Крестопоклонная неделя. Крест - символ искупительной жертвы

С праздником, дорогие братья и сестры!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В третье воскресенье Великого поста, именно в его средине, Церковь предлагает верующим поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Пост этот называется Великим не по продолжительности, а по своему значению, потому что он преображает наше естество через воздержание не только в пище, но и через воздержание от греха. Мы постимся и каемся, чтобы обновленными, очищенными от греха встретить Воскресение Христово - Пасху. Этот пост прообразует всю нашу земную жизнь, и после этой жизни мы должны встретиться в вечности с Богом, с нашим Творцом и Спасителем. А для того чтобы не быть осужденными на Страшном Суде, наследовать Вечную жизнь и сесть одесную Господа и Бога нашего, мы должны стараться уподобляться Ему через веру, выполнение заповедей, приобщаться таинств церковных, причащаться, молиться, каяться во грехах и творить добрые дела.

Конечно, это занятие не из легких, и здесь проявляются все наши немощи, все наше зло всплывает на поверхность. Знаете, как волны из моря прибоем выбрасывают на берег щепки, мусор, всякие вещи, которые падают в воду с палубы кораблей, так и сейчас пост выбрасывает на поверхность все, что находится внутри нашего сердца: наши нечистоты и греховность. Поэтому сердце надо убирать и очищать через покаяние, поклоны и молитвы, которые сейчас Церковь предлагает на Богослужении. Дело очень тяжелое, ведь мы духовно болеем, и на нас лежит бремя греховное, наша страстность нас тянет к озлоблению, появляется неприязнь и раздражительность, проявляется тяга к чревоугодию и другим дурным привычкам.

Если несешь с базара в руках какой-то тяжелый груз или тащишь мешок на плечах килограммов 30-50, а придя домой, сбросишь его с себя, как легко становится, не правда ли? Или если целый день физически поработаешь, то вечером после того, как умоешься и переоденешься, чувствуешь облегчение. Многие из нас испытывали такое состояние.

Так и от грехов, если поисповедуемся в них, очистимся покаянием от всякой скверны, то и душа наша будет чувствовать облегчение, как будто она отрывается от земли и, как птица, тянется вверх, к Богу. Если мы достойно пройдем Великий пост, то какая радость будет в Пасхальную ночь, куда ни кинься - все такие близкие и родные. Казалось, еще вчера были врагами, а в Пасхальную ночь со всеми лобызаешься: «Христос Воскресе!» - и они становятся роднее родных! Оказывается, это грехи наши виноваты, наша скверна озлобляет нас и мешает любить друг друга.

Великий пост - 49 дней, семь недель со страстной седмицей - это процесс преображения человека из грешника в святого христианина. Все делает для своих детей чадолюбивая Церковь, заботится об их спасении. Как любящая мать делает все для своего дитяти, всю жизнь ему отдает, ребеночек уже седой, у него есть свои дети, а мать все равно считает его за ребеночка, даже когда ей 80 лет, а ему - 60, переживает за него, как бы он не попал в какое-нибудь ярмо греховное.

Так и Господь через священноначалие, церковные уставы и таинства тоже заботится о нас и хочет, чтобы Его чада, творения Божии, разделили с Ним Вечное блаженство. А Бог ведь в 3000 раз больше любит нас, Своих чад, чем мы Его!

Великим постом каждую неделю мы строго постимся пять дней. Тяжелее всего было первую седмицу, во время чтения Великого Канона: поклоны, молитвы, сухоядение - устали, конечно. Но уже в субботу и воскресенье пост послабляется: служится Литургия, все желающие причащаются и разрешается вкушение пищи с маслом.

И вот, наконец, посередине Великого поста Господь посылает верующим утешение - Крест Христов! Мы привыкли, что слово «крест» обозначает тяжесть, скорбь, часто слышим: «Ой, какой тяжелый крест у Евдокии, посмотри: мужа нет, работает днями и дети такие-сякие, она их еле-еле прокармливает». Из-за этого и говорят: тяжелый крест, т.е. жизнь тяжелая. Вот так односторонне мы привыкли смотреть на крест.

А Крест - это оружие на дьявола и помощь нам на жизненном пути. Крест - это томление томящих нас страстей. Три недели ведь только пропостились, победствовали, выражаясь нашим языком, без мяс и сал прожили, и Господь утешает нас крестом, помогает нам, дает подпитку, подкрепление! Каким же образом? Не будем же мы грызть вместо пищи крест, чтоб легче стало?

Нет, мы «грызем» его духовно, т.к. из него исходит Божественная благодать! Крест, воспетый веками и тысячелетиями, освящен распятием Христа! Это символ, изображение, которое излучает Божественную энергию.

Когда Господь за грехи всего человечества распинался на кресте, то освятил его Божественной силой, которая неоскудно пребывает во веки веков!

Вы думаете, бесы так просто боятся креста? Они страшатся не столько самого изображения, сколько той энергии, которая исходит от креста, он испускает мощную силу, пожигающую бесов и зло. И вот эта сила сходит с креста и на нас, грешных, кающихся, молящихся, желающих спастись и встретить Пасху - Светлое Христово Воскресение. Ибо весь мир, все живое и неживое, сотворенное Богом, питается благодатной энергией - Духом Святым. И если останемся без Него даже на один час, то все превратится в прах и гной, все вымрет. Всякая жизнь на земле погибнет без энергии Божией! Нам, верующим людям, ясно, что такое сила Божия, Благодать, исходящая от креста.

Когда мы прославляем Господа и поклоняемся Животворящему Кресту, то воодушевляемся на дальнейшее прохождение поста. Господь нам как бы говорит, что мы маловерные и малодушные, попостились только три недели, а уже расклеились, все у нас болит, а тут еще недоедание, кушать хочется. А вот Господь невинно пострадал, был распят на Кресте не за Себя, а за нас. Ибо Богу не надо было распинаться - Он Всемогущий и безгрешный. Он распял на Кресте не Себя, а наше человеческое естество, т.к. по учению Православной Церкви Сын Божий Иисус Христос, наш Спаситель, имел двухсоставное естество, в Нем соединено вместе и Божественное, и человеческое, Он Богочеловек. А иначе и быть не может, и это прообразует, что мы должны вместе с Ним находиться на небе после исхода из этой жизни. Если мы сыны Божии, чада Христовы, мы и здесь, на земле, невидимо пребываем вместе с Ним.

Каким же образом? Если мы храним Его в нашем сердце, так, во всяком случае, должно быть. И наоборот, нам очень плохо, если в нашем сердце хозяйничает бес. А если Господь у нас в сердце, то мы действительно вместе с Ним, а значит, в нас соединяется и Божеское естество, и человеческое - мы уподобляемся Богу. И мы должны устыдиться, опустить головы и каяться: за наше нетерпение, озлобление, за то, что вспоминаем египетские котлы, хотя у нас во рту еще оскомина от мяс, которые мы только несколько недель назад прекратили есть. Надо терпеть маловерие и малодушие, находящие на нас от бесов, от страстей и скорбей. Это второе значение и смысл Креста.

Третье значение. Господь нам посылает утешение. Посмотрите, какой Он Человеколюбивый! Нам бы иметь хоть толикую частицу от Его любви! Наши прародители, Адам и Ева, согрешили, все наши предки грешили, а Иисус Христос спас от этих грехов весь род человеческий. Мы грешные, а Он нас не забывает и посылает нам как бы моральное назидание, напоминание о совершенном Им крестном подвиге.

Сотворил человека и не оставил без Своего заступления, несмотря на то, что род человеческий был наказан, заботится, чтобы люди не уходили с земли в преисподнюю на мучение бесам. Во время всемирного потопа при Ное было потоплено не человечество, а человеческий грех. Это была вселенская баня для рода человеческого, и в водах потопа Господь омыл род человеческий. И те, которые вышли из этой генеральной бани, были действительно достойные - семейство Ноя, восемь человек. Люди вместе с животными, спасенными на ковчеге, возродили земную жизнь.

Так началась вторая эпоха бытия всего живого на земле. Первый этап по спасению рода человеческого от греха произошел в водах потопа, второй этап - когда Распятый на Кресте Господь омыл грехи человечества Своей Кровью. Вместо того чтобы наказать людей за их беззакония, послать второй грозный потоп, Сам Бог распялся на Кресте! Видите, какие разные бани для нашей души! Ни с кем Господь так не нянчится, как с человеком. Он знает, кого сотворил, с какими возможностями и силами, и продолжает прощать нас, дал нам опять баню пакибытия - таинство покаяния, Причащения, чтобы мы вкушали Тело и Кровь Христову для своего спасения, славили Бога и не забывали Его милостей.

А третий завершающий этап очищения человечества от греха произойдет, как написано в Апокалипсисе, в конце времен, когда наш видимый мир сгорит в пламени огня и настанет Страшный Суд.

Одна из форм Креста - четырехконечный, три его верхних окончания, три ветви обозначают Святую Троицу: верхняя - Отец, справа - Сын, слева - Дух Святой.

И когда мы осеняем себя крестным знамением со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», мы выражаем этим свою веру в Святую Троицу. В подражание Господу, мы должны сораспинаться Ему на Кресте, уподобляться Ему. Распинаться через покаяние, болезни, скорби, воздержание от всего - это тоже крест, невидимый. В Библии сказано, что Бог замыслил сотворить человека по Своему образу и подобию, и написано: «И сотвори Бог человека по образу Божию» (Быт. 1; 27).

Образ - это разум, воля, совесть, знания и все дары Духа Святаго. Вот чем снабдил нас Господь. А уподобляться Богу мы должны сами. Хоть и меньше, чем ангелам, нам дано дарований, но, тем не менее, Господь снабдил нас ими в изобилии, достаточном для нашего спасения, и не сравнить, конечно же, с животными. И если мы будем использовать дары Духа Святаго по назначению и не уклоняться в греховные страсти, тогда и сделаемся ангелоподобными.

Вот посмотрите, святые, которые очистили свою совесть покаянием и жили праведно, какие изрекли Божественные глаголы за истекшие 2 тысячи лет христианства! Их труды и сегодня являются для нас непреходящими и назидательными, несравненно выше, чем современная светская наука, потому что их учение о вечной жизни, о духовности, о душе.

Если мы очистимся от грехов, то в наше сердце, в теперь уже чистый сосуд, войдет благодать Духа Святаго Пасхальным праздником. А если небрежно и нерадиво пройдет у нас Великий пост, то и Пасха нам мало что принесет.

В грязный кувшин хозяйка не нальет молока: сначала его помоет, а потом процедит туда молоко. Или когда мы кушаем, тарелки нам подают мытые, чтобы наливать туда пищу, так и Господь только в чистую духовную посуду, в очищенное сердце, изливает Свою благодать. Таким образом, если мы на земле за свою жизнь, длительность которой каждому из нас установил Господь, очистимся постом, через веру, соблюдение заповедей и покаяние, т.е. через Богоугодную жизнь на земле, то и нас Господь спасет, наденет рубахи небесные, посадит рядом с Собой в райских обителях, и там будем питаться пищей духовной.

Есть такая картина древнего художника, на которой изображены святые в Царстве Божием: сидят они за столом, накрытым скатертью, а на столе ничего нет: ни крошки хлеба, ни солонки. Неверующий человек посмотрел бы на эту картину и сказал: «Вот тебе и счастье, какое тут блаженство?! Стол-то пустой! Зачем я тут буду страдать, мучиться, приду на небо, а стол не накрыт?!» У нас сознание еще материальное, а оказывается, святые сидят за столом, а рядом с ними на облачке - Господь, и вот они смотрят на Него и питаются Им! Скажи об этом неверующему, он не поймет.

А Господь, будучи на земле, сказал Своим ученикам: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6; 56). Но в Царстве Небесном нет уже Крови и Плоти, и небожители питаются Духом Святым, энергией Божественной, которую Бог испускает из Себя. И вот они сидят, смотрят с умилением на Бога и насыщаются. Как солнечные лучи исходят от солнца и не только освещают и согревают землю, но и питают всю природу, т.к. в их состав входят также ультрафиолетовые лучи, которые способствуют выработке в живых организмах витаминов и жизненно важных кислот. Например, сейчас весной мы выгоняем теляток на солнышко, чтобы они окрепли. Солнце излучает солнечную энергию, питающую на земле все, сотворенное Богом, от солнца на землю идет непрерывный световой дождь.

Так и от Бога на наши души, здесь и на Небе, тоже исходит дождь, но духовный, энергетический, который называется на церковном языке благодать Духа Святаго.

В этом смысле оправдана народная поговорка: каждый человек - кузнец своего счастья! Свое счастье, свое спасение нужно ковать здесь, на земле, с Божией помощью через веру. Ибо на суде, когда выйдем из этой жизни и явимся на небо, никакого оправдания нам не будет. Нам дано Евангелие - учение о спасении, построены храмы, в которых совершаются таинства: хочешь креститься - крестись, хочешь причащаться - причащайся, только кайся на исповеди, если больной - пособоруйся, хочешь вступить в супружескую жизнь - повенчайся и получишь благодать Духа Святаго, тогда будете жить душа в душу, а не рыкать друг на друга и кулаками махать.

В венчании, как и во всяком церковном таинстве, на верующих исходит сила Божия, и если вступающие в брак достойно воспримут эту энергию с неба, то будут любить друг друга, бояться Бога, и эта благодать передастся их потомству. Почему сейчас невенчанные браки все разваливаются, потому что построили семьи, как сказано в Евангелии, не на камне, а на песке, т.е. без Бога.

А ведь камень - это Христос, вера в Него. Мы все сейчас, как семейство Ноево, плывем в ковчеге. И наш корабль - это храм, который оснащен учением о спасении, таинствами, заповедями, творениями святых отцов, т.е. всем необходимым для спасения. Нам не хватает только одного - желания спасаться. Чаша весов нашей земной жизни явно склоняется в сторону угождения нашей плоти: мы носимся с ней, нянчимся, не знаем, как украсить и ублажить ее, а о душе мало заботимся. Вот таковой финал нашей жизни: мы не работаем, мы не пашем ниву духовную, пока есть возможность.

В древности календарный год начинался с весны, т.к. весной все оживает, природа пробуждается к новой жизни. И Великий пост всегда бывает в начале года весной, т.к. она прообразует жизнь с Богом, со Христом на земле. А после весны приходит лето, так и после земной жизни наступит лето Господне - Царство Божие. Но надо веровать и молиться, чтобы действительно наступило лето Господне и нам удостоиться его встретить. Вот такой смысл сегодняшнего праздника - крестопоклонной недели.

Особенное поклонение Кресту будет в понедельник, среду и пятницу этой седмицы, когда на службе мы будем делать земные поклоны и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Будем же почаще взирать на него и не станем малодушничать, т.к. Господь пострадал за нас, и нам за себя надо хоть чуть-чуть потрудиться. Крест - это Промысл Божий о нашем спасении.

Если бы мы, не уклоняясь ни вправо, ни влево, шли по жизни по ровной дорожке, по такой тропе, как шли святые (потому и называется хвалебное песнопение им «тропарь», т.к. они шли тропой Христовой на Небо), то и тяжести не было бы такой. Мы поступаем, как арестованный преступник, который стремится сорвать с себя наручники, отчего они еще туже затягиваются, или, как необъезженный конь, хотим сбросить седока - Христа, и жить по-своему.

А Крест - это жизнь по воле Божией. Господь нас не конвоирует, как заключенных, и насильно на небо не ведет, Он приглашает, зовет к Себе: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28), как написано и на святых вратах нашей обители. Господь никого не принуждает: хочешь спасаться - спасайся. И все для этого есть на земле, только одного не хватает - нашего произволения, желания исполнять Волю Божию. Аминь.

Архимандрит Петр (Кучер)

Почему именно третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной?
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого до пятницы.
Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких, как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.

Не случайно это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. Действительно, что может лучше духовно укрепить постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост - это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Крест - это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира, призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может освятить каждого из нас, каждому дать новую, вечную жизнь, как это случилось с тысячами и миллионами людей до нас, святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши оценки ложны. Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, что умирает невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда осудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что сам он осужден справедливо; что если и невинный может погибнуть, то, конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение Бог ему обещал - и даровал. Кающийся разбойник, действительно, в тот же день оказался со своим Спасителем в раю.
Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем от Него. А последовать за Христом - это значит, вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и наш ближний нам дороже собственной жизни, дороже нас самих. Начинается это с того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от себя могу отвернуться, сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я сам.
И, сказав это, мы берем на себя постепенное отвержение себя. Отречься от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля.
Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы поклоняемся ему на полпути к Пасхе с такой светлой надеждой. Но, вместе с этим, мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, и вступить в евангельский путь.

Третье воскресенье называется Крестопоклонной неделей . Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , ставшему для нас «древом жизни » и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

История установления Крестопоклонной недели

«В той же день, в неделю третию поста, поклонение празднуем, Честнаго и Животворящего Креста, вины ради сицевы. Понеже, четыредесятодневнаго поста ради, образом некиим и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе. Предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо препокоя и утвержая нас, вспоминая страсти Господа нашего Исуса Христа и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико нам должно Его ради деяти.

… Якоже долг и остр путь проходяще, и трудом отягчавше, аще где древо благосенно и лиственно обрящут, мало седше почивают, тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от богоносных отец, Живоносный Крест, ослабу и покой нам подая, благопотребных же и легцех к преднему труду утрудившихся устраяя.
… Зане горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением» (
Триодь постная, синоксарь в Неделю крестопоклонную).

Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. («Хронография» Феофана, год 5817 (324/325))

История обретения Креста Господня описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.).

Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Исус Назорей, Царь Иудейский » она нашла истинный Крест и совершила поклонение ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа:

Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Исуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало.

Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36)

Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня - два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события.

В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье . Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста . В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на . Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. Эта традиция существовала до XIII века, когда Иерусалим завоевали крестоносцы. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах.

Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь и кондак

На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», - возглашает иерей и совершает земной поклон. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя.

Р aдуисz живон0сныи кrте, цRкви крaсныи раю2, дрeво нетлёніz, прозsбшее нaмъ вёчныz слaвы наслаждeніе. и4мже бес0вьстіи tгонsютсz полцы2, и3 ѓнGльстіи веселsтсz чи1нове, и3 совокуплє1ніz вёрныхъ прaзднуютъ. орyжіе непобэди1мо, ўтвержeніе неруши1мо. цRє1мъ побёда, с™лємъ похвало2. хrт0вы нhнэ стrти, и3 нaмъ подaждь дости1гнути, и3 вeлію млcть . (Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную)

Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году - в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», и на двунадесятый праздник (27 сентября н. ст.). На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов.

Тропарь, глас 1.

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Кондак, глас 7.

Н е ќже ктомY плaменное nрyжіє храни1тъ врaтъ є3дeмскихъ. сіE бо нaйде преслaвное наи1тіе, дрeво кrтное, смeртное жaло, и3 ѓдову побёду разори2. пришeлъ бо є3си2 сп7се м0й, вопіS сyщымъ во ѓде, вни1дите пaки въ рaй.

Народные традиции Крестопоклонной недели

На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым.

В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки!… Половина говенья переломилась, а другая наклонилась ». Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста.

Иконография Крестопоклонной недели

По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста - доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил.

Церкви, посвященные Кресту Господню

В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. э. По другой легенде, датой основания монастыря является V век. И связывается это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, царь Иберии (Грузии), совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия (610-641 гг.). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо - то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь.

В городе Апаран Арагацотнского района Армении есть храм святого Креста . Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Принадлежит Армянской Апостольской церкви

Также на острове Ахтамар (Турция) располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста . Построен в 915-921 годах.

Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную

Крест Господень - знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест - наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.

Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души.

Христианская религия - религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, - узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования.

«… Без страданий и неудобств никому невозможно спастись, о душа моя. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. Послал Отец Сына Своего - Слово в Пресвятую Деву и родился без мужеского семени. И стал Невидимый видимым. И пребывал с людьми. И принял поношение, бесчестие, оплевание и побои в пречистое лицо Свое от бренного человека. И был распят на Кресте, и ударен по главе тростью и, вкусив уксуса и желчи, пронзен копьем в ребра, и предан смерти, и положен во гроб. И воскрес на третий день Своей властью. О великое чудо, удивительное и ангелом, и людям: Бессмертный захотел умереть, не желая видеть, как мучится творение рук Его от насилия диавольского в адском заточении!
О, предельная кротость и неизреченное человеколюбие Твое к нашему обнищанию и сиротству! О, ужасное и удивительное зрелище долготерпения Твоего, Господи! Ужасается мой ум и великий страх нападает на меня, и содрогаются кости мои, когда говорю об этом. Творец всей невидимой и видимой твари - а от твари Своей захотел пострадать, от тленного человека! И ангелы перед Ним ужасаются, и все силы небесные непрестанно прославляют Создателя своего, и вся тварь воспевает и служит со страхом, а демоны - трепещут. И вот терпит все это, и страдает: не от бессилия, не от подвластности, но Своей волей, нашего ради спасения, являя нам пример смирения и страдания во всем, чтобы также страдали, как и Он страдал, о чем слышала, душа моя» (
«Цветник» священноинока Дорофея).

На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37)

Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на распятие, то Христос призывает народ и во всеуслышание говорит, направляя речь главным образом против Петра: «Ты не одобряешь того, что Я беру крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину». Заметь, Господь не сказал: «умри и тот, кто не хотел бы умирать», но - кто хочет. Я, как бы говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнись себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо, отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтобы и мы ради Него презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. Возьми крест свой, сказано, то есть позорную смерть, ибо крест почитался тогда орудием позорной казни. А так как много распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: и следуй за Мною. Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма человеколюбиво, ибо кто потеряет, то есть погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, говорит, сбережет - обретет душу свою, между тем как думающий сберечь душу погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо, если бы он даже приобрел целый мир, - все бесполезно. Спасения нельзя купить никаким богатством. Иначе: приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мк. 8:38)

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания . Итак, кто постыдится исповедать Распятого своим Богом, того и Он постыдится, признает недостойным рабом Своим, когда приидет уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но в славе и с воинством ангельским» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Марка, гл. 8, 34-38).

Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18).

Тяжело и странно может показаться современному человеку слушать назидания о воздержании и «покорении плоти духу», о различных самоограничениях и даже некотором (впрочем, умеренном и разумном) изнурении плоти. Святые отцы указывают, что корень подобного мнения и рассуждений кроется в нашем сластолюбии и жалости к себе, своим любимым привычкам, когда Устав церковный задает четкие рамки и нормы поведения в жизни христианина, а внутреннее ветхое «я», по плотскому мудрованию, начинает возражать и спрашивать «зачем?!»

То есть, зачем посты, поклоны, долгое молитвенное правило? Нет ли здесь своего рода показного ритуального действия, так называемого «обрядоверия», имеющего четко определенную внешнюю форму и лишенного при этом всякого внутреннего духовного содержания? Но так могут говорить и думать только несведущие люди, которые сами еще не вкусили именно той духовной, тихой радости, которая дается нам после испытания, после скорбей и подвигов, просвещающих сердечные очи для чистой и сосредоточенной молитвы. Когда мы кланяемся в землю - исповедуем свое грехопадение и смирение перед Богом, сознание своего недостоинства, вспоминаем, что и сами мы прах, и в прах возвратимся. А когда восстаем от поклона, то как бы одновременно восстаем и душою к лучшей и новой жизни, которую обретаем в соблюдении христианских заповедей. То, что трудно объяснить словами, человек сам без труда понимает, когда познает соответствующий жизненный опыт.

Крест и Воскресение Спасителя открывают нам высшие небесные тайны, непостижимые ни для какой ученой философии, потому что учат не земным наукам, а истинному пути добродетели, который один приводит к Вечному Небесному Отчеству. Ибо, как говорят святые отцы: «Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость - спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит пред Богом» («Цветник» священноинока Дорофея). Сила и премудрость христианства - Крест Господень, поклоняясь которому, надеемся достигнуть мы и дня Светлой Пасхи, где найдем достойное воздаяние ради перенесенных подвижнических трудов и лишений.

3-я неделя Великого Поста – КРЕСТОПОКЛОННАЯ...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8, 34).

Третье воскресенье Великого поста и следующая за ним седмица называются «крестопоклонными», так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. В субботу на всенощном бдении из алтаря выносится особый предназначенный для поклонения Животворящий Крест и полагается в центре храма. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона, выражая этими поклонами сознание своей греховности и недостоинства перед Богом. Крест будет находится в середине храма для поклонения в течение недели до пятницы, тогда перед литургией совершается последнее поклонение и Крест через Царские врата заносится в алтарь. У верующего человека, соблюдающего пост, может возникнуть два очень серьёзных греховных помысла, ради победы на которыми и выносит Святой Животворящий Крест Господень. Первый помысел – это искушение гордыней, когда сердце верующего человека, взирая уже на половину пройденного пути Великого Поста, может все его духовные победы и успехи приписать лично себе, а не Богу. Второй помысел – искушение отчаянием, когда слабая человеческая душа, полагающаяся только на свои личные силы и стремления, вдруг осознаёт, что вторую половину пройти ей уже не по силам. Именно тогда Церковь и благословляет выносить Крест Господень, чтобы ободрить изнемогающих от поста и укрепить постящихся к продолжению подвига. Побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему.

Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды. Почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, - все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а САМОМУ ХРИСТУ, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас. Христос, после страшных страданий добровольно умер за нас, грешных людей. Случается, что люди умирают за родину, за родных, за ближнего, но чтобы кто нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага..., а Господь умер добровольно, именно, за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, что каждый из нас не только воскреснет в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни чистой, христианской. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Святитель Феофан Затворник выделял 3 вида крестов: внешние, внутренние и духовно-благодатные. Внешние он считал самыми многосложными и разнообразными. Они встречаются на каждом шагу нашей жизни: скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи на службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, оскорбления, обиды. Они слагаются из горькой участи земного пребывания, у кого-то меньше, у кого-то больше. Преподобный Серафим Саровский говорит: Есть скорби - есть спасение. Ропот уничтожает крест. Крест даётся по силам, поэтому терпи искушения во очищение грехов. Спасение ныне только через терпение скорбей. Взять крест» - это значит безропотно вынести все, что постигнет нас. Поклоняясь св. Кресту Христову мы думаем о кресте каждого из нас. Бывает очень трудно нести свой крест, иногда человек изнемогает под тяжестью своего креста. Что тогда делать? Кто или что тогда поможет? По настоящему, пожалуй, только одно. Надо мысленно встать перед св. Животворящим Крестом Христовым и сказать: да будет воля Твоя, да будет Твоя св. воля во всем и до конца!И станет тогда человеку легче и в несении своего креста. Он уже будет не один. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. Материал подготовила на основе открытых православных источников

Слово о кресте …для нас, спасаемых, - сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста - до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - укрепление верующих, крест - ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» - говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество - благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь - прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как - божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю - обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он - щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом - и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам - яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону - главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более - то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один - Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин ,
Точное изложение православной веры кн. 4

Loading...Loading...