Христианские катакомбы в риме. Катакомбы Рима: что хранят в себе неизведанные подземелья Вечного Города

Знаменитые римские катакомбы — это древние подземные кладбища, отголосок еврейского и христианского наследия. Большинство из них вырезаны в туфе и расположены за пределами периметра древних стен Рима (стен Аурелиана), так как в центре города было запрещено хоронить мертвых.


Уникальное историческое путешествие по древним маршрутам

Посещение катакомб Рима — это захватывающее историческое путешествие: туннели и тайные ходы расскажут все об обычаях и ритуальных традициях древних римлян. В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб и тысячи могил, преимущественно расположенных вдоль древних маршрутов, например, на, Остийской и на виа Номентана дорогах. Но только пять римских катакомб открыты для посещения туристов.

Итак, вот краткое руководство, чтобы открыть для себя эти места с их мистической атмосферой:

1. Катакомбы святого Каллиста.

Расположены на правой стороне Аппиевой дороги рядом с небольшой церковью . Они одни из крупнейших и значимых в Риме. Созданные во II веке н. э, катакомбы святого Каллиста являются частью погребального комплекса площадью 15 га, с лабиринтами длинных туннелей протяженностью в 20 км. В глубину достигают 20 метров.

В начале III века н. э. эти катакомбы стали считаться официальным кладбищем римской Церкви и стали усыпальницей для десятков мучеников, 16 римских пап и сотен христиан. Катакомбы состоят из многих секций, в одной из которых расположена Крипта Пап , еще называемая «маленький Ватикан» , потому что здесь захоронено девять пап. Еще одна секция — это Крипта святой Цецилии , которая приняла мученическую смерть в III веке н. э. Над ее захоронением находится жуткая скульптура, изображающая безголовое тело святой мученицы после пыток. Пешеходная экскурсия по катакомбам подарит незабываемые впечатления от исследования гробниц, галерей и таинственных ниш.





2. Катакомбы святого Себастьяна.

Катакомбы расположены в южной части Рима на Аппиевой дороге. Во II веке н. э. они использовались для языческих захоронений, а позже были адаптированы под христианское кладбище. Катакомбы были названы в честь святого мученика Себастьяна , который был похоронен здесь после смерти (298 год н. э.). Этот святой пережил пытки и был забит до смерти, но не отрекся от христианской веры. Тело было перевезено и захоронено в катакомбах.

Экскурсия по катакомбам святого Себастьяна состоит из посещения четырех уровней захоронений. На самом глубоком подземном уровне сохранились фрески IV века, изображающие библейские эпизоды. Три мавзолея, расположенные на маленькой девятиметровой площади, также богаты настенными росписями, датируемыми II веком н. э. В узких галереях катакомб расположено множество могил. Каждая гробница снабжена собственной Капеллой реликвий, в которой есть всякие мелкие вещички (бюсты Спасителя, лампы, монеты, кубки, ожерелья, игрушки и др.).





3. Катакомбы святой Домитиллы.

Эти катакомбы одни из крупнейших в Риме. Комплекс состоит из 17 км. туннелей и коридоров, структурированных на четырех разных уровнях (каждый до 5 м. в высоту). Здесь в общей сложности 150 000 захоронений, устроенных в нишах, некоторые из которых украшены фресками и барельефами. Катакомбы святой Домитиллы — это сеть коридорных лабиринтов, вырубленных в туфе. Они находятся в 400 метрах от катакомб святого Каллисто по направлению к Аппиевой дороге. (№ 1 в нашем списке). Одни из самых сохранившихся, они наглядно демонстрируют историю захоронений древних римлян. Датируемые III веком, катакомбы были названы в честь святой Флавии Домитиллы, жены римского консула, которая подарила свои земли христианской общине. Со временем это кладбище стало самым большим в Риме.

Экскурсии по катакомбам святой Домитиллы проводятся в сопровождении профессионального гида и в составе малых групп из соображений безопасности. Будете в Риме, обязательно исследуйте и его подземный мир!





4. Катакомбы Присциллы.

Это одно из древнейших подземных кладбищ Рима, чьи первые захоронения датируются II веком нашей эры. Расположенные напротив виллы Ада (одного из крупнейших парков Рима площадью в 182 га), катакомбы являются усыпальницей для семи пап (погибли во времена гонений христиан), сотен христианских мучеников и папы Сильвестра I, в честь которого над катакомбами была построена базилика. Оригинальный центр кладбищенского комплекса - так называемый «крипта-крыльцо» и обширные 13 километровые коридоры. По крутой лестнице вы попадаете в лабиринт тоннелей с арочными потолками и торчащими сверху корнями деревьев. В греческой капелле сохранилось древнейшее изображение (приблизительно II век нашей эры) Девы Марии с младенцем на руках. В нижней части катакомб расположены изображения самых важных моментов жизни неизвестной женщины, чья личность до сих пор не установлена. Катакомбы Присциллы хранят еще много неразгаданных тайн, в которые можно окунуться с экскурсией.






Первые Римские катакомбы катакомбы образовались из единичных захоронений на семейных кладбищах и в склепах богатых римлян, откуда первохристиане стали делать шахты, прорубать коридоры и обустраивать погребальные ниши.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и... их упадка.

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

Исторические:

■ Предместья у Стены Аврелиана.

■ Аппиева дорога (312 г. до н. э.).

■ Дорога Виа Латина (V-IV вв. до н. э.).

■ Цирк Максенция (309 г.).

Культовые:

■ Церковь Сан-Себастьяна-фуори-ле-Мура (Св. Себастьяна, 340 г.),

■ Базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV в.).

■ Базилика Сан-Аньезе-фуори-ле-Мура (342 г.).

■ Слово «катакомбы» в переводе с латинского языка буквально означает «подземное помещение», причем являющиеся не творением природы, а делом рук человека. Лишь со временем так стали называть любые лабиринты как естественного происхождения, так и прорубленные человеком в подземном каменном массиве, в том числе и для добычи полезных ископаемых. Изначальное же значение этого слова — подземелье, назначенное для погребения усопших, собраний ранних христиан для тайного совершения богослужения и спасения от преследований со стороны языческой власти Рима.
■ Кроме Рима крупные катакомбы — христианские некрополи — сооружены в итальянских городах Неаполь и Сиракуза, а также в Александрии (), Пече (), на острове и в Киево-Печерской лавре (Киев, ).
■ В строительном отношении катакомбы создавались так же, как рудники, с рассчитанной высотой штреков, устройством вертикальных опор и даже системой вентиляции и световыми шахтами-луминариумами. Катакомбы прорубали фоссоры (землекопы), объединенные в подобие нынешнего профсоюза. Труд фоссоров был очень тяжел, при этом они занимали самую низшую ступень в иерархической структуре ранней христианской общины. На некоторых фресках в катакомбах сохранились изображения фоссоров в строительной одежде и с рабочим инструментом в руках.
■ Парижские катакомбы, хотя и называются таковыми, на самом деле являются старыми каменоломнями. Специально для погребальных целей их не сооружали, а собранные в них миллионы костей — из упраздненных городских кладбищ и могил, окружавших разрушенные в разное время церкви.
■ Поначалу подземные захоронения христиан в Риме именовались на римский манер — цеметерии, гипогеи или ареи. Название «катакомбы» появилось впервые в IV в. по отношению к цеметерии Св. Себастиана, а закрепилось за ними лишь в IX в.
■ Катакомбные захоронения христиан почти во всех деталях походили на еврейские погребения, и современники не видели между ними никакой разницы.
■ Отдельные сцены из романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» происходят в катакомбах Святого Себастиана, где Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера. Писатель был недалек от истины: в XIX в. по римским катакомбам мог разгуливать кто угодно.
■ В соответствии с параграфом Латеранских соглашений (договоров об отношениях между Италией и Ватиканом от 1929 г.) катакомбы под Ватиканом стали частью территории Папского государства.
■ Из 47 римских катакомб только пять открыты для посещений. Таким образом, власти страны пытаются защитить хрупкое историческое наследие и проявить уважение к покойным.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Рим, .
Первые захоронения: I в.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.

ЦИФРЫ

Количество катакомб: 47.
Протяженность галерей: 100-150 км (предположи-тельно — свыше 1000 км).
Захоронения: 600-800 тыс.

КЛИМАТ

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января: +8°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.

Многоликий Рим, насчитывающий несколько тысячелетий, является самым загадочным городом Италии, в котором оживают страницы исторического романа. Веками создававшаяся столица, где гармонично соединились прошлое, настоящее и будущее, удивляет гигантским количеством уникальных объектов, сделавших ее настоящим музеем под открытым небом. Историческое и культурное наследие Вечного города доступно для туристов, совершающих увлекательное путешествие в далекие времена и знакомящихся с жемчужиной Италии, сохранившей христианские святыни.

Catacombe di Roma

Не только православных паломников, но и всех отдыхающих, жаждущих открыть для себя что-то новое и неизведанное, дороги приведут в подземные катакомбы Рима, представляющие собой разветвленную сеть лабиринтов из туфа, в стенах которых выбиты ниши для захоронений. Многоуровневые галереи, опоясывающие пространство под столицей страны, возникли еще в дохристианскую эпоху. Известны языческие, сарацинские и иудейские катакомбы, а всего ученые обнаружили более 60 подземных лабиринтов и примерно 750 тысяч склепов.

Большая их часть появилась в раннехристианскую эпоху, а самые первые галереи были созданы в 107 году нашей эры. и его ученики нашли верных последователей среди людей самых разных социальных слоев. Первые христиане Рима часто подвергались гонениям, поскольку император требовал, чтобы только его признавали богом, а приверженцы новой религии почитали одного-единственного Христа.

Катакомбы, предназначенные для погребений

Ранее существовало мнение, что в катакомбах Рима прятались люди, которых преследовали солдаты императора, однако это не так: в подземных лабиринтах, где всегда темно, никто не жил, поскольку это просто невозможно. Испытавшие на себе гнев правителей, христиане использовали для захоронений своих близких отдельно от язычников заброшенные каменоломни или частные владения римлян, принявших новую веру. Чувствующие себя в безопасности, они рыли ходы в туфе и расширяли уже существующие коридоры, создавая огромную сеть лабиринтов высотой от 2,5 до 5 метров. Горная пористая порода довольно мягка, легко крошится, и в ней несложно выкопать обычной лопатой или киркой целую систему переходов.

Немного фактов о погребении в галереях

По обе стороны коридоров христиане выбивали в стенах многоярусные ниши (локулы), в которые помещались тела усопших. Затем своеобразная усыпальница замуровывалась каменными плитами. Умерших единоверцев омывали, умащали благовониями, поскольку христиане не бальзамировали тела, заворачивали в саван и клали в нишу подземелья, закрывая ее кирпичами или плитой, на которой было высечено имя умершего и лаконичные эпитафии. Частенько в стену вмуровывали

Углубления в узких коридорах высекались в несколько ярусов высотой до пяти метров. В подземных коридорах вырубались кубикулы - боковые комнаты, которые представляли собой фамильные склепы или места захоронения пап и мучеников.

Любопытно, что людей, которые выкапывали подземные галереи, а впоследствии содержали лабиринты в удовлетворительном состоянии, называли фоссорами, а руководили ими управляющие, назначаемые епископами. Многие подземелья названы в их честь, например катакомбы Каллиста в Риме получили имя протодиакона Каллиста, ставшего понтификом. В начале IV века, когда христианство было объявлено официальной религией, все гонения на верующих прекратились, а подземелья, вырытые ими, признаны официальными захоронениями.

Открытие забытых подземелий

Катакомбы Рима считались очень важным явлением в жизни столицы страны, однако уже через столетие лабиринты приходят в запустение, поскольку они перестают использоваться для погребения усопших. В подземелья, превратившиеся в святилища мучеников, стекались сотни тысяч паломников. Но вскоре по воле римских епископов мощи извлекаются и переносятся в городские храмы.

Лишенные останков почитаемых святых, галереи были забыты до 1578 года, когда начинается строительство дороги via Salaria и обнаруживается первое кладбище. Так были найдены катакомбы Присциллы - аристократки, происходившей из знатной и уважаемой семьи и владевшей большим участком земли, на котором и появились подземные захоронения.

Масштабное изучение катакомб святых в Риме происходит в XIX веке, и большой вклад в их исследование вносит русский художник Рейман, написавший около ста копий фресок, сохранившихся на стенах галерей. С 1929 года начинается сбор и опись сохранившихся в тоннелях предметов.

Catacombe di Priscilla

Система христианских подземелий самая обширная из всех, и старейшими из них являются прекрасно сохранившиеся катакомбы Присциллы, ставшие настоящей сенсацией. В них обнаружились уникальные образцы древнего искусства: настенные росписи с изображениями сцен из Нового и Старого Завета, красочные фрески, главным персонажем которых является Добрый Пастырь - символ Иисуса Христа. А важной достопримечательностью римских катакомб является небольшое помещение с надписями на греческом языке, где были установлены скамейки для поминальных трапез (Cappella Greca).

Особый интерес ученых вызывает выполненная во II веке яркая фреска, на которой изображена женщина в ярком малиновом платье и светлой вуали. Это самое древнее изображение молящейся святой.

Попасть в подземные лабиринты, расположенные по адресу: Via Salaria, 430, можно городскими автобусами под номерами 86 или 92. Необходимо выйти на остановке Piazza Crati, а далее следовать указателям с надписью via Priscilla. Попасть во все подземелья возможно только в составе экскурсионной группы.

Catacombe di San Callisto

Однако самым крупным христианским захоронением считаются катакомбы Святого Каллиста в Риме, появившиеся во II веке. Протянувшиеся на 12 километров под Аппиевой дорогой, они представляют собой четырехуровневый лабиринт, который можно назвать "городом мертвых", поскольку здесь есть свои улицы, перекрестки и даже площади. В подземных галереях, в которых объединены кладбища разных периодов времени, и сейчас работают археологи, и далеко не все захоронения открыты для посетителей. На протяжении долгой истории здесь нашли последний приют около 50 мучеников и 16 римских пап, и за это катакомбы называют главным памятником христианских кладбищ.

Самым популярным склепом является усыпальница (Santa Cecilia), где прекрасно сохранились настенные фрески и мозаики. На площади с названием "Маленький Ватикан" покоятся руководившие церковью римские понтифики и святые мученики.

Подземное кладбище, обустройством которого занимался диакон Каллист, признано самыми известными катакомбами Рима. Как добраться до Catacombe di San Callisto, расположенных по адресу: Via Appia Antica, 110/126? Городские автобусы под номерами 118 (выйти нужно на одноименной остановке) или 218 (конечный пункт маршрута Fosse Ardeatine) довезут до исторической достопримечательности.

Catacombe di San Sebastiano

Самыми доступными из всех подземных галерей являются четырехуровневые катакомбы Святого Себастьяна. Расположенные по адресу: Via Appia Antica, 136, они сохранились намного хуже, чем остальные. Когда-то в лабиринтах хоронили своих близких язычники, а к концу II века освященный некрополь становится христианским. бросивший вызов императору Диоклетиану, погиб в 298 году, и после захоронения его останков получили свое нынешнее название ранее безымянные катакомбы Рима.

Как попасть в уникальные тоннели, в которых когда-то проводились религиозные собрания во времена гонения на христиан? Добраться до них можно на городских автобусах под номерами 118 и 218, а выйти необходимо на остановке Cecilia Metella.

Притягательные для туристов подземные кладбища

Туристы, побывавшие в подземных галереях, признаются, что им сложно описать всю гамму чувств при виде могильных плит, появившихся много веков назад.

Мрачные безлюдные коридоры, в которых всегда тихо, навевают мысли о неминуемой смерти, однако таинственные лабиринты, которые хранят множество тайн, все-таки притягивают посетителей, любящих острые ощущения. В нетронутых современностью катакомбах Древнего Рима каждый прикоснется к далеким раннехристианским временам.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Катакомбы святого Каллиста - одни из крупнейших христианских катакомб Рима . Расположены в зоне Старой Аппиевой дороги . Использовались для захоронений в течение -IV веков . Содержат множество фресок и надписей этого периода, свидетельствующих о жизни и смерти членов христианской общины Рима первых веков новой эры.

Краткая история

Комплекс катакомб святого Каллиста формировался в течение -IV века на базе нескольких ранее существовавших зон захоронений, постепенно расширявшихся и слившихся в единую сеть к концу IV столетия. В числе первичных базовых кладбищ можно упомянуть собственно катакомбы Каллиста, а также крипту Луцины , кладбища святого Марка , Марцеллина , Дамасия и Бальбины . Первоначально территория будущих катакомб находилась в частных руках, затем владельцы земель, став христианами, передали свои владения церкви.

Катакомбы с самого своего возникновения играли в жизни церковной общины двойную роль. С одной стороны, это было кладбище, на котором должным образом мог быть погребён каждый христианин, с другой, катакомбы становятся местом паломничества к гробницам почитаемых мучеников . В соответствии с традицией, в дни памяти мучеников (преимущественно в дни их мученической смерти - рождения в вечную жизнь) на их гробницах совершалась литургия , и читались мученические акты - повествования об их героическом свидетельстве о Христе. К гробницам мучеников приходили и в другие дни, об этих частных паломничествах свидетельствуют многочисленные граффити - молитвенные обращения к святым на стенах катакомб. В IV веке подземное кладбище были украшены папой Дамасием, им же написаны многочисленные стихотворные эпитафии, помещённые в важнейших местах катакомб.

Наземные захоронения

Пространство над катакомбами вдоль Аппиевой дороги было занято в античные времена языческими гробницами. После торжества христианства на их месте строились небольшие базилики , отмечающие место над гробницами мучеников, расположенными в катакомбах святого Каллиста. Из этих базилик сохранились только две, называемые Трихоры (лат. Trichorae ) из-за того, что они завершаются тремя апсидами .

Западная Трихора возникла над местом, где были погребены папа Зефирин , основатель катакомб, и мученик Тарциний . Последний известен в Римской Церкви как первый мученик за Евхаристию (лат. Protomartyr pro eucharistia ): юноша нёс Святые Дары , был атакован группой язычников и, по выражению папы Дамасия , «предпочёл пожертвовать своей жизнью, чем отдать Тело Христово на поругание бешеным псам ». В настоящее время мощи Тарциния хранятся в неаполитанской церкви Сан-Доменико-Маджоре .

В восточную Трихору археологи перенесли значительное количество найденных в катакомбах саркофагов . Самым известным из хранящихся здесь является так называемый Саркофаг дитяти , названный так из-за небольших размеров. На саркофаге вырезаны следующие сцены:

Крипта Пап

Крипта Пап являлась одним их тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. Во II веке здесь существовала частная погребальная крипта . В III веке она стала использоваться для погребения римских епископов , большинство из которых прославились как мученики или исповедники . Впоследствии крипта была украшена колоннами с резными капителями , на которых покоится свод . В -VIII веках мощи почивавших здесь святых были перенесены в различные римские храмы.

Крипта в плане является прямоугольной, в нижнем ярусе её стен находятся четыре ниши с саркофагами , а выше ещё 12 могил , по 6 на каждой из двух длинных сторон крипты. В конце крипты в алтаре обустроена ещё одна гробница. Всего здесь было похоронено девять римских епископов и восемь епископов других городов. На каждой из гробниц было высечены по-гречески имя, затем Epi (то есть episcopos, титул «папа» по отношению к римским первосвященникам вошёл в обиход позже). На двух гробницах (пап Фабиана и Сикста II) присутствуют буквы MRT, то есть martyros.

Всего на гробницах сохранились имена нижеследующих шести пап.

На правой стене крипты сохранились два отрывка из поэмы папы Дамасия , посвящённой мученичеству Сикста II. От имени Сикста II автор говорит: «В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству

Крипта святой Цецилии

Крипта представляет собой обширное помещение, в нише левой стены которого находился саркофаг святой Цецилии . Гробница оставалась нетронутой вплоть до понтификата Пасхалия I , пожелавшего перенести мощи святой в Рим. Долгие поиски в заброшенных к тому времени катакомбах не давали результата. По легенде, утомлённый Пасхалий вопросил явившуюся ему во сне Цецилию о месте нахождения её мощей. В ответ Цецилия указала это место, сказав, что папу отделяла от гробницы всего одна стена. После этого видения Пасхалий I обрёл мощи святой и перенёс их в римскую церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере . При перестройке церкви в 1599 году саркофаг был вскрыт, и присутствующие убедились в совершенной нетленности тела святой. Стефано Мадерно , свидетель последнего события, создал статую святой Цецилии , изобразив её тело таким, каким он его видел при вскрытии саркофага. В крипте помещена копия этой скульптуры (оригинал находится в Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Голова святой, укутанная материей, отсечена от тела, три пальца правой руки сложены щепотью, пальцы левой руки, за исключением одного, сжаты в кулак. Традиционно считается, что таким сложением пальцев святая продемонстрировала палачам свою веру в Единого Бога и Святую Троицу.

В крипте сохранилось несколько фресок, датируемых не позднее рубежа VIII -IX веков . Среди них - Христос Пантократор , святая Цецилия «Оранта », святой папа-мученик Урбан I . На сводах крипты помещено изображение креста между двух агнцев и трёх римских мучеников Поликама , Себастиана и Квирина . В крипте сохранились также несколько надгробных греческих надписей, в том числе сенатора Септимия Фронтона (конец III века).

Кубикулы Таинств

Кубикулы святых Таин представляют собой пять последовательно расположенных кубикул, предназначавшихся для погребения членов одной семьи. Стены кубикул украшены хорошо сохранившимися фресками начала III века , символически изображающими таинства крещения и евхаристии , а также будущее общее воскресение .

Таинство крещения символически представлено на фресках, изображающих Моисея , своим жезлом рассекающего скалу, крещение Христа в Иордане , рыбака, самаритянку у колодца и расслабленного при купальне Вифезда. Здесь же находится древнейшее из ныне известных изображение собственно крещения: пресвитер в тунике и паллиуме возлагает руку на голову крещаемого, стоящего в потоке воды.

В нескольких кубикулах таинство евхаристии символически представлено в изображении чудесного умножения хлебов. Сюжет всех фресок одинаков: семеро сидят вокруг стола, на котором находится два-три блюда с хлебами, ещё несколько корзин с хлебами помещены рядом со столом. Помимо собственно евангельского сюжета, эти фрески примечательны тем, что на них запечатлена евхаристическая практика первых христиан.

Во всех кубикулах присутствует изображение Ионы , спасённого из чрева большой рыбы. Трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прямо знаменует трёхдневное воскресение Христово, а также общее воскресение. Кроме того, Иона своей проповедью склонил к покаянию грешных ниневитян , что напоминало христианам, погребённым здесь и приходящим сюда, об их языческом прошлом и о спасении через покаяние и веру во Христа.

Фрески кубикул сохранили представления христиан первых веков о христианской жизни. Для всех них она началась в крещении, продолжалась в непрерывном евхаристическом общении и вела в вечную жизнь во Христе.

За кубикулами начинается Лестница мучеников, вырубленная в конце II столетия, то есть ещё до решения папы Зефирина обустроить в катакомбах общинное кладбище. Лестница получила своё название оттого, что по ней, как принято считать, спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

Секция святого Мильтиада

В центре крипты находится большая гробница папы Гая, на которой сохранились фрагменты греческой надписи «Погребение Гая, епископа, 22 апреля » (296 года). В стенах крипты находятся погребальные ниши - аркосолии , в полу - формы . В числе граффити , сохранившихся на стенах, есть упоминание о посещении крипты тремя африканскими епископами, желавшими поклониться мощам своего соотечественника - святого Оптата . Возможно, последний был также погребён в этой крипте.

Секция Ливерия

Большинство из найденных в катакомбах святого Каллиста 2 378 надгробных надписей приходятся именно на секцию Ливерия. В этой секции находятся указания не только имени, но и профессии и статуса погребённого, как-то: Дионисий, врач и пресвитер, Аврелий Аврелиан, центурион V когорты, Горгоний, учитель, Валерий Пард, садовник, Путеолан, скульптор, Редемпт, диакон, Анний Иннокентий, апостольский нунций и т. д.

Крипта Луцины

Крипта Луцины , возникшая во второй половине II века , представляет собой одно из самых ранних, изначально не связанных с катакомбами святого Каллиста, подземных кладбищ. Археологи дали ей такое название, связав с записью в Liber Pontificalis о папе Корнелии : «Блаженная Луцина…взяла ночью тело святого Корнелия, дабы похоронить его в крипте, выкопанной в принадлежащем ей имении, недалеко от катакомб Каллиста на Аппиевой дороге, 14 сентября ». Корнелий был сослан в Чивитавеккию , где и умер в заключении в июне 255 года .

Крипта состоит из двух гипогеев, образованных из нескольких связанных галереями кубикул, и имеет две выводящих наверх лестницы. Только в конце IV века крипта Луцины была соединена подземным туннелем с катакомбами святого Каллиста для того, чтобы паломники могли посещать гробницу папы Корнелия.

Тело папы было погребено в одном из гипогеев. Нишу с его телом закрывала сохранившаяся мраморная плита с надписью CORNELIUS MARTYR EP(iscopus). Слева от гробницы находится фреска с изображениями папы Сикста II и мученика Оптата, над гробницей - самого Корнелия и его современника мученика Киприана Карфагенского. Все четверо изображены в епископских одеяниях, с Евангелием в руках, и мученическим венцом над головой.

В соседних помещениях находятся фрески, представляющие Крещение Господне, Даниила во львином рву, сюжеты из книги Ионы, Доброго Пастыря, а также символическое изображение Евхаристии - рыбы, корзины с хлебами и чаша с красным вином.

Источники

  • (англ.)

Напишите отзыв о статье "Катакомбы Святого Каллиста"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Катакомбы Святого Каллиста

Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею.
Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой.
– Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему.
В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.
Письма всё были в его руке. Он машинально открыл их и стал читать. Старый князь, на синей бумаге, своим крупным, продолговатым почерком, употребляя кое где титлы, писал следующее:
«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.
«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого, вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.
Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.

Последние изменения: Октябрь 13, 2018

Принято считать, что катакомбы Рима - это сеть подземных коридоров и туннелей, образовавшихся в результате работ старых каменоломен или заброшенные бомбоубежища. Однако, это не совсем так. На самом деле, понятие катакомбы появилось еще сотни лет назад: в древние времена так называли подземные галереи, которые использовались для погребения усопших, там же располагались и небольшие часовенки, где совершали религиозные обряды.

Первые римские катакомбы были обнаружены еще в XVI веке. На сегодняшний день их насчитывается не менее шестидесяти, общей протяженностью более полутора сотен километров, где находится около 750 000 древних захоронений.

Катакомбы Рима представляют собой сеть подземных коридоров, проделанных в туфе, на глубине нескольких десятков метров от поверхности земли, иногда располагающиеся в несколько уровней. По обе стороны основных ходов находятся так называемые кубикулы, небольшие помещения, вмещающие сразу несколько захоронений. Чаще всего такие крипты являлись фамильными склепами и, в основном, их могли позволить себе только состоятельные граждане. Обычных горожан и рабов хоронили непосредственно в проходах, в узких прямоугольных нишах, расположенных по бокам в несколько рядов.

Возникновение римских катакомб

Подземные захоронения в Древнем Риме возникли еще при язычестве. Первые погребальные галереи появлялись на территориях приватных земельных владений еще в 1 веке до нашей эры. Зажиточные семьи могли себе позволить соорудить отдельную усыпальницу, предназначенную для захоронений не только членов семьи, но и своей прислуги. Естественно, склепы последних располагались в отдельной камере, но они все же были соединены с основной узким проходом.

Одна из самых крупных подобных кубикул насчитывает более семидесяти могил, расположенных в несколько рядов.

С приходом христианства, обычай хоронить усопших в катакомбах не утратил свое значение, а наоборот. Именно подземные галереи стали практически единственным местом погребения первых великомучеников и жертв гонений при языческих императорах во II-IV веках н.э.

При Константине Великом, когда преследования по религиозным мотивам были прекращены и начали возводиться первые христианские храмы, в катакомбах получила свое распространение традиция совершения обряда литургии и поклонения мощам святых.

Помимо кубикул, в римских катакомбах найдены так называемые гипогеумы, предназначение которых до сих пор остается неизвестным, а также небольшие помещения для поминальных трапез и широкие залы для проведения всевозможных собраний.

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Многие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Исследования и раскопки в катакомбах

Интерес к катакомбам возник в начале XVI века. Тогда к изучению древних захоронений приступил библиотекарь Римской церкви, имевший возможность исследовать раннехристианские манускрипты.

В 1578 году, в результате строительных работ на виа Салария, были найдены мраморные плиты с античными надписями и изображениями из цеметерия Jordanorum ad S. Alexandrorum , хотя изначально предполагалось, что это были катакомбы Святой Присциллы. Последующие раскопки привели к обвалу помещений некрополя и работы решили приостановить.

Позже исследованиями древних захоронений занялся Антонио Босио, открывший более тридцати подземных погребальных галерей и написавший трехтомный труд о результатах своей работы. Именно он впервые спустился в катакомбы Святой Присциллы.

Масштабные работы по изучению и раскопкам римских некрополей проводились с начала с XIX века. Тогда интерес был прикован не только к истории образования катакомб и захоронениям, но и к обнаруженным фрескам.

Римские катакомбы сегодня

На сегодняшний день в Риме, а точней в его недрах, насчитывают более шестидесяти катакомб, однако для посещения открыты всего несколько из них, остальные же закрыты для дальнейшего исследования и проведения работ по реконструкции.

Одни из крупнейших раннехристианских захоронений, образующих сеть галерей, расположенных на четырех уровнях. Здесь находятся более 170 000 погребений II-IV веков. Особый интерес представляют собой хорошо сохранившиеся фрески, папская кубикула, крипта Святой Цецилии, а также пещера Святых Тайн.

Возможно Вас заинтересует:

Катакомбы Присциллы

Самые древние катакомбы Рима, находящиеся на глубине 35 метров и образующие три уровня захоронений, которых насчитывается порядка 40 000. Помимо христианских здесь находятся и языческие погребения, а также целая крипта, украшенная надписями на греческом языке.

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы образованы из нескольких языческих фамильных склепов, предположительно принадлежавших императорской династии Флавиев. К концу IV века подземные захоронения представляли собой уже крупнейший некрополь, состоящий из четырех уровней, каждый из которых имел высоту 5 метров. На сегодняшний день Катакомбы Домитиллы представляют собой самое крупное подземное кладбище в Риме.

Территория, на которой располагаются катакомбы, в античные времена принадлежал некой Флавии Домитилле, о чем свидетельствуют обнаруженные эпиграфии и античные документы. Женщин с таким именем в I веке существовало две: первая являлась супругой римского консула 95 года Тита Флавия Клемента (внучатого племянника императора Веспасиана), вторая же – сестрой императоров Тита и Домициана.

С античных времен катакомбы Домитиллы в Риме известны среди паломников как место поклонения святым Ахиллею и Нерею. Здесь же, согласно античным документальным источникам, покоятся останки Святой Петрониллы – дочери (вероятней всего духовной) Апостола Петра.


Катакомбы Святых Марчеллино и Пьетро

Римские катакомбы, посвященные мученикам Марчеллино и Пьетро, на протяжении долгого времени хранили гробницы христианских святых, чьи имена они носят. Святые были обезглавлены по приказу императора Диоклетиана в 304 году и погребены в ямах, которые Марчеллино и Пьетро вырыли собственноручно перед казнью.

Катакомбы Марчеллино и Пьетро, вместе с одноименной базиликой, мавзолеем Елены и остатками кладбища императорских конных телохранителей Equites singulares, составляют единый комплекс, известный с древних времен под названием «Ad duas lauros». Захоронения в данных катакомбах производили начиная со II века. На сегодняшний день подземное кладбище занимает площадь порядка 18 000 кв.м. и содержит огромнейшее число захоронений, точное число которых установить сложно. Ученые предполагают, что только в III веке на данном кладбище были погребены не менее 15 тысяч человек.

Катакомбы Святого Себастьяна

Здесь находятся как языческие, так и раннехристианские погребения. Хорошо сохранившие фрески и надписи раскрывают период перехода вероисповедания. Предполагается, что именно здесь были погребены апостолы Петр и Павел.

Катакомбы Святого Панкратия

Катакомбы Святого Панкратия, известные также под названием «Катакомбы Оттавилла», расположены на одноименной площади в Риме, в квартале Джаниколенсе и посвящены христианскому святому, пострадавшему за свои религиозные убеждения в 304 году нашей эры. Согласно легенде, Панкратий, прибывший в Рим из греческого города Фри́гия, отказавшись поклониться языческим богам, был обезглавлен. Его тело обнаружила в районе улицы Аурелия римская матрона по имени Оттавилла, которая похоронила мученика на небольшом кладбище, располагавшемся неподалеку.

Помимо Святого Панткратия, в катакомбах, носящих его имя, были захоронены Вера, Надежда, Любовь и их матерь София, почитаемые в христианской церкви в лике мучениц.

Катакомбы Понциано

Еще одни римские катакомбы, заслуживающие интерес, расположены по улице Портуензе, в подземельях холма Монтеверде. Они названы по имени человека, являвшегося владельцем данной территории в античные времена. Согласно предположениям исследователей, Понциано во времена правления императора Александра Севера (222-235) предоставил убежище Папе Каликсту I.

Катакомбы, состоявшие из нескольких уровней подземных галерей, имели также наземный некрополь. На сегодняшний день бóльшая часть катакомб Понициано в Риме не изучена и лишь один их уровень, датированный концом III-началом IV века, доступен и не представляет опасности.

Одним из самых любопытных помещений катакомб Понциано, является так называемый «подземный баптистерий», представляющий собой уникальный элемент гипогеального (т.е. подземного) римского кладбища.

Катакомбы Коммодилла

В квартале Остиензе, по улице Сэтте Кьезэ (via delle Sette Chiese), находятся катакомбы Коммодилла, обнаруженные в 1595 году археологом Антонио Бозио. Римское подземное кладбище, имеющее три уровня захоронений, использовалось по назначению в VI веке нашей эры. Наиболее интересным с археологической точки зрения является центральный уровень, представляющий собой античную шахту по добыче пуццола́на, переоборудованную под фунеральные нужды. Здесь же располагается и небольшая подземная базилика, посвященная мученикам Феликсу и Адавкту, пострадавшим при Диоклетиане. Высоким художественным интересом обладают фрески кубикула Леонэ (ит. cubicolo di Leone). Погребальная камера влиятельного римского военачальника второй половины IV века украшена росписями с библейскими сюжетами.

Катакомбы Святой Агнессы

Еще одни важные римские катакомбы расположены на территории комплекса Сант Аньезе Фуори ле Мура, в современном квартале Триесте. Катакомбы посвящены Святой Агнессе, единственной погребенной здесь христианской мученице, о которой сохранились документальные свидетельства. Большинство погребений датировано III-IV веком.


Loading...Loading...