Понятие сознание ввел в науку. Человеческое сознание

На втором этапе развития психологии как науки, в то время, когда основным методом научных изысканий являлась интроспекция, термины ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ были почти неразделимы. Психологи изучали свою психику и сознание впроцессе сознательного самонаблюдении за тем и другим. Сегодня наука не только не раскрыла тонкие механизмы сознания (такое положение имеет место и в понимании остальных психических процессов), но и не смогла дать точного определœения того, что представляет собой сознание. Точного определœения сознания нет, но бывают даны метафорические, образные попытки определœения сознания. К примеру, определœение сознания как ʼʼсветлого пятна или узкого луча света͵ переметающегося по бесконечному миру памятиʼʼ или ʼʼсознания как состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прерывается, когда мы засыпаем или оглушены сильным ударом по головеʼʼ (Цит. по 1, с.21).

Кстати говоря, последнее определœение наталкивает на мысль определœения сознания через перечень состояний, при которых человек ощущает наличие измененного сознания. К таким состояниям относятся не только сновидения, но и гипноз, ощущения, возникающие в ходе медитации, некоторых форм психотренинга и психотерапии, при применении ряда наркотических веществ и пр.
Размещено на реф.рф
Наиболее грубые изменения состояния сознания возникают при локальных повреждениях подкорковых структур мозга и характеризуются разной степенью оглушенности, дезориентирования и помрачения сознания, нарушениями сна и появлением галлюцинаций, переплетающихся со сном и реальностью. Такие состояния сознания изучает трансперсональная психология (см. п.5.6).

Важно подчеркнуть, что в сознание попадает только очень небольшая часть тех чувств, мыслей, образов, которые хранит в памяти или переживает человек в любой момент времени. Сознание постоянно игнорирует множество событий, которые тем не менее как-то обрабатываются на уровне восприятия и фиксируются в памяти подсознания. В результате при крайне важно сти мы можем извлечь из подсознания огромное количество событий, на которые мы, по нашему мнению, не обратили внимание, хотя они и были в поле нашего восприятия. Особенности содержания и взаимосвязи сознания – подсознания – бессознательного с точки зрения З. Фрейда мы рассмотрели в п.5.1.

Сегодня одним из часто используемых является следующее определœение сознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, благодаря чему достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания можно определить, во-первых, как наблюдение за собой и внешним миром, определœение своего состояния и событий внешнего мира. В сознание человека включено определœенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Вторая функция сознании связана с планированием наших действий и контролированием исполнения этих планов, ᴛ.ᴇ. состоит в формировании целœей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Работа сознания тесно связана с процессами рефлексии, то есть мыслительными актами, направленными на анализ, понимание. осознание себя: собственных мыслей (в том числе и неявных, скрытых в подсознании), эмоциональных состояний, переживании, попытках взглянуть на себя со стороны как своими глазами, так и глазами других людей.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе груда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко ).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1)биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это бывают операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в какой-либо ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всœех этих мирах.

Резюмируя современные представления о сознании, можно отметить следующее:

Эпицентром сознания является сознание собственного ʼʼЯʼʼ.

Сознание :

1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Структура сознания включает в себя два слоя. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя , поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит :

1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание человека" 2017, 2018.

  • - Сознание человека

  • - Сознание человека

    знать: · понятие о сознании человека; · предпосылки и условия возникновения и развития сознания; · структуру сознания; сознание и бессознательное. Соотношение сознания и бессознательного Согласно 3. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в... .


  • - Язык и сознание человека

    Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения... .

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала... .


  • - Сознание человека и его общественная природа

    Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего... .


  • - Сознание человека

    Сознание – высшая форма психического отражения. Это опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. Опосредованность – получение информации через что-то или кого-то. Происхождение понятия «сознание»: &... .


  • - Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

    Большей глубиной; большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности - труду; способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого... .


  • Каждому человеку постоянно в голову приходят разнообразные мысли, но откуда они берутся? Почему мысли нельзя остановить, и принадлежат ли они человеку вообще? Ум (сознание) - это человек? Или человек - это нечто большее, чем ум? Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас в путешествие в мир человеческого существа и его тайн.

    Что такое сознание?

    “Любой человек скажет: «Я управляю своим сознанием. Это же моё сознание. Что хочу, то и делаю». Мы много об этом говорили. Вот сядь с ручкой и листком бумажки и записывай всё, что оно тебе показывает и рассказывает. А потом прочитай и посмотри: ты ли этого хотел? Заказывал ли ты эти мысли? Заказывал ли ты эти желания? И почему всё это происходит”.

    Из передачи «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ»

    Человек - это не его мысли и не его сознание. От природы в нас заложено два начала: Животное (материальные тело и сознание) и Духовное (Душа и Личность). В действительности, человек - это Личность, т.е. Личность - это тот, кто ты есть на самом деле. От Души к Личности постоянно идёт жизненная сила, а Личность уже выбирает, куда её перенаправлять, т.е. какому из двух начал ей отдать внимание. И что Личность выбирает, то она и усиливает своим вниманием.

    Сознание — это посредник между Личностью и этим материальным миром. Благодаря сознанию мы общаемся, видим, слышим, огорчаемся или наслаждаемся этим миром. Мысли в виде картинок в голове и озвученных слов, эмоции, желания, привычки, ощущения физического тела — это всё элементы работы сознания человека.

    Для понимания, что человек - это не сознание, можно привести ассоциативный пример с театром . Личность — это зритель, а «артисты на сцене» — это и есть сознание. И вот “артисты” показывают тебе, как Личности, различные сценки: они рассказывают, что тебе нужно в жизни, чтобы ты был счастливым; спорят друг с другом, доказывают свою точку зрения; показывают тебе различные фантазии, выставляя тебя победителем в спорах, супергероем, ещё кем-то. Они показывают тебе то, чего в реальности не произошло, перекручивая всё до неузнаваемости, что по сути является магией . Т.е. “артисты на сцене” предлагают и навязывают тебе, как зрителю, жить их жизнью. И чем ярче картинка, тем больше внимания вкладывается Личностью в этот иллюзорный “театр в голове”. А это финансирование для “артистов”. Т.е. “артистами” делается всё для того, чтобы вызвать в тебе эмоцию, привлечь твоё внимание. И убежать от этих “артистов ” не получится.

    Но это не означает, что человеку не нужно развивать своё сознание.

    “Не развивать сознание — это значит уравняться с сознанием обезьяны, т.е. иметь слаборазвитое сознание”.

    Сущность сознания — быть инструментом для коммуникации в этом трёхмерном мире. Без сознания человек не сможет общаться, мыслить, даже банально знать, что его телу нужно покушать. Поэтому без сознания жить в материальном мире — невозможно, но оно, как и любой инструмент, должно выполнять свои функции и быть хорошо развито. Чем шире твой кругозор, тем больше ты понимаешь, тем больше в тебе заложено для понимания этого трёхмерного мира, и тогда можно легко прийти к тому, что материальный мир произошёл из Духовного мира.

    “Если ты развиваешься, как Личность, то хорошо обученное сознание - это только в помощь, это не во вред... Хорошо развитое сознание облегчает понимание этого мира, улучшает коммуникацию с другими людьми”.

    Из передачи “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    К сожалению, у большинства людей в современном обществе, сознание превратилось из удобного инструмента в диктатора. И теперь не Личность контролирует сознание, а сознание контролирует Личность и навязывает ей свои приоритеты.

    Просто Личности необходимо рационально вкладывать своё внимание, и именно в то, что нужно самой Личности, а не в то, что навязывает ей сознание, т.е. “ артисты” в голове.

    Исследования учёных и их высказывания о сознании

    Официальная психология считает, что сознание связано с мозгом человека, и это есть сам человек. Это ошибочное предположение вводит в заблуждение общество и влечёт за собой серьёзные последствия для будущих поколений.

    Сознание - это не мозг человека, и самое важное, что сознание не есть самим человеком. Данный факт уже подтвержден многими нейрофизиологами и другими людьми, которые изучают этот вопрос, да и хотя бы наблюдают за собой.


    Исследовательская группа учёных во главе с Сэмом Парниа (Sam Parnia) проводила эксперимент в течении 4,5 лет с участием 2060 пациентов в 15 больницах. Учёные собрали доказательства того, что сознание человека по-прежнему работает, даже если всё остальное тело (в том числе и мозг, как орган) уже могут считаться мёртвыми.


    Чарльз Скотт Шеррингтон (британский ученый в области физиологии и нейробиологии) в своей книге «Человек и его природа» (1946г.) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику (под “психикой” он понимал именно сознание), как независимые и отделённые друг от друга, связанные лишь по принципу взаимодействия.


    Уайлдер Грейвс Пенфилд (канадский нейрохирург американского происхождения) в результате многолетнего изучения деятельности мозга пришёл к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов». (Penfield W. The mystery of the mind. Princeton, 1975. P. 25-27).


    Использованные источники:

    1. А.Новых “АллатРа”
    2. Передача “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

    Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

    В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

    При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

    Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

    В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

    Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

    Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

    Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

    Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

    Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

    Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и - отражением . которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

    Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

    Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

    Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

    Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

    Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

    Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости , существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

    По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

    Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

    Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

    Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

    Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с , ориентированным на внутренний мир субъекта.

    И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

    При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

    Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

    Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры , т.е. тех частей, из которых они слагаются.

    Структура и уровни сознания

    При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

    Сознание — двумерное явление:

    • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
    • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

    В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

    Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

    Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

    В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

    Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

    Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

    Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

    Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

    • , к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
    • эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
    • волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

    Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

    В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

    Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

    Сознание никогда не существует в «чистом виде» , само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

    Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

    Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

    Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

    Движение Сознания является самым сложным движением в Природе. Оно выросло из движения неживой природы, управляемым Пространством, движения жизни, управляемого информационным полем Земли, и само является своеобразным «Покоем», управляющим движением биомассы через проявление эмоций и силы воли.

    В любом многоклеточном организме осуществляется многоуровневый процесс управления. Чем сложнее организм, тем многограннее программа управления, обеспечивающая сложное взаимодействие различных анатомических структур.

    Сознание человека

    Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

    Сознание у человека появилось как некоторая «автономная область» в общей программе управления жизнью. Программа, представляющая сознание, развивалась постепенно, от простого к сложному. Элементы разумности наблюдаются, например, у всех млекопитающих.

    Сознание человека нельзя сравнивать с врожденным инстинктом насекомого. У новорожденного есть возможность превратиться в Гомо Сапиенс, в человека-волка, человека-тигра и др., в зависимости от того, каким содержанием наполнить программу сознания. Ребенок, сознание которого формировала волчица, быстро погибает в обществе людей из-за неспособности к обучению и постоянного сильнейшего стресса.

    Предпосылки появления сознания у человека

    Анатомические предпосылки появления сознания у человека связаны с гармоничным, развитием обоих полушарий головного мозга. В равной степени хорошо отражается эмоциональное настоящее и опыт давно прошедшего. У «снежного человека», например, может быть эмоциональное пространство сознания шире, чем у человека разумного, но очень слабая логическая память. Появляются большие возможности в использовании информационного поля Земли и небольшие способности к труду. У других человекообразных обезьян информационное поле сознания оказалось не способно к заметному развитию.

    Палеонтологические исследования показывают, что предпосылки для появления сознания человека формировались несколько миллионов лет.

    Развитие сознания у человека

    Сознание человека могло постепенно развиваться в местности, где атмосфера постоянно насыщена большим количеством аэронов. Благоприятен в этом отношении, например, Тибет, благословенная страна. Именно атмосфера благоприятствует проявлению сверхспособностей буддийских монахов.

    Попадая в организм, электроны «растворяются» в нем и насыщают клетки и энергоинформационное поле. Все энергетические центры становятся плотнее, увеличиваются в размерах.

    Следующим фактором анатомического и информационного развития сознания могли быть особенности половых отношений мужчины и женщины. По мнению Ф. Энгельса, в первобытном обществе господствовала полигамия. Поэтому в репродуктивных органах привлекательной женщины всегда мог присутствовать избыток информационной энергии мужчин, которую мог воспринимать развивающийся плод, что могло привести к анатомическим «отклонениям» от нормы. Несомненно, у древних до появления религии господствовал культ секса . Тантристы, например, используют секс для развития сверхсознания. Ритуальные действия во время секса могут привести к состоянию нирваны.

    Мыслеформы или слова

    В первобытном обществе люди больше использовали мыслеформы, чем слова. В наше время также происходит обмен мыслеформами, мыслеобразами. Мысли и чувства воспринимаются собеседниками как энергоинформационный сгусток, причем люди разного уровня интеллектуального развития воспринимают эту информацию в разном обличии. В Индии, например, мыслеобраз воспринимают в основном в виде божества, в Европе - в образе животных, интеллектуально продвинутые воспринимают мысли как энергетические пакеты.

    На почитаемую беременную женщину в древности мог изливаться поток положительной информационной энергии, при этом какая-то часть усваивалась плодом.

    Таким образом, нужно признать, что ведущую роль в становлении и формировании сознания человека играла женщина. Матриархат возник не на пустом месте.

    Наверное, здесь уместно отметить, что философы раннего христианства основной причиной появления Сознания считали воздействие на женщину энергоинформационного поля Земли. Несомненно, внешнее влияние всегда присутствует. Как и все живое, человек связан с информационным полем Земли.

    Шри Ауробиндо Гхош свидетельствует, что вся живая и неживая Природа на Земле связана с информационным полем. Через медитацию он развил в себе способность видеть информационную энергию и, более того, ее основу. С точки зрения строения внешнего информационного поля, по его представлениям, все люди делятся на четыре вида независимо от национальности, места проживания, возраста и пола.

    Развитию сознания способствуют свойства, присущие инфор­мационному полю человека и всего живого. Рожденное живое существо имеет «чистую» информационную структуру, на ней записано немного информации. Новорожденный способен запол­нять свою память целыми блоками информации. При этом не очень важно, от кого эта информация. Например, цыпленок, сразу после рождения, увидев человека, принимает его за родителя. Новорожденный человечек, сразу после появления на свет, впи­тывает каждой порой кожного покрова информационное поле матери. Информационное поле недавно умершего здорового чело­века также может быть усвоено новорожденным. Это явление по­служило основой для появления легенды о переселении душ умерших. Появлению этой легенды способствовало еще одно свойство информационного поля человека.

    Жизнь после смерти

    Под воздействием внешних факторов, в том числе чужеродных программ, и внутреннего состояния организма человек может впадать в своеобразное состояние «анабиоза». При этом возникает ощущение, что сознание существует независимо от организма и подчиняется желаниям своего «Я». Момент перехода сопровождается ощущением выхода всего объема информационного поля, совпадающего с формой и объемом тела, начиная с ног, душа как бы воспаряет над телом и плавает над ним. Это свойство было известно всем народам еще в доисторические времена. Об этом свидетельствуют египетские мумии, захоронения кочевых народов. Древние почему-то верили, что их души временно покидают свои тела и обязательно вернутся в них, а человек воскреснет. Эта вера живет и в наши дни. Сейчас это называется «жизнь после смерти». На самом деле это не жизнь, а своеобразное состояние сна. Видятся не реальные предметы, а их воображение. Информационное поле не совсем покидает тело, а «конденсируется», наверное, в древних структурах головного мозга. Клеточные структуры сохранят свои программы и жизнь, тело в целом представляется бесчувственным. Если в этом процессе происходит «стирание» части информационного поля, то человек довольно быстро умирает, а может вообще не выйти из состояния «жизни после смерти».

    Человек-зомби

    Колдуны Африки хорошо разбирались в информационном поле человека. Они могли убить здорового молодого человека, выждать несколько дней, пока программа сознания получит необратимые изменения, и оживляли человека. При этом получали тупого послушного раба, т.е. челоавека-зомби.

    Программы саморазвития у детей

    В некоторых случаях у детей могут возникнуть программы саморазвития. Например. Мальчик трех лет в уединении постоянно видел голубую падающую Землю. У него появлялось неодолимое желание ее спасти. Он часами удерживал Землю от падения, сосредоточившись на процессе втягивания голубого цвета в сердечный энергетический центр. Таким образом, он, когда никто не мешал его занятиям, работал несколько лет. В результате вырос человек, умеющий предвидеть и предотвращать стихийные бедствия на Земле и многое другое, - член многих иностранных академий наук.

    Другой пример. У ребенка на третьем году жизни могут быть вполне сформировавшиеся связи собственного информационного поля с внешним. Зрение и слух вдруг, самопроизвольно были отключены от обычной работы и перед глазами возник образ места, а в ушах, из этого места, послышались угрожающие звуки. Также самопроизвольно зрение и слух вернулись в нормальное состояние. Через полтора — два месяца мальчик «случайно» избежал смерти. Подсознание задолго до события точно указало источник опасности. На этом и других аналогичных примерах создается впечатление, что события в живой Природе сначала проигрываются на информационном уровне, а затем реализуются в материальном мире.

    Процесс переработки сознания

    В некоторых обстоятельствах сознание может ощутить процесс переработки поступающей извне информации. На самом нижнем этаже подсознания царит невообразимая разноголосица сигналов, шум, грохот, визг. На следующем этаже сквозь шум проникают обрывки образов. Далее нечто похожее на сновидения. При «нормальном» состоянии сознания кухня обработки остается за бортом восприятия и мы ясно и четко воспринимаем внешний, окружающий нас мир.

    Почему все люди разные?

    Сознание отдельного человека воспитывается и образуется, поэтому оно у всех неодинаковое и зависит от родителей, места рождения, условий существования и от других факторов. Сложнейшая осциллирующая система сознания у всех по-разному, в разных объемах, взаимодействует с волновыми и колебательными процессами собственного информационного поля и информационного поля Земли. Поэтому все люди разные.

    Ощущение собственного Я выделяет человека из движения жизни, при этом создаются возможности для изобретения новых видов движения. Возникает возможность и необходимость трудовой деятельности, научной, политической, интеллектуальной, что в принципе неосуществимо для других видов движения жизни.

    Коллективный принцип существования

    В Природе наблюдается коллективный принцип существования живого. Деревья, травы, рыбы, птицы, млекопитающие обра­зуют сообщества - леса, луга, стаи, стада и т.д.

    Примером высокоразвитого и лучше других изученного сообщества может служить жизнь таких насекомых, как термиты, муравьи, пчелы. У пчел, например, общее жилище, общий «желудок», биологически закрепленное разделение труда, идеальный «симбиоз» с растениями. Если отдельная пчела обладает обычными для насекомых инстинктами, то в коллективе наблюдается относительно «высокоорганизованный разум». Пчела, например, владеет «языком общения» и с помощью движения, своеобразного «танца» сообщает точное направление движения, расстояние и обилие медоносного взятка. Этот разум образуется в жилище обитания роя и создается путем структуризации информационного поля Земли, построения своеобразного эгрегора. Справедливость этой догадки подтверждает то обстоятельство, что нельзя устанав­ливать ульи под линиями высоковольтных передач.

    Сообщества людей тоже структурируют информационное поле Земли и образуют эгрегоры. Разные эгрегоры, а также планеты Солнечной системы, Галактики могут оказывать различные влияния на эмоциональное состояние людей, но не более того. Таким образом, общественная жизнь людей досталась им в наследство от раннего стадного существования. Жизнь в обществе усложнялась по мере роста знаний о природе и совершенствования орудий труда.

    Основное противоречие современного общества, как в масштабе планеты, так и в жизни отдельного государства, возникает в процессе совместного труда и присвоения его результатов, и кроме того, якобы в ограниченном количестве ресурсов жизнеобеспечения на планете.

    Процессы управления обществом

    Процессы управления обществом стали невообразимо сложными и противоречивыми. Действия правительства любого государства всегда направлены на ограничение свободы движения сознания индивида. При этом, направление движения общества, выбранное правителями, всегда не совпадает с действительно необходимым. Это объясняется «зашоренностью», отчуждением правителей от народа, несовпадением интересов различных слоев общества, иллюзией управления.

    Например, директор управляет предприятием, а правит хозяин, президент управляет страной, а правят олигархи, транснациональные компании, правительства иностранных государств.

    Двадцатый век − век истребления российского народа

    Создается впечатление, что внутри Российской Федерации и за ее пределами существуют влиятельные силы, стремящиеся развалить государство. Они под разными предлогами препятствуют его укреплению и, наверное, хорошо понимают, что оно стоит на грани развала.

    По-видимому, падение «Третьего Рима» началось с коронации Николая Второго. Двадцатый век был веком истребления российских народов. Две Мировые войны, гражданская, «локальные» военные конфликты, классовая борьба, «перестройка» привели к уничтожению цвета нации, ее наиболее развитой интеллектуальной части.

    Люди, не сумевшие грамотно управлять «социалистическим» строем, решили, что они хорошо будут управлять совершенно неизвестным им капиталистическим.

    Зашоренные коммунистические правители оказались неспособными решить коренные вопросы теории К. Маркса. Народ за семьдесят лет не получил ни средства производства, ни власти, вследствие этого произошло отчуждение идеологии.

    Получается так, что общественная жизнь, общественное сознание развивается, как и все в живой природе, методом проб и ошибок. В общем хаосе событий пробивает себе дорогу какая-то закономерность. С точки зрения опасных тенденций в общепланетном масштабе нужно отметить возможность техногенного загрязнения среды обитания до критического уровня, уничтожения всего живого на Земле в огне ракетно-ядерной войны, осложнения взаимодействия с информационным полем Земли вследствие освоения новых технологий. Нанотехнологии, «оживление умерших» потребляют энергию информационного поля Земли. В ответ информационное поле вместо морковки, возможно, будет анни­гилировать людей, как наиболее информационноемкие объекты. Информационное поле может быть быстро израсходовано при массовом производстве продуктов на его основе, тогда должно погибнуть все живое. Возможны и другие непредвиденные неблагоприятные варианты. Например, сознание ушедших из жизни людей может формировать агрессивные НЛО. Ограбление людей с помощью войны или «рыночных отношений» тоже неблагоприятный вариант развития общественного сознания.

    Положительные достижения общественного сознания бесспорны, они хорошо известны всем. Например, один человек не может изготовить современное, более или менее сложное изделие (например, самолет, автомашину).

    Чтобы, как считают заокеанские теоретики, российские народы не растворились на бескрайних просторах нашей планеты к середине двадцать первого века и сохранилась их культура и самобытность, первоочередной задачей государства и общества должно стать воспитание и образование детей, каждого ребенка, независимо от социального положения родителей. Другими словами, расширение сознания человека от поколения к поколению.

    Развитие ребенка от зачатия до 12-14-летнего возраста должно находиться под неустанной заботой и контролем государства и общества.

    Для начала можно было бы насыщать воздух в классах аэронами, питьевую воду структурировать на нейтрализацию болезненных состояний, пищевые минерально-витаминные добавки должны быть растительного происхождения. Минеральные соли и химические витамины почти не усваиваются в организме потому, что их валентные электроны не структурированы, слишком энергичны и не поддаются управлению в организме человека.

    Развитие сознания у ребенка

    Обучение должно идти от эмоционального блока к логическому, а не наоборот . Эмоции будоражат большой объем информационного поля, увеличивая пространство для запоминания. Информационное пространство школьников нужно заполнить сведениями о тех профессиях, которые могут встретиться в будущем на жизненном пути. В этом случае взрослому человеку будет значительно легче выходить из различных критических ситуаций. Он не будет бояться любых профессий, и легче будет приспосабливаться к любым изменениям состояния общества.

    Учебные группы и учителя должны формироваться с учетом психологической, информационной совместимости, чтобы не подавлять подсознание ребенка, не формировать подсознательных программ отторжения обучения. Что на каждом шагу наблюдается в наше время. Отношение учителя к ребенку формирует такие программы у последнего. Таким образом, взрослый человек перекладывает свои проблемы на хрупкие плечи ребенка.

    Через некоторое время высказанные здесь идеи могут оказаться слишком простыми или даже наивными. Возможно, обучение детей будет производиться совсем другими методами. Например, известны случаи, когда некоторые люди вдруг начинают понимать и разговаривать на иностранных языках, которых раньше они не изучали. Пример Тимура Фрунзе, сына героя гражданской войны, показывает, что ничего чудесного в этом нет. Возможно, используя подсознание, в будущем знания в память будут вноситься бло­ками, минуя контроль сознания. Наша память размещается на уровне всех клеток организма. Например, ученик может «мгновенно» перейти на уровень мастера, если начнет пользоваться еще «не остывшим» инструментом последнего. Надо «только» разгадать механизм запоминания и воспроизводства информации.

    Общество и пенсионеры

    Должно быть изменено отношение к пенсионерам. Нельзя под видом заботы выбрасывать их из общества. Назначение человека как биологического вида создавать новое движение в Природе. Этим он может заниматься до самого последнего дня жизни. В Союзе - это была привилегия генсеков. Общество должно быть устроено таким образом, чтобы каждый человек в нем мог работать всю жизнь.

    Партия пенсионеров в наше время могла бы попытаться организовывать специальные предприятия, где пенсионеры могли бы заниматься посильным трудом и зарабатывать дополнительные средства к существованию, а общество обеспечивать нужной продукцией.

    Вообще, любая политическая партия, по-видимому, должна доказывать правильность своих идеологических установок прямой производственной деятельностью, в условиях господствующих в обществе отношений. При такой организации общества, может быть, кризисные ситуации будут протекать плавно, слаженнее.

    Можно попробовать осуществить бескризисное развитие общества, если попытаться использовать идею В.И. Ленина (Ульянова) о том, что государством должен управлять каждый член общества. Технические средства для этого имеются. Средства связи и соответствующие программы можно создать и усовершенствовать. Дело за «малым». Надо согласие отчужденного от народа правительства, а также его умение использовать полученную информацию на пользу всего общества.

    Сознание человека влияет на информационное поле земли

    Сознание человека может оказывать непосредственное воздействие на информационное поле Земли. Инструментом манипуляции информационной энергией являются воля человека и мыслеформы, то есть зрительные представления и логические конструкции.

    Через поверхность кожи в мозг также могут поступать импуль­сы от поглощенных электронов или фотонов, при этом возникает способность кожного ощущения цвета и видения внутренних ор­ганов и другие сверхнормальные способности. Взаимодействие сознания с информационным полем изучается учеными многих стран. Некоторые явления классифицированы. Например.

    Телепатия - экстрасенсорное восприятие или передача мыслей и психического состояния другого человека. Рядовое явление в повседневной жизни людей. Редкие случаи, связанные с большими расстояниями и чрезвычайными ситуациями, объясняются свойством информационного поля, обеспечивающим перемеще­ние сигнала в заданную мыслеформой точку. Мыслеобраз — фантом, проходя по информационной среде сквозь любые преграды, достигает заданного места назначения. С другой стороны, экстрасенсы считают, что родственники и друзья связаны неразрывающимися информационными нитями.

    Ясновидение, предвидение, ретроспекция - способность медиума видеть прошлые события.

    Информационное поле - удивительная среда. В ней надолго, по человеческим меркам, остаются следы от энергетических воздействий. Эти следы - фантомы, мыслеформы и всякая всячина - живут своей жизнью, опережающей реальные события и сохраняющей события прошлых лет. Проникая через поверхность кожи, они могут восприниматься сознанием, могут записываться в памяти человека, а потом, через некоторое время, в определенных обстоятельствах «всплывать» в сознании.

    Вторая группа паранормальных явлений связана с силовыми проявлениями информационных полей. По-видимому, Шри Ауробиндо, или кто-то из его группы ввел термин: сознание - сила. Волевое усилие сознания человека может структурировать информационное поле Земли, при этом можно наблюдать различные «чудесные» явления.

    Левитация - способность человека парить в воздухе.

    Телекинез - перемещение предметов мысленным усилием.

    Полтергейст - спонтанное перемещение предметов в доме.

    Мы живем в мире «спящего» «законсервированного» движения, поэтому у нас нет реального представления о возможностях «живого». Судя по проявлениям НЛО, левитация, телекинез, полтергейст можно считать незначительными силовыми проявле­ниями живого электромагнитного движения. По-видимому, мыслеобраз трансформирует энергоинформационное поле по заданной программе.

    Материализация - возникновение предмета в условиях эксперимента. В наше время в Индии и России есть люди, способные сжимать информационное поле до состояния, когда оно воспри­нимается как твердое вещество. Не вызывает возражения и дематериализация таких предметов, т.е. переход их в нормальное состояние. В природе материализованное НЛО вещество быстро исчезает, в полтергейсте - тоже.

    Телепортация - паранормальное перемещение объекта или человека на большие расстояния или перенос предметов через преграды или экраны.

    В отношении реальных, а не материализованных объектов возникают сомнения в осуществимости телепортации. Принципиальное возражение состоит в том, что сознание - продукт электромагнитного движения на данном этапе развития вряд ли может манипулировать ядерными силами, тем более, если предмет целиком транспортируется через Пространство. Пространство на много порядков глубже ядерных сил.

    Движение сознания, выделившись из движения жизни, будет развиваться. Однако, пути усложнения движения неизвестны. По-видимому, в этом направлении могут быть использованы «свободные» информационные ниши: «Пространство», «Вакуум» и другие. При таком развитии сознания следующая принципиальная ступенька усложнения движения может заключаться в трансформации Пространства в новые несуществующие в наше время виды материи.

    Представлена только часть феномена сознание - информационное поле. В действительности взаимодействие Сознания и информационного поля Земли намного разнообразнее.

    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: Владос, 1999
    Глава 5. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (с.132-144)

    Краткое содержание

    Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

    Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) - факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

    ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

    Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности , если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

    Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

    Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

    Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

    Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

    Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

    Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

    Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

    Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует , В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

    Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

    Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

    Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

    Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

    Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

    Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

    Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

    Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
    В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

    Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло , вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

    Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

    Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание , причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

    Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

    В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

    Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

    Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

    В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

    Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

    Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

    Loading...Loading...