Женщины на века. Рождественский бульвар

Рождественский бульвар является составной частью культурно-исторического памятника Москвы Бульварного кольца. Это одна из главных магистралей в центре столицы России, проходящая по исторически сложившейся черте мегаполиса, на месте разобранной стены Белого города.

Рождественский бульвар пролегает от Трубной площади до Сретенских Ворот.Название происходит от Богородице-Рождественского женского монастыря.

Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда были заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь.Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора.


После сноса стен Белого города (1760), место нынешнего бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто спускающийся к Трубной площади. а у Сретенских ворот, в торце бульвара, выстроена гостиница (впоследствии надстроенная, она сохранилась по сей день).


6 марта 1953 года на бульваре и прилегающей Трубной площади произошла катастрофическая давка, вызванная притоком людей, желающих проститься со Сталиным. Рассказывают, что много людей разбивалось об угол этого зелёного здания. Погибших относили и складывали во дворе где сейчас находится Рождественский монастырь.


Основала Рождественский монастырь в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго.


Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей.


В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова.



Монастырь закрывался при большевиках, в нём размещались густонаселённые коммуналки. Однако же, не смотря на это прекрасно сохранился. Отреставрирован в конце 90-х.


Стена монастыря сооружённая в 19-м веке.



Типичный для своего времени доходный дом.



Скромный трехэтажный дом №11, подробно описанный в повести Ю. Трифонова «Время и место». Он почти ровесник Рождественского бульвара.


До революции в квартире из восьми комнат проживала семья некоего Веретенникова, управляющего завода гирь и весов. После революции, не дожидаясь уплотнения, он с домочадцами убыл куда-то на юг. В доме осталась лишь его больная ногами дочь Полина. Ей оставили крайнюю комнату с крохотным балкончиком.


С той поры женщина часами сидела на этом домашнем наблюдательном пункте, глядя вниз, на бульвар. За свою долгую жизнь с этого несуществующего ныне балкончика она много чего видела.


«Видела, - пишет Юрий Трифонов - как конные разгоняли толпу баб, как бежали юнкера по бульвару к Сретенке, как срывали с дома напротив вывеску «Братья Шмит», как шли с флагами, с барабанами, как встречали каких-то летчиков, бросали листовки, как чернели ночами пустые окна с домами, заклеенными бумагой, и как громом громыхали танки, разворачиваясь на Трубной, сотрясая землю так, что дрожал балкончик…»


Рождественский бульвар д.13


В своё время проживала здесь советская балерина Екатерина Гельцер, она же баронесса Манергейм.


Дом №17. В 1901 году в нем был пущен первый в Москве электрический пассажирский лифт.


Купеческий особняк с прекрасно сохранившимся старинным балкончиком.



Некогда типичные для Москвы подворотни и проходные дворы.



Копия (новодел) стоявшего здесь ранее особняка богатых купцов.


особняк графини Ростопчиной
нач. XIX в. ; 1870, архит. А. Стратилатов


По указу императора Павла I 1800 г. у всех бывших ворот Белого города следовало построить гостиницы. Что и было осуществлено в ближайшие два года по типовому проекту арх.Стасова.


Выстроеная у Сретенских ворот, в торце бульвара, гостиница сохранилась по сей день, её только надстроили.

Р ождественский бульвар в Москве - это пятисотметровый крутой береговой склон, который вел к реке Неглинной. Таких крутых подъемов в Москве осталось немного. Это один из семи холмов, на которых стояла древняя Москва. Он был назван по имени Богородице-Рождественского женского монастыря, построенного в конце XIV века. После 90-х годов XVI века на месте бульвара стояла стена Белого города, а сразу за ней образовалась Печатная слобода.
Рождественский бульвар и Печатников переулок постоянно вдохновляют художников, насладимся же этими видами и мы с вами. На прогулке вы увидите:

  • Богородице-Рождественский монастырь,
  • Дом братьев Фонвизиных,
  • Дом Петра Сысоева,
  • Поклонный крест Ефросинии,
  • Доходный дом Гессе и др.

У каждого бульвара свой образ, Рождественский - очень женский. Об историях прекрасных дам этого удивительного уголка Москвы я расскажу. Вы узнаете:

  • Что монахиня Рождественского монастыря создала в обычной квартире?
  • Где жила киношная Эллочка Людоедка?
  • Кто основал Богородице - Рождественский монастырь?
  • Как в одной квартире проживали две балерины?

Место встречи: Метро «Трубная». Выход в сторону Трубной площади (№2). Встречаемся в метро перед стеклянными дверями у автоматов с едой
Завершение: метро «Трубная».

В указанное время на месте вас встретит гид с табличкой. Гид оставляет за собой право отменить экскурсию не менее чем за 2 часа до начала. Запись на экскурсию является обязательной. Вы всегда можете поддержать наш проект, оставив в конце экскурсии любое пожертвование (чаевые) экскурсоводу. Таким образом вы оцените работу экскурсовода, а мы поймем, что занимаемся нужным и важным делом.

Название происходит от Богородице-Рожде ственского женского монастыря, расположенного в начале бульвара, на чётной (внутренней) стороне (Рождественский бульвар, 8/20).
Бульвар протянулся от Трубной площади на западе до Сретенских Ворот на востоке.
Окрестности Трубной площади известны с конца XIV века, когда был заложены Рождественский женский и Сретенский мужской монастырь. Сретенский мужской ставропигиальный монастырь расположен в конце Рождественского бульвара, также, на его внутренней стороне.
Пашни по внешнюю сторону начали застраиваться только в XVI веке. Возле монастырей селились их работные люди, а в XVII за стеной Белого города обосновалась слобода Печатного двора (Печатников переулок).
После сноса стен Белого города (1760 г.), несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары (1775 г.), место нынешнего
бульвара было стихийно застроено лавками. В пожар 1812 года внутрення сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками у бывших крепостных стен. Только тогда, в 1820-е, был устроен зелёный бульвар, круто
спускающийся к Трубной площади, а у Сретенских ворот, в торце бульвара, выстроена гостиница


фасад этого дома вдоль бульвара


Снято, правда, с внешней стороны бульвара, так как сторона солнечная - фотографировать удобнее
На углу Рождественского бульвара и Сретенки расположена церковьУспения Пресвятой Богородицы в Печатниках



на переднем плане - дом 21

Дом был выстроен в 1913 году, но в стиле 19 века, для банкира Джамгарова в качестве городского особняка


дома 19 и 17


В конце XIX - начале XX вв. на Рождественском бульваре доминировала традиция малоэтажного и особнякового строительства. Однако в это время нечётная сторона бульвара активно застраивалась комфортабельными доходными домами, преимущественно повышенной этажности.
Так, в 1914 г. по проекту архитектора Д. Челищева был построен доходный дом К. А. Колесова в стиле зрелой неоклассики (Рождественский бул., 19).
Суровую монументальность шестиэтажному зданию придают лаконичный декор и окраска в серый цвет. Облицовка здания - портландцемент, который к тому времени стал довольно модным отделочным материалом.
При значительной протяженности фасада его центр обладает выраженной устремленностью вверх: вытянутые, щелевидные окна зрительно стиснуты пилястрами. Слабо вынесенным скругленным эркерам центральной части вторят «столбцы» полукруглых балконов боковых частей. Сдержанность в употреблении декоративных деталей позволяет извлечь максимальный художественный эффект из редких лепных вставок невысокого рельефа.
В этом доме, в квартире №17, жила семья Мовшовичей, с которой был знаком В. И. Ленин по эмиграции в Швейцарии. Ленин несколько раз посещал эту квартиру
Декор дома 19


дома 17 и 15


Доходный дом Н. И. Силуанова построен в 1904 году архитектором П.А. Заруцким (Рождественский бул. 17).
Здание протянуто вдоль Рождественского бульвара, членение фасада произведено строго симметрично. Дом украшают декорированные элементы модерна: плитка зеленой и светло-коричнево й цветовой гаммы, а также лепнина над окнами в виде раковин и картушей.
По эту сторону современного бульвара находились дворы разных торговых людей и мелких чиновников. Среди них был в 1735 г. двор адъютанта начальника Главной Артиллерии Ивана Фонвизина, в котором родился известный автор «Недоросля» Д. И. Фонвизин. Дом не сохранился, но об этом напоминает мемориальная доска на стене дома № 15 по Рождественскому бульвару, гласящая: «Здесь родился и жил Денис Иванович Фонвизин. 1745—1758». Умер Д. И. Фонвизин в 1792 г.
Это было родовое гнездо Фонвизиных. Еще в XVII в. здесь упоминается владелец двора Денис Фон-Висный, в конце XVII в.— стольник «Офонасий» Денисович Фон-Висин, а в 1716 г.— двор вдовы стольника Федора Фон-Висина.
современный дом №15, построенный на месте бывшей городской усадьбы Фонвизиных в 1890-х годах по проекту архитектора Константина Францевича Буссе , имевшего архитектурную практику в Москве в конце XIX-начале XX века.
Отделка фасада пятиэтажного доходного дома с чугунными балконами выполнена в довольно строгом ключе.
Едва ли не единственным декоративным элементом, помимо упомянутых выше балконов, является небольшой псевдопортик в центральной части здания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии расчерчивают здание на боковые и центральный сегмент, несколько облегчая визуально весьма массивную постройку. Такое сдержанное оформление фасада контрастирует с соседними доходными домами: на фасаде отсутствует лепнина, барельефы, эркеры и другие элементы декора, характерные для популярного в те годы стиля «модерн», веяния которого, так или иначе, отразились в облике соседних зданий.

дом №13

Дома построены в 1820-х годах во владении майорши П.П.Логофет. Несколько необычное для московского ампира решение: парная композиция из одинаковых домов по красной линии. Первые этажи домов были каменными, вторые - деревянными. В 1982 оба здания разобрали и заменили копиями. При этом что 1-й, что 2-й этажи сделали из кирпича
а вот их вид в 1975 году:



Этот скромный трехэтажный дом на Рождественском бул. 11 построен в 1873 году по проекту архитектора Л. Чижикова. Таким образом была продолжена традиция малоэтажного и особнякового строительства, характерная для бульвара в конце XIX - начале XX вв. Роскошные комфортабельные доходные дома повышенной этажности на нечетной стороне бульвара стали строить намного позже.
Этот дом подробно описан в повести Ю. Трифонова «Время и место».
Так после пожара 1812 года некий Савичев, человек богатый и таинственный, построил здесь дом и устроил в нем какую-то закрытую ложу и нечто вроде гостиницы для членов ложи, приезжавших из далеких поместий и даже из Европы. В середине XIX в. наследники продали дом князю Урусьеву, пожелавшему превратить его в доходное здание. Для этого был воздвигнут третий этаж в виде мелких комнаток, сдававшихся внаем. Но дело не оправдалось, князь Урусьев оказался заядлым игроком и дом был продан за долги. Спустя 30 лет новым владельцем здания стал московский негоциант Сургутов, который переделал его на свой лад. В нижнем этаже устроил конторы, второй предоставил под квартиры солидным людям, стряпчим, коммерсантам, а третий сдавал людям попроще.

Далее - Доходный дом княгини Бебутовой (Рождественский бул., 9), заявленный на получение охранного статуса.

Здание с тремя эркерами и развитым карнизом-козырьк ом выстроил в 1909 г. архитектор Г. А. Гельрих. В целом постройка - интересный образец позднего модерна: волнообразная граница оштукатуренной поверхности первых двух этажей с поверхностью, облицованной плиткой; волнообразие фасадной плоскости с арочными обрамлениями окон полуподвала; оригинальный декоративный мотив решетки протяженных балконов третьего этажа.


напротив этого дома снимали эпизод фильма "Петровка, 38"
так выглядят дома 5-7 и 9 с другой стороны бульвара


так выглядело пересечение Трубной улицы и Рождественского бульвара в 80-х годах


а так сейчас


и, напоследок, вид от пересечения с Цветным бульваром


Описания взяты с сайта apartament.ru
ретрофото с сайта oldmos.ru, современные - мои

В конце XVI века в Москве был сооружён третий оборонительный пояс (помимо кремлёвских и китайгородских стен) – стены Белого города. Работы велись по проекту знаменитого русского зодчего Фёдора Коня.

За два столетия крепостные стены обветшали и стали разрушаться, предприимчивые москвичи потихонечку растаскивали их на стройматериалы. В 1764 году последовал указ Екатерины II о разборе стен Белого города. А несколько лет спустя было принято решение на месте снесённых белгородских стен разбить бульвары.

Эти бульвары сгорели в пожаре 1812 года. И были устроены заново уже в 1820-е годы.

Бульвар, расположенный между Трубной площадью и Сретенскими воротами получил название Рождественский по женскому (Рождественка, влад. 20), расположенному на углу бульвара и улицы Рождественка.

Знаменитая картина «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») В. Г. Перова написана как раз на Рождественском бульваре. Фоном для неё служат стена и угловая башня Рождественского монастыря.

Подле Рождественского бульвара расположена ещё одна древняя московская обитель - (Ул. Большая Лубянка, д. 19).

Но, несмотря на наличие здесь монастырей, близость к злачной Грачёвке (нынешняя Трубная улица) накладывала своеобразный отпечаток на всю окружающую местность. Вот как описывает Рождественский бульвар второй половины XIX века известный писатель Н. Д. Телешов: «Как один из московских контрастов, тут же, на горке, за каменной оградой, расположился большой женский монастырь с окнами из келий на бульвар, кишевший по вечерам вёселыми девами разных категорий - и в нарядных, крикливых шляпках с перьями и в скромных платочках.

А рядом с монастырем, стена в стену, стоял дом с гостиницей для тех же встреч и свиданий, что и в «Эрмитаже». Благодаря ближайшему соседству гостиницу эту в шутку называли «Святые номера».

…К вечеру [Трубная] площадь начинала пустеть… а по бульвару начинали разгуливать нарядные «барышни» в шляпках с перьями и вызывающе взглядывать на встречных мужчин... «Святые номера» постепенно наполнялись своей публикой, а в соседнем девичьем монастыре начинали гудеть колокола, призывая благочестивых ко всенощной».

Впрочем, в начале ХХ века все дома терпимости в Сретенской части были закрыты и «моральный облик» бульвара изменился в лучшую сторону.

В торце бульвара, возле Сретенских ворот, расположена одна из сохранившихся «стасовских» гостиниц, возведённая в самом начале XIX столетия в соответствии с указом императора Павла I. В последующем здание, построенное по проекту архитектора В. П. Стасова, неоднократно перестраивалось, но всё же уцелело.

В самом начале Рождественского бульвара ещё в 1990-е годы началось строительство «культурно-развлекательного центра», прозванного в народе «навозным жуком». В настоящее время площадь уже возведённого, но недостроенного здания составляет 3388 кв. м вместо предполагаемых изначально 590 кв. м. И это происходит на Рождественском бульваре, являющимся частью объекта культурного наследия, памятника садово-паркового искусства «Бульварное кольцо», где в соответствии с Законом г. Москвы «О памятниках истории и культуры» запрещено капитальное строительство.

В 2012 году на аллее бульвара напротив дома № 12 был установлен памятник - поклонный крест преподобной Евфросинии (в миру великой княгини Московской Евдокии Дмитриевны).

Это, кстати, не первый монумент Рождественского бульвара. В далёком 1918 году в самом начале бульвара у Трубной площади был установлен памятник Т. Шевченко работы скульптора С. М. Волнухина. Но простоял он, к сожалению, очень недолго. Через два года было принято решение заменить постамент. Памятник временно перевезли в мастерскую скульптора, но тот вскоре умер. И дальнейшая судьба монумента неизвестна.

Рождественский бульвар

Местность, окружающая бульвар, известна с конца XIV века, когда здесь на взгорье реки Неглинной был построен Рождественский девичий монастырь; от него и получил название бульвар. Несколько позднее у современных Сретенских ворот был основан Сретенский мужской монастырь. Оба монастыря были окружены стенами, сперва деревянными, потом каменными.

От Рождественского монастыря к реке Неглинной спускались монастырские огороды. Огороды же Сретенского монастыря выходили к современному Бульварному кольцу и впадавшему здесь в реку Неглинную ручью. За ручьем к северу от вала шли в XIV–XV веках пашни, которые начали застраивать лишь в XVI веке.

В XVII веке вдоль ручья между современными Сретенкой и Трубной улицей стояла уже обширная Печатная слобода, в которой жили «печатники» - типографы Печатного двора, находившегося на современной Никольской улице.

Возле Рождественского и Сретенского монастырей находились слободки их «работных людей» (пахарей, огородников, ремесленников и др.), а среди них, в современном Малом Кисельном переулке, - такая же слободка кремлевского Чудова монастыря.

До нас дошел план местности за Сретенскими воротами Белого города от 1712 года. Из него видно, что непосредственно за воротами, на месте замыкающего теперь Рождественский бульвар дома, стояли тогда 5 деревянных лавок, к западу от них - 5 деревянных кузниц, а за ними - большая деревянная богадельня церкви Успения в Печатниках, сгоревшая в том году. Церковь же стояла там, где и сейчас еще стоит ее здание; к западу от нее, в несуществующем теперь коленчатом переулке со Сретенки, стояли деревянные дома обывателей Печатниковой слободы.

По восточной стороне за Сретенскими воротами стояли три деревянные лавки, за ними - два «кружала» (кабака) по обе стороны современного проезда Сретенского бульвара, а за ними в современном квартале, начинающем Сретенку, - «пустырь, что был Мясной ряд». Последний был выведен отсюда в 1710 году, но вскоре возвратился и окончательно удален был отсюда лишь в конце XVIII века.

В 1767 году огород Сретенского монастыря, выходивший к валу, был застроен его «отдаточным» (сдаваемым в аренду) двором и дворами частных лиц. На всех дворах стояли небольшие деревянные строения как внутри дворов, так и по проезду вдоль вала.

Огороды Рождественского монастыря, спускавшиеся к реке Неглинной, тоже были подле вала застроены мелкими дворами, причем проезд перед ними у вала пересекал ручей, с деревянным мостом над ним. Ввиду начавшейся в это время разборки крепостной стены, шедшей по Бульварному кольцу, и засыпки рва монастырь перевел протекавший в нем ручей на свои огороды.

С восточной стороны Рождественский монастырь имел ворота, по обеим сторонам которых стояли дворы чиновников, отставных солдат и ремесленников. Дворы выходили в современный Малый Кисельный переулок.

В 1774 году на углу этого переулка и проезда у снесенной уже крепостной стены стоял двор княгини А. М. Голицыной, с деревянными хоромами и отдельными флигелями по сторонам. Во дворе находились разные службы и «надворная печь» под навесом.

По указу Екатерины II 1775 года на месте снесенной крепостной стены предписывалось устроить бульвар, но даже в 1790 году там еще стояли деревянные лавки купцов и именитых граждан. На склоне к реке Неглинной было «угористое место, называемое „на Трубе“, при оном урочище и открытый канал (реки Неглинной) с бассейном и мостом московского водоведения». Здесь же был проложен Мытищинский водопровод. По другую сторону современного бульвара стояли дворы торговых людей и мелких чиновников. Среди них в 1735 году - двор адъютанта начальника Главной Артиллерии Ивана Фонвизина, в котором родился известный автор «Недоросля» Д. И. Фонвизин. Об этом напоминает мемориальная доска на стене дома № 15 по Рождественскому бульвару, гласящая: «Здесь родился и жил Денис Иванович Фонвизин. 1745–1758».

Это было родовое гнездо Фонвизиных. Еще в XVII веке здесь владельцем двора значится Денис Фон-Висный, а в 1716 году - вдова стольника Федора Фон-Висина.

В 1805 году у Сретенских ворот, в конце Рождественского бульвара, стоял уже каменный двухэтажный дом, с небольшими перестройками сохранившийся до настоящего времени. Принадлежал он в то время «умершему майору Зубкову». Была ли в нем гостиница - неизвестно.

В пожар 1812 года эта сторона выгорела, тогда как противоположная осталась почти не тронутой.

После пожара был устроен наконец бульвар, а сгоревшие по обе его стороны дома частично заменены каменными. В конце бульвара, у Сретенских ворот, была устроена гостиница.

В 1818 году двор Рождественского монастыря на углу Малого Кисельного переулка, сдававшийся в аренду, перешел в собственность чиновницы Наказиной и купчихи Заниной, построивших здесь каменный дом. Дом по другую сторону переулка (№ 12) от княгини А. М. Голицыной перешел к подполковнику А. И. Фонвизину, а потом, в 1823 году, к его сыновьям - декабристам М.А. и Н. А. Фонвизиным. В этом доме происходили заседания тайного общества, а в 1821 году состоялся съезд, постановивший распустить «Союз благоденствия». В 1825 году, после восстания декабристов, в этом доме были арестованы М. А. Фонвизин и проживавший у него декабрист В. С. Норов.

В 1839 году этим домом владел К. Яниш, отец писательницы К. К. Яниш-Павловой, а в 1880-х годах он перешел к Н.Ф. фон Мекк, известной по переписке с композитором П. И. Чайковским. Последний некоторое время жил здесь в отсутствие Мекк. В доме рядом (№ 14) в 1830- 1840-х годах у Павловых был литературный салон, который посещал и М. Ю. Лермонтов.

План Москвы 1850 года показывает, что большинство дворов по Рождественскому бульвару были деревянными. Аллея Рождественского бульвара оканчивалась в то время у Трубной площади двумя лестницами по сторонам. Между ними под «горой» находился фонтан ключевой воды.

Только в конце XIX и начале XX века оба проезда по сторонам бульвара стали застраиваться доходными домами.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Урбанистика. часть 2 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги Словарь современных цитат автора

Из книги Из истории московских улиц автора Сытин Петр Васильевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Бульвар Первый бульвар был устроен поверх земляных укреплений, вызванных к жизни развитием артиллерии, в итальянской Лукке. Второй устроен в голландском Антверпене, по решению Городского совета в 1578 г. Но подлинная карьера бульвара началась в Париже, когда по

Из книги автора

Бульвар Итальянцев и бульвар Монмартр В XIX веке завсегдатаи кафе на бульваре Итальянцев (boulevard des Italiens) и продолжающем его к западу бульваре Монмартр диктовали Парижу моду на наряды, манеры и нравы. В Париже Бальзака и Оффенбаха то были бульвары par excellence, где лакеи, скрестив

Никитский бульвар В настоящее время так называется не только бульвар, но и проезды по его сторонам между площадью Арбатских ворот и площадью Никитских ворот. Последние и дали прежнее название бульвару - «Никитский», как от крепостных ворот Белого города получили свои

Из книги автора

Из книги автора

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Роберт Иванович (1932–1994), поэт 120 что-то с памятью моей стало, Все, что было не со мной, помню. «За того парня», песня из к/ф «Минута молчания» (1970), муз. М. Фрадкина 121 И живу я на земле доброй За себя и за того парня. «За того парня» С 1974 г. «За себя и за того парня»

Из книги автора

Рождественский сезон Рождество – это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся.Джордж Бернард Шоу (1856–1950),английский драматургРазвернув подарки, которые твоя семья получила на Рождество, начинаешь

Loading...Loading...