Ученые узнали, что было до сотворения мира (интересные факты). Что предшествовало сотворению нашего мира? Бог до сотворения мира

Одна из причин, по которой люди отвергают представление о молодом возрасте вселенной, заключается в их уверенности, что оно, каким-то образом, ограничивает Бога. Ведь чем, в таком случае, Он занимался все время до сотворения? Этот вопрос отображает изначальное непонимание Бога и концепции времени.

Однажды ко мне подошел один мужчина, узнавший о моем представлении о молодом возрасте Вселенной. Он сказал: «Если верить, что молодая, то чем же тогда занимался Бог все время до сотворения?»

Я спросил: «Какое время Вы имеете в виду?»

Он ответил: «Бессмысленно говорить, что всегда, а мир Он сотворил всего шесть тысяч лет назад». Очевидно, его обеспокоил тот факт, что у Бога была масса времени, и Ему было нечем заняться.

Я начал объяснять, что задаваться вопросом о том, чем Бог занимался до сотворения, если Он существовал всегда – не логично. Ведь не важно, сколько времени прошло до сотворения; до этого момента все равно прошло бесконечное количество времени. Поэтому даже если бы возраст Вселенной насчитывал миллиарды, триллионы или квадриллионы лет, все равно можно было бы задаться тем же вопросом.

Время было сотворено одновременно со Вселенной

Исследования данного стиха свидетельствуют о том, что Бог сотворил время, пространство и материю в первый день недели сотворения. Ни одно из этих понятий не существовало в отдельности от остальных. Бог сотворил Вселенную с пространством-массой-временем. Пространство и материя должны существовать во времени, а для существования времени необходимо пространство и материя. Время имеет значение только в том случае, если существуют физические объекты и события, происходящие во времени.

«В начале…» и началось время! Времени не было, пока оно не было сотворено!

Бог существует независимо от времени и Вселенной

Когда я объясняю это детям, я делаю это следующим образом. Не было никакого «до» сотворения. Не было даже «ничего»! Был только Бог, существующий в вечности.

Это то, чего люди, ограниченные сотворенные существа, никогда не смогут понять до конца. Именно поэтому в Библии четко говорится о том, что для понимания Бога всегда необходима вера. Библейская вера не противоречит разуму, однако превосходит наше понимание.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

В Псалме 89:3 мы читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» .

Так что же было «до» сотворения? Бог существовал от века и до века – Бог существовал в вечности.

Вы помните, что Бог сказал Моисею, когда тот спросил у Него, кого Он пошлет, чтобы вывести Свой народ из египетского рабства?

Бог ответил Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исход 3:14) .

Бог – великий «Сущий». Он существует в вечности, и Он не был сотворен.

В Откровении 1:8 мы читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» .

В Исаии 43:10 записаны такие слова Бога: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» .

Иными словами, было бы ошибкой говорить о том, чем Бог занимался «до сотворения» потому что сама концепция времени (до, во время и после) возникла только в Первый день Недели сотворения. Бог существует – Он сущий – и Он существует в вечности. Он находится за пределами времени.

Бог хотел, чтобы мы познали Его план истории, от начала и до конца

Затем, в 5-й и 11-й главах книги Бытия излагается точная генеалогия рода Христа. Здесь сказано, что Адаму было 130 лет, когда он зачал Сифа. Когда Сифу было сто пять лет, он родил Еноса – и этот список продолжается таким же образом. Если сложить все даты и другие упоминания времени во всем Писании, становится ясно, что «начало»… было примерно шесть тысяч лет назад.

Некоторые христианские лидеры заявляют о том, что в Библии не дается четкой даты сотворения, поэтому мы не можем знать наверняка, сколько лет назад это произошло. Конечно же, в Библии не дана точная дата сотворения. Ведь если бы в Библии было сказано, что сотворение произошло шесть тысяч лет назад, а сама Библия была завершена около 2000 лет назад, то это означало бы, что творению уже 8000 лет! В Библии также не используются такие термины как «до нашей эры» или «нашей эры», поскольку эти термины придуманы человеком на основании даты рождения Иисуса Христа.

Однако Библия дает нам даже нечто лучшее, чем точная дата . Она дает нам четкое изложение истории, которое позволяет нам не только определить возраст Вселенной, но и познать все важнейшие детали, связанные с Божьим планом искупления, существовавшим с самого начала времен, в том числе детали родословной обетованного Христа.

И еще одна мысль напоследок: ни один из отрывков в Библии не предполагает, что возраст творения может насчитывать миллионы или миллиарды лет. Вера в миллионы лет истории является составляющей мирской религии, выдуманной человеком; религии, пытающейся объяснить возникновение жизни без Бога, вместо того, чтобы верить в истинную историю, изложенную в книге Бытия, и начинающуюся словами «В начале…»

Наша способность поверить Божьему обетованию о спасении полностью зависит от нашей способности верить всему, что Он говорит об истории, с самого ее начала и до самого конца. Если мы не способны доверять тому, что Он говорит о прошлом, как мы можем доверять Его обетованиям относительно будущего?

К счастью, мы служим Богу, Которому можем доверять во всем. И хотя Он превосходит пространство и время, Он смирил Себя, став человеком, чтобы умереть на кресте за наши грехи. Он также подарил нам в Своем Слове точное изложение истории, чтобы мы знали, в чем заключается истина.

Кен Хэм является основателем и президентом организации «Ответы в книге Бытия». Он является автором и редактором многих книг, посвященных авторитету Божьего Слова, и влиянию эволюционного мышления на нашу культуру. Среди этих книг и его недавно вышедший в свет бестселлер «Уже потерянные».

На протяжении всего среднего и позднего миоцена (15,9 млн. лет – 5,3 млн. лет назад) толщина остатков водно-паровой оболочки, концентрация в атмосфере воды в виде пара или кристалликов льда или плотность озонового слоя уменьшалась, что сопровождалось равномерным понижением температуры. Несмотря на это, жизнь людей в ту эпоху сохранялась на уровне 1000 лет, возможно, незначительно уменьшаясь со временем (библейские праотцы Адам жил 930 лет, Сиф – 912 лет, Енос – 905лет, Каинан – 910 лет, Малелеил – 895 лет, Иаред – 962 лет, Енох – 365 лет, Мафусаил – 969 лет, Ламех – 753 лет, Ной – 950 лет).
Остатки водно-паровой оболочки окончательно исчезли (или резко уменьшилась плотность озонового слоя) во время грандиозной миоцен-плиоценовой катастрофы (5,3 млн. лет назад), которая ознаменовала собой . После нее резко похолодало, и температура в конце плиоцена достигла современных значений (2-4°С), в Антарктиде и Арктике разрослись ледники, в конце плиоцена там уже отмечались устойчивые отрицательные значения температур, а жизнь людей довольно быстро сократилась до 120 лет (библейские праотцы Ной жил 950 лет, Сим – 600 лет, Каинан – 460 лет, Сала – 460 лет, Эвер –504 лет, Фалек –339лет, Рагав – 339 лет, Серух – 330 лет, Нахор – 208 лет, Фарра – 275 лет, Авраам – 175 лет). Она, по-видимому, продолжала падать вплоть до последней катастрофы на рубеже плейстоцена и голоцена (12,5 тысяч лет назад) и после этого составила около 70-80 лет.
При такой периодизации истории Земли и человечества библейский или Ноев потоп должен был приходиться на мессинскую катастрофу (5,3 млн. лет назад), а сотворение мира совпадать с катастрофой на рубеже раннего и среднего миоцена (16 млн. лет назад).

Во времена Ноя, говорит Книга Бытия, Бог прогневался на людей за неправедное их поведение и постановил, что век человеческий ограничится отныне 120-ю годами - «пусть будут дни их сто двадцать лет».

Значит, время жизни библейских праотцов до потопа соответствует индийской двапара-юге, Третьему миру индейцев хопи , Четвертому миру майя и Пятой мировой эпохе ацтеков . Современное человечество (после потопа) живет в кали-югу и Четвертый мир индейцев хопи. У майя оно продолжает жить в Четвертый мир, а у ацтеков – в Пятую мировую эпоху .

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах , в том числе в темах " " и "

Библия для верующих и неверующих Ярославский Емельян Михайлович

Глава первая Бог до сотворения мира

Глава первая

Бог до сотворения мира

«В начале сотворил бог небо и землю» (Бытие, I, 1). Так начинается книга Бытия, написанная никак не раньше 2500 лет тому назад. Когда же было это библейское «вначале»? Верующие в то, что написано в библии, исчисляют существование мира «от начала сотворения мира» до сегодняшнего дня в 7445 лет.

На минуту поверим и мы в это. Но пытливый человеческий ум никак не может на этом успокоиться. Если 7445 лет тому назад бог начал творить небо и землю, то что же было до этого времени? На это синодальное издание библии отвечает: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою» (Бытие, I, 2).

Существует множество переводов библии, написанной сначала на древнееврейском языке. Эти переводы иногда очень разнятся один от другого. Эти переводы были пересмотрены целой дюжиной знаменитейших профессоров богословия во главе с профессором Каучем. И вот после этой проверки и сличения с еврейскими подлинниками оказалось, что это место библии надо читать так: «Земля же была пуста и пустынна (по-еврейски: тогу вабогу), и тьма лежала (висела) на океане (по-еврейски: тегом), и дух божий (по-еврейски: руах Элогим) носился над водой (гамаим)». Более же точный перевод слов «тогу вабогу» дает нам такую картину земли: «Земля же была первобытной водной гладью ». Значит, была первобытная водная гладь, а над этой гладью носился «руах Элогим», т. е. носилось дыхание, дух бога Элогима (впоследствии мы увидим, что это был только один из множества богов, в которых верили древние евреи).

Где же носился этот дух Элогима, или дух божий? Он носился в той самой тьме, что висела над Землей и над бездной. Значит, картина была такая, как говорят в шуточном рассказе о сотворении мира: и в середке была бездна, и по краям пусто. А над этой пустотой, над первобытным морем нашей планеты носился (и не надоедало же ему это пустое занятие!) дух божий.

Если начало миротворения было 7445 лет тому назад, то что же делал этот самый дух бога Элогима до этого начала? Сколько лет, сколько тысяч лет носился он над бездной? Откуда взялся этот самый дух божий? Откуда взялся сам библейский бог?

Попы очень любят задавать нам, безбожникам, вопросы: откуда взялся мир, откуда взялась материя, что породило движение? Это очень серьезные и нужные вопросы, на которые мы, безбожники, отвечаем и ответим. Но попы очень не любят, когда мы отвечаем, что материя существовала вечно. В то же время они считают возможным морочить верующих сказкой о каком-то «духе» божием, духе еврейского бога Элогима, духе одного из тысяч богов, созданных человеческой фантазией полудикаря, полупастуха, полукочевника, Духе Элогима, который миллиарды лет носится над «пустой бездной». Ну, не пустой ли этот самый руах Элогим после этого?! Не мыльный ли это пузырь, который лопается, как только притронешься к нему, как только поднесешь к нему свет науки?!

Из дальнейшего рассказа о сотворении мира в книге Бытия мы увидим, что еврейский бог Элогим, который впоследствии сделался богом-отцом бога-сына Иисуса, предавался этому скучному занятию летания над бездной просто потому, что не знал, выйдет ли что хорошее, если он изменит этот порядок, или, вернее, беспорядок. Но все же , как рассказывает библия и как уверяют попы, около 7445 лет тому назад этот самый бог вдруг заговорил. Говорил ли он что-нибудь до этого? Ни из библии, ни из каких-либо других книг мы ничего не знаем. Откуда же стало известно, какой была земля до ее устройства? Кто видел, как дух божий носился над миром до сотворения самого мира? Кто слышал эти первые слова бога Элогима? Не ясно ли, что и первые слова бога и вся эта история сочинены, придуманы? На это церковники отвечают: библия (в данном случае мы имеем в виду так называемое («Моисеево пятикнижие») есть откровение божие, все, что в ней записано, есть запись, которую сделал Моисей на горе Синайской. Мы на этом еще остановимся не раз и на гору Синайскую пойдем, посмотрим, чем там занимался Моисей, сколько у него было стенографисток, чтобы записать рассказы бога Иеговы.

А пока посмотрим, как приступает бог к сотворению мира.

Книга Бытия рассказывает:

«И сказал бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы.

И назвал бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, I, 3–5).

Не приходило ли вам в голову, верующие, что этот самый вечный бог ровно ничего не знал? Он даже не знал, что свет хорош. Откуда ему было знать, когда он никогда не видел света? Не приходило ли вам в голову: как же это так - носился миллиарды, триллионы, квадрильоны лет, вечно носился во тьме этот бог, которому стоило только сказать слово, чтобы стало светло, и не сказал его?!

Не подумали ли верующие, каково было этому самому богу или духу божию, обреченному вечно носиться в пустоте и темноте, как ему было скучно, как ему не с кем было словом перемолвиться. Можно себе представить, какая это была несносная жизнь: терпеть вечно хаос и тьму, как пуста и бессодержательна была жизнь этого еврейского бога, который тыкался во все стороны в темноте, как слепой котенок, покуда он не пролепетал три только слова: да будет свет!

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА. Бог был всегда. В начале времен он был один. На свете не было ничего, кроме него.Не было, впрочем, и никакого «света». В ту пору бог назывался «элохим». Так величает его древнееврейский текст книги Бытие. Слово «элохим» буквально

Из книги Очерк православного догматического богословия. Часть I автора Малиновский Николай Платонович

§ 46. История сотворения мира вещественного Излагая историю миротворения, Моисей различает два главные вида творения: творение общее, первоначальное, состоявшее в создании самого вещества мира (т. н. creatio prima), и творение частное или образовательное (creatio secunda),

Из книги История веры и религиозных идей. Том 3. От Магомета до Реформации автора Элиаде Мирча

§ 244. Перипетии Сотворения Мира Миф о сотворении мира, распространенный среди народов Северной и Центральной Азии, - это универсальный миф, хотя в разных районах он бытует в разных формах. Его архаичность (см. § 7) и повсеместная распространенность - за пределами

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Международная академия каббалы (Том 1) автора Лайтман Михаэль

Часть 2. Каббалистическая модель сотворения мира Глава 4. Правильная интерпретация каббалистических источников 4.1. Каббала и тайный смысл «Пятикнижия»4.2. «Пятикнижие» – описание ступеней постижения Творца4.3. Замысел творения и язык каббалы4.4. Язык ветвей – средство для

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Заключительные выводы по разделу «Каббалистическая модель сотворения мира» Каббала – наука о духовном постижении действительности. Существует разрыв между каббалой и человечеством, точнее, способами его восприятия, способностью людей принять и переработать понятия и

Из книги Православие автора Титов Владимир Елисеевич

3. В чем состоит главный Божий план Сотворения мира? Вопрос:В чем состоит главный Божий план Сотворения мира?Отвечает священник Константин Пархоменко:Бог создал мир, чтобы он жил в единстве с Ним, с Творцом и любящим Отцом Небесным… Чтобы мир приходил во все большее и

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Крушение библейской концепции сотворения мира Теория двойственности истины не оказалась для богословов панацеей от всех бед. Конфликта науки и религии она скрыть не может. Более того, прогресс научных знаний, торжество научного мировоззрения все более и более

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

Удивительные открытия, касающиеся сотворения мира, рая, потопа и Вавилонской башни Из Библии мы узнаем, что первоначальной родиной евреев была Месопотамия. Семья Авраама жила в Уре, древней столице шумеров, а затем переселилась в Ханаан, то есть нынешнюю Палестину. Евреи,

Из книги Почему я верю в Бога (Исследование проявлений духовного мира) автора Вейник Виктор

VI. Причина и цель сотворения мира Бог - абсолютное совершенство, поэтому сотворенный мир ничего не может добавить к сверхбытию Того, Кто блажен и, не имея нужды ни в чем, Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все (Деян. 17, 25). Никто не в состоянии воздать Ему чем-либо равным тому,

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Глава VII. Загадки сотворения мира 1. На чем стоит атеизм Главная ложь атеизма – это материализм, утверждающий, что материя (вещество) первична, а дух вторичен, что все живое произошло из неживого путем самопроизвольной эволюции вещества – постепенного и длительного

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

153. ЕЖЕГОДНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА То, что именно это составляет смысл карнавальной оргии конца года, подтверждается тем фактом, что за Хаосом непременно следует новое сотворение Космоса. Все сезонные праздники переходят в более или менее очевидные

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Картина сотворения мира В начале сотворил Бог небо и землю.2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.5 И назвал Бог свет днем, а тьму

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Цель сотворения мира Но какова же была цель творения мира с позиции его Великого Творца? Какой же была, выражаясь современным языком, творческая «программа» Бога? Для ответа на этот непростой вопрос предоставим слово тем людям, которые еще в древние времена посвятили всю

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Причина и цель сотворения мира»6 Бог - абсолютное совершенство, поэтому сотворенный мир ничего не может добавить к сверхбытию Того, Кто блажен и, не имея нужды ни в чем, Сам дает всему «жизнь, и дыхание, и все» (Деян.17:25). Никто не в состоянии воздать Ему чем-либо равным

Из книги автора

Период первый От Сотворения мира до потопа

Событие, именуемое в религиозной литературе «сотворение мира», на самом деле является событием астрономическим, приуроченном к конкретной дате конкретного взаимного расположения конкретных небесных тел. А именно, в дату «5508 лет до н.э.» в одну линию выстроились центр эклиптики, положение оси вращения Земли на траектории прецессии и самая яркая звезда Северного полушария – Арктур.

Это событие и стало отправной точкой древнерусского календаря. По мере распространения древних русов в страны расселения туземных народов, жрецы, владеющие астрономическими знаниями, истреблялись туземцами или метисами (семитами), знания большей частью утрачивались, а часть из них из астрономической сферы в силу непонимания была перенесена в сферу религиозную и стала основой так называемых «мировых» «религий».

Тюняев Андрей Александрович, академик РАЕН,

источник http://www.rusif.ru/vremya-istorii/gm-Russia/rus-vremya-do-n.e/5508-Russia-Sotvorenie_mira.htm

Самой большой загадкой в летоисчислении и календаре является дата, принятая за начало его отсчёта. Она во всех календарях называется одинаково – СОТВОРЕНИЕ МИРА. Этот термин настолько сложен в интерпретации, что сегодня, несмотря на многочисленность исследований в области мифологии, календаря и истории, нет никакого внятного ему токования. Наиболее нелепым выглядит утверждение о том, что, якобы, христианские монахов (или ещё кто) сложили продолжительности жизней всех христианских персонажей библии и на основе этого пришли к цифре «5508 лет до н.э.», которую, якобы, и назвали «датой сотворения мира». Имея, конечно же, в виду буквальное сотворение мира по христианскому толкованию.

Древнейшая Русь в мезолите – неолите

Однако такие построения, и христианские, в том числе, неправильны, потому что археология показывает, что и до даты 5508 лет до н.э. жизнь на Земле уже существовала. Конечно, в это время ещё не было ни Древнего Египта, ни Шумера [Тюняев, 2009 ]. Но была Древнейшая Русь. Только в Центральной Руси поселений мезолита (15 – 6 тысяч лет до н.э.) насчитывается более 1200 [АКР; Тюняев, 2010 ]. Причём жили не какие-то человекоподобные существа, а уже полностью сформировавшийся древний русский человек.

Эти люди умели делать сани, салазки, знали все виды рыбной ловли, умели изготавливать самую сложную одежду, знали химию, умели изготавливать композитные материалы, в том числе и композитные клеи, которые «держат» до сего дня [Жилин, 2001; Тюняев А.А., 2010a ]. И это – не фантастика. Это – реальность. Её можно буквально пощупать в любом музее Центральной России.

Рис. 1. Древние люди Русской равнины (реконструкции по скелетным остаткам). Верхний ряд (слева направо): сунгириец 5 (ок. 25 тыс. лет назад); оленеостровец (6300 – 5600 лет до н.э.); верхневолжевец (5240 – 3430 лет до н.э.). Нижний ряд: два слева – волосовцы (3065 – 1840 лет до н.э.); афанасьевец (3 – 2-е тыс. до н.э.).

К этому же периоду Древнейшей Руси относится одна удивительная находка – антропоморфная фигура с двумя лицами [Жилин, 2001 ]. На сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (www.kunstkamera.ru) эта фигурка названа «двуликим Янусом». Эта фигурка обнаружена в Оленеостровском могильнике. Этот памятник является самым древним и самым большим мезолитическим некрополем северо-запада Русской равнины.

Он располагался на Южном Оленьем острове, в 7-ми километрах на юго-восток от знаменитого острова Кижи. Согласно данным радиоуглеродного анализа могильник функционировал в промежутке между 6300 и 5600 годами до н.э. и использовался людьми, принадлежавшими к архаичной восточной ветви европеоидов (см. рис. 1).

Рис. 2. Двуликий оленеостровский «Янус», времён сотворения мира – 6300 – 5600 лет до н.э. (римская монета с изображением двуликого Януса).

Обращая внимание на совпадение датировок могильника и даты начала календарного летоисчисления «от сотворения мира», можно предположить, что действительно календарь был введён в мезолите Русской равнины, и Ян (Янус) [Тюняев, 2009 ] являлся божеством этого календаря.

Неолитические миграции древних русов

Более того, середина 6-го тыс. до н.э. – это не простая дата. Это начало формирования трансгеографических торговых путей [Черных, 1972; Тюняев , 2011 ], доходивших до Китая [Тюняев, 2011 c ]. Именно в это время состоялось Великое расселение древних русов, и начала образовываться так называемая индоевропейская семья языков. Расселение древних русов состоялось из Московского региона: сначала в южнорусские степи, а потом оттуда на запад, юг и восток.

Языки мира (см. этап с 6-го по 5-е тыс. до н.э.) [Тюняев, 2008 ].

Отряды, ведомые Сварогом [Летописи, 1977; Тюняев, 2011 a ], в 7-м тыс. достигли долины Нила в Северной Африке. Здесь они сформировали местную разновидность археологических культур крашеной керамики – хариф, холаф и т.п. Во всех культурах найдены скульптурные изображения Матери Мокоши, скульптурные изображения которой известны на Руси, начиная уже с 40-го тыс. до н.э. В генетическом плане гиперборейский род Сварога являлся носителем гаплогруппы R1a1 – которой и сейчас обладает более 60 процентов русского населения России.

Дочь Сварога – Волыня в 5 – 4 тыс. до н.э. расположила свой род в Прикаспийских степях (раньше море называлось «Волынское», потом – «Хвалынское», а потом – «Каспийское»). Археологически – это хвалынская, или протокурганная и курганная культуры. Носители, видимо, имели атлантическую гаплогруппу R1b. Её первый предок жил 6775±830 лет назад, то есть 5,5 – 3,9 тыс. до н.э. Эта же гаплогруппа недавно была обнаружена у их родственника – фараона Египта Тутанхамона [Тюняев, 2011 a ].

Loading...Loading...