Зинаида Жданова: Житие и чудеса Блаженной старицы Матроны. Житие блаженной старицы матроны Зинаида жданова житие и чудеса блаженной


«В числе псевдоцерковных книг, на которые надо ставить гриф «Перед прочтением сжечь», и от которых надо защищать и православный люд, и память тех самых подвижников, которым эти книги посвящаются, на первом месте оказывается наипопулярнейшая книжка «Сказание о житии блаженной старицы Матроны».

Отзыв о книге «Сказание о житии блаженной старицы Матроны»

«В числе псевдоцерковных книг, на которые надо ставить гриф «Перед прочтением сжечь», и от которых надо защищать и православный люд, и память тех самых подвижников, которым эти книги посвящаются, на первом месте оказывается наипопулярнейшая книжка «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Тираж 100 000. Со страниц этой книги подвижница, которая, по мнению Синодальной комиссии по канонизации святых, достойна прославления и почитания как местночтимая святая, предстает, скорее, в качестве колдуньи. Именно распространение такого рода книг хулит память святых, а никак не критика подобного рода апокрифов.

Книжка удачная, читая ее, так и слышишь неподдельные разговорные интонации, бабушкины пересуды. В качестве источника по этнографии, по народным верованиям она ценна и незаменима. Но боюсь, что издана она не для этнографов. И читается она скорее как введение в мир Православия. Но Православие, предстающее со страниц этой книжки очень уж странное. На всю книжку в 126 страниц ни одной цитаты из Евангелия. Лишь на последней страничке приведено одно изречение апостола Павла и это единственное место из всей Библии, воспомянутое составителями и рассказчиками.

Даже имя Христово практически отсутствует в этой книжке. Все связывают свои надежды и верования только с Матронушкой. «Умру, ходите ко мне на могилку, я всегда там буду, не ищите никого другого. Не ищите никого, иначе обманетесь». «Видя все это, я как-то сказала: «Матушка, как жалко, что никто из людей не узнает, какие чудеса Богом вы творите», а она мне в ответ: «Как это не узнают? Узнают. Ты и напишешь… Цепляйтесь все-все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче» «И вот вижу сон: стою и смотрю, как матушка облачается в мундир генеральский, царских времен, с аксельбантами, лентой полосатой через плечо, и прикрепляет на груди множество значков, а я спрашиваю: «Матушка, что это такое?» Она отвечает: «Это регалии — мои заслуги перед Богом». Я спрашиваю: «А куда же Вы так одеваетесь?» А она недовольно: «Куда-куда?.. К Самому Богу Саваофу на поклон»».

Не помню я такой интонации ни у кого из святых древности. Никто не называл себя «столпом России». Никто не говорил о своих «заслугах», никто не считал себя последним праведником на земле. Оптинский старец Макарий именно мнение человека о себе самом считал критерием его праведности: «Из одного этого, что странник говорит вам: «В доме вашем стала умножаться благодать» (а вы пишете, что ничего особенного не видите и не понимаете), и угрожает, говоря, что «если не станете его принимать, то смотрите не потужите, что не будет ходить», и еще говорит, что «весь град его молитвами держится», нельзя поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы святые или праведные сами о себе так проповедовали, а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными, а благодать Божия действовала чрез них».

Но не только по этой причине книжка с такими сентенциями должна быть изъята из православной книготорговли. По сути своей тот взгляд на Матрону, который выражен в этой книге, не является православным. Это, скорее, жизнеописание какой-нибудь магической целительницы и ясновидицы вроде Ванги, но не христианки.

Религиозная жизнь персонажей этой книжки вращается главным образом вокруг «сглазов» и «порчи». «К матушке приходили разные люди, в том числе и темные, после которых она болела, сникала и говорила: за борьбу с ними она расплачивается болезнями. Рассказывала она мне, что сидячей стала так: шла в храме после Причастия и знала, что к ней подойдет женщина и отнимет у нее хождение. Так и было». «Матушка сказала: «Бывают мнимые болезни, их насылают. Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег». «В дни демонстраций Матушка просила закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей». Оказывается, оконное стекло может остановить демонов. Живи под стеклянным колпаком — и спасешься… Но не стоит на это надеяться. Как предупреждал преподобный Антоний Великий: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери» (свт. Афанасий Великий. Житие Антония, 28).

Так что же это за «насланные болезни», что это за «сглазы» и «порчи»?

Поскольку эти слова не встречаются в богословских словарях и энциклопедиях, равно как и в серьезных богословских трудах, то они нуждаются в особом пояснении. Если эти слова пришли не из церковного языка, то откуда же? Из язычества, из народничества, из фольклора. Из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок они сейчас, во время повального интереса к магии, проникают в мир книг.

Поскольку же мы ничего не узнаем о «порче» из книг по богословию и истории церковной мысли, то надо обратиться к историкам, изучавшим народные верования. Н. Костомаров так пишет об этом народном убеждении: «Под именем порчи в обширном смысле разумелось вообще нанесение вреда человеческому здоровью от злоумышления или зложелательства при участии нечистой силы; но в тесном смысле сюда относились по преимуществу те нервные болезни, которые внезапностью и исключительным ужасом припадков потрясают воображение, настроенное к таинственным толкованиям… Порча сообщалась через разные предметы, посредством ветра и выимки следа. Равным образом колдуны пересылали свое зложелательство через подмет разных вещей, к которым случайно мог прикоснуться тот, на кого обращалось злое намерение. Не только верили, но даже избегали сомненья в том, что причины таких явлений надобно искать исключительно во влиянии злых духов, а не в обыкновенной природе. Очень часто появлялись беснующиеся и кликуши. Кликушами они называются потому, что кликали на кого-нибудь, то есть указывали, что такой-то их испортил. О таких бесноватых ходили изустно и письменно истории самые мрачные и вместе самые затейливые. В одном из сборников XVII в. есть повесть об одной священнической дочери, в первую ночь своего брака подвергнувшейся власти бесов, потому что муж ее неосторожно вышел, оставив дверь отворенной и неосененной крестным знамением. Бесы таскали ее на болото, терзали и мучили. Она делалась беременной и рождала чудовищ, наподобие змей, которые сосали ее до крови… Появление кликуш в городах было истинным наказанием для всего общества; их указания часто принимались и преследовались судом. По одному клику бесноватой женщины брали обвиняемого ею человека и подвергали пыткам; иногда притворные кликуши служили орудием корыстолюбивым воеводам и дьякам; последние нарочно подущали их обвинять богатых хозяев, чтобы потом придраться и ограбить последних. А если кто-нибудь, обезумленный страданиями пытки, наскажет на себя, что он действительно колдун, того сжигали на срубе. Между тем правительство, получив известие о распространении порчи и появлении кликуш в каком-нибудь крае, посылало туда нарочных сыщиков отыскивать и выводить ведунов и ведуний; всеобщее зло удваивалось. Часто обыкновенная болезнь человека служила началом дела о колдовстве. Больное воображение искало причин болезни и тотчас нападало на мысль, что болезнь происходит от супостата. Томит сухота сердечная, есть-пить не хочется, свет белый не мил — верно, напустили, может быть из-под ветру или со следа, а может быть, зелия чревно-отравного дали, что чаровница собрала в ночь Купалы. Домашние придумывали, от кого бы могла случиться беда. Они имели право указывать на ведуна и просить сыску; а нужно, чтобы только заподозрили в ведовстве, — до пытки не далеко. Самый ничтожный факт, если его не могли объяснить, достаточен, чтобы обвинить человека в колдовстве… Во время войны боялись, чтобы чужие государи не подослали волшебниц испортить государеву семью. Опасение, чтобы лихие люди не нанесли порчи царю и царскому семейству, не имело границ. Чуть только случилось прихворнуть государыне или кому-нибудь из царских детей, сейчас подозревали, что их испортили, сглазили или напустили на них худобу. Если в домашнем царском быту возникал какой-нибудь спор между супругами, — и этому искали причины в ведовстве и порче. Болезнь царского младенца приписывалась сглазу и порче».

«В старину ни одно дело не обходилось без обвинений в чародействе», — пишет исследователь русского фольклора А. Афанасьев. «И до сих пор (работы Афанасьева выходили в 1860-х годах) простой народ думает, что все калеки, расслабленные и хворые изурочены колдунами и нечистой силой; всякое телесное страдание и всякое тревожное чувство приписываются порче «недобрых людей», их завистливой мысли, оговору и сглазу и называются напускной тоской; нервные болезни — кликушество, икота и падучая, а равно грыжа, сухотка и колотье признаются поселянами за действие злых духов, насланных на человека на срок или навсегда мстительным колдуном. Сами больные, разделяя то же убеждение, выкрикивают во время припадков имена своих врагов, подозреваемых в наслании болезни, и обвиняют их в этом мнимом преступлении».

И даже прямое противодействие церковных проповедников этому верованию перетолковывалось в его же пользу. Так, когда в XIX столетии священник попытался разъяснить крестьянам, что подозреваемая ими женщина никак не виновата в «порче», то есть в том, что в деревне развелось множество истеричек-кликуш, крестьяне решили, что колдунья испортила и батюшку, который однажды зашел к ней в хату и пил у нее чай. «Пошли разные толки и рассказы о том, будто бы во время службы батюшка забывает выходить с Дарами, не может вынести креста, так как он сам «спорчен». Все это оказалось игрой воображения, лишенного всякого основания, и показывает, какой высокой степени нервного возбуждения достигло все население, едва не впавшее в массовые галлюцинации».

Знаменитый исследователь русского языка и народной культуры В. Даль с горечью пишет о том же суеверии: «Нигде не услышите вы столько о порче… как на Севере нашем… Болезнь эта передается от одной бабы к другим, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающего кликушу и нередко снабжающего ее из сострадания деньгами… Покуда на селе только одна кликуша, можно смолчать, потому что это бывает баба с падучей болезнью, но как скоро появится другая и третья, то необходимо собрать их всех вместе в субботу перед праздником и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет».

Официальное и церковное отношение к этим повериям было двояким. Безусловно, чародейство считалось грехом. Но признавалась ли действенность этих чар?

С одной стороны, даже в крестоцеловальных записях на верность царю Борису Годунову содержалось обещание «государю, царице и их детям зелья лихого и коренья не давати, и не испортити, да и людей своих с ведовством да со всяким лихим зельем и с кореньем не посылати и их, государей, на следу всяким ведовским мечтанием не испортити, ни ведовством по ветру никакого лиха не посылати и следу не выимати». Воеводу князя Михаила Воротынского обвиняли в связи с ведьмами. Когда связанного князя привели к Ивану Грозному, царь спросил его: «Се на тя свидетельствует слуга твой, иже мя еси хотел очаровать и добывал еси на меня баб шепчущих». — «Не научихся, царь, — отвечал знаменитый воин, — и не навыкох от прародителей своих чаровать и в бесовство верить, но Бога единого хвалити».

С другой стороны, церковные кары для чародеев были слишком мягки. За те грехи, за которые в Европе в средние века сжигали, на Руси лишь налагали епитимьи. По наблюдению историка, к великой чести нашего духовенства надо сказать, что у него колдуны отделывались куда дешевле, чем у западного. В том самом XVI веке, когда в Европе пылали костры, на которых горели живьем сотни ведьм, наши пастыри заставляли своих грешников только бить покаянные поклоны… Для наших патриархов, митрополитов и прочих представителей высшего духовенства ведун, ведьма были люди заблуждающиеся, суеверы, которых надлежало вразумить и склонить к покаянию, а для западноевропейского папы, прелата, епископа они были прямо адовым исчадием, которое подлежало истреблению». Обращает на себя внимание мягкость этих епитимий. Так, в патриаршей грамоте на основание Львовского братства 1586 г. предписывается за чародейство «епитимья 40 дней поклонов по 100 на день». Если бы издатель этой грамоты полагал, что колдовство действенно и может по-настоящему навредить человеку и даже погубить его жизнь и здоровье или, что еще хуже, привести ко вселению беса в ни в чем не повинного человека, — то епитимья должна была бы быть значительно строже и, как минимум, приравниваться к епитимье за убийство.

В синодальную эпоху церковное и государственное отношение к верованиям в «порчу» становится более определенным.

Духовный Регламент обязывает епископов: «Спросит же епископ священства и прочих человек: «Не делаются ли где суеверия? Не обретаются ли кликуши?»

Со ссылкой на Регламент Императрица Анна Иоанновна дала соответствующий указ Синоду: «Сего ноября 15 дня (1737 г.) в полученном Ея Императорского Величества за подписанием собственныя ея Императорского величества руки Святейшему Синоду в указе, сего же ноября 14 дня состоявшемся, объявлено: может-де памятно быть не токмо суду, но и прочим духовным и мирского чина подданным Ея Императорского Величества, тщательным к твердому содержанию веры и Закона Божия и догматом церковным людям, какия в прошедших летах явились в Российской Империи от некоторых не знающих совершенно закона и правил и истинного ко спасению души пути самовымышленныя к поколебанию и сумлительствам простого народа разные суеверия, между которыми находились инде кликуши; но все такие бездельные суеверцы тогда же, по взятии их к следствию, в тех противных закону и совести продерзостях признались и за то жестоко наказаны, и впредь того во всей Ея Императорского Величества Империи не токмо указами предецессоров Ея И. В. прилежно предостерегать и таких суеверцев, где б иногда кто явился, хватать и наказывать повелено… и каждому архиерею в своей епархии тщательно наблюдать и смотреть о кликушах, чтоб оных до суеверных шалостей не допускать; и для лучшего того смотрения указано епископам по всем городам учредить из духовного чина нарочных благочинных, которые б, сколь скоро где что в народе к суеверию подлежащее появилось, тотчас объявляли о том им».

13 мая 1773 г. последовал указ Синода о воспрещении духовенству петь молебны и читать слово Божие над кликушами и прочими порчеными людьми, о которых «не иное должно иметь рассуждение, как о прямом притворстве и обмане и суеверии».

Ст. 937 Уложения о наказаниях Российской Империи гласила: «Так называемые кликуши, которые делают на кого-либо наветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман: заключению в тюрьме на время от 4-х до 8-ми месяцев». Эта норма закона не была вполне бездейственной. Так, в 1861 г. Екатеринославская уголовная палата признала священника Донцова виновным в распространении суеверных представлении о «порче» и кликушестве.

Впрочем, не только некоторые представители духовенства продолжали рассказывать о «порчах». Было бы странно, если бы это общенародное убеждение вовсе не просочилось на страницы церковных книг.

диакон Андрей

Фрагмент из книги: Оккультизм в Православии. М., 1998.

Вы держите в руках книгу "Житие и чудеса Блаженной старицы Матроны ", составленную Зинаидой Владимировной Ждановой, в семье которой продолжительное время жила блаженная старица Матрона. Эта книга - живое свидетельство о подвижнической жизни особо чтимой московской святой, мощи которой с 1998 года почивают в возрожденной в середине девяностых годов минувшего столетия обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Уроженка Тульской губернии, от рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. В нелегкие для Церкви годы богоборческого гнета, Матронушка стала всенародной...

Читать полностью

Вы держите в руках книгу "Житие и чудеса блаженной старицы Матроны", составленную Зинаидой Владимировной Ждановой, в семье которой продолжительное время жила блаженная старица Матрона. Эта книга - живое свидетельство о подвижнической жизни особо чтимой московской святой, мощи которой с 1998 года почивают в возрожденной в середине девяностых годов минувшего столетия обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Эта обитель, вновь ставшая местом монашеских подвигов, местом молитвы, особенно дорога верующему сердцу тем, что в ее стенах 2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века. Особым светом сияет блаженная Угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию.
Уроженка Тульской губернии, от рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. В нелегкие для Церкви годы богоборческого гнета, Матронушка стала всенародной утешительницей, люди шли к ней, ища разрешения жизненно важных вопросов, утешения в скорбях, учась у нее смирению, терпению и деятельной христианской любви.
В 1925 году она перебралась в Москву, в которой прожила до конца дней своих. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей. Живя здесь около трех десятилетий, блаженная совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву она очень любила, говорила, что "это святой город, сердце России". И сегодня не иссякает поток людей, притекающих в Покровскую обитель, с верой приносящих к мощам блаженной старицы свои чаяния и молитвы.
Надеюсь, что эти достоверные воспоминания о блаженной старице Матроне помогут вам в наше непростое время исполниться духом веры и благочестия, дабы с христианским достоинством идти по пути душевного спасения. Жизнь блаженной старицы Матроны, исполненная страданий и лишений, духовно роднит ее с Новомучениками и Исповедниками Российскими, современницей которых она была. Будем возлагать твердую надежду и упование на предстательство Царицы Небесной, всеславному Покрову Которой посвящена эта обитель.
Неугасимый свет лампады в Покровском храме перед ракой с честными мощами святой праведной блаженной Матроны Московской да возгревает в сердцах наших огонь истинной веры Христовой.

Скрыть

Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей ЗАЙЦЕВ.

Андрей ЗАЙЦЕВ - специалист по древнерусским житиям, автор книг «Жития святых. Путеводитель» (М.: Эксмо, 2008) и «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия» (М.: Эксмо, 2009).

Казус

В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг - ей катастрофически не повезло с житием.

В Русской Церкви исторически народное почитание праведника и чудотворения прижизненные и (или) посмертные считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации. Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году - из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.

Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.

Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем rомиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».

Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой. Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.

Житийный материал

Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом. Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова. Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?

Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа. Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.

Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого. В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (например, житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).

Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа (произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца. Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение - что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З. Ждановой.

Бабьи басни

Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника. Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение. В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Владимировной Ждановой.

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично - святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах. Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала. Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», - как и многие нынешние почитатели святой. Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления. Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.

Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. Например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют сильные чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых правильны и бескомпромиссны. Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, - с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, - куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.

То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой - горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен.

Чего со святой Матроной никогда не происходило

В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:

Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.

Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы и вообще войну. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.

Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны. (При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.) Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.

Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.

Что хотела сказать блаженная?

Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.

Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:

Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери - полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» - так святые отцы называют человеческие чувства.)».

Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

И все-таки она святая!

Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».

Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других. Канонизация святого - не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения. Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.

ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖДАНОВА единственный автор книги о МАТУШКЕ МАТРОНЕ дала интервью последнее в её жизни 11.06.2007г. Она встретила меня словами: "МНЕ СЕГОДНЯ ВО СНЕ ЯВИЛСЯ АНТИХРИСТ И СКАЗАЛ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ИЗ-ЗА МОИХ КНИГ О МАТУШКЕ". Я ЕЙ СРАЗУ СКАЗАЛ "ПРАВИЛЬНО, ИЗ-ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВСЕХ ИЗДАНИЙ КНИГ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ. Я - АНТИХРИСТ" . З.В.ЖДАНОВА замахала руками - "ДА, ЧТО ВЫ.." - Я понял, что разговор не получится и сказал, что "ПОШУТИЛ". На мой вопрос "КТО ТАКОЙ АНТИХРИСТ?" З.В.Жданова "НУ, ЭТО ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ..." (больше ничего не добавила). Я ОБРАТИЛСЯ С ПРОСЬБОЙ К ЗИНАИДЕ ВЛАДИМИРОВНЕ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ОДНУ КНИГУ О МАТУШКЕ МАТРОНЕ - 1-е ИЗДАНИЕ СВЯТО-ГОЛУТВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ 1997Г., ПРО КОТОРУЮ З.В.ЖДАНОВА НАПИСАЛА НА МОЁМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ КНИГИ 14.10.2006-ГО - "САМАЯ ПРАВИЛЬНАЯ КНИГА О М.МАТРОНЕ". ОНА СОГЛАСИЛАСЬ В ПРАВОТЕ МОЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО СКАЗАЛА, ЧТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ПО ПРИЧИНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РУКОВОДСТВА ПОКРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ (Москва, ул. Таганская, 58, проезд от метро Таганская, Пролетарская, Римская до Абельмановская застава) И ДОБАВИЛА "ТАМ У МЕНЯ БРАТ СЕРГЕЙ... И Я НЕ МОГУ ". НА МОЙ ВОПРОС "ЧТО ВЫ БОИТЕСЬ?", - "БОЮСЬ СНОВА ПОПАСТЬ ТУДА (З.В.Жданова была арестована в 1949г. и провела в заключении много лет) ПРИ МНЕ СТОЛЕТНИХ СТАРИКОВ ТАСКАЛИ НА ДОПРОС! ". Как показали дальнейшие события, после больницы, где была наша встреча, Зинаиду Владимировну заточили в Покровском монастыре и с ней я больше не смог встретиться как ни пытался - её не было больше даже на службах в Храме Покровского монастыря, где её держали взаперти. Служители монастыря начали распространять про неё будто она "СУМАСШЕДШАЯ" - это 11.07.2007г. передал мне монах Харитон (Евстигнеев) директор православных курсов Троице-Сергиевой Лавры. Пришлось мне обратиться в милицию и прокуратуру с заявленим о лишении свободы и возбуждении уголовного дела. Настоятельница монастыря иг.Феофания (Минкина) перед смертью З.В.Ждановой (умерла 17.10.2007г.) принудила её и брата Сергея написать клеветническое заявление 02.10.2007г. с просьбой оградить их от домогательств Заморина (меня)... Во время интервью три раза просила меня прочесть опубликованную мной ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ в книжках расписаний электричек (имеется на сайте http://zamorin.ru/in dex42-2.htm ) - последний третий раз при расставании и всякий раз говорила "ВСЁ ПРАВИЛЬНО ". Во время первого зачитывания ПРАВДА о ГИТЛЕРЕ З.В.ЖДАНОВА ПРИЗНАЛАСЬ: ЗИНАИДА ЖДАНОВА СВИДЕТЕЛЬ - ВИДЕЛА ВСТРЕЧУ МАТУШКИ МАТРОНЫ С ГИТЛЕРОМ В МОСКВЕ осенью 1941г.: "Я ОТДЁРНУЛА ЗАНАВЕСКУ, ... СМОТРЕЛА И НЕ МОГЛА НИКАК ПОНЯТЬ - ВЕДЬ ГИТЛЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ТАМ!... УТРОМ МАТУШКА УКОРИЛА МЕНЯ: НУ, ЗАЧЕМ ПОДГЛЯДЫВАЛА? ДА, ЭТОЙ НОЧЬЮ БЫЛ ГИТЛЕР С НИМ ГОВОРИЛА. ПОСЛЕ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ ГИТЛЕР ВЫЙДЕТ ИЗ ВОЙНЫ, ПРИМЕТ ПРАВОСЛАВИЕ, С ЕВОЙ ОНИ ПОВЕНЧАЮТСЯ... ЖИЛИ В АРГЕНТИНЕ И БЫЛИ ПРИХОЖАНАМИ ХРАМА СВМЧ. ЗИНАИДЫ. ВОСПИТАЛИ 12-ть СИРОТ В ОСНОВНОМ РУССКИХ (на этом З.В.Жданова сделала акцент). ИЗ АРГЕНТИНЫ ПРИЕЗЖАЛИ, ИСКАЛИ МЕНЯ, НО Я НЕ СМОГЛА (ДВАЖДЫ ГОВОРИЛА ОБ ЭТОМ И ВО ВТОРОЙ РАЗ ДОБАВИЛА) ... БОЛЕЛА. З.В.Жданова отказала мне в просьбе назвать её книгу о Матушке Матроне "РУССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ" - она думала всю ночь и сказала мне об этом на следующий день 12.06.2007г. 11.06.2007г. З.В.Жданова передала слова Матушки Матроны о Гитлере, эти слова - слово в слово, как давно выученный урок, она повторяла мне раз пять: ГИТЛЕР ЭТО БИЧ БОЖИЙ ОБЕРНУТЬ РОССИЮ В ПРАВОСЛАВИЕ З.В.Жданова пояснила как она понимает эти слова: "ЛЮДИ ЖИЛИ - ВСЕМ ДОВОЛЬНЫ - ПИЛИ, ЕЛИ, КАКАЛИ И О БОГЕ ЗАБЫЛИ. ПОЭТОМУ БОГ ПОСЛАЛ ГИТЛЕРА ОБЕРНУТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВОСЛАВИЕ. " ПРАВДА О ГИТЛЕРЕ БЫЛА ПОЛОЖЕНА МНОЙ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОСНОВНАЯ ТЕОРЕМА БОГА В ЭТОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ ОДИН ПУТЬ - БОЖЕСКИЙ. ДЛЯ ВЫБРАВШИХ ПУТЬ ЖИЗНИ И ПРЕНЕБРЕГШИХ СМЕРТЬЮ БОГ НАЗНАЧИЛ ОДНУ ЕДИНСТВЕННУЮ ВЕРУ - ПРАВОСЛАВИЕ. АТАС - американ телеграф агенств совейского союз РАЗОСЛАТЬ ЭТУ ВЕСТЬ ПО БЕЛУ СВЕТУ - АТАС

Вы держите в руках книгу Житие и чудеса блаженной старицы Матроны, составленную Зинаидой Владимировной Ждановой, в семье которой продолжительное время жила блаженная старица Матрона. Эта книга — живое свидетельство о подвижнической жизни особо чтимой московской святой, мощи которой с 1998 года почивают в возрожденной в середине девяностых годов минувшего столетия обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта обитель, вновь ставшая местом монашеских подвигов, местом молитвы, особенно дорога верующему сердцу тем, что в ее стенах 2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века. Особым светом сияет блаженная Угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. Уроженка Тульской губернии, от рождения лишенная возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости. В нелегкие для Церкви годы богоборческого гнета, Матронушка стала всенародной утешительницей, люди шли к ней, ища разрешения жизненно важных вопросов, утешения в скорбях, учась у нее смирению, терпению и деятельной христианской любви. В 1925 году она перебралась в Москву, в которой прожила до конца дней своих. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей. Живя здесь около трех десятилетий, блаженная совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву она очень любила, говорила, что это святой город, сердце России. И сегодня не иссякает поток людей, притекающих в Покровскую обитель, с верой приносящих к мощам блаженной старицы свои чаяния и молитвы. Надеюсь, что эти достоверные воспоминания о блаженной старице Матроне помогут вам в наше непростое время исполниться духом веры и благочестия, дабы с христианским достоинством идти по пути душевного спасения. Жизнь блаженной старицы Матроны, исполненная страданий и лишений, духовно роднит ее с Новомучениками и Исповедниками Российскими, современницей которых она была. Будем возлагать твердую надежду и упование на предстательство Царицы Небесной, всеславному Покрову Которой посвящена эта обитель. Неугасимый свет лампады в Покровском храме перед ракой с честными мощами святой праведной блаженной Матроны Московской да возгревает в сердцах наших огонь истинной веры Христовой.

Издательство: «Сибирская Благозвонница» (2008)

Биография

Родилась в 1917 г. в семье Ждановых: Владимира (был из знатной семьи; закончил Институт путей сообщения; в 1941 г. репрессирован) и Евдокии Михайловны (девичья фамилия - Носкова; односельчанка блаженной Матроны, лично с нею знакомая, как и Феоктиста - бабушка Зинаиды Владимировны). Брат Зинаиды воевал в Великой Отечественной войне.

О жизни Матроны Московской мы сейчас знаем во многом из книги «Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны», которую З. В. Жданова издала в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. Книга объединяет рассказы самой З. В. Ждановой и людей, которые получали духовную помощь блаженной старицы и были очевидцами ее помощи другим.

Блаженная Матрона предсказала необычную судьбу матери Зинаиды Владимировны, напутствовав ее ехать в Москву работать. Евдокия Михайловна устроилась там в знатную семью черной кухаркой. Сын хозяйки («красавец, имел невесту княгиню Шухову Ксению Владимировну» - дочь ученого-изобретателя Шухова Владимира Григорьевича) видел сон с указанием жениться на Евдокии, а затем встретил старца, похожего на преподобного Серафима Саровского, который также ему сказал жениться на Евдокии. Спустя какое-то время Владимир и Евдокия поженились, его родители невесту не признали, поэтому ее вместе с родившейся в 1917 г. дочерью Владимир поселил в Загорске. Потом оказалось, что женитьба на простолюдинке невольно спасла его от расстрела.

В 1940-х гг. Зинаида Владимировна с матерью приютили у себя на Арбате, в Староконюшенном пер., д. 30, блаженную Матрону. Есть мнение, что по этому адресу старица жила в столице дольше всего (одни источники в Интернете называют дату с 1942 по 1947 г., другие говорят про 8 лет), в остальное время ей приходилось, спасаясь от предстоящих арестов, переезжать с места на место.

В «Сказании…» Жданова рассказывает, что к Матроне Московской «приходило иногда по 40 человек, чего только ни видели и чего только ни узнали», блаженный Митрофаний «и Матушка прожили у нас всю войну. В 1948 году блаженного Митрофания арестовали, дали 25 лет и отправили в Мордовию. Он также был великим прозорливцем и рабом Божиим. Матушка его очень любила».

Жданова в начале войны устроилась работать секретарем к руководителю конторы. Закончила Московский архитектурный институт, защитив в 1946 г. дипломный проект «Министерство Военно-Морского Флота». Блаженная Матрона пророческим видением помогла Зинаиде Владимировне в сложной ситуации с дипломным проектом, «показав» ей Палаццо Питти и другие итальянские дворцы.

В 1950 г. З. В. Жданова была арестована по ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР за принадлежность к «церковно-монархической группе». В ходе следствия к ней применялся гипноз. Спасалась мысленным чтением псалма 90. Была выслана на Колыму.

Со своим будущим (вторым) мужем З. В. Жданова познакомилась на Севере. Реабилитирована в 1955 г., после чего осталась в Магадане помогать мужу. В 1959 г. оба вернулись в Москву и обвенчались.

Написать книгу ее благословила сама старица. В «Сказании…» подробно описываются случаи исцелений людей блаженной Матроной и ее духовной помощи; называются реальные свидетели этих чудес; упоминается о встрече Матроны с Иоанном Кронштадтским (который назвал Матрону «восьмой столп России») и с И. В. Сталиным (в начале Великой Отечественной войны, см. Встреча блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина).

З. В. Жданова называет блаженную Матрону подвижницей православной жизни страны и воплощенным ангелом-воителем.

Значимость изучения людей, подобных З. В. Ждановой, современное общество потребления видит мало (такому обществу нужны лишь идеи, дающие материальную прибыль здесь и сейчас), в то время как в рамках жизнеописаний великих людей несомненна роль помощников таких людей, по сути, историков, фиксирующих мало известную, но важную историю человечества. Блаженная Матрона - одна из наиболее известных и почитаемых в современной России святых. Как при жизни она спасала множество людей, так и сейчас к ее мощам, иконе в Покровском монастыре, а также к могиле на Даниловском кладбище каждый день приходят поклониться тысячи человек, простаивая в очереди к святыне до 8 часов. Паломничество к святым (и к их мощам) - феномен и духовный, и культурный, социальный, исторический, позволяющий изучать и анализировать ментальность народов. Отношение к биографам, сподвижникам и помощникам святых можно описать словами очевидца схождения Благодатного огня: люди наблюдают великие чудеса, которые спасают весь мир, но людям почему-то это все равно.

Литература

  • Жданова З. В. Сказание о житии блаженной старицы, матушки Матроны. М., 1993.
  • Белов И. Святая блаженная Матрона Московская. Самая полная книга. М., 2012.
  • Дегтярева М. Матрона Московская святая блаженная. «Сила моя в немощи совершается» // Православие и мир. 2.05.2015.
  • Житие и чудеса блаженной старицы Матроны. Рассказы современников. М., аудиопрограмма, выпущенная издательством Покровского ставропигиального женского монастыря.
  • Житие святой блаженной старицы Матроны Московской и ее чудотворения XX-XXI вв. М., 2009.
  • Итоговые документы. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской православной церкви по докладу Синодальной Комиссии по Канонизации Святых // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
  • Патриарх Кирилл о блаженной Матроне. Православный журнал «Фома». 6.03.2014.
  • РПЦ объявила 8 марта днем блаженной Матроны Московской // АиФ-Москва. 16.07.2013.
  • Блаженная Матрона Московская на сайте «Православие.Ru».
  • Фильм «Чудотворица», 2015.

12 3 4 5 6 7 …23

Жданова 3.В.

СКАЗАНИЕ О ЖИТИИ БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ, МАТУШКИ МАТРОНЫ

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь,1993

Вместо предисловия

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие»

Блаженная Матрона, Никонова Матрона Дмитриевна, (День Ангела — 9/22 ноября) родилась в 1881 году в селе Себено Тульской обл. Епифанского района, ныне Кимовский район. Село это расположено километрах в двадцати от Куликова поля.

Матрона родилась в крестьянской семье. Родители ее, Дмитрий и Наталья, были обычные, трудолюбивые люди, работали на поле, жили бедно, печку топили по-черному, соломой, дров не было, зимою спали в печке. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшая.

Нося Матрону во чреве, мать видела сновидение вещее. Девочка родилась слепая, с сомкнутыми веками, с закрытыми глазами, глазницы как бы высохли, так и прожила всю свою жизнь.

Необыкновенные знамения сопровождали крещение ребенка. Особое избрание Матроны проявилось уже в младенчестве. Бывало, мать запеленает дочку и уложит спать, проснется ночью — ребенок сидит в иконном углу на лавке и играет, по-своему разговаривает с иконами. Как она туда попадала — никто не мог понять.

Она рано перестала играть с детьми, потому что сверстники ее обижали, и почти всегда была дома.

Еще в детстве у нее появился дар духовного рассуждения и ведения, способность предсказывать различные события, и уже тогда к ней стали приходить люди за советом, сначала свои, местные, а потом и из других краев.

Матрона постоянно молилась, любила стоять на службах в храме. Господь не дал ей возможности видеть мир телесными глазами, но воздал ей стократ, одарив свою избранницу духовным зрением, которым она проникала в тайны видимого и невидимого мира. Блаженная Матрона получила от Господа благодатные дары прозорливости, чудотворения и исцелений.

В 1925 году Матрона уезжает из Себено в Москву, где она и прожила до самой своей смерти. К ней постоянно шли люди, иногда до сорока человек в день. Время от времени, она переезжала с квартиры на квартиру, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода милиции, т.к. жила без прописки, времена были тяжелые, все боялись.

Умерла она своей смертью, о которой ей было за три дня открыто, 2 мая 1952 года. Похоронена в Москве на Даниловском кладбище, где с тех пор горит неугасимая лампада. Но и по смерти своей, блаженная Матрона все так же помогает людям, просящим ее молитвенной помощи и заступления.

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА, МОЛИ БОГА О НАС!

На Руси, в смутное время гонений, уничтожения уклада Православной жизни страны, русский народ без пастырей и храмов был похож на брошенное стадо. По милосердию Своему, Господь, в помощь людям воздвигал подвижников и людей Божиих. Вот такой подвижницей и была старица Матрона. К ней притекали все мятущиеся люди со своими скорбями и мучениями… и все находили утешение и исцеление от многих недугов, душевных и телесных.

Не оскудел народ Божий, помощью Божией… Молитв ради ушедших праведников и мучеников, молящихся и там за нас грешных, мы обязаны в наше время. Чудесам возрождения духа Русскаго.

Подробности жизни блаженной Матроны собирали по крупинкам, к сожалению, многое, чудесное ушло… За давностью лет мало осталось свидетелей Светильника Божьего — Матроны.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ

(НИКОНОВОЙ МАТРОНЫ ДМИТРИЕВНЫ) 1881-1952 ГГ.

Рассказ Сифаровой Ксении Ивановны, двоюродной сестры жены брата блаженной Матроны

Я, уроженная Сифарова Ксения Ивановна, родилась: Тульская обл. Епифановский район, с.Себено. Мои родители: Сифаров Иван Васильевич и Прохорова Татьяна Павловна. Мой дедушка по материнской линии — Прохоров Павел Иванович, служил церковным старостой в церкви Успения Пресвятой Богородицы в с.Себено. Он лично присутствовал при крещении Никоновой Матроны Дмитриевны. Никонова Матрона Дмитриевна родилась у немолодых родителей. У нее было два брата: Иван и Михаил и сестра Мария.

Так как мой дедушка работал церковным старостой, он присутствовал при крещении Матрюшеньки. Вот его рассказ: «Дня за два до крестин в церковную сторожку зашел уставший, прохожий священник, о.Василий из деревни Борятино в 5 км от с.Себено. Это было накануне какого-то праздника. Этот священник и крестил младенца Матрюшеньку. Когда, во время крещения священник окунул ее в купель, то из купели до потолка вышел столб или пара или легкого благоухающего дыма, я точно не помню. Дедушка рассказывал, что священник был несказанно удивлен, он сказал: «Я очень много крестил младенцев, такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».

Матрюшенька от рождения была слепенькая, а на груди у нее на тельце был выпуклый крест как бы с распятием Иисуса Христа.

Все, что я знаю, это со слов моих родителей. Когда Матрюшенька подросла, она спала с родителями зимой в печке, чтобы было не холодно. Бывало, ее родители проснуться, а ее нет с ними, они начинали звать ее, а она отвечает: «Да вот я». Оказывается она ночью сидит в переднем углу и играет с иконами. Как она могла их достать, снять положить на стол и сама спуститься? Она успокаивает родителей: «Спите, я скоро приду». Это были ее первые удивительные поступки. Когда она стала подрастать, то однажды попросила мать: «Мама, дай мне куриное перо, только большое». Ей дали перья, она выбрала самое большое перо, ободрала его и говорит матери: «Мама, видишь это перышко?» Мать говорит, да что ж его смотреть, ведь ты ж его, Матрюшенька, ободрала, а Матрюшенька говорит: «Вот так обдерут нашего Царя-батюшку». Мать испугалась и говорит Матрюшеньке, что так нельзя говорить, а Матрюшенька ей отвечает: «Не бойся, мама, его уже ободрали».

Однажды она проснулась и говорит своей маме: «Мама, подготовься, у меня скоро будет свадьба». Мать пошла к священнику, рассказала ему, священник пришел к ним, причастил Матренушку на дому, ее всегда причащали на дому по ее желанию. И вдруг, через несколько дней едут и едут повозки к их дому, идут люди, везут больных, со всеми бедами и горестями, и все почему-то спрашивают Матрюшу и по 5 или 6 подвод каждый день, а то и больше. Матрюшенька читала над ними молитвы и очень много исцеляла. Ей мама и говорит: «Матрюшенька, да что же это такое?» Матрюшенька отвечала: «Я ж тебе говорила, что будет свадьба». К ней приезжали издалека, никто им словом не обмолвился, никто не оповещал и никто никому ничего не говорил, ехали…

Loading...Loading...