Философские взгляды развивал г в плеханов. Экономические взгляды Г

На практике работники кадровых служб часто сталкиваются с «неудобной» проблемой. Суть ее в том, как правильно определить срок (период времени или дату), имеющий значение для оформления того или иного юридического факта (например, приема на работу, перевода, увольнения). А между тем точное установление срока - дело серьезное и далеко непростое. Посмотрим, какое значение имеют сроки в трудовом законодательстве, по каким правилам они исчисляются, к каким последствиям может привести их несоблюдение.

Виды сроков

В трудовых правоотношениях используется несколько видов сроков. Это промежуток времени, календарная дата, указание на определенное событие. При этом одни из них прямо оговорены в ст. 14 ТК РФ (календарная дата и период времени), другие (указание на определенное событие) специально не отмечены. Однако они также встречаются в отдельных статьях Трудового кодекса и используются «на местах» в локальных актах, соглашениях сторон.

Давайте остановимся подробнее на рассмотрении правил, по которым устанавливаются и исчисляются перечисленные выше сроки.

Календарная дата

Вновь обратимся к ст. 14 ТК РФ. Из нормы закона следует, что течение сроков, с которыми закон связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено возникновение этих прав и обязанностей.

Например, если работник приступил к работе (с ведома или по поручению работодателя или его представителя) 12.04.2010 года, то именно с этой даты будет считаться, что между ним и работодателем заключен трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

Течение сроков, связанных с прекращением трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты , устанавливающей окончание трудовых отношений. Например, если сотрудник уволен из организации 12 апреля, начиная со следующего дня, а именно - с 13 апреля, трудовые отношения между ним и организацией будут полностью прекращены. И если работник не согласен с увольнением и намерен по этому поводу обратиться с иском в суд, ему следует помнить, что с 13 апреля пойдет отсчет месячного срока, установленного для обжалования действий работодателя.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 392 Трудового кодекса РФ «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора»

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Временной период

Кроме фиксированных календарных дат, ст. 14 Трудового кодекса упоминает сроки, исчисляемые периодами времени - годами, месяцами, неделями, днями. Они исчисляются по строго определенным правилам, то есть истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока . Под соответствующим числом понимается именно то число, с которым связано начало отсчета срока. Например, если с работником 22.04.2010 г. был заключен трудовой договор сроком на два года, то действие такого договора истечет 22.04.2012 г. А если договор рассчитан только на два месяца, то 22.06.2010 года. При исчислении срока в месяцах следует учитывать одну важную деталь: не во всех месяцах года одинаковое количество дней. И если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Например, если работник 31 марта по медицинским показаниям переведен на другую работу сроком на три месяца, то последним днем его пребывания на такой работе станет 30 июня (ст. 73 ТК РФ).

Исчисление срока в неделях и днях в практике кадровой работы также встречается достаточно часто. Это и предупреждение работодателя об увольнении по собственному желанию за две недели (ст. 80 ТК РФ), и уведомление работника за три дня о неудовлетворительных результатах испытания (ст. 71 ТК РФ), и упоминание о 28 календарных днях ежегодного отпуска (ст. 115 ТК РФ).

На заметку

Свернуть Показать

При исчислении сроков в Трудовом кодексе используются в качестве временных отрезков как календарные дни (например, в ст. 115 говорится о том, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней), так и рабочие дни (например, ст. 62 обязывает работодателя по письменному заявлению работника в срок не позднее трех рабочих дней (со дня подачи такого заявления) выдать копии документов, связанных с работой). Однако в ряде статей закона не уточняется, о каких именно днях идет речь - календарных или рабочих. И поэтому не ясно, каким образом исчислять установленный срок. Например, в ст. 71 сказано, что при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня. По нашему мнению, когда закон не уточняет, о каких именно днях идет речь, исчислять сроки нужно таким образом, чтобы не задеть интересы работника. Например, при предупреждении работника об увольнении в порядке ст. 71 ТК РФ лучше это сделать за три рабочих дня. В этом случае у увольняемого будет больше времени, чтобы скорректировать свои .

Если в качестве временного отрезка указаны недели, то установленный срок заканчивается соответствующего числа последней недели. Причем в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включают и нерабочие дни. Например, двухнедельный срок, который «стартовал» в пятницу 9 апреля, истечет также в пятницу 23 апреля.

Следует отметить, что ст. 14 ТК РФ установлено общее правило, применяемое к исчислению всех сроков: если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Свернуть Показать

Работник подал заявление об увольнении по собственному желанию в пятницу 16.04.2010 года. Определяем последний день его работы (который по закону считается днем увольнения). При этом рассуждаем так. В соответствии со ст. 80 ТК РФ срок предупреждения об увольнении по собственному желанию должен быть не менее чем две недели. А в соответствии со ст. 14 ТК РФ исчислять его нужно, начиная с календарной даты, которая следует за днем подачи заявления (так как в данном случае речь идет о прекращении трудовых правоотношений). То есть в нашем случае двухнедельный срок следует исчислять с субботы, 17 апреля. Отсчитываем положенный отрезок времени. У нас получается суббота, 1 мая. Но по закону это нерабочий праздничный день, следовательно, работник не может быть уволен этой датой. Поэтому последним днем его работы будет вторник, 4 мая, то есть ближайший после праздника .

Теперь поговорим о сроках, исчисляемых часами. Надо отметить, что они также упоминаются в Трудовом кодексе, хотя и не включены в специальную статью (ст. 14 ТК РФ), посвященную порядку исчисления сроков. В часах исчисляется, например, нормальная продолжительность рабочего времени. В соответствии со ст. 91 ТК РФ она не может превышать 40 часов в неделю. Ограничивается время сверхурочной работы. Такая работа не может продолжаться более 4 часов в течение двух дней подряд (или 120 часов в год) (ст. 99 ТК РФ). Также в часах определяется срок отсутствия сотрудника на рабочем месте. Если такое отсутствие продолжается более четырех часов подряд без уважительных причин, следует считать, что работник совершил прогул. Это, согласно закону, служит основанием для применения к провинившемуся дисциплинарного взыскания, а именно - увольнения с работы (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

В трудовых отношениях при исчислении сроков часами важно помнить, что, несмотря на то, что в сутках 24 часа, они истекают не вместе с «боем курантов», а в момент окончания в организации рабочего дня (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка). Однако в случае если работодателю необходимо направить уведомление работнику через стороннюю организацию, например, по почте, будет считаться, что он выдержал установленные сроки, если уведомление сдано в эту организацию до 24 часов по местному времени. Например, нужно уведомить работника, находящегося на больничном или в отпуске, о переходе организации на режим неполного рабочего времени , и последний день для направления такого уведомления - 30 апреля. Если представитель работодателя успеет отправить документ до 24 часов этого дня, то претензий к организации по данному поводу у проверяющих органов не возникнет.

Определенное событие

А теперь обратимся к Гражданскому кодексу. Из статьи 190 закона следует, что срок может определяться не только с помощью календарной даты или отрезка времени, но и путем указания на определенное событие, которое неизбежно должно наступить. В ст. 14 Трудового кодекса нет упоминания о событии как о разновидности срока. Однако во многих его нормах именно с наступлением конкретного события связано возникновение, изменение или прекращение трудовых прав и обязанностей. Например, ст. 76 ТК РФ говорит о том, что работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда, должен быть отстранен от работы до того момента, пока он не пройдет такое обучение (проверку). Как только это событие наступит (то есть будет установлен факт прохождения соответствующей подготовки), он вновь сможет выполнять свою трудовую функцию. На практике совершенно правомерно в качестве даты окончания срочного трудового договора с временным работником (выполняющим обязанности работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком) писать: «День выхода постоянного сотрудника из отпуска по уходу за ребенком». В данном случае конкретное событие (выход сотрудницы на работу) служит основанием для прекращения трудовых отношений с временным работником.

Почему так важно соблюдать сроки

На практике пропуск установленного срока (определенного Трудовым кодексом, соглашением, срока, связанного с подачей искового заявления) оборачивается для сторон трудового договора негативными последствиями. В том числе прекращением ранее имевшихся прав, появлением определенных обязанностей или возложением различного рода . В заключение давайте на различных примерах рассмотрим неблагоприятные последствия несоблюдения установленных сроков.

Ситуация 1. Нежелательный работник

Виктор К. был принят на работу в ООО «Сатурн» на должность инженера-электрика 11.02.2010 г. с испытательным сроком три месяца. За время испытания сотрудник неоднократно нарушал дисциплину труда, недобросовестно относился к должностным обязанностям, в том числе постоянно нарушал сроки выполнения производственных заданий. 09.04.2010 г. приказом генерального директора ООО «Сатурн» Виктор был уволен из организации как показавший неудовлетворительный результат по итогам испытания. Однако вскоре решением городского суда работник был восстановлен в должности. Суд обязал работодателя оплатить сотруднику время вынужденного прогула и возместить моральный вред. Ошибка работодателя заключалась в том, что в нарушение ст. 71 ТК РФ работник был предупрежден (в письменном виде) о предстоящем увольнении только 08.04.2010 года, то есть менее чем за три дня до намеченного .

Ситуация 2. Материальные затраты

05.03.2010 г. (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка это официальный день получения заработной платы в компании) работникам ООО «Зенит» не выплатили деньги. Руководство организации объяснило этот факт отсутствием необходимых средств. Двадцать второго марта (предварительно известив работодателя в письменном виде за 15 дней, как того требует ст. 142 Трудового кодекса) сотрудники приостановили работу вплоть до получения положенных выплат. В результате компания понесла серьезные финансовые потери, которые усугубились после уплаты каждому сотруднику денежной компенсации за просрочку платежей в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 236 Трудового кодекса РФ «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику»

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета . Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Ситуация 3. Упущенная возможность

10.01.2009 г. Святослав З., водитель-экспедитор компании «Прогресс», после очередной поездки на склад оргтехники не мог отчитаться о «судьбе» пяти коробок с комплектующими материалами и каким-то образом объяснить их пропажу. Дирекция не стала применять в отношении работника «карательных» мер, так как подобный случай произошел с ним впервые, кроме того, Святослав был на хорошем счету в организации и к тому же пообещал постепенно полностью возместить ущерб. Однако свое обещание работник не сдержал. А 18.01.2010 г. подал заявление об увольнении по собственному желанию. Вскоре после этого руководство компании обратилось в суд с иском о возмещении причиненного ущерба. Однако судебное разбирательство не состоялось. Суд установил, что годичный срок для подачи искового заявления был пропущен работодателем без уважительной причины. Таким образом, организация не смогла получить должного возмещения за пропажу дорогостоящих материалов.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 208 Гражданского кодекса РФ. Требования, на которые исковая давность не распространяется

Исковая давность не распространяется на:

требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;

требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

другие требования в случаях, установленных законом.

Приведенные выше ситуации со всей убедительностью демонстрируют нам, как важно на практике «трепетно» относиться к соблюдению сроков, установленных действующим законодательством.

Сноски

Свернуть Показать


  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).

    Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизм у (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками марксизма.

    Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа "Освобождение труда", организованная Г . В . Плехановым в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность.

    Будучи до этого времени народником, Плеханов порывает с ним познакомившись в эмиграции с марксизмом и становится его выдающимся пропагандистом.

    Группа "Освобождение труда" проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: "Манифест коммунистической партии", "Наемный труд и капитал", "Развитие социализма от утопии к науке" и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г. В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.

    После разгрома царским правительством, народнические взгляды долго еще держались среди революционно настроенной интеллигенции. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению марксизма в России, мешали организации рабочего класса.

    Поэтому марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с народничеством.

    Группа "Освобождение труда" развернула борьбу против ошибочных взглядов народников, показывала, какой вред приносит рабочему движению учение народников и их способы борьбы.

    В своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что взгляды народников ничего общего не имеют с научным социализмом.

    Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников. Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов.

    Философия Плеханова Г.В.

    Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

    Плеханов первым в философской литературе определил создание Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма как величайший революционный переворот в философии. Он доказал, что рождение и становление марксизма является неизбежным и закономерным результатом всей истории развития мировой общественной мысли, что марксизм воспринял и критически переработал все наиболее ценное из немецкой философии, английской политэкономии и французского утопического социализма.

    Плеханов утверждал, что диалектический и исторический материализм является философски-теоретическим фундаментом научного социализма, философией рабочего класса, которая призывает к действию, борьбе, к преобразующей деятельности. "Диалектический материализм есть философия действия" - подчеркивал Плеханов, марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. Плеханов, называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивает огромную роль революционной теории, роль прогрессивных идей в преобразовании общества. "Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова" - писал Плеханов.

    При изучении воззрений Плеханова обращает на себя внимание как раз его настойчивое стремление соединить философский и исторический материализм. В ближайшей связи с этими положениями диалектического материализма у Плеханова стоят его этические воззрения. Будучи человеком всесторонне образованным, жившим всеми интересами современной культуры, Плеханов был благородным человеком. Хотя по своим теоретическим взглядам он защищал классовую мораль, но, например, в книге «О войне» Плеханов становится на точку зрения Канта (в учении о личности, как самоцели), – и борьба за «освобождение рабочих от ига капитала», третирующего личность, как «средство», а не как самоцель, получает у него чисто моральный смысл (в духе этического идеализма). Не менее типичны высказывания Плеханова по религиозному вопросу. Он отрицает врожденность религиозных запросов, вместе с Контом считает религиозное мышление «низшей» стадией в развитии культуры, решительно отделяет моральную сферу от религии.

    Философские взгляды Ленина В.И.

    Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) учился в Казанском университете, но после казни его старшего брата («народовольца») был исключен из университета. В 1891 г. он сдал экзамен в университете (по юридическому факультету). К 1894 г. относится первая полемическая работа Ленина – против народников («Что такое "друзья народа"«), в которой Ленин уже является защитником марксизма и материалистического понимания истории и с нескрываемым презрением относится ко всякой метафизике. Учение Маркса о «надстройках» уже усвоено в это время Лениным. Здесь же Ленин высказывает и основные для всей последующей «советской философии» идеи о том, что «идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории».

    Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм », содержания которой мы коснемся дальше, есть, собственно, единственное его философское произведение. Отдельные статьи, близкие к вопросам философии, появлялись и позже, напр., в 1913 г. Ленин написал статью «Три источника и три составные части марксизма». Уже будучи во главе советского правительства, Ленин не бросал занятий по философии. Наконец, с очень большими оговорками, можно говорить о ценности т. наз. «Философских тетрадей» Ленина (где собраны сделанные им выписки – преимущественно из Гегеля – и некоторые собственные замечания Ленина).

    Переходя к систематическому изложению построений Ленина, подчеркнем, прежде всего, то, что философские интересы Ленина сосредоточивались почти исключительно на вопросах философии истории – все остальное его интересовало лишь в той мере, в какой те или иные учения и теории могли влиять на философию истории . Но и в философии истории Ленин раз и на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне их его не интересовало. Эта Внутренняя узость, присущая изначально Ленину, превращает его философские писания в своеобразную схоластику (в дурном смысле слова). Все, что «соответствует» позиции диалектического материализма, укрепляет ее, – приемлется без оговорок; все, что не соответствует, отбрасывается только по этому признаку. Подобно пушкинскому «бедному рыцарю», который имел «одно виденье, непостижное уму», и ничего вне его не видел и не замечал, и Ленин имел один лишь интерес, видел всюду только одно – близость или, наоборот, несоединимость с системой марксизма или, точнее говоря, неомарксизма. Мы называем «неомарксизмом» ту именно редакцию марксизма, какую он получил в большевизме, отступившем от классического детерминизма, столь сильно выраженного у Маркса. То «видение», которое пронзило сознание Ленина, относилось не к диалектике «самодвижения» производственных отношений, а к «скачку» в «диктатуру пролетариата».

    Историософская тема была не только центральной для Ленина, но она, собственно, была единственной у него. Что же касается историософии у Ленина, то оригинальность его не идет дальше настойчивого акцента на теории «скачков» – «прямого революционного действия».

    Становление марксизма как течения в русской экономической мысли было связано с переводом на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также работ крупнейших представителей английской школы политэкономии и с распространением их идей в российских научных кругах и среди экономистов-практиков.

    Первым российским марксистом, сыгравшим исключительно важную роль в становлении марксистского направления в России, был Георгий Валентинович Плеханов (1756–1918). Его взгляды отражены в работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и др.

    Плеханов пришел к выводу, что неправомерно чрезвычайное противопоставление России Западу и не следует акцентировать внимание только на особенностях историко-экономического развития российского государства, так как увлечение спецификой мешает видеть общие для всех стран закономерности.

    Так, он продолжал утверждать, что история России – это непрерывная борьба государственности с автономными устремлениями и личностью. Он считал, что если в Западной Европе основной движущей силой развития является классовая борьба, то в России она тормоз исторического прогресса, так как Россия по характеру государственного устройства является восточной деспотией и идет по азиатскому типу эволюции.

    В 1880-е гг. Плеханов, анализируя большой статистический материал фактов хозяйственной жизни России, пришел к заключению, что в стране уже развивается капитализм, что реален факт разрушения общины, и упования народников на общину как на средство из-"бежать капиталистического уклада, таким образом, несостоятельны.

    Он полагал, что внутренная, фундаментальная причина разрушения общины – развитие товарного хозяйства.

    Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества – капиталистов и наемных рабочих, выступал против распространенной тогда теории бесклассовости русского общества.

    Плеханов исследовал положение рабочих в России и их роль в социально-экономической жизни. Он утверждал, что пролетариат представляет собой самую могущественную силу в историческом развитии страны.

    Одновременно Плеханов отрицал революционные возможности крестьянства, говорил о его реакционности и не отождествлял крестьян, занимающихся отхожими промыслами, с рабочими.

    Вершиной всей предшествующей зарубежной экономической мысли он считал произведения Д. Рикар-до. Плеханов положительно охарактеризовал его методологию и высоко оценил его теорию стоимости. Г. В. Плеханов утверждал, что стоимость определяется не естественными свойствами вещи, а трудом, затраченным на производство. Прибавочную стоимость он понимал как разность между вновь созданной стоимостью и заработной платой рабочего. Но он критиковал Рикардо за его внеисторический подход к экономическим явлениям, не соглашаясь с тем, что капитализм – это вечный порядок, капитал – это все средства производства. Плеханов разрабатывал проблему рынка, утверждая, что капитализм сам создает себе рынок. Его также интересовала проблема экономических кризисов перепроизводства.

    Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов.

    «Вопросы о развитии монистического взгляда на историю»

    «О монистическом понимании истории»

    «Вопросы о роли личности в истории»

    Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития:

    Общие причины

    Особенные

    Единичные

    Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие)

    Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил.

    Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.

    В. Ленин

    Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.

    Идея: антология

    В начале XXвека В.И. Ленин – задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях краха, разрушения старой картины мира. Революция в естествознании, в первую очередь в физике, выражалась в открытии новых свойств материи, в сомнении существования материи как таковой. В этих условиях доказано, что исчезла не материя, а старая теория учёных, считавших под материей вещество.

    ВЕЩЕСТВО В.И. Ленин

    ПОЛЕ Виды, формы материи многообразны,

    Науке известна лишь их малая часть.

    Что же следует по В. И. Ленину понимать под материей?

    Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, отображаемая им.

    ГНОСЕОЛОГИЯ – основы материалистической теории познания – считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании.

    Все знания вытекают из опыта, ощущений, восприятий, где отражаются свойства всех вещей.

    как и любое другое учение, марксистская философия – продукт своего времени.

    Ряд положений не подтверждается развитием науки, общественно-политической практики. Учение о материи, сознании, развитии, т.е. диалектики, теории познания – не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению.

    Русская философия XIX – нач. XX века.

    ОСОБЕННОСТИ:

    Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна.

    Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую философию, оформились ещё в допетровские времена.

    В начале русской философии. Как древнее и средневековое любомудрие было представлена именами Илларион, М.Грек, С Полоцкий.

    В петровскую эпоху: Ф. Протопович.

    Философские идеи – этический, эстетический характер, т.е. они были направлены на научение человека добродетельной жизни. Преобладал интерес к человеческой душе и общественно-политической проблематике.

    Русских философов волновали человек, его судьба как судьба России, проблема смысла и цель истории.

    Россия воспринималась русскими мыслителями, как явление особое, неповторимое. Особа её роль в истории.

    Мысль: Россия должна спасти Европу от морального оскуднения.

    Со временем становится характерным: поиски целостности, синтетического единства всех сторон реальной жизни + проявление человеческого духа, вера в особую миссию церкви, поиски нового религиозного сознания.

    Вся русская культура в особенности литература тяготеет к философской проблематике.

    Западники – путь России аналогичен Европейскому.

    Славянофилы – у России свой путь отличный от Европы.

    ФИЛОСОФИЯ А.И ГЕРЦЕНА

    А.И.Герцен один из первых в истории России предпринял попытку корректически переработать работу Гегеля, освободиться от идеализма, соединить с материализмом.

    Эта попытка выражена в «Дилетантизм науки» (1843-1845г.), «Письма об изучении природы»

    Стремился сделать материализм философски логичным, понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную разработку в трудах Гегеля.

    Из философии Гегеля он берёт всё самое ценное, прогрессивное в его понимании – это идея о развитии.

    Герцен первым обнаруживает противоречие между прогрессивным методом консервативной философии Гегеля. Критикует Гегеля зато что он подавляет природу логикой. По мнения Герцена под логикой следует понимать отражение в человеческой голове общих связей и закономерностей в природе.

    Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознание законов бытия.

    Человек не навязывает своего разума природе, а лишь сознаёт то, что есть в ней. Человек часть природы и относительно противоположен ей.

    У Герцена имеются догадки о роли познания – мотивов человеческой деятельности. Мышление без действий мечта. Отводит большую роль технике, идеи природы.

    Плодотворные идеи Герцена в вопросе о единстве конкретных наук и о философии.

    Философия как метод как мировоззрение ничто если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода без логики.

    Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположность в сочетаниях (единство и борьба противоположностей)

    Бесконечное не отделено от конечного, вечное от вселенного, единство от многообразия.

    ИСТИНА- единство противоположных сторон, которые нельзя отделить друг от друга.

    КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

    Решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли, но не менее важно и развитие природы.

    Следовательно, история – объективный процесс.

    Свои надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывал с крестьянской общиной, т.к. считал её основной ячейкой будущего социалистического общества в России.

    Философия Н.Г. Чернышевского

    Шёл по пути по пути социальной философии, материализма и диалектического метода, использовал учения Фейербаха, Гегеля.

    «Антропологический принцип философии»; «Суеверие и правило логики»

    Придерживался антропологического принципа Фейербаха, объясняя общественную жизнь, свойства и потребности человека, как преимущественно биологического существа. Принципом философского воззрения на жизнь со всеми её феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма. «Философия видит в человеке то, что видят медицина, физиология, химия».

    Человек есть существо физическое, ему присуща духовная жизнь. Духовная деятельность не принесена откуда-то из вне, а является единственным продолжением реальной натуры человека. Чернышевский считает, что нет и не может быть философского знания отличного от естествознания. «Мир един по своей природе, материален; в природе нечего искать идеи, а в ней разнородные материи с разнородными качествами». Это качественно-разнородная и в тоже время единая по своей основе материя находится в непрерывном движении.

    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ:

    Чернышевский считает, что в человеческом сознании правильно отражается то, что существует объективно, независимо от субъекта. «Говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих предметов у нас нет, это значит отрицание реальной жизни, отрицание существования нашего организма.

    (Истина всегда компактна). К процессу познания Чернышевский подходит не только с позиции материализма, но и с диалектики. Он не признавал вечных отречённых истин настаивая на том, что истина всегда конкретна. Поскольку «в действительности все зависит от обстоятельств, от условий, места, температуры».

    «Дождь – это зло и или благо?» Вопрос поставлен отреченно, поэтому определенно ответить на него нельзя.

    ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

    процесс общественных отношений Чернышевский связывал с прогрессом научного знания. «Исторический путь – это не тротуар Невского проспекта. Он часто идёт через поля, а то и через дебри».

    «Кто боится быть покрытым пылью и выпачкать сапоги, тот не должен приниматься за общественную деятельность». Однако, не смотря на зигзаги и понятные движения, по его мнению, человечество движется по пути социального и нравственного прогресса.

    ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА

    Создал крупную и самостоятельную философскую систему.

    «Кризис западной философии. Против индивидуалистов».

    «Философия начала цельного знания».

    «Чтение о боге человечеству».

    Он является создателем направлений: «Фил. все единства», «Софиология».

    Он пытался объединить философию, науку, религию, создавая тем самым свободную тиософию . Однако, являясь религиозными его воззрения, не были идеологией, т.е. Владимир Соловьёв не задавался целью обосновать какую-либо религию, а философию подчинить религии. Наоборот – поставить религиозный смысл, образы на службу к философии.

    Он считал, что философия обладает нравственно-практическим значением, т.е. ей дано право критически оценивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под ИДЕАЛОМ понимал должное состояние сущего.

    ОНТОЛОГИЯ – должное и возможное Владимир Соловьёв выводит, рассматривая сущее.

    Картину мира философ создаёт с позиции объективного реализма и обратного пантеизма.

    Главной категорией философа Владимира Соловьёва является сущее, тоже самое, что и абсолют и тоже самое, что и Бог. Бог – настоящее сущее, представляет собой духовное существо, а развёртывание сущего претворяется ТЕОКОСНОИСТОРИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ (божественно-космическим процессом).

    Владимир Соловьёв является софиологом мировой истории. Образ Софии развит в его картине «Мироздание». София – деятельное начало, особая энергия. Это мудрость божья. Бог даёт ей идею всеединства, на основе которой она действует. Согласно божественному замыслу, благодаря активности Софии и пульсации атомов появляется реальный мир-природа, а затем общество. София при этом выступает как одухотворяющее начало мира, и как материализация идеальных сущностей.

    Благодаря деятельности Софии ХАОС преобразуется в космос, однако на создании космоса творение не завершается, т.к. в ходе этого процесса появляется человек. Соединение сотворённого мира с богом осуществляется при важном условии - если в результате длительного сложного становления человечество преобразуется в подлинно духовное и нравственное существо-богочеловечество.

    ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ:

    Мир развивается потому, что в его основе лежит божественный замысел. Однако Владимир Соловьёв считает, что процесс не осуществим, если его ученики движимые какими-то объектами. Истинный прогресс предполагает активных деятельных личностей, которые обладают волей и одухотворены идеей.

    Философ считает, что в природе существует стремление к единению, а человек станет выразителем этой тенденции. Согласно взглядам Владимира Соловьёва в результате развития сущее предстанет вселенским организмом, под которым понимается единство Бога, человека, космоса, общества.

    Вся философская система Владимира Соловьёва основывается на определённом понимании человека, он выдвинул положения не приемлемые для церкви и богословия.

    «Без человека нет деятельности Бога, т.к. её не на что направлять, и, следовательно, человек – совечен, сомогущ Богу.

    «Вообще человек – это некоторое соединение божестве с материальной природой, что предполагает в нём три главных элемента:

    божественный

    материальный

    собственно человеческий».

    ФИОЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

    Через всю мировую культуру как восточную, так и западную, начиная с древности, проходит понимание мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. А также ощущения глубины причастностей человека космическому бытию.

    Космизм антропологического характера начинается с XIXвека как склад философии, мифа, науки. Начиная сXIXвека, в России развивается уникальное космическое направление научно-философской мысли.

    Интерес к космизму объясняется тем, что в современную эпоху нарастают проблемы глобального экологического кризиса, стала актуальной проблема взаимоотношения общества и природы.

    ЦЕЛЬ КОСМИЗМА – построение нового мировоззрения, способного выдвинуть на первый план свойства жизни и разума человека и космоса.

    ПРОБЛЕМЫ - свойства человеческого сознания и космоса, новой космической этики, множественность разумных миров (тема живого космоса, вседоступности жизни), тема кочующего человечества, развитие космонавтики и др. темы.

    ОСНОВАТЕЛИ – Николай Фёдорович Фёдоров.

    Основной труд – «Философия общего дела».

    Как и древние философы в России Николай Фёдорович связывает своё учение с христианством, но понимает он его весьма оригинально. Вера противопоставляется научному знанию, а у Николая Фёдоровича такого нет. Он считает, что при опоре на знания и благодаря деятельности человек может и должен подчинить силу природы и установить господство над природой, т.е. по его мнению, люди научно управляют метеорологическими процессами и используют солнечную энергию, заменив естественную (отпадает опасность перенаселения Земли), объединив усилия, человечество не останется на Земле, его ждут просторы вселенной (предположение о заселении других планет).

    Главная цель, для которой необходимо объединение всего человечества – воскрешение мёртвых. Даже не верующие материалисты не могут доказать, что это невозможно. Разложение тела, даже кажущееся его полное разложение, не является абсолютным препятствием для его воскрешения, потому что частицы тела не могут выйти за пределы пространства. А раз так, то они со временем могут быть воссозданы. «Объединимся и возвратим наших предков к жизни». Николай Фёдорович не принимает и осуждает стремление людей к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле. Таким образом, Николай Фёдорович обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием совершенствования, создателем природы является разум человека.

    Георгий Не стоит забывать, что валентинович Плеханов (1856 — 1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX — начала XX в.

    Из обширного философского наследия Плеханова выделим то, что характеризует его как оригинального мыслителя и продолжателя марксистского учения. Важно заметить, что одной из особенностей философского творчества Плеханова будет то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует ϶ᴛᴏ учение.

    Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма.

    Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под данным использование тех принципов, на кᴏᴛᴏᴩые опирается учение Маркса.

    Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Исключая выше сказанное, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производительных отношений.

    Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути данных противоречий и их разрешения. В решении ϶ᴛᴏй проблемы на общем теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга. Стоит заметить, что он следующим образом характеризует последовательность проявления противоречий в общественном развитии: “Всякая данная совокупность отношений производства прочна исключительно в том и до тех пор, пока она ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует состоянию общественных производительных сил; когда исчезает ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие, уничтожаются и данные отношения производства — данная экономическая структура, — уступая место новой совокупности отношений. Разумеется, всякая данная экономическая структура не сразу перестает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать состоянию общественных производительных сил: ϶ᴛᴏ целый процесс, совершающийся, смотря по обстоятельствам, с большею или меньшею быстротою. Оружием для устранения отжившей экономической структуры служит политический “фактор”. Изменения происходят не стихийно и не сами по себе, а будут итогом деятельности людей, классовой борьбы.

    Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. В таких работах, как “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но в ϲʙᴏю очередь производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.

    Плеханов уделял внимание взаимодействию объективных условий и объективного фактора. Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму фатализм, он подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, и не в малой степени под воздействием субъективного фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.

    Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, так как в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку.

    В ϲʙᴏих сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Стоит заметить, что он показывает, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.

    В труде “К вопросу о роли личности в истории” Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При ϶ᴛᴏм он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в ϲʙᴏих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.

    Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально-классовой структуры общества , классовой борьбы и социальной революции.

    Согласно Плеханову, “понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития”. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого класса… бывает период, когда его “частный” интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества”. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.

    Вкладом Плеханова в философию будет анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию. “Стоит сказать, что каждый класс, — отмечает Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к ϲʙᴏим экономическим нуждам ϲʙᴏи “идеалы”. Но ϶ᴛᴏ приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, ϶ᴛᴏ объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения ϶ᴛᴏго класса к его антагонисту (или к его антагонистам) С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и формирующим началом”.

    Противоречивым будет подход Плеханова к анализу социальной революции . В начале ϲʙᴏей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления изменяются. Отметим, что теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.

    Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов рассматривается историками отечественной философии как один из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.

    Loading...Loading...