Кабы нас с тобой цветаева. Марина Ивановна Цветаева

Читая строки стихотворения «Кабы нас с тобой — да судьба свела», написанное Мариной Цветаевой в 1916 году, образ Есенина в роли одного из героев произведения, так и встаёт перед глазами. К сожалению, стихи не имеют никакого отношения к Сергею, так как в это время Цветаева его банально не знала (в 1916 году у Есенина только выходит первый сборник). Что же хочет сказать поэтессу в своих строках?

Предчувствие поэтессы

Марина предчувствует, что скоро на земле русской начнутся «весёлые дела» и не может оставить это без внимания. Призрак Октябрьской революции или переворота, как кому ближе, уже стоит в воздухе и виден на расстоянии вытянутой руки. Предчувствие смуты и крови читается между строк произведения.

Вторая тема, с которой переплетается первая - это свободолюбивый нрав Цветаевой. Его она отражает в строках, передавая через образ героини стихотворения.

Образ главного героя

Кабак в это время символ разгула, символ неприятия действующих правил и норм. Цветаева никогда не жила по ним, поэтому строки легко ложатся на бумагу. Является ли муж поэтессы «кабацким царём»? Вряд ли, так как на четвёртом году замужества отношения перегорели. Это, кстати, ещё один мотив написать стихи в этом стиле.

Скорее, Марина в образе главного героя показывает того, кого так и не встретила или встретила, но отношения не сложились. Разгуляться с Эфроном не получилось, вот и рождаются строки:

Стихотворение-мечта на фоне предчувствия большого перелома в стране, строки, в которых Цветаева может позволить себе то, что непозволительно в реальной жизни.

Замечу, судя по характеру «кабацкая царица» из Марины вышла бы неплохая. Много фактов из биографии поэтессы говорит об этом.

Кабы нас с тобой — да судьба свела —
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Не один бы нам поклонился град,
Ох мой родный, мой природный, мой безродный брат!

Как последний сгас на мосту фонарь —
Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.
Присягай, народ, моему царю!
Присягай его царице, — всех собой дарю!

Кабы нас с тобой — да судьба свела,
Поработали бы царские на нас колокола,
Поднялся бы звон по Москве-реке
О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на земном пиру,
Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…
И пылила бы дороженька — бела, бела, —
Кабы нас с тобой — да судьба свела!

«Кабы нас с тобой да судьба свела…» Марина Цветаева

Кабы нас с тобой да судьба свела —
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Не один бы нам поклонился град,
Ох мой родный, мой природный, мой безродный
брат!

Как последний сгас на мосту фонарь —
Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.
Присягай, народ, моему царю!
Присягай его царице, — всех собой дарю!

Кабы нас с тобой да судьба свела,
Поработали бы царские на нас колокола!
Поднялся бы звон по Москве — реке
О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на шальном пиру,
Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…
И пылила бы дороженька — бела, бела, —
Кабы нас с тобой — да судьба свела!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кабы нас с тобой да судьба свела…»

В 1922 году, во время для России сложное, когда еще не закончилась Гражданская война, Цветаева выпускает этапный сборник «Версты». Именно с этой книгой связано приобщение поэтессы к истории родной страны. Россию она воспринимала как воплощение духа непокорности, бунтарства, своеволия. Поэтому в ее творчестве появилась тема самозванства. Поэтому особый интерес вызывали события Смутного времени. Поэтому важное место в сборнике «Версты» занимает оппозиция «самозванец — царь», которая впервые нашла отражение в стихотворении 1916 года «Димитрий! Марина! В мире…».

В произведении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» сплетаются сразу несколько важных для Цветаевой мотивов: любви, греха, самозванства. При этом главная роль отдана теме судьбоносной встречи (скорей всего, так и не состоявшейся). Пересечение родных душ могло бы стать отправной точкой для великого переворота. В стихотворении Марины Ивановны наибольшую активность проявляет лирическая героиня, именующая себя кабацкой царицей и самозванкой. Из ее уст звучит призыв присягать новому царю, своему дружку. Она наделена поистине царской щедростью: «Присягай его царице, - всех собой дарю!». Под таким натиском не способны устоять даже церковные колокола — постоянный образ сборника «Версты».

В стихотворении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» четко слышится интонация русской фольклорной песни. Обращение к народному творчеству не выглядит как подделка или бездушная стилизация. Оно не ограничивается лишь использованием характерной лексики, образной системы, средств художественной выразительности. Цветаева идет дальше. Она полностью погружается в фольклорную стихию, стремится постичь народную душу. В традиционной русской песне стоит искать истоки многих лучших качеств поэзии Марины Ивановны — способность из одного слова вырастить ряд образов, открытая эмоциональность, особый ритм, темпераментность.

Не исключено, что повышенный интерес Цветаевой к Смутному времени, возникший примерно во второй половине 1910-х годов, связан с ситуацией в России того времени. Умным людям уже тогда было понятно, что монархии осталось недолго, что смена власти, вероятно, пройдет не без человеческих жертв. Обращаясь к истории, Марина Ивановна словно пыталась прозреть грядущие события, понять, какое еще страшное потрясение ждет ее бесконечно любимую родину.

М. И. ЦВЕТАЕВА

СТИХИ К ПУШКИНУ

Кабы нас с тобой – да судьба свела –

Ох, веселые пошли бы по земле дела!

Не один бы нам поклонился град,

Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат!

Как последний сгас на мосту фонарь –

Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.

Присягай, народ, моему царю!

Присягай его царице, – всех собой дарю!

Кабы нас с тобой – да судьба свела,

Поработали бы царские на нас колокола,

Поднялся бы звон по Москве-реке

О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на земном пиру,

Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…

И пылила бы дороженька – бела, бела, –

Кабы нас с тобой – да судьба свела!

(No Ratings Yet)

  1. Б. Ш. ОКУДЖАВА * * * А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты… Бери шинель – пошли домой. Война нас...
  2. Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой...
  3. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  4. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
  5. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля...
  6. Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем...
  7. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  8. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
  9. Почему одни имеют все, а другие – ничего? Почему одни становятся успешными, а другие тонут в реке неудач? Почему одни живут на полную, а другие просто существуют? Вы скажете: “У...
  10. Роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба” – это не только книга о войне, это и книга об интеллигенции, о судьбе ученого в тоталитарном государстве. Следует сказать, что и сам писатель...
  11. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  12. “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
  13. Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
  14. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Вольтер (Voltaire) Задиг, или Судьба (Zadig ou la destinée) Восточная повесть (1748) Посвящая свою повесть маркизе де Помпадур, которую Вольтер называет султаншей Шераа, сам писатель выступает под именем...
  15. Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии...
  16. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  17. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения Великой Отечественной войне. Среди них можно встретить такие имена, как Твардовский, Симонов, Васильев, Быков и Астафьев. С этой темой связано и произведение Михаила...
  18. Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
  19. В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
  20. С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
  21. М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
  22. В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
  23. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  24. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  25. Великая Отечественная война долгое время была для многих поколений советских людей “неизвестной войной”. И не только потому, что после ее окончания прошли десятилетия. В тоталитарном коммунистическом государстве подлинная правда о...
  26. Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
  27. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека,...
  28. Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
“Кабы нас с тобой – да судьба свела”

Марина Ивановна Цветаева

Кабы нас с тобой да судьба свела —
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Не один бы нам поклонился град,
Ох мой родный, мой природный, мой безродный
брат!

Как последний сгас на мосту фонарь —
Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.
Присягай, народ, моему царю!
Присягай его царице, — всех собой дарю!

Кабы нас с тобой да судьба свела,
Поработали бы царские на нас колокола!
Поднялся бы звон по Москве — реке
О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на шальном пиру,
Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…
И пылила бы дороженька — бела, бела, —
Кабы нас с тобой — да судьба свела!

Марина Цветаева

В 1922 году, во время для России сложное, когда еще не закончилась Гражданская война, Цветаева выпускает этапный сборник «Версты». Именно с этой книгой связано приобщение поэтессы к истории родной страны. Россию она воспринимала как воплощение духа непокорности, бунтарства, своеволия. Поэтому в ее творчестве появилась тема самозванства. Поэтому особый интерес вызывали события Смутного времени. Поэтому важное место в сборнике «Версты» занимает оппозиция «самозванец — царь», которая впервые нашла отражение в стихотворении 1916 года «Димитрий! Марина! В мире…».

В произведении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» сплетаются сразу несколько важных для Цветаевой мотивов: любви, греха, самозванства. При этом главная роль отдана теме судьбоносной встречи (скорей всего, так и не состоявшейся). Пересечение родных душ могло бы стать отправной точкой для великого переворота. В стихотворении Марины Ивановны наибольшую активность проявляет лирическая героиня, именующая себя кабацкой царицей и самозванкой. Из ее уст звучит призыв присягать новому царю, своему дружку. Она наделена поистине царской щедростью: «Присягай его царице, — всех собой дарю!». Под таким натиском не способны устоять даже церковные колокола — постоянный образ сборника «Версты».

В стихотворении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» четко слышится интонация русской фольклорной песни. Обращение к народному творчеству не выглядит как подделка или бездушная стилизация. Оно не ограничивается лишь использованием характерной лексики, образной системы, средств художественной выразительности. Цветаева идет дальше. Она полностью погружается в фольклорную стихию, стремится постичь народную душу. В традиционной русской песне стоит искать истоки многих лучших качеств поэзии Марины Ивановны — способность из одного слова вырастить ряд образов, открытая эмоциональность, особый ритм, темпераментность.

Не исключено, что повышенный интерес Цветаевой к Смутному времени, возникший примерно во второй половине 1910-х годов, связан с ситуацией в России того времени. Умным людям уже тогда было понятно, что монархии осталось недолго, что смена власти, вероятно, пройдет не без человеческих жертв. Обращаясь к истории, Марина Ивановна словно пыталась прозреть грядущие события, понять, какое еще страшное потрясение ждет ее бесконечно любимую родину.

Loading...Loading...