Воспоминание явления на небе креста господня в иерусалиме. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

Май 20, 2014

20 (7) мая Православная Церковь чтит память Явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Память об этом событии должна интересно и значимо для нашего прихода, особым образом связанного с почитанием Святого Креста.

Церковь Христова рождалась из крови, пролившейся из ран Иисуса Христа, распятого на Кресте. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились», — говорил св. апостол Петр (1 Петр. 2.24).

Сам Господь особым образом обращается к каждому из верных: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Мф. 16. 24-25). Оттого, наверное, на всём протяжении своей истории Церковь постоянно переживала непростые времена – и преодолевала из с благодатной помощью Божией.

В 337 году скончался римский император Константин Великий, в 313 году провозгласивший христианство государственной религией в Римской империи и прославленный Церковью в лике святых. Императором был провозглашён его сын Констанций. Этот правитель более чем симпатизировал ереси, развитой александрийским пресвитером Арием (260 г. – 336 г.). Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом-Отцом, утверждая, что Сын и Дух – только творения Первого Лица Троицы.

Ересь эта пришлась по вкусу очень многим так называемым «христианским государям» в их притязаниях на власть над Церковью, «Телом Христовым». Если арианский «Бог-Отец» выше «Бога-Сына», значит, и светский владыка выше власти духовной и имеет право навязывать Церкви свою «высшую» волю.

Ересь «заходила» всё дальше, подчиняя себе всё большее количество душ. И тогда Господь чудесно явил знамение, посрамившее еретиков. В 351 году день Святой Пятидесятницы пришёлся на 7 мая. В третьем часу ночи, в небе над городом Иерусалимом вдруг появилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом. Крики удивлённых ночных стражей разбудили народ, который стал являться из домов. Люди молились, каялись и славили Бога.

Крест сиял прямо на Голгофой, местом Распятия Иисуса, а потом медленно двинулся в сторону Елеонской горы, месту Вознесения Воскресшего Господа. Он переливался всеми цветами радуги, поражая величием и невероятной красотой. В день Пятидесятницы, когда вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, Бог через внешние знаки являл равенство всех Трёх Лиц Святой Троицы, а, значит, особое величие и значение Крестнй Смерти Иисуса. Ощутив это, многие из ариан искренне обратились в правую веру.

Будем помнить об этом, поднимая свои взоры на Крест Господень:

«Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14-15).





По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций , который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия . Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение Креста начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш , достигало до самой горы Елеонской , отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, - оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, - все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии - и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.

Тогда неверующие еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя в явлении Креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою действительностью удостоверившись в то время в том, что христианская вера есть правая, истинная и благочестивая и предлагает верующему не от человеческой внешней мудрости изученные слова, но утверждается на откровении Духа Святого и благодати, и засвидетельствована небесными знамениями и чудесами. О повествуемом чудесном явлении знамения Креста святейший патриарх Иерусалимский известил посланием царя Констанция, увещевая его обратиться к православному учению. Ермий же свидетельствует, что чрез сие явление на небе святого Креста , весьма многие из иудеев и эллинов пришли к истинной вере и, приступив с покаянием ко Христу Богу нашему, приняли святое крещение. И все благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущного и Соприсносущного Отцу и Святому Духу. Мы же, исповедуя неисповедимую Его силу, явленную Крестом, превозносим нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего и поклоняемся подножию ног Его, святому Кресту, умоляя милосердие Господне, дабы во второе страшное Свое пришествие Христос сподобил нас узреть имеющее тогда явиться "Знамение Сына человеческого" (), Крест святой, в радости и надежде спасения и им, как бы ключом, отверз нам двери царства небесного, как некогда благоразумному разбойнику рай (), и вчинил нас вместе с благословенными Своими овцами во веки (). Аминь.

Примечания

Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил Восток, Азию и Египет, в 357 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магненция, он соединил под своею властью всю Римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, запрещающий отправления языческого культа. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени: он преследовал православных епископов, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г., во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам назначил его главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.

Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, - всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (325 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, причем было установлено равенство Сына Божия с Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, который был составлен отцами I Всел. собора. В V в. арианство почти не имело последователей в Римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и логгобардов, где существовало до VII в.

По нашему счету около 9 часов утра. - Самое событие следует отнести к 351 г. В этом году пасха была 31 марта, след. Пятидесятница 19 мая; 7 мая приходится на вторник последней недели пред Пятидесятницею.

Голгофа находилась ранее вне Иерусалима ( ; ); лежит на северо-западной стороне св. города. Свое название (Голгофа с еврейского - череп, лобное место (), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданно здесь был погребен Адам.

Гора Елеонская и Масличная - горы иудейские, лежат к востоку от Иерусалима (), Масличная получила свое название благодаря множеству росших на ней маслиничных деревьев. Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предан Иудою ( ; ) На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим ( ; ). По преданию, с горы Елеонской Господь вознесся на небо (). B IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, патриаршествовал с 350 по 387 г. Известен своею борьбою с ересью ариан. Память его празднуется 18 марта.

Созомен - церковный историк V в. Его "Церковная история" обнимает период времени с 323 по 439 г. (но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г.). Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но до нас она, к сожалению, не дошла. - Об описываемом дивном, знамении Созомен упоминает в IV кн. своей "Церковной истории", в главе 5.

Явление Креста на небе предвещало Церкви тяжелые времена - господство арианства. Ровно 10 лет (по 361 г.) арианство держалось на престоле в лице Констанция, затем сменилось богоотступничеством Юлиана (361-363 г.); после Юлиана 14 лет покровительствовал арианству император Валент (364-378 г.).


Пятница 3-й седмицы по Пасхе. Воспоминание явле́ния на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Ни́ла Со́рского.

Мч. Ака́кия сотника. Лю́бечской и Жиро́вицкой икон Божией Матери.

Обре́тение мощей прп. Ни́ла Мироточи́вого, Афонского.

Служба в честь явления на небе Креста Господня в Иерусалиме шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Нила Сорского в соединении со службой Триоди (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Креста, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Креста, глас 8-й: «Возвести́ша Небеса́…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироно́сицы ра́но бы́вша…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 8-й (с «Господи, воззвах») . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Проси́ Ио́сиф…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисе́йскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Креста на 6.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален Креста, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц).

По 6-й песни – кондак и икос Креста, глас 4-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Креста (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены́, услышите…» (см. в Неделю мироносиц).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Мироно́сицы жены́…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Со стра́хом приидо́ша…».

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь Креста, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На 1-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь Креста. На 3-м часе – тропарь: «Егда снизшел еси…»; «Слава» – тропарь Креста. На 6-м часе – тропарь: «Мироносицам жена́м…»; «Слава» – тропарь Креста. На 9-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь Креста. Кондак только праздника Триоди.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь Креста, тропарь храма Богородицы или храма святого; кондак Креста . «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и Креста.

Апостол и Евангелие – дня и Креста.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и Креста: «Зна́менася на нас...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 8-й – 3, и преподобного, глас 6-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Ски́тскаго жи́тельства…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Мироно́сицы ра́но бы́вша…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава» – преподобного, глас тот же: «Ра́достно днесь…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Проси́ Ио́сиф…» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь преподобного (по выбору); «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й: «Усе́рдно днесь...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) .

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 3-й: «Све́тлое торжество́...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Удиви́л еси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Удиви́шася, Чи́стая...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – преподобного. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Ра́достно днесь…» (см. славник на стиховне великой вечерни).

Каноны: праздника Триоди, глас 2-й: «Моисе́йскую песнь…» (см. в Неделю мироносиц), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц); седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й (см. в Неделю мироносиц).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Жены́, услышите…» (см. в Неделю мироносиц).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени) , и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас тот же: «Духо́вный лик…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Мироно́сицы жены́…» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…». «Слава» – тропарь преподобного (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам жена́м…».

На 1-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 3-м часе – тропарь: «Егда снизшел еси…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 6-м часе – тропарь: «Мироносицам жена́м…»; «Слава» – тропарь преподобного. На 9-м часе – тропарь: «Благообразный Иосиф…»; «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси…», тропарь праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

Loading...Loading...