Казбек монастырь. Путешествие по Грузии

Иван Алексеевич часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался на редкость убежденно: «...не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме».

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» - злая сатира. «Сатира? - спросил Блок и задумался. - Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Выбирая путь анализа лирического текста, обращаюсь к статье М.Л.Гаспарова: «Первый, верхний уровень – идейно-образный. В нем два подуровня: во-первых, идеи и эмоции; во-вторых, образы и мотивы. Второй уровень, средний, – стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика; во-вторых, синтаксис. Третий уровень, нижний – фонический, звуковой».

Стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» объединяет не только художественное пространство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить.

А.С.Пушкин в «Путешествии в Арзрум» рассказывает об увиденном им чудесном зрелище: «…белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками». Увиденная картина настолько поразила поэта своей неземной красотой, что о ней он рассказывает и в стихотворении «Монастырь на Казбеке».

На первый взгляд, это описательное пейзажное стихотворение. Но любое описание Поэта не ради описания. Стихи всегда диктовались ему теми или иными обстоятельствами. Не исключение и это стихотворение. Внимательный читатель увидит мысли и чувства поэта, стоит только пристальнее всмотреться, вдуматься, и мы увидим гораздо больше, чем можно было заметить сначала.

На мой взгляд, композиция стихотворения позволяет об этом говорить. Стихотворение состоит из двух строф: первая строфа представляет развернутое обращение, столь характерный прием для А.С.Пушкина, вторая строфа дает возможность узнать мысли и чувства поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который позволяет неторопливо вглядываться в картину, нарисованную Пушкиным.

Вырисовывается четкий ритмический рисунок: определенное чередование закрытых и открытых слогов, наличие пиррихиев во всех строках, кроме первой и одиннадцатой. Стихотворение обрамлено в интонационное кольцо: первая и последняя строки представляют полные четыре стопы с закрытым слогом, две первые и две последние строки имеют парную рифму. Но форма неотделима от содержания, раскрыть глубину которого позволяют языковые средства, подчиненные художественной задаче: создать картину, эмоционально воздействующую на читателя.

Первая строфа стихотворения рисует величественный вид Казбека, возвышающегося над семьей гор. Пушкин использует прием скрытого сравнения с оценочным эпитетом: царственный шатер, сияющий вечными лучами, развернутого сравнения: монастырь…как в небереющий ковчег… В стихотворении использованы старославянские слова сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья, библейское слово ковчег, придающие высокое торжественное звучание всему стихотворению. Возникает ассоциация: монастырь – это тот самый библейский ковчег, который явился спасительным убежищем. От кого же и от чего хочет спастись, «скрыться» лирический герой? Может быть, от жизненных невзгод? Может быть, надо посмотреть более широко – стремление жить духовной жизнью, не стесненной внешними условиями? Так сильно, страстно его желание – стремление к «вожделенному берегу». Здесь поэт прибегает еще к одному языковому средству – антитезе: ущелье – вольная вышина. Ущелье – символ несвободы, замкнутого пространства, вышина – символ высокого, свободы.

Это стихотворение хорошо слышится: символ свободы, воли звуки светлые, звонкие (л, в, б), символ несвободы звуки (с, т, щ), твердость, незыблемость Казбека в последовательном использовании звука а: Ка збек, ца рственный, ша тер.

Ощущение парения монастыря в воздухе передает повторение слогов с не : не бе, ре ющий, ковче г. Повторение о передает высокое звучание и, кстати, объединяет первую и последнюю строки стихотворения, т.е., на мой взгляд, придает завершенность тексту: высо ко , го р, Бо га.

Интересно стихотворение и на синтаксическом уровне.

Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит. Глаголы несовершенного вида подчеркивают вечность сияния, бесконечность парения. Вторая строфа состоит из трех предложений: первое, назывное, далекий вожделенный берег! Два последующих предложения выражают страстное желание лирического герояподняться, скрыться.Желание выражено глаголамив форме условного наклонения: подняться б, скрыться б . Все три предложения восклицательной интонации, что является свидетельством силы чувства лирического героя.

Лермонтов с первой строки также указывает место, то есть определено художественное пространство – Кавказ. Поэт, родившийся в России, был влюблен в Кавказ, который, казалось, передал поэту свой мятежный дух. И в этом стихотворении Лермонтова мы видим страстное стремление героя достичь высоты, которая возможна только степным орлам. Стихотворение имеет разную интонационную окраску. Первая строфа рисует грустную картину: на скале одинокий деревянный крест, воздвигнутый в незапамятные времена каким-то мужественным человеком: добраться туда можно только степному орлу. Конечные рифмы дополняются открытыми слогами, что поддерживает грустную интонацию, неспешный ритм размышления, создаваемый амфибрахием.

Для чего на таком высоком недоступном месте воздвигнут крест? Его видно с далеких холмов. Он символ несгибаемого духом человека. Здесь огромную роль играет художественная деталь. Мы не видим самого распятого Христа, но «кверху подъята рука» – и перед нами вся история страдания взошедшего на Голгофу.

Лирический герой, так же, как и лирический герой Пушкина стремится оторваться от земли, но он ищет не покоя, им владеет бунтарское желание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия. Это желание Лермонтов выразил, используя аллитерацию: бы, бытия, бурею, братом. В последней строфе резко меняется интонация. Синтаксический строй уже другой: настоящее время знаю, чернеет, гниет, гнется, хочет схватить сменяется глаголами повелительного наклонения, но в форме условного.

Сила чувств героя передана с помощью восклицательных знаков. Употребление наряду со словами высокого стиля протекло, подъята, взойти, бытия слова более низкой стилистической окраски схватить играет роль в раскрытии мысли поэта о высоких желаниях обыкновенного человека.

Анализируя стихотворения А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю.Лермонтова «Крест на скале», мы приходим к выводу, что увиденная картина вызывает ответное чувство героя, который стремиться от земного к небесному, но каждый преследует свою цель.


Снова развалины...

« »

А вот прямо по курсу Сиони - село с известным храмом 9-10 веков:


« »

Даже не успели заметить, как въехали в Степанцминду. Все необходимые сведения об этом посёлке легко добываются методом неглубокого гугления. :) Мы остановили машину на маленькой площади у памятника знаменитому местному писателю Александру Казбеги.

« »
(Освещение дурацкое, солнце в спину, но так уж вышло.)
Тут Вика крикнула:
- Дима, скорее посмотри вверх!
Я посмотрел...


« »

"Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками" (А.С. Пушкин, "Путешествие в Арзрум")
Стало быть, точно так же, как мы, увидел Казбек и Пушкин... Это удача: вершина часто полностью скрыта облаками. Поэт написал стихотворение "Монастырь на Казбеке"
http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0511.htm
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!..


« »

В стихотворении Пушкина чувствуется тоска по недосягаемой "вольной вышине", мимо которой он спешно возвращался домой. Мы же, как и все туристы, затем сюда и приехали, чтобы подняться к монастырю. Пешком путь наверх занимает около часа, но у нас оставалось мало времени. Взяли такси и на старенькой "Ниве" долго тряслись по худшей дороге в Грузии. Улочки села Гергети - сплошная грязь. К счастью, засохшая. Народ живёт бедно, хотя попадаются и вполне добротные усадьбы. (Замечу, что внешний вид грузинских домов бывает обманчив: зайдя в обшарпанную хрущёвку, можно попасть в роскошную квартиру с евроремонтом, спутниковым ТВ и интернетом.)

Извилистая дорога ведёт вверх от деревни Гергети через сосновый лес на открытое плато. Отсюда открывается необыкновенный вид: с одной стороны Казбек, с другой - округлый холм, на вершине которого стоит Гергетский монастырь, построенный в 14 веке. Если не ошибаюсь, это самый высокий православный монастырь в мире - 2170 метров над уровнем моря. Теперь мы ны высоте кучевых облаков: они клубятся за монастырём, изредка наползают на соседние холмы.

Это фото на Яндексе неожиданно стало хитом: почти 200 тысяч просмотров за полмесяца. На мой взгляд, по композиции оно не самое удачное из гергетской серии, но передаёт самое первое впечатление, которое заставило меня немедленно выхватить Nikon с телевиком. Что-то в этом есть. Храм как будто выныривает прямо из окружающих облаков:


« »

Мне больше нравится вот так:


« »

А вот так - ещё больше:


« »

Здесь лучше выстроена композиция, гораздо вернее передано ощущение пространства - всей этой необъятной свободы, воздуха, высоты...

Степанцминда внизу видна как на ладони:


« »

А как же Казбек? Вот он - стоит только обернуться назад:


« »

По-грузински гора называется Мкинварцвери ("Гора с ледяной вершиной"). Потухший вулкан высотой 5033 м, к которому, по легенде, был прикован Прометей (Амиран).


« »

Всё-таки телезум - это вещь! :) Вершина крупным планом:


« »

Поднимаемся на холм к монастырю:


« »

« »

Стены звонницы покрыты интересной резьбой:

« »

« »

« »

« »

« »

На стенах Троицкой церкви тоже есть резьба, особенно много её вокруг входа:


« »

Услышав русскую речь, строгий послушник за прилавком разрешает сделать снимок внутри храма:

« »
Центр иконостаса испортил какой-то российский "мастер" 19 века: Троица академического письма и румяные "рафаэлевские херувимчики". Но сила места такая, что даже эта мазня не портит общего впечатления.

Облака сгущаются, пора возвращаться в Степанцминду. Спускаемся с холма и на прощанье пьём воду из монастырского источника:

« »

Снова сели в "Ниву", снова надо трястись по ухабам - теперь вниз. Облака всё гуще, они текут из Дарьяльского ущелья сплошной пеленой.


« »

Стоило нам немного спуститься вниз по склону, как облако окутало монастырь целиком:


« »

Мы вернулись на площадь к нашему гиду, попрощались с таксистом и поехали в сторону Дарьяльского ущелья. Оно начинается почти сразу к северу от Степанцминды.


« »

Здесь обитают духи не просто воинственные, а гневные. В самом ущелье кажется, что ты всё время словно под прицелом. У входа в ущелье расположено культовое место, где осетины до сих пор поклоняются своему грозному богу Аларды , насылающему оспу, корь и глазные болезни. Чтобы умилостивить злого небожителя, в жертву приносят белого ягнёнка. "Не приближайся к нам - издали будем молиться тебе", - так обращаются к Аларды в молитве. Сейчас это место решили охристианить - поставили на священные камни кресты, положили икону.


« »

« »


« »

Но даже местный Христос очень суров:

« »

Немного поужинали лепёшками, помидорами и сыром, потом поехали в ущелье. По обе стороны сразу вздымаются скалистые обрывы:

« »

« »

Доехали почти до самой границы:


« »

Попили сладкой воды из родника, текущего со скалы:

« »

Рядом в Терек впадает речка Кистинка:


« »

На скале напротив - знаменитые развалины, вдохновившие Лермонтова на балладу "Тамара" :


«Пасмурный вечер в Дарьяльском ущелье: "замок Тамары" »

Где-то рядом на скале сидел и медленно сходил с ума бедный отец Фёдор из романа "Двенадцать стульев". Святая царица Тамар никакого отношения к "замку Тамары" не имеет, об источниках лермонтовской баллады можно прочесть .
Тучи нависают почти над головой - высота около 1000 метров над уровнем моря.

Прямо у слияния Кистинки с Тереком недавно построили монастырь, официально открытый в 2011 году. Это один из главных проектов патриарха Илии II. Забавно, если именно на эти скалы Ильф и Петров усадили своего отца Фёдора - очень символично. :) Облицованная розовым камнем церковь посвящена архангелам Михаилу и Гавриилу:

»

Но стоит выйти за порог, как чувствуется незримая ярость духов местности, потревоженных этой стройкой. Прямо кожей ощущаешь, как им не нравится такое масштабное вторжение людей, да ещё с намерением окончательно "додавить" здешнее непокорное язычество.

« »
По замыслу патриарха Илии II, этот монастырь станет "защитой Грузии", символом единства Грузии и России. При очередном вторжении русских храм должен сразу напомнить им, что Грузия - мирная и братская православная страна. Боюсь, на "россиян" это не подействует, а местная природа может взбунтоваться против грубого вмешательства. Опять-таки, огромные средства потрачены на строительство монастыря среди скал, в то время как люди в округе кое-как сводят концы с концами. Сельское хозяйство умирает без экспорта в Россию, в домах десятилетиями не было ремонта... И после этого нацдемы удивляются единодушному протестному голосованию за "Грузинскую мечту"? Ну-ну.

«Придорожный трактирчик у Крестового перевала »


« »


« »

В Мцхете сразу улеглись спать. Завтра снова весь день проведём в пути: Гори, Уплисцихе, Боржоми, Бакуриани, Тимотесубани.

Продолжение следует...

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!

В стихотворении "Монастырь на Казбеке" А.С. Пушкин запечатлел Гергетский монастырь.
Гергетский мужской монастырь находится в Грузии, всего лишь в 11 км от границы с Россией, недалеко от села Степанцминда и деревни Гергети. Гергетис Цминда Самеба является самым высокогорным строением в Европе, поэтому не удивительно, что привлекает она не только верующих людей, но и атеистов. Высота, на которой находится Гергетский монастырь, составляет 2 170 метров от уровня моря.


Что послужило причиной построить церковь так высоко от местных жителей? Если в целом, то строить храмы в горах - традиция в Грузии, вероятно, чтобы человек потрудился ради Бога, поднимаясь на гору, и чтобы поднимались туда только истинно верующие. Но касательно строительства Гергетской церкви существует еще и масса легенд, одна из которых гласит, что сама Пресвятая Богородица показала место для будущего святого Храма, в то время как многие люди у подножия оставались язычниками, на вершине горы стоял центр грузинского православия.

Село Казбеги и подъем к Гергетскому монастырю

Если подниматься к монастырю пешком (как положено), то пути два - по дороге, но долго, либо по тропе, но быстрее и ближе. Большинство выбирает второй путь. Вот и я поленилась идти по серпантину и дорогу сократила.

Цминда Самеба в переводе с грузинского означает «Святая Троица», так называются все Троицкие храмы в Грузии. Но Гергетская церковь самая древняя из них. Точное начало и завершение строительства монастыря сказать сложно, но более вероятно, что церковь основана в XIV веке (есть версия, что в Х веке).

Троицкая церковь является единственным крестово-купольным храмом в регионе Хеви. Недалеко от храма находится Дарьяльское ущелье (ныне Военно-Грузинская дорога), которая связывала Азию с Европой на протяжении столетий.
Во время нашествия персов в XVIII веке именно в Гергетской церкви прятали реликвии со всей Грузии, в том числе крест святой Нины.

В советское время, несмотря на запрет богослужений, храм оставался популярным у туристов, и в 1988 году до церкви даже была построена канатная дорога. Местные жители посчитали это осквернением святыни и разрушили канатную дорогу. Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок. Снаружи храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. В июле здесь проводится праздник Гергетоба.

Троицкая церковь

Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. Храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.

Вход в Троицкую церковь

Купол Троицкой церкви

Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок.

Иконостас Троицкой церкви

Колокольня построена в тот же период, что и церковь.

Дорога к монастырю

Увы, увидеть гору Казбег мне не удалось. Поэтому довольствуюсь красотой других гор.

От монастыря открывается также потрясающий вид на село Казбеги.

Вид на село Казбеги от Гергетского монастыря

Loading...Loading...