Она сказала се раба господня. «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему

Всесвятая же Дева, сказавъ: Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему , выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет, чтó угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, чтó хощет. И Ангел, прияв от всесвятой Девы сие исповедание веры, отъиде от нея .

Свт. Григорий Палама

В Свою очередь, Она прибегает к Богу и простирается в молитве к Нему, говоря Архангелу: если Дух Святый, как ты говоришь, найдет на Меня, еще более очищающий и укрепляющий Мое естество для того, чтобы Я могла принять Спасительный Плод; если сила Вышняго осенит Меня, формируя во Мне по-человеку Того, Кто – Сущий Бог, и создавая безсеменное рождение; если Рождаемое – Свято и Сын Божий, и Бог и Царь вечный, ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово, – то – «Се Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» . И отошел от Нее Ангел, оставив во чреве Ея сочетавшегося с плотию, Творца всего, и чрез таковое сочетание (с плотию), Которому Она послужила, даровавшего миру спасение.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел

Для чего Архангел недовольствовался изрещи к ней слово благовещения, но употребил, можно сказать, настоятельныя средства, чтобы достигнуть слова ея согласия? Неужели без сего слова Мариами не совершилось бы воплощение Сына Божия? Неужели всемогущей воле Божией нужно соизволение воли человеческой? – Вопросы, по-видимому, трудные: но могут быть разрешены просто. Их разрешение можно найдти там-же, откуда они заимствованы, – в евангельском повествовании. Архангел Гавриил, без сомнения, исполнял в точности то, что внушил ему Божий повелевающий глагол. Но Архангел, не ограничиваясь словом благовещения, не прекратил беседы своей с Пресвятою Девою дотоле, доколе не услышал от нея слова согласия: буди мне по глаголу твоему . Следственно, так угодно было Богу. Следственно, так должно было. Следственно, сего непременно требовала Божия премудрость и Божия судьба.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему

Вот слова предания себя в Божию волю, не может быть полнее их и выразительнее их. В них, прежде всего, утверждение своего послушания Богу: «я раба Господня» . Тут и признание своей преданности Богу и, значит, отдачи всей своей жизни в Его полное распоряжение. Рабом распоряжается господин. А после исповедания безраздельной отдачи Богу высказывается следствие такой отдачи: сознательный, смиренный отказ от своих целей, своих путей и даже своих желаний и мыслей, если они идут вразрез с Божиим господством. Если Бог – Господин и любящий Промыслитель моей жизни, то пусть он и господствует, пусть Он и промыслит ее… Что же мне, не знающему Господней правды и путей ее, что же мне мешать Господу в Его промыслительном попечении о моей жизни? Своим вмешательством я или совсем пойду в противность Божией воле и отвергну ее устройство моей жизни, или, в лучшем случае, я своими самочинными путями и своими ошибками буду замедлять исполнение в своей жизни Божиих предначертаний. И значит, при признании своей подчиненности Господу и при желании быть в единстве с Ним, отдайся Господу всей жизнью и предоставь Ему творить благо для тебя. А слова Святой Девы напиши и в сердце, и всюду пред своими глазами: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» .

Слово духовника обители

Сегодня День рождения Божией Матери. И мы хотим преподнести подарок Той, Которая непостижимым для человека образом вместила любовь Божию, Которая дерзнула перешагнуть Свой разум, земные, человеческие законы и через послушание, через смирение довериться Богу. Ее слово: се, Раба Господня… (Лк. 1: 38), Ее готовность принять Божие благословение родили в этот мир Любовь, Которая спасает человека от вечной смерти. Каждый из нас говорит на исповеди: «Каюсь, Господи». Эти слова, конечно же, превосходят наше понимание, наши возможности, потому что мы, может быть, еще не начали видеть свой грех, но мы все-таки говорим о том, что уже каемся; мы еще, может быть, даже не прикоснулись к любви Божией, но говорим о том, что доверяем этой любви, вверяем ей свое сердце, свою жизнь; мы верим, что Бог нас простит.

Если мы хотим идти за Христом, если у нас действительно есть цель — достигнуть вечной жизни, мы всё время должны входить в другие отношения с этим миром и друг с другом. Мы должны жить по-христиански. Но на пути к нашей цели мы часто делаем такие остановки, которые дорого нам стоят. В этом мире нельзя останавливаться, нельзя жалеть себя, убеждать себя в том, что больше не можешь, что всё непосильно, надо остановиться, расслабиться и как-то себя пожалеть. Бог жалеет всех. Его любовь, Его смирение — это высшая забота о каждом из нас. Но, к сожалению, мы еще живем по законам этого мира. Нам редко удается пробиться через черные тучи, которые сгущаются над нами, и увидеть свет так, как те, кто поднялся на самолете над облаками и, минуя мрак, увидел яркое солнце. Вот так и человек, окруженный суетой, своими немощами (им же несть числа), — и вдруг раз! — какая-то совершенно другая нота жизненная. И уже ничего старого нет. Ты ломал голову, мучился, пытался что-то решить, и всё было бесполезно, а тут вдруг понимаешь: всё в руках Божиих. И единственное, что нам нужно сказать — это повторить слова Богородицы: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38). Но для этого нужно смириться, нужно быть послушным, нужно любить Бога. Для этого нужно отказаться от греха, начать каяться и бороться за свое сердце, за свой ум, за свою жизнь, за свой храм, которым каждый из нас должен быть…

В день Рождества Пресвятой Богородицы мы хотели бы, наверное, отдать свое сердце, но оно еще не чистое, отдать свой ум, но он суетный, отдать свое тело, но всё оно в греховных струпьях. Что мы с вами можем в этот праздник подарить Богородице? Мы можем подарить свое желание идти за Христом, служить Богу, учиться любить, верить и надеяться.

Помоги нам, Господи, не поддаваться соблазнам мира сего, помоги не поддаваться тем состояниям, которым мы так часто доверяем и потом теряем связь с Тобой! Мы часто замыкаемся в себе, не видим выхода, не видим дальнейшего пути, не видим Промысла Божия, слепнем и глохнем от греха. Мы сознательно заводим себя в тот тупик, в котором находится человечество, потерявшее Бога. А мы должны искать другие пути, другой выход. Мы должны горе́ иметь сердца. На земле нет дорог, которые ведут в Царствие Небесное. Любая земная дорога приводит человека на кладбище. А мы говорим: есть дорога жизни! И эту дорогу мы с вами уже знаем. Эта дорога — наше сердце, когда оно верит и касается Божией любви, благодати Святого Духа, которая делает человека причастником жизни вечной.

Спаси и сохрани нас, Господи.

«Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

(Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской «Оранте» этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное -- они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток -- символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные -- красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные -- либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец -- коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы -- Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Богоматерь Знамение. Новгородская школа. Вторая половина XII в

Одним из вариантов иконографии «Знамение» является «Оранта». В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ «Богоматерь -- Нерушимая стена» из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери -- Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Есть слова, которые составляют ось мира: на них держится мироздание. И среди таких слов - «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», сказанное благословенной .

Как повествует святой евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца”. Мария же сказала Ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Ангел сказал Ей в ответ: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария сказала: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 28-38).

Церковь называет это - возвещением благой, радостной вести. Мы примерно представляем себе, что такое плохая весть: человек узнаёт о том, что у него смертельная и неизлечимая болезнь и скоро он умрет. Или он узнаёт это о ком-то, кого он любит. Или он узнаёт о предательстве кого-то, кому он доверял и на кого надеялся. Или еще что-то - наш мир полон плохих вестей. Мы знаем, как это выглядит: даже если физически пока ничего не изменилось, солнце светит все так же, мир выглядит, как он выглядел вчера, но в то же время он полностью изменился, погрузился во мрак, занавешен темной пеленой.

Мы можем представить себе, что такое благая, радостная весть: когда физически ничего не изменилось, трудности остались трудностями и боль - болью, но весь мир стал другим, он залит светом и, что бы ни случилось, это не раздавит нас и не уничтожит - потому что мы знаем что-то бесконечно радостное и утешительное, что-то, на фоне чего все наши горести приобретают совсем другой вид и масштаб.

Люди помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу.

Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти - крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго - веками своей кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед - но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет. Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род.

Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13-14). Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25: 6-9).

Сам Бог придет, чтобы обитать среди людей: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 1).

Все эти долгие века надежды вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского.

И все эти долгие века надежды и ожидания вели к одному событию - и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского, Марии.

Но это можно сказать не только про ветхозаветную историю - вся история человечества шла к тому моменту, когда явится Дева, Которая от лица всего человеческого рода скажет: «Се, раба Господня». Не только надежды народа Божия, но и всех народов осуществляются в этот момент. Мы видим, что Бог не оставил - и что человеческий род не погиб, раз в нем нашлась Дева, способная на эти слова.

Благодаря этим словам в наш мир пришел Бог - Бог стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Теперь мы знаем, что у нас есть спасение, что всех, кто живет в покаянии и вере, ожидает счастье настолько огромное, что мы не смели себе и представить. Истинный Царь пришел, чтобы воспринять нас в Свое Царство.

Loading...Loading...