Праведная елисавета мать иоанна предтечи. Икона святой праведной елисаветы

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета , мать Иоанна Предтечи

Святой пророк Захария и праведная Елисавета почитаются Церковью, в первую очередь, как родители святого Иоанна Предтечи. Однако, события их жизни важны для нас не только в связи с обстоятельствами рождения и первых лет жизни величайшего из пророков. Их духовный опыт, даже сомнения и ошибки, могут многое открыть для каждого человека.

Святой Захария был священником в Иерусалимском храме и, как все ветхозаветные священники, был потомком Аарона, брата пророка Моисея. Его жена, праведная Елисавета, также происходившая из рода Аарона, была сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По свидетельству Евангелия, «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1, 6).

У Захарии и Елисаветы, тем не менее, не было детей, что в те времена считалось наказанием Божиим. Многолетняя скорбь праведных супругов, однако, должна была обратиться в величайшую «радость и веселие» не только для Захарии и Елисаветы, но и для многих людей, которые возрадуются о чудесном рождении их сына (Лк. 1, 14).

Однажды Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лк.1,8). Во времена перед рождением Спасителя всё ветхозаветное священство делилось на 24 части, «чреды», каждая из которых служила в Иерусалимском храме в определенное время богослужебного года. Кому именно из священников определенной чреды предстояло служить в тот или иной день определялось жребием. Захария принадлежал к «Авиевой чреде» и в тот день жребий пал на него.

Для современного человека каждение священником в храме — дело вполне обычное. Сейчас священники совершают его практически на каждой службе, т.е., как минимум, несколько раз в неделю, иногда даже и несколько раз в день. Во времена Спасителя всё было совершенно иначе. По ветхозаветным установлениям существовал только один храм Господень в Иерусалиме. Воскурения фимиама, по установлению Самого Господа, совершалось каждый день в Святая Святых, наиболее священном месте ветхозаветного. Священников же, по подсчетам историков, в те времена было около 8 тысяч. Путем несложных вычислений получается, что в среднем священнику доводилось совершить обряд воскурения фимиама в храме раз в 20-25 лет, т.е. 1-2 раза в жизни. А могло и вовсе не довестись: порядок служения определялся жребием, а он мог просто ни разу не выпасть.

Каждение в храме, таким образом, было чрезвычайным событием в жизни ветхозаветного священника того времени, тем более, для Захарии, который был уже в преклонных годах и вряд ли мог рассчитывать, что жребий выпадет на него еще один раз. Поэтому не случайно, что Бог открыл Свою волю Захарии именно в храме и именно в этот день. Храм — место особенного присутствия Божия, именно туда мы должны спешить, чтобы Господь сотворил с нами чудо, в первую очередь, чудо преображения нашей жизни в радостное служение Богу и людям.

И вот, в тот важный момент, когда Захария один предстоял перед Господом (по ветхозаветным обрядам, другие молящиеся в тот момент должны были стоять не в самом храме, а в притворе), к нему явился архангел Гавриил и сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1, 13). Судя по дальнейшим действиям Захарии, он уже давно отчаялся иметь детей, соответственно не мог молиться о рождении сына. Что же тогда означают слова архангела: «услышана молитва твоя?»

Дело в том, что священник, совершая каждение в храме, должен был молиться за народ: воскуряемый фимиам, понимающийся к небу, и символизирует молитвы верующих к Всевышнему Богу. Этот обряд не потерял своего значения и в новозаветной Церкви: во время привычного для нас каждения храма священник так же, как тогда Захария, предстоит перед Богом за весь церковный народ.

Как раз молитвы Захарии за еврейский народ и были услышаны тогда Богом — обещанный ему сын должен будет сыграть важную роль в деле спасения не только иудеев, но и всего человечества: он «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их... дабы представить Господу народ приготовленный» к приходу Мессии (Лк. 1, 16-17). Захария, однако не поверил словам Ангела. Он стал возражать: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» Лк. 1, 18).

Кажется странным, почему человек праведной жизни вдруг не поверил явному чуду. Кроме того, он должен был вспомнить библейские истории чудесного рождения детей от престарелых, бездетных родителей: праотца Исаака (Быт, 17, 15-21; 18, 9-15; 21, 1-7) и пророка Самуила (1 Цар. 1, 1-20). На самом деле, мы просто ожидаем от библейских героев какого-то особо благочестивого поведения, между тем, они были такие же люди, как мы, и иногда согрешали таким же, как и мы, неверием. И в данном случае Захария остался в плену заблуждения, свойственного и современным верующим. Зачастую мы думаем, что события из жизни святых прежних времен, с которыми случались великие чудеса и откровения, относятся лишь к глубокой древности, а сейчас и, тем более, с нами ничего подобного произойти не может. Однако, Промысл Божий о человеке всегда остается одним и тем же: во все времена Господь готов чудесно помочь верующим в Него. И только наше маловерие препятствует Ему открыться и в нашей жизни.

За недоверие Богу Захария был поражен глухотой и немотой. Такое наказание, с одной стороны, было справедливым: как ослушник он лишился слуха, а как противоречащий — речи. Но важнее, наверное, что самому Захарии в тот момент нужно было в тишине и безмолвии осмыслить случившееся, чтобы потом пророчески возвестить волю Божию народу. Мы, увы, подвержены шумной суете и пустословию, поэтому и не слышим голос Бога. Когда-то нужно остановиться, помолчать и слушать слово Божие, а не людские сплетни.

Как и было обещано через архангела Гавриила, праведная Елисавета зачала сына. Пять месяцев она таилась от людей. Это понятно, человек, получивший дар от Бога будет относиться к нему трепетно и осторожно, тем более, не будет хвастать им прежде времени. Когда Елисавета была на шестом месяце беременности, к ней пришла ее родственница, Пречистая Дева Мария, только что получившая от архангела Гавриила благую весть о рождении от Нее Спасителя человеческого рода. Едва Богородица вошла в дом Захарии, младенец во чреве Елисаветы «взыграл», т.е. начал радостно биться, почувствовав приход своего Господа и Мессии. Так Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение еще в утробе матери. И сама Елисавета, исполнившись Святого Духа, произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк. 1, 41-45). Слова из этого приветствия: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1, 42), — до сих пор повторяются в одной из самых важных и часто произносимых молитв «Богородице, Дево, радуйся!».

После того как у Захарии и Елисаветы родился сын, на 8-й день после рождения младенца в их доме собрались родственники и соседи, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Все предлагали назвать ребенка в честь отца Захарией. Елисавета неожиданно для всех сказала, что имя его должно быть Иоанн. Собравшиеся очень удивились этим словам, ведь в ее родстве не было никого, кто назывался бы этим именем, а тогда было принято называть детей в честь предков или родственников. Тогда спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к Захарии возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, благословил Бога и произнес удивительное по поэтической силе пророчество (Лк. 1, 67-79), в котором возвестил о грядущем вскоре обещанном Спасителе и о роли в этом событии своего новорожденного сына («И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк 1, 76 .

Свое пророческое служение, как и большинство ветхозаветных пророков, Захария закончил мученической смертью. По церковному преданию, отец Иоанна Предтечи и был тем «Захарией, сыном Варахиином», убитым «между храмом и жертвенником», о котором говорит Спаситель как о последнем праведнике, кровь которого придет на нечестивых фарисеев (Мф. 23, 35). Ирод, уже погубивший Вифлеемских младенцев, узнав о чудесном рождении Иоанна Предтечи, решил убить и его, опасаясь, что этот ребенок и есть тот Царь Иудейский, о котором возвестили волхвы. Праведная Елисавета, однако, укрылась вместе с сыном в горах. Убийцы повсюду тщетно искали Иоанна. Тогда они прямо в храме Божием схватили Захарию и пытались узнать, где скрываются его жена и сын. Не получив ответа, они убили святого пророка. Праведная Елисавета, по преданию, скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Изображение №5995 (20,5Х52 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой.)

Заказать икону

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, масло, позолота.)

Заказать икону

Заказать икону

(15Х20 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Святые родители Иоанна Предтечи Захария и Елисавета долго не имели детей, но неотступно молили Господа о даровании им ребенка, после чего уже в глубокой старости у них родился сын - великий святой. Святым молятся бездетные пары, желающие иметь детей. На Руси получило распространение иконография Целовение Захарии и Елисавет или Зачатие Иоанна Предтечи, где святые изображены с трепетом приникающими друг ко другу на архитектурном фоне. Такая икона станет хорошим подарком для семьи, желающей иметь детей.

Заказать икону

Мерная икона (20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

(10,5Х13 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Заказать икону

На иконе изображены: Святитель Димитрий Ростовский, святой равноапостальный князь Владимир, святая праведная Елисавета, святой Алексий Человек Божий, святая мученица Татиана, святая праведная Анна, святая равноапостольная Мария Магдалина, святая равноапостольная царица Елена, святая муч. отроковица Любовь, святая вмц. Анастасия Узорешительница, святая муч. Христина Тирская и благословляющий Господь Вседержитель. (30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Согласно апостолу Луке - тётя девы Марии , происходила из рода Ааронова. Её мать звали Исмерия (вариант - Соби греч. Σόβη или Совия), она жила в Вифлееме и была старшей сестрой св. Анны .

Cвятой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме. Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно» (Лк. 1, 5 — 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» (Лк. 1, 15) и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17):
Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

После сих дней зачла Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лк.1, 24,25).

Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила в Горнее навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?”(Лк.1, 41 – 43).

Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет (Лк.1,46 – 56).

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тот час разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей (Лк.1,57 – 66)?

Царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии и решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35).

Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Греческие синаксари сообщают, что Елисавета умерла через 40 дней после бегства в пустыню, а Иоанна питал ангел до времени его выхода на проповедь, в коптских синаксарях сообщается, что Елисавета бежала в Синайскую пустыню и умерла там через 7 лет.

Память праведной Елисаветы совершается:

Наше сестричество милосердия носит имя св. преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Её небесной покровительницей была святая праведная Елизавета.

После замужества великая княгиня приехала в Россию. Для неё все здесь было новым: и язык, и быт, и особенности православной веры. В протестантской кирхе кроме кафедры и креста с надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это нравилось: казалось, ничто не отвлекает от размышлений о Боге. Но здесь, в православном храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она видела, какими люди входили в храм и с какими лицами выходили после Причастия. Словно что-то важное и таинственное коснулось их душ. Как хотелось Елизавете Федоровне стать причастной этой тайне!

[евр. , греч. ᾿Ελισάβετ], имя 2 женщин в Свящ. Писании.

В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина (Исх 6. 23; 1 Пар 2. 3-10), жена Аарона , 1-го ветхозаветного первосвященника (Исх 28. 1-2). От него Е. родила 4 сыновей: Надава , Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6. 23) - основоположников 1-го священнического рода в Израиле. Брат Е. Наассон был «начальником сынов Иуды» (Числ 2. 3; ср.: 1 Пар 2. 10). Имя Елисавета означает «мой Бог - семь (число полноты или совершенства в библейской символике чисел.- Авт. )» и указывает на то, что Бог является Тем, Кто исполняет Cвои обетования (Durham. 1998. P. 180), или «мой Бог - клятва» (т. е. связывающий Себя клятвой). Это имя было ей дано, вероятно, в знак свидетельства верности Бога, исполнившего во время Исхода Свои обетования об избавлении из егип. рабства (Slayton. P. 474).

В Новом Завете Е.- праведная (пам. 5 сент.), жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя . Происходила из рода Аарона (Лк 1. 5), родственница Пресв. Богородицы . Согласно рассказу евангелиста Луки, Е. жила с мужем в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Е. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Когда Захария в свою чреду совершал каждение в Иерусалимском храме, ему явился арх. Гавриил и возвестил, что по его молитве Е. родит сына, к-рый будет пророком и назореем «и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк 1. 15). Вскоре Е. зачала сына и никому не сообщала о беременности 5 месяцев, радуясь чуду Божию, снявшему с нее «поношение между людьми» (Лк 1. 25), т. е. избавившему от бесплодия (см.: Быт 30. 1; Исх 23. 26; 2 Цар 6. 23 и др.). Неожиданное чудесное разрешение от неплодия престарелой Е. в исполнение слов арх. Гавриила и молитв прав. Захарии имеет параллели в ВЗ, напр. в истории Сарры (Быт 17. 15-21; 18. 9-15; 21. 1-7), Ревекки (Быт 25. 21), Анны (1 Цар 1. 1-20) и др. Эти примеры дают основания видеть в ребенке Е. Того, Кто сыграет важную роль в жизни Израиля. На 6-м месяце беременности Е. ее посетила Дева Мария, получившая накануне весть от арх. Гавриила о рождении от Нее Спасителя. Это путешествие из галилейского г. Назарета в Иудею Мария предприняла, чтобы разделить радость со своей родственницей, о беременности которой Она узнала от архангела (Лк 1. 36), и еще раз удостовериться в предстоящем ей чудесном материнстве, «возводя ум от рождения естественного к сверхъестественному» (Ioan. Chrysost. Peccata fratrum non evulganda. VIII // PG. 51. Col. 361). Когда Она вошла в дом и приветствовала Е., то у последней «взыграл младенец во чреве» и она «исполнилась Святого Духа», под действием Которого произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк 1. 41-45). По словам блж. Феофилакта Болгарского, «пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее - Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы» (Theoph. Bulg. In Luc. // PG. 123. Col. 707-708). Как отмечает совр. экзегет Дж. Нолланд, Е. «отвечает лишь на приветствие, тогда как еще не рожденный Иоанн реагирует непосредственно на присутствие Иисуса… То, что она говорит, является результатом боговдохновенной интерпретации движения еще не родившегося ребенка, как это видно из стиха 44» (Nolland. 1998. P. 79). Дева Мария ответила Е. торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк 1. 46-55). Погостив в доме Захарии и Е. ок. 3 месяцев, Мария возвратилась в Назарет. Немного спустя Е. родила сына, к-рого по указанию ангела (Лк 1. 13) они с мужем назвали Иоанном.

В образе Е. и в описании ее окружения подчеркивается, что Спаситель рождается и возрастает в среде хотя и бедных и незнатных, но праведных людей, лучших представителей Израиля, к-рые хранят верность заповедям и надежду на обетования Бога и в ответ на это становятся первыми свидетелями и провозвестниками исполнения последних. Е. и подобные ей люди, живущие жаждой обещанного Божия спасения, становятся тем связующим звеном, благодаря которому обеспечивается и сохраняется преемственность новозаветной Церкви Христовой ветхозаветного избранного народа (Brown. 1997. P. 227-228). Описание образа Е., по мнению ряда исследователей, встраивается в богословскую концепцию Евангелия от Луки, в к-ром в отличие от остальных Евангелий женщинам уделяется больше внимания, подчеркивается их бóльшая чуткость и преданность Божией воле по сравнению с мужчинами (Witherington. 1992. P. 63). Именно Е. и Мария, а не Захария и Иосиф первыми слышат весть о приходе Христа и отвечают на нее полным доверием (Лк 1-2; ср.: Мф 1-2). Вера Е. (наряду с верой Марии), а не Захарии считается образцовой. Е. и Дева Мария - главные в событиях, подготавливающих рождение Иоанна Крестителя и Спасителя. В сцене обрезания ее ребенка и наречения имени Е. первая дает ему имя Иоанн, а Захария только подтверждает решение жены, после чего к нему возвращается дар слуха и речи (Nolland. 1998. P. 79). Е. изображается как пророчица, прозревающая совершившееся зачатие и скорое рождение Господа и восхваляющая Его Мать. В нек-рых старолат. версиях текста Евангелия от Луки IV-VIII вв. (Nestle-Aland. NTG. P. 153; Metzger B. M. A Textual Comment. on the Greek NT. Stuttg., 19942. P. 130-131), а также в цитатах из этого Евангелия, содержащихся в арм. переводе трактата сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (Adv. haer. III 10. 2 и IV 7. 1), гимн «Величит душа Моя Господа» приписывается Е., а не Марии. О рукописной традиции атрибутирования пророческих слов Е., а не Марии упоминает и блж. Иероним Стридонский в переводе гомилий Оригена (Hieron. Transl. Homil. Orig. in Luc. // PL. 26. Col. 233C; подробный анализ этой проблемы и способов ее решения см.: Brown. 1993. P. 334-336).

В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (2-я пол.- кон. II в.) имеется рассказ о бегстве Е. с младенцем Иоанном от убийц, посланных царем Иродом Великим , на гору. После отчаянной мольбы Е. к Господу «гора раскрылась и впустила ее». Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (гл. 22). В литургических традициях ряда Восточнохрист. Церквей добавляются подробности бегства Е. с сыном. В греч. синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан» (SynCP. Col. 16) и что через 40 дней Е. скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Е. убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7 лет (ActaSS. Nov. T. 2. P. 20). Греч. историк Никифор Каллист со ссылкой на свт. Ипполита Римского писал, что мать Е. носила имя Соби (Σόβη), жила в Вифлееме и приходилась родной сестрой прав. Анне (см. ст. "Иоаким и Анна "), матери Пресв. Богородицы (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

В Евангелии от Луки не приводится название города, в к-ром жили Захария и Е., указано только, что это был «город Иудин» (т. е. в Иудее) «в нагорной [ὀρεινή] (местности)». Под этим греч. словом может подразумеваться как гористая местность одной из частей Иудеи (ср.: Лк 1. 65; Ios. Flav. Antiq. XII 1. 1), так и местность, прежде заселенная коленом Ефрема (1 Цар 1. 1), которая была частью того же геологического образования (Nolland. 1998. P. 65). Лит. традиция, восходящая к VI в., связывает место жительства Е. с Эйн-Керемом (см. Айн-Карем), который расположен в 6,5 км к западу от Иерусалима (Baldi. 1982. P. 44 ff.). Исследование остатков 2 церквей IV в. показывает, что данное предание восходит к более раннему времени (Das grosse Bibellexikon / Hrsg. H. Burkhardt u. a. Wuppertal etc., 1988. Bd. 2. S. 776). Нек-рые археологи идентифицируют это место с упоминаемым в Иер 6. 1 г. Бефкарем (Younker. P. 686).

Согласно Римскому Мартирологу, память св. Захарии и Е. указана 5 нояб. (MartRom. P. 498), в греч. Церквах - 5 сент. и 30 дек. (BHG, N 1881-1881), яковиты совершают память 16 дек. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 36), сиро-марониты - 25 июня (ActaSS. Nov. T. 3. P. 28-29). Память Е. копты празднуют в 16-й день месяца амшира (SynAlex (Forget). Beryt, 1922. Louvain, 1953r. Vol. 1: . P. 500-501. (CSCO; 78. Arab.; 12), эфиопы - в 17-й день месяца якитти (ActaSS. Nov. T. 3. P. 20).

Лит.:Ballarini L. Elisabetta // BiblSS. Vol. 5. Col. 1079-1087; Baldi. D. Enchiridion Locorum Sanctorum: Doc. S. Evangelii loca respicientia. Jerusalem, 1982r; Younker R. W. Beth-haccherem // ABD. Vol. 1. P. 686-867; Slayton J. C. Elisheba // Ibid. Vol. 2. P. 474; Witherington B. Elizabeth // Ibid. P. 474-475; idem. The Birth of Jesus // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green e. a. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 60-74; Brown R. E. The Birth of the Messiah. N. Y.; L., 19932. P. 256-285, 330-392; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997. P. 225-230; Durham J. I. Exodus. Waco (Tex.), 1998. P. 79-84. (WBC; 3); Nolland J. Luke. Vol. 1: 1-9: 20. Dallas (Tex.), 1998. P. 13-81. (WBC; 35a); Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 47-76; Murphy C. M. John the Baptist: Prophet of Purity for a New Age. Collegeville (Minn), 2003. P. 41-49.

П. Ю. Лебедев

Гимнография

Почитание св. Иоанна Крестителя , равно как и чудесные обстоятельства его рождения, обусловило почитание Е. как матери св. Иоанна Крестителя, поэтому Е. вспоминается в правосл. богослужении в те дни, когда вспоминается его зачатие (23 сент.) и рождество (24 июня). В гимнографических произведениях упомянутых праздников в студийских и иерусалимских Минеях говорится об обстоятельствах зачатия и рождения бесплодной Е. св. Иоанна Крестителя, а также о встрече Е. с Пресв. Богородицей (напр., стихиры 24 июня на «Господи, воззвах» , на стиховне ). Слова Е., сказанные Пресв. Богородице при их встрече («благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» - Лк 1. 42a), легли в основу часто употребляемого в правосл. богослужении гимна «Богородице Дево» , а также стали весьма распространенной формой прославления Пресв. Богородицы, что можно видеть во мн. песнопениях правосл. богослужебных книг.

В месяцеслове правосл. Церкви долгое время не существовало отдельной памяти Е. В греч. и слав. богослужебных книгах, составленных в соответствии со Студийским уставом , 5 сент. отмечается память прор. Захарии, нек-рые рукописи вместе с этой памятью ставят и память Е., однако в последовании 5 сент. в студийских богослужебных книгах не было песнопений, содержащих непосредственное прославление Е. В иерусалимских Типиконах и Минеях, получивших распространение в различных Поместных Церквах с XII в., сохраняется то же положение, только указание на память Е. 5 сент. становится обязательным. В нач. XVIII в. рождение одной из дочерей Петра I, получившей в крещении имя Е., послужило поводом отмечать память Е. 5 сент. более торжественно. В 1719 г. в Москве была издана «Служба Захарии и Елисавете» - последование в честь Е., являющееся дополнением к последованию прор. Захарии в Минее. Служба была составлена в нач. XVIII в. (предположительно архим. Александро-Невской лавры Феодосием (впосл. митрополит С.-Петербургский) для тезоименитства дочери Петра I (см. в 9-й песни: ; ). С 1719 г. по всей России 5 сент. совершалась торжественная служба в честь Е.; последование Е. многократно переиздавалось как отдельной книгой, так и в составе сентябрьской Минеи (начиная с издания 1724). В 1763 г., после смерти Елизаветы Петровны, справщиками Московской Синодальной типографии было внесено предложение не печатать эту службу. Московская типографская контора предложила службу печатать, заменив выражения, указывающие на тезоименитство покойной императрицы, в тексте тропарей 9-й песни общими выражениями типа «о всех нас...». Данные предложения, по-видимому, не были рассмотрены Синодом, поэтому во всех последующих изданиях служебных Миней полиелейная служба Е. печаталась практически в том же виде, что и при Елизавете Петровне.

В совр. рус. издании Минеи (Минея (МП). Сентябрь. С. 134-145) также содержится полиелейная служба Е., к-рая включает тропарь 2-го гласа (общий тропарь обоим святым), кондак 4-го гласа канон 8-го гласа с ирмосом: нач.: величание (с именованием святых ) и избранный псалом (составной: 1-я ч.- избранный псалом на рождество Иоанна Предтечи, 2-я ч.- различные стихи из Псалтири, прославляющие праведных), светилен, неск. циклов стихир-подобнов, ряд самогласнов, неск. седальнов. На вечерне чтения Быт 18. 1-14, Суд 13. 2-20, 1 Цар 1. 9-20a (отчасти совпадают с паремиями 24 июня), на утрене прокимен из Пс 15, со стихом из Пс 67 (несовпадение псалмов указывает на искусственное позднее происхождение прокимна), Евангелие - Лк 1. 5-25.

Лит.: Дмитриевский А. А. 5-е сентября: Служба («ина») св. пророка Захарии и св. праведной Елизаветы // РукСП. 1885. № 44. С. 241-252.

А. А. Лукашевич

Иконография

Самое раннее изображение Е., матери св. Иоанна Крестителя, сохранилось в сцене «Встреча Марии и Елисаветы» на мозаике кафедральной ц. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553): Е. в светло-желтом мафории и лиловом платье на пороге дома встречает Богоматерь, протягивая к Ней руки. В росписи ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VII в.) изображение Е. включено в уникальную композицию, где по сторонам трона Богоматери, держащей перед грудью медальон с Младенцем Христом, представлены в рост фронтальные фигуры прав. Анны с Младенцем Марией (справа) и Е. с младенцем Иоанном (слева) на руках. Уподобление Е. прав. Анне отражено также в единоличном изображении святой в позе оранты с медальоном на лоне в составе Пала д"Оро (ок. 1100, собор Сан-Марко в Венеции). Подобный вариант будет использоваться в рус. искусстве эпохи царя Иоанна IV Васильевича, соименного прор. Иоанну Крестителю. Образ Е. с фигуркой младенца Иоанна на лоне присутствует в росписях собора Успенского мон-ря Свияжска (нач. 60-х гг. XVI в.), на зап. стене в составе композиции, иллюстрирующей Рождественскую стихиру.

Среди св. жен, упоминаемых в ВЗ, образ Е. встречается на поле иконы «Богоматерь с Младенцем на престоле, с пророками и избранными святыми» (2-я пол. XI-XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) рядом с прав. Захарией. Е. изображена в оливковом платье и темном мафории, в ее левой руке свиток, правая указывает на уста.

Е. изображается в композициях житийного цикла св. Иоанна Крестителя: «Встреча Захарии и Елисаветы» («Зачатие св. Иоанна Крестителя»), «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество св. Иоанна Крестителя», «Бегство в пустыню» (напр., клейма визант. и рус. икон: в светло-оливковом платье и темном мафории - на иконе «Св. Иоанн Креститель, с житием» (нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на иконах «Cв. Иоанн Креститель Ангел пустыни, с житием» - Ярославль, сер. XVI в., ЯХМ; Кострома, ок. 1687, КГОИАМЗ; Кострома, посл. треть XVII в., ц. Воскресения Христова на Дебре, и др.).

Композиция «Рождество св. Иоанна Крестителя» как отдельный сюжет нередко представлена в рус. иконописи (напр., 2-сторонние таблетки (на обороте одной - образ св. Иоанна Крестителя, др.- Собор апостолов), Новгород, кон. XV в., обе в ГТГ).

«Встреча Марии и Елисаветы» иллюстрирует также строки 3-го икоса Акафиста Пресв. Богородице «Имуще Богоприятную Дева утробу» (напр., капелла св. Григория Богослова ц. св. Климента в Охриде, Македония (1364-1365); иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 3-я четв. XIV в., ГММК, и Москва, кон. XVI в., ГТГ, фреска в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502 г., мастер Дионисий) и др.). «Встреча Марии и Елисаветы» и «Бегство в пустыню» могут объединяться в ряд событий, изображаемых в сложных по составу композициях, как, напр., на иконах «Рождество Христово» (из собрания И. С. Остроухова, кон. XVI в., Москва; из собрания А. В. Морозова, 2-я пол. XVI в., Холмогоры, обе в ГТГ).

Сюжет «Зачатие св. Иоанна Крестителя» известен как отдельное изображение в памятниках рус. иконописи: на иконе новгородского письма, служившей храмовым образом церкви дер. Новокотово Тверской обл. (2-я пол.- кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV-XVI вв. // Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000 [Кат. собр. Вып. I] . Кат. 29. С. 142-145; Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 14. С. 102-105). В левой части изображены приникшие друг к другу праведные Захария и Е. На ней зеленое платье и алый мафорий. Сюжеты «Рождество св. Иоанна Крестителя» и «Бегство в пустыню» описаны в цикле «Чудеса Предтечи» в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «В горнице Елисавета лежит на постели, полуприкрытая одеялом. Перед нею стоит девица и обвевает ее кругом опахалом из павлиньих перьев. Другие девицы выходят из боковой комнаты со снедями и подносят их Елисавете…»; «…ту [в горах] Елисавета, держа на руках младенца Иоанна и озираясь назад, вбегает в расселину скалы и скрывается в ней от преследующего ее воина» (Ерминия ДФ. Гл. 3. § 21. С. 183). В рус. сводных иконописных подлинниках, несмотря на то что память Е. и Захарии указана под 5 сент., дается описание облика только прав. Захарии, а под 23 сент., в празднование зачатия св. Иоанна Крестителя, описано «Благовестие Захарии».

Единоличные изображения Е. встречаются в составе минейных циклов. На миниатюрах из греко-груз. рукописи XV в., т. н. Афонской книги образцов (РНБ. O.I.58), Е. изображена дважды вместе с прав. Захарией. В первом случае их оплечные образы в медальонах открывают чин пророков (Л. 48 об.), во втором - под 23 сент. (Л. 79) - Е. представлена в рост в позе оранты, облачена в темно-сиреневый мафорий и коричневое платье.

Известен редкий пример изображения житийного цикла Е., представленного в 12 клеймах на иконе 1-й пол. XIX в. (Центр. Россия; частное собрание) (см.: Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Рус. житийная икона. М., 2007. С. 26-29).

Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 144, 167; Т. 2. С. 115, 149, 234; LCI. Bd. 6. Sp. 130; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1983. Ил. 247, 328; Евсеева. Афонская книга. С. 63, 202, 237.

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк. 1, 5 - 25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк. 1, 15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк. 1, 17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф. 23, 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Loading...Loading...