Возникновение философии философская мысль древнего мира. Античная философия

  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • Муниципальное право как отрасль права представ­ляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная еди­ница отрасли права. Нормы группируются в правовые инсти­туты, а правовые институты составляют отрасль права.

    Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

    Традиционная структура правовой нормы включает гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

    Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их не­исполнение не могут налагаться санкции.

    Диспозиция, которая содержит непосредственные пра­ва и обязанности субъектов соответствующих правоотноше­ний, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реа­лизации, предусмотренные гипотезой.

    Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъек­тов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.

    Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содер­жится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регули­рованию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но пре­дусматривается уголовным или административным законода­тельством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать пра­вильным.

    По-разному соотносятся между собой норма муниципаль­ного права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в боль­шинстве случаев статья нормативно-правового акта содер­жит несколько норм права либо одна норма права содержит­ся сразу в нескольких статьях.

    Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .

    a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

    b) по характеру предписаний :

    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

    c) по степени определенности (категоричности) предписаний :

    диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    d) по территории действия :

    общие – на всей территории России;

    региональные – в масштабе субъекта Федерации;

    локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

    e) по содержанию:

    материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

    В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зави­симости от уровня правового регулирования выделяют кон­ституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

    Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.

    К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:

    · Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.

    · Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.

    · Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.

    · Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.

    · Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.

    · Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).

    К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.

    ВВЕДЕНИЕ.

    … Для того чтобы понять

    Современное состояние мысли,

    Вернейший путь вспомнить,

    Как человечество дошло до него…

    А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

    Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

    Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э. В записях мифологических текстов.

    Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Своё отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой.

    Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на определённой последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснить и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

    Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времён стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.

    Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Были получены на территории Месопотамии и Египта.

    Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

    Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от “наивного реализма” первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом.

    Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют, целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет чёткости в вопросе о возможностях человека познать мир (гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Так в древнеиндийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух “брахман”. В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считается бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в Древнем Китае. Всё больше внимания начинало уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. До н.э. Философские воззрения достигли высокого уровня развития, что нашло своё выражение особенно в конфуцианстве, учении основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. До н.э.). Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия.

    Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

    Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.

    Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) В противоположность “софосу” – мудрецу – пророку, обладавшему “Софией” – божественной мудростью, “философ“ человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять “целое как целое”, понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это “знание ради самого знания” (Аристотель, “Метафизика”). Это знание ради достижения свободы духа.

    Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку.

    Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

    Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – “Физис” и “Космос”, его строение – V – IV вв. До н.э.),

    Среднюю классику(Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека – с половины V в. И существенная часть IV в. До н.э. И определяется как классический,

    Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов – конец IV – II в. До н.э.,

    Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), Главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. До н.э. – V – VI вв.н.э.).

    Учение о космосе и человеке:

    Проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира.

    Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том, что мир существует, наличествует, имеется. Проблемы бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е. Признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.

    Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях, происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем. Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и будет, что у Вселенной нет ни конца, ни размеров (Анаксимен, Эпикур, Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен, беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).

    Имя китайского религиозного философа Кун Цу (а также Кун- Фу-цзы, Цзы – «учитель») было преобразовано первыми европейскими миссионерами Китая в Конфуция. Со временем государственная религия Китая стала называться конфуцианством. О Кунфуции сочинялись разные легенды, утверждавшие, что он родился в пещере, вокруг него летали драконы, от которых он и воспринял мудрость. Говорили, что своими знаниями еще в детстве он затмил самых именитых мудрецов. Конфуций всю жизнь учил, что государство – это большая семья, а семья – это малое государство. Он проповедовал почитание старших, покорность и послушание.

    Протагор (ок. 490-420 до н. э.)

    Древнегреческий философ и мыслитель Протагор, предположительно, выходец из греческого селения Абдеры во Фракии, был самым известным воспитателем и преподавателем того времени, их называли софистами, что означало «любители мудрости». Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес к его исследованию. Он утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение, и человек есть мера всех вещей.

    Сократ (ок. 470-399 до н. э.)

    В Древней Греции не было более известного философа, чем Сократ. Сын простого каменотеса и обычной повитухи считался умнейшим человеком, и долгое время оставался некой «достопримечательностью» Афин. Его ценили за логику, за точные рассуждения, даже за странный внешний вид. Он мог сделаться богатым, а сам отвергал богатство. Отвергал и славу, жил более чем скромно, и многим казался чудаком. Он не записывал свои рассуждения,- это делали за него его многочисленные ученики и последователи. Главными источниками наших знаний о Сократе стали «Диалоги» его ученика Платона и воспоминания историка Ксенофонта.

    Платон (ок. 429-347 до н. э.)

    В своих сочинениях философ Платон много писал об идеальном государстве, которое, как он был уверен, можно создать по справедливым законам. Он мечтал воплотить свои идеи в жизнь, искал правителя, который бы согласился на это. Но такого правителя не нашел и создал свою философскую школу под названием Академия. Она просуществовала почти тысячу лет. Последующие ученые изучали философскую концепцию мира Платона, восхищались логикой его рассуждений. Самую известную его книгу «Республика » и сегодня изучают в высших учебных заведениях юристы, философы и социологи.

    5Аристотель (384-322 до н. э.)

    Аристотель, как ни один древнегреческий философ, был универсален. Он изучал не только окружающий мир, природу, свойства вещей, но и развитие общества. Он, любимый ученик Платона, не разделял идеалистических взглядов своего учителя и доказывал, что любой вещи свойственны количество, качество, отношение к другим вещам и свой образ действий. Вещественный мир материален. Постепенно он ввел систему научной классификации, создал свою терминологию, которая используется и в наше время. В труде «Поэтика» Аристотель впервые отметил, что особенность литературы в том, что она отражает действительность, поэтому имеет психологическое воздействие на читателя.

    Ибн Сина (Авиценна) (980-1037)

    Известный средневековый философ, поэт и врач Ибн Сина (полное его имя – Абу Али Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина) получил в Европе латинское имя Авиценна. Он служил придворным врачом, а потом визирем у иранского султана. Как и Аристотель, он был универсальным ученым, создал свыше 400 трудов во многих областях науки. До нашего времени дошло только 274 сочинения. Его главный труд – «Канон медицины» – получил признание во многих странах и был переведен на разные языки. Он не потерял своего значения и в наши дни – в нем медики находят описание многих лекарственных трав.

    Иммануил Кант (1724-1804)

    Немецкий философ Иммануил Кант отличался во всём редким постоянством. Его можно назвать рабом собственных привычек. Сами немцы удивлялись пунктуальности этого ученого. Он завтракал, обедал и ужинал в строго определенное время, никогда никуда не опаздывал и никуда не выезжал из своего родного Кенигсберга. Он всецело был погружен в научные изыскания. Кант был убежден, что человеческое познание начинается с опыта, но познать мир до конца человек не сможет. Его учение позднее сформировалось в отдельный раздел философии, получивший название «кантианство», а труды оказали огромное влияние на развитие всей мировой философии.

    Фридрих Ницше (1844-1900)

    Немецкий философ Фридрих Ницше считал себя больше музыкантом, чем философом. Музыку он очень любил, сам её сочинял, боготворил произведения Рихарда Вагнера, с которым дружил. Но все же не музыка, а его парадоксальные рассуждения о религии, морали, культуре общества оставили след в истории XX века. Они оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений – экзистенциализма и постмодернизма. С именем Ницше связывают зарождение теории отрицания – нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века, как в Европе, так и в России.

    фото из интернета

    План:
    1. Общее понятие и характерные черты китайской философии.
    2. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии.
    3. Даосизм - древнейшее философское учение Китая.
    4. Социально-философские школы Древнего Китая: конфуцианство и легизм.
    5. Древнеиндийская философия.
    6. Буддизм и его основные идеи.
    7. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.
    8. Первые философские досократические школы Древней Греции.
    9. Философия софистов и Сократа.
    10. Философия киников и стоиков.
    11. Философия Платона.
    12. Философия Аристотеля.
    13. Философия Эпикура.
    14. Теологическая философия средних веков.
    15. Философия Августина Блаженного.
    16. Философия Фомы Аквинского (томизм)

    Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения.

    Общее понятие и характерные черты китайской философии

    Основные черты восточной философии: созерцательность, тесная взаимосвязь с мифологией и религией, ориентация на проблемы человека. Всё это ярко проявляется во всей истории развития философии Китая.

    Китайская философия в своей эволюции прошла три основных этапа:
    1. VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ.
    2. III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы.
    3. ХХ в. н.э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
    Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
    - даосизм;
    - конфуцианство;
    - легизм.
    После проникновения в Китай буддизма (III в. н.э.) и до конца XIX в. основу китайской философии составляли:
    - чань-буддизм - национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
    - неодаосизм;
    - неоконфуцианство.
    В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
    - христианской религии;
    - марксизма;
    - ведущих европейских и американских философов.
    Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно:
    - восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
    - восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
    - консерватизм сознания, боязнь перемен;
    - осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии;
    - приоритет, отдаваемый коллективным формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин и др.); отсюда - уважение и трепет перед государством, как организующей силой;
    - восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого;
    - распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения);
    - конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
    - предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле;
    - уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).
    Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
    - цзин - энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма;
    - ци - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего, в отличие от цзин - энергии зарождения;
    - шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека в отличие от ци.
    Помимо трех видов космической энергии китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:
    - ян - мужская сексуальная энергия;
    - инь - женская сексуальная энергия.
    Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы, например, различие всех людей на мужчин и женщин, так и неживой природы.
    В основе существования живой и неживой природы лежит «Тай-цзи» - единство, борьба, и взаимопроникновение ян и инь.
    Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
    - не дает четкого понятия человека;
    - начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
    - не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений. После смерти человек (его дух) остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.
    - выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце;
    - воспринимает человека как часть природы и космоса;
    - не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
    - призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
    Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды. Эти первоэлементы находятся в постоянном круговороте.
    В Китае возникли философские школы - даосизма, конфуцианства и легизма.

    Даосизм - древнейшее философское учение Китая

    Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
    Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники даосизма философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин».
    Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
    «Дао» - путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон и первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
    «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
    Философия даосизма несет в себе следующие идеи:
    - все в мире взаимосвязано;
    - материя, из которой состоит мир, едина;
    - существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»),
    - мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, а следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние («у-вэй»);
    - особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами;
    - путь к счастью и познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей;
    - необходимо во всем уступать друг другу.
    Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм
    1. Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, как участника социальной жизни.
    Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Главным источником учения является произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
    Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
    1. Как необходимо управлять людьми?
    2. Как вести себя в обществе? .
    В вопросах поведения они предлагают следовать золотому правилу: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
    Принципы учения Конфуция:
    - жить в обществе и для общества;
    - уступать друг другу;
    - слушаться старших по возрасту и по званию;
    - подчиняться императору;
    - сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
    Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель):
    - подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
    - управлять на основе добродетели («бадао»);
    - обладать необходимыми знаниями;
    - верно служить стране, быть патриотом;
    - обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
    - быть благородным;
    - предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
    - заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
    В свою очередь, подчиненный должен:
    - быть лояльным по отношению к руководителю;
    - проявлять старание в работе;
    - постоянно учиться и самосовершенствоваться.
    Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
    2. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй

    (288 - 233 гг. до н.э.).
    Основной вопрос легизма - как управлять обществом?
    Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
    Основные постулатами легизма:
    - человек изначально обладает злой природой;
    - государство в лице армии и чиновников должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
    - законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;
    - государственный аппарат должен формироваться из профессионалов, должности не должны передаваться по наследству;
    - государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

    Древнеиндийская философия

    1. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
    - XV - VI вв. до н. э. - ведический период;
    - VI - II вв. до н. э. - эпический период;
    - II в. до н. э. - VII в. н. э. - эпоха сутр.
    Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
    Веды включали в себя:
    - «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
    - описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
    - книги лесных отшельников («араньяки»);
    - философские комментарии к Ведам («Упанишады»).
    Наибольший интерес исследователей древнеиндийской философии вызывают Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»). В них дается философская трактовка содержания Вед.
    Источниками философии Древней Индии второго эпического этапа являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
    В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
    - буддизм;
    - джайнизм;
    - чарвака-лакаята.
    Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
    - йога;
    - веданта;
    - вайшешина;
    - ньяя;
    - миманса;
    - санкхья.
    Завершает период древнеиндийской философии эра сутр - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.
    В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.

    Буддизм и его основные идеи

    Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии после V в. до н.э. В III в. н.э. учение получило распространение в Китае, Юго-Восточной Азии и в иных регионах.
    Основателем данного учения считается Гаутама Будда (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола - аскет-отшельник - мудрец), после чего «прозрел». Это случилось в 527 г. до н.э.
    Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними путями: «Путем удовольствия» (развлечения, праздность, лень), и «путем аскетизма» (умерщвление плоти, лишения, страдания).
    «Средний путь» это путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления и самосовершенствовании. Конечной целью этого пути является Нирвана - высшая благодать.
    Будда вывел четыре благородные истины:
    1. Жизнь в телесной оболочке - есть страдание.
    2. Источник страдания - желание (наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.).
    3. Чтобы избавиться от страданий и новых физических перерождений следует избавиться от желаний.
    4. Средство избавления от желаний - полная отрешенность от внешнего мира.
    К пяти заповедям буддизма относятся следующие:
    - не убий;
    - не укради;
    - будь целомудренным;
    - не лги;
    - не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

    Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

    1. Древнегреческой называется философия, выработанная философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Философия Древнего Рима отождествляется с древнегреческой и объединяется с ней под общим названием «античная философия».
    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре этапа.
    - демократический - VII - V вв. до н.э.;
    - классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;
    - эллинистический - конец IV - II вв. до н.э.;
    - римский - I в. до н.э. - V в. н.э.
    2. Особенности данных периодов.
    К демократическому периоду относится деятельность философов-«досократиков»:
    - милетской школы «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
    - Гераклита Эфесского;
    - элейской школы;
    - атомистов (Демокрита, Левкиппа), и т.д.
    Основные проблемы, которыми занимались «досократики»:
    - объяснение явлений природы, сущности Космоса и окружающего мира;
    - поиски первоначала всего сущего.
    Их метод философствования получил название «декларирование». Они провозглашали собственные взгляды, превращенные в догму.
    Классический (сократический) период это время расцвета древнегреческой философии.
    К данному периоду относятся:
    - философско-просветительская деятельность софистов;
    - философия Сократа;
    - философия Платона;
    - философия Аристотеля.
    Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако:
    - выдвинули идеалистическую версию происхождения всего сущего;
    - положили начало спору между материализмом и идеализмом;
    - занимались проблемами человека, общества и государства;
    - занимались развитием логики.
    Для эллинистического периода характерно:
    - распространение антиобщественной философии киников;
    - зарождение стоического направления философии;
    - деятельность «сократических» философских школ, таких: Академии Платона, Ликея Аристотеля и др.;
    - философия Эпикура и пр.
    Черты эллинистической философии:
    - кризис античных моральных ценностей;
    - снижение страха перед богами и уважения к ним;
    - пренебрежение к государству и его институтам;
    - признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека.
    Наиболее известными философами римского периода являлись:
    - Сенека;
    - Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
    - Тит Лукреций Кар;
    - поздние стоики;
    - ранние христиане.
    Для философии римского периода было характерно:
    - взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий и их слияние в одну античную философию;
    - влияние на античную философию идей философии покоренных народов Востока и Северной Африки;
    - близость философов к государственным институтам. Так, например, Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором;
    - повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
    - расцвет эстетики;
    - преобладание идеализма над материализмом;
    - постепенное слияние античной и христианской философий.
    3. Особенности античной философии:
    - философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
    - главной идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом);
    - допускалось существование богов;
    - человек не выделялся из окружающего мира и был частью природы;
    - были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита).

    Философия Эпикура - читайте ниже.

    Loading...Loading...