Катарсис определение. Катарсис, что это такое

Эмоциональная сфера человека достаточно многогранна и порой неконтролируема. Здесь психологи ищут способы того, как человек может избавляться от своих негативных переживаний, не застревать в них и не копить. Можно сказать, что депрессии, апатии и хандра многих современных людей являются следствием их неспособности освободиться от тех чувств, которые у них скопились с момента наступления неприятной ситуации. Катарсис в психологии, философии и психотерапии предполагает то, что человек очищается от своих негативных эмоций.

Катарсис подразумевает под собой «очищение» души от внутренних переживаний. Это возможно лишь тогда, когда человек смиряется с ситуацией и чувствует полное удовлетворение. По жизни человек может испытывать не только положительные эмоции, но и отрицательные. Ежедневно различные ситуации и обстоятельства провоцируют в человеке напряжение и негатив. Одни люди постоянно накопляют отрицательные эмоции в себе, другие стараются с ними расстаться.

Самыми элементарными примерами того, что человек проходит через катарсис, сайт психологической помощи сайт называет:

  1. Избиение груши, после чего человек чувствует облегчение.
  2. Просмотр кинофильма, который дает некоторую уверенность в благоприятном исходе событий.
  3. Прослушивание музыки, которая расслабляет и успокаивает.

При катарсисе человек должен выплеснуть свои эмоции, освободиться от них, пережить так, чтобы их больше не осталось внутри него. И здесь могут подойти различные способы.

Так, например, аффект считается смягчающим обстоятельством при совершении уголовно наказуемого деяния. На человека было совершено нападение двумя подростками. Он смог выхватить у одного из них трубу, после чего начал защищаться, яростно избивая одного из них, пока второй убегал. Таким образом, человека осудили условно за превышение сил при своей обороне, поскольку он находился под действием аффекта. Именно в момент избиения нападавшего человек освобождался от тех эмоций, которые в нем были вызваны.

Конечно, путем физического насилия не следует избавляться от накопившихся эмоций, хотя и предлагаются такие методики, как избиение подушки или груши, на которой можно поместить фото своего обидчика. Есть множество других способов, которые помогают в высвобождении негативной энергии.

Что такое катарсис?

Достаточно разнообразными понятиями обладает катарсис, который предполагает высвобождение психической энергии, которая скопилась внутри человека в результате какого-то события. Человек должен ощутить освобождение, возвышенность через глубокое эмоциональное потрясение.

  • Катарсис в Древней Греции подразумевал освобождение души через искусство.
  • В психологии катарсис подразумевает эмоциональную разрядку различными методиками, после чего человек перестает переживать, бояться, страдать.
  • В психотерапии катарсис подразумевает восстановление в памяти тех событий, которые привели к неврологическим расстройствам. Это лишь один из этапов освобождения.
  • Психоанализ понимает под катарсисом психологический прием, когда человек реагирует той же эмоцией, которая была вытеснена в подсознание.
  • В религии катарсисом называют вытеснение из тела вредной материи.

Если обобщить все понятия и способы очищения человека от его внутренних переживаний, то катарсисом можно назвать процесс, когда человек снова испытывает те эмоции, которые в нем присутствуют, при этом это происходит безопасным для него способом, поэтому он освобождается от них, очищается.

Одним из способов катарсиса можно назвать желание выговориться. Когда человек сталкивается с чем-то волнующим и пугающим, он желает выговориться. Ему важно рассказать все, что он думает по поводу произошедшего. Он, скорее всего, не нуждается в помощи или наставлениях, а просто желает, что другой человек его выслушал, понял, согласился с его мнением, даже если сам собеседник с ним не согласен.

Обратите внимание на то, если человеку начать высказывать мнение, которое противоречит его точке зрения, в момент, когда он находится в состоянии катарсиса, то есть желания освободиться от скопившейся энергии, то он тут же вспыхивает, раздражается, негативно реагирует. Это похоже на то, как человек открывает двери, чтобы через них вышла вся вода, а этого не происходит, поскольку за дверями оказываются еще одни двери, которые закрыты.

Катарсис – это освобождение внутренних эмоций, негодования, энергии, которые возникли в определенной ситуации. Здесь человек испытывает желание освободиться от данного скопления. Кто-то включает музыку, которая говорит о том, чтобы люди плевали на все свои трагедии. Кто-то включает фильм, сюжет которого передает мысль о том, что трагедии случаются, но с ними можно справиться такими-то способами. Кто-то начинает просматривать теле-шоу, где люди кричат, ругаются, то есть страдают так же, как страдает человек, что приносит ему моральное удовлетворение.

Таким образом, если кто-то желает выговориться перед вами, вашей главной задачей будет пострадать вместе со своим собеседником и прийти к такому же мнению, к которому пришел и он. Можно ее слегка скорректировать, но не высказывать своего мнения, которое противоречит конечному решению самого человека. В таком случае вы позволите ему высвободиться от накопившейся энергетики.

Многие могли уже обратить внимание на то, что в последнее время достаточно много фильмов, передач, новостей передают ужасающую информацию. Если раньше было принято говорить о хорошем, то на сегодняшний день новости рассказывают о трагедиях других людей, фильмы уже предполагают смерть героя, а передачи постоянно транслируют конфликты между участниками. Многие возмущаются, что горя и так хватает в жизни. Почему же так много негатива показывают по телевизору?

А дело все в том же катарсисе, который предполагает, что человек переживает трагедию с другими людьми, при этом освобождается от нее. Простыми словами это можно назвать так: когда не только человеку плохо, но и другим людям, тогда он немного расслабляется. А если другим людям намного хуже, чем самому человеку, который тоже страдает, тогда он вообще может освободиться от своих переживаний, осознав их незначительность.

Катарсис – это освобождение внутренней энергии, которая не имеет своего выплеска различными способами. Человек должен ощутить облегчение, возвышенное состояние, свободу. И здесь не имеет значения, каким образом он достигнет данного состояния. Если ему необходимо увидеть чужую трагедию, тогда нужно это сделать. Если ему нужно вовлечься в что-то эстетическое и красивое, тогда нужно прибегнуть к данному способу.

Катарсиса можно достигнуть как путем душевного потрясения, так и через эстетическое наслаждение. Причем освобождению могут подлежать не только отрицательные переживания, которые часто имеют свойство накопляться, но и положительные эмоции.

Как достичь катарсиса?

Каждый человек сталкивается с различными ситуациями, которые вызывают в нем . Если в какой-то момент человек ощущает, что некая энергетика в нем остается, не дает ему свободы, не позволяет ощущать полноценности или возвышенности, значит, от нее нужно избавиться. Как достичь катарсиса?

В результате человек должен достичь пика своих переживаний, после чего они либо исчезают (сгорают), либо преображаются, то есть дают энергию для совершения определенных действий, после чего пропадают. Чтобы достичь данного состояния, необходимо следующее:

  • Признать неудачи.
  • Признать необходимость что-то поменять в своей жизни.
  • Быть готовыми преодолеть собственные страхи.
  • Достичь спокойствия.
  • Решиться на преодоление собственных переживаний.

Чтобы достичь катарсиса, следует:

  1. Мысленно вернуться в ту ситуацию, которая вызвала негативные переживания. В точности ее воспроизвести.
  2. Обратить внимание на эмоции, которые возникают. Сосредоточиться на них.
  3. Позволить эмоциям быть, отмечать, как эмоции достигают пика своего переживания.

Катарсис наступает тогда, когда человек перестает бояться тех ситуаций, которые вызывали у него неприятные эмоции. Проблемы, трудности, конфликтны, неприятности – это нужно принимать, смиряться с их наличием. Чем дольше человек бежит от пугающих ситуаций, тем меньше возможности освобождения. Как только человек признает наличие проблемы, смиряется с ее наличием, осознает, что произошло, как он поступил и отреагировал, тут же находит способы устранения ситуации.

В психологии к катарсису относятся как к способу освобождения внутренних переживаний, понимания самого себя, формирования гармонии внутри себя. Это искусство, которому следует учиться.

В психоанализе специалист пытается выявить эмоции, которые находятся глубоко в подсознании. Это можно сделать путем сновидений, обмолвок или проективных методик, когда человек на самом деле переживает то, о чем не хочет вспоминать, думать, говорить.

Философское направление в катарсисе самое востребованное – это когда человек сопереживает другим в тех эмоциях, которые ему близки. Каждый может отметить, что определенные эмоции толкают человека на присоединение к ситуации, которая случается с другими людьми и сопровождается теми же эмоциями. Когда женщина сталкивается с изменами мужчин, то она начинает просматривать фильмы и передачи на данную тематику, чтобы попереживать с другими женщинами. Когда мужчина сталкивается с проблемами на работе, то он начинает активно общаться с людьми, которые тоже терпят неудачи в рабочей сфере жизни.

Таким образом, человек снова переживает те эмоции, которые застряли в нем, однако в более благоприятной для себя обстановке. Он наблюдает трагедию за другими, позволяет своим эмоциям проявляться и бушевать, но не травмировать его лично. Таким образом, наблюдая за чужим горем, которое на эмоциональном уровне вызывает те же переживания, которые в человеке уже присутствуют, человек снова их переживает и освобождается от них. Это подтверждает тезис о том, что душевная разрядка случается путем переживания глубокого потрясения, когда чувства достигают своего пика, не подавляются и трансформируются, исчезают.

Итог

Человек должен освобождаться от своих эмоций, которые в нем появляются. Достаточно часто человек не может полностью выплеснуть свои негативные переживания. Они могут уходить в его подсознание и длительное время накапливаться, ограничивая человека в движениях, решениях. комплексы, ограничения и прочие отрицательные явления возникают на скопленных эмоциях, от которых человек может избавиться в итоге.

Катарсис – это процесс освобождения от внутренней скопившейся энергии, которая не позволяет человеку жить и двигаться дальше, а заставляет застревать, тормозить, оставаться жить на том уровне, на котором он уже живет.

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Что означает слово «катарсис»? В переводе с греческого «очищение», оздоровление — процесс перехода тяжёлых, тёмных эмоций в светлые возвышенные чувства. Это понятие в Древней Греции носило только эмоциональный, эстетический характер. В то время определение «катарсис» подходило для облагораживания человека при помощи искусства, чаще всего при помощи музыки. Под воздействием музыки человек, испытывающий негативные переживания, как бы перерождался, в точке наивысшего эмоционального напряжения его отрицательные эмоции преобразовывались в позитивные, светлые чувства.

В Средние века в искусстве этот термин означал духовное очищение человека после просмотра трагедий в театрах. Зрители эмоционально переживали, пропускали через себя несчастья и смерти в театральных постановках и становились возвышеннее духовно, а духовное преображение помогало преобразиться телесно. Происходит исцеление путём проживания чужих эмоций и страданий, сопереживания героям на сцене.

В эпоху Возрождения душевное очищение получило гедонистическую окраску. Это означало, что эстетические, эмоциональные переживания нужны для собственного удовлетворения и удовольствия.

Что такое катарсис: определение

Если раньше это понятие было присуще только сфере искусства, то сейчас этот термин встречается в психологии, медицине и в литературе . В Википедии слово катарсис — это сопереживание трагедии, которое имеет воспитательные цели и значение.

Катарсис- это процесс негативного переживания, в своей верхней точке переплавляющегося в возвышенные, положительные переживания. Это шквал эмоций, под действием которых человек самосовершенствуется, становится чище и лучше. Пережив катарсис, человек получает толчок к своему развитию, способность двигаться дальше.

По Аристотелю это воспитательный и очистительный процесс, при котором люди получают облегчение души, «безвредную радость».

Переживания могут быть высокими и бытовыми. Высокие возникают в результате увиденных произведений искусства, просмотра фильмов, пьес в театре. Бытовые происходят в обычной жизни, это моменты просветления и успокоения после конфликта, стрессовой ситуации.

Различают несколько этапов этого процесса:

  • Нарастание тяжёлых, деструктивных чувств.
  • Точка «кипения», пик накала страстей.
  • Перерождение негатива в возвышенные, светлые эмоции.

Что значит катарсис в психологии?

Это слово в психологию привнесли З.Фрейд и И.Брейер. В этой области они были родоначальниками применения процесса духовного очищения для лечения невротических и психических расстройств.

В психологии пациенту предлагают как бы заново пережить травмирующие эмоции и воспроизвести ситуацию, которая не даёт нормально жить и двигаться дальше. Это происходит под действием гипноза или просто психотерапевт на своих сеансах выводит пациента на тему, которая подсознательно мешает человеку жить. Пациент погружается в травмирующие эмоции и проживает их снова, это позволяет освободиться от давления прошлых проблем на настоящее.

В обычной жизни мозг человека старается защититься от стрессовых, негативных ситуаций в прошлом, перемещая всё в бессознательное. Тем самым проблема не разрешается, а загоняется ещё глубже в подсознание и продолжает отравлять жизнь в настоящем. Пережив катарсис, пациент проживает негативный опыт и освобождается от этого давления.

Катарсис в литературе

Большинство современных произведений являются «чтивом» на один раз, для проведения времени, потраченного в метро, пробках и для морального расслабления в нечастые часы отдыха. По-настоящему цепляющих за душу произведений немного. Какие возможности используют авторы, чтобы их произведение вызвало духовное оздоровление человека? Есть несколько приёмов:

  • Использовать кинематографичный стиль написания. Подробно и красочно описывать мимику, чувства персонажей, чтобы читающий переживал эмоции вместе с выдуманными героями.
  • Воздействовать ритмом произведения.
  • Своим произведением породить вопросы в душе у человека, в поисках ответов на которые, читатель сможет пережить подлинные чувства и облагородить свою душу.

Чтобы пережить катарсис, человек должен быть готов к этому и открыт своим переживаниям. Примеров духовного совершенствования очень много. Это раскаяние согрешившего; очищение души после просмотра или чтения различных произведений, которые заставили задуматься и совершить переход на новый уровень в саморазвитии; очищение от травмирующих ситуаций и переживаний, мешающих идти вперёд. Все негативные эмоции, которые не стали началом деструктивного поведения, а позволили человеку возвыситься над собой, можно назвать катарсистическими. Это избавление от чёрствости и равнодушия души.

В переводе с греческого языка катарсис означает "очищение". Первоначально данным понятием обозначали некое эмоциональное потрясение, которое субъективно переживалось как внутреннее очищение. Такое состояние возникало у зрителей античной трагедии, переживающих судьбу и смерть главного героя. Катарсис - что это такое сегодня?

Катарсис как самосовершенствование

Данное понятие обозначает острое негативное переживание, доходящее до крайней точки, где оно резко меняет полюс и превращается в позитивное. Катарсис ассоциируют со взрывом, бурей, шквалом эмоций, которые обрушиваются на человека. Он словно бы очищается от гнета негативных переживаний. Катарсис, значение которого рассматривалось в первую очередь в искусстве, способен дать человеку некий импульс к дальнейшему развитию. Переживая не настоящие события, а их символический образ в произведениях искусства, индивид переносит себя в эти события и пропускает через себя соответствующие эмоции.

Катарсис в психологии

Обычно мы не даем выхода нашим негативным переживаниям - они вытесняются и продолжают угнетать нас в сфере бессознательного, вызывая множество болезненных, психосоматичских симптомов. С точки зрения психоанализа, освобождение от болезни зависит от прохождения через Психотерапия заключается в воскрешении негативных воспоминаний, в которые клиент окунается в процессе работы и разрешает себе их пережить. Таким образом, катарсис - что это, как не подъем к раю через блуждание в преисподней? Человек прорабатывает негативное чувство до тех пор, пока не высвободит всю психическую энергию, которая в нем содержится. Такая работа связана с очень сильным напряжением, поскольку человек не всегда бывает готов пережить давно вытесненные эмоции.

Катарсис - что это в теории Фрейда

Зигмунд Фрейд исследовал случай истерии и стремился устранить симптомы этого нервного заболевания. В процессе работы он пришел к выводу, что симптомы могли сформироваться в результате вытеснения сильных негативных переживаний в бессознательное. Вместо того чтобы проработать эмоции, психическая энергия была направлена на создание болезненных симптомов как защиты от осознания глубинных, забытых переживаний. Пациентку ввели в гипноз и "вытащили" гнетущее воспоминание в сферу сознания. Эмоциональный заряд, связанный с воспоминанием, был проработан, произошла аффективная разрядка. Негативное переживание было отпущено на волю, поэтому невротические симптомы вскоре исчезли, т. к. в них отпала необходимость.

Таким образом, погружение в травмирующую ситуацию позволяет высвободить связанные с ней эмоции и пережить катарсис. Что это за состояние можно понять, вспомнив свои ощущения после напряженного трогательного фильма, вызвавшего множество разнообразных эмоций. может переживаться как чувство опустошения, легкой грусти и одновременно блаженства. Следует помнить, что для того чтобы состояние улучшилось, порой приходится преодолевать большие сложности и сильное напряжение.

Катарсис В гештальте - проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может возникнуть спонтанно, в частности, после амплификации (Смотри: ). За ним почти всегда следует вербализация.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты .

Традиционно понятие К. трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства . Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии () и т. д. В новейшее время понятие К. получило распространение в психологии и психотерапии . В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда (см. ) и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Катарсис

(катарзис)

Первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (см. ; ). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Катарсис Этимология.

Происходит от греч. katharein - очищение.

Автор.

Понятие введено Аристотелем в "Поэтике" для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей.

Категория.

Форма эмоций.

Специфика.

Эмоциональное отреагирование. Сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

Литература.

Frank L. Die psychokatartische Behandlung neuroser Storungen. Leipzig: G.Thieme, 1927


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КАТАРСИС

(от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства , психоанализе .

в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л . С . Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций , которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название «катартический метод» Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Катарсис

   КАТАРСИС (с. 294)

Греческое слово катарсис вот уже более ста лет бытует в лексиконе психологов, более того - уже стало своеобразным культовым символом, значение которого представляется ясным лишь посвященным. В самом деле, в обыденной речи оно практически не встречается, зато психологи пользуются им всякий раз, когда заходит речь о сильных переживаниях, которые, по мнению многих, человека облагораживают. Именно такого рода переживания намеренно культивируются различными направлениями практической психологии с целью личностного совершенствования.

В различных источниках можно найти несколько толкований данного понятия, которое с древнейших времен используется в философии, в частности в эстетике, а со сравнительно недавних пор - и в психологии, преимущественно в психоанализе. Обобщенная дефиниция, почерпнутая из этих источников, могла бы звучать так: катарсис - эмоциональное потрясение, имеющее очистительный, просветляющий эффект. Авторство этого понятия приписывается Аристотелю, внедрение его в психологию принято считать заслугой 3. Фрейда. Эти положения, в принципе небезосновательные, требуют, однако, некоторых уточнений.

Иногда создается впечатление, что приоритет Аристотеля в ряде случаев объясняется довольно простой причиной: в отличие от писаний многих античных мыслителей, большинство трудов этого обласканного тогдашней властью ученого были бережно сохранены и дошли до наших дней. Сохранилось, впрочем, не все - содержание некоторых работ Аристотеля известно нам исключительно в изложении позднейших трансляторов и толкователей. Это относится и ко второй части трактата «Поэтика», где греческим философом использовано понятие катарсиса. Справедливости ради следует сказать, что само это явление было описано гораздо раньше, хотя сохранившиеся упоминания об этом разрозненны и фрагментарны.

Предположительно само слово катарсис восходит к семитскому gtr - культовые воскурения; первоначально термин был связан с религиозным понятием культовой чистоты - очистительные ритуалы, приводящие к катарсису, обыкновенно открывали культовую церемонию.

Этот смысл был воспринят греческой философией. В доплатоновской философии идея катарсиса характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку в соответствии с пифагорейским учением только чистая душа способна обрести знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души, в числе которых было и знаменитое требование продолжительного молчания для начинающих. Пифагорейцы также рекомендовали музыку для очищения души - в этом можно увидеть истоки современной музыкотерапии. Не вызывает сомнения, что соответствующие, специально подобранные музыкальные произведения могут вызвать сильные переживания, когда утомленная душа омывается очистительными слезами (но очевидно также, что иные произведения - вроде «шедевров» ТАТУ или «Ленинграда» - чреваты обратным эффектом).

Платон в диалоге «Федон» говорит о философском катарсисе, который открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного знания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела, как от оков, и тем самым достигнуть просветления.

Аристотель подобно пифагорейцам также отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Знаменитое определение Аристотеля трагедии как очищения от аффектов вызвало появление обширной литературы о том, как здесь следует понимать катарсис, какое содержание вкладывал Аристотель в это понятие и что он подразумевал под очищением. Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармоничного примирения страстей (И.В. Гёте). Высказывались и негативные суждения - например, Ж.Ж. Руссо осуждал театральное искусство, ставя в упрек катарсису то, что он есть лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия».

Особо оживленные дискуссии проблема духовного очищения вывала в XIX в., что безусловно предвосхитило соответствующие положения теории 3. Фрейда. Историки психоанализа, характеризуя духовную атмосферу конца XX в., пишут о «подлинном помешательстве, связанном со всеобщим интересом к проблеме катарсиса. Эта тема стала, пожалуй, самым популярным предметом обсуждения как среди ученых, так и в изысканных и утонченных венских салонах». К 1890 г. только на немецком языке вышло более 140 различных публикаций по проблеме катарсиса. Одна из них принадлежала Якобу Бернайсу, который приходился дядей Марте Бернайс, невесте доктора Фрейда. В ней автор, анализируя взгляды Аристотеля, утверждал, что при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, способствующее устранению соответствующих аффектов, приносящее удовольствие и облегчение. Есть достаточно оснований полагать, что Фрейд имел возможность ознакомиться с этой работой и испытал известное влияние содержавшихся в ней идей. То же самое, по всей вероятности, можно сказать и о старшем товарище и коллеге Фрейда И. Брейере, которому и принадлежит приоритет внедрения принципов очищения в психотерапевтическую практику.

В истории психоанализа классическим считается так называемый случай Анны О. - первый пример использования «катарсического метода Брейера-Фрейда». Этот случай описан в совместной работе Брейера и Фрейда «Исследования истерии» (1895). Под псевдонимом Анны О. в ней фигурировала некая Берта Паппенгейм, пациентка Брейера, с которой Фрейд никогда лично не встречался, хотя с нею и была знакома его невеста. Несчастная Анна-Берта страдала целым букетом истерических расстройств, впервые появившихся тогда, когда она ухаживала за умиравшим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной болезненных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний, казалось, способствовало улучшению состояния. Каждый раз после подобных обсуждений пациентка сообщала об улучшении самочувствия. Брейер и Фрейд, подробно обсуждавшие ход лечения, пришли к выводу, что освобождение от травмирующих переживаний снижает или совсем устраняет болезненные симптомы.

Вот уже более ста лет психоаналитики превозносят этот случай как блестящий пример воплощения принципов психоанализа. Справедливости ради следует признать, что сам по себе этот случай далеко не бесспорный. Сразу же после лечения Брейера его пациентка, от которой он по личным причинам отказался, была помещена в психиатрическую клинику и впоследствии не раз туда возвращалась. Душевного здоровья она так никогда и не обрела. Напротив, ее истеричность обострилась в виде еще одного болезненного симптома - феминизма, которым она была одержима до конца своей неприкаянной жизни.

Становлению катарсического метода лечения этот досадный факт, однако, не помешал. В его основу легли следующие предположения: болезненные симптомы являются символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание происходит потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычной силой, происходит отреагирование, и невротические симптомы исчезают.

Используя этот метод, Фрейд со временем отказался от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен как капризное и, так сказать, мистическое средство». Фрейд сделал катарсическое лечение независимым от гипнотического внушения, поставил задачу не в гипнотическом, а в бодрствующем состоянии узнать у пациента то, чего тот не осознавал. Впоследствии в качестве технического приема метод был дополнен свободными ассоциациями. Это новшество фактически и открыло путь к возникновению собственно психоанализа.

В наши дни независимо от того, в какой мере психологи разделяют фрейдовские постулаты, многие из них активно используют в своей практике механизмы катарсического отреагирования. Цель многих психотерапевтических процедур состоит в освобождении неотреатированных эмоций при отсутствии негативных последствий, имевших место в реальности. Катарсис оказывается успешен, когда тревога, связанная с восстановлением контакта с ситуацией, подавляется другими позитивными эмоциями в психотерапевтических условиях.

Говоря упрощенно, человеку в ряде случаев бывает необходимо проговорить, проиграть, так или иначе заново пережить в спокойной, безопасной обстановке травмирующие, тягостные переживания, дабы освободиться от их груза. По большому счету, это и есть одна из важнейших задач психологии, если понимать ее как «помогающую профессию». Технических приемов для достижения этой цели разработано множество, но их общий принцип - катарсическое просветление.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Катарсис

Отреагирование ранее подавленных чувств, являющихся причиной невротического конфликта. Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "катарсис" в других словарях:

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

    Катарсис - Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

Loading...Loading...