Правоведы утверждают что правовая система без правовой. Социальные регуляторы

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет-ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ-ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга-низация) может быть включен в систему социального взаи-модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше-нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого-вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите-рий) поведения, который может стать своеобразным посред-ником во взаимодействии между различными людьми и бу-дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва-лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес-конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо-лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.

К числу «посредников», социальных регуляторов, выра-ботанных самим обществом на протяжении истории, отно-сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля-ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо-ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме-ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со-бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци-ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица-тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу-ществляет общественное мнение и «внутренний контро-лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо- ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко-ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру-дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.

Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы-шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли-вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са-мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле-ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча-стные правила, которые предписывают человеку способ дей-ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс-шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан-ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель-ность посредством моральных норм-заповедей, направляю-щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,

«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про-щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви-де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан-дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос-тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса-ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично-сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что-бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу-ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от-носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль- но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев-ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна-тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова-ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си-туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис-точниках и системе права. В данном случае мы охарактери-зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за-ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо-собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо-ванном обществе определенным образом упорядочены. До-стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).

Специфика правового регулирования социальных отно-шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают-ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро-вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен-ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по-литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать-ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста-новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше-ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та-кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова-нии: сам институт брака, имущественные отношения супру-гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от-ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе-цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са-ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста-билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз-действуют на правовые отношения (будучи юридической ба-зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока-зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи-ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст-рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да-ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей-ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-

цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше-ния называют формой конкретизации абстрактного содер-жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра-ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра-вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра-вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни-кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу- ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно-го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до- стигнутый уровень развития в правовой организации жиз- ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь-ко высока степень гарантированности государством и обще-ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую-щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали-зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани-мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст-венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен-ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно-сятся в первую очередь правовое государство и права чело-века. Их признание, защита и реальное осуществление пред-ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра-вового сознания общества. Он складывается из полноценно-

го законодательства, развитой правовой системы, эффектив-ного независимого правосудия. Важно также, как гаран-тированы права и свободы граждан, каково состояние закон-ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра-нительные органы, какова юридическая грамотность населе-ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест-ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос-ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра-вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от-ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль-ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея-тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со-циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор-мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше-ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

    «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно-
    шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту-
    пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
    моральной нормой? Или же это высшая моральная цен-
    ность?

    На вопрос о том, что для вас является высшей ценно-
    стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч-
    но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
    ответ аргументируйте.

    Суть правовой культуры правоведы выражают форму-
    лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер-
    жание.

    Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра-
    ва - в правоотношениях»?

5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус-ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз-ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана-лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич-ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра-ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де-вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте-ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль-ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль-ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за-весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По-добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли-ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень-ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на-ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру-бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно-го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо-яние моральных и правовых ценностей современного ему общест-ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной

элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра-вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия-ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со-временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Вспомните:

какую роль в жизни общества и человека играют нрав-ственные и правовые нормы? Что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении? Как с позиций права определяется преступление? Как влияют на сво-их членов антисоциальные группы? В чем состоит осо-бая опасность криминальных групп?

Далеко не всегда поведение людей соответствует социаль-ным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, кото- рое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся по- ведением. Социологи дают и другое определение: отклоняю-щееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнару-живающая несоответствие сложившимся ожиданиям, мо-ральным и правовым требованиям общества. Проблему от-клоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опас-ных проявлений отклоняющегося поведения - преступнос-ти. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и ме-ханизм социального контроля, обеспечивающего целена-правленное воздействие на поведение людей с целью укреп-ления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уров-не малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государ-ственных и общественных организаций такие отклонения

проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и дру-гих явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный харак-тер, т. е. иметь полезные для общества следствия (напри-мер, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бы-вают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачест-во, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения раз-
нообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый об-
ществу, социальной группе, другим людям, а также лично-
сти, допускающей негативные отклонения.
| «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормаль-
! ным состоянием людей». \

I Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая не- терпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследова-тели имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объясне ние причин отклонений: наличие у некоторых людей при-рожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями инди-вида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в даль-нейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение при-чин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: по-нимание окружающего мира, отношение к социальным нор-мам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выво-ду, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое ис-следование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступ-ников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Все-гда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного,

безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, само-унижение в подростковом возрасте компенсируется в даль-нейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объясне- ние причин отклонений от социальных норм. Известный со-циолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в ус-ловиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активно-сти, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответ-ствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Со-циальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культу-рой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, на-пример, может быть результатом преимущественного обще-ния индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоя-щие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвое-ние человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведе-ния. Подумайте над изложенными точками зрения и попы-тайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное откло-нение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, об-ман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внуше-ние, ирония, порицание и т. п.). Более значительные фор-мы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в за-висимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

учрежденийУчебно-методическое обеспечение

Тесты по истории России: 6 класс чебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « ... для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...

Важнейшим понятием социологии, как известно, являет­ся социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправ­ленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

В связи с этим встает вопрос: как тот или иной субъект (участник) социального действия (будь то человек или орга­низация) может быть включен в систему социального взаи­модействия таким образом, чтобы его поведение по отноше­нию к другим было предсказуемо, понятно, должным образом урегулировано? Невозможно же каждый раз дого­вариваться о нормах взаимосвязи. Следовательно, во всем и всегда необходим некий единый порядок (стандарт, крите­рий) поведения, который может стать своеобразным посред­ником во взаимодействии между различными людьми и бу­дет понятен всем участникам социальных отношений независимо от их статуса и характера сотрудничества.

Такие типовые стандарты поведения людей вырабатыва­лись веками на основе различных жизненных ситуаций, бес­конечного количества личных вариантов поведения. Для их создания, как отмечал известный вам французский социо­лог Э. Дюркгейм (1858-1917), множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства и длинные ряды поколений накапливали свой опыт.


К числу «посредников», социальных регуляторов, выра­ботанных самим обществом на протяжении истории, отно­сят, прежде всего, мораль и право.

Единая система нравственных ценностей дает людям моральные стандарты (нормы) поведения, которые скрепля­ют общество, делают возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях.

Из предшествующей части курса вы знаете, что мораль принято характеризовать как систему особых правил - мо­ральных норм. Как и положено нормам, моральные нормы жестко (в императивной форме) устанавливают границу (ме­ру) возможного и должного, помогают человеку правильно оценивать свои и чужие поступки и тем самым способствуют урегулированию, или, как говорят философы, гармонизации, отношений между людьми, отношений человека с самим со­бой (самоконтроль, самоорганизация), с окружающей средой. Оценка поступков (своих, чужих) осуществляется с помощью особых моральных понятий (моральных категорий) - добра и зла, справедливости и несправедливости. Если субъект соци­ального действия соблюдает моральные нормы, поведение оценивается как положительное. Не соблюдает - как отрица­тельное, вредное, злое. Моральный контроль при этом осу­ществляет общественное мнение и «внутренний контро­лер» - совесть. Других «контролеров» у морали нет.

В духовной жизни народа моральные нормы складыва ются стихийно или же их формулируют выдающиеся мо­ралисты. Закрепляются (фиксируются) моральные нормы особым образом: или в сознании народа, переходя из поко­ления в поколение, или в религиозных учениях, или в тру­дах моралистов в виде принципов, заповедей и т. д.



Вы, конечно, замечали, что понятие «моральные нормы» нередко употребляют в более широком смысле, имея в виду как собственно нормы (относительно конкретные правила), так и принципы морали. В свете изложенных выше размы­шлений о соотношении ценностей и норм есть возможность уточнить, что принципы морали - гуманность, справедли­вость, милосердие - можно характеризовать как высшие ценности морали. Они выражают содержание морали в са­мом обобщенном виде: определяют стратегическое направле­ние наших поступков и вместе с тем служат опорой для частных правил поведения. Нормы морали - это и есть ча­стные правила, которые предписывают человеку способ дей­ствия в более определенной форме. Возьмем, например, выс­шую из моральных ценностей - человеколюбие. Она дает абстрактно-обобщенное представление о самом желан­ном - о сохранении жизни. А воплощается в действитель­ность посредством моральных норм-заповедей, направляю­щих действия людей: «не убивай», «не лги», «не воруй»,


«не завидуй», «не клевещи», «не сквернословь», «уважай старших», «будь терпим к чужим недостаткам», «умей про­щать» и т. д. Это и есть человеколюбие, выраженное в ви­де относительно конкретных моральных требований.

Мы отмечали выше, что норма жестко определяет стан­дарт поведения, независимо от индивидуальных особеннос­тей личности. Это значит, что социальная норма не частное индивидуальное правило поведения, а общезначимое. Каса­ется это и моральных норм.

Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: как же сделать общее правило автономной позицией лично­сти, осознанным мотивом ее поведения? Как добиться, что­бы общее правило выполнял каждый вменяемый человек? В этом состоит проблема реализации любой моральной нормы.

Дело в том, что между «должным» и «сущим» существу­ет противоречие, которое принято выражать формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу». При всей своей от­носительной конкретности любая моральная норма все-таки остается стандартом, образцом, даже идеалом поведения. Иначе говоря, она в определенной мере тоже абстрактна и умозрительна.

Чтобы воплотить желаемое в действительность, в жизнь, существует только один путь: каждому поступать мораль­но. А это, как известно, требует огромных усилий, душев­ной энергии, даже мужества. Но только собственные созна­тельные действия, совершенные безо всякого подталкивания и принуждения, позволяют реализовать моральные требова­ния в бесконечном многообразии реальных жизненных си­туаций. Научиться этому помогает, во-первых, воспитание, а во-вторых, беспрерывное самовоспитание.

Правовое регулирование социальных отношений также имеет свои особенности.

Из курса права вы уже знаете о различных подходах к определению сущности права, его основных признаках, ис­точниках и системе права. В данном случае мы охарактери­зуем право с социологических позиций - как «посредника» в социальном взаимодействии субъектов.

Право формально уравнивает всех членов общества, за­ставляет нести определенные обязанности перед ним, спо­собствует сохранению основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом.

В общественной жизни, как вы знаете, между людьми и их многочисленными организациями складываются самые разнообразные отношения - экономические, политические, семейные, трудовые, культурные и др. Все они в цивилизо­ванном обществе определенным образом упорядочены. До­стигается это, как мы видели, с помощью социальных норм (моральных, политических, религиозных и т. д.).


Специфика правового регулирования социальных отно­шений состоит в том, что они (эти отношения) основывают­ся на праве, регулируются нормами права. В этом случае социальные отношения обретают новое качество, новый вид - становятся правовыми отношениями. Это означает, что государство с помощью норм права переводит те или иные социальные отношения под свое юридическое покро­вительство, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность. Оно запрещает одни действия, разрешает или запрещает другие, устанавливает ответствен­ность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность.

При этом регулируемые отношения (экономические, по­литические, семейные и т. д.), конечно же, не утрачивают своего фактического содержания (т. е. продолжают оставать­ся экономическими, политическими, семейными и т. д.). Однако они обретают новое, дополнительное качество, ста­новятся правовыми. Возьмем, например, семейные отноше­ния. В них есть много личного, интимного в отношениях между взрослыми, взрослыми и детьми, что не может и не должно регулироваться правом. Но в жизни семьи есть и та­кие стороны, которые нуждаются в правовом регулирова­нии: сам институт брака, имущественные отношения супру­гов, права и обязанности родителей, права и обязанности детей и т. д. Урегулированные нормами права, семейные от­ношения становятся правовыми отношениями. Но это вовсе не означает, что они перестают быть семейными. То же можно сказать о всех других видах социальных отношений: становясь правоотношениями, они не утрачивают своей спе­цифики. И это понятно: нормы права только регулируют, а не создают общественных отношений. Отношения творит са­ма жизнь общества, а нормы права служат средством их ста­билизации, упорядочения.

Как вы, очевидно, уже поняли, нормы права и правовые отношения тесно взаимосвязаны. Между ними существует причинно-следственная связь. Не только нормы права воз­действуют на правовые отношения (будучи юридической ба­зой, на основе которой они возникают и развиваются), есть и обратная связь. Правовые отношения, в свою очередь, ока­зывают влияние на нормы права. Ведь именно благодаря правовым отношениям и через них реализуется на практи­ке, воплощается в жизнь государственная воля, заложенная в нормах права. Сама норма права имеет, в сущности, абст­рактное содержание. Здесь в общей, обезличенной форме да­ются лишь образцы будущих общественных отношений. Свою настоящую жизнь, т. е. воплощение в реальную дей­ствительность, абстрактные нормы права получают только тогда, когда становятся правовыми отношениями конкрет-


цых лиц - субъектов права. Не случайно правовые отноше­ния называют формой конкретизации абстрактного содер­жания нормы права.

Подведем итог. Правовые отношения можно определить как социальные отношения, урегулированные нормами пра­ва. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. В этом и состоит специфика пра­вового регулирования социальных отношений. Правовые нормы непосредственно порождают правовые отношения и вместе с тем реализуются через них. Нет нормы - нет пра­вовых отношений.

И еще одна черта, которую важно отметить. Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возни­кают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. И в этом также проявляется специфика правового регулирования социальных отношений.

А в заключение вернемся к вопросу о правовой культу­ре. Она является частью общей культуры. Неподготовленно­го в юридическом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Под правовой культурой понимают до­стигнутый уровень развития в правовой организации жиз­ни людей. Она находит свое выражение в уровне развития правовой деятельности общества, в качестве юридических актов, в уровне правосознания и, конечно, в том, насколь­ко высока степень гарантированности государством и обще­ством прав и свобод человека.

Основа правовой культуры - правовые знания. Каждому необходимо знать хотя бы исходные положения действую­щего законодательства, и в первую очередь Конституции РФ. Без правовых знаний гражданин не сможет ни реали­зовать, ни защитить свои права. А представьте ситуацию, когда юридически неграмотными оказываются люди, зани­мающиеся законотворчеством (депутаты парламента и т. д.), работающие в судах, правовых органах, органах государст­венной власти и управления (госчиновники).

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оцен­ку качества правовой жизни общества и сравнение его с наиболее развитыми образцами, идеалами и ценностями. К высшим ценностям современной правовой культуры отно­сятся в первую очередь правовое государство и права чело­века. Их признание, защита и реальное осуществление пред­ставляют собой высший уровень правовой культуры современного общества.

Правовая культура - понятие многоуровневое. Условно разделяют правовую культуру всего общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества включает ряд элементов. Прежде всего, это достигнутый уровень пра­вового сознания общества. Он складывается из полноценно-


го законодательства, развитой правовой системы, эффектив­ного независимого правосудия. Важно также, как гаран­тированы права и свободы граждан, каково состояние закон­ности и правопорядка, насколько четко работают правоохра­нительные органы, какова юридическая грамотность населе­ния, каково его отношение к законам и т. д.

Другой важнейший элемент правовой культуры общест­ва - уровень развития правовой деятельности, которая складывается из теоретической и практической деятельнос­ти. Под теоретической имеется в виду деятельность ученых-правоведов, а также специальное юридическое образование в школах и вузах. Практическая правовая деятельность складывается из правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.

Правовая культура личности, помимо правовых знаний, включает также понимание своего правового статуса - пра­вильное уяснение своих прав и обязанностей, свободы и от­ветственности, норм взаимоотношений с другими людьми. Вместе с тем знания останутся бесполезным интеллектуаль­ным грузом, если человек не приучит себя к правовой дея­тельности, практическому применению правовых норм.

■■Основные понятия: ценности, нормы, социальные нормы, правовые отношения.

■■Термины: нормы морали, нормы права.

Проверьте себя

1) Чем отличается ценность от нормы? 2) Какова роль со­циальной нормы? 3) Как соотносятся принципы морали и нормы морали? В чем основные особенности моральной нор­мы? 4) Какую моральную проблему выражают формулой: «Знаю, как надо, а поступаю, как хочу»? 5) В чем состоит специфика правового регулирования социальных отноше­ний?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отно­
шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие посту­
пали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать
моральной нормой? Или же это высшая моральная цен­
ность?

2. На вопрос о том, что для вас является высшей ценно­
стью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конеч­
но, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой
ответ аргументируйте.

3. Суть правовой культуры правоведы выражают форму­
лой: «Знать - уважать - соблюдать». Раскройте ее содер­
жание.

4. Как вы объясните правовой афоризм: «Жизнь пра­
ва - в правоотношениях»?


5. Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему.

i Сработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии - Питирима Сорокина (1889-1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. - Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу - важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда - современное «право сильно­го». И в этом - основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 500.

вопросы и задания к источнику. 1) Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва? 2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы? 3) Во что они превращаются в руках властной


элиты? 4) Какую роль должны играть в обществе моральные и пра­вовые нормы? Найдите в тексте подтверждения мысли автора. 5) Что происходит, когда моральные ценности теряют свое влия­ние в обществе? 6) Можно ли оценки П. Сорокина применять к со­временному состоянию моральных и правовых ценностей в нашей стране (учитывая склонность автора к излишней категоричности суждений)? Свой ответ аргументируйте.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

«Проблема человека в философии» - Воспитание и образование. Философская антропология. Феномен человека. Проблема человека в философии. Биологическая эволюция человека. Средневековая христианская концепция человека. Основные концепции антропогенеза. Разработка проблем антропогенеза. Философия Древнего Востока. Жизнь. Антропогенез. Немецкая классическая философия.

«Формирование мировоззрения» - Мифологическое мировоззрение. Убеждения. Миропонимание. Методы формирования общественного сознания. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Понятийный аспект мировоззрения. Методы стимулирования деятельности. Целостное представление о природе. Мировоззрение. Способы формирования мировоззрения.

«В чем счастье человека» - Группа профессора Эндрю Освальда. Джеймс Фоулер и Николас Кристакис. Упражнение «Наши эмоции». Что значит счастье для вас. Подавленный гнев перерастает в чувство обиды. Сам себе кузнец. Можно ли стать еще счастливее. Понятие морального сознания. Тренинг. Гнев требует выхода. Нерациональные требования.

«Смысл жизни и счастье» - Смысл жизни и счастье. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. Что это у тебя в руке. Основные термины и понятия. Зачем живёт человек. Что такое смысл жизни. Притча о счастье. Разнообразие смыслов жизни. Смысл жизни Л.Н.Толстого. Счастье - состояние полноты существования. Высказывания о счастье.

«Ценности» - Господство разума над аффектами. Аксиология как учение о ценностях. Фильм: «На пути к золотому сечению». Золотое правило нравственности. Частные разновидности красоты. Различие между познавательным и ценностным отношениями. Содержательные признаки прекрасного. Мораль. Красота в природе. Категории эстетики.

«Программа «Социокультурные истоки»» - Слышать слово. Методика. Семь чудес России. Истоки. Семья. Приобщение к истокам духовности. Слово и образ Отечества. Истоки творчества. Истоки дела и подвига. Комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Концепция программы. Приобщение к истокам родной культуры. Цель. В поисках истины.

Всего в теме 23 презентации

    Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким -либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большо­го дела -строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

  • И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

  • Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

  • Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему -лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

  • Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

  • О чем этот миф?

  • Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.


  • С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

  • А что определяет суть этого монолога?

  • Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?

  • По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.



  • Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.

  • Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

  • Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

  • Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .

  • Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

  • И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?


Добро Вера

  • Добро Вера

  • Благородство Надежда

  • Достоинство Истина

  • Красота Свобода

  • Совесть Любовь

  • Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?




  • Следовательно, любая ценность носит социальный характер.

  • Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

  • Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

  • Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.



  • Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • Дозволение -указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

  • Предписание -указание на требуемое действие;

  • запрет -указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы»и укажите, какие из представленных норм являются запретом?

  • Какие -предписанием? Какие - дозволением?



социальное действие

  • Важнейшим понятием социологии является социальное действие , т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

  • Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.




  • Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

  • Правовые знания и умение ими пользоваться.

  • Положительное отношение к праву (уважение к праву).

  • Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом .

  • Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

  • Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.


  • Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

  • Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

  • Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать- уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

  • На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

  • Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми -делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

  • Домашнее задание

  • Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).


Loading...Loading...