Кто такая русалка? Женщины с ногами, но без лиц.

1 июня наступает Духов день - Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок. А раз так, то давайте о них и поговорим.

Морских дев любили математики и воспевали поэты, им посвящены сказки и легенды, но удалось ли разгадать тайну этих водных созданий? Сирена, Ундина, Русалочка – в чем разница, с чего началась история о русалках-проститутках и почему по сей день не стоит заходить в воду на "русальной неделе".
Существовали ли эти полуземные жители на самом деле? Если резюмировать все исследования культурологов – да, но все могло быть иначе, чем мы себе представляем. Истина о подлинных русалках где-то посередине. Все примерно так, как с легендами о драконах. "Огнедышащие" казались чистой выдумкой, пока не были изучены скелеты динозавров. Образ драконов передавали люди - они шифровали реальность в сказочный код, который мы разгадываем до сих пор.

Главный признак русалки – она не одна, у нее много родственников. Именно за это русалок любили математики, они спорили: число ли рождает русалку или русалка число?
Русалки увеличиваются в геометрической прогрессии, только начни изучать. Водных дам настолько много в мифах разных стран, что немецкий литератор Андреас Красс создал "русалочью энциклопедию", в которой описал около 20 видов получеловека-полурыбы. Он пишет о наядах, нереидах, мелюзинах, сиренах, которые приходятся друг другу дальними или ближними родственниками
Андреас Красс говорит и об исторической подоплеке, например, истории жительниц моря в «Одиссее» Гомера. В поэме речь идет об одном из видов подводной братии – "сиренах". Они серьезное испытание для моряков, которые вынуждены проплывать мимо острова "сладкозвучных сирен". Мужчины, услышав пение, забывали про дом, жен и детей - пускали жизнь и корабль под откос. Одиссей, впрочем, согласно сюжету, однажды велел своим спутникам заткнуть уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы не соблазниться. Но речь не о мудром решении, а о том, какая реальная история легла в основу сюжета.
Вполне может быть, что сирены – эпитет для прекрасных девушек легкого поведения, что владели искусством любви.
Дело в том, что на том месте, о котором пишет Гомер, реально находился остров, но там располагались публичные дома и жили там, соответственно, не подводные, а вполне земные существа - древнегреческие проститутки, которые завлекали мореходов, обещая такие наслаждения, что впору забыть и жену, и детей, и дом родной.

О чем говорят сказки, где фигурируют русалки и сестры? Возможно, речь о необычных женщинах-музах, преданных и потому кардинально поменявших амплуа: из музы - в дьяволицу.
Грустная и романтическая сказка о Русалочке Ганса Христиана Андерсена одна из самых популярных в детстве. Однако ее главная героиня не русалка, а морская дева. Если дословно с датского, ту, что мы называли Русалка, зовут "Маленькая морская госпожа" и относится эта госпожа к классу "Морских дев". Они имеют родственные связи с русалками, но ими все-таки не являются. Русалка – героиня славянской мифологии, которая живет вблизи водоемов, тогда как Морская дева - это сестра своих сестер и родилась под водой.
Русалку в прямом толковании слова можно встретить на земле в течение Русальной недели (примыкающей к празднику Троицы) и у нее есть ноги. Считается, что русалки пришли в воду из земного мира: умершие до замужества девушки или на Русальной неделе, утонувшие, реже - некрещеные дети. Часто сердце русалок разбито, вот они и мстят - заманивают мужчин в воду, откуда последние не возвращаются. Четкого описания их внешнего вида нет, иногда - это молодые девушки в белых одеждах и с длинными волосами, иногда уродливые бабы с большой грудью, которую они перебрасывают за плечи.
Прародителем морских дев считается - вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму, в итоге он некий русал - голова и торс мужчины и рыбий хвост вместо ног. Первая женщина с хвостом - богиня Луны и рыболовства - Атаргате.
Но вернемся к сказкам.

Русалочка Андерсена - с хвостом и она никогда не тонула, она "Морская дева", что живёт в подводном царстве. Согласно сюжету, когда подводной даме исполняется 15 лет, ей дозволено посмотреть на мир над водой. С этого момента и начинается активное развитие сюжета: принц тонет, она спасает юношу и это любовь с первого взгляда. Дальше девица наводит справки о людях и узнает от бабушки о прелестях человеческой души, которая перерождается и вообще бессмертна. Помочь почувствовать себя человеком вызывается ведьма, она забирает голос Русалочки. Договор подписан, но принц безголосой водной девушке предпочитает земную. Экс-русалке грозит смерть и сестры предлагают решение - если убьет принца, снова станет подводной жительницей. Но она превращается в пену. Кажется, что это грустный конец, но как поясняют культурологи, да и в тексте самой сказки есть этот пункт: русалочка становится одной из дочерей воздуха, кардинально меняя стихию. И здесь узнает, что и с мечтой о человеческих ногах не все так плохо: 300 лет ей совершать добрые дела и быть тогда человеком с бессмертной душой.
У братьев Гримм "Русалка в пруду" менее безобидная, хотя и прекрасная. Обедневший мельник обещал отдать русалке за возвращенное богатство своего новорожденного сына, но, когда ребенок появился на свет, он передумал и стал прятать мальчика. Однажды, завещанный до рождения принц, на тот момент уже женатый, подошел-таки к пруду, и был благополучно погружен на дно. Жена не обрадовалась такой участи, обратилась к колдунье и вызволила из-под воды суженного. Он остался жив, благодаря титаническим усилиям другой женщины, которая не исключено, тоже имела русальи корни.
В этих сказках не говорится о путанах, что заманивают голосом и чудным видом, здесь перед нами и другой вид русалок и другая стратегия: жертвенность и любовь ради бессмертия, возмездие за предательство и невыполнение обязательств.
В других преданиях и легендах, также часто прослеживается некая перепись страхов: потерять любимого, предательства, а также неуверенность в себе и ревность. По-сути все представители русальего племени - роковые женщины, которых изображают, примерно так, как после будут изображать ведьм: с зеркалом и распушенными волосами.

Существует легенда, которая живет в наши дни "благодаря" заболеванию "синдром ночного апноэ", который негласно называют - "Проклятье Ондины". Как гласит придание: "русалочка"- дева по имени Ондина, наложила на суженного проклятье, после того как он несколько десятилетий спустя нашел себе другую: "Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснёшь, дыхание покинет твоё тело и ты умрёшь".
Сегодня "синдромом ночного апноэ" страдает по статистике 10% мужского населения планеты, а около 40% склонны к этому заболеванию после 40 лет. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя.
И всё-таки русалки - миф или реальность? Легенды о них будоражат человеческое сознание. Представления о русалках противоречивы, поэтому сложно сказать что они из себя представляют: добрых или злых существ? Каждый народ дает свое представление о них. Давайте посмотрим на представление наших предков. Насколько современное представление об этих водных обитателях соответствует представлению наших предков. В славянской мифологии известны существа, называемые русалками. Образ русалки является исконно славянским . Считается, что слово русалка происходит от "русло", "русый" . Видимо, из-за этого в современном мире обитанием русалок стали считать только воду. В Украине русалок называли мавки, а в Белоруссии - водяница или купалка. Основным их предназначением является охрана лесов, вод и полей. А как же делать это, если находиться только в воде?
Образ русалки

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка - это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии "девушки воды" имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.
Длинные распущенные волосы - это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

"Ходит как русалка (нечесаная девушка)."

Это современным модницам на заметку.
В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки - косматой, безобразной и заросшей шерстью . Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

"цыцки большие-большие, аж страшно."

В работе Е. Левкиевской "Мифы русского народа" упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок :

"У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула - а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут - в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка - как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало"

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки . Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется. Русалки - это души утонувших/незамужних молодых девушек . Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой . Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.
Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить . В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

"Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду."


Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми . Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.
Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется - это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом "плохой русалки".
Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:

"Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;"

Известно также, что русалки любят плести венки . Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.
Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka...

На вопрос, — русалки существуют? Современный человек чаще всего посмеется и ответит, что в бабушкины сказки перестал верить еще с десяти лет. Однако документальные свидетельства подтверждают правдивость древних преданий.

Если опираться на древние рассказы и легенды, то облик загадочных морских существ весьма разнообразен, впрочем, как и их названия. Например, в Западной Европе чаще употребляли название русалки. В древней Греции сирены и тритоны. В древнем Риме наяды, нереиды и нимфы, а вот у немцев никсов, и прибалтов странные рыбоподобные существа получили названия гуделки и ундины. В Шотландии тоже встречались удивительные подводные жители и там именовали их как шелками. Французы же, не церемонясь, обзывали уродцев змеиными хвостами.

Облик загадочных морских обитателей по разным описаниям очевидцев сильно разнится. Во первых русалки существа не только женского, но и мужского пола, во вторых их облик описывают совершенно по-разному. От очаровательно красивой женщины с большой, упругой грудью, нежными чертами лица, длинными шелковистыми волосами, белой кожей и блестящим рыбьим хвостом вместо ног, до весьма пугающего существа с зелеными волосами, лицом, обросшим субстанцией, похожей на кораллы, уродливыми жабрами, начинающимися от нижней губы и мерзким, с отвратительными наростами хвостом в нижней части туловища.Вероятность того, что в разных частях света подводные обитатели могут внешне отличатся, существует, ровно так же, как и наличие нескольких видов, сразу рознящихся не только внешне, но и находящихся на принципиально разных уровнях эволюции. Некоторые исследователи допускают, что человек может легко быть потомком русалок. Ведь не зря говорят, что Океан колыбель жизни.

Чтобы все здесь описанное не казалось очередной безосновательной версией или слишком смелым предположением обратимся к засвидетельствованным описаниям встреч с русалками. Это даст хорошую почву для размышления касаемо ответа на вопрос, — русалки существуют или нет?

Упоминания о русалках в истории

Итак, первое упоминание, обнаруженное в исландских хрониках Speculum Regale, датировано XII веком. В нем речь идет о существе наполовину женщине, на половину рыбе именуемом «Маргигр». По описанию это абсолютно нормальная женщина, если не считать большого блестящего плавника вместо ног.Спустя три века в XV столетии в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» есть упоминание о случае, произошедшем в Голландии в 1403 году.

После страшной бури уничтожившей ВестФрисландскую плотину, была обнаружена женщина, запутанная в водоросли и выброшенная на прибрежный луг. Ее освободили, привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и ходить в церковь. Женщина прожила в городе 15 лет, ела обычную еду, за все время, так и не научившись говорить. Она бесконечно порывалась броситься в море, но видно было не суждено. Умерла она как обычный человек на суше.

В XVII веке мореплаватель Г.Гудзон оставил запись в судовом журнале, в котором он описывал удивительное существо, увиденное у берегов нового света. Он писал, что один из членов его экипажа вдруг заметил за бортом русалку. Наблюдатель сразу же позвал товарища и те долго разглядывали существо. По их описанию это была женщина с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом испещренным черными точками подобно макрели. Имена матросов, наблюдавших за русалкой: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608.

Русалка подросток

В том же веке испанский журналист Икер Хименес Элизари опубликовал в одном из изданий того времени записи найденные в архивах церкви. В них речь шла о юноше Франсиско дела Веге Касаре жившем в Лиерганесе (Кантабрия) выделявшихся среди жителей отменной способностью плавать. Согласно источнику в 16 лет юноша покинул родной город и отправился учиться на плотника в Лас-Аренас. В 1674 году во время купания его подхватило волной и унесло в море. Все поиски были тщетны.

В феврале 1679 года около бухты Кадиса рыбаки выловили странное создание. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Пленник рычал, ревел и сопротивлялся так, что его еле удерживали 12 человек. Существо отправили в монастырь францисканцев, где он провел три недели, в течение которых над ним проводился обряд экзорцизма. В январе 1680 года его доставили в Кантабрию где мать пропавшего несколько лет назад сына признала в странном существе свое дитя. Еще в течение двух лет морской обитатель прожил в поселке, питаясь при этом сырым мясом и рыбой, и в 1682 году ему удалось бежать. Он нырнул в морские воды и его больше никто не видел.

Хвост русалки

В XVIII веке, а точнее в 1737 году журнал «Gentleman’s magazine» опубликовал статью о пойманном близь английского города Экстер существе. Рыбаки, подняв его на палубу, увидели в сетях хвост похожий на лосося и, разобравшись, что к чему забили добычу палками. Когда улов, агонизируя начал по человечески стонать, рыбаки распутали сети и обнаружили русалку мужского пола. Верхняя часть туловища была абсолютно человеческой, разве, что нос был слегка приплюснут не как у людей. Труп долгое время выставлялся в Экстере в качестве экспоната.

Другое издание «Scot’s magazine» в 1739 году опубликовало не менее любопытную статью о том, что экипаж корабля «Галифакс» выловили нескольких русалок вблизи побережья острова Маврикий, зажарили их и съели. Члены команды уверяли, что мясо русалок напоминало им нежную телятину.

В XIX веке тоже было несколько громких случаев с участием русалок. Вот один из них. 31 октября 1881 года в одной из бостонских газет писали, что на берегу был обнаружен труп существа частично схожего с человеком. Голова и тело трупа явно было женским. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - всё это было человеческим, однако все что находилось ниже пояса погибшей, напоминало рыбий хвост.

И XX век не стал исключением. О существовании русалок не только не прекратили писать, а наоборот количество таких случаев только увеличилось.

В СССР тоже нашли русалок

Об одном из самых интересных и громких случаев того времени стало известно только недавно когда гриф секретности был снят. С представителями водных глубин довелось встретиться вооруженным силам СССР в 1982 году на западном берегу озера Байкал, где проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа.

При погружении аквалангистов на глубину 50 метров им не раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с существами ростом более трех метров как будто обтянутыми в какие-то блестящие одежды. Головы существ были будто скрыты под шарообразными шлемами, но в то же время у незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.

Главнокомандующий учениями решил, что стоит поближе познакомиться с таинственными «коллегами» и приказал поймать одного из них. Была собрана специальная команда из семи опытных бойцов аквалангистов и офицера, вооруженных тонкой и прочной сетью. Однако в момент, когда охотники пытались набросить сеть на одного из незнакомцев, некий мощный силовой импульс мгновенно вытолкнул всю группу на поверхность озера. В результате резкого всплытия без необходимых остановок для декомпрессии все члены команды заболели кессонной болезнью. Трое скончалось через несколько дней, остальные остались инвалидами.

Жители США так же находили русалок

В августе 1992 года произошел тоже не менее интересный случай. Группа рыбаков из поселка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега заметили лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. Существа, заметив подплывающий баркас, отплыли в сторону, сделали вокруг судна круг и ушли на глубину. Спустя час рыбаки вытащили рыболовную сеть и обнаружили, что она порезана в нескольких местах.Еще одна странная встреча людей и загадочных подводных жителей произошла несколько лет назад. В краеведческом музее городка Тумстоун, расположенного в южной части Соединенных Штатов, имеется большая стеклянная витрина. В ней располагается существо очень похожее на морскую корову, истребленную людьми лет 150 тому назад, вот только верхняя часть данного существа очень напоминает человека.

Круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки все как у людей. Грудная клетка имеет хорошо развитые ребра, а это означает, что дышит существо атмосферным воздухом. Нижняя же часть объекта является обычным рыбьим хвостом. Даже если человек не хочет верить в существование русалок, то этот экспонат доказывает, что русалки существуют. К тому же местные рыбаки утверждают, что подобные русалки периодически попадаются в их сети, но они, считая их мутантами, выбрасывают обратно.

Из всего выше описанного становится понятно, что, скорее всего русалки существуют. Кто они не известно. Возможно, вид, который параллельно развивается, и эволюционируют вместе с человечеством. Ведь Океаны на сегодняшний день изучены гораздо меньше чем космос. Человек ищет разумных существ за пределами галактики, а возможно, что они всегда находились рядом с нами, просто мы в них не хотим верить. Вполне реально, что среди них есть разнообразие видов. Этот факт вполне может объяснить, почему в описаниях этих существ такая разница. Возможно, когда-нибудь человек начав покорять водные пучины, обнаружит, что он не одинок и братья по разуму всегда были рядом, стоило лишь протянуть руку.

Где русалье состояние рассматривается с точки зрения традиций, но по сути та же психология, мне особенно интересны такие статьи. Здесь русалка рассматривается как архетипический образ и упор делается на такую особенность русалки, как символический русалий (рыбий) хвост и верхняя человеческая часть тела - почему так и что символизирует. Вообще, интереснейший сайт, особенно мне, я давно наблюдаю за Светланой и её работой:)

"Почти во всех источниках, описывающих русалок, они предстают особами шаловливыми, сексуальными, манящими, но смертельно опасными. Благодаря своим чарам, они уводят в темный омут и способны защекотать до смерти.

Русалки -- один из образов архетипа негативной анимы в психике мужчины. Зовущие в омут бессознательного сладкими голосами, длинными волосами и кокетством. Слабое эго тонет, героическое пытается русалку уничтожить или насильно превратить в человека. Лишь бы не быть поглощенным в пучину. Ведь мир, в котором обитает русалка, связан с миром мертвых. Темные воды всегда наполнены мороком и ароматом сладковатого тлена.

Идентификация с архетипом Русалки - дочерью Великой Матери - чревато амбивалентностью. С одной стороны - чарующее создание. У таких женщин приятные лица, изящные руки, мерцающие серьги и браслеты, но низа словно бы нет. Он может быть спрятан в бесформенные юбки, прикрывающие ноги. Он может быть спрятан лишним весом.

Жировая ткань создает чувство погруженности в воду. Вода - материнский символ, питающий, оберегающий. Когда женщина "с хвостом", т.е. с полным животом и бедрами, она и желает мужчину, и бежит от него одновременно. Ее образ соблазняет нередко тех, кто тонет в ее водах. Она "кастрирует" мужское эго. Все это делается в надежде быть спасенной сильным собственным анимусом. Все это - в надежде на прохождение инициации в режиме воды.

Такие женщины живут под сильным материнским комплексом, который часто запирает зрелую сексуальность в образе двух четких женских ног и целым миром между ними. Их либидо направлено на впечатление, очарование. При близком контакте с мужчинй она может обнаружить сковывающий холод и напряжение в животе. Чтобы сохранять связь с мужчиной, женщина-русалка всегда должна держать дистанцию.

Психология русалки отображена в фильме "Побудь в моей шкуре", где героиня Скарлетт Йохансон - не настоящая вовсе женщина - соблазняет, а потом затягивает мужчин в черную бездну. Парадокс заключался в том, что у нее самой не было гениталий.

Архетип всегда имеет две стороны медали. Негативный полюс спрятанной в хвосте женской принимающей сексуальности противопоставлен позитивному полюсу - несвоевременности человеческих ног.

В периоды беременности женщина погружается по пояс в подводный мир. В воде всегда что-то зарождается, зреет. Плоду нужны обитель и пища. Пока уже нечто зреет внутри - нет возможности принимать извне. Насильно "отрезать хвост" приведет лишь к стрессу и "выкидышу".
В некоторых источниках можно найти такую идею, что русалки - это символ фригидности, половой холодности. Это очень спорная мысль. Женщины-русалки имеют сексуальность, но она уроборична - направлена на себя саму. Без этой стадии невозможно вступить в сексуальный контакт с мужчиной в удовольствии и сохранности своей идентичности.

Женщины-русалки нуждаются во внимании мужчин. Им важен не сам сексуальный контакт, а их взоры и вожделение. "Я женщина и я желанна", - это цель. Половая идентичность. Пока хвост принадлежит миру матерей, лицо, руки, грудь и волосы уже "вышли в свет".

Что же получается? Архетип русалок может быть двух видов - "заныривающий" и "выныривающий".

Заныривающие русалки - женщины, нуждающиеся в погружение в мир бессознательного, в одиночестве, в вынашивании реального или творческого ребенка.

Выныривающие русалки - поющие и соблазнительные сирены, жаждующие мужского внимания и осознания своей половой идентификации.

Кодекс русалок

Ближе к водоемам, подальше от дневных солнечных лучей. То есть ближе к пространству диониссийских образов бессознательного и подальше от рационального аполлонистического мира идеалов красоты и разума.
Наличие гребня. "...если же на русалѣ и волоса обсохнутъ, то она умираетъ". Волосы - это наши мысли. Расчесывать волосы - приводить мысли в порядок. Высыхание волос - это "рационализаторство", отсутствие связи с водным бессознательным.
Ухоженное лицо, изящные руки, приятный голос. Привлекательный "верхний регистр" способен пробудить образы у других, погрузить их в фантазию, соединиться с личным миром бессознательного. Одновременно, это социально одобряемый имидж, где целевая аудитория - и мужчины, и женщины.
Русалочья палитра - русый и зеленый. Оба цвета - медиаторы. Зеленый - между синим материнским дном и желтым отцовским сознанием. Русые волосы - сумеречные, между тьмой и светом.
Щекотать и шалить. Щекотка - символ веселья, от которого теряется всяческий контроль. Шалости, танцы - от всего этого кружится голова. Поистине, дионисийский экстаз.
Подружки. Пребывание в девичьем мире, восстановление связи с половой идентичностью. Вместе танцевать, плести венки, голосить чарующие песни морякам... Вместе тащить добычу и всячески хулиганить.
Распоясаться. Русалки не носят поясов, не закалывают волос. Распущенность - это когда распустилась:)

Обрести свои женские ножки

На русалью неделю, которая проходит с конца мая или начала июня, люди не заходили глубоко в леса, не приближались к водоемам (тем более не плавали) и непременно брали с собой полынь, которую по преданиям боялись русалки. Ее резкий и отрезвляющий аромат лишает колдовских чар русалок, выводит из дурмана. Полынь избавляет от всего наносного, помогает сепарироваться, "отрезать хвост". Она входит в состав алхимического зелья "Separatio" (разделение), которое делает этот процесс максимально безболезненным. Это то самое снадобье, которого так не хватало Русалочке Андерсена, когда она обрела мучительную способность ходить."

Кто такая русалка? В наших представлениях это красивая девушка с длинным рыбьим хвостом вместо ног (сразу вспоминается русалочка Ариэль из мультфильма, правда?) Однако какой-либо другой информацией владеют не все, а жаль, поскольку история веры в этих непонятных существ очень интересна и необычна.

Начнём с того, что в старославянских поверьях русалка – это мифологический женский персонаж, находящийся на русской земле в течение так называемой Русальной недели (неделя до или после Троицы). Русалками называли девушек, либо умерших до вступления в брак, либо на Русальной неделе, а также умерших не окрещёнными младенцев. Когда наступала Русальная неделя, русалки вступали на землю либо из воды, либо прямиком с того света (кто во что верил). Всем тут же запрещалось делать какие-либо работы (в поле или по дому), но особенно запрет касался тех, у кого в роду были русалки. Эти существа, ступив на землю, творили, что хотели: издевались над женщинами, отбирали у них детей и смеялись над мужчинами.

Все боялись русалок, но в разных местах их представляли по-разному. Одни говорили, что русалки появляются обнажёнными или в том, в чём были похоронены, то есть в длинном белом платье, с распущенными волосами и венком на голове (якобы как несостоявшихся невест); другие представляли русалок страшными косматыми бабами, обязательно с обвисшей грудью, закинутой за плечи. Про них говорили, что они всегда ходят нагишом, либо в лохмотьях, что у них «железные цыцки» и в руках клюка или ещё, что-нибудь угрожающе страшное. Третьи и вовсе представляли русалок живыми трупами, рассказывая друг другу, что русалки высокие-превысокие, всегда в белом, с закрытыми глазами, а лицо их закрыто длинными немытыми волосами.

Однако не всегда и не везде люди верили в такую сущность русалок. Некоторые считали (и это самая известная теория, дошедшая до наших дней), что это всего-навсего девушка-утопленница, которая от несчастной любви бросилась в воду и там превратилась в русалку, таким образом, став водным духом. Как раз такая русалка по преданиям обладала рыбьим хвостом (и то не всегда), синим лицом, и длинными зелёными, похожими на водоросли, волосами. Взаимоотношения таких русалок с людьми тоже были необычными. Считалось, что ночью (особенно на Троицыну неделю) они выходят из воды, разжигают костры, сидят на берегу либо на деревьях и ждут зазевавшихся прохожих, которых хотят поймать и бросить в воду. Если же кто-то и соблазнится их красотой, то тех они ловят и щекочут, причём способны защекотать до смерти. Говорили, что такие русалки женщин и девушек не любят, срывают с них одежду и прогоняют их, а вот на любого мужчину с удовольствием набрасываются (всегда со спины, так как спереди человека защищает крест), хватают и щекочут до тех пор, пока последний не упадёт в обморок, а уже потом несут его до дома, где кладут в кровать.

В общем, историй о происхождении и жизни русалках много, но вышеперечисленные самые известные. Наши предшественники свято верили, что просто так люди, которых настигла какая-либо необычная смерть, не исчезают. Главное, что мы-то с вами знаем, что никаких русалок нет.

Морские сирены. Лубок. 1866 год New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?


Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год Иллюстрация к сборнику Габриэле д"Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.

Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.

На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).

Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.


Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».


Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX-XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.


Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки. 

Loading...Loading...