Объект и предмет философии. Предмет изучения философии и её функция

При покупке бетона специалисты обращают внимание на главные показатели качества этого каменного строительного материала - марку и класс. Все остальные показатели (водонепроницаемость, стойкость к сильным морозам, огнеупорность) отходят на второй план, хотя также имеют немаловажное значение.

Для покупателя важно выбрать товар по типу марки и класса, ведь именно от данных характеристик будет зависеть срок эксплуатации бетонной смеси. Далее пойдет речь о том, что необходимо понимать под классом и маркой бетона, какие виды материала существуют исходя из этих категорий, а также будут перечислены главные области применения бетона.

Что такое класс и марка бетона?

Класс бетона - это определенная числовая характеристика конкретного свойства материала, означающая с обеспеченностью 0,95. Другими словами, указанное классом свойство обеспечивается как минимум в 95 случаях из 100. В пяти случаях возможно невыполнение определенных свойств.

Выбор того или иного класса бетона, марки бетона будет полностью зависеть от вашего проекта. Если проект еще не создан или находится на стадии разработки, можно обратиться за помощью к профессиональным строителям, которые смогут грамотно подобрать нужный класс.

Марка бетона - показатель качества смеси. Полный диапазон составляет от 50 до 1000. Наиболее часто используемые - от м 100 до м 500. Если говорить более подробно о марке бетона, то она целиком зависит от того количества цемента, который содержится в бетонной смеси.

Цифры марки материала показывают предел прочности на сжатие . Марка и класс похожи в некотором роде, хотя и отличаются тем, что в марках применяется среднее значение прочности, а классы демонстрируют прочность с обеспеченностью 0,95. Если вы не разбираетесь в подобных показателях, следует обратиться к проектной документации. Здесь, как правило, указывается, какой класс и марка бетона должны использоваться в конкретном строительстве. От вас требуется лишь проследить за тем, чтобы они соответствовали тем цифрам, которые вы заказывали.

Какие бывают классы и марки бетона?

  1. В настоящее время существуют следующие классы бетона: В1; В1,5; В2; В2,5; В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В25; В30; В40; В45; В50; В55; В60. Основной диапазон классов составляет от B7,5 до B40.
  2. Известны следующие марки бетона: м 50, м 100, м 150, м 200, м 250, м 300, м 350, м 400, м 450, м 500, м 1000.

Бетон любой марки и класса должен быть однородным . Такое требование связано с техническими свойствами строительного материала. Для определения однородности применяют результаты, полученные на основе испытаний бетонных образцов за какой-либо промежуток времени.

В то же время прочность материала будет неодинаковой, отклоняясь от среднего значения то в одну, то другую сторону. Прочность будет зависеть от качества цемента, правильности приготовления бетонной смеси и некоторых других факторов.

Что определяют данные показатели бетона?

Марка и класс бетонной смеси определяют ее прочность, морозостойкость, водонепроницаемость и другие немаловажные свойства материала.

Проектная марка по морозостойкости, к примеру, характеризуется количеством циклов замораживания и оттаивания, которые образцы выдерживают в период стандартных испытаний. Марка назначается после того, как материал был подвержен многократному воздействию минусовых температур.

Марка по водонепроницаемости контролируется гидростатическим давлением, которое позволяет бетонному образцу не пропускать внутрь воды.

Проектная марка по прочности также определяется во время испытаний над бетонными образцами.

Область применения различных марок и классов

Товарный бетон различных классов и марок сегодня широко используется во многих строительных сферах. Ниже будут представлены наиболее распространенные области применения тех или иных классов и марок материала.

В настоящее время использование той или иной марки бетона регламентируется проектной документацией. Здесь указываются конкретные цифры в зависимости от условий, в которых будет эксплуатироваться дорожное покрытие, жилое сооружение, колонна, хранилище или какая-либо другая конструкция. Также учитывается назначение строящегося объекта.

В то же время бетонные смеси м100-м200 используются исключительно для подготовительных строительных работ, которые включают в себя работы с заготовкой основания здания. м300-м350 больше подходят для возведения стен, а м350-м400 - для заливки фундаментной подушки. Более сложные и прочные конструкции строятся при помощи таких марок, как м500-м600.

Марка или класс - это главный показатель качества бетонной смеси, на который обычно акцентируется внимание при покупке бетона. Другие же показатели, такие как: морозостойкость, подвижность, воднонепроницаемость - в данной ситуации отходят на второй план. Первоначально, всё же, - выбор по марке или классу. Вообще, прочность бетона - довольно изменчивый параметр, и в течение всего процесса твердения - она нарастает. Например: через трое суток - будет одна прочность, через неделю - другая (до 70% от проектной, при соответствующих погодных условиях). Через стандартный срок - 28 дней нормального твердения - набирается проектная (расчётная) прочность. Ну а через полгода она становится ещё выше. В принципе, твердение бетона и набор его прочности идёт долгие годы.

  • марки бетона в цифрах м 100, м 150, м 200, м 250, м 300, м 350, м 400, м 450, м 500 Полный диапазон марок от м 50 до м 1000. Основной диапазон применения 100-500. Марка бетона напрямую зависит от количества цемента в составе бетонной смеси.
  • класс бетона B 7.5, B 10, B 12.5, B 15, B 20, B 22.5, B 25, B 30, B 35, B 40 Полный диапазон классов от В 3.5 до B 80. Основной диапазон B7.5-B40.

Прочность, марка, класс бетона. Методы определения. Контрольные пробы.

Выбор и покупка конкретного вида и марки (класса) бетонной смеси определяется Вашим проектом. Если проекта нет, то можно доверится рекомендациям Ваших строителей. Если у Вас есть некоторые сомнения в компетентности Ваших строителей, можно попытаться разобраться самостоятельно.

Цифры марки бетона (м-100, м-200 и т.д) обозначают (усреднённо) предел прочности на сжатие в кгс/кв.см. Проверку соответствия необходимым параметрам осуществляют сжатием (специальным прессом) кубиков или цилиндров, отлитых из пробы смеси, и выдержанных в течение 28 суток нормального твердения.

В современном строительстве чаще используется такой параметр как - класс бетона. В общем и целом, этот параметр сродни марке, но с небольшими нюансами: в марках используется среднее значение прочности, в классах - прочность с гарантированной обеспеченностью. Впрочем, для Вас это не имеет какого-либо значения. Не буду Вам морочить голову с коэффициентами вариации прочности, и прочими техническими нюансами. В проектной документации, если она у Вас конечно имеется, должно быть указано: какой класс бетона должен использоваться. В соответствии со СТ СЭВ 1406, все современные проектные требования к бетону указываются именно в классах. Уж не знаю - насколько это соблюдается, потому как 90% строительных организаций заказывают бетон в марках...

Для Вас главное - чтобы марка бетона, который Вам привезли, соответствовала тому, что Вы собственно заказали. Проверить конечно можно, но не сразу. Что стоит сделать.

При разгрузке бетона, взять пробу и отлить пару-тройку кубиков размером 15х15х15 см. Для этого можно сколотить из дощечек специальные формы нужного размера. Перед заливкой бетона в формы, ящички желательно увлажнить, дабы сухое дерево не забрало много влаги из бетона, тем самым отрицательно воздействуя на процесс гидратации цемента . Залитую смесь необходимо проштыковать куском арматуры или чем-то подобным: потыкать в смесь, как толкут картошку пюре, чтобы в залитой пробе не образовались незаполненные места (раковины), вышел лишний воздух, и смесь уплотнилась. Так же можно уплотнить смесь ударами молотка по бокам ящичков. Отлитые кубики храните при средней температуре (около 20 градусов) и высокой влажности (около 90%).

Через 28 дней Вы можете с чистой совестью принести всё это великолепие в любую независимую лабораторию; Вам там всё это подавят и вынесут вердикт - соответствует ли бетон заявленной марке или не соответствует. Впрочем, не обязательно ждать 28 дней, для этого существуют промежуточные стадии твердения в возрасте 3, 7, 14 суток. В течение первых 7 дней бетон набирает около 70% расчётной прочности.

Какие нюансы могут возникнуть при заборе и хранению проб-кубиков:

  • Не разбавляйте водой смесь в автобетоносмесителе.
  • Берите пробы непосредственно с лотка бетоносмесителя.
  • Тщательно уплотняйте бетонную смесь в формах штыкованием (картошка-пюре)
  • Храните пробы в надлежащих условиях: не на солнце и не на печке:-)) Лучше в прохладном подвале, или просто в тени.

Вот и всё про кубики. Если Вы вдруг забыли взять пробы, а знать, что у Вас всё в порядке хотелось бы, - обратитесь в независимую лабораторию, которая может провести замер прочности на месте. Для этого существуют так называемые неразрушающие методы исследования прочности: проверка методами ударного импульса прибором склерометром. В народе называется - простучать бетон. Так же используются ультразвуковые и иные методы определения прочности.

Соотношение между классом и марками бетона по прочности при нормативном коэффициенте вариации v = 13,5%

Твердение бетона.

Прочность бетона нарастает в результате взаимодействия цемента с водой. По научному этот процесс называется гидратация цемента. Гидратация останавливается, если в молодом и набирающем прочность бетоне высыхает или вымерзает вода (влажность). Высыхание и замерзание молодого бетона существенно ухудшает его свойства и прочностные характеристики. А молодым он считается, как минимум, пару недель. Если честно, то хотя бы недельку постоит в нормальной влажности и температуре - уже хорошо, уже есть примерно 70% прочности.

С потерей влаги, необходимой для нормального процесса гидратации, надо бороться. Ведь теряется не только влага, а теряется ещё и прочность. Вернее, - она не набирается. Молодой бетон, как ребёнок, нуждается в уходе и питании:-) Только вместо каши - бетону нужна вода. И тогда он отблагодарит Вас долгими годами безупречной службы.

  • Свежеуложенный бетон, в жаркую погоду неплохо бы накрыть мокрой мешковиной, или хотя бы плёнкой ПВХ.
  • 1-5 дневные бетонные конструкции - не помешает поливать водой. Хуже не будет.

Что самое любопытное, он может продолжится весной, когда оттает. Если конечно всю конструкцию не размоет к тому времени. Естественно, прочность и морозостойкость такого бетона может быть существенно ниже, чем должно быть при нормальном твердении. Даже существуют специальные методики, так называемого, раннего замораживания бетона. Бетон с небольшим количеством противоморозных добавок укладывают при низких температурах (-15-30). Он замерзает и в таком виде живёт до начала прихода более теплой погоды. Ближе к весне бетон просыпается и начинается процесс гидратации цемента.

Бетон – это самый востребованный в настоящее время строительный материал без него невозможно возвести ни одну конструкцию, ведь именно бетон считается базовой основой строительного искусства. Перед тем как задействовать этот продукт по назначению, необходимо разобраться, что собой представляет изделие, чем отличается товарный бетон от обычного, а также какие маркировки присущи ему.

Что из себя представляет бетон

Вначале рассмотрим отличие между заводской и товарной смесью. Если бетонная смесь замешивалась на заводе, а далее была реализована на строящихся объектах, то у такого продукта название товарный бетон. Отличие между заводской смесью и обычной состоит в высоком качестве первого вида. Это подтверждается имеющимися сертификатами.

С учетом показателя прочности класс бетона обозначают буквой В и цифрами: В5; В7,5, В10 и так далее. Присутствующая цифра в формуле обозначает давление, выраженное в МПа, которое способна выдержать представленная продукция. Например, В10 – это бетон, который в 95% случаев способен выдерживать давление в 10 МПа.

От чего зависит марка бетона? Марка бетона предполагает наличие букв и символов: М50, М100, М150, М200 и так далее. Число, присутствующее в формуле, указывает на показатель прочности на сжатие. Его получают методом определения среднего значения по результатам испытания образцов. Предел прочности при сжатии получают как среднее арифметические значение по 2 самым большим значениям в серии их 3 испытуемых. После представленных мероприятий получают определенное значение, выраженное в кгс/см2, что показывает характеристику марки изделия по прочностным показателям на сжатие.

Таблица 1 – Применение бетона с учетом группы морозостойкости

Группа морозостойкости Обозначение Сфера использования
Низкая менее F50 Не пользуется особой популярностью
Умеренная F50 – F150 Морозостойкость и водонепроницаемость материала данной группы обладает оптимальными показателями. Представленная продукция пользуется широким применением.
Повышенная F150 – F300 Благодаря высокому уровню морозостойкости такой бетон может использоваться при закладке фундамента при суровом климате.
Высокая F300 – F500 Это изделие может применяться при закладке фундамента переменной влажностью.
Особо высокая более F500 Такая высокая морозостойкость достигается благодаря методу впрыскивания особых добавок. Задействуют при строительстве прочных конструкций.

Старые и новые марки

Ранее стандартом марка представленного изделия предполагали букву М, а сегодня приобрести такую продукцию можно при маркировке БСГ. После буквенного обозначения также идут цифры, которые определяют прочность на сжатие. Например, .

О сравнении пенобетона и газобетона можно узнать в данной

На видео – марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости:

Соотношение классов и марок

Согласно СНиП 2.03.01-84 класс бетона по прочности обозначается В. После буквы идет число, которое указывает на прочность на сжатие и осевое растяжение. Согласно СНБ 5.03.01-02 класс бетона обозначается С, а цифры также несут в себе информацию о нормативном сопротивлении на осевое сжатие.

Как использовать тяжелый бетон по ГОСТу можно узнать из данной

В 65 – М 900 В 70 C60/70 М 1000 В 75 С 60/75

На видео рассказывается о том, как проверить бетон на качество и соответствие марке:

Какой гидрофобизатор лучше использовать для бетона описано

Бетон – это популярный строительный материал, который сегодня активно применяют при возведении различных конструкций. При выборе этого изделия необходимо ориентироваться на формулу, которая указана на упаковке. Только правильная ее расшифровка позволит вам точно определить технические характеристики выбранного продукта.

Что является предметом философии?

На этот, как и на многие другие вопросы, в философии нет однозначного ответа. Во-первых, потому, что предмет философии менялся в ее историческом развитии, и, во-вторых, в различных философских направлениях по-разному определяется предмет.

Рассматривая исторический аспект, можно выделить три основных этапа в развитии предмета философии.

Первый этап древняя философия, как совокупная мудрость человечества, включала в себя зачатки всех научных знаний, следовательно, ее предметом были всеобщие и конкретные законы бытия, известные в то время. Философ – мудрец был тогда и математиком, и астрономом, и врачом, и историком. Оттуда и пошло определение философии как “царицы наук” или “науки наук”.

Второй этап – процесс дифференциации науки и распредмечивания философии. От философии постепенно отпочковывались и оформлялись в самостоятельные науки различные области знания, “унося” с собой часть ее предмета. Схематично всю область исследования науки можно представить в виде большого пирога, который разделили на части (см. схему 3).

В XIX веке проблема распредмечивания философского знания была осознана и вновь в философии начались поиски ее предмета.

Третий этап – (XIX – XX вв.) характерен многообразием точек зрения на предмет философии и ее статус в системе научного знания. Здесь приведем лишь некоторые (во многом противоположные) точки зрения.


Процесс дифференциации науки и распредмечивания философии


а) Позитивизм считает предметом своей философии анализ языка науки , сводя функции философии к логике и методологии науки (подробнее об этом смотри в теме “Философия XX века”).

б) Диалектический материализм определяет философию как науку о наиболее общих законах бытия . Любая наука среди бесконечного многообразия связей окружающего мира выделяет и изучает законы. Закон – это существенная, общая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами . Однако в мире существуют законы различной степени общности. Философию, в отличие от других наук, интересуют самые общие, универсальные связи бытия. Известный американский фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов представляет роль и место философии в современном научном знании в следующем образе (См. рис. 1). Современную науку, утверждает он, можно представить в виде большого сада разделенного на отдельные участки. Каждый хозяин осваивает свой участок, знает в нем все до мельчайших подробностей, но ему не интересно, что делается на участке соседа. Так часто бывает, что специалисты даже смежных областей науки не понимают друг друга, в силу узкой специализации и особенности формализованного языка той или иной дисциплины. В такой ситуации еще более необходим обобщающий взгляд с высоты или со стороны. В этом и состоит методологическая функция философа.

в) Иррационалистическое направление в философии считает, что предмета у философии вовсе нет, так как она не наука, а “... искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в запредельную сущность мира . Противопоставляя философию науке, Н.Бердяев дальше пишет: “В науке есть горькая нужда в человека; в философии – роскошь, избыток духовных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем... В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве” .

Философия изучает универсальные, всеобщие связи, но, тем не менее, структурирует свой объект; поэтому традиционно в философском знании выделяются следующие направления или разделы:

Онтология – учение о бытие;

Антропология – учение о человеке;

Гносеология – теория познания;

Логика – наука о закономерностях абстрактного мышления;

Методология – наука о методах познания и границах их применения;

Аксиология – учения о ценностях;

Социология – наука об общих законах развития общества;

Этика философская теория морали и нравственности;

Эстетика – наука о закономерностях существования и создания прекрасного в мире.

На разных этапах развития философии и в различных философских школах на первый план выдвигаются те или иные проблемы. Это зависит от потребностей общественной практики и науки, а также от философских традиций.

1.2. В чем специфика философских вопросов постижения истины? Метод – путь, способ исследования, познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Философский метод представляет собой общий подход к изучению действительности. В зависимости методологической традиции выделяются основные типы философствования: метафизический и диалектический; рационализм и иррационализм.

ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
Поход к изучению мира как раз и навсегда данного, изучение объекта в статичном состоянии. Мышление основано на формальнологическом законе исключенного третьего: или да, или нет – третьего не дано: тяготеет к построению однозначной, статичной, умозрительной картины мира. Подход к изучению мира как процесса (изучается динамика объекта). Диалектическое мышление, изучая подвижные связи мира, переход одного в другое допускает единство противоположностей (и да, и нет – одновременно). В диалектике картина мира оживает.
ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Философия в познании мира опирается на разум (ratio), используя формы и методы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, индукция, анализ, синтез и т.п. Философия в познании запредельной сущности мира опирается не на разум, а пользуется сверхрациональными (иррациональными) способами постижения истины: любовь к истине, интуиция, медитация, непосредственная связь с космосом, экстрасенсорика и т.п.

Эвристическая сила философских методов проявляется в том, что они могут быть использованы в познании любой сферы бытия. В истории науки и философии множество примеров того, как философы, пользуясь исключительно силой своего мышления, делали открытия, на многие столетия, опережающие их экспериментальное подтверждение в естествознании. Так в V веке до нашей эры Демокрит открыл атомы и спустя 24 века естествознание экспериментально подтвердило их существование. Немецкий философ Иммануил Кант, не будучи ни физиком, ни астрономом, выдвинул первую в истории науки космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной “туманности”, то есть из огромного облака диффузного вещества. Выход из кризиса физики в начале XX века был предложен философом В.И. Лениным, который, пользуясь диалектическим методом и расширив границы познания, объяснил философский и физический смысл новых открытий в науке (подробнее об этом смотри в теме “Онтологические проблемы в философии”).

1.3.Особенность языка философии заключается в том, что в отличие от других (в частности естественных) наук она практически не обращается к формализованному языку, а пользуется естественным языком. Это позволяет ей “проникать” в другие сферы культуры и через них, через науку, искусство, мораль, влиять на жизнь человека, его сознание. Философия вырабатывает, определяет самые общие, абстрактные понятия – категории: мир, космос, бытие, человек, закон, сущность, причина, движение, познание, сознание и т.п. и поэтому является необходимым условием формирования развитого теоретического мышления.

Начинающему изучать философию она предстает в виде “знакомой незнакомки”. С одной стороны, человек всегда пользуется общими понятиями, (они ему знакомы до изучения философии), а с другой стороны, поначалу представляется трудным оперировать столь абстрактными понятиями, не обращаясь зачастую к конкретным образам. В языке философии большую роль играет не только логическая структура, но и стиль. В этом философия сближается с искусством. Философия - это стиль, поэтому индийская, китайская, немецкая, французская, русская, украинская философии отличаются друг от друга. Говорят, что на предложение изложить свои взгляды в популярном издании на французском языке, Гегель - немецкий философ диалектик, ответил с гордостью, что его философия не излагается ни кратко, ни популярно, тем более на французском языке.

Попытки формализовать философию, представить ее в виде общей для всех логической структуры (Р.Декарт, Б.Спиноза, современный позитивизм) не увенчались успехом. Философия была и осталась общим умозрительным рассуждением о коренных проблемах человеческого бытия.

Какое место занимает философия в системе научного знания? Как она связана с другими науками?

Обсуждается три статуса философии:

Над наукой в качестве компаса; сознательно принимаемый “азимут” того, в системе каких философско-теоретических категорий и ценностных установок строить науку.

Под наукой , как существенный системообразующий элемент фундамента научной деятельности, как система категорий культуры, частью которой является философия.

В науке как неустранимый компонент, как рабочий прагматический аспект самой научной деятельности, когда в решении научных задач участвуют категории и методы науки и философии. А.Эйнштейн, например, утверждал, что наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной.

Место философии в системе культуры представлено в схеме 4.

Для чего человеку нужна философия? Какие блага она ему дает и от каких зол освобождает? Философия служит средством самопознания человека, ориентации его в мире. Она освобождает личность от внешнего насилия, возвышая дух человеческий. Основание этой освободительной деятельности философии русский философ В.Соловьев видит в “...существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, так, что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем и процесс положительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: Это не то, что я хочу, - он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Это двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляет сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед основной природой, так что на вопрос: Что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком ” .

Ваш словарь пополняется

следующими понятиями:

онтология, гносеология, логика, метод, методология, аксиология, социология, этика, эстетика, метафизика, диалектика, рационализм, иррационализм .


ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Философские принципы Общие методы познания Предельно общие системы мировоззрения: Религия Философия
Научная картина мира
Теоретический уровень науки Система эстетических и моральных ценностей
Эмпирический уровень науки (эмпирические законы) Ценности практической повседневной деятельности Здравый смысл
Экспериментально-практический уровень науки (научный опыт, практика) Жизненный опыт. Повседневная деятельность
Общественно-практическая деятельность Практика
ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

И в заключение вводной части (древние ее называли пропедевтика – т.е. вхождение в систему понятий какой-либо отрасли знания) проверьте себя в следующем диктанте – тесте. Вам предлагается 20 вопросов. Вы пишете у себя в тетради только номер вопроса и краткий ответ. Засеките время. Вы справились с заданием за 15 -20 минут? У Вас от 15 до 20 правильных ответов? – Отличный результат! Поехали!

1. Философия – это мировоззрение, наука или сфера духовной культуры?

2. Главный вопрос любого мировоззрения?

3. Три исторических типа мировоззрения?

4. В каком типе мировоззрения сущность мира и человека объясняется с помощью сверхъестественных сил?

5. Какой тип мировоззрения опирается на разум, а не на веру?

6. Что составляет структуру мировоззрения?

7. Основной вопрос философии – это вопрос о …?

8. Как называется философское мировоззрение, доказывающее первичность материального начала бытия?

9. Назовите основные формы идеализма?

10. Как называется направление в философии, отрицающее познаваемость мира?

11. Что такое метод?

12. Как называется учение о методах познания?

13. Назовите метод, противоположный метафизическому?

14. Назовите метод, противоположный рационализму?

15. Как называется философское учение о познании?

16. Как называется философское учение о бытии?

17. Философское учение о сущности прекрасного?

18. Как называется философское учение о морали?

19. Философское учение о человеке?

20. Что является предметом философии?


Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

Loading...Loading...