В чем заключается проблема общественного прогресса. Актуальные проблемы общественного прогресса

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Путь отрицания единства истории может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира. Также нельзя отрицать многообразие развития. Каждый народ имеет свою историю, свой язык, свою культуру.

Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломанная кривая: подъемы сменялись спадами, расцвет – упадком, за реформами следовали контрреформы. Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Это и увеличение свободы человека по отношению к природе, и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека, и увеличение человеческого счастья и добра.

Урок был проведен в 10 классе.

Цель урока: в соответствии со стандартами второго поколения содержание урока становится лично значимым только в том случае, если оно воспринимается учеником через свой субъективный образ. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

План урока.

  1. Понятие “движение”.
  2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
  3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
  4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
  5. Противоречивость прогресса.
  6. Критерии общественного прогресса.

Ход урока

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?

Приведите примеры:

  • движение небесных тел,
  • движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
  • течение реки,
  • движение поезда,
  • эволюция,
  • развитие науки и техники,
  • общественное движение,
  • смена общественно-экономических формаций,
  • развитие цивилизаций,
  • общественный прогресс.

Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.

Смотрим в философский словарь: движение – философская категория, которая отражает любые изменения в мире. Движение является способом существования материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в абсолютном покое не существует.

2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.

О каком движении? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.

Как развивается общество?

Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.

Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.

  • Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
  • Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
  • Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.

Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.

Как же нам разобраться в движении исторического процесса?

Для этого существует понятие “общественного прогресса”.

Что вы знаете об общественном прогрессе?

Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация.

Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса .

Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем многообразие исторического развития .

Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.

Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?

Итак, общественное развитие включает в себя:

Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно возможным?

– Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов во главе с большевиками.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Кто осуществляет выбор?

– В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные массы.

После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.

Существует ли прогрессивное развитие?

Ученикам предлагается презентация, заранее подготовленная учеником класса. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.

При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске изображаются разные схемы.

По каждому из этих графиков приводятся примеры из исторического развития.

Вопросы к схемам.

  1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
  2. Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.

Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.

Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

6. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.

Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.

  • А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
  • Социалисты-утописты – принцип братства людей.
  • Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
  • Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
  • А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.

Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.

Приложение 1, последний слайд.

  1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
  2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
  3. К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
  4. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
  5. Советский философ М.Мамардашвили (1930–1990) писал: “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идей прогресса?

Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень, стр. 328–341, в тетради работа с документом стр. 340–341.

3 Проблема критериев общественного прогресса

Социум представляет собой сложную систему, включающую большое количество элементов и процессов. К каждому из них применимо понятие прогресса и специфические его показатели. Проблема же интегративного критерия исходит из целостности общественной жизни. Принцип целостности раскрывает как динамический аспект социальной жизни, так и степень взаимосогласованности элементов социальной системы и, соответственно, уровень ее относительной стабильности. Назовем наиболее продуктивные попытки выделения общеисторического критерия общественного прогресса.

1. Многие философы (например, Гегель, экзистенциалисты) полагали, что мировая история - это прогресс в осознании свободы, которую человек должен завоевывать.

Свобода достигается посредством познания и овладения необходимостью. Общество свободно, если оно овладевает законами общественного развития, преодолевает (в меру) господство природной и социальной стихий.

Свобода личности состоит не просто в освобождении ее от чего-то, а в положительной возможности всестороннего развития и проявления своих способностей. Вместе с тем, свобода есть открытый путь не только вверх, но и вниз, ибо свобода воли может побудить человека как на добрые, так и на злые деяния. Следует также учитывать, что недопустимо противопоставлять друг другу власть и свободу. Ведь свобода возможна в условиях порядка, обеспечиваемого властью. Парадокс заключается в том, что для утверждения и защиты свободы индивида не обязательно его освобождение от всех форм принуждения, запрета и наказания.

Ж.-Ж. Руссо в качестве начального толчка прогресса назвал изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия (железо и хлеб цивилизации), а постоянный источник развития видел в способности к совершенствованию человека164.

Исходя из диалектико-материалистического понимания истории, общеисторический критерий прогресса следует искать в «ядре» общественного бытия - в сфере производства материальных благ. В способе производства производительные силы более динамичный элемент, определяющий производственные отношения. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса, по мнению В.И. Ленина, является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Исторический процесс протекает в конкретных условиях и во взаимодействии многих общественных сил. Производительные силы необходимо рассматривать: с точки зрения не только реального уровня, но и возможностей их развития; в единстве с социально-политическим состоянием общества. Отсюда вытекает актуальность демократизации общества, развития социальной справедливости в единстве с экономической эффективностью.

Непосредственным выражением развития производительных сил выступает рост производительности труда. (Производительность труда, подчеркивал Ленин, - главное условие победы нового строя.) Но важна производительность не всякого труда, а труда по производству полезной для человека, конкурентоспособной продукции.

Для социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) основой прогресса выступал принцип, в соответствии с которым люди должны относиться друг к другу как братья. Нравственность, полагал Ж. Ламетри, служит самосохранению общества, удерживает его от распада. Итак, один из критериев общественного прогресса ряд философов связывает с прогрессом нравственности.

Исчерпав возможности наращивания материальных вещей и придя к осознанию «пределов роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производства, т.е. перейти к развитию «богатства человеческой природы» как самоцели (К. Маркс). При таком подходе прогресс соотносится с ценностями человеческого бытия и обретает гуманистическую направленность. П.Л. Лавров в «Исторических письмах» утверждал, что развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости - вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом. 3. Фрейд прогресс общества видит прежде всего «в деле упорядочения человеческих отношений».

Совокупный субъект общественного прогресса с движением истории включает в себя все новые социальные силы. В результате постепенно освобождается масса людей от разнообразных внешних принуждений и все больше проявляются индивидуальные возможности и внутренняя свобода каждого человека. Исторический процесс бытия становится процессом самоопределения, самосотворения и самоосуществления человека, где он выступает как производительная, социальная, политическая и духовная сила общества. Тем самым преодолевается разорванность субъекта и объекта истории.

Продуктивным представляется подход, когда объективным критерием самосовершенствования общества выступает сопоставление результата с целью (идеалом). В статье «Основные проблемы теории прогресса» (1902) С.Н. Булгаков полагал, что если принять за критерий прогресса счастье будущих поколений, мы неизбежно приносим в жертву ему судьбы современного поколения и оправдываем исторический беспредел по отношению к прошлым поколениям. Итак, прогресс общества состоит в том, чтобы не только приближаться к намеченной цели, идеалу, к «светлому будущему», а чтобы также достойно жить в настоящем историческом времени. Это не умаляет значения идеала, призванного активизировать творческую энергию людей. Идеал никогда не может быть пол ностью реализован, но на каждой ступени прогресса осуществляется относительно. Между идеалом и реальностью постоянно самовоспроизводится антиномия, поскольку не может быть реальности статичной, раз и навсегда утвердившейся. Философия выступает не против идеалов, а против конструирования «конечных» целей истории, против признания какой-либо единственно правильной формы общества и отрицания многообразия форм социальной жизни. П.А. Сорокин, например, полагал, что не доказуема никакая единственная норма - будь то счастье, благополучие, развитие человека и т.п.

Борьба идеалов отнюдь не сводится к чисто мысленному столкновению неких субъективных образов, а предполагает социальное взаимодействие носителей идеалов в виде живых людей в вариантах непримиримости, компромисса, нейтральности и конвергенции (синтеза). Во взаимодействии идеалов появляется доминирующий, наиболее влиятельный идеал, накладывающий свой отпечаток на все общественное развитие. Результат формирования доминирующего идеала может быть неожиданным для носителей всех идеалов, поскольку он в общем случае определяется равнодействующей всех социальных сил. Интег- ративный (общезначимый) идеал может не соответствовать ни одному из конкретно выражаемых идеалов отдельных социальных сил.

6. Сейчас остро стоит вопрос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию и стоит ли вообще это делать, если жертвы, принесенные на алтарь прогресса, не сопоставимы с ожидаемым результатом. Прогресс невозможен без учета экологического критерия. Философы и ученые осознали, что безграничная экспансия людей по отношению к природе губительна, что возможности существования человечества за счет биосферы исчерпываются. Выход видится в том, чтобы человечество овладело авторфными механизмами. Идея авторфного бытия человечества, т.е. способности трансформировать солнечную и космическую энергию во внутреннюю жизнь собственного организма человека, была обоснована в трудах Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского, В.И. Вернадского и других представителей русского космизма. Они доказывали необходимость объединения людей не на социально-политической основе, а на идеях экологического порядка. Природа системе антропокосмического мировоззрения не объект, который должен преобразовываться с помощью техники, а мир, в котором мы живем, противопоставление в этом мире техногенного естественному чревато экологическими катастрофами. Человек с позиций философии космизма не субъект, активно покоряющий природу, а популяция мыслящих существ, понимающих свое родство со всем живым на Земле и свою ответственность за ее уникальность и самоценность. Необходима гармония человека с человеком и человечества с природой.

7. Ф.В. Шеллинг основной критерий исторического прогресса (наряду с моралью, прогрессом разума, науки и техники) усматривал в постепенной реализации правового устройства, приближении к этой цели.

К показателям, позволяющим судить о состоянии общества, также относятся: средняя продолжительность жизни людей, доход на душу населения, уровень безработицы, удельный вес бедных граждан, стоимость образования, медицинского обслуживания, обеспеченность жильем, размер пенсий, пособий, наличие правовой защиты населения, состояние окружающей среды, осуществление государством социальной политики, качество населения (наличие позитивных устремлений, отсутствие ценностного вакуума, отрицательное отношение к наркотикам, алкоголизму, способность человека к саморазвитию, хороший уровень физиологического и социального здоровья) и т.п.

Прогресс общества возможен, если человечество будет осуществлять согласованные, дополняющие друг друга важнейшие функции: иммунную (самосохранение, борьба с непосредственными угрозами существованию), репродуктивную (воспроизводство необходимых и достойных условий существования) и инновационную (адаптация к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды существования, использование творческого потенциала людей для получения принципиально новых результатов в производстве, науке, политике и т.д.).

Каждая из проанализированных концепций критерия прогресса не выступает в «чистом» виде, а включает в себя синтезную систему показателей, основанную на каком- то «стержне» - расширении сферы свободы, развитии производительных сил, сопоставлении результатов с идеалом, росте гуманизма, экологии, демократизации общества. Перечисленные, а также и другие критерии прогресса (смена цивилизаций, общественно-экономических формаций, совершенствование способа производства, противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д.) не являются «сквозными» и обнаруживают относительность. Видимо, абсолютного критерия общественного прогресса нет. Исчерпав возможности совершенствования по очередному критерию или же группе, общество переходит к применению других критериев (факторов) прогресса, который становится бесконечным.

Были удалены, однако, через несколько месяцев Булгаков мог говорить (почти шепотом), мог совершать литургию и даже читать лекции. Летом 1944 г. вследствие кровоизлияния в мозг Булгаков скончался. 2. Философские взгляды С.Н. Булгакова Богатая, напряженная, всегда творчески насыщенная жизнь Булгакова сама по себе замечательна, как исключительный памятник тех духовных исканий, того возврата...

Энциклопедисты и их последователи понимали прогрессивную роль религии, её способность духовно обновить человеческую личность, утверждая в его жизни высшие моральные ценности. 2. Научно-философские взгляды Нового и Новейшего времени по вопросам религии как мировоззренческие аксиомы (конец XУШ-XX век). 2.1 Концепции научного религиоведения (история, лингвистика, антропология и этнография) ...

Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIIIстолетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей» 1 .

Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для примера возьмем сферу материального производства. Совершенствование средств и организации труда ведет к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, - это следствие прогресса.

Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро «новой религии», призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

  • - неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;
  • - экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;
  • - независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;
  • - технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;
  • - человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм 1 и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Конечно, прогресс не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй - «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений.

Первый критерий социального прогресса - уровень производительности труда - в наибольшей степени сохранил свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется то, что А. Тоффлер назвал «альтернативным будущим»: переход от стандартизованного массового обслуживания населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, отработка «мягких технологий», переход в экономике от централизации к децентралиии и автономии, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от унификации к многообразию, от Скопления масс людей на производстве и скученности городов к надомному труду и децентрализованным общинам. Персональная информатизационная система предоставляет Новые возможности личности выступить в роли самостоятельного производителя, особенно при производстве новой Основной ценности - информации, наиболее рентабельного товара- «ноу-хау».

Наряду с интеллектуальным трудом все большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами - здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством (Д. Белл). С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер труда усложняется проблема подсчета средней производительности труда как критерия, используемого при определении прогрессивности общества. Однако в целом Роль этого критерия сохраняется.

Второй критерий - уровень свободы личности - долгое время считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм), столь ярко представленный в современных социологических исследованиях, заставил усомниться в универсальности свободы личности как цели социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. И отнюдь не всякая социально-политическая организация общественной жизни предоставляет личности возможности полноценно удовлетворять и первую и вторую потребность. Осознание данного факта могло произойти, очевидно, не раньше современного периода, когда Развитие демократии во многих странах мира достигает стадии, на которой становятся явственно ощутимы ее «пределы роста». Сегодня необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел.

Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер - экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По-видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой - даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований. Эта тенденция отражает суть того явления, которое называется в современной социологии веберовским ренессансом. Анализ ценностей, нравственных мотивов экономической и социально-политической активности людей становится неотъемлемой частью характеристики всего процесса развития общества в целом. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации, - писал А Д Сахаров. - Я убежден, что «сверхзадачей»... прогресса является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной ^ смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое». 1

Таким образом, в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.

Последняя проблема является особенно острой применительно к социальным изменениям в России. Особенности социальных изменений в нашей стране отражают своеобразие национальной культуры, в которой как ни в какой другой развита идея безмерности, страстное стремление к реализации идеала, что нередко служит препятствием в достижении прагматических, обыденных целей, реализации преобразований, способных обеспечить постепенный прогресс общества.

Проблема общественного прогресса (кратко):

Постепенный переход к более совершенному, высшему, лучшему, называется прогрессом . Противоположное понятие - это регресс, что означает упадок, движение вниз.

1. Кто-то считает, что человечество идет по пути регресса. Например, философ Гесиод, живший в 8-7 веках до н.э.

2. Другие же (и таких мыслителей большинство), что происходит постепенный прогресс:

а) Некоторые считают, что прогресс циклический, с повторяемостью определенных этапов (Платон, Аристотель).

б) Кто-то видит прогресс в виде беспрерывных изменений в разуме человеческого рода (А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе).

3. А третьи, что прогресс - это изменение мировых событий, большее овладение природой и производством (Г.Гегель, К.Маркс).

В 19-20 веках наступило ускорение прогресса, но вместе с этим пришел и пессимистический взгляд на прогресс, например, как на возможный конец истории в виде глобальной катастрофы.

Видение прогресса зависит от времени, в котором живет мыслитель. Ведь прогресс - это не всегда путь усеянный цветами, скорее это приливы и отливы, смена хаоса и порядка, ситуация, когда всё улучшается или приходит к резкому ухудшению, часто в формате революций и даже войн.

Если смотреть на прогресс в рамках государства, то все может выглядеть еще сложнее, ведь какие-то части единого механизма не развиваются одновременно: какие-то улучшаются быстрее, а какие-то медленнее. Или даже так: какие-то части прогрессируют, а какие-то наоборот регрессируют. Например, развитие техники и технологий зачастую ведет к разрушению среды обитания. Открытия в науке могут приводить к разработке более серьезного оружия.

От прогресса страдает и сам человек, так как увеличивается количество информации, количество людей вокруг, видов технологий, что ведет к стрессам и болезням. И т.д.

В связи с этим, критерии прогресса трудно установить. Нет единого показателя, который бы указал на прогресс. Господствующим мнением считается, что общественный прогресс = развитие производительности техники и человека . Действительно, улучшаются технологии, упрощается овладение силами природы.

Другой вариант - это посмотреть на меру свободы и выделить её, как критерий социального прогресса. Свобода - это степень гарантированной индивидуальной свободы человека, что означает возможность раскрытия им своих человеческих качеств.

Похоже, что это две стороны одной медали и развитие условий жизни влечет развитие человечности: морали, творчества, разума.

Человек в любом случае оказывается в центре, становится высшей ценностью - это называют «гуманизм ». А значит, возвышение гуманизма и есть критерий социального прогресса .

"Прогресс" (лат.) - "движение от низшего к высшему".

  • Общественный прогресс - развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причины общественного прогресса - потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Для регресса характерны:

  • движение от высшего к низшему;
  • процесс деградации;
  • возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс: эволюция и революция.

Эволюция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении).
Для эволюции характерны:

  • естественная обоснованность изменений
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.
Революция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому).

Для революции характерны:

  • быстрота изменения;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Реформы - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса

  • Нелинейность прогресса: прогресс - выглядит как ломанная линия с падениями и спадами, с позитивными сдвигами и попятными движениями.
  • Относительность прогресса: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость прогресса: прогрессивные сдвиги имели как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Цена прогресса: ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, иногда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Критерии общественного прогресса

Базовая наука: философия . Тема эссе: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.» (Г. Гегель).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Так Георг Гегель, известный немецкий философ, понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы. По его мнению, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, и я полностью согласна с его точкой зрения. Вопрос критерия социального прогресса достаточно актуален, он поднимался философами разных времен, но не нашел однозначного решения.

В течение тысячелетий человек боролся за свои права, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. Уже в древние века начинают зарождаться понятие «свобода» и права человека. Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, там впервые возникают идеи демократии. Это послужило крупным шагом на пути движения к прогрессу. Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно назвать английскую Великую Хартию вольностей (1215 г). Она заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Свобода слова, религии, печати, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были развиты в Билле о правах, Habeas Corpus Act, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина. Таким образом, каждая новая ступень развития общества добавляла все больше прав и свобод человека и распространяла их на все более широкий круг людей.

Кроме этого, стоит отметить, что и сам процесс развития общества, зависит от объема прав и свобод человека. Так как именно они определяют социальные возможности и блага человека, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему взаимодействий, отношений людей в обществе, что так же сказывается на развитии общества. Например, люди из разных социальных слоев общества могут объединяться в общие союзы, что было невозможным при раннем делении общества на касты, сословия и т.д.Так как в современном развитом обществе, где права человека не ограничиваются, главным критерием в подобных случаях будет являться именно умственная развитость человека, его креативность, и тогда такие союзы могут создать что-то новое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Loading...Loading...