Почетное место епископа в христианской церкви 7. Военно-историческая реконструкция

Как почётное место самого епископа в кафедральном соборе.

Во всех языках история словоупотребления «престол» в иносказательном смысле та же, что и используемого в этих же обстоятельствах термина «кафедра» (лат. cathedra , греч. καθεδρα - кресло, трон): почётное седалище, предназначенное для епископа в храме, передаёт ассоциацию с епископской властью и является её символом.

В русском языке при этом возникает несколько дополнительных омонимических эффектов

Пример словоупотребления :

Когда блаженный Иоанн, епископ новгородский, после двадцатилетних трудов своих по управлению паствою, ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь, - тогда сей блаженный Нифонт, уже просиявший лучами добродетелей своих по всем странам, по воле Божией был избран всеми на епископский престол новгородский и был рукоположён во епископы в Киеве митрополитом Михаилом .

Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского

В других языках смешения епископского и алтарного престола нет: последний называется либо по камню, освящаемому епископом и размещённом в алтаре католического храма (англ. Altar stone ), или нем. и польск. Mensa , от лат. mensa - стол. Святым Столом (греч. Αγία Τράπεζα - но не «святой трапезой» в смысле еды!) называется алтарный престол и в Греции; сама словоформа греч. Τράπεζα одновременно является прародительской и для «трапеции» как четырёхугольной геометрической фигуры - по определению, алтарному столу в православии положено быть четырёхугольным, о четырёх столпах .

Здесь термин «епископский престол» имеет иную этимологию, причём в английском языке также (но по иной причине) возникает специфический омонимический эффект. Название места для сидения епископа производится здесь от лат. sedes - ср. рус. седалище, сидеть . Но если в романских языках этот корень сохранился (исп. Sede episcopal , порт. Sé episcopal ), то в английском он преобразовался в англ. Episcopal see . Возникающий здесь омоним с глаголом «видеть» (англ. see ) может вызывать здесь ложную ассоциацию со «смотрением» как аллегорией (епископской) власти.

Епископское место было наиболее ранним символом власти епископа, - подчёркивает «Католическая Энциклопедия» , и потому существительное see также часто употребляется применительно ко всей территории, на которую распространяется власть первого духовного лица, причём не обязательно епископского ранга. Так, в документе «The Lay Council and Congress of the See of Ebbsfleet » выражение „within the see of Ebbsfleet“ переводится как «в пределах прихода Эббсфлит». С другой стороны, может подразумеваться и более крупная единица - например, патриархат («Christianity in Crete (to 827) »).

Пример словоупотребления :

  • Holy see - престол Папы римского.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Престол (епископский)" в других словарях:

    БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ… … Православная энциклопедия

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II - Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

    - (греч., от kata над, и hedra седалище). 1) возвышенное место в классах и аудиториях, с которого преподаватель дает урок. 2) седалище в алтаре, на которое, по временам, садится архиерей при богослужении. 3) место, где учрежден епископский престол … Словарь иностранных слов русского языка

    ИНВЕСТИТУРА - [лат. vestitura, investitura, от investire облачать], в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную), к рый сопровождался ритуальной передачей инсигний,… … Православная энциклопедия

    ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ - [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

    ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИПЦ - (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат; греч. Πατριαρχεῖον τῶν ῾Ιεροσολύμων; араб. ; англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Jerusalem; франц. Patriarchat Grec Orthodoxe de Jérusalem), древнейшая христ. Церковь. Возглавляет ИПЦ Его Божественнейшее… … Православная энциклопедия

    АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - (Антиохийский Патриархат [араб. , англ. The Greek Orthodox Patriarchate of Antioch, франц. Patriarchat Grec Orthodoxe d Antioche, греч. Πατριαρχεῖον ̓Αντιοχείας]). В наст. время юрисдикция правосл. Антиохийского Патриархата распространяется на… … Православная энциклопедия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

С XII века - по настоящее время.

Почетный титул монашествующего (черного) духовенства (см. Епископ), дававшийся епископам, возглавлявшим наиболее крупные епархии, получавшие название архиепископств или архиепископий,за безупречное служение и личные заслуги. 5 степеней сана епископа в административном отношении - викарий (викарный епископ), епископ, архиепископ, митрополит (1,2,3), экзарх и патриарх - определяют их различия в церковной иерархии при одинаковой степени священства (епископ).

В РПЦ титул Архиепископа был впервые присвоен Новгородскому архиерею.

Появление этого титула связано со спецификой государственного устройства Новгорода, с развитием в нем республиканских начал, в частности с избранием кандидатов в епископы на вече. Впервые с титулом Архиепископа упоминаются архиереи Иоанн (1120-1130-е) и Нифонт (1131-1156).

Титул Архиепископ давался Киевским митрополитом иногда не с момента поставления архиерея, а позже, - на основании специального распоряжения.

В 1165 году владыка Новгорода, избиравшийся с 1136 года на вече, именуется Архиепископом, а его епархия - Новгородской архиепископией (архиепископством).

В Новгородской феодальной республике Архиепископ занимал высшее положение не только в церковной, но и в социально-политической иерархии: он возглавлял феодальный совет и являлся хранителем государственной казны, но это было, скорее, исключением, чем правилом. Титул Архиепископа был сугубо почетным и никаких юридических или иных преимуществ их носителям не давал.

В каноническом отношении Архиепископ подчинялись Киевскому митрополиту, занимая первое, почетное место среди епископов. Данное положение Архиепископа в РПЦ было признано и Константинопольским патриархатом: в официальных документах они именовались Архиепископы, однако в специальных посланиях Новгородским Архиепископам Константинопольский патриарх неоднократно напоминал о необходимости канонического подчинения Киевскому митрополиту как главе РПЦ, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата (1354, 1370 гг.).

Титул Архиепископа не всегда передавался преемнику епархиального архиерея, носившего этот титул: в 1380 году титул Архиепископа по постановлению Константинопольского патриарха получил Дионисий, возглавлявший Суздальскую епархию. Его преемник в 1380-1407 гг. также носил этот титул. Но впоследствии по распоряжению митрополита глава Суздальской кафедры именовался епископом. Ростовский владыка Феодор получил титул Архиепископа в 1387-1388 годах, но его преемники этим титулом не обладали. Вновь титул Архиепископа архиерей Ростовский получил в1448 г., и его преемники именовались Архиепископами до 1589 года, до установления патриаршества.

После учреждения патриаршества в 1589 году архиепископы, возглавлявшие наиболее значимые епархии (архиепископии), стали именоваться митрополитами, а находившиеся в их ведении архиепископии получили названия митрополий, однако почетный титул Архиепископ остался, и его продолжали присваивать преосвященным наиболее крупных епархий. В некоторых случаях титул Архиепископа применялся по отношению к патриарху Московскому, например, в следующей форме: "Архиепископ Московский, Патриарх всея Руси» (титул патриарха Адриана).

В соответствии с церковным законодательством 1760-х годов Архиепископы возглавляли епархии только I и II кл.

Форма титулования Архиепископа "Ваше Высокопреосвященство».

В облачении Архиепископа есть некоторые особенности, которые их отличают от других архиереев: на клобуке Архиепископа, в отличие от епископа, есть изображение креста (до революции бриллиантовый крест на клобук Архиепископу был особой высочайшей наградой), но, в отличие от митрополита, клобук Архиепископа черного цвета.

Имеются и другие отличия в одеяниях, молитвенных предметах и символах высшей пастырской власти.

Синонимы: Епископ; Архиерей;Преосвященный; Святитель; Священно- ; Архипастырь; Владыка


Название статьи: Архиепископ Категория темы: Автор (ы) статьи: В.В. Олевская Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ I. Т. 1. № 412; Т. 2. № 898; Т. 16. № 12060, 12183; ПБЭ. Пг., 1901. Т. 1. Стлб. 43; ППБЭС. М., 1992. Стлб. 247-248; Перов И. Епархиальные учреждения в рус. Церкви в XVIи XVIIвв.: Историко-канонический очерк. Рязань, 1882; Покровский И.М. Рус. епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-ист., стат. и географического исследования. Казань, 1897-1913. Т. 1-2; ШепелевЛ.Е. Отмененные историей: Чины, звания и титулы в Рос. империи. Л., 1977; Он же. Чиновный мир России XVIII-XX вв. СПб., 1999; Щапов Я.Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIIвв. М, 1989; Ерошкин Н.П. История гос. учреждений дореволюционной России. М., 1997; Правосл. энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Моск. и Всея Руси Алексия И.М., 2000. [Т. 0], 1.
Loading...Loading...