Скачать презентацию на тему философия ренессанса. Философия возрождения и нового времени

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА №7 ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Выполнила: ассоц. профессор ФОГП
Акбаева Л.Н.
Алматы, 2015

ПЛАН ЛЕКЦИИ №7 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.
5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ.
6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ.
7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА.
8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА.
9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ.
10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ.
11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО.
12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ,
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОЗРОЖДЕ́ НИЕ, или РЕНЕССА́НС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento)
– светская культурная эпоха, пришедшая после Средневековья,
возникшая в Италии, а позже во Франции, Германии, Нидерландах.
Термин «ВОЗРОЖДЕНИЕ» впервые был введён итальянским художником и
архитектором ДЖОРДЖО ВАЗАРИ в книге «Жизнеописания наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 г.
Речь идёт о ВОЗРОЖДЕНИИ АНТИЧНЫХ НАУК И ИСКУССТВА
после долгого господства средневековой культуры.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI ВЕКА.
ПЕРИОДЫ ЭПОХИ:
1. «РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии период с 1420 по 1500 г.
2. «ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии, Франции с 1500 по 1580 г.
3. «ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии с 1580 г. до конца 16 в.
3. «СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Нидерландах, Германии, Дании
Швеции с пер. пол. 16 в.

2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – преобладание интереса к человеку,
вера в его безграничные возможности и достоинство;
2. АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ (лат. clericalis - церковный) – светский характер
философии, отрицание не религии и Бога, а церкви,
сделавшей себя посредником между богом и верующими;
3. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий) – признание ценности
человека как личности. Его права на проявление его способностей.
Ренессанский гуманизм – новое мировоззрение и социальный идеал.
4.Обращение и возрождение АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, науки и искусства.
5. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - принцип авторского своеобразия,
творческой новизны.
6. Философская основа - ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ 6.1. ПАНТЕИЗМ как принципиально новое пантеистическое миропонимание;
6.2. Интерес к социальным проблемам обществу, государству.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия итальянского гуманизма.
Данте Алигьери (1265-1321)
Франческо Петрарки (1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375)
Ренессансный пантеизм.
Николай Кузанский (1401-1464)
Философия ренессансного естествознания.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Николай Коперник (1473-1543)
Политическая философия
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Натуралистический пантеизм
Джордано Бруно (1548-1600)
Социальный утопизм
Томас Мор (1478-1535)
Томаззо Кампанелла (1568-1639)

3.НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Гуманистическое (XIV - XV вв.), представители: Пико делла Мирандола, Данте
Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) - в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие иронизировало над догматами Церкви.
2. Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс - развивали учение Платона, пытались
познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
3. Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), представители: Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей, пытавшиеся развенчать учения Церкви о Боге,
Вселенной, Космосе, опираясь на астрономические и научные открытия.
4. Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас
Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский - стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.
5. Политическое (XV - XVI вв.), представитель: Николо Макиавелли) - изучало
проблемы управления государством, поведение правителей.
6. Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.), представители -Томас Мор, Томмазо
Кампанелла) - искало идеально-фантастические формы построения государства,
основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении.

4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ
(1401-1464)
основоположник мистического пантеизма.

философ-теолог,
кардинал,
Дал новую трактовку бытия и познания:
1. Не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и
окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
2. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как
минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение
совпадают, то совпадают минимум и максимум: «Соединяй видимые
противоположности в предшествующем им единстве».
Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения
противоположностей: поскольку противоположости совпадают, то совпадают
форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция)
неразрывны и бытие едино).
Основной труд – трактат «Об учёном незнании» (1440).
Человеческое знание есть «знание незнания» или «учёное незнание».
Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний
приведет только к учености, но не истинному знанию а
"ученому незнанию" - термин Николая Кузанского.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
фрагмент «Распятия с донатором Николаем
Кузанским» работы мастера жития Марии
ЛЕОНАРДО БРУНИ –
основатель термина «ГУМАНИЗМ»
в эпоху Возрождения.

5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – философгуманист, освоил традицию аристотелизма.
Главный труд – «900 тезисов», введение к которому
стала «РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА» самое знаменитое ренессансное мировосприятие.
Основные идеи:
1. возвысить человека и отделить от
окружающего мира, признать отдельной
реальностью ("четвертым миром" космоса,
наряду с элементарным, небесным и
ангельским);
2. признать за человеком полную свободу
выбора;
3. объединить все философские учения и найти
"золотую середину" путем их согласования.
ПИКО ДЕЛЛА
МИРАНДОЛА
(1463-1494)

6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ

МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ МОНТЕНЬ – «французский
Сократ». Вошёл в историю философии как философскептик.
Главный труд – «ОПЫТЫ» (кн. 1-3 - 1580-88 гг.).
В «Опытах» рассмотрен вопрос о
человеческом знании: критикуя предрассудки, показана
историческая относительность и изменчивость знания.
«ФИЛОСОФСТВОВАТЬ» - ЗНАЧИТ СОМНЕВАТЬСЯ.
Опыт служит для Монтеня учителем.
Впервые ввёл термин «ЭССЕ», который употреблялся
в понимании понятия «опыт».
Главной способностью, которую следует
развивать в процессе воспитания является суждение.
Оно возникает в опыте из сопоставления разума
с действительностью.
Ставил разум выше авторитета, обычая и «непреложных»
истин. Теологию считал ложной наукой, закабаляющей
разум. Отрицал бессмертие души и посмертное
воздаяние.Поэтому после смерти Монтеня в 1676 г. было
включено Ватиканом в индекс запрещённых книг.
Мишель Эйкем де
Монтень
(1533-1592)

7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА

МОР ТОМАС (1478-1535) - английский гуманист, государственный деятель, один
из основоположников УТОПИЗМА, предшественник утопического социализма.
Главный труд – «УТОПИЯ» (1516) в переводе с греч. - «Нигдения» или места,
которого нет.
Основные идеи Утопии:
1. не существует частной собственности;
2. все граждане участвуют в производительном труде;
3. труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
4. все произведенные продукты поступают в собственность общества
и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
5. достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
6.от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые
способности к наукам;
7. самые грязные работы выполняют - военнопленные и осужденные преступники;
8. первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья,
а "трудовая семья" (трудовой коллектив);
9. все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
10. мужчины и женщины имеют равные права.

Г. Гольбейн. Портрет ТОМАСА МОРА(1527 г.)

8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА

МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546) – немецкий мыслитель, глава немецкой
Реформации, основатель немецкого протестантизма – лютеранства, один из
создателей общенемецкого литературного языка.
31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге вывесил 95 тезисов против
торговли индульгенциями, положивших начало Реформации.
Главные труды – «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе
христианина, «О вавилонском пленении церкви», «О рабстве воли».
Основополагающие идеи М.Лютера:
1.Спасение только верой, благодатью и Библией, которую человеку дарует только Бог..
2. Между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая
Церковь;
3. Церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям;
4. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало
духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
5. Необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
6. Необходимо запретить индульгенции.
Чтобы гарантировать свободу совести, сделать Библию доступной для каждого,
посвятил 15 лет переводу её на немецкий язык.

МАРТИН ЛЮТЕР

9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА - итальянский философутопист и писатель, один из первых представителей
утопического социализма.
Главный труд – «Город солнца» (1602 г.).
отсутствует частная собственность;
все граждане участвуют в производительном труде;
результаты труда поступают в собственность всего общества,
а затем равномерно распределяются между его членами;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших
подробностей, от подъема до отхода ко сну;
солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу,
трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
большое внимание уделяется воспитанию - с рождения
ребенок забирается от родителей и воспитывается в
специальных школах, где обучается наукам и приучается к
коллективной жизни;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель
(избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми
знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)

10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический деятель и
философ. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности.
Главный труд - «ГОСУДАРЬ» (1532 г.).
Основная идея: «ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ».
Именем Макиавелли - «макиавеллизм» - называется политика,
основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали.
Основные положения:
человек обладает изначально злой природой;
движущие мотивы поступков человека - эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только
свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается государство;
правитель должен руководить не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в
действительности, а не то правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками
либо противниками, а казна - промотана;
руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычства допустимы все
средства, в том числе коварные и аморальные.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – итальянский философ-пантеист, поэт,
страстный борец против схоластики и католической церкви.
Главный труд – «О бесконечности. Вселенной и мирах».
Философские взгляды Бруно – пантеистическая натурфилософия.
Целю философии считал познание «бога в вещах».
Развил гелиоцентрическую теорию Н.Коперника:
1. Солнце является центром только по отношению к Земле,
но не центром Вселенной;
2. Вселенная не имеет центра и бесконечна;
3. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
4. Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные
системы;
5. Число миров во Вселенной бесконечно;
6. Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них,
обладают свойством движения;
7. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог- одно целое.
Этика Бруно проникнута утверждением «героического энтузиазма».
возвышающей человека над повседневностью.

ДЖОРДАНО БРУНО

12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи,
прославление свободной, всесторонне развитой личности.
Великие литераторы эпохи: Франческо Петрарка ("Книга песен", "О презрении
к миру"), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Дж.Боккаччо
(«Декамерон»), М. де Сервантес («Дон кихот»), Франсуа Рабле («Гаргантюа и
Пантагрюэль»).
Данте Алигьери в «Божественной комедии»:
1. признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала,
которые гармонируют друг с другом;
2. верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Знаменитое высказывание: «Оставь надежду всяк сюда входящий» (Вывеска перед
адом).
Философские идеи Ф. Петрарки:
1. человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
2. человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; «ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1.,
Алматы, 2010. -287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2.,
Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей.
Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ,
2008.-400 с. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник,
МГУ, 2008.-400 с.
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д:
Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет,
2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.:
Академический проспект, 2007.-688 с.

Слайд 2

Периодизация и особенности философии Средних веков

В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

Слайд 3

Философия Средних веков

Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

Слайд 4

Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

Слайд 5

Спор о природе универсалий

Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

Слайд 6

Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды










    Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод Эстетизм – ведущая роль искусства Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления


    Антропоцентризм Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, Высота – 5,17 м Академия, Флоренция




    Эстетизм Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.


    Франческо Петрарка Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре


    Джованни Боккаччо Итальянский писатель и поэт. Главное произведение – «Декамерон» - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором.


    Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт.


    Мигель де Сервантес Всемирно известный испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»


    Микеланджело Буонаротти Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель Оплакивание Христа




    Леонардо да Винчи Итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, писатель, изобретатель, один из крупнейших представителей искусства Возрождения, яркий пример «универсального человека».








    Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.


    Николай Кузанский () Выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии. Основные труды: «Знающее незнание», «Об учёном незнании».


    Мистический пантеизм Н.Кузанского Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н.Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог присутствует во всём, прежде всего в природе. Бог – это центр Вселенной и её предел. Он – целое, а Вселенная часть. Мир как бы «свёртывается» в Боге и Бог ещё «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир.


    Джордано Бруно () Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.


    Пантеизм Дж.Бруно Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.




    Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.


    Реформация в Европе Предмет особого возмущения верующих – продажа индульгенций, грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Имея деньги, можно было купить отпущение грехов даже за будущий проступок. Мартин Лютер () – один из главных идеологов Реформации, немецкий богослов, который в 1517 г. вывесил «95 тезисов против индульгенций» прямо на двери церкви в Виттенберге


    Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос


    Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.


    Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.


    Эразм Роттердамский () Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.


    Концепция гуманистического индивидуализма М.Монтеня Мишель де Монтень Французский философ и писатель, автор книги «Опыты» М.Монтеня называют «последним гуманистом».Он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооружённого лишь своими человеческими средствами и лишённого божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»


    Скептицизм М.Монтеня Памятник М.Монтеню в Париже М.Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» Но Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но истина для него одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо вовсе не владеть. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума.


    Социальные концепции эпохи Возрождения В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому деятелю Томасу Мору, основоположнику утопического коммунизма. Томас Мор


    Утопия Томаса Мора Томас Мор – автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). В книге он описывает несуществующее государство, где всё основано на принципах равенства и справедливости – собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ. Одно из первых изданий книги Т.Мора «Утопия»




    Никколо Макиавелли () Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.


    Трактат Н.Макиавелли «Государь» В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или следовать им неуклонно. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но, кто проявляет щедрость, вредит самому себе.


    Выводы Н.Макиавелли о государстве Все средства дозволены для достижения политических целей. Хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может не считаться с ними в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – всё это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.




    Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Общая характеристика Ранее философию Возрождения определяли как "Величайший прогрессивный переворот" (Ф.Энгельс), а время, в которое она развивалась эпохой, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов". В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Это было время так называемого "первоначального накопления" капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба.

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Философия итальянского гуманизма Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление гуманизма хронологически даже совпадает с расцветом поздней схоластики (сер. XIV в.), однако как зарождается, так и развивается вне схоластической традиции. Гуманисты отличались от схоластов не только характером философствования, но и обликом философа и его местом в обществе. В то время как кафедры университетов были заняты схоластами-теологами, гуманисты были учеными без степеней и званий, они были публицистами, поэтами, филологами, риторами, т.е. представителями совершенно иной среды. Новая философия приобретает и новую литературную форму. Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора. Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики противостоит в гуманистической философии представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Строгой системе логических дефиниций образное, пластическое, художественное мышление. Логической дедукции интуитивное постижение гармонии мира. Риторика, поэзия, мифология представляются наиболее адекватным языком выражения истины. Неоценимой заслугой гуманистов является их поиск и открытие забытых античных текстов -Диогена Лаэртского, Лукреция, стоиков, Плутарха, Платона, Аристотеля и т.д., а также произведений античных ученых (Архимеда). Гуманисты "очищали" произведения античных авторов от напластований "комментаторской" традиции схоластов, пытаясь выявить аутентичное, неискаженное содержание философских текстов.

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.; в связи с чем центр философского исследования переносился с проблем метафизики на иные, земные и более поверхностные интересы. Мир для гуманистов не юдоль печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому главная задача человека. Задача философии в этом плане не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Природное начало оправдывается и в нравственном отношении. Если природа - это "госпожа и учительница мира", то и нравственность строить следует из того, что требует природа человека. Однако идя этим путем, гуманисты зачастую доходили до эстетики порнографии и преступности, а сама данная эпоха славится не только гуманизмом в его истинном смысле слова (человечность), но и, согласно новым исследованиям, небывалой в истории поножовщиной, кровью и разнузданностью, что свидетельствует о внутреннем антиномизме и противоречивости возрожденческого гуманизма. Сбросив с себя принципы средневековой метафизики и основывавшейся на ней нравственности, человек приблизился не только к своей сущности (гуманизму), но и к звериным инстинктам. Антиаскетизм гуманизма приводит его не только к античной мере, но и к разнузданности и безнравственности. Подвижничество и жертвенность сменяются учением о самосохранении, страдание во имя спасения культом наслаждения и пользы. Таков оборотный идеал европейского гуманизма.

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам - земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа. Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь - для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. (Можно себе представить реакцию папы на такого рода умозаключение.) Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни Данте отвергал как слепой провиденциализм, так и детерминизм астрологов, считая человека как бы "вторым воплощенным богом". Он отстаивал идеал земного совершенства, призывал к героическому деянию и благородству

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Если Данте воспринял схоластическую премудрость, то Петрарка отверг ее с порога: она для него воплощение глупости и бессмыслицы: "Теперь насчитывают не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И неудивительно, что их так много, потому что их делают так легко"(на университетских кафедрах). Схоласты, в свою очередь, считали Петрарку недоучкой, он же превосходил их всех в знании античной литературы, поэзии, истории, мифологии и даже философии. Именно античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Петрарка отвергал культ авторитета, но признавал значение философии Аристотеля, высмеивая лишь "глупых аристотеликов" (теологов), их схоластический и надуманный способ ведения споров. Он, видя, что средневековые университеты приходят в упадок, а их преподаватели лишены истинной набожности, понимал, что такое отношение лишь вредит доброму имени теологии, которую она снискала в эпоху патристики. Он принимал христианство, но в его не схоластической, а собственной интерпретации.

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия ("небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое"), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии. Этот процесс осуществлялся не безболезненно и не безконфликтно для его души. Так, в философском диалоге "Моя тайна" он вызывает в собеседники Августина, который "учит" его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики - любовные сонеты.

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл, объединенных отрицанием ханжеской средневековой морали. Джованни Боккаччо (1313-1375) - автор известного произведения "Декамерон" - сборника реалистических новелл, объединенных отрицанием ханжеской средневековой морали. Автор проповедует право людей на наслаждение земной жизнью, чувственной любовью. Одна из основных тем книги - критика католической церкви, сатирическое осмеяние духовенства. На позднем этапе своего творчества Боккаччо испытал кризис своих гуманистических идеалов, что отразилось в сатире на женщин (поэма "Ворон"). Гуманистические традиции итальянского Возрождения были развиты в дальнейшем Колуччио Слутати, Паджио Браччиолини, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла. Все они проявляли большой интерес к исследованию старых текстов, отвергая схоластическую логику как главный метод исследования. Особой популярностью у них пользовалось учение Платона.

    Слайд 19

    Описание слайда:

    Слайд 20

    Описание слайда:

    Слайд 21

    Описание слайда:

    Слайд 22

    Описание слайда:

    Ренессансный неоплатонизм. Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский (1401-1464). Он родился в Германии в местечке Куза. Первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" сообществе, близком движению "нового благочестия", возникшем в Нидерландах во втор. пол. XIV в. Оно ставило целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Внешней обрядности и схоластической мудрости они противопоставляли стремление к совершенствованию путем "подражания Христу". Их мистицизм способствовал отчуждению будущего философа от рационализма схоластического богословия. В дальнейшем Николай Кузанский продолжает обучение в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Он был необычайно одаренным, преданным церкви и энергичным священником. Став кардиналом, он развивает активную деятельность по восстановлению единства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий. Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма, идущей от Ареопагитик и Эриугены к мистицизму Мейстера Экхарта. Он был увлечен античным культурным наследием и собственноручно открывал в монастырях древние рукописи. Он изучил греческий язык и читал в оригинале Платона и Прокла. Интересовался он также астрономией, космографией, математикой.

    Слайд 23

    Описание слайда:

    Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании). Около 1438 г. после защиты докторской диссертации по теологии, Кузанского начала увлекать идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании). Кузанский не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мышления схоластов, ни риторическому искусству гуманистов, хотя часто использует форму диалога, так любимую последними. Философ использует метод, аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания. Ученое незнание есть осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится. Познание вещей возможно при помощи чувств, разума, но знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Поэтому собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного чему-то абсолютному, неопределенному, безусловному. Безусловное знание человек может постичь только символически. Основа такой символики - математические знаки.

    Слайд 24

    Описание слайда:

    Н.Кузанский Развивая эту идею, Кузанский рассуждает следующим образом. Разум подчинен закону противоположностей, для него справедливы "да" или "нет", "истина" или "ложь", круг или многоугольник. "Ученое незнание" близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются. Многоугольник с бесконечным числом углов отождествляется с кругом. Если признавать бесконечность бога, то необходимо признать, что в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Анализируя индивидуальное существование человека в мире, Кузанский исходит из близкой многим мистикам идеи о единстве макрокосмоса и микрокосмоса. Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный максимум в космосе, расширяется и микрокосмос, человеческое естество хотя у единичного человека процессы "завершения", "наполнения" божественностью ограничены. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализуется, по убеждению Кузанского, лишь во Христе. В любом случае Кузанский подчеркивает, что человек является не только частью целого, но и новым целым, индивидуальностью. Таким образом, схоластическому "знанию" о Боге он противопоставил концепцию "ученого незнания". Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.

    Слайд 25

    Описание слайда:

    Марсилио Фичино (1433-1499) и Флорентийская платоновская Академия Новый этап в освоении европейской философией наследия Платона и античного неоплатонизма связан с деятельностью Марсилио Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Он изучил греческий язык и читал Платона в подлиннике. Его вилла близ Флоренции стала своеобразным культурно-философским центром в противовес официальным университетам и монастырям. Там собирались поэты, художники, политики. Фичино переводил герметические трактаты, диалоги Платона. Главное его собственное сочинение называется "Платоновское богословие о бессмертии душ", основывается на неоплатонической традиции и в этом смысле противостоит схоластике. Традиционную теологию он пытался подменить "ученой религией" в виде платоно-неоплатонической философии. При этом он оставался искренне верующим католиком и даже стал священником.

    Слайд 26

    Описание слайда:

    Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении. Согласно его философии мироздание представляет собой иерархически построенное единство. Опираясь на неоплатоническую традицию, он выстраивает пятиступенчатую иерархию бытия (Бог, ангел, душа, качество, материя), которая находится в постоянном движении. Центральной категорией в его космологии является душа, объединяющая все в мироздании, она есть "истинная связь вещей". Жизнь присутствует всюду и есть "внутренняя сила движения". Душа есть "внутреннее искусство, изнутри устраивающее материю, как если бы столяр находился внутри древесины". Весь мир движется любовью, исходящей от Бога. Явленная же миру любовь есть красота. Мир есть прекрасное творение, круговое существование которого есть наслаждение. Образом постоянного божественного присутствия в мире является свет. Бог у него не растворяется в природе, а поглощает ее: "Не Бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в Боге" (тенденции мистического пантеизма).

    Слайд 27

    Описание слайда:

    Марсилио Фичино Человек у Фичино "есть как бы некий Бог", так как он единственный "повелевает самим собой". Человек рожден царствовать и совершенно не может терпеть рабства. Флорентийский философ пытался также разработать концепцию "ученой религии", о чем свидетельствует его трактат "О христианской религии", где он говорит о некой "всеобщей религии", искони присущей человечеству, высшим ее проявлением является христианство. Разнообразие же религий не есть недостаток, наоборот, оно вскрывает божественную красоту истины.

    Слайд 28

    Описание слайда:

    Слайд 29

    Описание слайда:

    Слайд 30

    Описание слайда:

    Слайд 31

    Описание слайда:

    Слайд 32

    Описание слайда:

    Слайд 33

    Описание слайда:

    "Речи о достоинстве человека". Особенной известностью пользуется произведение Пико "Речи о достоинстве человека". В них он выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, "четвертый" мир, он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, и одновременно он вне всех ступеней. Так Джованни Пико взломал иерархическую структуру неоплатонизма в размышлениях о сущности человека. Бог не определил человеку места в иерархии. Человек поставлен в центр мира и он не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), он должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит, и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и его моральной оценке

    Слайд 34

    Описание слайда:

    Выводы. Ренессансный платонизм явился первой попыткой создания философской системы, которая смогла бы противостоять средневековой схоластике. Он разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении. Обожествление космоса, понимание природы как "внутреннего мастера", представление о "натуральной магии" - все это способствовало в дальнейшем повороту к практическому приложению знания о природе. Концепция "всеобщей религии" и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому перетолкованию христианства в XVI в., а затем и возникновению теории о "естественной религии" в деизме XVII-XVIII вв.

    Слайд 35

    Описание слайда:

    Слайд 36

    Описание слайда:

    Слайд 37

    Описание слайда:

    Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Его мир поэтому еще не математическая абстракция классической механики, он видит ограниченность геометрии и арифметики. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Образ для него есть способ рационального познания мира. Его мир поэтому еще не математическая абстракция классической механики, он видит ограниченность геометрии и арифметики. Прекрасный космос у Леонардо лишен теологической направленности, а гармония мира соседствует с мрачность и трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть "величайшее орудие природы", "земной бог" и, одновременно "проход для пищи". Человек, исходя из своей свободы, способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины. Эти противоречивые суждения свидетельствуют о глубоком кризисе, разразившемся в итальянском гуманизме.

    Слайд 38

    Описание слайда:

    Слайд 39

    Описание слайда:

    Слайд 40

    Описание слайда:

    "О вращении небесных сфер" Его книга "О вращении небесных сфер" определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Он отталкивался от взглядов древних астрономов и философов, придерживавшихся гелиоцентрических представлений, прежде всего это пифагорейцы. Кризис традиционной картины мира требовал не только усовершенствования расчетов, но радикального пересмотра теоретических предпосылок. Поэтому коперниканская революция не сводилась к простой перестановке центра мира. Гелиоцентризм Коперника вел к десакрализации космоса, рушилась традиционная иерархическая структура мироздания. Вместе с упразднением физического, устранялось и теологическое противостояние "земли" и "неба". Бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Открылся путь к созданию бесконечной вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии.

    Слайд 41

    Описание слайда:

    Слайд 42

    Описание слайда:

    Слайд 43

    Описание слайда:

    Слайд 44

    Описание слайда:

    Слайд 45

    Описание слайда:

    Слайд 46

    Описание слайда:

    Слайд 47

    Описание слайда:

    Слайд 48

    Описание слайда:

    «Заальпийский гуманизм» На рубеже XV-XVI вв. гуманистическое мышление проникает из Италии в другие европейские страны. Развитие философской мысли в заальпийских странах имело ряд особенностей по сравнению с классическим итальянскими образцами. Важнейшей из них было то, что флорентийские гуманисты раскрывали новое мировоззрение по большей части через посредство литературно-художественных произведений, искусства. В конце XV-XVI вв. в Северной Европе философствование приобретает более строгие, рационалистичные формы, большее значение приобретают логика, методология познания, философия государства и права. В числе наиболее видных представителей "заальпийского гуманизма" эпохи Возрождения были Эразм Роттердамский и Мишель де Монтень.

    Слайд 49

    Описание слайда:

    Слайд 50

    Описание слайда:

    Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к его истокам во всех областях жизни. Он попытался применить принципы научного исследования к Библии. Эразм Роттердамский предпринял попытку возродить идеи и идеалы раннего христианства, вернуться к его истокам во всех областях жизни. Он попытался применить принципы научного исследования к Библии. Благодаря стараниям Эразма в 1517 г. и 1519 г. увидело свет первопечатное издание Нового Завета, которое включало в себя также обширные комментарии и латинский перевод. Наиболее значительным произведением Эразма является "Похвальное слово Глупости" (1519). Книга написана как монолог, который произносит Глупость. В сатирической манере, устами госпожи Глупости говорит Эразм о том, что глупость охватывает все проявления человеческой жизни, без нее человеческий род просто вымер бы. Самые счастливые люди - это люди глупые, лишенные разума, движимые биологическим инстинктом. Высшее счастье основано на самообмане. Большое место в "Похвальном слове Глупости" занимает обличение грехов католической церкви. На протяжении всей книги Эразм говорит о двух видах глупости. Первый вид восхваляется иронически, второй - всерьез. Последний касается христианской простоты. Эразм приходит к выводу - всякая религия является разновидностью глупости. Еще одно известное произведение Эразма "Сборник поговорочных оборотов" (1500). Пафос этого, более раннего произведения связан также с возвратом к подлинной, христианской морали. Христианство должно стать прежде всего этическим учением.

    Описание слайда:

    Мишель Монтень (1533 - 1592) Французский философ эпохи Возрождения, основоположник жанра философского эссе. Был мэром города Бордо. В годы религиозных войн 16 в. призывал к терпимости и гуманности. Основное произведение - «Опыты», собрание различных тематически мало связанных между собой очерков. Единственное, что объединяет разрозненные очерки - личность самого автора. В «Опытах» Монтень демонстрирует эрудированность, приводя множество исторических фактов, латинских и греческих цитат. Монтень - представитель позднего гуманизма Ренессанса. Для него характерно некоторое разочарование в идеальном представлении о человеке, сложившемся в раннее Возрождение. Монтень призывает к скептическом отношению к любым авторитетам а также и к сомнению в собственном знании.Вопрос «А что я знаю?» стал девизом Монтеня. В этике Монтень выступал критиком церковной аскетической морали. Он призывал к здоровой чувственности и наслаждению жизнью. Взгляды Монтеня проникнуты стремлением к духовной независимости и сохранению своей индивидуальности.

    Слайд 53

    Описание слайда: Описание слайда:

    К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь"). К концу XV и началу XVI в. гуманизм оказывается в глубочайшем кризисе, от которого он так и не оправится. Трагическая реальность разбила все мечты о благом государственном устройстве и о человеке как богоподобном существе. Итальянские города не смогли преодолеть раздробленности. Ответом на эти условия явилось учение Н.Макиавелли (1469-1527). Его основные произведения: "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Государь"("Князь"). Макиавелли отдает предпочтение действительным истинам общественной практики перед истинами, диктуемыми моралью. Его интересует не то, как люди должны были бы поступать, а как они поступают здесь есть свои законы, которые не совпадают с пожеланиями, даже самыми благими, действующих лиц. Специфика моральных воззрений состоит в том, что они претендуют на безусловную, абсолютную ценность, поскольку отражают общий нравственный опыт людей, общий интерес в отношениях между индивидом и обществом. В этом же заключается их внутреннее противоречие: моральные нормы не обладают силой естественного закона, и у людей есть не одни только общие интересы, поэтому, в действительности, где ценности конкурируют между собой, отвлеченные моральные истины не только начинают противоречить друг другу, но и превращаться в собственную противоположность.

    Слайд 56

    Описание слайда:

    Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному, свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского). Его творчество знаменует собой новый подход к политике как к чему-то автономному, свободному от давления метафизики, религии и морали (традиция от Платона до Фомы Аквинского). Политика для политики. Религия и мораль оказывается у Макиавелли подчиненными политическим соображениям. Рассматривая политику как совершенно самостоятельную сфера деятельности человека, он определяет ее цель - создание и укрепление государства, а критерием этой деятельности объявляет пользу и успех. Хорошим и благим является все, что способствует укреплению государства, и, соответственно, наоборот. Пользоваться или не пользоваться добродетелями зависит от конкретной политической ситуации. Государь должен "не отклоняться от добра, если это возможно, но вступить на путь зла, если это необходимо". В сущности, Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило - "цель оправдывает средства": "Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты".

    Слайд 59 Слайд 62

    Описание слайда:

    Слайд 66

    Описание слайда:

    Слайд 67

    Описание слайда:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Эпоха Возрождения

    Возрождение, или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её интерес к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.

    Общая характеристика Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.

    Раннее Возрождение Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство все ещё находилось под влиянием недавнего прошлого, но пробует примешивать к нему элементы, заимствованные из классической древности. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек», 1490 г.

    Высокое Возрождение Второй период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением», оно длится в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи. Сандро Боттичелли. Мадонна с гранатом, 1497 г.

    Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное направление и называть «Северное Возрождение». Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия. Яркий пример этого периода – замок Шамбор. Замок Шамбор во Франции, 1519-1547 г.г.

    Леонардо да Винчи 1452 – 1519 гг. Художник, поэт, архитектор, скульптор, музыкант, певец Увлекался науками: физикой, математикой, астрономией, философией, механикой

    Изобразительное искусство Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными и оживленными. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент, 1503-1505 г.г.

    Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

    Тайная Вечеря

    Микеланджело Буанаротти 1475 – 1564 гг. Флорентийский скульптор, художник Основные произведения – статуя Давида, роспись Сикстинской капеллы и др.

    Статуя Давида Создана из мрамора Высота – 5,5 метров Работа продолжалась 3 года

    Сотворение светил

    Рафаэль Санти Итальянский художник, архитектор 1483 – 1520 гг. Знаменитые работы – Мадонны, собор Святого Петра в Риме

    Сикстинская мадонна

    Изобразительное искусство В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. Рафаэль. Мадонна с младенцем.

    Мадонна Конестабиле

    Литература В литературе Возрождения наиболее полно выразилось прославление гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и античную литературу, поэтому часто реальные события сочетались с фантастикой. Это нашло отражение в наиболее известном литературном произведении эпохи – романе Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Иллюстрация к роману «Дон Кихот»

    Литература Уильям Шекспир 1564 – 1616 гг. Английский поэт, драматург, артист

    Произведения Шекспира Ромео и Джульетта Отелло Гамлет Король Лир Двенадцатая ночь

    Архитектура Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в архитектуре к принципам и формам античного искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

    Резюме Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.


  • Loading...Loading...