Либеральная еврейская община любека. Гамбург (еврейская община)

Управляющая делами Еврейской общины Любека Зоя Канушин заняла кресло депутата от ХДС в городском парламенте Любека, став, таким образом, пожалуй, первым еврейским иммигрантом из России, попавшим в городской парламент...

Управляющая делами Еврейской общины Любека Зоя Канушин заняла кресло депутата от ХДС в городском парламенте Любека, став, таким образом, пожалуй, первым еврейским иммигрантом из России, попавшим в городской парламент.

В правление городской организации ХДС Зоя Канушин входит с 2005 г. Кроме того, она является заместителем председателя демократов. «Вообще-то ничего необычного в этом быть не должно, но пока это всё же редкость, – говорит пресс-секретарь городской парламентской фракции ХДС Оливер Фрэдрих. - Мы также надеемся, что с Зоей Канушин Еврейская община станет ближе к любекской общественности».

За плечами этой 65-летней женщины более чем десятилетний опыт работы в Германии в качестве социального работника, поэтому в городском парламенте Зоя Канушин хотела бы заниматься прежде всего проблемами малообеспеченных еврейских иммигрантов и вопросами культуры.

Разве это не противоречие: «русская» еврейка и Христианско-демократический союз? Канушин так не считает и говорит, что во время внутрипартийной предвыборной кампании за место в любекском парламенте она получила поддержку со всех сторон. А как относятся члены Еврейской общины к политической карьере Зои Канушин в партии христианских демократов? «Ничего особенного в этом нет, – считает один из членов общины Эдуард

Стельмах. – Моя дочь, живущая в Эстонии, тоже член партии с христианским уклоном». Но не все из 780 членов Еврейской общины относятся к этому подобным образом: некоторые из них недовольны тем, что управделами общины примкнула к партии, в названии которой есть слово «христианская». Правда, сама Зоя Канушин говорит, что ей в лицо подобную критику никто не высказывал.

Зоя Канушин – пример состоявшейся интеграции русскоязычных евреев в немецкое общество. Она находится в самом центре этого общества. Это стало возможным, прежде всего, благодаря хорошему владению немецким языком, который Зоя, будучи переводчиком с английского и итальянского, выучила самостоятельно. Ну и, конечно, благодаря опыту работы в Германии. Вскоре после того, как семья в 1990 г. приехала в Росток по еврейской линии, Зоя Канушин нашла работу – стала заниматься социальным обеспечением своих земляков. В то время ее семья жила вместе с другими еврейскими иммигрантами в

общежитии в Гельбензанде – деревне с населением 2000 человек в 15 км от Ростока. В 1992 г. правоэкстремистски настроенная молодежь совершила нападение на общежитие в находящемся неподалеку Лихтенхагене. Но эта вспышка ненависти к иностранцам не смогла поколебать уверенности Зои в том, что, приехав сюда, они поступили правильно. «Антисемитизм есть не только в Германии, – говорит Канушин, – он присутствует и в

В Любек Зоя Канушин переехала вместе с мужем и сыном в 1993 г. Незадолго до этого она получила место социального работника при Еврейской общине Гамбурга, но непосредственным местом ее работы был Любек. Там Зою ожидала куча работы. Было время,

когда она занималась социальными нуждами всех контингентных беженцев земли Шлезвиг-Гольштейн. В 50 лет она сдала на права и стала колесить по всей федеральной земле, улаживая проблемы своих подопечных.

В процессе «возрождения» Еврейской общины Любека в 2005 г. она стала управляющей делами общины и одной из ее двух штатных сотрудниц. При этом Зоя – человек не религиозный. В Любеке она впервые в жизни переступила порог синагоги. Когда люди из

общины спрашивали у нее совета по тем или иным религиозным вопросам – что в первые годы, пока Любек еще не имел своего постоянного раввина, случалось часто, – помочь им она не могла. Представление об иудаизме Зоя Канушин получила лишь благодаря гамбургскому раввину Барзилаю, которому она переводила в Любеке.

В ХДС Канушин вступила в 2003 г. Свое решение она обосновывает так: «После опыта с социализмом и коммунизмом, полученного в Советском Союзе, я с левыми партиями покончила». В родной Москве Зоя более 20 лет проработала переводчицей в

«Интуристе». От сотрудников этой государственной туристической компании, имевших постоянный контакт с иностранцами, требовали почему другие члены Еврейской общины сторонятся муниципальной политики, Канушин отвечает, что многие предпочитают оставаться в тени. Да и языковой барьер играет свою роль – ведь община состоит большей частью из пожилых людей, которые стесняются говорить по-немецки. Но вообще-то, по ее мнению, желания вести диалог не хватает обеим сторонам – как приезжим, так и

коренными жителям Любека. Зоя Канушин – исключение, и не только в своей общине. «Как жительница этого прекрасного города, я считаю своим долгом работать на благо всех жителей Любека», – заявляет она с гордостью, подчеркивая, что намерена выступать в защиту не только еврейских иммигрантов.

М. Бильц-Леонхардт, М. Фрид, "Еврейская газета"

Имперский вольный город в Германии, недалеко от Балтийского моря, составлял вместе с окрестностью особое государство. В 1350 г. городской совет просил герцога Оттона Брауншвейг-Люнебургского истребить всех евреев, живших в пределах герцогства, утверждая, что чума прекратится лишь с уничтожением последних. Из того, что совет не указывает, какими мерами привести это в исполнение в самом городе, можно заключить, что евреев в городе тогда еще не жило. Летописец Reimer Kock (1495) удостоверяет положительно, что "в Л. нет евреев, ибо в них нет там нужды". Тридцатилетняя война, а, может быть, и резня во времена Хмельницкого направила многих беглецов в Л. Цех золотых дел мастеров жалуется в 1658 году, что многие евреи и другие подозрительные (!) личности пробираются ежедневно в город для ювелирных работ. По постановлению сената от 15 апр. 1677 г. еврею разрешалось оставаться на ночь лишь по специальному сенатскому разрешению, каковое, впрочем, давалось только в редких случаях. В 1680 г. упоминаются два Schutzjuden сената: Самуил Франк и Натан Симсенс, но когда сенат признал своим "Schutzj ude" и зятя Симсенса - Гольдшмита, это возбудило сильное неудовольствие горожан. Цехи настояли на изгнании евреев (1699). Несмотря на это, евреи продолжали посещать город, и уже в 1701 г. сенат признал одного еврея Schutzjud"oм. Последний выплачивал ежегодный взнос в 300 марок. Многие польские беглецы поселились в соседней деревушке Мойслинг (1701), на датской территории, и в качестве датских подданных пользовались, хотя и ограниченным, правом въезда в Л., несмотря на протесты цехов. Желая взять в свои руки евреев Мойслинга, Л. приобрел в 1765 г. это поместье, владелец которого пользовался феодальными правами над жителями. - В 1806 г. Дания уступила Л. всю область, включая Мойслинг, и евреи подпали под власть города. С присоединением Л. к Франции (1 янв. 1811 г.) были уничтожены специальные налоги, тяготевшие над "Schutzjuden", и евреи Мойслинга и других мест направились в Л. Число их быстро возросло, в особенности во время осады Гамбурга. Как только пало владычество французов, сенат стал задумываться над ограничениями евреев; цехи потребовали изгнания их из города (1815). Евреи апеллировали к Венскому конгрессу вместе с евреями других вольных городов. Их интересы защищал адвокат Август Бухгольц. Город не уступал, несмотря на старания прусского канцлера, князя Гарденберга, и австрийского канцлера, кн. Меттерниха. В конце концов Венский конгресс принял 16 параграф Bundesakt"a, предоставлявший всем евреям Германии те права, которые они получили "от различных государств", а не "в" различных государствах, как гласила первоначальная редакция (8 июня 1815). Л. воспользовался немедленно своим правом, и 6 марта 1816 г. было предписано всем евреям оставить город в течение 4 недель. Евреи вынуждены были выселится в Мойслинг, сохраняя права гражданства Л., конечно, с известными ограничениями. В 1824 г. все евреи, за исключением немногих "подзащитных", оставили город. Сенат предоставил раввину дом в Мойслинге и выстроил новую синагогу, за которую община уплачивала умеренную ежегодную сумму. С 1831 г. евреи стали служить в армии, в 1837 г. была открыта общественная школа, субсидируемая городом, а в 1839 г. сенат предписал цехам регистрировать евреев-подмастерьев. Закон 9 окт. 1848 г. уничтожил все ограничения. В 1850 г. была приобретена новая синагога. В 1859 г. раввин переселился из Мойслинга в Л.; тут же была открыта и общинная школа. Закон 1862 г. (12 авг.) изменил евр. присягу (more judaico), новая форма оставалась в силе до 1879 г., когда она была уничтожена законом, урегулировавшим гражданское судопроизводство Германии. Община Л. имеет 3-классную школу, а обучение закона Божия в общих школах стало обязательным по закону 17 окт. 1885 г. Община получает от города определенную ежегодную субсидию и располагает целым рядом воспитательных, общественных и религиозных организаций. В 1905 г. в Л. 631 евр. (0,60% всего населения). - Ср.: Jost, Neuere Gesch. d. Israeliten, I, 32 и сл.; Grätz, Gesch., XI,

324 и сл.; Carlebach, Gesch. d. Juden in Lübeck und Moisling, Любек, 1898. .

В свое время один из лучших современных историков (не еврей, но зато написал очень интересную книгу о еврейской истории, как она выглядит с их, нееврейской, колокольни, если с неё свеситься под правильным, на его остроумный взгляд, углом), Пол Джонсон, выпустил совершенно гениальную книгу «Интеллектуалы». Это сборник кратких биографий «гигантов духа», под решающим влиянием идей которых сложилась современная либеральная, назовем её так условно, мысль и её прилежная носительница - либеральная интеллектуальщина (не путать с интеллигенцией, которая в 1917 году уехала из России в Париж и с тех пор её практически никто не видел). Биография за биографией, Джонсон доказывает, что в быту, в жизни (!) ни один из них ни в чем практически не следовал идеям, которые сам сформулировал, которые страстно проповедовал и за которые (отдадим им должное) зачастую готов был идти в изгнание, в тюрьму или даже на плаху.

Естественно, на Джонсона набросились. И порвали, как тузики грелку. Либералы, если кто-то ещё не знает, как только задевают их религиозные чувства и хулят и/или подвергают сомнению их святыни, оказываются радикальнее и воинственнее любых ваххабитов-шмаххабитов и показывают такие зубы, что просто зависть берет. Натуральные оборотни в очочках.

Не знаю, читал ли Джонсона депутат Кнессета Бен-Ари. Как хабадник, я предвзято отношусь к этому израильскому парламентарию - за его попытки пристегнуть к своему политическому стремени ХАБАД. Кроме того, большинство организуемых им провокаций безобразно грубы и безвкусны. Но что поделать, он - один из наиболее последовательных разоблачителей двуличности израильских (и не только) либералов (причем, что интересно, чем радикальнее, тем двуличнее). Вот последнее, несколько дней назад провернутое, его хулиганство мне очень понравилось.

Как известно, либералы очень заботятся о нелегальных иммигрантах. Протестуют против высылок, задержаний, ущемлений «неотъемлемых» прав и т. д. В Израиль ежедневно (!) прибывает как минимум несколько сотен таких нелегалов - в основном из Судана и Эритреи. Если они не зависают в Эйлате, где от них уже буквально не пройти по улице, то отправляются в Тель-Авив, в южной («неблагополучной») части которого существуют уже целые районы, заселенные исключительно подобной публикой. Защитники же их и радетели живут в основном как раз в северной части города. Если, конечно, вообще живут в Тель-Авиве.

Среди прочих прелестей жизни есть в Северном Тель-Авиве и открытый бассейн «Гордон». И вот, в минувшее воскресенье Бен-Ари, его парламентский помощник и группа волонтеров, набрали в Южном Тель-Авиве несколько десятков молодых людей - нелегальных иммигрантов из Африки. Привезли их в «Гордон». Раздали абонементы и купальные принадлежности. И запустили в бассейн. А ещё до того пригласили туда журналистов - понаблюдать за реакцией «естественных» посетителей заведения.

Все получилось. Суданцы резвились в воде. Туземцы же поспешно выбрались на сушу, жались там и тревожно выспрашивали у сотрудников, профильтруют ли воду, когда представление закончится. Оказавшаяся на месте активистка борьбы за права нелегалов и рада была бы демонстративно полезть в бассейн к своим подопечным, но надолго задержалась, пытаясь убедить освещающих событие представителей средств массовой информации не верить своим глазам.

Конечно, все это само по себе ничего не доказывает. Если подумать, то кто проверял, сколько среди тех пугливых посетителей бассейна было людей декларативно-либеральных взглядов? В Северном Тель-Авиве живут и нормальные люди. И в большом количестве. То, что район превратился в общественном сознании в знаковый, в «оплот», это вопрос риторики, а не демографии. Но зачем портить удачную шутку занудством? Получилось у Бен-Ари подставить Северный Тель-Авив, получилось.

А теперь, похихикав по поводу несоответствия провозглашаемого либералами практикуемому ими, самое время посмотреть: а что творится с нами самими? С евреями. Насколько мы вернее своему еврейству, чем они - своему либерализму? То, что огромная часть либералов - евреи, в том числе и не желающие от еврейства отказываться, делает это ещё более занимательным.

Мы ведь не расисты. Это точно. Мы бы не полезли как вне себя из бассейна только потому, что туда залез африканец. Или даже несколько африканцев. Хотя бы для того, чтобы не обидеть этих самых африканцев. Через «не могу». Уже очень неплохо. Нет, мы не расисты. Поэтому очевидно, что само-и-ден-ти-фи-ци-ру-я-сь, прости Господи, как евреи, мы имеем в виду не только свое этническое происхождение. (Тем более, что с ним все равно, к сожалению, ничего не поделаешь и оно никуда, слава Б-гу, не денется.) А еще и принадлежность к еврейской культуре (наступая на горло собственной песне, я не буду «сужать» еврейскую культуру до естественных для неё рамок иудаизма) и к еврейскому социуму. Ну, как минимум.

Если ставить вопрос так, то становится очевидным, что еврей еврею, конечно, друг, товарищ и брат, но не пример. У израильских евреев ситуация одна, у американских другая, у французских - третья. Ливийские уже сто раз прокляли себя, что не свалили, когда им предлагали, а теперь поди попробуй. А российские (и примкнувшие к ним русскоязычные) уже четверть века всё списывают на советскую власть. Как советская власть все списывала на Вторую мировую войну, а до того на первую, а до того - на монголо-татарское иго. Все верно. Было. Но сколько можно на это списывать? И в истории других общин были трагические и катастрофические события. Ну, представим себе человека, в квартиру к которому врывается Мамай (раз уж было помянуто иго). Все переворачивает вверх дном и убегает. Сколько, по вашему, человек будет жить на развалинах, не пытаясь навести порядок и списывая все на Мамая? Двадцать лет?

Двадцать лет пресловутая русскоязычная община находилась в центре бестолкового внимания двух самых влиятельных еврейских общин мира: американской и израильской. Двадцать лет эти общины феерически бестолково тратили сотни миллионов долларов на попытки оживить нашу с вами еврейскую жизнь, вернуть наше еврейство к жизни. Сегодня на это дело так же бестолково тратятся миллионы уже российских (и русскоязычных) миллионеров еврейского происхождения. Еврейство абсолютного большинства русскоязычных евреев остается пассивным. Как курение. То есть вреда столько же, а удовольствия никакого.

И нам, вроде, нечего возразить пассивному еврею, когда он петухом наскакивает на нас, требуя признать, что его еврейство ничуть не хуже нашего. И он не меньший еврей, а может и больший. И так далее. Он прав. Галахически. В том, что касается нас. Мы, окружающие, не имеем права отказывать ему в еврействе. И обязаны его еврейство уважать и т. д. Так что для других-то он еврей. Для ближних и дальних. Своих и чужих. Вопрос, что его (то есть меня) делает евреем в собственных глазах? Я живу по еврейскому календарю? Я говорю на еврейском языке? Я ращу своих детей как евреев? Я думаю и чувствую по-еврейски? Пытаюсь ли научиться это делать? А если нет, то какой же я еврей?

Еврейство, чтобы ни говорили представители одной из разновидностей современного антисемитизма, не равно либерализму (другое дело, что некоторые идеи либерализма неумело, зачастую через третьи и четвертые руки, заимствованы из иудаизма, но это уже другая тема). Хотя бы уже потому, что либерализм допускает (а по мнению Пола Джонсона и его единомышленников - и подразумевает) противоречие между провозглашаемым и практикуемым, так как может быть сведен к декларациям. А еврейство не может. Ну никак. Или практикуем, или... Лучше даже не продолжать.

Кстати, чтобы не ударяться в критиканство: в последние годы, силами целого списка независимых друг от друга проектов, делается великое дело, которое, теоретически, может дать толчок для подлинного духовного возрождения русскоязычного еврейства. Я имею в виду перевод на русский язык огромного числа классических еврейских текстов. Дай Б-г, чтобы у них нашлись классические еврейские читатели.

А либерализм мы переживем. Как бы он ни мутировал.

Автор о себе:

Родился в 1969 году в Риге. После демобилизации из рядов Советской армии вернулся к исполнению заповедей.

В 1991 году прибыл в Израиль для учебы в иешиве. После завершения учебы в иешиве был рабочим, затем чертежником в проектном бюро. Параллельно занимался преподавательской, журналистской и переводческой деятельностью, которая в последние годы стала основной.

Сейчас преподаю, перевожу, пишу, консультирую (он- и офф-лайн) по довольно широкому спектру вопросов, связанных с еврейством.

Особенно трудно приходится в Европе небогатым пожилым людям. Фото Владимира Плетинского

Нынешний Песах для еврейской общины Европы не слишком радостный

Александр МЕЛАМЕД

Если евреи Португалии отчаянно борются с нуждой, то в Германии вспоминают круглую дату первых после Второй мировой войны забрасыванием коктейлей Молотова в окна синагоги, а во Франции и в Венгрии собирают чемоданы. В Великобритании, где усиливается мусульманское давление, эксперты держат совет, как противостоять растущему антисемитизму на континенте.

ГОРЬКИЕ ТРАВЫ ПЕСАХА

Нищета распределилась по Европе неравномерно. Сильнее всего она затронула фланги: на западе Португалию и на востоке Венгрию. Примечательно, что виновниками хозяйственных бед объявлены евреи, хотя они, без сомнения, такие же страдальцы, как и остальные этнические группы.

В Лиссабоне это не сразу понятно. Во всяком случае, на площади Россио, которую обливает лучами щедрое солнце, а в рассыпанных по ней кафе полно народу, царит благостное настроение. Но это — картинка для туристов.

Чуть в стороне, на остановке автобуса, ситуация иная. Лица, мягко говоря, невеселые. Это — молодые люди, которые спешат на биржу труда. Пять лет экономического кризиса молотом ударили по жителям Португалии. Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет катастрофический, почти 40 процентов.

Даниэль — за рамками этого возрастного ценза, ему 28. Он сидит в еврейском общинном центре, расположенном в кривом переулке неподалеку от площади Россио, и внимательно читает газету.

После окончания университета ему повезло. Он сразу нашел работу в юридической фирме, но счастье продолжалось недолго. Фирму закрыли. Сейчас Даниэль в поисках нового места работы. Это продолжается уже два года. "Одна надежда — на общину, которая помогает мне с информацией, контактами. Но я понимаю: выйти из ситуации не так просто", — говорит Даниэль.

Эстер Мучник, вице-президент общины, политический комментатор газеты O Publico, тоже далека от оптимизма:

"Кризис в стране далек от завершения". Не дожидаясь лучших времен, молодые португальские евреи уезжают за счастьем за рубеж. В 2013 году страну покинули более 100 тыс. молодых людей. Португальские евреи вспомнили о своей далекой, некогда оставленной родине, — Бразилии. В еврейской общине, которая еще десяток лет назад насчитывала несколько тысяч человек, осталось всего 800.

О каком развитии еврейской жизни можно говорить, если людям порой просто нечего есть?!

Основанный в 1865 году еврейский благотворительный фонд Somej-Nophlim старается поддерживать неимущих, прежде всего бедных и одиноких пожилых людей. Помощь скромная. Шестеро добровольцев из Somej-Nophlim заботятся о 20 нуждающихся. На самом деле таковых более 400. На большее не хватает средств.

"Собираем одежду, деньги, продукты питания из супермаркетов, которые выделяют просроченную еду", — рассказывает Мириам, одна из помощниц.

Но есть и духовная поддержка, которую оказывает Элиэзер ди Мартино, раввин итальянского происхождения. В своих проповедях он старается осовременить древние библейские сюжеты, чтобы дать заряд надежды. Однако мотив Исхода евреев из Египта звучит против его воли угрожающе актуально. Особенно строка из "Молитвы о росе", которую прочитали в первый день Песаха: "Даруй нам обилие хлеба и винограда".

Самое печальное, что пожилым людям не на что надеяться: силы уже не те, чтобы перебираться в другую страну, а молодежь — читай: налогоплательщик — уезжает. "Мы не должны отчаиваться, надо смотреть вперед, а не жаловаться на невзгоды" — напутствие раввина члены общины воспринимают со смешанными чувствами.

Все, как и Даниэль, читают газеты и знают: в июне помощь Международного валютного фонда и Европейского центрального банка иссякнет. И без того полное обнищание, а теперь еще и неизвестность по части следующей финансовой подпитки…

Впору воспринимать горькие травы на пасхальном столе, напоминающие о слезах евреев, вышедших из египетского плена, не как символ давних страданий предков, а собственную жуткую реальность.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В канун нынешнего Песаха иудеи ФРГ отметили печальную дату в жизни еврейского сообщества — 20-летие нападения на синагогу в Любеке.

В ночь с 24 на 25 марта 1994 года, тоже в канун Песаха, впервые после разгрома национал-социализма в Б-жий дом на улице Святой Анны полетели бутылки с зажигательной смесью. Германия была потрясена вандализмом четверых антисемитов.

Синагога Любека, единственная уцелевшая в годы фашизма в земле Шлезвиг-Гольштейн и полностью сохранившая фасад с 1880 года, в 1994-м была еще и местом обитания нескольких еврейских семей. Они жили на верхних этажах. А сам Б-жий дом располагался на первом этаже. Но именно благодаря жителям, которые вовремя подняли тревогу, удалось избежать грандиозного пожара. Но огонь не пощадил, к сожалению, многие ценные документы.

Известие о случившемся охватило Любек, и 200 членов общины, будто по команде, собрались в синагоге. На следующий день по призыву церквей, союзов и других организаций горожане собрались на Ратушной площади. 4 тыс. жителей города продемонстрировали единство в борьбе с антисемитами.

Между тем, полиция довольно скоро отыскала поджигателей. В ордере указывалось, что они подозреваются в покушении на убийство и попытке пяти поджогов: в вестибюле синагоги были найдены, кроме осколков коктейлей Молотова, несколько неразорвавшихся зажигательных устройств. Тогда же были названы имена правоэкстремистов — Стефан В., Борис Х.-М., Нико Т. и Дирк Б. от 20 до 25 лет. Мотивы нападения: антисемитизм на фоне начала еврейской эмиграции в ФРГ.

Любопытный факт: некоторые из обвиняемых не знали, что нападают на синагогу, они думали, что речь идет о жилом доме; другие обвиняемые, напротив, знали, что это просто синагога. Во всяком случае, так было заявлено. Почему разнобой? За покушение на убийство срок меньший, чем за порчу имущества. Обвиняемые и получили от 2,5 до 4,5 лет тюремного заключения.

На заседании суда некоторые из них утверждали, что испытывали нечто вроде спортивного азарта. Старожилы Любека, выступившие в суде, напомнили, что после Хрустальной ночи 1938 года еврейский молельный дом в мавританском стиле был уничтожен внутри. Само же здание, построенное из жаропрочного кирпича, осталось нетронутым пламенем. Фашисты отремонтировали его и превратили синагогу в тренажерный зал. Вот вам истоки спортивного азарта отморозков — потомков нацистов от спорта.

Первая служба после окончания эпохи нацизма собрала 250 евреев Любека 1 июня 1945 года. Должно было пройти еще почти полвека, прежде чем прибывшие из экс-СССР евреи вдохнули в синагогу на улице Святой Анны новую жизнь. Сегодня 700 ее членов получают возможность отмечать здесь памятные даты. В их числе и уже упомянутое 20-летие правоэкстремистской атаки на синагогу.

Случай в Любеке, конечно, вопиющий. Но на бытовом уровне проявления антисемитизма происходят сплошь и рядом. Причина та же, что и 20 лет назад: молодое поколение почти ничего не знает о нацистских временах или знает, но весьма искаженно.

Глава Центрального совета еврейских общин Германии Дитер Грауман выражает обеспокоенность по поводу возможности нового усиления антисемитских настроений в ФРГ. "Меня волнует, прежде всего, то, что в немецких школах слово "еврей" ныне используется как ругательство, и это, очевидно, никого особенно не трогает", — сказал он в интервью газете Rheinische Post.

Грауман отметил: его тревожит и то, что в Германии вновь появились районы, где евреям советуют либо не появляться вообще, либо не демонстрировать символы иудаизма, такие как кипа или звезда Давида. Глава Центрального совета подчеркнул, что еврейская община, конечно, никогда не позволит запугать себя, однако важно, чтобы никто в Германии не считал подобную ситуацию приемлемой.

БЕЗ НАДЕЖДЫ НА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Незадолго до Песаха в Париже действовала выставка алии, организованная Jewish Agency и министерством иммиграции Израиля. Сотни евреев, прибывшие в столицу со всей Франции, имели возможность напрямую говорить с представителями израильских учреждений, получили информацию о программах и возможностях Израиля по интеграции молодых людей, прежде всего, по вопросам образования и о рынке труда.

Чиновники из Иерусалима даже не задавали вопрос, с чем связан вспыхнувший интерес к Израилю. Ответ во Франции повсюду. Резкий всплеск антисемитизма. Ухудшение экономической ситуации ввиду непродуманной политики социалистов. Рост популярности правых сил.

Даже 4,7 процента голосов, которые французы на фоне неудач социалистов недавно отдали за националистов, оказалось достаточно, чтобы опередить двух других партийных конкурентов и занять крепкие позиции в 600 из более чем 36 тыс. городов и коммун страны. Правые лидеры пообещали снизить местные налоги, пересмотреть политику предоставления ПМЖ для страждущих из Северной Африки и, разумеется, вспомнить о том, кто же виноват в национальных бедах. Прогнозы для Франции неутешительны: правые и ультраправые, в чьи программы более или менее четко входит весь слегка подретушированный нацистский набор, собираются покончить "с европейским единством и еврейским засильем".

Арьер Бенсемо, председатель еврейской общины Тулузы, где в марте 2012 года были убиты евреи — раввин и трое детей, после поминальной службы по ним призвал молодых эмигрировать в Израиль: "У вас во Франции не будет светлого будущего".

Еврейские общины потрясены успехом Национального фронта (НФ) на местных выборах во Франции. "Мы не без оснований боимся дальнейшего ухудшения климата для евреев", — заявил сказал Роджер Цукерман, президент Еврейской организации CRIF. — Все произошло с точностью наоборот. Мы призывали избирателей голосовать за умеренные партии и держаться подальше от Национального фронта, но правые одолели".

Есть реакция на итоги выборов со стороны Союза еврейских студентов Франции и организации SOS-Расизм. Они призвали французов бороться против "ядовитых идей" НФ. Но голоса еврейских активистов явно не будут услышаны в том же Марселе, втором по величине городе в стране, где националисты победили с впечатляющим результатом 23 процента. Лидер НФ Марин Ле Пен делает все возможное, чтобы скрыть антисемитские тенденции. Они не вписываются в современный образ. Пока.

Выдавливание евреев из страны нарастает. Израиль воспринимается как наиболее предпочтительный маршрут. По данным Jewish Agency, только в январе и феврале 2014 года 854 новых репатриантов из Франции приехали в Израиль, в те же месяцы 2013 года их было 274. В 2013 году из Франции уехали в полтора раза больше евреев, чем в 2012-м. Это отражает общую тенденцию: активизация антисемитов привела к тому, что счет евреям, которые собираются покинуть Францию, идет на тысячи.

АНТИСЕМИТЫ ВЕНГРИИ: 130 ЛЕТ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

В Венгрии дела обстоят не лучше. Ведущие политики страны выступили с инициативой провести перепись еврейского населения. С формулировкой — "в целях национальной безопасности".

Пугающе схожий почерк чиновничьего распоряжения времен нацизма в Германии. При том, что власти Венгрии считают, что "нацистским государством" следует считать Израиль.

В стране есть свой Национальный фронт — националистическое антисемитской направленности движение Jobbik. Теоретически оно готово озвучить идею окончательного решения еврейского вопроса. Но нужна массовая промывка мозгов. К чему и приступили. Jobbik уже озвучил версию под названием "Кровавый навет" — обвинение евреев в том, что они убивают христианских младенцев и используют их кровь в ритуальных целях.

"Антисемитизм — неизлечимая болезнь", — констатирует раввин из Объединенной венгерской еврейской общины (EMIH) Сломо Кевес. Не обойтись без соответствующих законов, которые душили бы проявления антисемитизма.

В Венгрии националисты организуют чуть ли не паломничество в глухую деревушку Тисаэслар, где, по местной легенде, в 1882 году евреи были обвинены в убийстве 14-летней христианской девочки Эстер Шоймоши.

Обвинены изначально, без расследования. Говорили так: убийство ритуальное, поскольку речь шла о кануне Песаха, когда, по мнению антисемитов, евреи ищут жертву, чтобы кровь ее использовать для приготовления пасхальных блюд. В данном случае — кровь Эстер. Иначе куда же пропала она 1 апреля 1882 года, когда была послана с поручением. Ее не нашли. Был пущен слух: девочка стала жертвой еврейских фанатиков.

Интересный момент. Особенно старались раздуть истерию функционеры венгерского парламента, основавшие антисемитскую партию — организатора серии еврейских погромов. Для них, как и сегодняшних их преемников из Jobbik, было неважно, что обвиненные были полностью оправданы. Мерзкая легенда оказалась живуча и востребована в нынешних реалиях.

Националисты всегда и всюду действуют одними методами. Как и во Франции, в Венгрии подняли на щит другую бредовую идею — "колонизацию", которую осуществляют евреи. Не пощадили даже памятник Раулю Валленбергу в Будапеште. На плечи шведского дипломата, спасшего тысячи венгерских евреев во время Холокоста, водрузили окровавленные ноги свиньи.

С подобных акций начинался 80 лет назад фашизм в Германии. В одном из писем группенфюреру СС Эрнсту Кальтенбруннеру рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер указал, что "вопрос о ритуальных убийствах в целом должен быть расследован экспертами в Румынии, Венгрии и Болгарии. Я думаю, что затем мы сделаем эти случаи достоянием прессы, чтобы тем самым облегчить изъятие евреев из этих стран".

История повторяется. 63 % венгров поддерживают антисемитские настроения. Венгерские евреи бегут от греха подальше. То есть поближе. Австрия-то под боком… Ежегодно из страны, где насчитывается 90 тыс. евреев, на ПМЖ в Австрию въезжают в среднем 150 еврейских семей.

ЕСТЬ ЛИ ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ НЕНАВИСТИ?

В палате общин в Лондоне состоялся большой совет специалистов по антисемитизму в Европе. Группа национальных и международных экспертов, политиков, ученых, сотрудников служб безопасности и полиции обсудила "Опыт европейских евреев: от дискриминации до преступлений на почве ненависти" — исследование, опубликованное в ноябре 2013 года Агентством Европейского союза по основным правам (FRA).

Представитель FRA Иоаннис Димитракопулос прокомментировал фон и главные результаты исследования. Они печальны. Большинство из 6000 опрошенных европейских евреев указали: последние пять лет они ощущают рост антисемитизма. Димитракопулос отметил, что сделаны политические выводы по результатам исследования: Европейский совет юстиции и Совет внутренним делам приняли документы по борьбе с преступлениями на почве ненависти.

Одна из главных мер — усиление осведомленности о подобного рода деяниях. При этом подчеркивалось, что не религия является причиной для антисемитизма, а весьма живучие и далекие от европейских стереотипы. Среди них — обычная зависть по отношению к еврейскому меньшинству, которое характерно для любой страны Европы. Димитракопулос также объявил, что Совет Европы будет продолжать разрабатывать рекомендации для европейских правительств в связи с исследованием, о чем будет сообщено в конце нынешнего апреля.

Существуют ли надежные лекарства против тупости, невежества, зависти? Эту проблему евреи пробуют разгадать веками. Получается, но не всегда. Лучше всего пока отвечает анекдот с бородой.

Сидит на скамейке старый еврей, листает антисемитские газеты. Подходит Изя.

— Что это вы такую гадость чтёте?

— А что же мне чёсть, Изя?

— Ну так наши газеты и чтите.

— Э- э, в наших газетах только и есть про бардак в Израиле да про гойский гнет. А вот возьмешь антисемитскую литературу, так и узнаешь, как мы весь мир захватили. Душа поет!

53.565278 , 10.001389 53°33′55″ с. ш. 10°00′05″ в. д.  /  53.565278° с. ш. 10.001389° в. д. (G) (O) Численность населения 1.746 млн Год переписи 2013 Дата основания 825 Прежние названия Hammaburg

Основные сведения о городе

Гамбург находится на северо-западе Германии. Это один из крупнейших портов на Северном море. Он имеет статус самостоятельной федеральной земли и до сих пор сохраняет титул вольного и ганзейского города.

Гамбург стоит в устье реки Эльбы, примерно в 100 км от моря. Входящие в него в качестве районов Альтона и Вандсбек до 20 века были отдельными городами со своими портами. Климат города мягкий, приморский.

Площадь города 755.3 км². Население в конце 2013 года составляло 1,746,342 человек, в том числе в районе Альтона 254,354 и в Вандсбеке 409,176.

Первый замок под названием Гаммабург был построен в 825 году на мысу при впадении в Эльбу её притока Альстер. В 834 году там забазировался архепископ, посылавший миссионеров на север. В 845 году город сожгли викинги, Гамбург был восстановлен и снова сожжён восемь раз в следующих 300 лет.

В 1120-1140 гг. некоторые торговые компании завели свои дела в городе. После основания Любека на Балтийском море Гамбург стал его аванпортом на Северном море, что определило его экономическое развитие. В 1188 году гольштейнский граф приказал компании гамбургских предпринимателей построить новый город рядом со старым, с гаванью на река Альстер и с удобствами для использования Эльбы в качестве внешнего рейда. Этот приказ подтвердил император Фридрих I Барбаросса, предоставив специальные торговые и навигационные права и налоговые льготы.

Гамбург и Любек. Грузы возили по системе рек вместо того, чтобы везти по морю вокруг Дании.

В 13-м веке экономическое значение Гамбурга выросло в связи с развитием Ганзейского союза, в котором роль Гамбурга была второй после Любека. Он был основным перевалочный для торговли между Россией и Фландрией . Гамбург контролировал торговые пути в низовьях Эльбы. В 1459 году умер последний гольштейнский граф, и Гамбург формально перешёл под суверенитет короля Дании .

К 1550 году Гамбург превзошел Любек в экономическом значении. Биржа была основана в 1558 году, и Банк Гамбурга в 1619 году. Система морских конвоев для грузовых судов был открыта в 1662 году; купцы Гамбурга были первыми, кого сопровождали в открытом море военные корабли. Примерно в то же время там было введено морское страхование - впервые в Германии.

В 1770 году по договору с Данией Гамбург перешёл в непосредственное подчинение германскому императору (стал вольным имперским городом) и получил дополнительные территории. При Наполеоне Гамбург был оккупирован французской армией и в 1810 присоединён к французской империи. После падения Наполеона (1814-15), Гамбург стал членом немецкой Конфедерации, с обозначением «Свободный и Ганзейский город Гамбург» с 1819 г. При этом Альтона оставалась под датской юрисдикцией до 1864 года.

Город процветал на международной морской торговле. Даже пожар 1842 года, уничтоживший четверть города, не повлиял на развитие бизнеса. В 1880 году был построен новый порт. Город сильно расширился территориально, сливаясь с пригородами. В начале 20 века там было 700,000 человек населения.

Среди них были финансисты, кораблестроители, коммерсанты-импортеры (особенно сахара, кофе и табака из испанских и португальских колоний), ткачи и ювелиры. Некоторые еврейские финансисты приняли участие в учреждении Гамбургского банка в 1619 г.

XVII-XVIII вв.

Не позже 1611 года в Гамбурге было три синагоги . В 1612 году евреи Гамбурга выплачивается ежегодный налог в 1000 марок, а в 1617 году эта сумма была больше в два раза. Королевства Швеция , Польша и Португалия назначили евреев своими послами в Гамбурге.

Тринадцать португальских семей из Гамбурга поселились в Альтоне в 1703 году, увеличив уже существовавшую небольшую португальскую колонию. Они организовали общину, известную как Бейт Яаков hа-Катан (позже Неве Шалом ). Синагога была построена в 1770 году. Но эта община осталась отделением общины в Гамбурге.

Среди выдающихся раввинов объединенной конгрегации Альтоны, Гамбурга и Вандсбека были Й. Эйбеншюц (занимал эту должность с 1750 года), Иехезкель Каценеленбоген (?-1749), Рафаэль Коhен (1722-1803) и Цви Гирш Замош (1740-1807). В Альтоне жил также раввин , ученый и общественный деятель Я. Эмден , ведший полемику с Эйбеншюцем. Раввин Рафаэль бен Йекутиэль Коэн, который служил общине в течение 23 лет, был одним из самых яростных противников мендельсоновского перевода Пятикнижия (1783).

В Гамбурге жили врач и писатель Родриго де Кастро (1550-1627), раввин и ученый Йосеф Шломо Дельмедиго (в 1622-25 гг.), врач и энциклопедист Беньямин Мусафия (1609-1672), Исаак Ѓалеви - автор «Дорот hа-ришоним», грамматик и писатель Моисей Гидеон Aбудиенте (1602-1688), раввин и писатель Авраам де Фонсека (ум. 1651), поэты Шалом бен Яаков hа-Коhен и Йосеф Царфати (ум. 1680), мемуаристка Гликель из Хамельна , купец и меценат Соломон Гейне (дядя Генриха Гейне), Моисей Мендельсон . Там родился великий композитор Ф. Мендельсон-Бартольди .

Евреи в Альтоне занимались коммерцией, некоторые из них были акционерами судов, занятых в южноамериканской торговле и, особенно, в 18-м веке, китобойным промыслом. Особые экономические привилегии были предоставлены им датскими королями. Гамбургские евреи часто помогали финансировать эти предприятия.

Книгопечатание

Старая синагога «Храм» в Гамбурге, построенная в 1818 году (не сохранилась).

Велика роль Гамбурга и Альтоны в истории книгопечатания на иврите . С 1586 года еврейские книги, особенно книги Библии , издавались в Гамбурге христианскими печатниками, в основном с помощью еврейского персонала.

В 1732 году богатый Эфраим Хекшер открыл типографию, которая год спустя перешла в руки его помощника Аарона бен Илия hа-Коhена по прозвищу Аарон Сетцер («сеттер», легавый пёс). Он продолжал печатать, а в 1743 году стал начальником типографии Якова Эмдена , где позднее были напечатаны многие из полемических сочинений Эмдена против Йонатана Эйбеншюца . В 1752 году они расстались, а Аарон перешёл на сторону Эйбеншюца.

Другой помощник в типографии Эмдена Моисей Бонн открыл свою собственную типографию в 1765 году, и эта фирма, известная как «Братья Бонн», работала до конца 19 века под руководством его сыновей и внуков.

До конца 18 в. выходцы из Испании и Португалии пользовались испанским и португальским языками; в 1618-1756 гг. в Гамбурге на этих языках было издано пятнадцать еврейских книг. Почти 400 еврейских книг были напечатаны в Гамбурге в 17-19 вв. В 19 веке еврейский полиграфисты издавали в основном богослужебные книги, Пятикнижие , книги по мистическим знаниям и популярную литературу.

XIX в.

Синагога с ритуальным залом на кладбище Ольсдорф в Гамбурге, открытая в 1883 году. Фото Клауса-Йоахима Дикова.

Около 1800 года примерно 6300 ашкеназских и 130 португальских евреев жили в Гамбурге, составляя примерно 6% населения.

Объединенная «конгрегация трех городов» просуществовала до 1811 г., когда Наполеон I включил Гамбург в состав французской империи, и евреям трёх городов было приказано создать единую консисторию, объединяющую и сефардов , и ашкеназов . Во время французской оккупации (1811-14), евреи официально пользовались полным равноправием, но сильно пострадали от устроенного маршалом Даву террора.

После изгнания французов и отмены равноправия евреев в 1814 году многие из них уехали из Гамбурга в Альтону, оставшуюся датской. Там до 1864 года оставался объединённый раввинат Альтоны и Вандбека.

Loading...Loading...