Философ аристотель биография кратко. Чем знаменит аристотель

Родился Аристотель в Стагире в 384 году до н.э. Это была греческая колония в Халкидиках , расположенная неподалеку от Афонской горы. Прозвище Аристотелю дали «стагирит» в честь места рождения. Мать и отец Аристотеля по имени Никомах были лекарями македонского царя Аминты Третьего. Отец Аристотеля был из семьи лекарей, в которой искусство лечения людей передавалось по наследству. Первым наставником юного Аристотеля был, конечно, отец. Родители Аристотеля умерли рано. Его воспитывал родственник Проксен из города Атарне. В детстве Аристотель познакомился с будущим отцом Александра Македонского Филиппом, поэтому то и позже его и назначили воспитателем юного знаменитого полководца.

Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его «умом своей школы». Однако Аристотель порвал с идеалистическими взглядами Платона на мир, произнеся знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже».

В 366 году до н.э. Аристотель переехал в Афины , чтобы поступить учиться в Академию Платона. С этого года по 347 г. он обучался в Академии. Чуть позже преподавал там риторику. За время обучения Аристотель тщательно изучил философию Платона, ее истоки и другие науки. В защиту учения своего наставника он написал несколько диалогов. Биографы Аристотеля утверждают, что во время обучения он написал такие работы, как «Физика» и «О душе». Много лет он считал себя последователем Платона. Известно произведение Аристотеля, где он благодарит богов, родителей и наставников, приобщающих всех людей к знаниям. Согласно учению Аристотеля любая реальная вещь – это совокупность «формы» и «материи». Предметы чувств могут рассматриваться и как «форма», и как «материя». Медь, например, - это «материя» относительно шара, который является «формой». Реальность – это плавный переход от «материи» к «форме» и постепенно обратно.

В 347 г до н. эры умирает Платон, место которого в Академии занял Спевсип. Многие ученики выразили недовольство таким назначением и покинули Академию. Аристотель также покинул учебное заведение и переехал в город Асса, в котором одним из учеников Платона неким Гермием был основан кружок платоников. Потом великий философ отправился в Митилену на остров Лесбос, где стал преподавать и заниматься естественными науками, совершенствуя дальше теорию Платона. Под влиянием Гермия философия Аристотеля начинает сближаться с политикой.

В честь Аристотеля названы растение аристотелия из Южного полушария с плодами в форме сердечек, лунный кратер Аристотель диаметром около 90 километров и глубиной более 3 километров и малая планета 6123 Аристотель.

В 343 г до н. эры Аристотель становится наставником и воспитателем Александра Македонского . Ему помог Гермий, который был союзником македонского царя Филиппа, отца Александра. Аристотель переехал в столицу Македонии Пеллу. Учил Александра Аристотель в течение 3х лет до 340 года. Потом он просто жил в столице 3-4 года. Став царем, Александр помогал Аристотелю, финансируя его исследования. Но Аристотель не поощрял стремление царя к масштабным войнам, поэтому он вскоре покинул македонскую столицу Пеллу сразу после восшествия Александра на престол в 336 г до н. эры.

Философские взгляды Аристотеля начали постепенно изменяться и отходить от платоновских. Но он продолжал считать себя последователем своего учителя. Противоречия были налицо, выражаясь в его работах «О философии», «Этике», «Метафизике», «Политике».

В 335 г до н. эры философ переехал в Афины и создал там свою школу, назвав ее Ликей. Обучал он своих учеников во время прогулок под галереей под названием peripathos. Школа стала называться потом перипатетической. В ней преподавали не только философию, но и вели научные исследования. В Ликее были сделаны многие открытия, важные для дальнейшего развития науки. Сам Александр Македонский поставлял материалы для исследований, которые добывал из своих многочисленных походов по разным странам. В этот период Аристотель написал самые знаменитые свои произведения, дошедшие до наших дней.

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Политики и политика

Изучение общественных отношений Аристотель выделил в отдельную науку о политике. Политика – это наука о том, как лучше всего организовать общую жизнь людей в обществе. Это умение и искусство государственного управления. Цель определяет сущность политики, по мнению Аристотеля. Она заключается в том, чтобы человеку привили нравственные качества, чтобы он поступал справедливо и по правилам, установленным в государстве. Аристотель выделил неправильные и правильные государственные строи. При правительственном строе преследуется общее благо, независимо от числа управляющих государством. При неправильном строе преследуются частные и личные цели правителей.

Аристотель исследовал политические устройства около 158 государств, но до наших дней сохранилась только «Афинская полития».

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

Мой совет и себе и что либо написавшим - издавайте все при жизни, чтобы потом кто-нибуть (подобно богачу Апелликону) не исправлял и делал свои вставки (и не выдавал это за ваши мысли) Так например о обоснованной Космической Геофизике можно узнать по 6 статьям 2014 года, набрав в поисковике yahoo.com: Sergey V. Simonenko Cosmic Geophysics
25.01.15 Sergey V. Simonenko

Аристотель, также известный как Стагирит по месту рождения (384, Стагир — 322 до н.э., Халкида на Эвбее) — древнегреческий философ и учёный.

Он был учеником Платона, c 343 до н. э. воспитывал великого полководца всех времен Александра Македонского, в 335 до н. э. основал. Ликей (Перипатетическую школу или Лицей).Также считается создателем формальной логики.

Его родители (Никомах и Фестида) были благородных кровей.Отец, придворный врач македонского царя Аминты III, хотел что б его сын пошел по его стопам и, вероятно, сам на первых порах обучалбудущего философа врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Аристотель рано лишился родителей, поэтому отправился сначала в Атарней (Малая Азия), а затем, в 18 лет — в Афины, там он прожил 20 лет. В Афинах, Аристотель ходил на лекции Платона и изучал его трактаты, поэтому его дух развился так быстро и мощно, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

Очень много из последующих писателей писали об открытой ненависти между ними, но если внимательно прочитать сочинения в которых Аристотель ведет свою полемику против учении Платона об идеях, то можно увидеть, что он это везде делает с большим почтением и уважением. Причем уважение Аристотеля к Платону хорошо прослежуется, в отрывке элегии на смерть Эвдема, где Аристотель проронил фразу о Платоне, что «дурной человек не имеет даже права хвалить его».Понятное дело, что различие точки зрения вели к дискуссиям между ними, но Аристотель всегда говорил о Платоне с уважением и с большою важностью. «Если подобные отношения, — справедливо замечает один историк философии, — можно назвать неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики, которые не были рабскими последователями своих учителей».

Также присутствует очень много слухов, чтобы ещё при жизни Платона Аристотель основал философскую школу со своими взглядами, враждебными взглядам школы Платона. Но это опровергает именно тот факт, что сразу же после смерти Платона (347 до н. э.) Аристотель вместе с любимым учеником его бывшего учителя, Ксенофонтом, переехал к атарнейскому тирану Гермию. Но когда же Гермий, из-за измены попал в руки Артаксеркса и в последствии был им убит, Аристотель женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене.

От туда Филипп (македонский царь) призвал его к себе (в 343г. до н.э.) и доверил ему воспитание своего сына, 13-летнего Александра, будущего властителя полмира. Со своим заданием Аристотель справился на все 100% —это можно смело утверждать благодаря благородному духу его воспитанника, по величию его политических замыслов и подвигов, по щедрости, с которою финансировал науки и искусства и, наконец, по его желанию связать победу греческой культуры с успехами своего оружия…

Отец и сын достойно наградили заслуги Аристотеля. Филипп восстановил разрушенную Стагиру, местные жители которой в знак благодарности и почетания ежегодно праздновали память Аристотеля. (праздник был известен под именем Аристотелии), и очень много помогал Аристотелю в его естественно-научных исследованиях. В принципе, с такой же целью Александр подарил ему сумму в 800000 талантов (около 2 мил. руб.) и, из рассказов Плиния, подарил ему несколько тысяч человек для поисков образцов животных, послуживших материалом для его знаменитой «Истории животных». Но к сожалению, дружеские отношения между Аристотелем и Александром исчезли, скорей всего из-за казни Каллисфена, племянника философа, который навлек на себя гнев царя порицанием его недостойного поведения и павшего жертвою несправедливо взведённого на него обвинения в покушении на жизнь Александра, в которое враги Александра попытались замешать и его имя.


Ещё до этого, в 334 г., Аристотель опять переехал в Афины и основал там свою школу в лицее. Кстати это была единственная гимназия, которая оставалась для него свободна, потому что академия была занята Ксенократом, а Киносарг — циниками. Школа стала называться перипатетической, скорей всего отого, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперёд. Его лекции были двоякими: утро он посвящал строго-научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические или акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции).

Но из-за политических страстей афиня, ему пришлось расстаться с этой тихой и хорошей жизнью, отданной науке.Он стал подозрителен для афинян по своим прежним отношениям к Александр. После смерти Александа ситуация еще более усугубилась, поскольку Партия греческой независимости воспользовалась этим и подняло знамя восстания против своих повелителей, и она весьма естественно видела опасность в Аристотеле, ведь он пользовался большим уважением, особенно среди молодежи. Обвинение в безбожии, которое всегда использовали против вечно людей мысли их противниками, было предъявлено и против Аристотеля. Он понял, что справедливого суда не будет и приговор уже решен заранее, поэтому 62-летний Аристотель покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до н. э.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школою и свою богатую библиотеку.

При жизни Аристотель ни кем особо не был любим, поскоку он не отличался привлекательной наружностью. Он был сухощав, малого роста, да и вдобавок близорук и картав; он был холоден и насмешлив. Его завистники боялись как огня его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему немало врагов. По всему складу своего ума и способностей он является трезвым, спокойным мыслителем, чуждым фантастических увлечений Платона. Смотря на количество его трудов можно сказать, что он был одним из величайших философов.

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о , и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Аристотель - философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.- 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики - обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию - изучение проблем и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику - модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику - изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику - науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля - критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику - Богу. Согласно этой концепции, Бог - это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная - огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля - вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной - это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им - душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя - частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро - это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство - это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они - существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой - появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли - «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии - пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» - происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Что открыл Аристотель в географии, биологии, физике Вы узнаете в этой статье.

Что открыл Аристотель в географии?

Аристотель, путём продолжительных наблюдений за закатами Солнца и Луны доказал, что земля имеет форму шара.

В трудах Аристотеля есть много и географических сведений. В его «Метеорологии» описано атмосферные явления, но понимание их причин и объяснения влияния климата на людей очень несовершенны. Аристотель, например, считал, что жители Северного Причерноморья «из-за климата обречены на рабство».

Что открыл Аристотель в биологии?

На основании многочисленных наблюдений Аристотель разделил животных на 2 группы, которые примерно соответствуют группам позвоночных и беспозвоночных, заложил основы описательной и сравнительной анатомии, описал около 500 видов животных . Изучая развитии зародышей кур, Аристотель наблюдал постепенное новообразования частей организма. Он выразил идеи о единстве в природе и о градации организмов, то есть о существовании в природе постепенных переходов от неживых тел к растениям и от них — к животным. Труды Аристотеля оказали большое влияние на дальнейшее развитие биологии и медицины.

Свои взгляды на явления природы Аристотель изложил в произведениях «История животных», «О возникновении животных» и др.

Что открыл Аристотель в физике?

Он разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени. Собственно и сам термин «физика» был введён Аристотелем.

В физических трактатах «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах», «Механика» и других он изложил свои представления о природе и движении. Физика у него в своей основе умозрительная. Первичными качествами материи он считал две пары противоположностей «теплое — холодное» и «сухое — влажное», основными элементами, или стихиями, — землю, воздух, воду и огонь (своеобразная «система элементов»), что является различными комбинациями первичных качеств; соединению холодного с сухим отвечает земля, холодного с влажным — вода, теплого с сухим — огонь, теплого с влажным — воздух. Пятым, наиболее совершенным элементом Аристотель считал эфир.

Изменение свойств приводит к изменению агрегатного состояния вещества. Когда, например, в воде качество «холодное» заменяется на «теплое», вода превращается в пар (в понимании Аристотеля — воздух). Это потому, что вместо комбинации «холодное и влажное» (вода) появилась новая комбинация (теплый и влажный). В некоторых случаях Аристотель отмечает, что качественные изменения иногда происходят внезапно (скачком), как, например, переход воды в пар.

Исследования Аристотеля охватывают также механику, акустику и оптику. В частности, звук он объяснял «сотрясением» воздуха громким телом, эхо — отражением звука, выступал против некоторых теорий Евклида.

Заслуга Аристотеля в натурфилософии состояла в том, что он систематизировал и обобщил представления о природе, которые сложились в рамках древнего общества. В то же время некоторые из выводов Аристотеля были ошибочными, что, несмотря на его авторитет в течение позднего средневековья, создало определенные сложности для установления истины. Одним из таких выводов было положение о том, что движется только движимое — Аристотель не сумел понять принцип инерции.

Loading...Loading...