Житие алексия человека божия краткое содержание. Сказание о житии алексия, человека божия

24.03.2014
Понедельник

17 (30) марта Святая Православная Церковь празднует память преподобного Алексия, человека Божия. Святой Алексий особенно почитается на Руси, его житие пришло к нам из Византии


Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.


Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.



В храме Тихвинской иконы Божией Матери преподобному посвящен отдельный крайний правый предел (в 1824 г. построенную в 1642 г. обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, а престол перенесли к нам). В церкви находится древняя икона с изображением святого (кон. XIX–нач. XX в.): образ в рубище и с босыми ногами, где преподобный воздевает молитвенно руки и видит в небесах самого Господа. Известно, что Тихвинский храм был заложен по приказу царя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого и является празднуемый Алексий, человек Божий.


В период царствования Алексея Тишайшего (1645–1676) преподобный Алексий часто изображался на иконах вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной). Считается, что царь Михаил Федорович по молитвам преподобного получил наследника Алексея Михайловича. А в правление последнего была написана и издана в 1671–1674 гг. служба святому Алексию


Подвиг жизни, который взял на себя преподобный Алексей, был чрезвычайно сложен и, на первый поверхностный взгляд, неоднозначен. Добровольно отказавшись от супруги, родителей и наследства, преподобный посвятил всю свою жизнь скитанию и прошению милостыни. Тот, который был единственным наследником у богатых родителей (его отец Евфимиан был знатным римским вельможей), обладавший земными сокровищами и статусом, решил подражать земной жизни Спасителя: не имел своего крова, питался чрезвычайно редко и скудно, терпел поношения и биения от людей, претерпевал великие внешние и внутренние скорби. Вот как описывает жизнь преподобного святитель Димитрий Ростовский: «слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью».



Подвиг преподобного был столь велик в очах Божиих, что Господь открыл ему точное время отшествия его в иной мир. Святой Алексий был стойким и решительным человеком.

Пойти на добровольные унижения и лишения его «заставила» нелицемерная любовь к Богу. Эта та любовь, которая понуждает человека к страданиям Христа ради, вплоть до мученической кончины. Оставив тленное земное, Алексий приобрел нетленное небесное: Христа и вечную жизнь с Ним. Что значило для него богатство, любовь к родителям и супруге в сравнении с любовью к Богу? Ни что: прах и пепел. Его сердце принадлежало Богу, и жизнь свою он отдал Ему на служение.

Вдумаемся в слова сердечной молитвы преподобного, когда он оставил свой отчий дом и вручил свою жизнь Создателю: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Но, скажем мы, ведь своим поступком ухода из дома он принес горе родителям и супруге, которую оставил сразу после бракосочетания. Как возможно верующему человеку так поступать? Не является ли это эгоизмом по отношению к близким? В данном случае конечно нет.

Преподобный Алексий не ушел из дома ради более комфортной и вольготной жизни. Он ушел на добровольную смерть не сколько ради себя, сколь ради своих близких. Его подвиг, молитва, терпение великих скорбей и испытаний - все это пошло на пользу не только его родителям и супруге, но и всем христианам, которые молятся преподобному о помощи в бедах и напастях. Святой стократно более претерпел страданий, чем оставленные им близкие. Этими страданиями он не только спас свою душу, но помог войти в Царствие Небесное и своим сродникам. Подчеркнем, что такой подвиг возможен только для тех, которые искренне отдали свое сердце Христу. Для нас грешных это невозможно.

Вспомним житие всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского: что он сказал своей супруге в первый день после венчания? «Лиза, счастливых семей много, а мы с тобой давай поживем для Бога». И подвиг девства святой праведный Иоанн Кронштадский пронес через всю свою трудную жизнь. И так же как супруга преподобного Алексия, матушка отца Иоанна Елизавета Несвицкая переживала такое решение мужа чрезвычайно тяжело. Был и ропот, и уныние, и решительный протест. Но сила веры о. Иоанна, любовь к Богу и стремление к спасению позволяла ему, как и преподобному Алексию, не только брать подвиг на себя, но и приобщать в некоторой степени к этому подвигу и своих ближних ради их же вечного спасения.



На такое способны только святые. Добровольное мученичество Христа ради при возможности выбрать спокойную и размеренную жизнь. Сколько мучеников, праведников, святых явила нам Святая Церковь: те, которые отказывались от родных, имущества, карьеры ради любви к Богу и ближнему. Уходили странствовать, убегали в монастыри, брали на себя подвиг юродства. Но, подчеркнем еще раз, во главе таких решений стоял не эгоизм и желание послужить своему «Я», а Христос и ближний. Недаром, что только избранные святые, готовые отдать на растерзание свое тело Христа ради, шли на это. И не случайно, что нам, обычным христианам, Святая Церковь рекомендует идти срединным путем, чтобы под видом служения Христу не служить на самом деле своей гордыне. Важно понимать, что решимость Алексия на подвиг была сформирована не сиюминутным сердечным порывом, а глубоким искренним отношением к Христу и Его Церкви. Да и вспомним, что само рождение преподобного не было обычным. Его родители долгое время были бесплотными и горячо просили Бога о наследнике. И Господь не просто услышал их молитву. Он дал им наследника Царствия Небесного.

Как тяжел и небезопасен подвиг преподобного Алексия! Но как величественен и красив он! И каков результат: по кончине преподобного все больные, бесноватые, скорбящие, с верою и любовью подходившие к его гробу, получали помощь. А сколько получивших исцеления было и будет уже после его праведной кончины? Сотни, тысячи, миллионы… Вот это и есть наглядный показатель правильности избранного преподобным пути. Не случайно, что в русской традиции существует глубокое по смыслу выражение: «конец - делу венец»: «сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели».

И пусть нас не смущают те скорби, которые претерпели родители и супруга святого после его ухода из семьи: знаем, что по молитвам преподобного они уже радуются в Царствие Небесном. И мы в свою очередь хоть в малом должны подражать преподобному. Кто-то отказывается от карьеры в пользу семьи, кто-то от своего эгоизма в пользу ближнего, а кто-то от свободного времени в пользу помощи болящему, заключенному или просто ради уборки в храме после вечерней службы. Христос призывает нас послужить Ему каждому на своем месте в меру своих сил и возможностей, чтобы на Страшном суде оказаться одесную Его. Преподобный Алексий является для нас ярким свидетелем любви творения к своему Творцу. И мы должны, по слову апостола Павла: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) - хотя и в малом, но быть верным Христу. Господь не требует от нас схожего с преподобным Алексием подвига полного самоотречения, но призывает нам хотя бы и в малом, но уподобиться ему.

Расскажем же вкратце о житии упоминаемого нами святого ()

«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна. Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну - для сирот и вдовиц, другую - нищим и недужным, третью - для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!» И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным.

А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного - и да возрадуется душа моя!» И обручили его с невестой царского рода, свершили его брак, женили его, и венчали их праведные священники в церкви Святого Вонифатия. а, отведя его в брачную спальню, все веселились весь тот день до ночи. А он, войдя в спальню, сел на золотой свадебный трон, и снял золотое кольцо, и, завернув в персидский шелк, отдал своей обрученной, сказав: «Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит». И иное тайное поведал ей. Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью. Спустившись с Капитолия, увидел он корабль, стоящий на реке, и, взойдя на него, доплыл до града Лаодикии, называемого Магнарея. Сойдя с корабля, помолился он Богу так: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Помолившись, тотчас же встретил он погонщиков ослов и отправился с ними, пока не дошли до Эдессы сирийской, где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю. Войдя в город, продал он все, что имел, и роздал нищим, облекся в бедные одежды и как нищий проситель сидел на паперти церкви владычицы нашей пресвятой Богородицы, постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи. А если ему подавали милостыню, он все отдавал нищим. Искали его в городе Риме, но не нашли. И отец послал слуг разыскивать его, но и они не нашли его.


Когда слуги пришли в Месопотамию, в город Эдессу, то, не узнав его, подали ему милостыню. Он же, увидев, узнал их и возблагодарил Бога, сказав: «Благодарю тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню от своих домочадцев имени твоего ради». И вернулись его слуги в Рим, сказав своему господину, что не нашли его. Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».

Семнадцать лет провел юноша на паперти церкви Святой Богородицы и угодил Господу своему: явилась во сне пономарю святая Богородица со словами: «Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь же, поискав того человека и не найдя, обратился с молитвой к Богородице, чтоб явила ему человека того. И Богородица вновь сказала ему, вторично: «Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий». И снова вышел он на паперть, нашел его и, взяв его за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно. И разнеслась слава о человеке Божием по всему городу. А когда он понял, что все его узнали, то бежал из этого города, и, прийдя в Лаодикию, сел на корабль, и хотел уехать в Киликию. в Таре, потому что там не знали его. Но, волею Божьей, корабль был подхвачен сильным ветром и пришел в Рим. Сойдя с корабля, он сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не буду в тягость никому: войду в дом отца моего, как будто я там неизвестен».



Подходя, встретил он отца своего, идущего из дома в обеденное время, и поклонился ему, сказав: «Раб Божий, помилуй меня, убогого странника, и пусти меня во двор свой, дабы и я насыщался с рабами твоими „крохами, падающими со стола“ твоего. Бог же да благословит лета жизни твоей и даст тебе Царствие Небесное, и странник, которого примешь, благословит и утешит тебя верованием своим». Когда отец его услышал о странниках, которых весьма привечал в своем доме, то сказал своим слугам: «Кто из вас хочет служить ему? Если же угодит ему, да видит Господь, тот будет свободным и получит часть моего имущества. А при входе в мой дом постройте ему хижину, чтобы, входя и выходя, я видел его. Давайте же ему еду с моего стола». Но был он с ним всегда суров. А мать его, сетуя и печалясь, не выходила из своей спальни, а сноха, оставшаяся с ней, говорила: «Не уйду отсюда до смерти моей, а уподоблюсь горлице, пустынножительнице и единомужнице. И я буду терпеть и ждать до тех пор, пока не узнаю о женихе моем, что с ним».

Слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью. Когда же прошло семнадцать лет его пребывания в отчем доме неузнанным, тогда Господь изволил взять у него исповедание о себе; человек Божий сказал отроку, который ему служил: «Брат, принеси мне пергамен и чернила». И тот принес ему. Он взял и написал о тайном, что было у него с отцом и матерью, и о том, что говорил повенчанной с ним в своем брачном чертоге, когда дал ей кольцо и шелк. И всю жизнь свою описал, чтобы узнали его, что это - их сын.

В один из воскресных дней по окончании святой литургии, когда архиепископ Маркиан был еще в церкви, благоверные цесари и все люди услышали неведомый глас из алтаря, изрекший: «Придите все отягощенные и обремененные грехами, и я вас упокою!» Удивились и ужаснулись все и пали ниц, возопив: «Господи, помилуй!» И тогда вновь, вторично, услышали глас: «Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое». А в четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля Бога, чтобы явил им человека Божия. И раздался глас, изрекший: «В доме Евфимиана тело его». И обратились оба цесаря к Евфимиану, сказав: «Имея в доме своем такую благодать, почему ты нам не сказал?»

А Евфимиан ответил: «Видит господь Бог мой! Не знал». И призвал он старейшину рабов своих и сказал: «Не знаешь ли среди моих рабов такого?» И тот ответил: «Видит Господь Бог мой, не знаю: все они - ничтожные люди». Тогда цесари велели идти в дом Евфимиана поискать там человека Божия. Для их встречи Евфимиан велел рабам своим поставить столы со свечами и фимиамом и сидения. И пришли цесари, архиепископ и все именитые цесаревы мужи, и в доме стало шумно. Мать же, у которой завешано было оконце занавесью, чтобы ее никто не мог видеть, сказала: «Что это за разговор и шум, и зачем все пришли?» А сноха всех видела из комнаты. И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».



Евфимиан, услышав это, устремился к человеку Божию и, войдя, заговорил с ним, но тот уже был безгласен, а открыв лицо его, увидел, что оно сияет, как у ангела, и держит он в руке пергамен. Евфимиан хотел взять пергамен, чтобы увидеть, что написано на нем, но тот не выпустил его из руки. И Евфимиан возвратился, чтобы сказать цесарям, что он нашел того, кого они ищут, и поведал им, как семнадцать лет назад пришел он к нему, и далее - все по порядку о его житии, а еще о том, что он держит в руке пергамен, но не отдал ему.


Тогда цесари велели соорудить ложе и положить на него святого. И поднялись цесари, архиепископ и все цесаревы мужи, и встали у одра со словами: «Раб Божий, ведомо тебе, что мы, грешные, - цесари, а вот - отец вселенский. Отдай нам послание, дабы мы увидели, что написано в нем, и узнали, кто ты». Тогда он отдал им свое письмо, а они, взяв его, передали церковному дьяку. И когда цесари, архиепископ и Евфимиан сели, архиварий начал читать грамоту. Как только отец услышал чтение письма, тут же вскочил с места, растерзал одежды свои, стал рвать седины, устремился к телу его и бросился ему на грудь. Любовно целовал он его, говоря: «Горе мне, чадо мое! Почто так поступил со мной, за что нанес мне такое огорчение? Сколько лет понапрасну надеялся я услышать либо голос твой, либо речи твои, но ты не открылся мне. Горе мне, поводырь старости моей! Куда мне деться от сердечной скорби моей? Отныне суждено мне лишь оплакивать свою израненную душу».


Когда же его мать услышала, что он сын ее, разодрала она завесу на окне и одежды свои, растерзала свои волосы, горестно глядя на сына своего и прося людей, находящихся в палатах, с мольбой им говорила: «Горе мне, почтенные люди, дайте мне место, да взгляну горестно на чадо свое возлюбленное. Горе мне, братия мои, да узнаю сына моего единственного, агнца души моей, птенца гнезда моего, вскормленного грудью моей, опору жизни моей». И с любовью целуя его, рыдала со словами: «Горе мне, чадо утробы моей! Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне». Сноха же, вбежавшая в бедных одеждах, оплакивала его, причитая: «Горе мне, горлице, возлюбившей уединение свое! Сколько лет лишена я была возможности слышать голос твой, либо вести о тебе. Куда делся ты и зачем не открылся мне, ставшей с этого дня вдовицей. И не на кого уже мне взирать, и отныне восплачу израненным сердцем».

Люди же дивились их плачу и со слезами молились. Тогда цесари и архиепископ велели нести одр и поставить посреди града. Горожане же, услышав об этом, все собрались над ним. Сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели.

А цесари с архиепископом, видевшие эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы освятиться прикосновением к телу человека божия. Отец же его держался за его руку, шатаясь и стеная и бия себя в грудь. И мать его тоже рыдала, покрыв его своими волосами. И сноха, также скорбя и рыдая, шла за одром с плачем. Люди же теснились возле одра и, задерживая его, не могли двигаться дальше. Тогда цесари велели бросать людям золото и серебро, чтобы, когда они устремятся к деньгам, можно было понести тело человека Божия. Но никто на это не позарился, ибо тело святого было им дороже. Много затруднений было и потом, прежде чем донесли они тело в церковь святого Вонифатия. Благоверные цесари повелели создать золотую раку и украсить ее драгоценными камнями и бисером, а сделав, положили в нее тело человека Божия Алексия месяца июля в 17 день.

И совершали поминовение семь дней, а отец, мать и сноха там пребывали. Божьей благодатью, излилось из раки его миро благовонное. И когда это чудо свершилось, собрались все болящие и, набирая его, мазались им и исцелялись, славя и восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога истинного, ему же слава ныне, и присно, и во веки. Аминь«. Завершая краткое повествование о преподобном Алексии, отметим, что мощи святого находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме, а глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите.

Жизнь святого послужила основой для создания некоторых известных произведений искусства. Преподобному Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. Во Франции поэма Тибо «Жизнь Святого Алексия» положила начало в XI веке французской литературе на простом народном языке. Большую известность и славу заслужила духовная драма «Святой Алексий», поставленная в 1632 году в Риме. В живописном виде полная история жизни святого представлена в интересном собрании в верхней базилике Святого Климента в Риме (2-я пол. XI века). Образ Алексия человека Божия и отдельные эпизоды его жития являлись нередким предметом изображения в живописи и скульптуре в Италии. В древнем Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца 15 в. с изображением преподобного.



В Царской России был широко известен Московский Алексеевский девичий монастырь, воздвигнутый в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Это был первый женский монастырь в Первопрестольной. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. 16.07.2013 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря по новому адресу: 2-й Красносельский переулок, дом 3. И хотя за время своего существования монастырь три раза менял место (первое - Остоженка, второе - место Храма Христа Спасителя, третье - с 1837 г. Красное село) расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского - в честь преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.


«О, великий Христов угодниче, святая человече Божиий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною та свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощники покровитель во спа-сение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Алексия, человека Божия

В Риме , в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом он не был вполне счастлив, так как, по причине неплодства жены своей, не имел детей. Евфимиан строго соблюдал заповеди Божии и отличался добротою: ежедневно в доме своем он устраивал три трапезы для вдов, сирот, нищих, странных и больных; сам же принимал пищу лишь по истечении девятого часа , разделяя ее со странствующими иноками, а до этого времени всегда постился. Если случалось, что в иной день к нему собиралось мало нищих, и приходилось поэтому раздавать милостыни менее обыкновенного, то Евфимиан падал тогда в горе на землю и говорил:

Я не достоин жить на земле Бога моего.

Супруга его Аглаида была женщина богобоязненная, любящая своего мужа и щедрая на милостыню. Сокрушаясь о своем бесплодии, она часто обращалась к Богу с такою молитвою:

Господи, вспомни о мне, недостойной рабе Твоей, и избавь меня от неплодства моего, чтобы мне быть матерью. Дай нам сына, который был бы и радостью в жизни и опорою в нашей старости.

Господь по милосердию Своему услышал молитву её: к великой радости мужа своего она родила сына, при святом крещении названного Алексием.

С шести лет святой Алексий начал учиться и, скоро усвоив обычные для того времени светские науки, особенно хорошо изучил Св. Писание и церковные книги. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша; постигнув суетность скоропреходящих мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных; поэтому он даже начал носить острую власяницу для умерщвления своей плоти. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, Евфимиан сказал жене своей:

Женим нашего сына.

Слова эти очень обрадовали Аглаиду, и она, припав к ногам мужа, сказала:

Пусть Бог благословит намерение твое, чтобы мне видеть супружество сына моего и детей его; эта великая радость побудит меня быть еще более щедрой к убогим и неимущим.

После этого они обручили Алексия с девицею из царского рода, а затем над ними было совершено таинство бракосочетания в церкви св. Вонифатия, и весь день тот до ночи прошел в веселии и ликованиях. По окончании торжества, святой Алексий вошел, с благословения отца своего, в комнату невесты и нашел ее сидящею на кресле. Взяв свой золотой перстень, он завернул его вместе с драгоценным поясом в порфирную ткань и отдал невесте со словами:

Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя Своею благодатью возникновению в нас новой, истинно христианской жизни.

Сказав это, он удалился в свою комнату; здесь святой Алексий заменил богатые одежды бедными и вышел тайно из дома и города, захватив с собою из своего собственного имущества немного золота и драгоценных камней. Придя к морю, он нашел корабль, отправлявшийся в Лаодикию , на который и сел, отдав предварительно положенную плату. Во время пути святой Алексий так молился Богу:

Боже, - говорил он, - спасающий меня со дня моего рождение, спаси меня и теперь от суетной мирской жизни и удостой меня на Страшном Суде Твоем стояние на десной стороне со всеми благоугодившими Тебе.

По прибытии корабля на место, святой Алексий вышел на берег, где встретил путников, направлявшихся в Месопотамию , он присоединился к ним и пошел вместе с ними в Эдессу , в которой хранился нерукотворенный образ Господа Иисуса Христа, посланный Им во время земной жизни Своей князю эдесскому Авгарю. При виде образа Христова, святой Алексий весьма обрадовался и, продав все взятые из дома драгоценности, полученные от продажи деньги роздал нищим, а сам оделся в рубище и стал жить подаянием. Местом пребывание святого была паперть церкви Пресвятой Богородицы, а жизнь его была строго подвижническая: он постоянно постился, лишь немного съедая хлеба. И даже воду пил в чрезвычайно умеренном количестве; каждый воскресный день святой Алексий приобщался Пречистых Христовых Таин и всю свою милостыню всегда раздавал престарелым нищим. Ходил он с постоянно опущенной вниз головою, возносясь умом к Богу, непрестанно размышляя о Нем. От такой суровой жизни иссохло всё тело святого, увяла красота лица, глаза впали и зрение ослабело.

На рассвете, когда святой Алексий уже ушел из дома, пришли родители в комнату невесты и к удивлению нашли ее одну, сидящую в скорби с печальным лицом. Они начали всюду искать своего сына и, не нашедши нигде, горько плакали, - так радость их обратилась в горе. Мать святого, вошедши в комнату свою, затворила окна, постлала вретище и, посыпав его пеплом, с рыданиями бросилась на него, причем молилась и говорила:

Я не встану и не выйду из затвора своего до тех пор, пока не узнаю, что случилось с моим единственным сыном, - почему и куда он ушел.

Невеста, стоя около неё, тоже говорила со слезами:

И я не уйду от тебя, но, как пустыннолюбивая и верная голубица, с печальным пением ищущая по горам и долинам потерянного мужа, буду терпеливо ждать известия о муже своем, - где он и какой образ жизни избрал себе.

Отец также был весьма опечален; он повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его, но приняли за нищего и подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде.

Святой Алексий прожил в Эдессе при церкви Пресвятой Богородицы семнадцать лет, и своим житием снискал себе любовь Божию. В это время было об нем откровение пономарю церкви Пресвятой Богородицы: он увидел святую икону Ее, говорящую к нему:

Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем подобно венцу на главе царской.

После видения пономарь искал человека такой праведной жизни и, не находя, обратился с молитвою к Пресвятой Богородице, прося Ее помощи для исполнения данного ему повеление. И опять в видении он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы, что человек Божий есть тот нищий, который сидит у ворот церковной паперти. Пономарь, найдя святого Алексия, ввел его для пребывания в церковь, и многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его. Он же, избегая славы человеческой, тайно ушел из города. Придя на морскую пристань, он сел на корабль плывущий в Киликию , думая про себя: "пойду в Киликию, где меня никто не знает, и буду жить при храме св. Апостола Павла". Во время плавания внезапно, по соизволению Божию, началась на море буря, и корабль, много дней носимый волнами, неожиданно прибыл в Рим. Сойдя с корабля, святой Алексий сказал себе:

Жив Господь Бог Мой! не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего.

На пути к нему он встретил отца своего, возвращавшегося домой из дворца в сопровождении многих слуг. Поклонившись ему до земли, святой Алексий сказал:

Раб Божий, помилуй меня нищего и бедного: дозволь мне поселиться в каком-либо углу двора твоего и питаться крупицами, падающими с твоего стола; Господь же благословит дни твои и дарует тебе Царство Небесное, а если ты имеешь кого-либо из родных твоих, находящегося где-либо в странствовании, то Он возвратит тебе его здоровым.

При словах нищего о странствовании, Евфимиан тотчас вспомнил возлюбленного сына своего Алексия, прослезился и милостиво исполнил его просьбу, дозволив жить во дворе своего дома. Он сказал рабам своим:

Кто из вас хочет послужить этому нищему? Если он угодит ему, то клянусь получит полную свободу и награду от меня. Устройте ему небольшое помещение при дверях дома, чтобы я мог чаще видеть его; пища пусть подается ему с моего стола, и никто из вас не должен оскорблять его.

После этого начал святой Алексий жить при дверях дома отца своего. Евфимиан каждый день посылал ему со своего стола пищу, но он раздавал ее нищим, а сам ел лишь хлеб и пил только воду, да и то в таком количестве, чтобы не умереть от голода или жажды; все ночи он проводил, бодрствуя на молитве и всякий воскресный день приобщался в храме св. Христовых Таин. И удивительно было терпение человека Божия! Много неприятностей и огорчений, особенно поздним вечером, приходилось ему испытывать от рабов отца своего, из которых иные таскали его за волоса, другие заушали, третьи выливали на голову помои, и вообще издевались над ним самым жестоким образом. Он же переносил всё молча, зная, что они так обращаются с ним по наущению диавола, и молитвою вооружался против его козней, побеждая их терпением. Было и другое обстоятельство, побуждавшее его к великому терпению: против его помещения находилось окно комнаты его невесты. Она, подобно Руфи , не захотела идти в дом своего отца, но сидела, горюя со своею свекровью, и часто слышал святой рыдание и жалобы матери и невесты своей - одной об утрате сына, а другой мужа. Их слёзы переполняли его сердце жалостью, но любовью к Богу он побеждал плотскую любовь к невесте и родителям; это терпение почти невыносимых скорбей ради Бога даже утешало его. Так прожил святой Алексий в доме родителей своих семнадцать лет, и никто не узнал его, но все почитали его за нищего, не имеющего приюта; над тем, кто был господином дома, сыном и наследником, рабы издевались, как над пришельцем и чужим. Когда же Господь восхотел призвать его из этой временной жизни, в которой он испытал столько нищеты и лишений, в жизнь вечную, то открыл ему день и час кончины его. Святой Алексий тогда спросил у служащего ему раба чернил, хартию и трость, описал всё житие свое и для убеждения родителей в том, что он действительно их сын, упомянул о некоторых обстоятельствах своей жизни, известных только им одним, написал и о том, что говорил невесте своей в ночь ухода из дома, - как отдал ей перстень и пояс. Письмо свое он окончил следующими словами:

Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном.

Написав это, он молился до самой кончины своей.

Однажды, когда папа совершал в соборной церкви свв. Апп. Божественную литургию, при окончании её во всеуслышание из алтаря раздался чудесный голос: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28). Присутствовавшие в храме в великом ужасе пали на землю, взывая:

Господи, помилуй!

Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна.

По всему Риму искали такого человека и не знали, что делать, так как не находили его. Поэтому, снова собравшись вместе с папою и царем с вечера четверга на пятницу в соборную церковь, совершили в ней всенощное бдение, моля Христа указать им угодника Своего. Утром же в пяток святой Алексий отошел ко Господу. Между тем в церкви, подобно тому как и в первый раз, опять раздался во время богослужение голос из алтаря:

Ищите человека Божия в доме Евфимиана.

После этого царь , обратившись к последнему, сказал:

Почему ты, имея в доме своем такое сокровище, не сообщил нам об этом?

Евфимиан отвечал:

Господь свидетель, что я ничего не знаю.

И, подозвав главного слугу, спросил его:

Не знаешь ли из сотоварищей своих человека добродетельного и угождающего Богу?

Не знаю, - сказал тот, - нет ни одного добродетельного; все живут небогоугодно.

Царь и папа решили сами идти в дом Евфимиана искать человека Божия. Евфимиан, пойдя вперёд, приготовился к принятию папы и царя с вельможами и устроил им торжественную встречу. Сетующая супруга Евфимиана, услышав из комнаты своей смятение и говор на дворе и в доме, спросила.

Что это значит?

И очень удивилась, когда узнала о пришествии царя с папой и о причине их посещения. Невеста также недоумевала, видя из комнаты своей царя и папу, идущих со множеством народа, и старалась объяснить себе это зрелище.

Когда папа, царь и вельможи сели, и наступила тишина, то раб, служивший святому Алексию сказал Евфимиану:

Господин мой, нищий, которого ты поручил мне, не есть ли человек Божий? Я свидетель великих и дивных дел его: он постоянно постится, лишь по истечении дня принимая немного хлеба и воды; все ночи проводить на молитве и каждый день воскресный приобщается св. Христовых Таин; он кротко и с радостью переносит побои и оскорбления, наносимые ему некоторыми рабами.

Услышав это, Евфимиан тотчас поспешил к жилищу нищего и, позвав его трижды чрез окошко, не получил ответа. Тогда он вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым с покрытою головою и согнутой хартией в правой руке. Евфимиан открыл лицо его и увидел, что оно сиеят как лице Ангела; когда же он хотел взять хартию и прочесть, то не мог этого сделать, потому что рука не выпускала ее. Быстро возвратившись к царю и папе, он сказал:

Нашли уже мёртвого того, кого искали; он держит в руке хартию и не отдает нам.

Царь и патриарх, приказав приготовить драгоценный одр, покрыть его богатыми тканями, вынесли честное тело человека Божия и благоговейно положили его на том одре. Преклонив потом колена, они, лобызая священные останки, говорили к нему, как живому:

Умоляем тебя, раб Христов, дай нам сию хартию, чтобы по начертанному в ней мы могли узнать, кто ты.

После этого папа и царь беспрепятственно взяли хартию из руки святого и передали хартуларию великой церкви , Аетию, для прочтения; при великом молчании окружающих он начал читать ее. Когда же он дошел до места, где было написано о родителях и невесте, - о перстне и поясе, переданных ей, тогда узнал Евфимиан в почившем сына своего Алексия. Он упал ему на грудь и, обнимая и целуя его, говорил с плачем:

О горе мне, возлюбленный сын мой! Что ты сделал с нами? Зачем такую скорбь причинил нам? Увы мне, сын мой! Столько лет пребывая с нами и слыша плач родителей твоих, ты не открыл себя, не утешил нас, не смотря на старость нашу, в великой печали, вызванной тобою. О горе мне! Сын мой, любовь моя, утешение души моей, я не знаю, что мне теперь делать, - оплакивать ли смерть твою или радоваться обретению твоему.

Так безутешно рыдал Евфимиан, терзая седины свои.

Аглаида, слыша рыдание мужа и узнав, что умерший нищий есть её сын, открыла двери своего затвора; в разодранной одежде, устремив полные слёз глаза к небу и вырывая распущенные волосы, она шла среди толпы теснившегося народа, говоря:

Дайте мне дорогу, чтобы я могла видеть надежду мою, - обнять возлюбленного моего сына.

Подойдя к одру, она склонилась над телом сына своего, обнимала его и целовала со словами:

Увы мне, господин мой! чадо мое сладкое, что ты сделал? зачем доставил нам столь великую скорбь? Увы мне, свет очей моих! как ты не открылся, столько лет живя с нами? как не сжалился над нами, постоянно слыша наши горькие о тебе рыдания?

Невеста, тридцать четыре года прожившая без жениха и носившая в знак печали чёрные одежды, также пала на честное тело; омочая его ручьями слез и с любовью лобызая; она горько и неутешно рыдала, говоря:

Увы мне, горе мне!

Её рыдание и скорбные жалобы возбудили в присутствовавших слёзы, и плакали все вместе с невестою и матерью.

Царь и папа повелели нести одр с честным телом человека Божия и поставить его среди города, чтобы все могли видеть его и прикоснуться к нему, и когда это было исполнено, сказали народу:

Вот мы нашли того, кого искала вера ваша.

И собрался весь Рим; все прикасались к святому, лобызая его. Все недужные исцелялись: слепые получали зрение, прокаженные очищались, бесы покидали одержимых ими, словом, - какая бы ни была у кого болезнь, каждый получал совершенное исцеление от мощей угодника Божия. Видя такие чудеса, царь и патриарх пожелали сами нести одр в церковь, чтобы приять благодать от прикосновения к телу святого. Родители и невеста с плачем сопровождали их; народа же, стремившегося прикоснуться к честному телу, собралось такое множество, что от тесноты невозможно было нести одр. Чтобы заставить народ отступить и дать дорогу к церкви, царь велел бросать в толпу серебро и золото, но никто не обращал на это внимания; все усиленно желали лишь видеть человека Божия и прикоснуться к нему. Тогда папа обратился с увещанием к народу, прося его отступить и обещая не предавать погребению честное тело до тех пор, пока все не облобызают его и не приимут благодати чрез прикосновения к нему. С трудом убежденный народ немного отступил и дал возможность принести святое тело в соборную церковь, где оно стояло целую неделю, так что каждый желающий мог ему поклониться; всю ту неделю при одре святого Алексия находились плачущие родители и невеста. Царь же приказал сделать гробницу из мрамора, украсить ее золотом и изумрудами, в которую и положили человека Божие; тотчас же от святого тела истекло благовонное миро, наполнившее раку; все помазывались тем миром во исцеление всяких болезней, и погребли с честью честные останки святого Алексия, славя Бога.

Святой Алексий преставился в семнадцатой день марта месяца, в год от сотворение мира 5919-й, от воплощение же Бога Слова 411, когда в Риме царствовал при папе Иннокентии Гонорий, а в Константинополе Феодосий Младший и над всеми ними царствовал всегда владычествующий со Отцом и Святым Духом Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2:

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.


1. Рим, главный город римского государства, находится в средней Италии, расположен по обеим, берегам реки Тибра, при впадении её в море. По древнему сказанию он, был основан Ромулом (ум. 707 г.) на холме Палатинеком в 753 г. до Р. Хр., потом распространился на шести соседних холмах, отчего и называется семи-холмным; указание на эти семь холмов Рима находится и в Апокалипсисе (17:9). В начале своей истории Рим представлял собою только группы хижин, сделанных из глины и покрытых камышом, но затем стал обогащаться вследствие удачных войн о соседними народами - сабиняпами, вольсками, латинянами, галлами, этруссками, которые в 273 г. все были объединены под властью Рима. Тогда римляне начали подчинять себе народы, жившие вне Италии, и скоро Карфаген, Македония, Греция, Иллирия и Азия, перешедшая к римлянам мирным путем по завещанию пергамского царя Аттала III в 132 г., сделались провинциями Рима. В 63 г. римский полководец Помпей вступил после трехмесячной борьбы в Иудею и завял Иерусалим; с этих пор Иудеи сделались данниками Рима и навсегда лишилась своей свободы и независимости. При Августе, первом римском императоре, в 30-й год царствования которого родился Господь Иисус Христос, подчинялся Риму и Египет. Таким образом, пред пришествием Христа Спасителя Рим достиг могущества и славы, включая в свою империю почти все известные тогда народы; богатства со всех стран света стекались в него; дела всех народов решались в римском сенате. Но время могущества Рима, было началом его падения. Беспрестанные войны разоряли и уменьшали зажиточные классы римских граждан, а богатые и знатные фамилии, скупая за бесценок земли разорившихся семейств, еще более богатели; поэтому население Рима разделилось на два класса-богачей а бедных. В то время как роскошь первых доходила почти до невероятных размеров, последние находились в нищете и угнетении; целые состояния тратились на один обед, а бедняки не имели куска хлеба. Со временя покорения Греции, в Риме стали распространяться философские учения, подрывавшие народную религию, и неверие широкой волной разлилось сначала среди высших, а потом и низших классов: предметы религиозных верований открыто высмеивались на сценических представлениях. Вместе с неверием стала распространяться и безнравственность; распущенность, дошедшая до совершения противоестественных пороков (Римл. 1:26-27) заменила собою прежнюю чистоту и строгость нравов. И только возрождающая сила христианства спасла Рим от окончательной погибели. Христианство проникло в Рим очень рано. Уже император Тиверий (14-37 г.) по преданию слышал проповедь о Христе; при преемнике его Клавдии (41-54 г.) в Риме были сильные раздоры между христианами из евреев и иудеями. Пря Нероне (54-68 г.), благодаря проповеди Ап. Павла, продолжавшейся целых 2 года (Деян. 28:30), христиане умножились; в царствование второго императора было первое гонение на христиан, несправедливо обвиненных в поджоге Рима: во время этого гонения приняли мученическую кончину свв. Апп. Петр и Павел. Но гонение не уничтожило христианства: при Домициане (81-91 г.) оно проникло даже в род императора, - брат Домециана Флавий Климент был казнен за то, что был христианин; в царствование этого императора св. Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос, где удостоился откровения о будущих судьбах мира и Церкви (Апок. 1:9). Со времени Нерона и Домициана гонение на христиан воздвигались вплоть до 313 г. Особенно сильны были они при императоре Диоклитиане (285-306 г.), положившем начало разделению римской империи; он избрал себе в соправители Максимина и разделял государство между ним и собою, потом каждый соправитель избрал себе по помощнику, так что империя разделилась на четыре части. По отречении от дел правления Диоклитиана и Максимина, управление перешло к Констанцию Хлору и Галерию, первому наследовал сын его Константин (306 г.), который и издал указ 313 г., дозволявший переход каждому желающему в христианство. Сделавшись единодержавным, (324г.) он перееес свое местопребывание на восток в Византию, названную впоследствии Константинополем. Здесь он окружил себя христианами, которых назначал, на высшие государственные должности; он установил законом празднование воскресного дня, строил много храмов; при его содействии был созвав первый вселенский собор (326 г.). При императоре Феодосии Великом, воспретившем указом 392 г. языческое богослужение, римская империя окончательно разделилась на восточную и Западную (395 г.). Первая пала под ударами турок в 1453 г. при Могомете II, а вторая, в состав которой входили Италия, Африка, Британия в Испания, в 476 г.; в 476 г. после отречения от престола последнего римского императора Ромула Августа над Италиею воцарился предводитель Герулов Одоакр.
2. День у римлян, точно так же как и ночь, разделялся на четыре части, называвшиеся первым, третьим, шестым я девятым часами. Под первым часом разумелись наши; седьмой, восьмой в девятой утра, под третьим - десятой, одиннадцатой и двенадцатой часы, под шестым-первый, второй и третий пополудни, под девятым -четвертой, пятой в шестой пополудни.
3. Отличием порфирных материй от других был их красный цвет; краска для них добывалась из особого рода морских водорослей.
4. Лаодикия, древний город Малоазийской области Фригии на соединении рек Лика и Галифа,был основан Антиохом II (261-246г.) в честь своей супруги Лаодики. Во времена Христа был чуть ли не первым городом Малой Азии, так как лежал на торговом пути, соединявшем восток и Запад. Начало христианства здесь, вероятно, положено не самим Ап. Павлом (Кол. 2:1), а учителем Колссской церкви Епафрасом (Кол. 1:7). Церкви Лаодикийской Ап. Павел написал особое послание; она упоминается и в Апокалипсисе в числе замечательнейших Малоазийских церквей (3:14-22). В 360 г. в Лаодикии был поместный собор, правила которого (60) касательно порядка богослужения, поведения клира и мирян вошли в церковный канон. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен Тамерланом. Теперь лишь одни развалины на невысоком холме близ опустошенного селения Эски-Гиссара говорят о когда-то бывшем здесь древнем городе.
5. Месопотамия, т. е. Междуречье, древняя Сеннаар (Быт. 10:10), место рождения и жительства Авраама до выхода в землю Харран (Быт. 11:28; Деян. 7:2); Так называется пространство, лежащее между реками Тигром и Евфратом, ограниченное на юге Персидским заливом, на севере горами Армении. В более тесном смысле Месопотамией называется северная часть этой области, т. н. Эль-Джезир, тогда как южная часть области известна под именем Вавилонии, нынешняя Ирак-Араби, т. е. древняя Вавилония. В эпоху Римлян страна разделялась на две части, Озроена на западе, перешедшая к Риму в 217 г. по Р. Хр. с главным городом Эдессой и Мигдония на востоке с главным городом Низибидой, завоеванной в 115 г. римским императором Траяном. Начало христианства в Месопотамии положено спутником Ап. Ермы Иудою или Фаддеем - по преданию одним из семидесяти учеников Господа Иисуса Христа; Иуда основал в Эдессе церковь. В окрестностях Низибиды родился св. Ефрем Сирин (Ш-IV вв.); епископ Низибийский Фома Варсума был ревностным поборником несторианской ереси, учившей, что превечно рожденное от Отца Слово Божие только обитало в человеке Иисусе, пребывая с Ним в особом, нравственном соединении. В XI столетии, при нападении сельджуков и турок, Месопотамия склонилась к упадку и теперь принадлежит Турции; жители - турки, курды, арабы, армяне, сирийцы. Месопотамия имела весьма важное историческое значение при ассирийском и вавилонском владычестве.
6. Эдесса, нынешняя Урфа, город на севере Месопотамии на реке Евфрат, с 137 г. до Р. Хр. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Хр. превращена римлянами в восточную колонию. В Эдессе рано распространилось христианство; в IV в. св. Ефремом Сириным здесь была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель эдесской школы, пресвитер Ива. В 641 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Эдесского; в 1144 г. она покорена была турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.
7. Нерукотворенный образ Иисуса Христа или убрус с отпечатавшимся на нем Ликом Спасителя, который Он послал князю Эдесскому Авгарю для исцеления от глазной болезни. Нерукотворенный образ хранился в Эдессе до 994 г., когда был куплен императором Константином Порфирородным и перенесен 16 августа в Константинополь; отсюда он был похищен венецианцами и утонул в Мраморном море. Празднество 16 августа.
8. Киликия, Малоазийская область, лежащая на юго-востоке, сначала подпала под власть Македонии, затем принадлежала Парфянскому и Армянскому царству; в 68 г. до Р. Хр. лучшая, восточная часть ея сделалась римской провинцией; окончательно она покорена при Веспасиане (69-79 г.)- Апостол, Павел был родом из Киликийского главного города Тарса (Деян. 9:11), сюда удалился по своем обращении (Деян. 9:30) и конечно проповедывал здесь Евангелие; во второе путешествие Апостол проходил Киликией, утверждая верующих (Деян. 15:41). Теперь Киликия принадлежит Турции.
9. Руфь, родом моавитянка, удостоившаяся войти в родословную Давида как праматерь его (Руф. 4:17), и поэтому в родословную Самого Иисуса Христа (Мате. 1:5); история её содержится в св, книге, носящей её имя.
10. Это был папа Иннокентий I (402-417). Он боролся с расколом донатистов, убедив императора Гонория издать против них строгий закон, подтвердил соборное определение (416) против еретиков пелагиан, отрицавших необходимость благодати для спасения; он первый стал основывать учение о первенстве папы, ссылаясь на то, что они являются преемниками Ап. Петра.
11. Здесь разумеется Аркадий, восточно-римский император, сын Феодосия Великого, по смерти отца (395 г.) получил т. н. восточную империю, тогда как брат его Гонорий получил Западную; родился в 377 г., ум. в 408. во всё время его царствования государством управляли люди, умевшие подчинить своему влиянию слабохарактерного императора. Так, в начале его царствования государством управлял Руфин, увеличивший и без того огромную тяжесть налогов, умноживший число денежных штрафов и тем наведший ужас на империю. По смерти Руфина место его занял евнух Евтропий, убедивший с целью собственного обогащения императора издать строгий закон (397), каравший смертною казнью и отнятием, имущества за всякий злой умысел не только против императора, но и высших лиц. Наконец императрица Евдокия добилась казни Евтропия (399) и Аркадий подчинился всецело своей супруге, известной своим враждебным отношением к св. Иоанну Златоусту, бывшему тогда Константинопольским патриархом. По ее настоянию император утвердил решение "собора под дубом" (403) о низложении Иоанна Златоуста и отправил его в ссылку, но потом возвратил, испугавшись народного возмущения. В 404 году приказал опять отправить в заточение, сделав это, как и в первый раз, под влиянием Евдокии, оскорбившейся на Иоанна Златоуста за его проповеди, обличавшие роскошную и безнравственную жизнь двора. При Аркадии миссионеры, снабженные его грамотами, проповедывали христианство по провинциям тем язычникам, которые еще не обратились ко Христу. Гонорий, западно-римский император - брат императора Аркадия. В начале его царствования во главе управления стоял умный политик и знаменитой полководец Стилнхон, не раз отражавший нападения на империю вест-готов, вандалов, свевов, бургундов. После его падения и казни дела империи пошли к худшему. В 408 году предводитель вест-готов Аларих осадил Рим и заставил заплатить тяжелую дань, а в 410 он овладел городом и отдал его на разграбление войскам. По смерти Аларика, шурин его Атаульф заключил с Гонорием мир, после которого вест-готы удалились за Альпы. При Гонории был в 411 г. собор против раскольников донатистов, отделившихся от церкви за то, что она принимала покаявшихся отступников во время гонений, потому что по их мнению церковь перестает быть святою, если среди ее членов находятся грешники, По приказанию Гонория были разрушены все оставшиеся языческие храмы, а сами язычники были удалены от государственных должностей.
12. Хартулариями назывались управляющие канцелярией, находящейся при патриархе.
13. Тело его было погребено в церкви муч. Вонифатия на горе Авентинской; оно было обретено в 1216 г. и над ним построена великолепная церковь.

Преподобный Алексий родился в IV веке в Риме — городе славы и чести, роскоши и соблазна, в царствование Аркадия и Гонория. Отец его благочестивый человек по имени Евфимиан был весьма знатный и богатый вельможа, первое лицо в императорском дворце, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: «Недостоин я ходить по земле Бога моего». У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал её Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий, что переводе с греческого означает «защитник».

В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту, девушку царской крови, очень красивую и богатую. Молодых обвенчали в церкви мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме.

Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Этой же ночью он покинул дом отца и сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию, в город Лаодикию. Достигнув Лаодикии, он не остался здесь, но пристал к группе торговцев, направлявшихся в Месопотамию, и вместе с ними прибыл в город Эдессу, где находился древний Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексий проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн.

Отец повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Приняв его за нищего, слуги подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима.

Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий сказал себе: « Жив Господь Бог Мой! не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего»,- ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, велел привести Алексия и при входе в дом поставить ему постель, чтобы сам он, входя и выходя из дому, мог видеть его и чтобы давали ему пищу со стола и ни в чем не притесняли. Алексий же продолжал свою подвижническую жизнь, не ослабляя постоянных молитв, постов и бдений. Слуги стали насмехаться над ним, выливали ему на голову помои и всячески обижали. Но он все претерпевал с кротостью. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку.

Так провел он неузнанный в доме отца своего еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий взял хартию и написал всю жизнь свою, испросив прощение у родителей и невесты.

Господь пожелал после этого открыть его подвиг и величие. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. Во время службы из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Когда его нашли, лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки его были погребены в церкви св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме , где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью св. Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь св. Алексия человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.

Следует отметить, что святой Алексий почитается в лике преподобных (а не праведных, например), хотя он не был монахом в строгом смысле этого слова. Однако по образу жизни – аскетическому, подвижническому почитают его именно в этом лике святости — то есть уподобившимся Господу.

На Руси издревле житие святого Алексия было одним из самых читаемых. В древнерусской письменности сказания об Алексии Божьем человеке послужили сюжетом одного из популярнейших духовных стихов. Особое почитание святой приобрел в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого он являлся; тогда была составлена служба святому Алексию человеку Божию.

Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы. Существует и опера «Святой Алексий» композитора XVII века Стефано Ланди. Легенду о святом Алексии в средневековой поэзии часто обрабатывали. Ему посвящена поэма Конрада из Вюрцбурга. Во французской, итальянской и английской литературах XV века имеются духовные поэмы о святом Алексии. Известны польские и чешские поэтические обработки того же материала XIV —XV веков.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы.

Несмотря на широкое почитание св. Алексия на Руси, известно совсем не много храмов, освященных в его честь. В Москве в XIV веке был основан московский во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь, первоначально находившийся на Остоженке, затем переведенный «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), а в 1837 г.- в Красное Село. В XVII веке в подмосковном селе Алексеевском (в районе станций метро ВДНХ и Алексеевская) был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия.

Существовал предел Алексия человека Божия и в деревянном храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Однако он не сохранился до сегодняшнего дня. Ныне в заново отстроенном в 1811г. каменном храме на его месте находится предел Св.Николая Чудотворца.

Г лава св. Алексия хранится в греческом монастыре Агиа Лавра в Калаврите. У нас в Новгородском соборе св. Софии находилась десница святого, похищенная из Рима в XVII веке новгородским купцом-паломником. А в 2006 году из Италии в Иоанно-Предтеченский монастырь была передана ещё одна частица мощей св. Алексия.

Сегодня в паломнических сайтах церкви святого Вонифатия на Авентинском холме в Риме можно прочитать, что «туда зачастую войти бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака».

А совсем недавно 30 марта 2011г, в день памяти святого Алексия, Человека Божия в римской базилике Сант-Алессио, что на Авентинском холме, была совершена первая в истории православная Божественная Литургия.

Православная служба в римской базилике Сант-Алессио

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2:
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

30 марта празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. Где в Москве можно помолиться этому святому?

– один из самых почитаемых в христианском мире святых. В 1969 году из календаря Католической Церкви его имя было исключено, так как житие преподобного не подтверждается историческими источниками. Впрочем, это не мешает сохранению в лоне Католической Церкви ордена алексиан, активно занимающегося социальным служением и считающим своим небесным покровителем преподобного Алексия.

Что касается Православной Церкви, то у нас почитание преподобного Алексия не прекращается с IX века. На Руси житие аскета, отказавшегося от семьи и жившего подаянием, распространяется с XI века. Но мощей святого и храмов в его честь существовало мало. В середине XVIII века среди святынь собора Софии Новгородской упоминается похищенная в Риме местным купцом рука преподобного, но сейчас ее там нет.

В Москве святынь, связанных с именем преподобного Алексия, тоже немного. В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (дом 20) находится чтимая икона преподобного, написанная в живописной манере. Святой Алексий изображен на ней пишущим хартию, в которой, согласно житию, он сам изложил свою историю и просил прощения у родителей и безутешно оплакивавшей его невесты.

Еще одна святыня – икона с частицей мощей преподобного – находится в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря (Мал. Ивановский пер., 2). В обители также пребывают множество чудотворных и почитаемых икон и мощей, а в алтаре собора – частица Животворящего Креста Господня.

Другая икона с частицей мощей находится в храме преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе (2-й Красносельский пер., 3 – добираться пешком от ст. метро Красносельская).

Храм преподобного Алексия, человека Божия, в Красном селе

История этого храма уникальна: он относился к монастырю, который трижды менял «место жительства». В XIV веке Алексеевский Зачатьевский монастырь стоял на Остоженке. В 1547 году, после очередного пожара, обитель была переведена в урочище Чертолье – ныне улица Волхонка.

В 1633-1634 гг. в честь рождения цесаревича Алексия, чьим небесным покровителем был преподобный Алексий, человек Божий, была выстроена посвященная святому одна из последних двухшатровых церквей. Позже указом Патриарха Никона строительство на Руси шатровых храмов было запрещено – предписывался повсеместный переход к крестово-купольному зодчеству, как более древнему.

В 1838 году монастырские постройки были уничтожены. На их месте начал строиться храм Христа Спасителя. Обитель перевели в окраинное Красное Село.

В 30-х годах XX столетия монастырь повторил судьбу большинства обителей русской земли – был закрыт. В храме преподобного Алексия создали дом пионеров.

Только в 2000-м году церковь была передана верующим, причем восстановительные работы начались лишь спустя два года. А главная святыня – образ Алексия, человека Божьего, с частицей мощей – была пожертвована храму неизвестным коллекционером в 2001 году.

Солнечным днем лета 377 года в месопотамский город Эдесса вошел человек. Он долго бродил по улицам, разговаривал с людьми пока наконец не оказался возле храма Пресвятой Богородицы. Здесь, обратившись к сторожу он спросил:

“Большое горе случилось у моего господина, римского сенатора. Я служу ему много лет, и не могу сказать ни одного плохого слова в его адрес. Он добр и милосерден, всегда помогает нуждающимся. И вот такая беда… Много лет у него и у его жены не было детей. Наконец, Господь услышал их молитвы – родилсясын. Уж как любили они его, как заботились. И мальчик всегда радовал родителей. Недавно он достиг совершеннолетия. Отец нашел ему прекрасную невесту царских кровей, сыграли свадьбу. И вот в ночь после брачного пира юноша пропал.

Он молод. Хорошо одет. По нему видно, что он из знатной семьи. Родом он из Рима.Так ты не видел здесь никого, кто бы подходил под мое описание? “.

“Нет. У нас тут все больше люд попроще, а то и вообще больные да нищие. Сам погляди. Вот этот, например. Прибился к нам недавно – смотри, одни лохмотья на нем. Живет подаянием, и молится с утра до ночи!”

В этом нищем слуга не смог узнать того самого юношу, который после свадьбы уходя, отдал молодой жене свой золотой перстень и сказал: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Алексий, так звали юношу, с детства был воспитан в любви к Богу, и именно Ему он решил посвятить всю свою жизнь. Он отправился в город Эдесса, где хранился Нерукотворный образ Христа – оставленный Самим Иисусом Христом отпечаток лица на полотне. Там в притворе храма – в посте и молитве – святой провел 17 лет. Когда в видении Пресвятая Богородица указала церковному сторожу на Алексия как на человека Божия., жители Эдессы стали почитать его. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы и направился на родину апостола Павла, в город Тарс. Но корабль сбился с курса и причалил рядом с Римом. Святой увидел в этом промысел Божий и направился к дому своего отца.

Годы скитаний изменили внешность Алексия до неузнаваемости и никто так и не узнал его. Еще 17 лет преподобный прожил в каморке под лестницей родного дома. Зачастую ему приходилось терпеть унижения и оскорбления от слуг, но он принимал всё со смирением. Пища его состояла из хлеба, воды и постоянной молитвы.

Однажды в воскресенье после Божественной литургии в соборе произошло чудо. Все присутствующие услышали голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Искать его голос велел в доме сенатора. Множество народу вместе с императором и Папой Римским отправились туда, но не застали святого Алексия в живых. В руке преподобный держал свиток с описанием всей своей жизни, которое составил, зная о приближении смертного часа.

Житие было прочитано, и отец, мать и жена узнали Алексия. Поклониться телу святого пришло множество верующих, и немало было явлено чудес и исцелений.

На Руси история Алексия, человека Божия, всегда была особо любима народом. Памятуя историю преподобного, русские люди стараются привечать нищих и странников и просить их о молитве.

Loading...Loading...