Точно известно что ничего известно. Послеклассический период в античной философии
Тревожит фанатов полная неопределенность. Как же так, вопрошают они, с момента трагического инцидента прошло уже почти две недели, а о состоянии Ричардса ничего толком не известно. Информация поступает самая противоречивая и какому источнику верить непонятно.
Официальный представитель музыканта, мадам Фран Кертис, с выдержкой и упорством настоящей английской леди на многочисленные вопросы назойливых журналистов отвечает одной и той же фразой. Мол, Кейт чувствует себя нормально, а остальное вас пока не касается. Захочет, сам потом расскажет. Вся скудная информация, которой репортерам удалось от нее добиться, состоит в том, что в прошлую субботу уже было выписанный из больницы "роллинг" вдруг почувствовал себя плохо и упал без сознания.
Врачи диагностировали у жалующегося на сильные головные боли пациента кровоизлияние в мозг и положили его на операционный стол. Путем "небольшого вмешательства" заморские эскулапы снова поставили 62-летнюю легенду рок-н-ролла на ноги. И теперь он чувствует себя нормально (даже несмотря на то, что у него появилась маленькая дырка в черепе) и восстанавливает силы. По словам госпожи пресс-секретаря, он уже может разговаривать, и даже говорил по телефону.
Новозеландские СМИ спокойствия миссис Кертис не разделяют, а наоборот опасаются за судьбу знаменитого музыканта. По их данным, он перенес не одну операцию, а уже целых две. И нельзя с уверенностью сказать, не последует ли за ними третья. Врачи не исключают повреждения мозга. Немецкий Spiegel сообщает, что в данный момент Кейт находится в клинике в полной изоляции. К музыканту допускают только супругу Патти Хэнсен и двух дочерей – Теодору и Александру, которые несут непрерывную вахту у кровати Кейта.
Поклонники пребывают в панике. "Что мы должны думать? Все ли с ним в порядке? Вернется ли он в строй, или повреждение мозга лишит Stones Ричардса?", - читаем на сайте фанклуба группы. "Величайшая группа мира ничто без лучшего на Земле гитариста, - пишет одна из фанаток на странице StonesPlanet. "Восстанавливай мозги и играй дальше!" – требует она у Кейта.
Как бы там ни было, но временная потеря гитариста уже нанесла по ровесникам рок-н-ролльного века первый удар. Открытие отложено до лучших времен. Остается только надеяться, что этот перерыв действительно временный и не помешает ему 1 июля подняться на сцену в Барселоне и взорвать публику энергией своей гитары.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно обратиться к женщине в электронном письме: "Уважаемый директор (компании...)!" или "Уважаемая директор (компании...)!"
Правильно - обратиться со словом "уважаемый" по имени и отчеству. Если имя и отчество неизвестн ы, то можно так: уважаемый господин директор, уважаемая госпожа директор .
Вопрос № 300622 | ||
Во Вьетнаме у меня прошла и астма, и аллергия, и я сумел есть фрукты, орехи, мед – все то, что для меня было просто неизвестн о по вкусу. Правильно ли расставлены знаки перед союзом "и"? И почему и как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 299827 | ||
Подскажите, пожалуйста, как правильно де они появились впервые точно неизвестн о (не известно)?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Где они появились впервые, точно неизвестн о.
Вопрос № 287871 | ||
Здравствуйте! Как правильно написать: «съел ложку-другую мёда» или «съел ложку, другую мёда»? Или есть третий вариант?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду примерное количество ложек (сколько именно, точно неизвестн о), то верно: съел ложку-другую меда.
Вопрос № 279540 | ||
Здравствуйте! Несколько ночей не сплю, не дает покоя вопрос: как правильно "точно неизвестн о", "точно не известно" или допустимы оба варианта?
Ответ справочной службы русского языка
Точно неизвестн о = наверняка неизвестно. Точно не известно = известно не точно.
Вопрос № 272730 | ||
Как пишется слово НЕИЗВЕСТН О, НЕИЗВЕСТЕН в предложениях? А именно: Местонахождение неизвестно. Адрес проживания неизвестен. Слитно или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание правильно (здесь нет факторов, влияющих на раздельное написание, ср.: местонахождение никому не известно ).
Вопрос № 264659 | ||
Здравствуйте!
У меня такой вопрос: как пишется "неизвестно" в таких словосочетаниях, как "ничего неизвестн о", "пока неизвестно"? Слитно с "не" или раздельно? И в каких вообще случаях пишется "неизвестно" раздельно?
Спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: пока не известно, ничего не известно.
Вопрос № 263770 | ||
Уважаемое справочное бюро, надеюсь на ваш скорейший ответ! Как стоит расставить знаки препинания в данном предложении, и верно ли оно с точки зрения грамотности речи:
"Эта история произошла некоторое время назад, но какое именно (?) доподлинно неизвестн о".
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Эта история произошла некоторое время назад, но когда именно - неизвестно.
Вопрос № 262836 | ||
Здравствуйте! Написать слитно или раздельно неизвестн ый в таком предложении: ...перед творческой личностью неизвестные ранее возможности... Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание корректно.
Вопрос № 249283 | ||
Скажите пожалуйста Откуда появилась фраза "Муж объелся груш"? И что она значит?
Ответ справочной службы русского языка
Объелся груш - шутливая (ничего не означающая) рифма к слову муж, это выражение употребляется в разговорной речи, точная этимология его неизвестн а.
Вопрос № 239778 | ||
Как правильно написать - мне это слово неизвестн о или не известно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание в зависимости от смысла.
Вопрос № 233142 | ||
здравствуйте! Где скачать литературу по способам технического словообразования в русском языке?
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, нам это неизвестн о.
Вопрос № 232354 | ||
Как правильно: доподлинно неизвестн о или доподлинно не известно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно раздельное написание.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать не в данном случае: слитно или раздельно? Где он был в этот момент, им было неизвестн о.
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание.
Этой нетленкой из Омара Хайяма вполне можно охарактеризовать политическую ситуацию в России.
Сегодня уже никому не надо доказывать, что ветер необратимо переменился и задул в сторону, едва ли не прямо противоположную той, куда тычут кремлевские политтехнологи. После событий 10 декабря, когда в Москве на митинг оппозиции вышло больше 30 тысяч человек, а в целом по стране субботние акции протеста собрали, по разным оценкам, от 24 до 80 тысяч несогласных, кардинальные перемены в общественном сознании стали, выражаясь канцелярским языком, свершившимся фактом. Историей, если хотите.
И вот тут мы огляделись по сторонам и поняли - впереди одна сплошная неизвестность. Будущее страны в один день сделалось столь мутным и расплывчатым, что впору говорить о полной потере зрения.
Понятно, что путинский режим рухнет не сегодня. Однако он рухнет; и скорее раньше, чем позже. Почему? Потому что 4 декабря 2011 года действующая власть официально потеряла право именоваться легитимной и «законно избранной». Тут важна не сама декларация сего очевидного факта, а то, что оный факт твердо утвердился в головах миллионов граждан России. Тех самых граждан, которые согласно кивнули в 99-ом, подтвердили в 2004-ом, пожали плечами в 2007-ом и отмахнулись в 2008-ом. А история учит, что вслед за потерей легитимности авторитарный режим (каким бы мягким он не был, и как бы не старался мимикрировать под нечто удобоваримое) неизбежно обратится в ничто.
В тоже время, «ничто» в такой просторной и богатой возможностями стране, как Россия, не может продолжаться хоть сколько-нибудь продолжительное время. Пустота заполнится. Кто ее заполнит – неизвестно. Когда это случится – неизвестно. Как долго продлится переходный период между окончательным крахом системы и началом чего-то нового – опять же, совершенно неизвестно.
Федеральная политическая поляна давно зачищена – выбирать там практически не из кого. Выражаясь словами одной известной журналистки: «за коммунистов - не хочу, за ЛДПР – противно, за Миронова – смешно». Что до так называемых несистемников, то там, как показала практика, дела не многим лучше. Вожаки этой невообразимой солянки из правых, левых, коричневых, красных и прочих пернатых в разгар поствыборной встряски первое что сделали – грандиозно разругались. Оппозиционеры с небывалым азартом принялись обдавать друг друга черной бранью, с гордым видом обличать противников из числа сторонников и т.д. и т.п. Одним словом, сделали все, чтобы полностью дискредитировать себя в глазах народа, наблюдающего за политцирком с немалым сожалением и разочарованием.
На этом фоне весьма выигрышно смотрится молодой юрист-разоблачитель-радикал, а по совместительству герой-затворник Алексей Навальный, занимающийся вполне конкретными (и зачастую опасными) делами. Впрочем, рассматривать его перспективы в качестве лидера условной Новой России, которая должна будет начаться после краха России Единой, весьма сложно. Спросим себя, кто такой Навальный для среднего российского обывателя, посещающего интернет раз в неделю для проверки почты? В лучшем случае – очередной крикливый маскаль, в худшем – пустое место.
В подобных безрадостных реалиях определяющую роль приобретают региональные элиты, которым, собственно, и придется подхватывать власть на первых порах. Здесь в каждом субъекте РФ ситуация строго индивидуальна, но общая тенденция все же прослеживается – засилье проворовавшихся в пух и прах первых, дурно пахнущие подковерные интриги вторых и безликая серость третьих. Полное отсутствие не только лениных и троцких, но даже завалящих ельцинов и гайдаров. Совершенно не ясно, как поведет себя вся эта шайка в ситуации, когда приказы из Москвы перестанут поступать, и каждый обличенный властью чиновник будет предоставлен сам себе. Полная неопределенность. Как и в том, сумеет ли означенная шайка сохранить целостность России, и нужна ли она вообще эта целостность.
Безусловно, эпоха политической пустоты и безвластия породит новых лидеров. В конце концов, многие ли знали кто такой Робеспьер в 1788-ом или Кромвель в 1620-ом? В тоже время, рассчитывать, что эти новорожденные волки принесут стране благо, не стоит. Или стоит, но с изрядной осторожностью. В 1919-ом немцы тоже не знали, кто такой Гитлер.
– Капитан Симод, что дают последние наблюдения? Что-нибудь важное?
– Да, командующий, весьма существенное. Первое же наблюдение после локализации в узле дало интересный результат. На нашем же векторе, только в обратном направлении, усмотрен еще один узел, гораздо более выгодный, чем этот. Пятитуннельный, и возможности обзора оттуда куда предпочтительнее. А значит, и безопасности, и скрытности действий.
– Я понимаю, капитан. Жаль, что мы не сориентировались сразу. Могли бы сразу направиться туда, и сейчас уже…
– Боюсь, ваша смелость, что тогда нам пришлось бы куда солонее.
– Объясните. Тот узел занят?
– Узел пуст. Но система ретроградного анализа свидетельствует, что непосредственно перед нашим входом в этот узел – тот, противоположный, был занят. И очистился буквально минуты тому назад.
– Дьявол! Кто там был? «Неодолимый», да? Конечно, он!
– Ну, вы ведь знаете: ретроградный анализ не дает такой четкой картины, как зрительное изображение. Однако компьютер дал общие характеристики, и судя по ним – это корабль нашего класса. Это он.
– Так. А почему же, по-вашему, Легана добровольно уступила нам столь выгодную позицию? Это пахнет ловушкой, капитан.
– Примитивная мышеловка. Они явно рассчитывают, что мы, не рассуждая, бросимся туда. А они – тут как тут, выскочат из-за угла, чтобы воткнуть нам кортик в спину.
– Каким же это образом, хотел бы я знать.
– С них станется пойти на авантюру. По Стизлу. Их мечтой должно быть – разделаться с нами здесь. Потому что в Нормали наше преимущество будет неоспоримым: оборона Мадига куда мощнее, чем их паутинка, защитное поле Леганы.
– По Стизлу, гм… Да, в самом деле. Ну что же, капитан, – пожалуй, мы дадим им такую возможность. И соответственно приготовимся. Да. Именно так я и сделаю. Не откладывая. Командуйте: здесь произвести разворот. Средним ходом – к тому узлу. А у границы изолирующего поля заранее расположим готовое к бою охотничье звено. И атаку по Стизлу предпримем мы, а не они. Успех практически обеспечен. Один удар – и их больше нет.
– По-моему, прекрасный замысел. А интересно все-таки, ваша смелость: куда деваются выброшенные из Простора корабли? Хоть какие-то версии есть?
– Не встречал. Неизвестно даже, впрямь ли они выброшены. Это лишь предположение. Или их просто растворяет, превращает во что-то другое. Слишком мало фактов, чтобы делать выводы. Хоть что-то достоверно известно ведь лишь о том корабле, что был атакован Стизлом. Известно, что о его судьбе ничего не известно. На такой базе можно создать что угодно, любую теорию – или вообще ничего не создавать.
– Выходит, мы своей атакой сразу увеличим базу данных вдвое?
– Окажем услугу науке. Командуйте. Вольное звено – ко мне. Я лично поставлю им задачу.
Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм
В послеклассической мысли вопросы о природе и политике отодвигаются на второй план. После Сократа самопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» - основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.
Две влиятельные школы - киников и киренаиков - сформировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45
эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.
Основателем школы киников был ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от названия холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Антисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Философия - не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества - «без общины, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в позднейших философских и культурных течениях - у стоиков, в христианском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.
! |
Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».
Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или наслаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель человека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Некоторые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угрызения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.
f |
Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».
46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333-262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa - портик, крытая колоннада). Идеал стоиков - спокойствие и невозмутимость (по-гречески «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потребностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.
Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 - ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство - потакание страстям и желаниям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. - 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает многим лучше понять себя и жизнь вокруг.
Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности - I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».
У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341-270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он проповедовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом висела надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом - атараксия (безмятежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого страха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал наслаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладострастия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и веселись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигурально называют эпикурейцами.
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47
Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».
Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Логика скептиков проста: для каждого А возможны два противоположных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих суждения являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже необходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скептики резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-" ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.
Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.
Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались найти спасение в мистике.
Неоплатонизм предложил философские основания для такой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тайных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божественно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все многообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечением). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -
48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
исступленное состояние, когда душа прорывает границы материального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сливается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему - молчание и сосредоточение.
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии
1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.
2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-
Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.
2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.
< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)
Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше - еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.
§ 3.1. Философия Средневековья
Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский
Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки отражены в основных характеристиках философии Средневековья (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья
Рассмотрим философские идеи и принципы Средневековья подробнее:
бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» - говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное - мир и человек - вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку
52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;
о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;
о человек, как и весь мир, - творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подобию божьему» человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи;
о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле;
о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологизмом. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.
Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап - патристика (от лат. pater - отец) охватывает II-VIII вв. и представляет собой учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап - схоластика (от лат. schola - школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.
Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) - наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».
§3.1. Философия Средневековья 53
Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.
Основные идеи Августина - духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:
о «Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рождается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;
о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй - к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;
о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получается: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия говорит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называется проблемой теодицеи (от греч. theos - бог + dike - справедливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его скорость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни измерить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла - не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит - к добру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.
Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Верую, чтобы знать».
54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) - наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»).
Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
В фокусе исследований Аквината - проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к истинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия - служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, первородного греха и других идей, то их нельзя понять без откровения (Библии) и веры.
Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:
о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;
о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;
о необходимость - случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;
о качество - все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;
о цель - все в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет все в мире к цели, т.е. бог.
Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома - Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.
§ 3.2. Философия Возрождения 55
В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.
Роджер Бэкон 1 (ок. 1214-1294) призывал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не поддающиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи францисканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - принципе, согласно которому все в мире определено богом.
2. Основные этапы средневековой философии - патристика и схоластика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.
1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокомментируйте их.
2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
§ 3.2. Философия Возрождения
Основные черты. Основные направления
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек;
1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).
56 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и
о эстетизм - ведущая роль искусства;
о свободомыслие - освобождение от догматического средневекового мышления.
Рассмотрим их более подробно:
о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;
о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения;
о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;
о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.
Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в свободном и демократическом духе античности, возрождая классическую древность. Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса
Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-
§ 3.2. Философия Возрождения 57
занский (1401 - 1464) выдвигает идею пантеизма - отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» - символическое мышление, где сливаются противоположности. Приведем пример такого мышления.
а А В
------------ т . #
Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ конечен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм).
Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.
Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.
Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) в своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-
58 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью» 1 .
Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:
о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».
о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» 2 .
Политическая философия Возрождения представлена в разных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» представляет совершенно иную традицию в политической философии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами - вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».
Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Новому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-
1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.
2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.
§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59
ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление централизованных государств, а идеи утопистов - на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме - принципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.
2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотношения человека и природы, политического устройства и творчества.
1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.
2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Возрождения.