Бог шельму метит значение фразеологизма. Шельма


Наверное, рыжеволосым людям во все времена доставалось больше других. Широко известно, что в эпоху Средневековья женщин с огненным цветом волос называли ведьмами и сжигали на кострах. Позже их признавали то божьими избранниками, то приспешниками дьявола. Это люди с самым редким цветом волос, таких – всего 2% населения Земли. И, как любое исключение из правил, это явление привлекает внимание и требует объяснений своей природы. В разные эпохи и в разных странах отношение к рыжим было очень неоднозначным.



Все, что нам кажется непривычным, часто расценивается как чуждое и враждебное. Рыжеволосые часто подвергались гонениям и даже физическому уничтожению. В Древнем Египте их приносили в жертву богу Амон-Ра. Такие жертвы должны были обеспечить хороший урожай – их цвет волос ассоциировался с золотистым цветом зерна. В Древнем Риме, напротив, рабы с медным цветом волос ценились больше и продавались дороже.



В эпоху Средневековья рыжих обвиняли в связях с нечистой силой и считали проклятыми от рождения как похитителей адского огня. Только за цвет волос можно было получить клеймо состоящего в родстве с дьяволом. Как ни странно, но многие из рыжих людей действительно обладали экстрасенсорными способностями, лечили людей, предсказывали будущее.





Отношение к рыжим изменилось в эпоху Возрождения – на полотнах многих великих художников самые прекрасные женщины изображаются рыжеволосыми. Венера Боттичелли на века стала эталоном женской красоты. В XVI в. Тициан изобразил на своих полотнах столько рыжих людей, что даже его имя стало нарицательным для одного из оттенков рыжего цвета.



На Руси рыжий цвет волос часто ассоциировался с хитростью, обманом и распутством. Сохранилось множество пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом: «Рыжий да красный – человек опасный», «Рыжему во святых не бывать!», «Рыжий да плешивый – люди спесивы», «А я что, рыжий, что ли?». В период правления Петра I был издан царский указ, повелевающий «рыжих и косых на государеву службу не брать», «рыжих во флот не брать, ибо шельма и плут», «рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, …понеже Бог шельму метит!».

В ХХ в. рыжие стали объектом исследований ученых. В 1960-х гг. вышла научная работа Ганса Бернгарда Шиффа «Рыжеволосые». По мнению автора, такие люди обладают не только яркой внешностью, но и сложной противоречивой натурой. Все это они получили в наследство от далеких предков – кельтов, коренного населения Шотландии и Ирландии, в чьих народных преданиях женщины с рыжими волосами назывались потомками фей. «Кельтский дух» живет в людях непостоянных, непредсказуемых, неуравновешенных. Часто рыжеволосые приходят к власти, и тогда происходят резкие перемены, иногда даже рушатся государства.





Многие политики с рыжим цветом волос действительно отличались от других необычайной активностью и целеустремленностью. Иногда эта активность была разрушительной. Например, большевиков называли «партией рыжих»: Ленин, Бухарин, Енукидзе, Крупская, Арманд и др.

Бог шельму метит. Кто не слышал этой известной старинной пословицы?

Когда была маленькой, всегда недоумевала, что это за шельма такая. Шель - ма.Злое что- то такое. Как будто шамкающая старуха беззубым ртом произнесла... Непонятно...

Словари предлагают такие к этому слову: плут, мошенник, обманщик, пройдоха, аферист и почему-то указывают просторечное и разговорное происхождение слова. Может применяться, как к мужчине, так и к женщине. Раньше шельмами считали только тех, кто выдавал себя за какую-то другую личность. Позже ряд значений расширился. Иногда шельмой могли назвать того, чьей ловкостью, хитростью, изворотливостью восхищались. Звучало бы это примерно с такой интонацией: "Ах, он, шельма эдакая! как складно заливает!". Часто используется, как вводное слово для придания предложению остроты, задора и пикантности. В тюрьме так называют шинель или женщин нетяжелого поведения.

А утверждение, что Бог шельму метит, ведёт своё происхождение еще издавна. С тех самых времен, когда рыжих женщин считали соучастницами дьявола и сжигали на костре. Мол, рыжие - они проводники зла в мире сем. А если у человека на лице случалось быть большому родимому пятну, то... Многие приводят в пример известнейших тиранов и властителей, мол, Сталин был сухоручкой, Бонапарт - коротышкой, Пётр Первый отличался нескладностью и гигантским ростом. А еще у него были замечены странные припадки, проходившие только тогда, когда его погладить по голове. Ныне вспоминают пораженное оспой лицо Ющенко и Горбачева с его пигментным пятном. И приводят десятки, сотни запомнившихся примеров, пугая Богом и возмездием. Только, на мой взгляд, бесчеловечно и как-то уж совсем не пристало христианам судить человека за такие его черты.

Да и вроде как в 21 веке живём. Всё же знаем, что Земля круглая, а солнце заходит не потому, что Бог на нас сердится. Цивилизованные люди, не ограничиваемые забобонами. Светлые головы. Не тут-то было...

Не возьмусь опровергать предрассудок, который складывался веками, но... Сегодня даже учёные-физиогномисты не берутся однозначно судить о человеке по его чертам лица. Да и как-то некрасиво получается по отношению к тем, кого природа обезобразила шрамом на лице или ужасной бородавкой. И так живётся несладко, особенно девушкам. Хоть мы и люди цивилизованные, сдержанные, всё же при нашем воспитании, этикете и хороших манерах не перестают глазеть на улицах. Оборачиваться, шептать что-то вслед. Нам ещё долго от этого избавляться, если сможем когда-то уйти от этого. И встречают все еще по одёжке...

Раньше люди всерьёз полагали, что если человек наделён какой-то отметиной, то беды не миновать, и что Бог таким образом отмечает недобрых людей. Может, и верно, но не всегда же есть основание так считать. Есть предостаточно хитрецов среди людей с идеальной внешностью и честных простаков с каким-то увечьем. Судить только исходя из этого критерия было бы несправедливо. Мы же проповедуем гуманистические идеалы.

Будем тактичнее, добрее и если нам случится увидеть такого человека, не будем принимать во внимание только внешность.

Наверное, рыжеволосым людям во все времена доставалось больше других. Широко известно, что в эпоху Средневековья женщин с огненным цветом волос называли ведьмами и сжигали на кострах. Позже их признавали то божьими избранниками, то приспешниками дьявола. Это люди с самым редким цветом волос, таких - всего 2% населения Земли. И, как любое исключение из правил, это явление привлекает внимание и требует объяснений своей природы. В разные эпохи и в разных странах отношение к рыжим было очень неоднозначным.


Все, что нам кажется непривычным, часто расценивается как чуждое и враждебное. Рыжеволосые часто подвергались гонениям и даже физическому уничтожению. В Древнем Египте их приносили в жертву богу Амон-Ра. Такие жертвы должны были обеспечить хороший урожай - их цвет волос ассоциировался с золотистым цветом зерна. В Древнем Риме, напротив, рабы с медным цветом волос ценились больше и продавались дороже.


В эпоху Средневековья рыжих обвиняли в связях с нечистой силой и считали проклятыми от рождения как похитителей адского огня. Только за цвет волос можно было получить клеймо состоящего в родстве с дьяволом. Как ни странно, но многие из рыжих людей действительно обладали экстрасенсорными способностями, лечили людей, предсказывали будущее.



Отношение к рыжим изменилось в эпоху Возрождения - на полотнах многих великих художников самые прекрасные женщины изображаются рыжеволосыми. Венера Боттичелли на века стала эталоном женской красоты. В XVI в. Тициан изобразил на своих полотнах столько рыжих людей, что даже его имя стало нарицательным для одного из оттенков рыжего цвета.


На Руси рыжий цвет волос часто ассоциировался с хитростью, обманом и распутством. Сохранилось множество пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом: «Рыжий да красный - человек опасный», «Рыжему во святых не бывать!», «Рыжий да плешивый - люди спесивы», «А я что, рыжий, что ли?». В период правления Петра I был издан царский указ, повелевающий «рыжих и косых на государеву службу не брать», «рыжих во флот не брать, ибо шельма и плут», «рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, …понеже Бог шельму метит!».

В ХХ в. рыжие стали объектом исследований ученых. В 1960-х гг. вышла научная работа Ганса Бернгарда Шиффа «Рыжеволосые». По мнению автора, такие люди обладают не только яркой внешностью, но и сложной противоречивой натурой. Все это они получили в наследство от далеких предков - кельтов, коренного населения Шотландии и Ирландии, в чьих народных преданиях женщины с рыжими волосами назывались потомками фей. «Кельтский дух» живет в людях непостоянных, непредсказуемых, неуравновешенных. Часто рыжеволосые приходят к власти, и тогда происходят резкие перемены, иногда даже рушатся государства.



Рыжие - обладатели яркой внешности и противоречивой натуры

Многие политики с рыжим цветом волос действительно отличались от других необычайной активностью и целеустремленностью. Иногда эта активность была разрушительной. Например, большевиков называли «партией рыжих»: Ленин, Бухарин, Енукидзе, Крупская, Арманд и др.

Бог шельму метит

Богъ шельму мѣтитъ (иноск. , ирон. ) о заслуженномъ, судьбою насланномъ наказаніи.

Ср. При видѣ появившихся на груди его пятенъ, грѣшный человѣкъ, было у меня на умѣ сказать ему, что «Богъ шельму мѣтитъ» , но только сдавилъ я это слово во устахъ.

Лѣсковъ. Запечатлѣнный Ангелъ. 9.

См. Бог плута метит.

  • - об особом дурном выражении на лице или другом отличии Ср. У него на лице была красная метинка, как огонь, - а это никогда даром не ставится...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Богъ плута мѣтитъ объ особомъ дурномъ выраженіи на лицѣ, или другомъ отличіи. Ср. У него на лицѣ была красная мѣтинка, какъ огонь, - а это никогда даромъ не ставится...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Богъ шельму мѣтитъ о заслуженномъ, судьбою насланномъ наказаніи...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Метит в пятки, а попадает в нос...
  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Бог шельму метит" в книгах

«Бог шельму метит»

автора Осадчий Иван Павлович

«Бог шельму метит»

Из книги Мы родом из СССР. Книга 2. В радостях и тревогах… автора Осадчий Иван Павлович

«Бог шельму метит» …Вечером того же дня, когда скончался К. У. Черненко, 10 марта 1985 года, состоялось экстренное заседание Политбюро ЦК КПСС.Сказать, что положение в партии и в стране было тревожное, значит, ничего не сказать. Народ устал в ожидании перемен. А надежды на

Глава 4. АКТРИСА МЕТИТ В ДРАМАТУРГИ

Из книги Жаклин автора Вентура Джеффри

«Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань…» Брезжит утро. Свет неверный тихой ночи метит грань. Дух упавший в бездну, слышит некий властный глас: восстань! А в пещере тесной, смрадной, в свод ширяяся крылом, Нетопырь трусливо-жадный лик свой кроет перед днем. В

6.4. Александр метит в Тир

Из книги Загадки Финикии автора Волков Александр Викторович

6.4. Александр метит в Тир В 334 году до нашей эры армия Александра Македонского двинулась в Азию. Разбив в ноябре 333 года при Иссе войска персидского царя, она повернула на юг – и направилась на Ближний Восток. Большинство финикийских городов – Арвад, Сидон, Библ – смиренно

БОГ ШЕЛЬМУ ШЕРЕМЕТИТ…

Из книги Газета Завтра 201 (40 1997) автора Завтра Газета

БОГ ШЕЛЬМУ ШЕРЕМЕТИТ… Владимир БондаренкоКогда-то советский поэт Межиров писал: “Мы под Колпино скопом стоим, артиллерия бьет по своим…” Да, были такие трагические случаи во время Великой Отечественной войны. Но то - трагическая случайность войны. По Александру

Дьявол метит свои жертвы шестёркой?

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Дьявол метит свои жертвы шестёркой? Так получилось, что в моём телефонном номере присутствуют три шестёрки. Многих людей этот факт пугает и удручает. На меня смотрят с недоумением. В некоторых культурах сочетание трёх шестёрок считается знаком принадлежности к бесам,

Из Викисловаря:

Цитировать (выделенное)

Значение
перен., разг., неодобр. о чём-либо указывающем на отрицательные качества характера кого-либо ◆ Волкового не то что зэ́ки и не то что надзира́тели - сам нача́льник ла́геря, говоря́т, бои́тся. Вот Бог ше́льму ме́тит, фамильицу дал! ― ина́че, как волк, Волковой не смо́трит. А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Бог шельму метит. Еще в древности была всеобщая ненависть к рыжим, скуластым. Сократ видеть не мог бледных. А современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых «прирожденных преступников» - бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза. И. А. Бунин, «Дневники», 1881-1953 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Из Гугла:

Цитировать (выделенное)

Кто кого метит

"Бог шельму метит", --говорим мы.

Этому выражению всего около трехсот лет в нашем языке. Пришло оно вместе с петровским онемечиванием. Немецкое der Schelm означает "плут", и для русского человека немец - не только немец, немтырь, неспособный говорить по-русски, но и еще, по понятной неприязни к новым господам и порядкам, плут, шельмец, существо скользкое, алчное и вороватое. Здоровый крестьянский и континентальный дух русских городов, в сущности, больших деревень, делал жителей ядреными, с чистыми лицами, в противовес угрям, прыщам и прочим отметинам болотно-промозглого балтийского климата на телах и лицах немчуры.

******************************

Бог шельму метит

Хорошего человека по лицу видно. Ведь это, действительно, таинственная закономерность, не объяснимая средствами человеческой логики, что хорошего человека всегда по лицу видно, хотя далеко не всегда как-то нарочно отмечен мерзавец и живодер. Другое дело, что безусловная добродетель – большая редкость, равно как и безусловная злонамеренность, и человек по преимуществу “Ни Богу свечка, ни черту кочерга”.

Однако в самых тяжелых случаях облик злодея, как правило, явственно показывает 666-е антихристово число. И даже история, кажется, не знает ни одного великого сатаниста, который не был бы так или иначе помечен, особенно если он завзятый революционер. Петр I отличался нечеловеческим ростом, несуразным телосложением, противоестественными наклонностями и загадочными припадками, которые проходили, если его погладить по голове. У Робеспьера была физиономия третьеводнешнего покойника, каменная и отдававшая в зеленцу. Жан-Поль Марат страдал уникальной кожной болезнью и фактически жил в воде. На фотоснимки наших бомбистов страшно смотреть. У Ленина было лицо скопца. Более отталкивающей внешности, нежели у Гитлера, трудно вообразить. Сталин был сухоручка, ростом чуть ли не с карлика и щербат. Даже самый благообразный тип из этой компании, Наполеон Бонапарт, был похож на Аполлона Бельведерского, которого скульптор Леохар поставил на короткие ножки да еще приделал ему пузцо.

Шельма
Шельма, шельмец - слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое schelmen означало "пройдоха, обманщик". Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне "Шельм фон Бергер" в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску.

ШЕЛЬМА
шельмы, м. и ж. (нем. Schelm) (разг.). 1. Мошенник, негодяй (бран.). - Директор банка, проваливай по добру по здорову! Все уходите, чтоб ни одной шельмы тут не оставалось! Чехов. Бог шельму метит. Пословица. 2. Ловкий, плутоватый человек, шалун (фам.).

Loading...Loading...