Творчество духа в духовной прозе. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Самость, Самодух, или Творческий Дух. Spiritus Creator.

Введение в седьмую часть.

В этой части книги я постараюсь описать свои представления о самом высоком макроуровне психики. Исходя из идеи взаимозаменяемости пирамидальной и сферической понятийно-геометрической моделей психики можно сказать, что этот макроуровень есть как высшее, так и глубинное в психике человека. Его можно также назвать сердцевинным психическим образованием, которое для остальных (нижележащих, и в то же время поверхностных) макроуровней/слоёв является управляющим психическим органом. Это самое внутреннее внешней и внутренней (психической) жизни человека. И самое главное.

Данный макроуровень психики я назвал Творческим духом, который можно ещё обозначить квази-латинским образом как Spiritus Creator, или просто Spiritus. Поскольку он объединяет в себе противоположности Logos-а (социального духа, вербального интеллекта) и Psyche (социальной души), то его можно ещё назвать Психологосом (PsychoLogos).

Синонимом Творческого Духа можно считать Духовность, ведь духовность, скорей всего, и есть духов(ная сущ)ность. Когда человека называют духовным? Тогда, во-первых, когда он стремится к познанию, к осмыслению (постижению, пониманию, объяснению) мира и себя, когда он рассудителен и разумен (Logos). И тогда, во-вторых, когда он, рефлексируя свои мысли и поступки, стремится к гармонии в отношениях с миром (природным и общественным, внешним и внутренним), т.е. стремится к добру, имеет морально-нравственные принципы, добросовестен в выполнении своих обязательств (Psyche) и стремится к дружескому согласию и свободе воли. Таким образом, духовным мы называем того человека, который совмещает в себе разумность и свободу воли. Безнравственно разумного человека, холодного рационалиста, действующего только в своих собственных интересах, мы духовным не назовём. Так же как не назовём таковым и покладистого, в общем-то, доброго человека, не стремящегося расширить горизонты своих познаний, не задающегося вопросами о смысле тех или иных наблюдаемых явлений, о смысле жизни вообще и о смысле своей жизни в частности.

Говоря о Духовности (Spiritus), синтезирующей в себе противоположности Разума (Logos) и Свободы (Psyche), нельзя обойти вниманием и то, из чего вышли эти противоположности, а именно Общество (Corpus socialis) и Труд - совместную экономическую деятельность. Отрывать Духовность от материального производства, от общественно полезного труда, это значит уносить Духовность в очень далёкие и высокие дали, делать её жутко таинственной, отдавать её во власть непонятному Святому Духу, в то время как вопросы собственного благоустройства и благосостояния, благоустройства своей страны, города, улицы, дома, квартиры, своей семьи, и т.д. должны из этих высоких далей видеться как что-то сугубо материальное, приземлённое, низкое и не достойное внимания "воистину духовного" человека. Этим грешат многие разновидности мировой религии и религиозные секты. И в этом плане (в плане рефлексии духовности в материальность) было бы хорошо брать пример с протестантизма. Мы ведь не назовём духовным человека, у которого неряшливый вид, который не следит за собой, не заботится о своих близких, о своём доме, разматывает направо и налево своё материальное имущество, или наоборот, скупится одарить своим добром (в материальном плане) того, кто в этом нуждается, который не заботится о своих престарелых родителях, и т.д..

Есть ещё подходящие варианты названия этой психосферы. Например, юнговская Самость. Хотя по смыслу, вкладываемому Юнгом в это понятие, моё понимание Самости не так мистично. И вообще не мистично. Самость начинается с самостоятельности, одного из атрибутов свободного творчества, или творческой свободы личности. Самость (Self) на уровне рефлексии ещё только осознавалась, познавалась собой в виде Я (Ego). Я – это только мыслимая, теоретическая Самость. Самость – это действующее волевым образом, деятельное Я, самовоплощающееся, самореализующееся Я, переход из идеального Я в Я действительное. Можно много думать и говорить: «Я, я, я…», и ничего при этом не делать. Но когда ребёнок говорит родителям: «Я сам», он пробует идти самостоятельно, без поддержки родителей, без их вмешательства, т.е. свободно, независимо от их физического участия (эмоциональная поддержка при этом не исключается и не возбраняется). Ребёнком в этом случае никто не управляет. Ребёнок сам управляет своим телом, своими ногами и руками. Самоуправление – другой атрибут свободного творчества.

Самостоятельность (самодеятельность) и самоуправление в движении, в действиях, в поступках, в трудовой деятельности – две стороны Творчества, его статика и динамика. Попыткой самостоятельного передвижения ребёнок творит нечто новое (пока ещё для себя) и радуется тому, что у него получается. Этот акт можно назвать творческим актом, тем актом, с которого начинается творчество в жизни ребёнка. Этот акт - акт завоевания большей свободы, акт преодоления собственной ограниченности. Дальше он пробует делать ещё что-либо самостоятельно: играет, рисует, лепит, экспериментирует, приобретает личный опыт в разных сферах жизни, самостоятельно делает домашние задания, помогает родителям, сочиняет, врёт, бедокурит, ведёт личный дневник, пробует себя в прозаическом и поэтическом творчестве, и так далее. Взрослый человек уже стремится преодолеть общечеловеческие барьеры, границы непознанного и несотворённого. Взрослый творит уже нечто общезначимое, важное для всего общества. И, естественно, творит нечто доброе, красивое, истинное. То есть созидает, а не разрушает.

Одно время в названии этой сферы психики у меня фигурировал Самодух, как объединение юнговской Самости и традиционной Духовности. Но сейчас оно мне кажется каким-то уж очень по-штайнеровски эзотерическим и мистическим, с большим уклоном в религиозность. А ведь религиозность - это ещё не вся духовность. В ней есть место и наукам, и искусствам, и философии, и научно-техническому творчеству, и правотворчеству, и т.п..

В то же время необходимо учитывать, что Творческий Дух есть как бы зеркальное отражение Природного Тела (Corpus animalis). (Если кому непонятно это выражение, то взгляните (ещё раз) на логико-графическую модель психики в поэтическом или прозаическом эпиграфе к данной книге - в "Психопортрете"). Spiritus развивается из Corpus animalis, и стремится им овладеть, овладеть для того, чтобы лучше управлять его потребностями и способностями, лучше использовать приспособительные (адаптивные) возможности организма.

В конечном счете, Творческий Дух стремится овладеть материей своего тела настолько, чтобы стать для него богом. Заметьте, стать богом только для своего тела, а не для всех тел во Вселенной. Это может означать победу над болезнями, старением, смертью. Это может означать и развитие в себе сверхспособностей по дистанционному (мысленно-волевому) управлению неживыми объектами (ограниченный телекинез, ограниченную телепортацию). Естественно, это приведёт к самотелекинезу (левитации) и самотелепортации, к почти мгновенному перемещению самого себя в пространстве и времени.

Но путь к этим вершинам духа лежит, как и предупреждают все духовные учителя, через морально-нравственную чистоту, а не только через познание законов природы. (Иначе всех нас ожидает Страшная Жуть, в смысле - Страшный Суд. :). Скорей всего это будет происходить по мере не только личного, но и социального прогресса. Т.е., по мере того, как общество будет усмирять свои эгоагрессивные тенденции, исходящие из природного влечения пожирания всех всеми. Другими словами, по мере становления общества - мира людей - более миролюбивым.

В следующих четырёх главах мной будут описаны четыре уровня Творческого Духа (Организация, Управление, Признание, Справедливость). Человек есть творение не только природы, не только общества, но и самого себя. По мере того, как Творческий Дух становится всеобщим (Абсолютным Духом), он делает творческими и все подчиненные ему психические процессы: восприятие, воображение, мышление, память, интуицию, осмысление, волю, и т.д..

[Здесь, как вы уже заметили, есть некоторая нескладность из-за нерешённости проблемы тождества и различия между творчеством и развитием. Понятно, что одно содействует другому. Но что из них первично, а что вторично? Так творчество можно отнести к творению, но можно и усматривать в развитии. В будущем этот вопрос, конечно, решится тем или иным образом. Тогда и отредактирую этот текст.]

Остановимся на проблеме духа как свободы, которая предполагает человеческое творчество, субъективный творческий порыв. Эта проблема связана с проблемой противостояния субъективного порыва и продукта творчества, бездушной объективации, которая уже не свобода, а рабство.

Традиционно творчество понимается как создание чего - либо нового, причём этот дар присущ не каждому. В христианской философии выделяли два вида творчества: божественное и несовершенное, человеческое. Н. Бердяев же впервые в истории христианской антропологии рассматривает человека как личность, обладающую способностью божественного творения. Итак, в его философии мы видим не два вида творчества, отграниченных друг от друга, а соединение божественного и человеческого творчества, через которое достигается единство человека и Бога.

Именно через творчество человек приближается к свободе. Творческий акт всегда исходит от духа, а не от вещей, не от природы. «Дух в творческом порыве возвышается над миром и побеждает его» . Но продукт творчества - это уже объективация духа, здесь он приобретает культурную форму. Именно в этой объективации философ и видит пленение свободного духа. Это пленение совершается в государстве, в церкви, в искусстве… Итак, с одной стороны, дух воплощается в самой личности, но, с другой, проявляется в творчестве. А последнее и великая удача активного творческого человека, и неудача, так как в объективации - смерть духа. Объективация - это лишь застывшие «символы, знаки…» . Так, буржуазная культура - есть несвобода, прекращение духа творчества. Она пользуется творчеством духа, но подчиняет его своим целям. Ценностями духа пользуются для того, чтобы закрепить нормативный и законнический порядок жизни буржуа. В буржуазном обществе, как полагает Н. Бердяев, творческий свободный человек отсутствует. Здесь нет личности, а значит и духа, который её определяет, а если нет духа - значит нет свободы и творчества. Здесь господствует именно общество.

Предел объективации духа, отрицательный результат творчества человека мы видим в возникновении власти техники над личностью, вещи над человеком. Именно об этом пишет Н. Бердяев в статье «Человек и машина». Именно здесь он показывает, как объективация человеческого творческого духа приводит его к рабству и закрепощению самим же результатом творения. Автор говорит о том, что само творение «восстаёт против творца…рационализация промышленности порождает безработицу… машина…диктует свои законы…хочет, чтобы человек принял её образ и подобие». Но как мы говорили человек - подобие Бога, а техника хочет лишь овладеть нашим духом, сделать его рационализированным. Философ отмечает, что, безусловно, велика заслуга человека в создании новой технической действительности, в этом его мощь, Богоподобие, но и «показатель его слабости, склонности к рабству» . Техника порабощает человека, в первую очередь, тем, что она не хочет в нём видеть конкретную индивидуальность, дух, личность. Именно поэтому, как считает писатель, человеку нужны огромные духовные усилия, чтобы не подчиниться своему же продукту творчества, чтобы сохранить образ и подобие Божье.

Говоря о проблеме творчества, нельзя забыть о выдвинутой русскими мыслителями, в том числе и Н. Бердяевым, проблему «теургии» (Богоделания). В чём она заключается? Как мы уже говорили, Н. Бердяев полагал, что «творчество - это огонь, а культура - охлаждение огня. Творческий акт - это взлёт,... продукт творчества - притяжение вниз» . В данных высказываниях мы видим, что человек одержим творческим порывом и духом, он отвечает на зов Бога, создаёт нечто новое и в этом выражается действие принципа свободы. Свобода - это элемент творчества наряду с даром, призванием и элементом уже сотворённого мира. В творчестве, таким образом, соединяются первоначальная свобода и единичный дар. В творческом порыве индивидуальная личность соединяется с Богом, с Абсолютом. Но в чём трагизм творчества человека? Личность не в силах создать истинно новое Бытие, вместо него она создаёт книги, картины…., теории лишь объясняющие как создать эту новую жизнь. Творчество человека творит только вещи, только объективный мир, не в силах уподобиться Богу, сотворив жизни, живые существа. Творчество у Н. Бердяева носит теургический и эсхатологический характер. Человек призван продолжить творчество Бога, а это невозможно без искупительной жертвы Бога, который просветлит иррациональную человеческую свободу, приняв на себя последствия её зла и страдания. Без этой искупительной жертвы человек лишь создаёт новые объективации, тем самым приближая конец мира, попадая под власть этих объективаций. Творчество у Н.Бердяева жертвенно: ради него человек отказывается от личности и индивидуальности. Он становится равным другим творцам. И тогда «только Бог может сохранить индивидуальность человеческого творчества, вложив в человека уникальную искру Божию» .

Дорогие мои друзья.
Некоторые из вас не решаются творить, потому что считают себя недостойными роли творца. Истина в том, что вы не только достойны — вы родились со всеми качествами творца, поэтому творчество является вашим естественным состоянием.

Это ваша истинная природа. Энергии Вселенной поддерживают ваши творческие начинания. Когда вы открываете свой уникальный талант — у вас открывается творческий канал, который получает постоянную подпитку энергиями Вселенной. Это выражается в том, что к вам приходят новые силы, новые возможности, новые идеи — так, что вы даже сами не понимаете, откуда они взялись. Это Дух творит через вас, а вы являетесь проводником его чистых творческих энергий.
Открыв свой творческий канал, вы обретаете радость и наполненность жизни. Вы раскрываетесь и расцветаете, становясь таким, каким изначально задумал вас Творец. Вы становитесь уникальным, единственным в своем роде музыкальным инструментом в великом оркестре Вселенной. В вашей жизни появляется страсть, радость, восторг творчества.

Вы не обязаны создавать шедевры или великие произведения искусства. Вы не обязаны посвящать себя творческой профессии. Но вы обязаны делать творчески все, что бы вы ни делали. Не ставьте для себя завышенных целей — просто проживайте сполна каждый момент своей жизни. Просто наслаждайтесь каждым моментом — и выражайте свое наслаждение, свою радость, свою страсть, свой восторг так, как можете: в слове, рисунке, танце, возделывании своего сада, или просто в выполнении своих повседневных обыденных дел. Будьте в потоке жизни — и вы будете жить творчески. Помните, что творчество — это не столько создание произведений искусства, сколько состояние вашей души .
Творческое, созидательное состояние — это то, что даст вам ощущение счастья и полноты жизни. Это то, что позволит вам принести энергии Любви и Света в каждый проживаемый вами на Земле миг. Это то, что преобразит вас, вашу собственную жизнь и жизнь на Земле в целом.
Я хочу, чтобы вы научились ценить себя по достоинству. Я хочу, чтобы вы научились пользоваться теми великими дарами и огромными возможностями, которыми вы обладаете по праву вашего рождения, и по праву называться сыновьями и дочерьми Бога.
Бог создал вас по своему образу и подобию, помните об этом! Это значит, у вас есть все возможности и атрибуты Творца.

Бог является великой, многомерной, бесконечно разносторонней разумной силой, частью которой являемся все мы. Мы с вами — равноправные члены единой Божественной семьи, мы все в равной мере — частицы Бога, которые сейчас пребывают в биологической оболочке, в ограниченном тремя измерениями материальном мире, выполняя свою великую земную миссию.

Каждый из нас наделен Божественным Духом, в котором заключены возможности Творца. Одна из величайших возможностей — это возможность творчества.
Вспомните, как Бог творил Вселенную. Для акта Божественного творчества было достаточно одного лишь намерения Творца, Его желания, Его Слова. По своему намерению Он наполнил Божественным Духом все свои создания.

Поскольку все вы созданы по подобию Бога, то в основе вашего творчества лежит тот же самый принцип: наполнение Божественным Духом всех ваших творений. Ваша задача - соединить Дух и материю. Это и есть главная цель творчества — независимо от того, чем конкретно вы занимаетесь. Когда вы вкладываете энергии Духа во все, что вы делаете, вы уподобляетесь Творцу.

Многим из вас кажется, что способностью к творчеству обладают только какие-то особенные, избранные люди. Это ошибочное представление внушено социальными структурами, которые смотрят на человека и его способности лишь с практической точки зрения, с точки зрения получения материальной выгоды. Люди, привыкшие делить всех на талантливых и неталантливых, взявшие на себя право судить, кому можно творить, а кому нет — сами перекрыли себе возможности творить.
Бог дал право и возможность творить каждому. Более того, каждый из вас обязан творить. Это — одна из важнейших задач нашего пребывания на Земле.

Откройте свои уникальные таланты. Среди вас нет ни одного, кого можно было бы назвать неталантливым. Изначально у каждого из вас огромное разнообразие талантов. За множество воплощений, которые за плечами у большинства из вас, практически не осталось ролей, которые вы бы не испробовали. И в каждой вашей роли проявлялась какая-то грань вашей одаренности.
. Если вы считаете себя неталантливым, это значит, вы либо чрезмерно полагаетесь на чужое мнение, которое очень часто бывает ошибочным, либо еще не открыли в себе свой уникальный талант.
Вы можете проявить себя своим, совершенно особенным образом, присущим только вам. Вы — как единственный в своем роде уникальный музыкальный инструмент в огромном оркестре. Каждый человек является таким неповторимым музыкальным инструментом. И если хотя бы один инструмент из этого огромного оркестра расстроен, испорчен и не звучит, как надо, или даже совсем молчит, — общее звучание не будет полным и совершенным.

Теперь вы понимаете, как важно, чтобы ваш «инструмент» зазвучал в полную меру своих возможностей?

Если вы все еще не открыли свой уникальный талант, это значит, вы до сих пор не очень внимательно прислушивались к подсказкам своего Духа. Дух с самых ранних детских лет начинает давать подсказки о том, по какому пути лучше идти человеку и в каком направлении ему нужно развивать свои способности. Он подводит человека к нужным дверям — так, что вам остается только их открыть. Если вы вспомните свое прошлое, то убедитесь, что и у вас были такие подсказки Духа, намекающие на то, в каком направлении вам идти.

Поймите, вы талантливы именно в том, что доставляет вам удовольствие, что вам легко и приятно делать. Обычно, это настолько доступно, что вы парадоксальным образом не замечаете этого.
Истина в том, что одно из важнейших условий вашего пребывания на Земле — это получение удовольствия, это радость от вашего путешествия. Делайте то, что дает вам радость, делайте то, от чего поет ваша душа, — и вы откроете двери своему таланту.

Бывает и так, что талант проявляется в зрелом возрасте, хотя прежде не было на него намеков. Это случается с теми, кто идет по пути Света, по пути возвращения к Божественному единству. На
этом пути случаются чудеса: вы обретаете качества, которые были утрачены вами когда-то, в прошлых воплощениях, и реализуете даже те свои возможности, которые не планировались для данного воплощения. Поэтому не ставьте сами себе возрастных ограничений. Не говорите: мне уже поздно. У Духа нет возраста, и для него никогда не поздно испробовать что-то новое или вернуть себе утерянное. Делайте то, что приносит вам радость, невзирая на возраст и прочие условности, которые навязывает вам социум.

Своим творчеством вы приближаете рай на Земле
Когда вы начинаете делать то, в чем вы талантливы, перед вами начинают открываться двери, которые способствуют наилучшей реализации вашего таланта. Когда вы творите легко и радостно, вы одухотворяете материю - вкладываете Божественный Дух в материальные вещи, тем самым уподобляясь Творцу.

Материальные вещи — это не обязательно предметы. Материально все
то, что вы делаете посредством своего тела. В этом смысле материален танец, материальна песня, материальны написанные или произнесенные вами слова. Поэтому актом творчества может быть все что угодно — если вы несете в это энергии своего Духа.
Актом своего творчества вы навсегда преображаете материю. Вы просветляете Землю и земную материю своим творчеством, что бы вы ни создавали.

Творчество — это видимое физическое реальное материальное проявление незримых сил и энергий Духа. Творчество — это воплощение энергий Света и Любви в материальных вещах. Даже если со временем исчезнет то, что вы сделаете, все равно останется то, что создает материю — энергии и атомы, наполненные вами Светом. Так вы придаете новое качество материи, так вы преображаете Землю. Чем больше таких новых энергий вы принесете на Землю — тем скорее наша возлюбленная планета повысит свои вибрации до Божественного уровня, иными словами, тем скорее вы создадите Рай на Земле.

Тема исследования «Проявление Души в энергии Творчества»

Исследование участницы 2 курса Академии «Человек-Творец» Елены Колесовой

Основные этапы исследования

1.Расположение творческого источника — где он находится в теле человека. Состав энергии творчества

2.Значение творчества для Души

3. К чему приводит сознательная блокировка импульса творчества

4. Что блокирует энергию творчества

5.Что способствует развитию творчества

6. Проявление творчества в гармоничной связи всех аспектов человека

7. Отражение энергии творчества в тонких телах человека

9.Как приходят идеи и вдохновение к творческим людям?

10. Итог исследования

11. Алгоритм активации источника творчества

Дипломное слушание и обсуждение темы

Творчество — это желание привнести в мир что-то прекрасное, сделанное по велению Души.

Это может быть и стихи, и музыка, и живопись, и разные поделки…

Главное — желание творить и дарить это творчество людям.

Loading...Loading...