Вишневский Философия(doc). М


М.И. Вишневский

ФИЛОСОФИЯ
Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям

Минск, «Вышэйшая школа» 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Время нашей жизни наполнено значимыми переменами; сегодня оно как бы ускорило свой бег, и непросто бывает осмыслить происходящее, выработать взвешенную и ответственную позицию, безошибочно сделать собственный жизненный выбор. Опасно уклоняться от этого выбора или бездумно передоверять его другим. Нуждаясь в духовной опоре и убедительном наставлении, мы обращаемся к той форме обобщенного и выраженного в понятиях опыта человечества, которая именуется любовью к мудрости, или философией.

Существует множество философских учений, различающихся как исходными посылками, так и применяемым в них категориальным аппаратом. Ни одно из этих учений не сулит нам окончательных истин, усвоение которых избавило бы нас от необходимости вести самостоятельный мировоззренческий поиск. Философская концепция - это выражение и обоснование определенной мировоззренческой позиции. Новая философская мысль всегда самобытна, в том числе и по форме изложения. В ней слиты воедино научные положения и нравственные императивы, эстетические установки и политические воззрения, обобщенные теоретические идеи и непосредственный жизненный опыт ее творцов. Каждому, кто решил приобщиться к философскому знанию, предстоит проделать немалую и непростую, хотя и очень интересную работу освоения оригинальных мировоззренческих концепций.

К философскому размышлению невозможно принудить; человек должен прийти к нему самостоятельно, опираясь на собственный жизненный опыт, а также имеющиеся образцы теоретической мировоззренческой мысли. История философии насчитывает более 25 веков и обстоятельное ее изучение требует проработки многих сотен сочинений, нередко написанных трудным языком и обращающих нас к заботам и тревогам иных, нежели современная, исторических эпох и культур. Соблазнительным кажется уменьшить этот путь, ограничившись, например, изучением новейших философских трудов или даже обзорных и справочно-энциклопедических изданий. Такой подход, скорее всего, окажется непродуктивным. В философии, как и в других областях духовного творчества, самое новое по времени не обязательно является самым глубоким по содержанию. Идейные истоки действительно современной философии заключены в философской классике, которую учитывают, с которой спорят и от которой отталкиваются при рассмотрении новых проблем общественного и личностного бытия.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями типовой учебной программы курса «Философия» для высших учебных заведений, которая предусматривает изучение концептуальных основ важнейших направлений в истории философской мысли, основных категорий философского знания, исследование специфики различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества, роли философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций, а также приобретение навыков анализа и интерпретации философских текстов, философского обоснования своей жизненной позиции, культуры философской аргументации и полемики, философско-мировоззренческой толерантности и т.д.

Философские знания неправильно было бы рассматривать в качестве некоего универсального инструмента или своеобразной отмычки, позволяющей открывать любые двери. Философия скорее представляет собой размышление относительно оснований мировоззрения и действительного содержания решаемых нами жизненных задач; она предупреждает нас также об опасности нередко возникающих здесь грубых упрощений. Вся философия имеет образовательную направленность , ибо побуждает нас учиться взвешивать суждения и оценки, опираться на доводы разума, а не на слепое и некритическое следование авторитетам. Философские знания в известном смысле самоценны, как и всякие фундаментальные знания, область применения которых потенциально весьма широка, но не поддается строгому определению. Усвоение таких знаний является неотъемлемой стороной высшего образования, соединяющего зрелую профильную подготовку с широким мировоззренческим кругозором, без которого, как известно, специалист своей односторонностью «подобен флюсу».

Невозможно научить человека быть философом, если у него нет к этому душевного расположения и соответствующих задатков. Вполне возможно, однако, приобщить людей, получающих систематическое образование, к миру философских идей и устремлений, в которых выражаются глубинные проблемы человеческого бытия. В этом и состоит непосредственная, ближайшая задача учебного курса философии. С ней сьязана и более основательная задача: помочь человеку сознательно определиться в жизни, продуктивно включиться в процесс социального и культурного творчества, наметить перспективы и пути личностного развития, согласующиеся с целью построения сильной и процветающей Беларуси, успешно интегрированной в мировое сообщество и занимающей в нем достойное место.

Раздел I
ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Глава 1. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


    1. Философия как мировоззрение

Во все времена - и в периоды общественной стабильности, и в эпохи преобразования основ жизни - люди стремились понять и осмыслить окружающий мир, самих себя, свое место в мире. В этом и состоит задача человеческого мировоззрения , философия же является одной из основных его форм.

Слово «философия» знакомо практически каждому, однако выработать единое и приемлемое для всех определение понятия философии, устанавливающее ее предмет, функции, методы и т.д., весьма непросто и, как полагают некоторые исследователи, едва ли возможно в принципе. Дело в том, что сформулировать понятие означает ограничить, четко очертить его значение, а для этого нужно знать сущность соответствующего явления. Однако история философии показывает, что в разное время и разными авторами сущность философии понималась весьма неодинаково. Современные авторы тоже занимают несовпадающие позиции по данному вопросу.

Немецкий философ Вильгельм Винделъбанд (1848-1915), известный специалист в области истории философии, отмечает необычную, даже странную судьбу термина «философия». Мнения философов прошлого и наших дней о предмете их занятий, констатирует он, столь непохожи одно на другое, «что попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие окажется делом совершенно безнадежным» 1 . Формальные определения , претендующие на то, чтобы, исходя из некоторого универсального принципа, возвыситься над изменчивыми воззрениями современности или односторонними убеждениями и пристрастиями той или иной личности, философской школы, не в состоянии охватить все, что когда-либо называлось философией. Эти формальные определения оказываются в чем-то слишком широкими, а в чем-то слишком узкими, так что всегда найдутся учения, которые все знатоки уверенно называют философским но которые вместе с тем не соответствуют какому-нибудь из заранее установленных универсальных требований.

Обычно мы определяем понятие через подведение его под ближайший род и установление видовых признаков, отличий. Применительно к философии кажется очевидным использовать в качестве родового понятия понятие науки, поскольку философия, во-первых, предназначена для изучения и, во-вторых, не сводится к обыденному знанию, а притязает на глубину, основательность и последовательность, достигаемые путем научной разработки. В далеком прошлом, как принято считать, существовала даже единая наука, еще не расчлененная на отдельные, обособленные отрасли и понимавшаяся как философия, что в переводе с греческого языка означает буквально «любовь к мудрости».

Правда, с тех пор наука претерпела весьма значительные изменения и, начиная с Нового времени, особый вес в ней приобрели различные отрасли познания природы, основанные на использовании экспериментальных методов получения новых фактов, а также математических методов их обработки и теоретической систематизации. В философии же эти экспериментальные и математические методы никакой самостоятельной роли не играют. Конкретные знания о явлениях и процессах окружающего мира, а также об их закономерных взаимосвязях, если таковые установлены, философия получает из соответствующих наук, а также из других сфер деятельности людей (хозяйственно-экономической, технической, социально-политической, художественной и т.д.). Более того, у нас нет оснований утверждать, что все люди, которых мы по праву считаем видными философами, действительно стремились придать своим учениям строго научную форму, отвечающую, скажем, естественнонаучным образцам Нового времени. Так, среди них мы находим немало религиозных мыслителей, тогда как новая наука утверждала себя в борьбе с религией и отвергала притязания последней на абсолютное знание, а равно и предлагаемые ею способы истолкования бытия.

Поэтому мы и сталкиваемся с признанием того, что «последние корни философского убеждения не могут быть обнаружены в научных доказательствах. Областью, куда должна бросить свой якорь философия, поднимаясь над волнами научного движения, считают то совесть с ее постулатами, то разум как проникновение в непостижимые глубины жизни, то , то гениальное восприятие, «исконная интуиция», то божественное откровение...» 1 . Вместе с тем в истории философии известны многочисленные попытки, направленные на придание философской деятельности и ее результатам подлинной научности, как бы она ни истолковывалась, а в спорах между философами одним из наиболее излюбленных доводов является указание на недостаточную научную строгость построений оппонента.

У нас нет оснований утверждать, что философию нужно отделить, обособить от науки или же противопоставить ей. Дело скорее в том, что понятие науки - тоже очень широкое. Оно охватывает не только естествознание и математику, но и многочисленные технические, военные, политические, экономические, исторические, филологические, психологические и иные области исследования, каждая из которых в чем-то специфична, непохожа на другие. Кроме того, есть еще так называемая паранаука (напомним, что «пара» - это составная часть сложных слов, означающая отклонение от соответствующей нормы). Наконец, следует учесть, что критерии научности подвижны, исторически изменчивы и неодинаково толкуются в разных науках и в разных обстоятельствах. Например, сравнительно недавно в СССР существовала такая наука, как «мичуринская агробиология», противопоставлявшаяся гонимой тогда генетике, а затем исчезнувшая и оставившая после себя лишь чувство горечи и досады. Несколькими столетиями ранее признавались вполне научными концепции флогистона и электрических жидкостей, которые потом были отвергнуты новой наукой. В свое время неоспоримо научной была аристотелевская физика, на смену которой пришла, однако, разительно несхожая с ней ньютоновская механика. Наконец, в сфере религии вполне научными признаются профессиональные занятия теологией, за успехи в которых присуждаются соответствующие ученые степени.

Поэтому определить сегодня философию как науку означает, с одной стороны, чересчур жестко ее ограничить, изъяв из нее все, что в наше время не относят к науке, а с другой стороны - оставить открытыми многие важные вопросы, связанные со спецификой философского знания и отношения к жизни. Утверждение о том, что философия является наукой, можно все же признать в значительной мере правильным, однако отнюдь не исчерпывающим суть дела, тем более что понятие науки, как уже отмечалось здесь, довольно расплывчато и нуждается в уточнении применительно ко всякой конкретной историко-культурной ситуации. В Новое время авторитет науки вырос настолько, что отнесение к науке некоего феномена духовной жизни используется просто для того, чтобы подчеркнуть его значимость и зрелость. В этом смысле философию можно с полным правом считать наукой. Вместе с тем нужно учитывать, что в жизни человека и общества есть немало такого, что не является наукой и, тем не менее, характеризуется неоспоримой ценностью. Например, искусство не есть наука, но от этого оно ничего не теряет в своей жизненной значимости. Равным образом нравственность , житейская мудрость, гармоничность личностного развития, зрелая гражданственность не тождественны науке и не исчерпываются ею. Каждый такой широкий феномен должен быть понят, осмыслен и сам по себе, и в связи с другими жизненными явлениями. Равным образом и философия должна быть истолкована прежде всего в своей собственной специфической определенности, с точки зрения выполнения ею своих особых функций в культуре, но также и при учете их переплетения с функциями науки, искусства, религии, нравственности и других форм духовного опыта людей.

История философии насчитывает около трех тысячелетий. Она по-разному складывалась в русле греко-европейской, индийской и китайской культурных традиций. Поэтому начинать учебное изложение курса философии с претендующего на универсальность и строгость, внутреннюю безупречность определения предмета философии - дело крайне трудное и в чем-то даже неблагодарное. Трудность состоит не только в том, что формальные определения подобного предмета всегда уязвимы для критики и сомнительны как в отношении теоретической обоснованности, так и в аспекте практической полезности. Определяя изучаемое явление, т.е. полагая ему предел, ограничивая его, мы рискуем обнаружить в дальнейшем, что это ограничение условно или даже в чем-то несостоятельно. Слишком жесткие, категоричные определения нехороши тем, что их невозможно строго придерживаться в процессе творческого развития соответствующих идей, и на деле очень часто приходится отступать от них или просто не обращать на них внимания. Особенно сомнительна полезность таких определений, если они используются в отношении основополагающих понятий, от которых отправляется учебное изложение той или иной дисциплины. Начальные положения должны вводить учащихся в курс дела и помогать усвоению материала, а не препятствовать этому избыточной усложненностью, оторванностью от их непосредственного жизненного опыта. Весь смысл, заключенный в начальных понятиях, раскрывается не сразу, а постепенно, по мере развертывания содержания курса. Поэтому представляется оправданным начать изучение философии с обсуждения той жизненно значимой проблемы, которая решается с помощью философии и которая так или иначе знакома и понятна каждому человеку. Это - проблема мировоззрения. Отправляясь от нее, мы и будем выстраивать исходное понимание предмета и задач философии.
Истоки и жизненный смысл мировоззрения
Наши переживания и мысли тесно связаны с деятельностью, которую они направляют. Человека отличает от животных способность рефлексии - «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом , обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением: не просто знать, а знать, что знаешь» 1 . Животные тоже переживают происходящее вокруг них в той мере, в которой это непосредственно затрагивает их существование, сказывается на их состояниях. Переживания не отделяют животных от конкретной ситуации и от среды обитания, а, наоборот, выражают всякий раз вполне определенную связь с ними. Человек, будучи в здравом уме, способен мысленно выделять себя из окружающего мира, отвлекаться от наличных обстоятельств и думать о чем-то другом, осмысливать и обобщать свой опыт. Он может осознавать самого себя как субъекта жизненного процесса, как личность, более или менее ясно отдавать себе отчет в своих мыслях , переживаниях, потребностях и поступках. Мы не просто видим, слышим, осязаем происходящее вне нас и в нас самих, но и осознаем, что это именно мы видим, слышим и осязаем нечто, характеризующее нашу жизненную ситуацию; в случае надобности, мы подвергаем ее анализу и оценке. В нашем сознании складывается определенная картина мира, в котором мы живем и особой, специфичной частью которого мы себя ощущаем и мыслим.

Итак, благодаря рефлексии, самосознанию мы не просто воспринимаем те или иные предметы, процессы, но и включаем в это восприятие мысль о самих себе как субъектах, способных чувствовать, думать, осознанно и ответственно выстраивать свою деятельность, свои отношения с другими людьми. Мысленно выделив себя из окружающего мира, мы должны мысленно же восстановить связь с ним и выразить эту связь не только в переживаниях и образах, но и в понятиях, а также осмысленно реализовать данную связь в своих практических действиях. Мировоззрение выступает концентрированным и обобщенным выражением переживания и осознания человеком самого себя, окружающего мира и своего места в нем, своих жизненных связей с ним.

Не осознавая своей индивидуальности, выделенности из мира вещей, конечности и проблематичности своего существования, животное избавлено от сомнений и раздумий, нередко мучительных, связанных с поиском смысла всего происходящего в их жизни, с обоснованием и оправданием своих поступков, - сомнений, которые сопровождают человека в течение всего его сознательного бытия. Для психики животного не существует выявляемых мыслью трагических противоречий, непостижимых тайн, неразрешимых бытийных проблем, мучительных пограничных ситуаций, которые настоятельно требуют от человека осуществления жизненно значимого выбора. Осознание бытия - это не только величайшее достояние человека, но и тяжелая, для многих даже неподъемная ноша, связанная с высокой и драматически сложной ответственностью за все , что мы делаем и что происходит вокруг нас.

Отдельный человек, основываясь на собственном, индивидуальном опыте и на доступном ему опыте других людей, интуитивно ощущает и так или иначе осознает необозримость и неисчерпаемость мироздания, чрезвычайно сложное переплетение связей и взаимозависимостей в окружающем его мире. Пытаясь во всем действовать сознательно, продуманно, планомерно, он должен был бы всякий раз, когда нужно сделать определенный выбор, стараться взвесить все обстоятельства, учесть все опосредования, все необозримые звенья ветвящейся цепи причин и следствий, все смысловые оттенки наличной ситуации и все заключенные в ней возможности, тенденции. Подобные раздумья, в силу многочисленности и разнородности возникающих жизненных вопросов и неполноты имеющейся информации, способны парализовать человеческую волю, обречь нас на бесконечные и тягостные колебания, вызвать ощущение крайней непроясненности происходящего и неуверенности в себе.

Нуждаясь в спасении от этой неуверенности и от тревожных сомнений в достоверности наших знаний, обоснованности наших оценок, предпочтений и действий, человек просто вынужден искать духовную опору в прочных, бесспорных, общепризнанных убеждениях относительно фундаментального устройства мироздания и своего места в мире. Такие убеждения соединяют вызывающие полное доверие основополагающие знания о мире, принятые и поддерживаемые авторитетными для нас людьми верования и столь же прочные, неоспоримые ценности, смысложизнен- ные ориентации, устанавливающие четкое различение должного и недолжного в нашей жизни. Совокупность этих важнейших убеждений, подтвержденных и откорректированных собственным жизненным опытом, как раз и составляет человеческое мировоззрение. Повторим еще раз: наши мировоззренческие убеждения суть единство знаний, верований и оценок, жизненно-практических установок; они в своей совокупности обеспечивают достаточно уверенную и эффективную ориентацию наших действий.

Прочно усвоенные мировоззренческие убеждения уже не требуют доказательства или оправдания; они имеют достоинство очевидности и бесспорности. Именно о таких вещах говорят твердо и определенно: «все знают, что...», «каждый человек должен...»." Подобные неоспоримые убеждения предназначены для того, чтобы служить обоснованиями и ориентирами как наших мыслей, так и наших конкретных поступков, действий, устанавливая границы допустимого и проясняя должное. Определившись, мировоззрение людей становится действенным универсальным инструментом осмысления ими окружающего мира, постижения собственной сущности, своего положения в мире и призвания в жизни, выработки линии поведения в меняющихся обстоятельствах. В этом и состоит жизненно-практическая значимость человеческого мировоззрения.

Первичным и непосредственным субъектом, носителем мировоззрения является отдельная человеческая личность. Человека мы называем личностью в том случае, когда он способен отдавать отчет о переживаемом или совершаемом им либо происходящем вокруг него, т.е. когда он осознает свое бытие и, благодаря этому, может нести ответственность за свои действия, соотнося йх с общепринятыми правилами, нормами жизни. Личностью не рождаются, а становятся. Маленький ребенок еще не является личностью в полном смысле этого слова; он находится лишь на пути к личностной зрелости, оформленности. Образованием мы будем называть процесс становления личности, связанный как с воздействием других людей, окружающей социальной и природной среды, так и с самоформированием человека, его усилиями по изменению, развитию самого себя.

Мировоззрение -

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям

Минск, «Вышэйшая школа» 2008

Предисловие

Время нашей жизни наполнено значимыми переменами; се­годня оно как бы ускорило свой бег, и непросто бывает осмыслить происходящее, выработать взвешенную и ответ­ственную позицию, безошибочно сделать собственный жиз­ненный выбор. Опасно уклоняться от этого выбора или без­думно передоверять его другим. Нуждаясь в духовной опоре и убедительном наставлении, мы обращаемся к той форме обоб­щенного и выраженного в понятиях опыта человечества, которая именуется любовью к мудрости, или философией.

Существует множество философских учений, различа­ющихся как исходными посылками, так и применяемым в них категориальным аппаратом. Ни одно из этих учений не сулит нам окончательных истин, усвоение которых избавило бы нас от необходимости вести самостоятельный мировоззренческий поиск. Философская концепция - это выражение и обоснова­ние определенной мировоззренческой позиции. Новая фило­софская мысль всегда самобытна, в том числе и по форме из­ложения. В ней слиты воедино научные положения и нрав­ственные императивы, эстетические установки и политические воззрения, обобщенные теоретические идеи и непосредствен­ный жизненный опыт ее творцов. Каждому, кто решил приоб­щиться к философскому знанию, предстоит проделать нема­лую и непростую, хотя и очень интересную работу освоения оригинальных мировоззренческих концепций.

К философскому размышлению невозможно принудить; человек должен прийти к нему самостоятельно, опираясь на собственный жизненный опыт, а также имеющиеся образцы теоретической мировоззренческой мысли. История филосо­фии насчитывает более 25 веков и обстоятельное ее изучение требует проработки многих сотен сочинений, нередко напи­санных трудным языком и обращающих нас к заботам и трево­гам иных, нежели современная, исторических эпох и культур. Соблазнительным кажется уменьшить этот путь, ограничив­шись, например, изучением новейших философских трудов или даже обзорных и справочно-энциклопедических изданий. Такой подход, скорее всего, окажется непродуктивным. В фи­лософии, как и в других областях духовного творчества, самое новое по времени не обязательно является самым глубоким по содержанию. Идейные истоки действительно современной фи­лософии заключены в философской классике, которую учиты­вают, с которой спорят и от которой отталкиваются при рассмот­рении новых проблем общественного и личностного бытия.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с тре­бованиями типовой учебной программы курса «Философия» для высших учебных заведений, которая предусматривает изу­чение концептуальных основ важнейших направлений в исто­рии философской мысли, основных категорий философского знания, исследование специфики различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными пара­метрами общества, роли философского знания в решении гло­бальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций, а также приобретение навыков анализа и интер­претации философских текстов, философского обоснования своей жизненной позиции, культуры философской аргументации и полемики, философско-мировоззренческой толерантности и т.д.

Философские знания неправильно было бы рассматривать в качестве некоего универсального инструмента или своеобраз­ной отмычки, позволяющей открывать любые двери. Филосо­фия скорее представляет собой размышление относительно оснований мировоззрения и действительного содержания ре­шаемых нами жизненных задач; она предупреждает нас также об опасности нередко возникающих здесь грубых упрощений. Вся философия имеет образовательную направленность, ибо побуждает нас учиться взвешивать суждения и оценки, опи­раться на доводы разума, а не на слепое и некритическое следо­вание авторитетам. Философские знания в известном смысле самоценны, как и всякие фундаментальные знания, область применения которых потенциально весьма широка, но не под­дается строгому определению. Усвоение таких знаний является неотъемлемой стороной высшего образования, соединяющего зрелую профильную подготовку с широким мировоззренче­ским кругозором, без которого, как известно, специалист своей односторонностью «подобен флюсу».

Невозможно научить человека быть философом, если у не­го нет к этому душевного расположения и соответствующих за­датков. Вполне возможно, однако, приобщить людей, получа­ющих систематическое образование, к миру философских идей и устремлений, в которых выражаются глубинные проблемы человеческого бытия. В этом и состоит непосредственная, бли­жайшая задача учебного курса философии. С ней сьязана и бо­лее основательная задача: помочь человеку сознательно опреде­литься в жизни, продуктивно включиться в процесс социально­го и культурного творчества, наметить перспективы и пути личностного развития, согласующиеся с целью построения сильной и процветающей Беларуси, успешно интегрированной в мировое сообщество и занимающей в нем достойное место.

Философия. Вишневский М.И.

Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

Написано в соответствии с требованиями типовой учебной программы курса "Философия". Дается обзор истории философской мысли. Излагаются основные проблемы философии. Значительное внимание уделяется рассмотрению актуальных вопросов современной философии. Показана образовательная направленность философских учений и идей.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего, для студентов педагогических специальностей.

Формат: pdf / zip

Размер: 23 ,2 Мб

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ 5
Глава 1. Роль философии в жизни общества 5
1.1. Философия как мировоззрение 5
Истоки и жизненный смысл мировоззрения 9
Мифологическое и религиозное мировоззрение 16
Специфика философского мировоззрения 23
1.2. Основные философские проблемы, их взаимосвязь 33
Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение 33
Онтологическая проблема. Материализм и идеализм...... 38
Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика 44
Гносеологическая проблема 47
Аксиологическая проблема 49
Социальная философия и философия человека 51
Контрольные вопросы 57
Глава 2. Генезис философии и ее исходные исторические типы 58
2.1. Философские идеи и учения Древнего Китая 58
Конфуцианство 60
Даосизм 65
2.2. Философские учения Древней Индии 69
Упанишады 70
Джайнизм 74
Буддизм 77
2.3. Древнегреческая философия 83
Милетская школа 85
Гераклит 87
Элеаты 88
Демокрит 90
Софисты 92
Сократ 94
Платон 99
Аристотель 106
Философия эллинистической эпохи 113
Контрольные вопросы 119
Глава 3. Основные идеи философии средневековья и эпохи Возрождения 120
3.1. Средневековая христианская философия 120
Августин 123
Схоластика. Реализм и номинализм 128
Фома Аквинский 131
3.2. Философская мысль эпохи Возрождения 137
Никколо Макиавелли 140
Николай Кузанский 141
Контрольные вопросы 145
Глава 4. Философия Нового времени: начальный период 145
4.1. Научная революция XVII в. и философские выводы из нее 145
«Коперниканский переворот» 146
Становление экспериментально-математической науки 148
Ф. Бэкон 151
4.2. Линии рационализма и эмпиризма 154
Р. Декарт 154
Б. Спиноза 160
Т. Гоббс 165
Дж. Локк 166
Г.В. Лейбниц 172
Дж. Беркли 176
Д. Юм 179
Философские идеи эпохи Просвещения 181
Контрольные вопросы 185
Глава 5. Философия Нового времени: от Канта до Маркса 186
5.1. И. Кант 186
Исходные проблемы и идеи 186
Учение о чувственном и рассудочном познании 189
Учение о теоретическом и практическом разуме 194
Философия Канта - выдающееся достижение теоретической мировоззренческой мысли 199
5.2. Развитие немецкого идеализма 202
И.Г. Фихте 202
Ф.В.И. Шеллинг 205
5.3. Г.В.Ф. Гегель 208
Общая характеристика гегелевской философии 208
Логика. Учение о бытии 214
Логика. Учение о сущности 217
Логика. Учение о понятии 219
Философия природы 222
Философия духа 223
5.4. Л. Фейербах. Философия Маркса 229
Антропологический материализм Фейербаха 229
Теоретические предпосылки философии Маркса 230
Материалистическое понимание истории 232
Контрольные вопросы 240
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 241
Современная ситуация и новые пути развития философии 241
Идея мировоззренческого синтеза в философии B.C. Соловьева 248
Глава 6. Поиски нового осмысления бытия 251
6.1. Бытие как материя 251
Материя и ее атрибуты 251
Материалистическая диалектика 256
Бытие природы. Экологический императив 260
Особенности си.нергетической карттшы мира 264
6.2. Бытие как жизнь 269
A. Шопенгауэр 269
Ф. Ницше 272
B. Дильтей 274
А. Бергсон 276
6.3. Феноменология и фундаментальная онтология 282
Э. Гуссерль 282.
М. Хайдеггер 286
Контрольные вопросы 292
Глава 7. Проблема человека 292
7.1. Феномен человека, многообразие путей его философского осмысления 292
Учение Тейяра де Шардена 293
Марксистская концепция человека. 298
Проблема идеального 302
Учение о личности 304
Фрейдизм и неофрейдизм. 306
Философская антропология 310
7.2. Экзистенциальная философия 318
С. Кьеркегор 318
Экзистенциализм в XX в.: концептуальная реконструкция
О.Ф. Больнова 321
Ж.П. Сартр 325
Н.А. Бердяев. 327
7.3. Философия образования.. .. 335
СИ. Гессен 336
Л.С. Выготский -. 341
Дж. Дьюи 345
Контрольные вопросы 351
Глава 8. Познание и наука 352
8.1. Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика 352
О. Конт 352
Л. Витгенштейн 357
К. Поппер 364
Т. Кун 366
П. Фейерабенд 369
М. Полани 371
Х.-Г. Гадамер 376
8.2. Некоторые вопросы методологии науки 381
Общая характеристика современной науки 381
Сознание. Познание. Истина 384
Методы научного исследования, формы научного
знания 391
Контрольные вопросы 401
Глава 9. Социальная философия и аксиология 402
9.1. Философия истории 402
Социологический номинализм и социологический реализм 402
Общество. Социально-исторический организм. Культура 404
Н.Я. Данилевский 408
О. Шпенглер 410
A. Тойнби 413
B. Парето 416
Критика историцизма 419
9.2. Социальное познание и ценности 422
Р. Дж. Коллингвуд 422
К. Манхейм 425
П. Бурдье 430
М. Вебер 436
В. Виндельбанд 439
Ю. Хабермас 443
Ценность интуиции 448
9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания 452
Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина 454
Мировоззренческие дискуссии в эпоху Контрреформации и церковной унии 456
Социально-философская мысль в XIX-XX вв 459
Социально-философские аспекты идеологии белорусского государства 463
Контрольные вопросы 467
3аключение 468
Литература 473

Учебное пособие / М. И. Вишневский. — Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 479 с. — ISBN 978-985-06-1488-9.Качество: Отсканированные страницы 600 dpi + обработка сканов + слой распознанного текста. Написано в соответствии с требованиями типовой учебной программы курса «Философия». Дается обзор истории философской мысли. Излагаются основные проблемы философии. Значительное внимание уделяется рассмотрению актуальных вопросов современной философии. Показана образовательная направленность философских учений и идей. Предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего, для студентов педагогических специальностей.Предисловие.
Философия в исторической динамике культуры. Роль философии в жизни общества.
Философия как мировоззрение:
Истоки и жизненный смысл мировоззрения.
Мифологическое и религиозное мировоззрение.
Специфика философского мировоззрения.
Основные философские проблемы, их взаимосвязь:
Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение.
Онтологическая проблема. Материализм и идеализм.
Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика.
Гносеологическая проблема.
Аксиологическая проблема.
Социальная философия и философия человека.Генезис философии и ее исходные исторические типы.
Философские идеи и учения Древнего Китая:
Конфуцианство.
Даосизм.
Философские учения Древней Индии.
Упанишады.
Джайнизм.
Буддизм.
Древнегреческая философия.
Милетская школа.
Гераклит.
Элеаты.
Демокрит.
Софисты.
Сократ.
Платон.
Аристотель.
Философия эллинистической эпохи.Основные идеи философии средневековья и эпохи Возрождения.
Средневековая христианская философия:
Августин.
Схоластика. Реализм и номинализм.
Фома Аквинский.
Философская мысль эпохи Возрождения:
Никколо Макиавелли.
Николай Кузанский.
Контрольные вопросы.Философия Нового времени: начальный период.
Научная революция XVII в. и философские выводы из нее:
«Коперниканский переворот».
Становление экспериментально-математической науки.
Ф. Бэкон.
Линии рационализма и эмпиризма:
Р. Декарт.
Б. Спиноза.
Т. Гоббс.
Дж. Локк.
Г. В. Лейбниц.
Дж. Беркли.
Д. Юм.
Философские идеи эпохи Просвещения.Философия Нового времени: от Канта до Маркса.
И. Кант:
Исходные проблемы и идеи.
Учение о чувственном и рассудочном познании.
Учение о теоретическом и практическом разуме.
Философия Канта — выдающееся достижение теоретической мировоззренческой мысли.
Развитие немецкого идеализма:
И. Г. Фихте.
Ф. В. И. Шеллинг.
Г.В.Ф. Гегель:
Общая характеристика гегелевской философии.
Логика. Учение о бытии.
Логика. Учение о сущности.
Логика. Учение о понятии.
Философия природы.
Философия духа.
Л. Фейербах. Философия Маркса:
Антропологический материализм Фейербаха.
Теоретические предпосылки философии Маркса.
Материалистическое понимание истории.Основные проблемы современной философии.
Современная ситуация и новые пути развития философии.
Идея мировоззренческого синтеза в философии B.C. Соловьева.Поиски нового осмысления бытия.
Бытие как материя:
Материя и ее атрибуты.
Материалистическая диалектика.
Бытие природы. Экологический императив.
Особенности синергетической картины мира.
Бытие как жизнь:
A. Шопенгауэр.
Ф. Ницше.
B. Дильтей.
А. Бергсон.
Феноменология и фундаментальная онтология:
Э. Гуссерль.
М. Хайдеггер.Проблема человека.
Феномен человека, многообразие путей его философского осмысления:
Учение Тейяра де Шардена.
Марксистская концепция человека.
Проблема идеального.
Учение о личности.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Философская антропология.
Экзистенциальная философия:
С. Кьеркегор.
Экзистенциализм в XX в.: концептуальная реконструкция О. Ф. Больнова.
Ж. П. Сартр.
Н. А. Бердяев.
Философия образования:
С. И. Гессен.
Л. С. Выготский.
Дж. Дьюи.Познание и наука.
Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика:
О. Конт.
Л. Витгенштейн.
К. Поппер.
Т. Кун.
П. Фейерабенд.
М. Полани.
Х.-Г. Гадамер.
Некоторые вопросы методологии науки:
Общая характеристика современной науки.
Сознание. Познание. Истина.
Методы научного исследования, формы научного знания.Социальная философия и аксиология.
Философия истории:
Социологический номинализм и социологический реализм.
Общество. Социально-исторический организм. Культура.
Н. Я. Данилевский.
О. Шпенглер.
A. Тойнби.
B. Парето.
Критика историцизма.
Социальное познание и ценности:
Р. Дж. Коллингвуд.
К. Манхейм.
П. Бурдье.
М. Вебер.
В. Виндельбанд.
Ю. Хабермас.
Ценность интуиции.
Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания:
Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина.
Мировоззренческие дискуссии в эпоху Контрреформации и церковной унии.
Социально-философская мысль в XIX-XX вв.
Социально-философские аспекты идеологии белорусского государства.
Заключение.
Литература.

Философия. Вишневский М.И.

Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

Написано в соответствии с требованиями типовой учебной программы курса "Философия". Дается обзор истории философской мысли. Излагаются основные проблемы философии. Значительное внимание уделяется рассмотрению актуальных вопросов современной философии. Показана образовательная направленность философских учений и идей.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, прежде всего, для студентов педагогических специальностей.

Формат: pdf / zip

Размер: 23 ,2 Мб

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ 5
Глава 1. Роль философии в жизни общества 5
1.1. Философия как мировоззрение 5
Истоки и жизненный смысл мировоззрения 9
Мифологическое и религиозное мировоззрение 16
Специфика философского мировоззрения 23
1.2. Основные философские проблемы, их взаимосвязь 33
Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение 33
Онтологическая проблема. Материализм и идеализм...... 38
Онтологическая проблема. Догматизм и диалектика 44
Гносеологическая проблема 47
Аксиологическая проблема 49
Социальная философия и философия человека 51
Контрольные вопросы 57
Глава 2. Генезис философии и ее исходные исторические типы 58
2.1. Философские идеи и учения Древнего Китая 58
Конфуцианство 60
Даосизм 65
2.2. Философские учения Древней Индии 69
Упанишады 70
Джайнизм 74
Буддизм 77
2.3. Древнегреческая философия 83
Милетская школа 85
Гераклит 87
Элеаты 88
Демокрит 90
Софисты 92
Сократ 94
Платон 99
Аристотель 106
Философия эллинистической эпохи 113
Контрольные вопросы 119
Глава 3. Основные идеи философии средневековья и эпохи Возрождения 120
3.1. Средневековая христианская философия 120
Августин 123
Схоластика. Реализм и номинализм 128
Фома Аквинский 131
3.2. Философская мысль эпохи Возрождения 137
Никколо Макиавелли 140
Николай Кузанский 141
Контрольные вопросы 145
Глава 4. Философия Нового времени: начальный период 145
4.1. Научная революция XVII в. и философские выводы из нее 145
«Коперниканский переворот» 146
Становление экспериментально-математической науки 148
Ф. Бэкон 151
4.2. Линии рационализма и эмпиризма 154
Р. Декарт 154
Б. Спиноза 160
Т. Гоббс 165
Дж. Локк 166
Г.В. Лейбниц 172
Дж. Беркли 176
Д. Юм 179
Философские идеи эпохи Просвещения 181
Контрольные вопросы 185
Глава 5. Философия Нового времени: от Канта до Маркса 186
5.1. И. Кант 186
Исходные проблемы и идеи 186
Учение о чувственном и рассудочном познании 189
Учение о теоретическом и практическом разуме 194
Философия Канта - выдающееся достижение теоретической мировоззренческой мысли 199
5.2. Развитие немецкого идеализма 202
И.Г. Фихте 202
Ф.В.И. Шеллинг 205
5.3. Г.В.Ф. Гегель 208
Общая характеристика гегелевской философии 208
Логика. Учение о бытии 214
Логика. Учение о сущности 217
Логика. Учение о понятии 219
Философия природы 222
Философия духа 223
5.4. Л. Фейербах. Философия Маркса 229
Антропологический материализм Фейербаха 229
Теоретические предпосылки философии Маркса 230
Материалистическое понимание истории 232
Контрольные вопросы 240
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 241
Современная ситуация и новые пути развития философии 241
Идея мировоззренческого синтеза в философии B.C. Соловьева 248
Глава 6. Поиски нового осмысления бытия 251
6.1. Бытие как материя 251
Материя и ее атрибуты 251
Материалистическая диалектика 256
Бытие природы. Экологический императив 260
Особенности си.нергетической карттшы мира 264
6.2. Бытие как жизнь 269
A. Шопенгауэр 269
Ф. Ницше 272
B. Дильтей 274
А. Бергсон 276
6.3. Феноменология и фундаментальная онтология 282
Э. Гуссерль 282.
М. Хайдеггер 286
Контрольные вопросы 292
Глава 7. Проблема человека 292
7.1. Феномен человека, многообразие путей его философского осмысления 292
Учение Тейяра де Шардена 293
Марксистская концепция человека. 298
Проблема идеального 302
Учение о личности 304
Фрейдизм и неофрейдизм. 306
Философская антропология 310
7.2. Экзистенциальная философия 318
С. Кьеркегор 318
Экзистенциализм в XX в.: концептуальная реконструкция
О.Ф. Больнова 321
Ж.П. Сартр 325
Н.А. Бердяев. 327
7.3. Философия образования.. .. 335
СИ. Гессен 336
Л.С. Выготский -. 341
Дж. Дьюи 345
Контрольные вопросы 351
Глава 8. Познание и наука 352
8.1. Позитивизм. Постпозитивизм. Герменевтика 352
О. Конт 352
Л. Витгенштейн 357
К. Поппер 364
Т. Кун 366
П. Фейерабенд 369
М. Полани 371
Х.-Г. Гадамер 376
8.2. Некоторые вопросы методологии науки 381
Общая характеристика современной науки 381
Сознание. Познание. Истина 384
Методы научного исследования, формы научного
знания 391
Контрольные вопросы 401
Глава 9. Социальная философия и аксиология 402
9.1. Философия истории 402
Социологический номинализм и социологический реализм 402
Общество. Социально-исторический организм. Культура 404
Н.Я. Данилевский 408
О. Шпенглер 410
A. Тойнби 413
B. Парето 416
Критика историцизма 419
9.2. Социальное познание и ценности 422
Р. Дж. Коллингвуд 422
К. Манхейм 425
П. Бурдье 430
М. Вебер 436
В. Виндельбанд 439
Ю. Хабермас 443
Ценность интуиции 448
9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания 452
Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина 454
Мировоззренческие дискуссии в эпоху Контрреформации и церковной унии 456
Социально-философская мысль в XIX-XX вв 459
Социально-философские аспекты идеологии белорусского государства 463
Контрольные вопросы 467
3аключение 468
Литература 473

Loading...Loading...