Магическое мышление и ОКР: есть ли выход из внутренней тюрьмы? Избавление от магического мышления пострадавших (страдающих) от абьюза.

И тогда вы окунётесь в бездну собственной вечности, собственной бесконечности.

Вы вдруг осознаете вполне физически, что ваш век исчисляется не годами, а вечностью, что вы сами представляете собой вечность и бесконечность одновременно”.

Хотелось бы сразу отметить, что на эту тему существует достаточно много публикаций и статей. Достаточно много точек зрения. Ряд точек зрения в данной статье по поводу магического мышления, магического видения мира - не просто рассуждения, предположения или гипотезы. Это точки зрения, подтверждённые не только теорией, но и реальной практикой. Дело ведь как раз в том и состоит, что все кто мыслит "не совсем стандартно", как это ни парадоксально, как раз и обладают в той или иной степени "магическим” мышлением.

Не стандартность мышления имеет, несомненно, органичное сочетание "рационального” стиля мышления и "иррационального” стиля мышления. Причём последнее (иррациональное) не просто там присутствует, а является базовой основой магического мышления. Естественно, наиболее осведомлённая часть общества вполне осознанно не просто догадывались об этом. Они несомненно использовали эти механизмы для достижения определённых целей, либо социальных, либо религиозных.

Естественно это всегда предполагало использование этих способностей в развитии науки, искусства, медицины, психологии и т. д. И это было всегда. Но всегда присутствовало вполне определённое отношение к подобному стилю мышления, стилю существования. И вообще к подобным людям. Магическое мышление характерно для глубоко осознанных, всегда имеющих свою точку зрения, а значит свободных, трезво мыслящих творческих людей.

Кому это понравится? Ответ предельно ясен. Правда времена постепенно меняются. Таких людей обычно боялось по своему невежеству их окружение, хотя интуитивно понимали, что без них сложно обойтись. Сейчас большая часть человечества начало понимать, что неграмотным, не талантливым быть, в наше время, по крайней мере, хлопотно, да и стыдно. Хотя бывают этим даже и гордятся. Но это несколько иная тема.

Магический стиль мышления – как нестандартность мышления, это естественно одна из точек зрения и она верна в своей основе. В основе любого мышления, как известно, лежит СОЗНАНИЕ. Либо, иначе говоря, мышление - это проявление деятельности сознания, его непосредственное подтверждение. Иначе просто не бывает. Но, тем не менее, с другой стороны само по себе мышление, не просто проявление деятельности сознания, это одна из граней состояния сознания.

Его форма существования. Одно без другого просто не существует. Возникает парадоксальная, чисто обывательская ситуация – кто главней? Какая реальность первична, а какая вторична. Либо говоря более научно, какая реальность из них реальность "порождающая” а какая из них реальность - "порождённая”? Заметьте, практически в любых ситуациях, в любых рассуждениях доминирует одна и та же позиция, причинно – следственная.

Причина порождает следствие, а значит она главнее. А вот следствие оно естественно вторично. Но вот в чём незадача. Ведь следствие неизбежно превращается в причину сразу же, мгновенно в причину порождающую следующее следствие, причём это происходит одновременно. Но кто сказал, что этот процесс развивается исключительно в одном направлении? Кто это определил? Да никто. Это как это ни странно не является истиной.

Вполне закономерно, что следствие, непрерывно порождая причину (всё наоборот) развивает точно так же любой процесс в противоположном направлении. Наше сознание по большёму счёту (то есть наша суть), развивается и существует одновременно в двух временных потоках направленных в противоположных направлениях друг относительно друга и направленных в противоположных направлениях друг к другу.

Примером являются два поезда идущих в противоположных направлениях. И кто может утверждать движутся ли они на встречу, друг к другу, или уходят друг от друга? Исходя из принципа относительности, эти два процесса происходят одновременно. Для человека обыденного мышления это в лучшем случае просто гипотеза, либо полный не заслуживающий внимания бред, не имеющий никакого практического применения.

Для магического мышления, магического видения мира, это вполне нормальная позиция, имеющая вполне нормальное практическое применение в реальной жизни. Парадокс? Отнюдь. Парадокс существует в данной ситуации исключительно для людей с однонаправленным, линейным мышлением.

Почему мы сейчас об этом немного порассуждали? Дело в том, что несложно догадаться, что всегда существовал спор в среде человеческой, что первично – материя или сознание? Является ли сознание продуктом деятельности мозга (типичная позиция проктолога), либо наоборот? И много чего ещё. Проще говоря, магическое мышление – это многоплановое, одновременно разнонаправленное, многомерное мышление.

Это порой сложно понять c позиции "рациональной” грани сознания, но это факт. И вот здесь – то, как раз и выходит на сцену "иррациональная” грань сознания. "Иррациональное” имеет все характеристики квантовой жидкости*. "Иррациональная” грань сознания непрерывно, каждое мгновение обрабатывает поистине вселенский объём информации.

Это и есть непрерывный поток сознания, оперирующий поистине бесконечным объёмом эмоциональных значений, львиная доля которых просто никогда не выходят в осознаваемое пространство "Рациональной ” грани сознания – или дискретного потока сознания.

Хотелось бы отметить, что чрезмерное доминирование того, либо иного компонента (либо рационального, либо иррационального) в нашей деятельности всегда приводит к достаточно ярко выраженному перекосу.

И такое состояние как «магическое мышление» проявляется очень слабо, и весьма спонтанно. Мало того, оно осознанно не подконтрольно – случайно повезло, случайное озарение и т. д. Человек либо чрезмерно эмоционален и следовательно, просто реагирует на ситуацию (реактивный стиль поведения), и мышление при отсутствии ярко выраженных внешних стимулов переходит в вяло текущую стадию полусонного дремотного существования (пока не пнут и не подумаю шевелиться).

Яркий пример – позиция крокодила, позиция ленивого кота.

Мало того, здесь как обычно очень мало логики, трезвости мышления – ‘слов нет, одни слюни’. И естественно бесконечные и очень жёсткие, чаще всего безосновательные претензии и требования к внешнему окружению, внешнему миру.

Либо наоборот, человек чрезмерно рационален, чрезмерно логичен. И здесь будет наблюдаться иная крайность. Но и в том и в другом варианте результат один и тот же – практически полное отсутствие творческого состояния – (идеи рождаются случайно, а если и случаются, то в муках), и как обычно и у тех и у других всё те же претензии и бесконечные требования.

Это не по тому, что они «плохие», просто чаще они такие и есть. Человеку с магическим мышлением естественно это понятно, и он обычно знает, как действовать в таких случаях, при взаимодействии с людьми подобного стиля существования.

Естественно, если человек действительно желает выйти из этого непродуктивного состояния, из этого порочного круга, то он всегда найдёт пути в достижении своей цели.

Какие признаки соответствуют гармоничному, равновесному состоянию?

Человек с магическим стилем мышления и рационален и осознанно иррационален одновременно. Он не столько реактивен в своём поведении, сколько активен. Не столько ситуации формируют его, сколько он формирует ситуации. Он создаёт свою реальность, творчески соотнося себя с миром (смирение – быть в продуктивном диалоге с миром, а не быть рабом кем – то создающим в отношении вас обстоятельств), либо в агрессивной позиции относительно мира.

Настоящий маг понимает такое понятие как "смирение” именно в этом ключе, и здесь рабская психология – психология халявщика, либо агрессивная психология – обратная позиция той же самой рабской психологии просто не проходят. Ибо это просто не продуктивно. Или, проще говоря, маг не подчиняется чьей – то воле (психология раба), маг учитывает возникшие обстоятельства и в любом варианте активно разрешает ситуацию наиболее рационально.

Он не подчиняется закону – он использует закон как инструмент. Мало того и это чрезвычайно важно, он не станет обслуживать какие – либо чужие комплексы, также как и свои. Эта позиция, как вы понимаете, кардинально отличает человека магического мышления от человека обычного, социально обусловленного, а значит человека с социально обусловленным мышлением.

И эти признаки были весьма характерны всегда. Ещё в древние времена был сформулирован универсальный тезис, и он всегда гласил что: "Создающие правила живут по исключениям”. В данном варианте это не позиция махрового эгоизма, а как это ни странно, это позиция творческого поиска. Ведь всегда подчиняясь каким – то правилам, никогда не создашь исключений, чего-то не стандартного и не обычного.

Гений, с точки зрения обычного человека, всегда слегка сумасшедший, потому что нестандартен в своих решениях.

Гибкость мышления один из важнейших критериев магического мышления. А потому, любая нормальная система, любая школа, прежде всего главное внимание уделяет развитию нестандартности, гибкости, осознанной иррациональности мышления. Эффективность технологий в реальной жизни – вот важнейший показатель эффективности реальной магической школы. Здесь не только учат, как эффективно использовать магические алгоритмы для решения самых разных задач, здесь учат, как эффективно создавать алгоритмы для решения самых разных, порой и чаще нестандартных задач.

А это активная позиция сознания. Что это предполагает? Магическое мышление всегда предполагает активное взаимодействие с прошлым (прошлое у мага не ушедшая реальность, не область отжившего и невозвратного воспоминания, а вполне активная, живая реальность), с настоящим, и естественно с будущим. Для магического мышления будущее с одной стороны вероятностно (набор вероятностей), а с другой стороны, каждая вероятность это вполне реальная, живая, физически воплощённая и реализованная грань его существования.

В этой реальности, я всегда из набора вероятностных решений выбираю и реализую какую – то одну, но не все не реализованные в этой реальности вероятности это пустые мечты, и абстракции, а вполне физически воплощённые варианты в иных параллельных мирах. Именно потому магически мыслящий человек, всегда понимая это обстоятельство весьма аккуратен со своими мыслями, идеями.

Его мысль наполнена ясностью, конкретна, и очень точно направлена в цель – адресное мышление. Что это такое, адресное мышление, и как этого состояния достичь хотя бы в общем приближении? Он понимает, что каждая его мысль непременно физически подтверждается, но подтверждается только в этой реальности и ни где более. Другое дело, что всегда кроме понимания и осознания, нужна постоянная практика и дисциплина ума.

Дисциплина ума - непременный признак магического стиля мышления, магического восприятия мира. И в этом мире, и во всех иных вариантах его одновременного присутствия в иных мирах, в иных пространствах. Мы непрерывно порождаем и воплощаем свою реальность во всех реальностях, во всех пространствах одновременно. Есть такая простая древняя истина: "Надо всегда соответствовать своей мечте, своему будущему, ибо будущее не где – то там впереди, оно всегда присутствует и наступает прямо сейчас вместе с нашими мыслями”, "Переосмысливая и меняя сценарий всегда существующего прошлого, мы тут же меняем реальность в своём сейчас и естественно в своём завтра”.

Да это действительно так, мы можем мечтать о своём будущем здесь и сейчас, и создавать его. Но точно также мы можем мечтать о будущем своего прошлого здесь и сейчас и тоже создавать его. Всё взаимосвязано, всё порождает друг друга непрерывно и одновременно. И в то же время каждая вероятность как совершенно неповторимая и уникальная реализуется только один раз в своё время и в своей системе координат.

Для магического мышления также характерна позиция равнозначности в мире. Что это означает? О чём гласит этот принцип? "Всё в мире равнозначно в силу своей абсолютной неповторимости и своей абсолютной уникальности”. Каждый человек, каждое существо, каждая форма сознания представляет собой одну единственную и неповторимую "Вероятность” проявления мирового пространства сознания.

Заметьте, все формы в мировом пространстве сознания всего лишь вероятности и только в этом мы все равнозначны. Или как говорят древние – он это другой я и наоборот – я это другой он. Возможно это странно, но это факт. Из этого можно легко догадаться, что смерти действительно нет. Мы не только продляем себя в детях на генетическом уровне, мы в процессе своего существования порождаем в себе прогрессивно новую реальность, новую личность.

И когда заканчивается физическое подтверждение одной из нашей вероятностей, в тот же момент наше сознание на трасфизическом уровне начинает порождать самоё себя в новом физическом подтверждении. В форме новой совершенно уникальной и никогда неповторимой вероятности. Как говорится, там впереди, всё всецело зависит от самого себя. Надо лишь отметить, что прогрессивно развивается любое состояние, любая идея.

Любая программа может прогрессивно свёртываться, а может прогрессивно развёртываться, Всё в наших руках. Мысль постоянно, непрерывно порождает мир. Остановить этот процесс нереально даже на мгновение. Видимо, это не предусмотрено по сценарию. Даже если мы останавливаем внутренний диалог и создаём состояние абсолютного безмолвия, мы постоянно находясь в нём на самом деле – постоянно порождаем – создаём это безмолвие.

Мы постоянно порождаем в себе желание – быть в этом состоянии, быть в этом безмолвии. И заметьте, наше пространство сознания всегда относительно, относительно нашего нами порождаемого безмолвия. С одной стороны мы и есть это безмолвие, а с другой стороны, раз мы это осознаём и это порождаем, то мы непрерывно наблюдаем своё безмолвие, а значит мы одновременно и вне этого безмолвия.

"Я думаю свою мысль” – сказал удав из мультфильма про удава и его друзей. В данном варианте можно сказать – находясь в состоянии безмолвия, я непрерывно думаю своё безмолвие. Я везде и нигде одновременно. Я и наблюдатель и наблюдаемое одновременно и непрерывно. Возможно, многие скажут, а не много ли уделяется внимания в данном варианте принципу относительности? Естественно нет.

Это один из фундаментальных принципов на базе, которого, существует и прогрессивно развёртывается программа дискретного потока сознания.

Дискретный поток и воплощает собой принцип относительности. Каждое мгновение человек меняется и естественно, он, перейдя в другое функциональное состояние, не соответствует той системе координат, в которой находился мгновение назад. Он с ней уже никак не совпадает и естественно оказывается в другой системе координат. И это происходит непрерывно, постоянно. Заметьте, он не перемещается в другую систему координат, он там оказывается.

И вот он уже относителен по отношению сам к себе, к своей прежней системе координат, он стал другим. И он вспоминает и воспринимает сам себя со стороны, как уже не просто другого человека, а как себя другого. Он имеет возможность сравнения себя сейчас, с собой предыдущим (понятие памяти). Всё познаётся в сравнении. Но, тем не менее, всегда параллельно и одновременно существуют два варианта.

Это когда я вспоминаю себя тогда со стороны. Я помню те события со стороны и это один вариант – внешний. И второй тип воспоминаний, это когда на пример снится сон, где я непосредственно переживаю те воспоминания, те события до мельчайших подробностей. Примером является состояние человека в глубоком трансовом состоянии, где он реально проживает какой – то период своей жизни. И если сейчас он видит плохо (возрастные дефекты зрения), а тогда видел прекрасно, то он видит, так как видел тогда.

Но обратите внимание, реально проживая то состояние, он уже не относителен относительно того события, он уже не знает про это сейчас, он находится там в своём воспоминании, в своей реальности. И он относителен того себя, что был до того. Он просто там живёт и этим всё сказано. Это как бесконечный фильм, состоящий из череды бесконечной последовательности образов – файлов. Как кинолента.

Каждый кадр относителен относительно другого кадра и между ними непреодолимая пропасть, пусть бесконечно малая, но пропасть**. И каждый кадр может знать о другом, только со стороны (внешний наблюдатель). Но как только он станет им, он уже не в состоянии знать о себе со стороны того будущего, он просто стал тем, кем был раньше. Вот так и каждый из нас. Мы одновременно существуем в каждом воспоминании – состояние целостности и в тоже время тотально относительны.

Какой интересный вывод возникает из этой ситуации. Каждый человек, каждое существо при тотальной целостности, непрерывности, одновременно состоит из бесчисленного числа (вариантов) бы мы сказали – проявляется в новой вселенной из ничего с точки зрения внешнего наблюдателя. А с другой стороны, он, переходя в другое функциональное состояние - порождает новую систему координат, он сам, меняясь, творит свою вселенную и сам ей соответствует.

Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление? Какое отношение имеет данное расам ей соответствует. Или как всегда говаривали на Руси, – какие сами, такие и сани. Можно естественно задать себе вопрос, а при чём здесь магическое видение мира, магическое мышление?

Какое отношение имеет данное рассуждение к реальной магической практике? Да самое непосредственное. Любой нормальный человек извлекает опыт, из каких – то вариантов своего прошлого существования, но заметьте, чаще всего это как банк данных здесь и сейчас. И очень редко кто задумывается, что можно не просто задействовать память, а можно реально задействовать те реальности, что существуют в нас в форме наших бесчисленных «Я» как мыслительных эволюционирующих центров.

Ведь каждое наше инвариантное «Я» это не просто некий динамический стереотип, замороженный в виде энергетического контура то, что обычно называют – «память». Это одна из наших вероятностных, по – своему неповторимых, постоянно развивающихся граней нашей же личности. И пусть эта наша вероятностная грань нашей личности поработает с вашей идеей именно как личность, а не как простой источник информации.

Представьте себе, к вам из вашего для вас гипотетического будущего, появляется не просто некто, а вы сами. И в диалоге с вами вручает вам свою идею из его (вашего) будущего. И вы вдруг осознаёте, что вы обогащённый собственной идеей из вашего же будущего придёте туда совсем иным – реальная связь времён. Вы реально налаживаете диалог с самим собой с прошлым, прошлое же начнёт налаживать реальный диалог с вами будущим.

Возникнет так называемый гиперпространственный, гипердинамический сверхвременной контур. К созданию своей трансперсональной, трансфизической реальности эти технологии имеют самое непосредственное отношение. Это совершенно уникальный динамический стереотип пространства сознания. Вы тем самым задействуете разные реальности своего пространства сознания по временной шкале и создаёте качественно иное пространство мышления.

Это и есть магическое видение мира, магическое мышление. По созданию подобной конфигурации сознания существуют вполне реальные технологии. И именно в процессе освоения данных технологий возникают интересные многомерные варианты восприятия мира. Хотелось бы отметить, что для создания подобной конфигурации используются двадцать два базовых функциональных состояния пространства сознания.

Это не совсем из области современной психологии, хотя имеет к этому отношение. Но о создании философских принципов подобных конфигураций речь пойдёт чуть позже в следующих статьях.

*Жидкий гелий – квантовая жидкость, обладает сверхтекучестью, металлический контур помещённый в жидкий гелий приобретает такое качество как сверхпроводимость, и однажды пропущенное по нему электричество движется не испытывая ни какого сопротивления. Жидкий гелий обладает одной интересной особенностью, он течёт одновременно из одной точки в противоположные стороны одновременно.

**Дискретное состояние либо пространства, либо времени всегда предполагает наличие между элементами - промежутков. Пусть эти элементы представляют собой бесконечно малые величины но, тем не менее, между ними всегда будут в наличии пусть бесконечно малые, но промежутки. И их наличие будет всегда иметь физическое подтверждение. Именно в этом их непреодолимость. В этом и состоит принцип дискретности.

Жизнь человека, реализующего себя в пространстве современной культуры и цивилизации, отличается всё возрастающей интенсификацией жизни. Возрастающий поток информации требует все более продуктивной деятельности познавательных процессов, прежде всего мышления. При этом используя всё больше психической энергии в ущерб остальным сторонам деятельности психики. Описанная ситуация вводит человека в ситуацию стресса, причем весьма многоуровневого.

Требования социумной среды по интенсификации мыслительной деятельности подразумевают соответствующую социализацию с её стороны. Однако ни опыт родителей, ни система образования не даёт способов, методов или навыков соответствующего уровня. Максимальная эмоциональная напряженность, связанная, опять же, сvинтенсификацией социумной активности, и напряженность интеллектуальная буквально разрывают источник психической энергии в человеке. Противоречие между присущим человеку комплексом неполноценности и требованием быть максимально полноценным создает постоянную основу экзистенциального беспокойства.

У человека есть три пути выхода из стресса. Первый - чисто техногенный: с одной стороны, сращивание нервной системы и мозга с информационными устройствами значительного усиления переработки информации, и регулировки своих психофизических состояний путем химио - и электрокоррекции (стимуляции) - с другой. Работы в этом направлении уже ведутся и есть первые положительные результаты. Но до глобальной, массовой «матрицилизации» ещё далеко.

Не менее фантастической представляется и утопическая идея глобального изменения системы образования (за короткий срок) в ключе совершенно иной парадигмы формирования познавательных процессов.

Психика человека сама находит выход. При стрессовых ситуациях на первый план психической деятельности выходят так называемые реликтовые механизмы психики, т.е. уровни психики, сформированные на ранних стадиях развития. В равной мере это относится и к процессу мышления.

В целом, задача мышления - понять событие, определить причину его возникновения и предвидеть события вvбудущем.

Введённая мною модель мышления была названа «эволюционная модель структуры мышления» .

Ее общая структура такова:


  1. Мистическое мышление,

  2. Магическое мышление,

  3. Мифологическое мышление,

  4. Логическое мышление.

Три до-логических уровня в психологии называют архаическим мышлением.

Мистическое и магическое мышление имеет три главных отличительных черты:


  1. Постоянный поиск и определение вvокружающей среде (причем на трех уровнях - материальном, социальном и информационном) Силы-Демиурга и определение своего места под эгидой Силы.

  2. Экзистенциональное осознание базового гомеостаза - гештальта «человек-среда» и стремление самой среды восстанавливать возникающие нарушения гомеостаза (что активно используется магическим мышлением).

  3. Отсутствие привычных для логического мышления причинно-следственных связей (что отличает логическое мышление от иерархического).

Мифологическое мышление получает развитие, когда человек овладевает речью и «Я» - концепцией (в возрасте 2,5-3 лет). В мифологическом мышлении человек связывает воедино мистическое и магическое мышление с реальным, конкретным опытом жизни в единую, непротиворечивую схему. Схему, в которой «Я» занимает определенное положение-роль относительно Силы и определяет путь Развития «Я» - по определенному архетипу. Мифологическое мышление обладает всеми чертами мистического и магического, но развивается только в процессе социализации в определенной культурной среде. Здесь определяются нравственно-моральные категории, предвидение будущего, его прогнозирование.

При развитии определенных структур головного мозга развивается логическое мышление. Его главное отличие - появление осознания причинно-следственных связей, систематизация реального опыта, обеспечения конкретных операций, осмысление бытия в контексте законов причин и следствий. Современные авторы отмечают, что логическое и магическое мышление мало чем отличаются друг от друга в плане эффективности познания мира.

Логика хорошо работает в познанном и сориентированном жизненном пространстве. По сути, логическое мышление - магический ритуал, с помощью которого мы вычленяем часть Вселенной из глобальной синхронности и вводим под воздействие логических закономерностей (все, что не соответствует закономерностям - не учитывается). Причем логическое мышление обеспечивает нам функционирование вне стрессовых ситуаций - вне «новизны», которая нарушает привычный ход вещей. При появлении «новизны» включится мифологическое мышление (которое может маскироваться и под логическое).

Логическое мышление проходит две стадии развития. Первая: бытовое - обыденное (с него и начинается развитие). Здесь логическое мышление обеспечивает конкретные операции в конкретном знакомом пространстве, на основе индивидуального житейского опыта. Но главным качеством мышления - обобщением оно не овладевает.

Научное мышление, благодаря свойству глобального обобщения, сходно с мистическим, т.к. тоже может распространить свое действие на зоны, недостижимые непосредственному восприятию. Развитое научное мышление занимает ведущую роль в сознании зрелой личности и организует соподчиненную работу мышления в целом, включая и себя, и архаические уровни мышления, давая им осознанное содержание и целостное функционирование, как единой системе. Причем, выводя их за жестко детерминированные биологическим опытом границы, когда мистическое и магическое мышление включаются только во время стресса и генерируют абсолютно противоположные состояния и потребности (пассивность - активность, подчинение - доминирование, и т.д.).

В нормальном развитии мышления логическое мышление старается «организовать» мифологическое описание мира, магические действия в мире и мистический опыт переживания мира в единую, непротиворечивую систему. При этом, стремясь при отсутствии нужных логических законов такие законы создать. В норме (с точки зрения самоактуализирующейся, гармонично и целостно развивающейся личности) логическое мышление должно находить объяснения фактам мистического и магического опыта, тем самым осознанно познавая мир.

Развитое (научное) логическое мышление берет на себя функции магического, первоначально базируясь на первичном мифе (сформировавшемся в процессе культурализации), а затем создавая свой собственный миф - описание мира, базирующийся на осознаваемых и проживаемых личностью логических законах. С их помощью человек максимально гармонично структурирует - ритуализирует среду и свои представления о времени - пространстве. С помощью логического мышления он определяет (познает) законы, по которым борьба за территорию, за доминирование, за ресурс становится бессмысленной и неактуальной. С помощью логического мышления он рационализирует работу мистического мышления, переводя ее в творческое, неагрессивное русло, то есть придает магическому мышлению черты мышления как такового - нахождение творческих способов самореализации в преобразовании и созидании жизненной среды, не имеющихся ни вvокружающей среде, ни в доступном ему осознанно опыте.

Мистическое мышление

Мистическое мышление связано с работой лимбической системы . Его задача - за счет влияния на силу, которая сама влияет на жизненное пространство, добиться от силы её добровольного решения: изменить пространство так, чтобы человеку в нем было хорошо. При этом мистическое мышление стремиться сделать человека зависимым от силы - но через некоторое время сила без человека теряет свою целостность и суть…

Р-комплекс «дает добро» на работу органов чувств. Лимбическая система улавливает «ароматы» - излучения, производимые источником изменений. То есть лимбическая система расширяет анализ свойств изменений - и не только тех, которые напрямую воздействующих на стабильность энергоинформационной картины, но и сопутствующих, никак не воздействующих на жизненные процессы (вернее влияние этих воздействий не нарушает ход существующих процессов).

Именно на уровне лимбической системы мы понимаем, что «Это» не только телесно приятно, но еще и хорошо пахнет и классное на вкус. Что «Это» можно не только безопасно поглощать, но и реагировать на его запах… Что «Это» не просто липкое, но и вонючее… Или наоборот, приятное на запах и сладкое.

На основе анализа «ароматов» лимбическая система делает вывод - соединяться с объектом или отторгаться от него.

На этом уровне могут быть исправлены «ошибки» неразвитого Р-комплекса

Положим, он «пропустил» некачественную колбасу и вы её таки взяли в руки, но лимбическая система на основе запаха (крайний случай - уже и вкуса) сделает определенные выводы и пошлет в тело активацию нужных реакций.

Лимбическая система создает более целостную картину свойств изменений пространства.

Для лимбической системы по-прежнему нет «автономного объекта». Для неё «объект» - это его аура, его «свечение». Его аура запаха, его аура тонких проявлений, его аура света - то есть электромагнитного излучения, которое наша психика репрезентует в понятии «свет» и «цвет». «Объекта» тут по-прежнему нет - есть «аура». Она - реальность для лимбической системы.

Нужно отметить, что лимбическая система может работать и самостоятельно - тогда, когда Р-комплекс «молчит», отслеживая стабильно-неизменную (с его точки зрения) энергополевую картину. При этом работа Лимбической системы может включит работу Р-комплекса, создавая ему иллюзию внешних изменений. Именно на уровне лимбической системы мы можем сами издавать «ароматы», которые заставляют переживать нас другими людьми и силами как «своего», «любимого», «желанного», «защищаемого» и так далее. Ароматами могут быть как банальные ферромоны или подобранные парфюмы, так и сложные

Магическое мышление

Магическое мышление обеспечивается работой рептильного комплекса (спинной мозг и средний мозг). Его задача - контроль жизненного пространства за счет распределения мест тех сил, которые могут влиять на пространство, удержания их на этих местах, определение формата их функционирования и взаимодействия с человеком. При этом одной из главных задач - сохранение собственной независимости в этих отношениях и поддержка стабильности.

Р-комплекс отслеживает картину стабильности взаимоотношения электромагнитной структуры «человек» и электромагнитной структуры «пространство жизнедеятельности человека» (можно говорить об энергоинформационной или энергополевой структуре, суть это не изменит).

Р-комплекс является первичным звеном обработки информации, принятой рецепторами органа чувств. Речь идет о первичном уровне восприятия - телесноэнергетическом уровне, так называемом «шестом чувстве». Шестое чувство является «таможенником» для остальных чувств. Если на уровне Р-комплекса некий сигнал будет не пропущен в психику, отторгнут, то и остальные органы чувств не будут реагировать на него.

И обратное: если Р-комплекс у человека активирован на восприятие широкой сферы, то у человека будет развито «экстрасенсорное» восприятие - он будет воспринимать то, что другие люди замечать-диагностировать с помощью привычных органов чувств не могут.

Для Р-комплекса не существует «объектов». Р-комплекс, а, следовательно, и вся психика человека, не способен воспринимать некие автономно-самоценные «объекты», «предметы» и т.д.

Он воспринимает Изменения Структуры, а не «объект», который, возможно, вызвал эти изменения. Р-комплекс реагирует не на объект, и не на свойства объекта, который появился в жизненном пространстве, а реагирует на те изменения, который объект производит.

Он воспринимает целостную картину электромагнитных (энергоинформационных) процессов в их активном взаимодействии. И реагирует на изменения в этой картине. Пока картина стабильная, устоявшаяся, пока колебания структуры или отдельных её частей не выходят за некие предельные пороговые значения - комплекс «спокоен», он не «тревожит» психику и человека своими сигналами.

В его «диагностирующей части» содержится некий «эталонный образец» структуры, с которым он постоянно сравнивает воспринятую картину реальности.

Каждый эталонный отрезок времени (чем он короче, тем быстрее реакция человека на изменения) Р-комплекс фиксирует целостную картину структуры (как «мгновенное фото»). Затем он сравнивает его с «эталонным образцом». Если разницы с «эталоном» нет - хорошо. Если разница есть, но изменения не превышают пороговых значений - все нормально. Как только изменения структуры превышают пороговое значение - активируется внимание и начинается диагностика воспринятого воздействия. Определяется то, чем изменение грозит целостной картине взаимодействия структуры «человек» и структуры «среда», а также как оно влияет на эти структуры?

При этом если изменение приобретает стабильный характер, а «человек» продолжает стабильно функционирование в измененной среде, то Р-комплекс адаптируется к изменениям.

Так же Р-комплекс не воспримет крайне мощных воздействий, сильно превышающих порог восприятия. Он вообще отключится, перестает играть роль «таможенника», никак не реагируя и не стимулируя организм на адекватную реакцию.

В этом случае могут включиться остальные органы чувств, взаимодействуя с воспринимаемой информацией вне контроля Р-комплекса и «стараясь» компенсировать его. При этом человек будет видеть крайне многообразную, сложную и захватывающую картину, обычно скрытую от его восприятия.

То же самое можно сделать, «отключив» Р-комплекс химическим путем или в результате сильного физиологического или психического стресса. А также целенаправленным методом разрушений «картины мира» - практики Чань и Дзен, подход Дона Хуана…

Этим объясняются феномены открытия паранормальных способностей, прежде всего, восприятия у людей переживших аварии, сопровождаемых психологическими и физическими травмами, переживших клиническую смерть, удар молнией или электротоком и так далее.

Итак: Р-комплекс воспринимает изменения энергополевой структуры пространства, вызванные, прежде всего, появлением в нем новых объектов. А не сам «объект», как автономную единицу.

При этом все не так просто - на самом деле речь идет не о самих изменениях, а о процессах происходящих в Р-комплексе, которые вызываются восприятием этих внешних изменений.

Р-комплекс, по большому счету, реагирует на те изменения, которые произошли в его «диагностирующей части» под воздействием анализа «картин мира». При этом изменения могут происходить из-за нескольких причин.


    Внешних изменений структуры пространства «среда».


    Внутренних изменений структуры пространства «человек».


    Изменений в самой диагностирующей части.


И каков бы ни был характер причин изменений, Р-комплекс примет только воспринятые изменения, никак не разбираясь в их причинах (у него просто нет для этого функциональных возможностей).

Когда Р-комплекс засек запороговые изменения, он «решает» - оставлять источник изменений в его жизненном пространстве или нет. А если оставлять, то решает, куда его сместить или сместиться самому, чтобы воздействие объекта было «нулевым» (не влияло на устоявшуюся картину) или «положительным» (поддерживало процессы «эталонных структур»).

На нейтральные объекты (не изменяющие структуру энерголиний) Р-комплекс не реагирует. То есть для него их просто нет.

Зачем вообще Р-комплекс это делает? Задача Р-комплекса - получить ориентацию в окружающем его пространстве, своеобразную карту энергополей, ориентируясь на которую, можно планировать дальнейшие действия. Когда «карта структуры» кардинально меняется (выходя за границы пороговых значений), комплекс реагирует - ведь «карта» должна быть или стабильной или ритмично меняющейся, то есть - предсказуемой. Отсюда мы любим ритм в музыке, в узорах, в общении, в повествовании - везде.

Мифологическое мышление

Мифологическое мышление работает на основе кортекса и, скорее всего, на основе церебральной коры правого полушария. Его задача: обеспечит психику рабочими поведенческими сценариями.

Психика на основе «показаний» Р-комплекса и лимбической системы на уровне мифологического мышления подбирает некий сценарий. Он может быть архетипический (врожденный), полученный в результате импринтинга от родителей, может подбираться из ранее прожитых сценариев (их основа все равно архетипическая) или может выстроиться как новый сценарий из базовых сценарных элементов.

Это сценарий нашего поведения в пространстве, где есть заранее заданные «вот такие» изменения и «вот такие» ауры. И по этому сценарию психике понятно - как реагировать на «такие» изменения и на «такие» ауры, какие действия совершать.

При этом на мифологическом уровне будут отвергаться сценарии, ведущие к резким изменениям и приветствоваться сценарии, дающие стабильность. Ведь выбор сценария начинает менять структуру «человек» и его влияние на структуру «среда». После чего происходит вторичное включение Р-комплекса. Он на уровне телесных реакций руководит процессом активации сценария и старается блокировать «развивающие» сценарии.

Круг замкнулся.

Где тут ум? Где рацио? Где «Я»? А нигде.

О чем прямо и говорят восточные философы, особенно Даосы, от которых вся восточная философия и произошла: «отключите ум. Отдайтесь дикой, первичной природе. Избавьтесь от «Я». Войдите в Дао и в Недеяние. Избавьтесь от себя…»

Но куда ж девать развитые структуры неокортекса и опыт хотя бы среднего образования, журнала «Хочу все знать» и передачи «Поле чудес»?

Да никуда. Нужно просто создать абсолютно нереальную реальность, иллюзорную действительность логического мышления и занять эти 3-5% психики. А то оно скучать начинает…

Включается рационально-логическое мышление.

Только после этого рациональное мышление пытается что-то понять о сути самого объекта. Вернее, на основе информации, принятой от рептильного и лимбического комплексов, а также определенностей мифологического сценария, делает выводы о том, что: а) объект воздействия существует и б) обладает соответствующей свойствам изменения сутью.

В соответствии с этими выводами интерпретируются свойства объекта и свое осознанное отношение к нему.

Заметьте, работу Р-комплекса обычный ум не учитывает - он подменяет «изменения пространства» на «наличие объекта» и приписывает ему свойства, отслеженные лимбической системой. Только при определенных практиках человек учитывает «поля», «воздействие», «ощущение»… Обычный ум тщательно избегает этих тревожно-непонятных сигналов, безупречно закрывая всякую возможность контакта с объективной реальностью, меняя её на манипуляции с собственной реальностью «представлений» и ментальных конструктов.

По-прежнему, объект непознаваем. Есть только наши предположения о его существовании, сути и характере свойств, которые рациональное мышление отождествляет с объектом. То есть свои иллюзии выдает за реальность. Есть ли объект, нет ли его, таковы его свойства или на самом деле другие - рациональному мышлению все равно. Главное есть то, что принимается за объект - свои Представления об объекте.

Рассмотрим три основных вида рационально логического мышления (тут есть мои ньюансы классификации):

Бытовое: ленинское, «реальность, данная нам в непосредственном ощущении». Опыт обретается и принимается только за счет непосредственных манипуляций с реальными материальными «объектами». Если «потрогать» нельзя (взаимодействовать на уровне Р-комплекса) - значит, этого не существует.

Научно-мифологическое: манипулирует чистыми идеями и концепциями, абсолютно не нуждается в неком их воплощении как доказательстве истинности концепций. По большому счету, оно всегда сведется к религиозно-мифологическому мышлению - верой в некую невоплощаемую идею, управляющую всеми жизненными процессами во вселенной. Прекрасные образцы научно-мифологического мышления: научные школы, всячески игнорирующие факты, которые идут в разрез с их концепциями. Либо уверенность многих людей в «свою картину мира», которая начисто отвергает любые воззрения, концепции и факты, которые с ней не совпадают.

Научно-магическое: способное как оперировать идеями и концепциями на уровне Вселенной и Бога, так и находить или создавать реальность, которая в непосредственном ощущении будет приносить нам необходимые результаты. Результаты, которые предварительно сформулированы и сформированы в виде объектов - идей. При этом, за счет волевого усилия, человек и себя выстраивает под картину мира, и через Р-комплекс влияет на окружающее пространство.

На уровне осознанной работы ума (а это единственное, что реально «осознанно») мы можем управлять всем пластом архаического мышления через создание ментальных конструктов, осознанно практикуемых сценарием и осознанно вызываемых эмоциональных состояний.

Даже на самом простом уровне Ум способен активно влиять на работу всего организма. Создать такие ментальные конструкты, которые будут восприняты архаическим мышлением как реальные объекты.

Мы осознанно задаем:


    что должно быть (как должна измениться внешняя реальность)


    что с этим делать (как должна измениться наша деятельность)


    как это переживать (как должна измениться внутренняя реальность)


Итог: Р-комплекс создает объективные изменения реальности.

У научно-магического мышления есть два подхода: управления собой или управление реальностью.

«Управление собой» - создать некую умозрительную конструкцию, которая подменит реальность, при этом поверить, что реальность именно такова и начать себя вести на основе этих представлений. В идеале, набирается опыт, система корректируется и в итоге не важно - соответствует она некой «истине» или нет. Важно то, что действия, опирающиеся на эту систему, дают положительный результат. По большому счету, это проявление развитого и контролируемого умом мифологического мышления.

Это «путь шута» - внешне такой человек может жить в очень странных представлениях о себе и мире, вести себя более чем неадекватно общепринятым стандартам, может быть вообще непонят и непонятен - но по жизни он всегда получает то, что нужно и находится там, где надо.

«Управление реальностью» - создать ментальные аналоги объектов, максимально приближенные к реальности, отслеживаемой Р-комплексом и стимулировать свою психику на определенные действия. То есть, создать реальность, совпадающую с внешней, но структурированную таким образом, что все её элементы гармонично-положительны для человека. Это «путь мага», использующего развитый Р-комплекс и соответствующее ему магическое мышление.

Есть у Р-комплекса важная для нас функция: он может сам воздействовать на энергополевую структуру пространства. Та, изменяясь под этим воздействием, начинает воздействовать на источники энергополевых структур и изменений, их создающих.

Изменяет когда? Когда структура «человек» изменилась и стала «сильнее» - целостней и стабильней структуры «пространство». Гомеостаз «человек-пространство» должен быть достигнут и Р-комплекс изменяет пространство так, чтобы оно было гомеостатично с «человеком». В этом, собственно, и заключается вся «магия». Отсюда «маг» - человек внутренне цельный и целостный, имеющий весьма целостную и индивидуально значимую картину Реальности и обладающий значительным «энергопотенциалом».

February 17th, 2015 , 01:11 am


"Ребенок не может сказать: "Папа сегодня угрюмый, потому что у него неприятности на работе", или - : "Мама сегодня в депрессии, но я здесь не причем". Образ мышления ребенка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением , характерным для так называемых первобытных культур, детей и людей, находящихся в состоянии регрессии.

Иногда мне кажется, что у нас пол страны пребывает в состоянии магического мышления, а то и больше. Находясь в ситуации абьюза, или любой другой травматической ситуации, любой человек оказывается в состоянии регрессии.

Человек, пострадавший от абьюза (или находящийся в нем), живет в состоянии сильнейшего стресса, что является травмирующей ситуацией, приводящей к регрессу личности, одним из факторов которого являются когнитивные искажения, а в частности активация магического мышления.

Магическое мышление - характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
"У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет". З. Фрейд. «Тотем и табу» (с) Википедия

Магическое мышление обозначает, что у человека в восприятии мира есть ментальная схема, в которой есть глубинная убежденность, что он может оказывать влияние на события внешнего мира посредством своих мыслительных процессов или физических действий.
На сегодняшний день в социуме активно пропагандируются бабкина терапия мракобесием эзотерические идеи о способности управлять своей жизнью через мысли и ритуалы. Средневековье в действии. Безусловно, наши мысли влияют на наше здоровье, карьерные достижения, отношения и другие аспекты жизни, но тогда, и только тогда, когда мы имеем реальную возможность совершать действия, соответствующие нашим мыслям. Очень опасно для индивида особенно при российском менталитете Иванушки-дурачка, лежащего на печи с умными мыслями брать идеи, подобные идеям из фильмов "Секрет", "Кроличья нора" или из ведического мракобесия, как инструкцию по улучшению жизни. Так как подобная ересь без критического осмысления, без реальной способности и возможностей строить свою жизнь, есть не что иное, как магическое мышление, способное в лучшем случае закончится фрустрацией. Потому что в реальном мире далеко не все может произойти так, как мы хотим, какие бы ритуалы мы не совершали в своей голове, в церкви или у колдунов. Способность принимать жизнь во всех ее проявлениях, способность принимать свою судьбу является результатом развития интегрированной личности. Это не означает, что ВСЕ действия бессмысленны. По аналогии, если при гриппе больному давать слабительное вместо жаропонижающего, вероятность летального исхода вырастет в несколько раз. При этом никто не отменяет символизм Юнга и его гипотезу о синхронии пространства.

Одна из самых первоочередных задач женщины, пережившей (или переживающей) травму отношений, восстановить свое критичное мышление. Как бы глубоко женщина не была погружена в газлайтинг - это возможно. Самым первым шагом будет письменное фиксирование фактов, которые имели место в отношениях. Ни слов, ни ощущений, а поступков, как своих, так и абьюзера. Это первый вдох за пределами газового тумана.

"Мышление, или познание, - это умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации.[...]
Однако чаще всего мы формируем наши понятия путем создания прототипов - наиболее характерных примеров конкретной категории. Чем ближе что-то подходит под наш прототип понятия, тем с большей готовностью мы признаем это в качестве примера данного понятия.[...]

Главным препятствием при решении задач является ригидность - неспособность увидеть проблему под другим углом зрения. Поскольку мы неправильно представляем себе проблему, нам трудно перестроится и подойти к ней по-новому. Тенденция повторять решения, которые срабатывали в прошлом, - этот тип ригидности называется умственным шаблоном .[...]

Гибкое рациональное мышление становится даже более затруднительным во время стресса и напряжения.
[...] Во время личных кризисов мышление тоже зачастую становится "закостеневшим".[...]

Другой тип ригидности скрывается под странным, но подходящим названием - функциональная ригидность. Это склонность воспринимать функции объектов в зафиксированном и неизменном виде." (с) Майерс "Психология"

Все прототипы в голове жертвы насилия о добре и зле, о том, что он все осознает и починится, о том, что он же отец наших детей, о том, что она сможет изменить ситуацию абьюза на ситуацию любви и другие, включая ее представление о себе самой за все время, которое женщина была в абьюзе - закостеневшие и ригидные. Женщина обязана пересмотреть все эти прототипы под другими, разными углами зрения. Это будет вторым шагом, вторым вдохом за пределами газлайтинга. Так как в социуме активно пропагандируется не только магическое мышление, но и гендерное насилие. Чем быстрее будут подвергнуты критическому пересмотру все клише и стереотипы в уме женщины, тем быстрее пойдет процесс. Зоны для анализа: 1. самооценка 2. семейные отношения 3. гендер - принадлежность к полу 4. родительско-детские отношения. Потому что:

"Качество всех наших отношений с другими прямо зависит от того, как мы относимся к себе. Лучший способ усовершенствовать свои отношения с другими и с трансцендентным - максимально полностью осознать свое отношение к себе." (с) Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"

При этом поиск информации будет приводить женщину, как к полезным, так и к вредным источникам. (к хреноведам, например) И здесь полезность найденного имеет смысл определять исходя из двух критериев:
1. будет ли у меня возможность совершать полезные для меня действия в реальном мире, если я возьму найденную информацию в свою жизнь.
2. моя физиологическая (соматическая) реакция при чтении информации, при применении ее в своей жизни.

Женщинам после абьюза стоит принять тот факт, что никакой суперсильной, очень умной и всемогущей тетки нет и в помине:

"Травма - это опыт полной беспомощности. Она представляет собой своего рода нападение на нашу личностную организацию, что делает для человека невозможным переработку такого опыта привычным способом. Психическое равновесие нарушено, и Эго больше не функционирует привычным способом. . [...]
Травмы, которые продолжаются годами, такие, как сексуальное насилие в семье, могут уничтожить личность
[...]

Например, утверждают, что психическая конституция взрослых позволяет им блокировать чувства и ограничить свое восприятие, чтобы защитится. Наличие защитных механизмов также препятствует слишком большой регрессии Эго, в то время, как при детских травмах регрессии, как правило, приобретают масштабы угрожающие жизни. [...]

Не выдерживает критики точка зрения, что структура личности, существующая до травмы, якобы имеет решающее значение для преодоления стресса. Холокост, например, разрушил все детские воспоминания, в том числе о безопасном детстве, которые должны были сохранить свое позитивное влияние. Всем интернализированым ценностям был причинен ущерб, и все объектные отношения изменились. Отсюда следует, что особенности личности до Холокоста никакого влияния на посттравматическую ситуацию не оказали." (с) Урсула Виртц "Убийство души"

Женщина, выходящая из абьюза обязана беречь себя, как новорожденного ребенка и восстанавливать себя так же заботливо и прилежно, как еле выжившего после тяжелейшей операции больного!

"- На что мне безумцы? - сказала Алиса.
- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своём уме - и ты, и я.
- Откуда вы знаете, что я не в своём уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своём, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась? " (с) "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл

" Ты знаешь, кто ты? Ты знаешь, что с тобой произошло? Ты хочешь дальше так жить?" (с) Кристиня Янг "Анатомия страсти"

Магическое мышление в определенной мере, является, с одной стороны, результатом нарушения процесса деидеализации, и защиты от угрожающей действительности, с которой не выстроены надежные связи, с другой.

Магическому мышлению характерны завышенные нереалистичные ожидания, как от себя, так и от других людей. Магически мысля, человек хватается за идею всемогущества, вместо того, чтобы укреплять связь с реальностью. Источником многих негативных психологических состояний, таких как агрессия или депрессия, является именно магическое мышление. Не зарываясь в историю, изучаемого вопроса, которая несомненно интересна и имеет большую ценность, попытаюсь кратко описать суть феномена и его эффектов.

В качестве главного источника магического мышления можно назвать экзистенциальное одиночество в раннем опыте ребенка и недостаток опыта доверительных контактов с другими людьми (прежде всего с матерью).

Формальные отношения с другими усложняют дифференциацию собственного образа и образа других людей. В этом случае вместо человеческой сложности существует два крайних и примитивных, связанных с такими же недифференцированными аффектами, образа – хороший и плохой, беспомощный и всемогущий.

В качестве еще одного источника может быть названа материнская сверхвключенность , выражающаяся в чрезмерной слежке за потребностями ребенка и стремлением удовлетворять еще до того, как ребенок самостоятельно осознал и выразил эти потребности.

При таких «предвосхищяющих» коммуникациях формируется ожидания, что люди способны видеть, понимать твои потребности, догадываться о желаниях и состояниях, без каких либо сообщений с твоей стороны.

Магическое мышление нередко выражается и в идее собственного всемогущества, например, в представлениях о силе возможностей собственных мыслей и действий, которые могут непосредственно влиять на события. В таких феноменах выражается потребность в контроле и власти, компенсирующая характерное этим людям состояние собственной беспомощности.

Люди с преобладанием тревожного аффекта и соответствующим ему избегающим поведением мучимы мыслями, о том, что другие люди способны узнать об их «никчемности», прямо и непосредственно увидеть их внутреннюю ничтожную суть и станут смеяться и издеваться над ними. Такие люди испытывают затруднения в межличностных контактах, ввиду того, что чувствуют себя выставленными в наготе своего позорного убожества на всеобщее обозрение. Таким образом, тревога магии мышления склоняет человека к уединению, избеганию контактов и отношений.

Нередко может возникать параноидная настроенность – «меня используют, узнают мои мысли, я потеряю контроль и пр.». Часто, можно встретить убеждение: «Если некто враждебен по отношению ко мне, то он способен силой своих мыслей повредить мне, разрушить что-то ценное, дорогое сердцу». Так радующаяся мать, сын которой поступил в институт, не распространяется об этом важном событии, так как зависть других людей может все испортить.

Ипохондрические страхи также связаны с магическим мышлением, в этом случае часто можно столкнуться верой в порчу, сглаз и в сверхъестественную силу собственных предчувствий.

У пограничных и нарциссически организованных личностей, со свойственным им аффектом ярости, с легкостью возникает агрессия и даже всеобъемлющая ненависть, если их потребности не были угаданы и что-то идет не так, как они ожидали. В этом случае магическое мышление проявляется в убежденности, что другой человек все знает относительно их желаний и намерено не удовлетворяет их из враждебных, издевательских мотивов. Эти чувства могут проявляться по отношению к близким людям, которые чего-то не смогли предугадать (не подарил цветы, не позвонил и пр.). У пограничной личности в близких отношения постоянно происходят скандалы, причиной которых становятся такие мелочи как: не позвонил, не догадался, не подумал, и т.д. Такие личности убеждены, что другой человек должен заботиться об их удобствах и знать о том, как их создать таким образом, чтобы создать абсолютный комфорт. Близкие такого человека становятся жертвами его магического мышления, постоянно попадая под упреки и недовольство. Попытки «поговорить», «обсудить» успехом не увенчиваются, так как незыблемым, не поддающимся коррекции убеждением магического мышления, является убежденность, в том, что «ты сам (а) должен (а) был (а) понять, догадаться, увидеть, почувствовать и пр.».

Аналогичные чувства, от раздражения до ярости могут проявляться и по отношению к психотерапевту, который вместо того, чтобы быстро догадаться обо всем и скорее помочь, докучает и донимает расспросами.

Магическое поляризованное мышление выражается в фантазиях о собственном всемогуществе, которые обычно отличают нарциссических личностей. Так, часто вместо построения реалистичных планов, связанных с карьерным ростом, или профессиональным самосовершенствованием, постепенного погружения в какое-то дело, могут иметь место постоянные метания или вовсе отказ от деятельности.

Главный соблазн магического мышления и один из мощных секретов его власти состоит в возможности обрести все и сразу вместо долгой и упорной работы, исход которой не никогда не гарантирован. Магическое мышление искушает, а отрыв реальности увеличивается. Человек все больше и больше находится в плену иллюзий и фантазий.

Магическое мышление затрудняет реалистичное отношение и к процессу психотерапии. Такой клиент ждет, что психотерапевт, взмахнув волшебной палочкой, поможет ему повысить свою эффективность до уровня своих желаний и не способен осознать, что именно в нереалистичности его желаний и коренятся истоки его жизненного коллапса. Клиент такого типа твердо уверен, что существуют методы и средства, с помощью которых психотерапевт может превратить его в героического сверхчеловека. Часто именно магическое мышление, заставляет таких клиентов ходить от терапевта к терапевту, обесценивая одного за одним, когда они не оправдывают его магических упований. С этим тесно связана, концепция «материальных мыслей» и построение не ее основе различных «психотехник» исполнения желаний и взлома барьеров. Например, существует очень известная методика, когда люди становятся в круг, крепко держащихся за руки. В центре круга стоит один человек, задача которого вырваться из круга. Предполагается, что таким способом человек учится взламывать внутренние преграды и вырываться на свободу. Это магическое упование на освобождение: Если я делаю это, выполняя ритуал, то решу и реальные сложности своей жизни. Этот метод на самом деле разработан для того, чтобы человек почувствовал себя освобожденным и свободным. Однако если человек на не прочувствует той боли, которая его ограничивает на деле то подобный ритуал может способствовать кратковременному сбросу напряжения, который вряд ли затронет жесткую систему защит.

Это же касается различных аффирмаций и созданий картин будущего. Так, девушка длительное время создающая различные успешные «картины будущего», в один момент, узнав об успешной жизни своей бывшей одноклассницы, сначала впала в ярость, а затем в субдепрессивное состояние от вторжения «картины реального настоящего».

Обсессивно-компульсивному типу личности характерна большая потребность во всемогущем контроле, который является своеобразным щитом от тревоги. Подавленная агрессия или сексуальное желание, которые направлены на близких, не осознаются в силу их непереносимости для сознания. Тогда они находят свое выражение в беспокойстве, что с ними самими и их близкими может произойти что-то ужасное. Собственным мыслям и действиям приписывается магическая сила – если плохо подумаю, то мои близкие могут заболеть, умереть, погибнуть и пр., но если при этом, по дороге на работу, сосчитаю десять автомобилей красного цвета, смогу предотвратить это.

Формула «все ясно без слов» трансформируется в перманентную проекцию на окружающих своих тревог, враждебности и потребности во всемогущем контроле и удовлетворении потребностей, что сказывается на качестве межличностных контактов и порождает в них множество проблем и конфликтов.

Магическое мышление – это особый образ мышления, который предполагает убежденность человека в наличии связи между вещами, связь между которыми не очевидна и не прослеживается логически. Например, человек может видеть связь между его мыслями и событиями, которые находятся вне его контроля, то есть, теми событиями, на которые он не мог бы повлиять прямым или косвенным способом, или рассматривать определенные события или символы, как предзнаменование других событий. Именно магическое мышление является причиной появления такого великого множества предрассудков, суеверий и примет, которые существуют в нашем мире, кроме того, некоторые исследователи предполагают, что так появились и анимизм, религии, а возможно даже и культура. Эту статью непременно следует прочитать, если вы интересуетесь такой темой, как сила мысли.

Один из исследователей феномена магического мышления доктор антропологии Филипс Стивенс младший говорит: "Подавляющее большинство людей верит, что существует реальная связь между символом и тем, с чем этот символ соотносится, и что между ними действуют реальные силы, которые в потенциале могут быть измерены". Одной из причин таких убеждений исследователи считают ассоциативное мышление, так, некоторые люди верят, что существует связь между похожими по внешним или другим признакам предметы, или что между предметом и его частями сохраняется связь даже после разделения этого предмета и его части.

Распространенные примеры магического мышления:

- Связь между похожими предметами. Среди самых ярких примеров можно выделить корень мандрагоры, который по форме напоминает человеческое тело. С давних времен именно из-за формы корня мандрагоры люди верили в его магическую силу и способность воздействовать на жизнь или здоровье человека. По той же причине многие люди убеждены в том, что между близнецами существует незримая связь, позволяющая близнецам "знать", что они чувствуют, находясь друг от друга на расстоянии.

- Связь между целым и частью. Кукла Вуду – еще один яркий пример ассоциативного мышления, или магического мышления, так, используя при изготовлении куклы волосы, ногти или что-то, что принадлежит человеку, по убеждению заклинателей, они могли воздействовать на его здоровье. То есть, волосы и ногти, по мнению людей, подверженных магическому мышлению, служат связующими элементами между куклой, над которой производятся магические манипуляции и человеком, которому принадлежат эти волосы и ногти. Также, в древности люди верили, что съев сердце убитого животного, охотник получал его силу, но, разумеется, сила охотника увеличивалась только психически, если охотник в это верил.

- Случайная связь между разными предметами. Психолог Джеймс Алкок определяет магическое мышление, как склонность людей создавать связи между двумя несвязанным друг с другом событиями, так, что одно событие рассматривается, как причина для создания другого события. Именно эта склонность является причиной порождения самых разных суеверий. Достаточно вспомнить несправедливо обвиненного в несчастьях черного кота, который переходит дорогу, что, по поверью приносит несчастье. Кстати в таком случае мы обычно перекрещиваем пальцы, будучи убежденными, что это нас убережет от несчастий, которые сулит черный кот – и это тоже магическое мышление.

- Потусторонние силы, карма и Бог. Также, некоторые люди верят, что из ритуалов, молитв, соблюдения табу или жертвоприношения можно извлечь какую-то выгоду, при этом выгода ожидается не только в настоящей жизни, но и в следующей. Некоторые же, впадая в болезнь, к примеру, заключают договор с Богом, что, если они избавятся от недуга и выздоровеют, то принесут Богу жертву в виде приобщения к нравственному образу жизни или совершения пожертвования в пользу тех, кто нуждается. Когда же к ним приходит исцеление, они верят, что пришло оно от того, к кому они обращались. Кстати сказать, в старые времена люди верили, что принесение жертвы богам приносило долгожданный дождь, необходимый для орошения полей, правда, исполнял жертвоприношение, обычно, жрец, который эти поверья и распространял среди людей. Ну и еще одна распространенная вера - вера в карму, когда человек убежден, что за все свои деяния он однажды должен будет понести заслуженное наказание.

- Предсказание будущего. Это еще один из распространенных примеров магического мышления. Всевозможные гадания, предсказания, карты Таро, магический шар, предсказания по линиям руки, астрология и так далее и тому подобное, список можно было бы продолжать еще и еще, но это не было моей целью при написании данной статьи. Есть люди, которые верят, что могут предсказывать события будущего, используя какие-либо подручные средства, но, чаще всего, их предсказания весьма расплывчаты, они никогда не говорят о чем-то конкретном, но вместо этого создают огромное поле для интерпретации.

- Влияние мыслей на материю. Еще одной распространённой формой магического мышления является убеждение, что мысли, которые мы думаем в своей голове, и слова, которые произносим или записываем на бумаге, имеют свойство проявляться в реальности. Об этом говорит и, возможно, уже известный кому-то из вас закон притяжения, основанный на концепции силы мысли, по которому всё, о чем вы думаете и на что обращаете свое внимание, проявляется в вашей жизни в виде событий и обстоятельств, независимо от того, хотели вы наступления этих событий или нет. Также в некоторых культурах существует поверье, что упоминание нечистой силы обязательно приведет к неприятностям, поэтому они стараются избегать её упоминания в своей речи.

- Магические зелья, амулеты. По сегодняшний день распространена вера в то, что части экзотических или редких животных могут исцелять болезни, продлевать жизнь и даже приносить удачу. Все мы знаем, что большое количество африканских носорогов гибнет от рук браконьеров только из-за того, рог носорога пользуется большим спросом и, как считается, может лечить болезни. По той же причине гибнут и тигры, и слоны, и многие другие редкие животные. Но, что самое печальное, животные эти, скорее всего, гибнут совершенно напрасно, потому что польза от применения частей этих животных остается не доказанной, честно говоря, такого же эффекта они могли бы достичь, употребляя растертый порошок известняка с местной каменоломни. Примерно такой же силой обладают магические амулеты, которые создают и носят люди – в них ровно столько магической силы, сколько люди сами наделяют их своей верой, тогда как для другого человека это может быть просто куском камня, кости или обычной безделушкой.

- Одухотворение неживых предметов. Обычно это свойственно детям – одухотворять неодушевленные предметы. Например, в детстве многие из нас верили, что кода наступает ночь, и мы засыпаем, наши игрушки начинают жить собственной жизнью. Некоторые люди "наделяют душой" деревья, считая, что деревья могут даже общаться и что у них больше мудрости, чем мы думаем. Кто-то одухотворяет планету, а кто-то даже Вселенную считает живым существом – и это тоже, как вы уже поняли, магическое мышление.

Всё это только малая часть того, что можно было бы привести в пример для описания магического мышления. Но, наверное, вам достаточно взять любую книгу магии и вы найдете достаточно количество примеров.

Неожиданное открытие.

Вы, наверное, слышали о четырехлистнике клевера? Это распространенный символ удачи и благополучия, сила которого основана на суеверии, что, якобы, он способен принести удачу тому, кому посчастливится этот четырехлистник найти. Обладатель же четырехлистника, как считается, может привлекать к себе удачу на долговременной основе. Даже украшение в форме четырехлистника способно принести удачу, если вы в это верите. Но возможно ли вообще такое, чтобы четырехлистник, или любой другой символ удачи, как, например, подкова, мог повлиять на нашу жизнь? Возможно ли вообще такое, что, только лишь придерживаясь тех или иных суеверий, человек мог изменить обстоятельства в лучшую сторону? Чтобы выяснить это, исследователи из Кёльнского университета провели один интересный эксперимент, результаты которого были опубликованы в журнале "Psychological Science".

Для проверки влияния магического мышления на реальные результаты, экспериментаторы предложили нескольким участникам эксперимента сыграть в гольф, где каждый из них должен был сделать по 10 ударов с одного места. При этом всякий раз, когда экспериментаторы подавали испытуемым мяч, они объявляли мяч либо удачливым, либо обычным. Результаты заставили ученых усомниться в том, что предрассудки – это просто предрассудки. Эксперимент показал, что, когда мячи объявлялись удачливыми, участники эксперимента делали в среднем на два попадания больше. Как такое возможно? Оказывается, знание о том, что мяч удачливый, заставляло человека бить с большей верой в то, что он попадет в цель, то есть, имел место психологический эффект. Таким же образом участники другого эксперимента лучше справлялись с поставленными перед ними задачами, если с собой у них был их собственный счастливый предмет. Но, разумеется, улучшение результатов происходило не за счет магических свойств предмета, а за счет психологического эффекта – повышения веры в себя или чувства, что у испытуемых есть поддержка.

Польза и вред магического мышления.

Само по себе магическое мышление не представляет угрозы для человека, а в некоторых случаях даже приносит позу, если, конечно, человек умеет устанавливать границы между реальностью и вымыслом. Польза же магического мышления заключается в том, что вера в высшие силы помогает человеку справляться со страхами и преодолевать препятствия, делает его более уверенным и спокойным перед лицом опасностей. Такое мышление помогает людям, которые сомневаются в своих способностях и компетентности, или чувствуют себя беспомощными, в решении повседневных задач. Кроме того, как я уже написал чуть выше, вера в то, что амулет, который человек носит с собой, или ритуал, который он выполняет, приносит удачу, позволяет ему с большей легкостью идти на риск и хвататься за появляющиеся возможности. В большинстве случаев отмечается всем известный эффект плацебо, о котором я уже говорил на страницах своего сайта сайт

Но далеко не всегда магическое мышление – это хорошо. В избытке оно может привести к иррациональному или даже бредовому поведению, а также усилить обсессивно-компульсивное расстройство и даже привести к психозу. К примеру, общение с гадалкой может стать для человека роковым, если ее предсказание будет негативным, и если он поверит каждому ее слову, в силу своей подверженности ассоциативному мышлению. То же самое касается всевозможных сглазов и проклятий, которые, по убеждению человека, могут быть направлены против него, в результате чего они оказывают негативное влияние на здоровье и в целом на жизнь человека. Еще одна опасность заключается в том, что магическое мышление заставляет человека несправедливо обвинять себя в том, что плохие события в его жизни были вызваны его негативным мышлением или даже произошли в его жизни по закону кармы за его прошлые деяния.

Следует сказать, что подвержены магическому мышлению практически все люди, но особенно дети, которые учатся отличать реальность от вымысла только примерно к 8 годам. Хотя, когда высокообразованные взрослые люди прибегают к такому способу мышления, это выглядит немного странно, впрочем, наука, несмотря на все её достижения, не может полностью исключить возможность воздействия наших мыслей на окружающую нас реальность. Новое направление физике под названием квантовая физика открывает перед нами удивительный мир супермалых величин, в котором известные нам законы физики просто напросто перестают работать, и в силу вступают другие, еще неведомые нам законы. Таким же образом, было бы неправильно полностью исключить возможность взаимодействия нашего сознания со всем, что нас окружает.

Loading...Loading...