почему Ты скорее на него не нападешь?" Но, конечно, матери так кричат, терзаясь страданием, (и) по незнанию пользы для своих птенцов. В действительности что блаженнее тех, кто переносит замыслы из-за Владыки Христа? Что блаженнее этих детей, – так как они закалывались не ради только их самих, но и как бы сам Христос убивался? Поистине благовременно сказать к матерям слово Господа: не плачьте, матери, не плачьте; на малое время они потеряли ваше лоно, но лоно Авраамово получили. Не плачьте, матери, не плачьте; "не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (не препятствуйте детям идти ко Мне: таковых бо есть царство небесное) (Мф. 19:14), во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, во веки веков.

Св. Иоанн, Предтеча Господа Иисуса Христа, предварил своей жизнью рождение Его, смертью - смерть Его. Он проповедовал о пришествии Господа: "идет за мною Сильнейший меня" (Мк.1:7). Душам св. праотцов, находившимся в аду, проповедал пришествие Господа, ибо Предтеча Иоанн должен сказать здесь, что явился ожидаемый Мессия. Иисус Христос пострадал за грехи людские, Предтеча получил страдальческую смерть из-за беззакония Иродова.
Сын Ирода, убившего младенцев вифлеемских, Ирод Антипа правил в Галилее. Он женился на дочери Арефы, царя аравийского; прожил с нею много лет. Пленившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата его, он сблизился с нею, ибо она поощряла похоть его. По её требованию прогнал законную жену и женился на жене брата против закона, ибо если умер бы брат, он и то не мог взять её в жены, так как была в живых дочь брата. Закон повелевал жениться на жене умершего брата тогда, когда тот не имел детей. Ирод отнял жену у брата Филиппа тогда, когда тот был жив. Он сотворил беззаконие, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель.
Видя беззаконие Ирода, обличитель грехов человеческих и проповедник покаяния св.Иоанн Креститель пред всеми обличал Ирода как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата. Ирод, не вынеся обличений, заключил Иоанна в темницу, держа его в оковах. Жена Ирода, Иродиада, желала смерти его, но не могла умертвить, ибо Ирод оберегал узника от жены. Он считал Иоанна св.мужем, ранее со сладостью слушал его и, внимая ему, творил добро, поэтому Ирод боялся предать Иоанна смерти.
Однако он боялся не Бога, но людей, как говорит еванг. Матфей: "и хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка" (Мф.14:5). Ирод боялся, как бы народ не поднял мятежа, поэтому не осмеливался убить Крестителя Господня, лишь томил в темнице, желая закрыть уста обличителя.
Св. Иоанн долго пробыл в темнице. Приходили ученики, Иоанн поучал их жизни по закону Божию, возвещая о пришедшем Мессии, к Коему посылал, как сказано в Евангелии: "Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Ин.11:2-3). Иоанн посылал учеников для того, чтобы они своими очами увидели чудеса, что творил Господь и окончательно убедились, что Иисус Христос пришел спасти род человеческий.
Наступил день рождения Ирода. Собрав князей, воевод, старейшин и тетрархов Галилеи, Ирод устроил пиршество (Мк.6:21), где дочь Иродиады пляскою угодила Ироду и остальным. По требованию матери она просила у Ирода главу св. Иоанна Крестителя и получила её, т.к. Ирод поклялся дать всё, что бы она ни попросила. Ирод не хотел нарушить клятву и огорчить мать плясуньи, но забыл о св. жизни Иоанна и, упившись вином, распалился пролить невинную кровь. Он приказал палачу усечь главу Иоанна и принести ее на блюде. Предтеча за обличение сожительства Ирода с Иродиадой усечен в темнице ночью, ибо пиршество было ночью, когда все упились вином и утешались пляскою бесстыдн. девицы. Глава св. Иоланна принесена на блюде, причем кровь еще капала, а глава изрекла обличительные слова:
- Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего.
Великий страх объял всех, когда увидели челов.голову, как пищу на блюде, источавшую кровь, устами изрекавшую слова. Главу плясунья взяла дерзкими руками и отнесла матери. Иродиада проколола иглою язык, обличавший беззакония ее. Она не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если главу присоединить к телу, и начал обличать ее и Ирода. Тело св. Предтечи ученики взяли из темницы, похоронили в Севастии. Главу Иродиада закопала во дворце, на потаенном месте.
После умерщвления св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Ирод совершил др.злодеяние: он посмеялся над приведенном Иисусом Христом, как повествует св. еванг. Лука: "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату" (Лк.23:11). Мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа. Спустя время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясуньей.
Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие дочери, пошел с воинами на Ирода и победил его. Ирод спасся с трудом. Он лишен власти и всех богатств кесарем римским, послан в заточение с прелюбодейкой и дочерью ее в Лион, потом в Илерду, где окончил жизнь в лишениях и бедствиях, но ранее он увидел смерть плясуньи.
Как-то зимою она пожелала перейти ради какой-то потребности реку Сикорис. Лед надломился, она упала в воду, погрузившись до шеи. По правосудию Божию, лед сдавил шею и перерезал её. Труп, занесенный водою под лед, не был найден, глава принесена Ироду и Иродиаде, как некогда глава Предтечи, только отсеченная не мечом, а льдом. Так наказало правосудие Божие ту, что повинна в усечении главы св. Иоанна.
После погиб убийца Ирод с Иродиадою - они пожраны живыми землею.
Св. Иоанн, как при жизни, так и после кончины был Предтечею Христу Господу. Ибо, предварив сошествие Господа в ад, благовествовал находившимся в аду Бога во плоти и порадовал св.праотцев; с ними изведен из ада после разрушения его по воскресении Христовом и сподобился многих венцов в Царствии небесном.Тропарь, глас 2:
Память праведнаго с похвалами: тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече, показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 5:
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое божественное: да и сущым во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 1 - 13

1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

(Мф. 14, 1-13)

Сегодня нам представлена картина того, как Ирод убил Иоанна Крестителя. Он связал и бросил Иоанна Крестителя в темницу, потому что тот обличал его за совершенный грех: Ирод Антипа взял себе жену своего брата. До этого Ирод был женат на дочери арабского царя из Набатии Ареты. В Риме у него был брат, которого тоже звали Иродом, но авторы Евангелий называют его Филиппом (по-видимому, полное имя его было Ирод Филипп). Филипп проживал в Риме как богатое частное лицо, и у него не было своего царства. Во время визита в Рим Ирод Антипа соблазнил жену своего брата: убедил ее бросить мужа и выйти замуж за него. Для этого он должен был отослать свою жену обратно к ее отцу, царю Арете, что потом имело печальные последствия для самого Ирода Антипы.

Сегодня, рассматривая печальную историю усекновения главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, особо рассмотрим личность Ирода Антипы. Он совершил преступление: даже если не говорить о нравственном аспекте (соблазнил жену брата), он нарушил два закона: во-первых, развелся с женой, не имея для этого никаких законных оснований, во-вторых, женился на своей невестке, что было запрещено по иудейскому закону. Иоанн Креститель без колебаний обличил его в этом. Иродиада - жена брата Филиппа, которую Ирод Антипа увел у него, была этим сильно оскорблена, возненавидела Иоанна Крестителя и ждала случая его уничтожить.

Некоторые толкователи Писания считают, что Ирод Антипа почитал Иоанна Крестителя, даже иногда беседовал с ним наедине (это можно видеть в параллельных Евангелиях). Но для того чтобы угодить жене, схватил Иоанна Крестителя и заточил в крепость Махерон. С одной стороны, тем самым спрятав его от Иродиады (чтобы ее руки не дошли до Иоанна Крестителя), с другой, заключив его в темницу, он все же сковал его действия. Ирод знал, что Иоанна Крестителя почитали за пророка и среди простого народа он был очень уважаем и имел авторитет. Иосиф Флавий пишет, что Ирод Антипа боялся народного волнения и восстания. Собственно говоря, того же боялись, когда толпам народа проповедовал Христос.

Во время этого небольшого рассказа можно почувствовать личность Ирода, его характеру был присущ страх. Он боялся Иоанна Крестителя, поэтому и поступает таким образом. Посмотрите, как прогрессирует грех, совершенный человеком: Ирод совершает безнравственный поступок, уводит жену у своего брата, но за этим следуют все большие преступления. Его обличает Иоанн, этот пророк пустыни, возможно, его обличает и совесть. Иродиада до последнего ждет момента, чтобы убить Иоанна Крестителя, заточенного в темнице. Ирод боится преступить свое слово, опасаясь осуждения людей, бывших на его дне рождения: по-видимому, богатых вельмож, князей и царей. Хотя просят у него не богатств, не земной славы, а того, чего он и сам, наверное, очень не хотел совершать. Ирод Антипа находится здесь в сложной ситуации, но его малодушие, трусость и бессовестное поведение позволяют совершить то, о чем просила Иродиада.

Иродиада же посылает свою дочь, принцессу, танцевать на пиру безнравственные танцы, которыми она угодила смотревшим. Мать даже не смущает, что она жертвует своей приличием своей дочери, для того чтобы вынудить Ирода Антипу совершить преступление.

Судьба Ирода вообще была очень печальна и трагична. Когда на императорский престол вошел Калигула, он забрал у Ирода Антипы царство и отправил его в ссылку в Галлию. Иродиада поехала вместе с мужем и находилась рядом до последних дней его жизни. Эта женщина, через которую к Ироду пришла погибель, осталась вместе с ним до его последнего дня.

В этом трагичном эпизоде очень ясно представлено, как действует грех и как он может разрушить всю жизнь человека, именно поэтому мы и обращаем сегодня внимание на личность Ирода.

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Обратимся к первоисточникам и представим достоверное описание кончины Иоанна Предтечи , которое нам оставили ученики Христа , писатели первого века Матфей , Марк , Лука.

После смерти Ирода Великого , того правителя, что пытался убить младенца Христа, римские власти разделили территорию Палестины на четыре части, в каждой из которых назначили правителем своего ставленника. Ирод Антипа , о котором и пойдёт речь, получил от императора Августа в управление Галилею. Он оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой , женой своего брата.

Этот самый Ирод приказал взять под стражу Иоанна и бросить его в тюрьму из-за Иродиады, бывшей жены своего брата Филиппа , на которой он женился. Иоанн говорил Ироду: «Нельзя тебе жить с женой брата». Ирод боялся Иоанна, он знал, что Иоанн — праведный и святой человек, и берёг его. Ему нравилось слушать его, хотя эти речи и приводили царя в сильное смущение.

Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Иисус, он послал своих учеников спросить у Него: «Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?». Иисус ответил им: « Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите: слепые снова видят, калеки ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, бедным возвещают Благую Весть. И счастлив тот, кто во Мне не усомнится» .

«Явление Христа народу» (картина А. А. Иванова. Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос). Commons.wikimedia.org

Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник, как он под ветром колышется? Думали увидеть человека в пышной одежде? Но люди в пышных одеждах живут во дворцах. Кого же вы думали увидеть? Пророка? Да, вы видели пророка, и, говорю вам, он больше, чем пророк. Не было никого во всём роде человеческом, кто был бы выше Иоанна».

Иродиада, ненавидящая Иоанна, добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. Подходящий случай выдался в день рождения Ирода, когда тот устроил пир для вельмож, военачальников и галилейской знати. Туда явилась дочь Иродиады, и пляска её так понравилась Ироду и гостям, что царь сказал ей: «Проси у меня чего пожелаешь. Всё дам, чего ни попросишь, до половины царства!». Она, спросив у матери, требовала сейчас же принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову и принес её на блюде. Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили.

Если не знать предыстории, если не понимать той миссии, что нёс Иоанн Предтеча, то представленное описание казни выглядит почти безысходным. Особую грусть вносит честное свидетельство о недоумениях Иоанна относительно Христа, а значит, и относительно смысла того свидетельства и служения, что совершал Иоанн до своего ареста.

«Казнь Иоанна Крестителя» (картина Караваджо). Commons.wikimedia.org

Кто такой Иоанн Предтеча?

По свидетельству евангелистов, Иоанн родился от престарелых родителей за полгода до рождества Христова. Отец его был из священнического рода и во время богослужения в Иерусалимском храме ему было откровение от Бога, что, несмотря на бездетность, у них на склоне лет родится сын: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовёшь его Иоанном. Он даст тебе великую радость, и многие будут радоваться его рождению. Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни пива, но исполнится Духа Святого с самого рождения. Многих из народа Израиля вернёт он Господу, их Богу». Так и случилось.

Иоанн Креститель, картина Эль Греко. Фото: Commons.wikimedia.org

О детстве и юности Предтечи ничего не известно. Как и о Господе Иисусе Христе. Повествование о них начинается с 30-летнего возраста. Дело в том, что по древним израильским законам только на тридцатом году жизни человек мог стать учителем, только с этого периода его голос, его мнение могли быть услышаны и приняты народом. Поэтому и Иоанн, и Христос неукоснительно соблюдают это предписание, о чём и говорят евангелисты, подчёркивая легитимность их проповедей и учений.

За полгода до начала проповеди Иисуса Христа в малонаселённых, пустынных землях израильской страны появился удивительный человек. Сейчас бы его назвали аскетом. Это и был Иоанн Предтеча. Он вёл одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни, носил простую, недорогую, грубо пошитую одежду из верблюжьего волоса и питался только тем, что давала ему окружающая скудная природа: сушёными кузнечиков (так называемыми акридами) и мёдом диких пчёл.

Иоанн призывал людей к покаянию, то есть осмыслению своей жизни, признанию своих грехов и стремлению жить более нравственно, исполняя заповеди Божьи. Как знак свершившегося духовного очищения, Предтеча крестил людей, то есть окунал их в воды реки Иордан, за что и получил прозвище Креститель. В проповеди Иоанна не было бы ничего особенного для тех времён, если бы не свидетельство, что он послан подготовить пришествие Мессии Спасителя, что требуемое им раскаяние — это не самоцель, а лишь подготовка к встрече с Тем, кого можно узнать, понять и, самое важное, принять только через раскаяние, через отказ от зла и стремление к жизни с Богом.

В чём смысл праздника?

Иисус Христос очень высоко ценил Иоанна. Мы уже видели, что Он называл его главнейшим из пророков, величайшим из рождённых женщинами. И дело тут не только в удивительных личных качествах Иоанна: его вере, его аскезе. Думаю, дело прежде всего в трудности, почти неисполнимости того служения, что нёс Иоанн.

Предтеча являет нам удивительный пример веры и, главное, понимания своего места и роли. Главная миссия Иоанна была исполнена в день крещения им Христа. Имевший безусловный духовный авторитет в народе Иоанн встречает Иисуса, свидетельствует о нём как о Мессии и недвусмысленно даёт понять о своём «умалении» и начавшемся «возрастании» Христа. Часть учеников Иоанна по прямому указанию его становятся первыми учениками Иисуса.

Мало кто прославился принятием такой миссии и доведением её до конца. Быть не более чем чьим-то голосом, который должен умолкнуть с приходом говорящего, — это очень непросто. Представьте себе: Иоанн всего за полгода прославился на всю страну, обрёл уважение и авторитет в народе настолько, что его совету внимали и воины, и учителя религиозного закона, и цари. По сути, он стал религиозным лидером, объединившим вокруг себя множество людей. И от всего этого он должен был отказаться, направить своих учеников и последователей к Тому, предтечей, провозвестником Кого он послан быть — ко Христу. Иоанн не просто возвеститель воли Божьей, он тот, кто с самого начала пошёл на жертву, с самого начала жил ради того, чтобы прославился другой.

Церковь именует Иоанна Предтечу последним пророком и первым мучеником. И действительно, Иоанн оказался как бы на грани двух эпох. С одной стороны, он исполнил пророческое служение, возвещая людям волю Божью, подготавливая приход Иисуса. С другой стороны, он пострадал за Божью правду, за своё служение Христу.

Празднуя «Усекновение главы Иоанна Предтечи» христиане вспоминают великого человека, его жизнь и кончину, учатся у него вере в Бога, доверию Богу, стремлению исполнить своё предназначение до конца. Но это в общем. Думаю, что непосредственно для нашего времени, когда страх сковал сердца и волю многих людей, важно свидетельство об Иоанне как о непримиримом возвестителе правды и обличителе зла и неправды.

P.S. К сказанному надо упомянуть, что день «Усекновения главы Иоанна Предтечи» — постный. Православные христиане призваны воздержаться от мясных и молочных продуктов и тем на деле почтить память великого праведника. В народе есть поверье, что недопустимо есть ничего круглого. Этот обычай порождён простым необразованным народом и не имеет никакого отношения к церковной дисциплине. Можно предположить, что это отголоски языческого прошлого наших предков.

Вероучению Православной Церкви, богослужению и праздникам будет посвящён православный лекторий для молодежи при Политехническом музее г. Москвы.

Loading...Loading...