Название городов связанные с церковными православными праздниками. Названия городов по имени основателя: список, история и интересные факты

Самые необычные храмы в России.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов . Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее.

В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды.
Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Архызские церкви


Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX - началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.
На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века.
В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма.
Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский.
В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли
В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Храм-вагон в Нижнем Новгороде

Почти противоположный по своей идее православный храм возник в Нижнем Новгороде в 2005 году. Храм удивляет, не пытаясь удивить, потому что располагается он в… железнодорожном вагоне. Это временное сооружение: прихожане ждут постройки каменной церкви. А началось все с подарка: нижегородской епархии железнодорожники подарили вагон. И епархия решила оборудовать его под церковь: вагон зафиксировали, сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, освятили. В народе необычный храм называют и «голубым вагоном» по одноименной детской песне, и «Soul train» на английский манер. Символика поезда, вагона, а значит пути, издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей – в этом смысле нижегородский храм продолжает византийские традиции! Стоит отметить, что это не единственный, но самый известный храм-вагон в России.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Старейший пещерный монастырь России с «дивами» - меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Внутри, в толще меловой горы, храм так велик, что вмещает две тысячи человек. Именно здесь находится знаменитая на всю Россию «пещера покаяния» - коридор, тянущийся под землей 220 метров и постепенно сужающийся. Известно, что до революции сюда направляли на «исправление ума» самых закостенелых грешников. Само движение по пещере настраивает на исповедь: кающийся проделывает долгий путь в темноте, держа зажженную свечу, свод пещеры становится все ниже, и человек сгибается в поклоне. Паломники говорят, что чувствуют, как будто чья-то рука постепенно преклоняет их голову, смиряя человеческую гордыню. Даже в наши дни посещающих «пещеру покаяния» не сопровождают до конца: человека оставляют пройти в одиночестве часть пути.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи.
В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.


Зинаида Савиновна Дерягина

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, почитаемых Русской православной церковью. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город.

Наш ответ мы начнём с того, что названия городов, образованные от имён святых, встречаются не только на нашей карте, они есть на всей территории распространения христианской веры. Например, там, где наиболее сильным было влияние католичества, городские названия могут начинаться со слов сан-, сант-, сен- и сент-, которые восходят к латинскому прилагательному sanctus, что значит «священный, глубоко почитаемый». К примеру, столица Чили называется Сантьяго (в переводе — святой Яго, так по-испански так называют Якова). Этот город был основан в 1541 году.

Сюда же относится название испанского города (на Бискайском заливе) — Сан-Себастьян. Он был основан в 8 веке как католический монастырь, посвящённый святому Себастьяну. Город Сан-ХосЕ (столица Коста-Рики) был основан испанцами в 1780 году и назван в честь католического святого Иосифа. Это имя по-испански звучит как Хосе. Можно привести ещё такие названия: Сан-Франциско, Санта-Роса, Сантандер, Сан-Паулу, Сен-Луи, Сент-Этьен, в перводе это – буквально святой Франциск, святая Роза, святой Андрей, святой Павел, святой Луи, святой Стефан. Добавим ещё: американский город Сан-Франциско (на берегу Тихого океана), город Санта-Роса – в Аргентине (буквально значит – «святая Роза»); город Сантандер – в Испании, на Бискайском заливе (буквально – «святой Андрей»); город и штат Сан-Паулу –в Бразилии (в переводе — «святой Павел»). Сюда же относится и название острова Санторин (Средиземное море, Греция), что в переводе значит – «святая Ирина».

На карте мира встречается множество географических названий такого рода. Мы перечислим ещё некоторые из них: г. Сен-Луи (Сенегал) – «святой Луи»; Сен-Кантен – г.во Франции (Святой Кантен); Сент-Луис – г.в США, на р. Миссисипи (святой Луи); Сент-Этьенн – г.во Франции (святой Стефан). Такие названия городов связаны с тем, что первоначально на их месте был основан монастырь или был поставлен храм, посвящённый тому или иному католическому святому. По этой же модели был назван русский город, возникший в начале 18 столетия – Санкт-Петербург, буквальный перевод – «город святого Петра».

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, но уже тех, которые почитает Русская православная церковь. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город. И, надо сказать, что Архангел Михаил, праздник которого церковь отмечает 21 ноября по новому стилю, является небесным покровителем этого северного портового города. Печально то, что Михайло-Архангельский монастырь был полностью разрушен, но, как видим, имя его сохранилось в названии города.

У нас в России также есть город Златоуст, это на Южном Урале. Он был так назван по имени церкви, освящённой в честь Иоанна Златоуста. В Воронежской области есть город Борисоглебск, название которого связывают с построением в 1704 году церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба. И, наконец, мы назовём верхневолжский город, который до 1918 года назывался Романовом-Борисоглебском. Именно в этом названии и запечатлены имена 3-х русских святых: св. Романа – князя Угличского и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Этот город — один из самых живописных в Верхневолжье. К величайшему сожалению, вот уже почти 90 лет он носит другое имя – Тутаев – по имени красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в перестрелке с белогвардейцами в 1918 году, когда подавлялся жестоким образом так называемый белогвардейский мятеж в Ярославле. Но изменилось не только название города, изменился и весь уклад его жизни, как, впрочем, изменился в 20 веке вообще весь уклад жизни в России. И прежде всего следует отметить то, что в этом городе большая часть храмов была закрыта: из 12 храмов было закрыто 9, а 3 из них были полностью разрушены.

Этот город раскинулся по обоим берегам Волги. Но исторически эти части города – Романов и Борисоглебск — были самостоятельными поселениями, возникшими в разное время и развивавшимися каждый по-своему. По административной реформе 1777 года каждый из них получил статус уездного города Ярославского наместничества, причём, город Борисоглебск появился из слияния Борисоглебской рыбацкой слободы, Ямской слободы и села Ново-Благовещенского. Также для каждого из этих новых уездных городов был высочайше пожалован герб 31-го августа 1778 года. Вначале мы приведём описание герба города Романова: «в золотом поле, вкось протекающая река; по обеим сторонам оной по чёрной полосе». Правда, из этого описания неясно, что могли означать эти две чёрные полоски, прорисованные вдоль береговых линий.

А вот герб уездного города Борисоглебска выполнен совсем иначе. Он так описывается: «в серебряном поле главная часть — герб Ярославский (то есть стоит медведь на задних лапах и держит золотую секиру); а в золотом поле венец из 13 роз, лазоревою лентою связан; в каждой розе по букве золотой; все же буквы составляют звание онаго города». Вот такой живописный герб получил в 1778 году волжский город Борисоглебск.

Через 50 лет, в 1822 году, эти 2 уездные города, стоявшие на Волге друг против друга, объединили в один — «для удобства управления» — так было записано в высочайшем Указе. И тогда же соединили их названия, в результате чего и появилось сложное имя: Романов-Борисоглебск. Может быть, это слияние 2-х городов в один было связано ещё и с тем, что на карте России в то время был ещё один Борисоглебск – в Тамбовской губернии (по современному административному делению это теперь Воронежская область).

Историки считают, что правобережная часть – Борисоглебск — появилась раньше, и первое упоминание о ней относится к 1238 году, именно к тому печальному времени, когда татаро-монгольские отряды, вторгшиеся на Русскую землю, разорили многие города и сёла. Именно сюда, в глухие леса, и бежали люди в поисках безопасного места. Считается, что здесь стали селиться жители разорённого города Ярославля. Сведения об этом мы находим в «Сказании о Борисоглебской слободе»: «…пришедши в дебрь глуху, рекому Чёрный лес, стали ставить жилище… В другое лето… приидоша мнихи (то есть монахи) и постави храм во имя святых страстотерпцев двою брату князей русьских Бориса и Глеба и прозвашася весь (то есть «село») Борисоглебска, а посих же премножися, прозвалась есть слобода Борисоглебская» .

Эта слобода относилась к числу рыбацких слобод московских князей, то есть её жители поставляли рыбу к царскому двору. И была Борисоглебская слобода в подчинении Большого дворцового приказа. Часть слобожан также занималась огородничеством и ещё – кузнечным ремеслом. Известно, что при царе Иване Грозном в слободе стояла 2-хэтажная деревянная

(« брусчатая») церковь с 5-ю куполами во имя святых Бориса и Глеба. Но уже в середине 17 века борисоглебцы построили каменную шатровую церковь. Она была летней. Главный её престол был посвящён Смоленской иконе Божией Матери («Одигитрии»), а приделы – святому пророку Иоанне Предтече и святым Борису и Глебу. Дошедшая до нашего времени надпись на стене гласит о том, что освящена была эта церковь 24 июня 1652 года. Но уже спустя два десятилетия церковь стала разрушаться (…от тягости шатровые верхи и разселась во многих местах…). И сохранилась челобитная от 1670 года, подписанная всеми жителями слободы: не только именитыми слобожанами, но и простыми крестьянами. Она была адресована ростовскому митрополиту Ионе (Сысоевичу) с просьбой благословить у этой церкви — и дальше мы цитируем — «шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего…» Церковь предполагалось строить тоже как летнюю, то есть холодную. Митрополит Иона благословил это доброе дело. И на старые крепкие стены и своды храма поставили летнюю церковь. То есть в низу была зимняя, а на втором этаже – летняя церковь. Этот новый храм с 3-х сторон обнесли 2-хярусным гульбищем, то есть галерей, а своды увенчали 5-главием. В верхний храм вели два крыльца (южное и западное). До 20 века главным было южное крыльцо, к которому от Святых врат была проложена булыжная мостовая. В 1675 году освятили главный престол храма (летнего) в честь Воскресения Христова. Сюда же, в диаконник, где обычно хранятся священные сосуды, книги, облачения, перенесли из нижнего храма придел святых Бориса и Глеба, небесных покровителей Борисоглебской слободы. Чуть позднее, в конце 17 столетия, была сооружена отдельно стоящая шатровая колокольня, на которой были установлены часы. Они сохранялись на ней ещё в 19 веке. И тогда же была построена вокруг храма ограда с трёхярусными Святыми вратами, которые были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы.

Позднее в храме произошли некоторые изменения (вместо луковичных куполов появились шаровидные, исчезли ещё и закомары, но в основном этот главнй храм дошёл до наших дней без капитальных переделок. Это необыкновенной красоты храм, богато украшенный кирпичным узорочьем: в основном это гирлянды бус, изготовленные из лекального кирпича. А шатровую колокольню в народе стали называть «ярославской свечой».

А теперь мы скажем несколько слов — о главной святыне борисоглебского храма — это икона Всемилостивого Спаса. Это огромная икона (высота её составляет 3 м). От времени она потемнела, то есть этот древний намоленный образ совершенно тёмный, и нужно очень внимательно в него всматриваться, чтобы увидеть черты Спасителя. Правая рука Его поднята для благословения, а в левой руке Он держит раскрытое Евангелие. С этой иконой Всемилостивого Спаса в старину было принято дважды в году совершать крестный ход. Один из этих крестных ходов совершался в 10-е воскресение после Пасхи, и он проходил только по Борисоглебской стороне, а с 1888 года (именно с того времени, когда отметили 900-летие Крещения Руси) стал совершаться и 2-й крестный ход — в воскресенье, накануне Ильина дня, но он проходил только по Романовской части города. В 20 веке этот образ Спасителя был сохранён для молящихся, его, к счастью, никуда не вывезли, правда, крестные ходы долгие десятилетия не совершались. Они были возобновлены только около 20 лет назад (в 1989 году).

Как гласит предание, образ Всемилостивого Спаса был написан в 1-й трети 15 века преп. Дионисием Глушицким, и первоначально он являлся частью купола древней деревянной церкви (монастырской), посвящённой святым князьям Борису и Глебу. То есть икона Всемилостивого Спаса первоначально была частью так называемого «неба» церкви. Позднее его перенесли в собор и поставили в Борисоглебский придел над царскими вратами, а в 18 веке, когда поновляли иконы, этот образ вынесли в основную часть храма — для поклонения верующим. Заметим, что этот образ — особо почитаемый в народе. И даже существует давно сложившаяся здесь традиция — проползать на коленях под этой чудотворной иконой. Для этого в нижней части киота оставлено специальное окошечко. А на полу в этом месте, под образом, где проползают ежедневно люди с молитвинными прошениями, за 2 столетия появились даже небольшие углубления в виде колеи, протёртые коленями молящихся.

Но, оказывается, икону Всемилостивого Спаса выносят из храма ещё два раза в году. Осенью (перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы) её переносят из летней церкви в зимнюю, а весной, накануне Николина дня, эту икону переносят уже из нижней, зимней, церкви, в верхнюю, летнюю.

Левобережная часть – Романовская — была основана чуть позднее: во 2-й половине 13 века угличским князем Романом Васильевичем, впоследствии причисленным к лику святых. Для Древней Руси это был обычный способ называния города по имени его основателя. Можно вспомнить, например, город Ярославль (он был построен Ярославом Мудрым), город Дмитров (так назвал Юрий Долгорукий новый город — по имени своего сына — Димитрия). Можно ещё вспомнить город Юрьев, поставленный в Балтийской земле Ярославом Мудрым и названный так по его крестильному имени Георгий (Юрий). Сейчас этот город называется Тарту.

Угличский князь Роман Васильевич, как отмечают историки, владел, кроме Романова, ещё 6-ю городами и несколькими слободами. Во время своего почти 25-летнего правления (1261-1285) он заботился и о своём народе, и он также строил и украшал церкви. Скончался князь Роман Васильевич на 60-м году жизни в 1285 году, а в конце 16 века были обретены его нетленные мощи. Память его церковь празднует 3 февраля по ст.ст (16 февраля – по новому).

Город Романов – после смерти князя Ярослава Угличского — был унаследован его сыном – Романом Романовичем. В годы уже его правления (это середина 14 века) город Романов разорялся кочевниками, и потом был заново отстроен. Позднее, в 1468 году, при княгине Марии Ярославовне, жене вел.кн. Василия Тёмного, этот город был укреплён рвом, земляными валами, поверх которых шла деревянная стена с башнями. В 1472 году княгиня Мария Ярославовна отдала город Романов своему младшему сыну, удельному князю угличскому Андрею Васильевичу Большому, по прозвищу Горяй. В 16 веке, после взятия царём Иваном Грозным Казани город Романов был отдан на кормление татарским мурзам. И, например, именно из этого города берёт своё начало род князей Юсуповых. В 1609 году город Романов, как и многие города, сёла и деревни, был полностью разграблен и сожжён отрядами польско-литовских интервентов. И ещё заметим, что в составе 2-го народного ополчения, которое освободило Москву от поляков в 1612 году, были и жители города Романова.

В конце 18 века, как мы уже заметили, Романов получил статус уездного города, а в начале 19-го он был объединён с Борисоглебском. Именно тогда в названии вновь учреждённого города Романова-Борисоглебска и появилось три святых имени: князей страстотерпцев Бориса и Глеба и угличского князя Романа.

Зинаида Савиновна Дерягина




Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Что названо в честь Святой Троицы?

  • город Триполи
  • архипелаг Тристан-да-Кунья
  • остров Тринидад
  • пещера Тура-Фрер

Правильный ответ: Остров Тринидад

Остров Тринидад, открытый Христофором Колумбом, был назван в честь Св. Троицы. Легенда гласит, что 35 тысяч аборигенов, обитавших на нем, называли свою землю Йери. Приближаясь к острову, Колумб приказал команде бить в барабаны и танцевать на палубе, чтобы задобрить аборигенов. Те приняли танцы иноземцев за пляску войны и пустили стрелы, которым ответили пушки с корабля. Только налетевший шторм спас команду от кровопролития. Волны и течение сорвали корабль с якоря и унесли в открытое море. Перепуганный Колумб назвал место неудачной стоянки “пастью змеи” и решил никогда не возвращаться на злополучный остров. В результате первое испанское поселение на севере Тринидада появилось почти через 100 лет после этих событий. Кроме того, испанцы искали здесь золото и не осознали ценности других природных ископаемых. Новая эра в истории Тринидада началась в 1797 году, когда островом завладели англичане, которые разбили здесь прибыльные сахарные плантации и привезли тысячи рабов из Индии. Тобаго во времена средневековья бесчисленное множество раз менял своих владельцев, пока права на остров окончательно не закрепились за англичанами, которые в 1889 году объединили два острова-соседа в одну административную единицу. Тобаго получил свое название из-за имени, данному ему местными индейцами – Tavaco (обозначение длинных труб, с помощью которых индейцы курили табак). Позднее европейцы, с различными национальными вариациями, называли остров Tabagua, Tabago. И, наконец, англичане в конце XVIII века закрепили теперешнее его имя. В 1950 году Тринидаду и Тобаго было предоставлено внутреннее самоуправление. С 1962 года это независимое государство. Нефтяной бум 70-х годов XX века принес островам процветание. Сейчас на архипелаге проживает около 1,45 млн. человек. Из них лица европейского и африканского происхождения составляют около 60%, индийцы - 37%, китайцы - 1%, европейцы - 1%. Из конфессий на островах представлен католицизм (36%), англиканская церковь (17%), протестантизм (13%), также проживают индуисты (30%) и мусульмане (6%).

История всей большой нашей страны, всех её уголков, всех наций изучается и преподносится в школьном образовании, как история центра страны, как история основных исторических персонажей. Но история всей большой страны все, же складывалась как история суммы небольших частей. Вот и изучать её нужно соответственно: не только как изучение центра и основных событий, а как отдельных народов и отдельных регионов.

Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, особенно современному школьнику. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои предки, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении. Вот почему так важно, чтобы патриотическое и гражданское воспитание юного гражданина Отечества начиналось с изучения социо-культурной среды своего города. Общепризнано, что социо-культурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, характер отношений и общения. Однако это влияние требует целенаправленного накопления, развития, закрепления: человек, живущий в этой среде, должен осознавать культурное богатство города, вносить свой вклад в сохранение и развитие культурного наследия через соответствующее отношение к нему и практическую повседневную деятельность. Вследствие этого важную роль приобретает именно школьное краеведение, ведущей идеей которого является целенаправленная подготовка юных прокопчан к осознанному включению в культурную и духовную жизнь города и региона, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой Прокопьевска и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к своему городу, краю и друг другу. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью большой Родины. “К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…” – справедливо отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому в нашей школе разработаны курсы по краеведению. Одно из занятий курса мной представлено вашему вниманию. Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живущих несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте успешной работы на занятии. А теперь все посмотрите на меня, и мысленно обменяемся добрыми пожеланиями для успешной работы на занятии. Спасибо. Садитесь.

2. Мотивация.

– Тема нашего занятия – “Город, носящий имя святого”. Можете ли вы назвать города, в наименовании которых есть имена святых? (Ответы детей.) Как думаете, о каком городе пойдёт речь на нашем занятии?

3. Постановка цели и задач занятия.

4. Основная часть занятия.

Работа в группах.

– Итак, начнём наше занятие. Задание № 1: прочтите его на слайде и выполните . (Работа детей с документальными источниками, составление презентаций.)

Защита презентаций детьми.

– Что объединяет ваши презентации? Что было в них общего? (Ответы детей.) С чего началось освоение Кузнецкого края?

Рассказ учителя о Христорождественском монастыре:

– В 33 верстах от Кузнецкого острога был основан Христорождественский монастырь, в котором поселились 40 монахов среднего возраста. Первая проблема, с которой они столкнулись, – им нечего было есть. И они обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им прирезать земли. Рядом, на свободных землях, селились переселенцы из Центральной России, которые имели деньги для покупки разрешения у воеводы права на поселение. Вспомните документ и ответьте на вопрос: как назывались такие поселения? Жизнь поселенцев заимок тесно была связана с Христорождественским монастырём: они молились в церкви монастыря, участвовали в православных Таинствах. Но жители заимок не разрешали селиться рядом с ними бедным беглым крестьянам, и те селились на монастырских землях сначала с разрешения монахов, а затем и самовольно. Так возникла деревня Монастырская. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием деревни.)

А заимки расстраивались за счёт постройки домов детям и внукам. Поселение в конечном итоге выросло. Подумайте, можно ли его назвать селом? (Ответы детей.) Откройте словари и найдите определение слова село. Какие признаки села указаны в словарной статье?

Работа детей с толковым словарём.

– Так чего же нам не хватает на схеме? (Ответы детей. Учитель крепит на доску изображение церкви.)

– А как она называлась? Вспомните документ. Почему такое название? (Ответы детей.) Село стало называться Прокопьевским, по имени Прокопьевского прихода. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием села.)

– Кто же такой святой Прокопий, именем которого названы церковь и село?

Мультимедийная презентация о святом Прокопии, сопровождаемая словесным комментарием учителя.

– В середине XIII века очень богатый, молодой, необыкновенной красоты немецкий купец католического вероисповедания прибыл в Великий Новгород, о котором он много слышал и мечтал увидеть. Его потрясли белостенные храмы Новгорода с золотыми куполами в лазоревом небе, полумрак помещений, освещённый мерцанием восковых свечей, стройное, хватающее за душу церковное пение. Решение пришло само: вернувшись на корабль, Прокопий отписал капитану и его команде оставшееся имущество, а утором раздал деньги нуждающимся новгородца, принял православие и вступил в новгородскую обитель иноком.

Но в обитель стали приходить любопытствующие, чтобы посмотреть на чудака. Их речи смущали Прокопия. И, избегая известности, он тайком ушёл из обители. Путь его лежал на восток. Он был труден и опасен. Ему приходилось переплывать бурлящие реки, вязнуть в болотах, пробираться сквозь чащу тайги. Однажды уставший Прокопий присел на пень, чтобы отдохнуть и перекусить милостыней. Он бережно развернул тряпицу с ломтем хлеба, но тут из чащи вышла волчица. Взгляд её был настолько выразительным. А сама она выглядела измученной и истерзанной, что Прокопий протянул ей ломоть. Волчица схватила хлеб и скрылась в кустах.

Прокопий поселился в Устюге. Никто его здесь не знал. Он был для всех простым нищим, пришедшим неизвестно откуда. Прокопий принял на себя подвиг юродства во Христе , что тогда ещё не было известно на Руси. Он стал первым русским блаженным . В грязной одежде, с босыми ногами, посиневшими от холода, со спутанными волосами, ходил Прокопий с тремя клюками, возбуждая у одних жалость, а у других насмешки. Но он всегда молился за своих обидчиков. За свою крепкую веру блаженный Прокопий получил от Господа дар прозорливости. Одни стали замечать, что если Прокопий держит клюшки крюками вверх, то год будет урожайным. А если вниз – готовься к голоду и мору. И это не единственное предсказание Прокопия.

Ознакомьтесь с другими фактами прозорливости Прокопия, выполнив задание № 2. Прочтите его на слайде.

Работа детей с текстовыми материалами о предсказаниях Прокопия.

– О каком предсказании рассказывает этот слайд? (Ответы детей.)

– А какое деяние сделало Прокопия любимым и почитаемым в Великом Устюге? (Ответы детей.)

– За что обычно Русская Православная Церковь причисляет верующих к лику святых? (Ответы детей.)

– А можно ли было причислить блаженного Прокопия к святым? (Ответы детей.)

– Умер Прокопий в 1303 году. А в 1547 году на Церковном Соборе он был причислен к лику русских святых. Догадались ли вы, какой город носит имя этого святого? (Ответы детей, учитель крепит на доску карту города Прокопьевска и табличку с наименованием города.)

– А теперь перенесёмся на несколько сот лет вперёд.

Работа со слайдовым рядом.

– 1812 год – Что это за дата? Какое событие произошло в истории нашей Родины? (Ответы детей.)

Свой вклад в борьбу с врагом внесли жители села Прокопьевского. Служить в армии по тем законам они не могли, служили только рекруты. В ополчение тоже нельзя было вступить, так как война шла не на их территории. Но для вооружения русской армии жители села Прокопьевского собрали 3 376 рублей. Для сравнения: корова стоила 10 рублей, лошадь – 12. Как вы думаете, большая это была сумма?

– А эта дата, я думаю, вам всем хорошо известна: 1941-1945 годы. В мае 1943 года в местной газете “Ударник Кузбасса” была опубликована благодарственная телеграмма товарища Сталина жителям Прокопьевска, которые для строительства боевых самолётов лётной эскадрильи “Шахтёр Кузбасса” собрали 9 миллионов 445 тысяч 800 рублей. О каких нравственных качествах жителей говорят нам эти факты? (Ответы детей.)

– В 1981 году город-труженик за свой огромный вклад в развитие экономики государства был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Наш город удостоен одного ордена, а Кемеровская область награждена двумя орденами – Ленина. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Такую высокую оценку, согласитесь, нужно было заслужить, и нам, жителям Прокопьевска, есть чем гордиться.

Чтобы в этом убедиться, давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу.

Слайд-фильм.

– Ребята, красивый у нас город? Красивым его делают люди. Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родному городу, краю, Родине? (Дети называют нравственные качества, учитель крепит на доске таблички с указанием данных качеств.)

– Все эти качества воспитываются в семье, и объединяет их такое понятие, как духовность. (Учитель крепит в центр табличку с указанием данного слова.) Многие из вас в будущем создадут семьи. И от того, какими они будут, зависит будущее нашего города, носящего имя святого Прокопия.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Вот и состоялось, мои новые друзья, ваше введение в Прокопьевскведение. Наш город, как и многие другие, – это не просто место обитания, внешнее сооружение, а то, что созидается, вырастает внутри каждого из нас. Это наш внутренний, духовный мир. И каждый из нас может сделать его прекрасным, гармоничным и светлым. Но для этого нужно уметь над собой работать, уметь чувствовать, слышать, видеть, понимать. Это труд, но труд, дающий счастье познания. И пусть поможет вам в этом труде святой Прокопий. (Учитель дарит на память закладки и буклетики с изображением святого.)

6. Рефлексия.

Истинно познать себя можно только через познание окружающего мира. В этом человеку помогают путешествия. Каждый волен выбрать свой путь: кто-то, устав от шума мегаполиса, едет на природу - проверить себя и вернуться к истокам человеческой жизни. Кто-то, напротив, устремляется в места с развитым информационным пространством, где важна каждая мелочь, где мозг работает на полную. Многие начинают изучение окружающей реальности со своей малой родины, углубляются в историю края или области, изучают окрестности. Как правило, следующей стадией познания мира является настоящее путешествие по родной стране.

Как назывались города в России

Многовековая история России наполнена множеством значимых для дальнейшего развития событий. К таким можно отнести период татаро-монгольского ига, поход Ермака на Сибирь и присоединение ее к территории Российского государства, окно, прорубленное в Европу Петром Первым, и прочее. Данные факты нашли свое отражение в русском языке. Например, слова "караван", "арбуз", "лапша", "туман", к которым сегодняшний человек так привык, были заимствованы из татарского языка. "Лагерь" и "курорт" когда-то были привезены из современной Германии. "Мармелад" и "актер" пришли из Франции в девятнадцатом веке. Все вышеперечисленное относится к разряду обыденных, часто используемых в разговорной речи слов. Мы не задумываемся над их происхождением, равно как не задумываемся над происхождением названий городов.

Аналогичные исторические ситуации оказали влияние и на географические названия. Так, "Дербент" - персидское "узкие ворота". "Чита" понимается равно как и "читать", с санскрита переводится как "постигать" или "знать". "Муром" произошел от черемисского "мурома", что означает "место веселья и песен". "Пермь" в переводе с вепсского - "далекая земля". "Уфа" дословно с башкирского - "темная вода". Подобных примеров множество, и, копнув чуть глубже, начинаешь понимать, насколько связаны имена городов и история, культура и традиции живших в этом месте народов.

Богатой событиями историей могут похвастаться и другие страны - топонимы в них обладают особым чувством юмора. В Америке, например, существует городок, название которого переводится как "почему". В Канаде можно наткнуться на "бездну разбившихся насмерть бизонов". Название немецкой коммуны как бы призывает туристов к действию - оно переводится как "целоваться". Стоит отметить, что названия городов по имени основателя существуют и за границей. В Америке можно наткнуться на небольшой городок Куинси, названный в честь Джона Куинси Адамса, занимающего должность государственного секретаря Соединенных Штатов Америки.

"Широка и необъятна матушка-Россия" - так говорили наши предки. В этом убеждается новоиспеченный турист. Количество населенных пунктов, маленьких и больших, исчисляется тысячами. Здесь-то и начинаются настоящие открытия, касающиеся нераспространенных топонимов. Чего стоят деревни Таз и Большие Пупсы, река Тухлянка, село Такое… Часто географические наименования отражают историю места. Так, название (Харьковская область) произошло от татарского "гузун" - переправа. Зная это, можно понять, что гораздо раньше в этом месте существовала важная переправа через местную реку. Однако подобные выводы способны сделать разве что лингвисты. Более интересными для простых людей являются названия городов по имени основателя, ведь они указывают на конкретную историческую личность.

Народная любовь

Географические названия всегда несут какую-то определенную смысловую нагрузку. Подобно именам важных городских улиц, города, названные в честь конкретной личности, заключают в себе признание заслуг этого лица. Иногда приходится жертвовать историческими наименованиями места. Данный факт демонстрирует глубокое уважение жителей населенного пункта к носителю имени, подаренного малой родине. В связи с этим возникает резонный вопрос: какие города названы именами людей?

Да здравствует революция!

Большинство переименований городов и поселков относится к двадцатому веку. Наибольшим уважением в то время пользовались вожди революционного движения, и, согласно народному мнению, именно их фамилии должны были украшать названия населенных пунктов. Волна изменения топонимов захлестнула РСФСР, в связи с этим уместно ответить на ранее заданный вопрос (какие города названы именами людей) списком:

  • Ленинград (ранее - Санкт-Петербург);
  • Ульяновск (ранее - Симбирск);
  • деревня Карла Маркса (находится в Тверской области);
  • Свердловск (ранее и в настоящее время - Екатеринбург);
  • Куйбышев (ранее и в настоящее время - Самара);
  • Калининград (ранее - Кёнигсберг);
  • Дзержинск (ранее - Растяпино, Черное);
  • Фрунзе (в настоящее время - Бишкек);
  • Махачкала (ранее - Анжи-Кала).

Таким образом, происхождение названий городов России не всегда несет исключительно этимологический характер. Известны и переименования, связанные с жизнью и деятельностью значимых лиц. Например, имена В. Г. Белинского и А. С. Пушкина присвоены городам, к которым данные имеют прямое отношение. Хабаровск назван по фамилии землепроходца семнадцатого века, который и открыл данный город. К названию украинского города Переяслав позже добавилась фамилия Богдана Хмельницкого, который способствовал воссоединению Украины и Российской империи.

Названия городов по имени основателя

Как было сказано выше, в ходе путешествия по Российской Федерации можно открыть для себя невероятные, на первый взгляд, географические названия. Помимо забавных и смутно знакомых топонимов, образованных от заимствованных слов либо от фамилий известных исторических деятелей, встречаются и имена собственные. Логично предположить, были названы в честь их основателя. Очевидно, происхождение названий российских городов может иметь самую разную предысторию.

Юрьев-Польский

Этот провинциальный городок на севере Владимирской области - кладезь культурного и исторического наследия России. Он был основан в середине двенадцатого века великим московским князем - Юрием Долгоруким. Произошло название города по имени основателя. Пример описания местности, окружающей городишко, - "поле-полюшко российское", потому это исконно русское поселение имеет редкое составное имя. Одной из главных достопримечательностей Юрьев-Польского является Георгиевский собор - уникальный памятник архитектуры Древней Руси, дата постройки которого относится ко второй четверти тринадцатого века. Не меньшее значение имеет Михаило-Архангельский монастырь, на территории которого расположились старинные церкви.

Пристального внимания заслуживают и церкви Никиты Мученика и Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство комплекса из двух зданий относится к концу восемнадцатого века, именно это отличает церкви от других памятников архитектуры. И если церковь Покрова возведена по образу традиционных русских соборов, то церковь Никиты Мученика представляет собой здание, спроектированное в стиле ампир, с колокольней из красного кирпича, которая возвышается над всем городом.

Владимир

Как и предыдущий, входит в состав Золотого кольца России. Назван он именем Владимира Мономаха, правление которого относят к одиннадцатому веку. Находится Владимир в районе двухсот километров восточнее Москвы. На его долю выпало немало испытаний, которые предопределили ход истории всей страны. Дело в том, что Владимир являлся одним из самых влиятельных городов Руси в период феодальной раздробленности. В те времена крупные административные центры боролись друг с другом за власть в государстве. В конце концов победу одержала Москва. Однако на звание столицы вполне претендовал и этот величественный город.

Многовековая история Владимира нашла свое отражение в богатой культуре города. Сейчас тысячи туристов едут сюда, чтобы своими глазами увидеть Успенский собор, построенный еще в двенадцатом веке, Золотые ворота, которые по праву считают шедевром архитектуры Древней Руси, Патриаршие сады, Водонапорную башню… Список достопримечательностей Владимира этим не ограничивается, городу есть что показать всему миру!

Санкт-Петербург

В список названий городов по имени основателя можно отнести и культурную столицу России - Санкт-Петербург. Первый камень на месте будущего города заложил сам Петр Первый, сейчас на том самом месте возвышается величественная Петропавловская крепость. Стоит отметить, что первый император Российской империи назвал город не своим именем, а именем своего покровителя - апостола Петра. Тем не менее каждый, кто встречается с Санкт-Петербургом, понимают связь города с великим реформатором российского государства. А на перечисление даже малой части достопримечательностей Питера уйдет не одна страница - лучше увидеть все своими глазами.

Темрюк

Этот небольшой город расположился в устье Кубани, недалеко от Краснодара, на берегу Азовского моря. Это поселение было основано князем Темрюком, зятем Ивана Грозного. В настоящий момент Темрюк славится захватывающими дух пейзажами и грязевыми вулканами. Многие путешественники едут в этот городок, чтобы найти душевное спокойствие: поля, море, леса - что еще нужно человеку, чтобы почувствовать себя по-настоящему свободным?

Ярославль

Названий городов по имени основателя в России множество. Не последним в этом списке стоит Ярославль. Заложен он был еще в одиннадцатом веке Ярославом Мудрым, которого прозвали так за весомый вклад в культуру страны. В отношении репутации город нисколько не уступает своему основателю - бесчисленное множество достопримечательностей наглядно демонстрирует, насколько стар и величественен Ярославль. Путешественники со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть церковь Петра и Павла, "Дом со львами", Петропавловский парк, который бережно хранит наследие великого императора Петра Алексеевича.

Но в Ярославле современность нисколько не уступает историческому наследию. Так, здесь можно увидеть уникальный ярославский зоопарк - единственный в России зоопарк ландшафтного типа. Здание вокзала Ярославля представляет собой архитектурный комплекс - памятник современного монументального искусства. Ярославский музей-заповедник по праву называют сердцем города. Расположившись в самом центре, он бережно оберегает старейший Спасо-Преображенский монастырь и несколько храмов. Древность бок о бок с современностью - вот что такое настоящий Ярославль.

Куда ни глянь - везде открытие

Разнообразие географических названий в России поражает воображение. Человек, который впервые отправляется в путешествие по родной стране, постоянно открывает для себя что-то новое. Здесь и забавные топонимы, чье значение можно понять, только заглянув в этимологический словарик или справочник по истории, и поселение, чье имя менялось в зависимости от хода современной истории, и название города по имени основателя... Список получается длинным. Лучше все-таки выделить время и увидеть все это своими глазами.

Loading...Loading...