Народные приметы на март. июня - Владимирская икона Божией Матери

3 апреля отмечается день памяти святого Кирилла, епископа Катанского. В народе святого называли Кирилл - дери полоз. Так назван день за то, что в это время портятся дороги и ездить на санях в прежние времена становилось затруднительно. Если в этот день при восходе солнца в небе наблюдаются красные круги, то год обещает быть плодородным. С этого времени нач инают набухать почки смородины. Появляются белые трясогузки.

Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Музыка и сладкая пища заставляют странника остановиться, но разум безвкусен, не имеет запаха, его не видно, когда смотришь на него, и не слышишь, когда слушаешь его, а между тем польза его неистощима.

Самое могущественное в мире то, что не видно, не слышно и не осязаемо. (Лао-Цзы)

Народное название : Фома, Фомин день.

Традиции на 3 апреля

В этот день заканчивались зимние забавы - санки убирали до следующей зимы. Также меняли обувь - по сырому снегу в валенках далеко не уйдешь, поэтому надевали берестяные лапти.

К домам вновь приходили лихорадки-лихоманки, которые пользовались любой возможностью проникнуть в дом - могли просочиться вколодец с грязной водой, а затем уж и в дом попасть. В этот день лучшей защитой от лихорадок считались печная зола и угли, которые сохраняли тепло и охранительную силу огня. Надо было взять из печи горячие угли и золу, положить их в платок или полотняную тряпицу и приложить к больному месту. Считали, что испугается жара лихоманка - и вон из дома бросится. Говорили: «Фома лихорадку гонит».

Способов избавления от этой напасти было множество, в том числе и заговоров. Были среди них и довольно простые, и очень сложные. Чтобы избавиться от болезни, надо было двенадцать раз подряд утром и вечером говорить такие заговорные слова: «Вечерняя (утренняя) заря-зарница, красная девица, отгони от раба Божьего (имя) Иродову дочку. Заря-зарница, молодая вдовица, отгони от раба Божьего (имя) Иродову дочку».

Считался верным и такой способ. Три вечера надо было парить больного в бане, три дня говеть, три дня ходить по улице с открытою головой. Затем в пустой избе знахарь ставит миску с водой, вокруг нее кладет соль, уголь, золу. Больной должен лизать по очереди эти предметы, а знахарь читает в это время такой заговор: «Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске на отогнание лихорадки лихой. Ты, соль, усолоди, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни! Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги!» Потом заговоренной водой поят больного.

Приметы на 3 апреля

Гром в этот день знаменует урожайный год.

Березовый сок течет обильно - к дождливому лету.

Именины 3 апреля празднуют : Яков. Владимир, Кирилл, Татьяна.

Характеристика мужчины с именем Яков

Имя дня — Яков. В случае каких-либо конфликтов с Яковом не стоит, наверное, слишком сильно обижаться на его горячность, в ближайшее время от нее не останется и следа. Больше того, нередко именно этого человека удобно привлекать для разрешения чужих конфликтов в роли третейского судьи. Он хорошо подойдет на роль миротворца. Но если вы собираетесь с ним поторговаться или, не дайбог , решать финансовые споры, то здесь следует поменьше обращать внимание на его добродушие.

Лучше всего это имя подходит людям, родившимся под знаком Тельца. Планета-покровитель Якова - Меркурий, цвета - малиновый и стальной, счастливый цвет - коричневый, камень-талисман - яшма. Святые покровители Якова - Иаков Заведеев, Иаков Алфеев и Иаков-ревнитель.

  • Яков, родившийся в апреле, чаще всего свое упорство спишет на твердость своих партнеров или даже на жену, при этом продолжая гнуть свою линию. Этот человек прекрасно знает, чего хочет, и непременно добьется своей цели.
  • Именины
  • К атолические : Агапия, Бургондофара, Ирина , Мария , Панкратий , Ричард , Сикст , Хиония.
  • Православные

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 3 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА 3 января отмечают Петров день. Именно сейчас следует наблюдать за погодой, поскольку по ней можно предсказать, каким будет сентябрь – теплым или холодным. Святитель Петр – православный чудотворец и московский митрополит. В народе праздник получил название День Петра-полукорма, поскольку к тому времени половина домашних заготовок на зиму уже съедалась. Чтобы защитить дом от злых сил, 3 января клали серебряный предмет на видно е место (часто это была небольшая ложечка). Считалось, что после этого на пути не будут встречаться злые люди. Народные приметы на 3 января Выходили на улицу и громко кричали. Если эхо было далеким, значит, скоро наступят сильные морозы Если в День Петра, 3 января, рассвет является красным, значит, скоро начнется метель Если снега мало, но морозы достаточно сильные, значит, лето будет засушливым и жарким. Кроме того, по дню 3 января предсказывали погоду на сентябрь месяц. Чтобы не болеть в течение всего года, в День Святителя Петра следует умыться ключевой водой и при этом произнести заговор: «Как вода лица моего коснется, так и тело мое здоровьем нальется. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Кстати, чаще всего этот заговор использовали девушки и женщины. 3 января никому нельзя желать здоровья и счастья, иначе, как гласят приметы, все случится с точностью до наоборот. В День Святителя Петра, 3 января, нельзя подглядывать и подслушивать, поскольку, согласно поверьям, можно лишиться зрения и слуха, приобрести связанные с ними болезни. Запрещено давать обещания и клятвы, поднимать с земли любые ценности, поскольку это приведет к потерям В ночь на 3 января большое значение придавали снам и пытались их толковать. Если снится птица, значит, ждите удачу в делах. Есть пищу – к бедности, а пить вино – к удачам в любовных похождениях и романтических отношениях. Обниматься с кем-либо 3 января – к расставанию, а видеть кровь во сне – к приезду дальних родственников. Считалось, что плохой знак – увидеть во сне мыло именно ночью 3 января. Это предвещало смерть. Если на земле 3 января лежит много снега – год будет плодородным Морозная погода и небольшое количество снега 3 января предвещали засушливые дни летом Если в лесу далеко и отчетливо слышится эхо – по приметам, ждите сильных морозов в ближайшие дни Если человек родился 3 января, значит, он будет очень хозяйственным Если снег не выпал до 3 января – жди неурожая Если в день 3 января сделать оберег для оставшихся припасов, положив две лучины поверх зерна крест накрест, то его не тронут мыши, и хлеба хватит до следующего урожая

Английские мореплаватели и рыбаки непременно брали с собой черных кошек, так как наделяли их особой магической силой. Во время кораблекрушения первыми спасали именно их, а уже потом остальных членов команды и ценные вещи.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Народные приметы на 3 марта

Народное название:

Агап, Агапит, Кузьма, Ярило - с птицей овсянкой, овсянка, покинь сани.

Обычаи

Существует давняя традиция выпекать в этот день овсяники - специальные пироги из овсяной муки. Считается, что тем самым вы можете приблизить наступление весны. Кроме того можно испечь овсяное печенье и разложить его во дворе, чтобы привлечь , а вместе с ними и долгожданное тепло.

Приметы

  • Заметили, что деревья в лесу почернели - скоро начнется оттепель; затрещали - надолго похолодает.
  • На ночном небе появились блестящие и мерцающие звезды, значит, ждите крепких трескучих морозов. Если их очень мало, то грядет вьюга или пурга.
  • Луна светит бледным сиянием - к обильному снегопаду; ярким - к сильным холодам. Увидели, что вокруг нее появился туманный круг - приближается метель.
  • Облака по форме напоминают волны, значит, день будет теплым и погожим; плывут высоко в небе - ожидается ухудшение погоды.
  • На землю опустился густой туман - лето будет ненастным и пасмурным.
  • Появились первые бабочки -крапивницы - скоро окончательно растает снег и больше уже точно не выпадет.
  • Если с крыш свисают длинные сосульки, то не думайте, что зима уже отступила и пришла весна. Еще ударят сильные морозы, и нескоро сойдет лед с рек.
  • На ночном небе почти не видна луна, значит, утром начнется снегопад.

В этот день празднуют именины:

Толкование снов 3 марта

  • Приснившийся салют является предвестником благополучия и богатства. Если в сновидении вы слышали его залпы, то вскоре кто-то из вашего ближайшего окружения вас жестоко обманет. Для деловых людей подобный сон служит предупреждением: будьте предельно осторожны в общении с малознакомыми личностями и постарайтесь не доверять непроверенным партнерам.
  • Ночные грезы, в которых вспышки салюта осветили все вокруг, сулят ясность в отношениях с близкими, кроме того вам посчастливится воплотить свое заветное желание в жизнь.

Талисманы

Люди, рожденные в эту дату, зачастую обладают прекрасными вокальными данными и должны беречь свой голос. Для того, чтобы их талант не пропал, им необходимо обзавестись оберегом из

3 января Православная церковь почитает память митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, появившегося на свет во второй половине XIII века. Родился он на Волыни в благочестивой семье. Согласно преданию, до появления на свет Петра, его матери явился во сне Господь и сообщил о предопределенности её будущего ребенка.

Когда Петру исполнилось 12 лет, он поступил в монастырь, где много времени тратил на обучение иконописанию и изучение Священного Писания. Написанные им образы раздавались братии и посетителям монастыря. Одна из его икон является чудотворной. Она получила название «Петровская».

После многолетних подвигов в монастыре, Петр решил его оставить и найти уединенное место. Он построил келью на реке Рата, и дал обет безмолвия. Впоследствии на этом месте воздвигли Новодворский монастырь.

Однажды обитель Петра посетил митрополит Максим, которому он подарил свою икону «Успения Пресвятой Богородицы». Перед святым образом святитель Максим молился до конца своей жизни.

В 1299 году митрополит Максим решил полностью оставить Киев и переехать во Владимир. Князь Юрий Галицкий был этим очень недоволен. Он хотел иметь собственного митрополита и с этой целью отправил Петра в Константинополь для посвящения. В это время (1305 г.) митрополит Максим скончался, и Петра посвятили в митрополиты всея Руси.

В первые годы правления Русской митрополией Петр испытал много трудностей. Ему приходилось часто менять место своего пребывания. За два года до своей кончины он перебралась в Москву, где попросил возвести храм Богоматери, в котором будут покоиться его мощи.

Умер святитель 21 декабря 1326 года. Его тело было погребено в каменном гробу, который он сам и сотворил.

3 января: обычаи и традиции дня

До Рождества остались считанные дни. Люди активно готовились к празднику. В народе этот день называли Пётр Полукорм, потому что половина запасов зимнего корма для животных была уже съедена. В этот день народ «наслушивал» сусеки. Хозяин заходил в амбар и прислушивался: услышал гудение – лето сердитое будет. Ещё 3 января проверяли дно сусеков – не появились ли мыши, не гниет ли.

Чтобы в течение года не болеть, нужно было умыться ключевой водой и сказать:

«Как вода лица моего коснется, так и тело мое здоровьем нальется. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Крестьяне делали обереги для оставшихся запасов. Чтобы зерно не тронули грызуны, поверх него крест-накрест помещали две лучины.

Чтобы защитить дом от дурного глаза на видное место клали серебряный предмет. Зачастую для этих целей использовали маленькую серебряную ложку. Верили, что после этого люди с недобрыми помыслами будут обходить жилище стороной.

Будущее сновидца зависит от увиденного:

  • птица – к везению в делах;
  • кушать – к безденежью;
  • пить вино – к любовным приключениям;
  • обнимать кого-то – к расставанию;
  • кровь – к вам приедут дальние родственники;
  • мыло – к смерти.

3 января: приметы и поверья

К основным приметам дня можно отнести такие:

  1. В народе говорили, каков Пётр, таким и сентябрь будет.
  2. 3 января нельзя подслушивать и подглядывать, иначе можно в ближайшем будущем лишиться зрения и слуха.
  3. Запрещается давать обещания и клятвы, поднимать с земли любые предметы. Кто ослушается, того в скором времени будут ждать потери.
  4. Много снега в этот день – к хорошему урожаю.
  5. Если снега мало и холодно, то лето будет жарким и засушливым.
  6. Эхо в лесу слышится далеко и отчетливо – к сильным морозам.
  7. Если снег до этого дня ещё не выпал, то год будет тяжелым и неурожайным.
  8. Ярко-красный рассвет сулит метель.
  9. В этот день никому не желают счастья и здоровья, потому что всё исполнится с точностью до наоборот.
  10. Если галки и вороны в воздухе вьются, будет снег; на землю садятся – к оттепели, сидят на верхушках деревьев – к морозу.

Человек, рожденный 3 января, по гороскопу Козерог. Эти люди любят спорить, отличаются эгоизмом и самовлюбленностью, часто пытаются навязать своё мнению другим. В качестве талисмана им подходят кошачий глаз, опал и бирюза.

Видео: житие Святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси

Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены. Блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских. Прп. Кассиана грека, Угличского. Владимирской иконы Божией Матери. Чтимые списки с иконы Божией Матери: Псково-Печерская, именуемая «Умиление», Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, Оранская.

3 июня - Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Русской земли. По преданию, она была написана апостолом Лукой в I веке по Рождестве Христовом с живой Богоматери, на доске от стола, за которым обычно вели трапезу юный Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, до середины XII века — в Константинополе, затем император Феодосий и Патриарх Лука Хризоверх присылают ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому, и икону помещают в монастыре в Вышгороде, близ Киева. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, желая основать свои владения независимо от Киева, взял икону с собою в пределы Владимиро-Суздальской земли. Во Владимире случилось чудо: когда отряд князя выехал из города, намереваясь отправиться дальше на север, лошади внезапно встали, и ни понукания, ни кнут на них не действовали. Смена лошадей также не дала результата. Князь расценил это как волю Богоматери — остаться во Владимире. Здесь в 1160 году был воздвигнут всего за два года великолепный Успенский храм, куда поместили икону, которая с тех пор стала называться Владимирской.

В истории Руси отмечены многие случаи заступничества и помощи Богоматери народу русскому посредством Владимирской иконы. Так, в 1164 году русские воины во главе с князем Андреем Юрьевичем, прозванным Боголюбским, победили волжских болгар. Когда несколько лет спустя убийцы князя Андрея Боголюбского решили передать икону в Рязань, владимирцы, защищая икону, прогнали новоявленных властителей. В пожаре 1185 года сгорел Успенский собор, но икона уцелела. В 1237 году Владимир был разорен ханом Батыем, но и тут икона Богоматери осталась цела. Владимирская икона явилась божественной вдохновительницей в битве 1380 года на Куликовом поле, когда войска Димитрия Донского разбили Мамая. При нападении на Русь «железного хромца» Тамерлана, икону перенесли из Владимира в Москву: 10 дней длилось грандиозное шествие, с плачем и причитаниями владимирцы провожали икону, и на всем протяжении пути ее к Москве народ молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Как только икону поместили в Успенском соборе Кремля, Тамерлану во сне было явление Лучезарной Девы, устрашившись которой, он бежал из пределов Московского княжества. Владимирская икона Божией Матери еще не раз спасала Москву: в 1408 году от ордынского правителя Едигея, в 1451 году — в битве с ногайским предводителем Мазовшей, наконец, в 1480 году при Стоянии на Угре (на одном берегу реки встали русские войска великого князя Ивана III, на другом — войско ордынского хана Ахмата), когда ханские воины не выдержали напряженного противостояния и без боя отошли. Ахмат Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. Устояла икона и в Смутное время, когда воины Дмитрия Самозванца ворвались в Успенский собор. В 1812 году, при отступлении русской армии, Владимирская икона была увезена во Владимир, но сразу же после освобождения Москвы от французов возвращена в столицу.

Икона появляется перед православными в великие престольные праздники, участвует в самых торжественных молебнах. Празднуется икона Владимирской Божией Матери 3 июня /21 мая, 6 июля / 23 июня и 8 сентября / 26 августа.

Святые равноапостольные Константин и Елена занимают в церковной патристике и в народном сознании особое место.

Император Константин Великий (около 285—337) был сыном Констанция Хлора, управляющего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и святой Елены. Повелением императора Диоклетиана 18-летний Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и после смерти отца, в 306 году, был провозглашен императором.

К принятию христианства Константин был расположен своей матерью, много содействовало его обращению к Господу и пребывание при дворе Диоклетиана, где он был свидетелем честности и преданности христиан, находящихся на государственной службе (еще до гонения на исповедников веры Христовой), и необыкновенной твердости их в годы ужасных преследований, казней, истязаний. Деятельный, воинственный, всем доступный, в меру щедрый, дальновидный и проницательный, Константин как будто специально был явлен Провидением, чтобы стать избранником Божиим для совершения величайшего переворота в истории Византийской империи и во всем мире.

В 312 году, во время войны императора с кесарем Максентием, незадолго до решающей битвы Константин увидел на небе светящийся крест с надписью «Сим побеждай». На следующий день по приказу императора на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Сразу после победы Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, позволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом (в 313 г.) предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Когда через несколько лет отношения Ликиния и Константина переросли в открытую борьбу, противостояние двух императоров решила битва при Адрианополе (322 г.), в которой Константин одержал победу и сделался единодержавным правителем Римской империи. Христианство восторжествовало. Однако политика Константина и принятые в пользу христиан эдикты привели к тому, что в Риме, где сильна была языческая партия, император все чаще и явственнее сталкивался с противодействием. Константин охладел к столице и совершенно оставил Рим, основав (324—330 гг.) на берегах Босфора новую столицу, куда пригласил христианских епископов, чтобы торжественно освятить ее. Столицу назвали Константинополем. Вместо языческих капищ здесь стали воздвигать христианские храмы, а вместо статуй языческих богов — священные изображения. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского Собора в городе Никее в 325 году для предотвращения раскола в рядах христиан.

Константин принял крещение только незадолго до смерти и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 года. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Святая Елена (около 244—327) приняла христианство рано. Прославилась тем, что обрела Крест Господень, в связи с чем Константина и Елену вспоминают и в день Воздвижения (27 / 14 сентября).

Олёна (Алёна) — длинные льны. Алена-леносейка, льняница, посевница Константин-овсяник

В церковных святцах, по традиции, воздается память императору Константину и матери его Елене, но все же главное внимание в этот день уделяется равноапостольному Константину Великому.

В русском народном календаре на первое место выходит святая Елена, но не как историческая личность, а благодаря тому, что имя ее, особенно в простонародной огласовке — Олёна, Алёна, оказалось созвучным названию главной сельскохозяйственной культуры этой поры — льну. Только вслушайтесь, какая богатая звукопись в поговорках данного дня, сопрягающих Алёну и лён, каково чувство языка в маленьких шедеврах-присловьях!

Сеян лён у семи Алён.

На Алёну сей лён.

Олёна — леносейка.

Алёны — длинные льны.

Посеешь лён на Олёну — будут длинные льны.

Длинные льны — Еленины косы.

Сей ранний лен и позднюю пшеницу (воронеж.).

В этот день «принято в некоторых местах Валдайского уезда сеять лен и, если другие работы препятствуют сеянию, стараются по крайней мере положить начало этому делу, хоть горсть льняных семян бросить в землю» [Новгород. ГВ, 1854, №7]. В той же Новгородской губернии существовало и прямо противоположное мнение: «В день святых Константина и Елены лен нельзя сеять — посеянный в этот день лен закоснеет, то есть не вырастет» [Зеленин, 1905; 10].

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Кукушка закуковала, рябина зацвела, на дубе почки почти раскрываются — пора сеять лен (урал.).

Для урожайности и белизны льна совершался целый ряд магических действий. Например, выбирали в качестве засевальщика самого высокого человека, в поле подбрасывали высоко вверх яйца, старались есть продукты белого цвета, иногда при посеве раздевались.

«Для того чтобы лен родился хорошо, бабы кладут в мешок с семенем печеные яйца, а мужик, который будет сеять лен, должен подбрасывать эти яйца как можно выше, потому что чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен. Еще интереснее другой обычай, при помощи которого бабы „обманывают лен". Для этого при посеве льна баба раздевается донага в том расчете, что лен, глядя на ее наготу, сжалится над ней, подумает: „Это баба бедная — у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться"» [Максимов, 375].

Конопля — техническая культура, которая по обрядовым и символическим функциям сближается в народной традиции со льном. Конопля наделялась продуцирующей и отгонной семантикой, использовалась в обрядах годового цикла и в народной медицине. Возделывание этой культуры на всех этапах — от сеяния до тканья полотна — сопровождалось, как и в случае со льном, многочисленными магическими действиями. У русских принято было сеять коноплю всей общиной, в один день, после обеда, в тихую погоду, без сильного дождя и ветра. В местах, граничащих с Белоруссией, перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для конопли. В Забайкалье коноплю сеяли с завязанными глазами, чтобы воробьи не поклевали семена. На юге России нельзя было здороваться и отвечать на приветствия, «ломать шапки», иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.

Кроме льна и конопли, в день Константина и Елены принято было высаживать и другие огородные и зерновые культуры. Например, огурцы, овес, пшеницу, при этом крестьяне разделяли заботу об этих культурах между главными покровителями дня.

Льны Олене, огурцы — Константину.

Если Елену называли леносейкой, то Константина — овсяником.

Такое распределение обязанностей опиралось на архаические, уходящие в глубь веков представления о существовании сугубо женских и мужских культур, растений. Те растения, которые связаны с прядением, ткачеством (лен, конопля), то есть с женским рукодельем, должны были выращивать, собирать и доводить до состояния нити и полотна только (или преимущественно) женщины. Исключение составлял сев, который мог производиться и женщинами, и мужчинами, хотя в отдельных традициях он в основном закреплялся за женщинами.

В этот день вновь обращали внимание на огурцы. Если на них много пустоцвета, хозяйка старалась найти где-нибудь старый лапоть и, найдя его, тащила ногой в свой огород, а затем бросала в огурцы, приговаривая: «Как густо сей лапоть плелся, так чтобы и огурцы мои плелись».

Для того, чтобы на огурцы не напала гусеница, их посадкой занимались натощак, то есть ничего не выпив и не съев.

На Тамбовщине — второй посев льна и поздней пшеницы; начало раннего сева гречихи и последний сев проса. Крестьяне, сеющие просо позднее, подвергались, как запоздалые севцы, насмешкам своих односельчан, обещавшим им в урожай вместо зерна головню [Тамбов. ГВ, 1864, № 16].

Совет нижегородцев: «Ярицу, лен, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня» [Даль. Послов., 884].

На Среднем Урале лен и гречиху сеяли в день «Елены-лённицы».

По подсчетам воронежцев, «колосья ржи выходят обыкновенно спустя 21 неделю после Рождества, т.е. около 21 мая (старый стиль), на день царя Константина. Если же они выйдут тремя или четырьмя днями раньше, то и сеять (озимую рожь. — А. Н.) раньше, а если тремя или четырьмя днями позже, то и сеять позже» [Воронеж. ГВ, 1854, №37—42].

Примета воронежская: Если в этот день дождь с градом, то через полгода, на Введение, ожидай снег с крупою.

Загадки о льне:

Мал малышок

В сыру землю ушел,

Шапку синюю нашел.

. Голову едят, кожу носят, а мясо и собаки не едят.

. Из земли вырастаю — весь мир одеваю.

. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали.

Посею я, млада, ленку

При дорожке, при толку:

Ты расти, расти, ленок,

Тонок, долог и высок,

В земелюшку корешок,

Что вниз коренист,

А вверх семянист! (Псковская губ.)

Под лесом, под лесом,

Под темным, зеленым,

Там наши ребята

Пашеньки пахали

В четыре сошонки,

Пятая боронка,

Шестая простая

И та не гуляла —

Бел лён рассевала,

Приговор приговаривала:

— Расти, мой леночек,

И тонок, и долог,

И бел, как ковыла,

И крепок, что жила... (Орловская губ.)

Loading...Loading...