Мышление как философская категория. Специфика и методы философского мышления

Особенностью и определяющим признаком философского мышления является рефлексивность, т.е. способность к самоотражению – способность мыслить о мышлении, – когда в процессе мышления или рассуждения о чем бы то ни было человек одновременно осознает и анализирует основания и схемы своего рассуждения, степень точности в построении выводов, нормы истинности, которым должны соответствовать эти выводы. В этом смысле любое достоверное знание должно включать в себя философское обоснование того, почему мы имеем право принять ту или иную теорию, как именно должно строиться наше познание и отношение к миру. Это и объясняет глубинную связь философии со всей познавательной деятельностью человека, что отражено в классическом представлении о философии как о науке всех наук, но распространяется также и на ненаучные формы познания, такие, как религия и искусство. В результате философской рефлексии создаются модели и парадигмы (от греч.– пример, образец) мышления, которые формируют правила и способы решения самых различных задач, формируют различные принципы мировоззрения.
Знанию, которое содержит рефлексивное начало или, как принято говорить, отрефлектировано, противопоставляются виды знания, лишенные такого начала – это дорефлексивное и нерефлексивное знание, которое представлено мифологиями различных видов, культурными, социальными и индивидуальными стереотипами, кодами поведения и т.п. Все мифологии: от древних до современных (например, политических мифов, мифов массовой культуры и т.д.), – выполняют достаточно важную роль. Мифологии описывают, а точнее, конструируют действительность через универсальные значения и смыслы, которым придается сакральный (священный) статус. Мифологии и стереотипы создают структуру и иерархию этих значений, в которых можно обнаружить фундаментальные зависимости и конструкции действительного мира и которые могут создать необходимое условие, толчок для развития человеческого познания и мышления.
Однако мифологии и стереотипы обыденного мышления только называют, обозначают приоритеты в значениях, но никогда не разъясняют их основания и следствия. Здесь получается, что само собой разумеется или всем должно быть ясно, почему в качестве общего ценностного приоритета принимается, например, сила, а не слабость, справедливость, а не диктатура; почему, например, данная группа людей имеет преимущества перед другими людьми и т.п. – разъяснения здесь не даются, и основания, как правило, не осознаются. Поэтому когда наш разум обнаруживает недостаточность неосознанного постулирования и распределения значений в отношении тех или иных феноменов, он требует определенности и ясности представлений и позиций, с точки зрения которых мы можем анализировать и объяснять явления, процессы действительного мира. При этом обязательно возникают вопросы о том, насколько качественно действует наш разум: что и как он способен понять, объяснить, а что оказывается за пределами его возможностей. Философский ум стремится найти наиболее точные ответы на вопросы о возможностях человеческого мышления, где рефлексия становится определяющим «инструментом», позволяющим отшлифовывать его установки, схемы и принципы.
Рефлексивность обусловливает ярко выраженный критический, дискуссионный характер философского мышления. Критичность подразумевает как внутреннюю самокритику и скептическую позицию в философии, так и умение ставить под вопрос, испытывать при помощи критики даже самое надежное, на первый взгляд, знание или мировоззрение. Философия, лишенная рефлексии и критичности, превращается в догматику или идеологию. Поэтому важно отметить, что постоянные дискуссии даже по уже давно решенным философским вопросам, с одной стороны, свидетельствуют о здоровом стремлении сохранить активность и работоспособность разума, а с другой – позволяют выполнить одну из важнейших задач философии: показать спектр всех возможных решений тех или иных проблем.
В этом контексте обнаруживается другая существенная черта философского мышления – оно призвано «достраивать» ограниченную картину того, что дано здесь и сейчас, до полной, всеобъемлющей картины мира, в которой будут даны представления о реальности как о едином целом, представления о фундаментальных связях и отношениях, формирующих реальность. Эта особенность характеризуется как символическое мышление. Вообще символическим можно назвать любое другое мышление – и религиозное, и художественное, и научное – если оно способно усмотреть, «прочесть» полный «текст» по «отрывку» или фрагменту (ведь нам никогда не дана полная картина реальности). Например, художественное мышление ориентировано на создание или поиск символических образов, где в конкретной форме раскрывается глубинный смысл и взаимосвязанность происходящего, возможно даже, те основы, на которых «держится» мир. Но символический характер философского мышления проявляется в том, что полнота наших представлений о картине мира создается с помощью понятий, которые в отвлеченной форме выражают свойства, взаимоотношения самых разных сторон или элементов действительного мира. Поэтому здесь предполагается максимально широкий охват допустимых представлений об истинной сущности вещей и явлений. К примеру, обращая внимание на то, что некоторые явления повторяются или следуют одно за другим, или зависят друг от друга, мы создаем отвлеченное от конкретики этих явлений обобщенное представление об упорядоченности как таковой. Опираясь на это представление, мы можем конструировать картину мира как картину упорядоченности. Но для того, чтобы сформировать строгое понятие о том, что такое порядок, разобраться, можно ли считать, что порядок – это основа существования мира или нет, требуется серьезный, глубокий анализ множества разных аспектов, в которых проявляется существование мира, а также требуется умение связать эти аспекты в целостное понимание сущности порядка.

Итак, философское мышление предполагает рефлексию, т.е. оно самокритично и дискуссивно. Предметом философской рефлексии всегда является качество нашего мышления. От чего зависит качество или истинность мышления? В первую очередь, необходимо определить, что служит исходными предпосылками, т.е. предварительными условиями мыслительной и познавательной деятельности. Такие предпосылки складываются во многих сферах человеческого существования: на физиологическом, психологическом, социальном, культурном уровнях. Насколько принято об этом судить, полноценная мыслительная, интеллектуальная деятельность возможна при наличии здоровой психики и при условии «включенности» человека в социальный, общекультурный контекст. Однако в этой связи обязательно возникают вопросы о том, что и как определяет норму, качество (истинность) или продуктивность мышления и т.п.
Даже сама способность задать вопрос «Что это такое?» или «Что это значит?» или «Почему это происходит?» появляется не на пустом месте, она обнаруживает способность предполагать, что есть нечто скрытое, недоступное непосредственному восприятию предмета, нечто за пределами очевидного, и это можно «увидеть» только под определенным углом зрения – мысленным взором. Мысль позволяет обнаружить и выделить те значения, смыслы, в которых определяются вещи, явления, их свойства и отношения. Эти значения и смыслы, как правило, выражены в понятиях и способах связывать понятия между собой. Ответ на любой вопрос, как минимум, предполагает: что служит ответом и почему такой ответ должен нас устраивать. Поэтому в качестве необходимых предпосылок мышления и познания следует выделить: 1) концептуальные и 2) теоретические предпосылки, – которые служат двумя взаимодополняющими друг друга опорами и условиями познавательной деятельности.
1) Концептуальные предпосылки мышления. Для того, чтобы процесс познания был возможен, необходимо установить «точку зрения» на тот или иной предмет, что позволяет ограничить спектр допустимых представлений или значений предмета. (conceptus – (лат.) содержание понятия). Например, если мы утверждаем, «Данный человек – мой друг» или «знакомый» или «враг», «Мир – это порядок» или «Мир – это информация» и т.п., то тем самым мы устанавливаем, выделяем значения, с помощью которых мы собираемся описывать данный предмет. Но сами эти значения возникают благодаря способности представить, осознать смысл того, что такое друг, враг, порядок или информация. И хотя в своих рассуждениях люди могут пользоваться этими словами, не осознавая их подлинную суть, но все же от способности различать приблизительный и глубинный смысл понятий зависит точность и корректность любого рассуждения. В этой связи даже возникла позиция, что цель философии – создавать концепты и обосновывать их точность, универсальность и т.д.
2) Теоретические предпосылки мышления. Исследовать мышление только с содержательной точки зрения недостаточно. Как уже было сказано, любой вывод должен быть удовлетворительным в плане разъяснения того, почему данный вывод сделать можно и почему его можно считать истинным. А это означает, что надо показать, насколько убедительно данный концепт «работает» для объяснения или построения выводов. Теория (в перев. с др.-греч. – показ, представление, рассмотрение) дает наглядную демонстрацию этой работы, а теоретические предпосылки познавательной деятельности, соответственно, задают принципы выбора аргументов и предпочтительные схемы построении выводов, т.е. определяют, на каком основании и как именно мы делаем выводы. Поэтому анализ и критика необходимых теоретических предпосылок мышления и познания становится одной из важнейших задач философии, а философское мышление считается дискурсивным (discursus – (лат.) рассуждение, аргумент), т.к. осуществляет этот анализ и критику, а также создает знание о нормативной базе мышления на основе аргументации или выведении законных форм обоснования.
В качестве теоретических предпосылок могут быть рассмотрены, например, предварительные установки для принятия решений, которые возникают на основе ценностного выбора, или же это могут быть теоретические установки и принципы, обусловленные той или иной парадигмой в мышлении, это могут быть также и правила, по которым определяется правомерность выводов. Среди наиболее характерных предварительных установок можно выделить, так называемую, естественную установку, суть которой заключается в убеждении, что мы способны понимать происходящее «естественным» образом, т.е. если мы что-то воспринимаем, то оно действительно существует, причем существует именно так, как мы это воспринимаем, что и позволяет нам понимать происходящее. Такая установка характерна, в основном, для обыденного мышления и является достаточной лишь в ограниченном объеме задач.
Можно также выделить установку на симметричность в построении выводов. Суть этой установки полностью отражается в хорошо известных утверждениях: «Ничто из ничего не возникает, и ничто никуда не исчезает», «Око за око, зуб за зуб» и т.п. , что предполагает соблюдать требование полного равновесия или симметрии между, например, основанием и следствием, действием и противодействием и т.д. Такие установки в мышлении могут казаться вполне адекватными и даже достаточными, но рано или поздно мы будем вынуждены определить, действительно ли это так. И здесь нельзя будет обойтись без обоснования истинности и надежности наших установок, что приводит к необходимости определить, сформулировать базовые теоретические установки и принципы, правила, в соответствии с которыми любое рассуждение будет приобретать законный статус.
В частности, «симметричное» мышление может получить законную форму в виде таких теоретических установок, как монизм, дуализм, плюрализм. Монистической называется установка или позиция, когда рассуждение направлено на сведение всего многообразия исследуемых явлений к единому условию, одному определяющему фактору или основанию (и это самый большой соблазн в познании – найти ключ, которым можно открыть все двери). В рамках монистического подхода предполагается, что единое начало, которое служит основанием всего существующего, должно представлять собой нечто абсолютное и универсальное (всеобъемлющее), чтобы быть тождественным всему объему возможных значений, описывающих реальность (как правило, такое начало представлено идеей Бога). Можно также строить рассуждение таким образом, что связь между разнообразными явлениями будет определяться через бинарные оппозиции или как отношение двух противоположных равноправных начал – такая позиция называется дуализм (например, объяснение взаимодействия физических тел через действие сил притяжения и отталкивания). Третий возможный вариант – плюрализм – для которого считаются недопустимыми столь объемные обобщения, и поэтому предполагается наличие многообразия оснований, соответствующих различным «блокам», компонентам действительности (такой подход характерен для специализированного мышления).
В истории философии существовал также опыт создания системы беспредпосылочного знания – феноменология Э.Гуссерля (ХХ век), однако несмотря на оправданность замысла и последующую продуктивность такого подхода, этот опыт остался только проектом, а анализ самой идеи привел к выводу о невозможности создания системы беспредпосылочного знания.
Конечно, споры о концептуальных и теоретических установках в познании приводят к необходимости определять и фундаментальные и частные основания, которые позволяют точно и ясно обосновывать, почему то или иное решение вообще может быть принято или считаться верным, истинным. Что есть истина? – становится самым существенным (если не главным) вопросом, на который должна ответить философия и одной из важнейших целей, на которую направлена философская рефлексия. Ответ на этот вопрос не очевиден и поэтому предполагает исследование необходимых и достаточных условий и формальных требований к истинности любого рассуждения или теории. На этом пути происходит дифференциация моделей мышления, т.к. эти условия и требования могут радикально отличаться в зависимости от принимаемых целей, задач, путей и возможностей познания. Наиболее характерными моделями мышления стали рационализм, эмпиризм, мистицизм, иррационализм, о которых мы еще будем говорить подробнее. Соответственно, можно разграничить требования к истинности рационального мышления, эмпирического, мистического и иррационального типов мышления.
Истина как генеральная цель и содержательный результат познания представляет наиболее точный и безупречный вариант решения той или иной познавательной задачи. И, разумеется, в первую очередь, это возможно тогда, когда цели и задачи познания сформулированы точно и корректно. Вопрос о том, что должно стать целью познания и какие задачи из этого следуют, также является особой темой философской рефлексии. Если мыслить – это устанавливать, обнаруживать значимое и выявлять связи между значениями, то знать (цель познания) – это определять или уметь выразить, объяснить в понятиях устойчивые формы связей между явлениями и процессами действительного мира (явлениями как однородными, так и разнородными). Эта цель распределяется на ряд задач или проблем. Например, как выразить или интерпретировать эти связи наиболее точно, т.е. какой концепт выражает эти связи? Можно ли найти универсальный (всеобщий) принцип интерпретации или нельзя? Можно ли нам претендовать на объективность в истолковании этих связей или же мы определяем их только субъективно, исходя из устанавливаемых нами же представлений? Концепции (conceptio – (лат.) схватывание содержания, понимание), которые возникают в результате анализа этих проблем, формируют основные принципы и направления в познании, причем, как правило, независимо от предметной сферы познания. Например, выразить и объяснить связи всего существующего можно с помощью структурного подхода или с помощью принципа причинности, принципа целесообразности и других. Соответственно, в результате рассмотрения, анализа этих принципов возникает много уточнений и разъяснений.
Итак, исследование предпосылок, оснований и целей мышления и познания представляет широкий спектр задач, которые решает философия. Необходимость, качество и способы этих решений определяются специфическими особенностями самого философского мышления – рефлексивность, критичность, символичность.

Основные разделы и направления в философии

Функции философии

Предмет и основной вопрос философии

Философия и мировоззрение. Особенности философского мышления

Вопрос №6: Алексей Михайлович Романов (1645 - 1676).

Алексей не мог управлять сам. Руководил страной его воспитатель Борис Иванович Морозов. Он решил породниться с царем. Женил Алексея на Марии Ильиничне Милославской. А сам на его сестре вроде. Обе фамилии повязли во взятках. В 1648 году вооруженная толпа остановила кортеж царя. Милославские убежали. Морозов сослан в монастырь, родственники казнены. В 1656 году хлебный бунт (часть русских земель захвачено Швецией). Некоторые русские убегали в Россию. За них Россия должна платить хлебом. Подняли цены на хлеб, из-за этого бунт в Новгороде. В 1662 году медный бунт (стали выдавать зарплату медными деньгами, а налог брали серебряными). В 1670-1671 годах крестьянская война под предводительство Степана Разина. Во время войны с Польшей казнен старший брат. Разин собрал отряд 1000 человек и пошел на Волгу. Захватил: Волгоград, Самару, Саратов. Не смог взять Ульяновск. Русской армии удалось разбить войско 6 июня 1671 года. В 1669 году умерла жена Алексея. Было 13 детей. Алексей женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (мать Петра 1). Законодательная реформа: Соборное уложение 1649: наказания: сектантов живьем сжигали, за покушение на царя смертная казнь. Кому-то отрубали головы. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленные монеты. Ворам отрезали ухо, пытали, секли, сажали. Если жена убила мужа - ее заживо закапывали в землю по горло. Должников час в день били палками. Церковная реформа: патриарх Никон: я - русский, а вера греческая. Иван Грозный: я - русский, вера - русская. Писали Исус, стали Иисус. Брили бороды. Не принявшие реформу - раскольники, а мы никониане. Внешняя политика: в 1653 году Земский Собор в Москве принял решение о воссоединении Украины и России. В 1654-1667 война России с Польшей. К России отошел Смоленск, Восточная Украина, Киев. В составе Польши Беларусия.

Постижение философии – это прямой, хотя и трудный путь к образованности и культурности человека. Философия обобщает, систематизирует сложившиеся знания об окружающем мире. Это знание, прежде всего, о человеке, его сущности и уникальном месте в мире, смысле жизни.

Термин «философия» введен Пифагором. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – это форма общественного сознания, система идей, направленная на поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Х. Ортега-и-Гассет говорил: «Философия – это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума обосновать свое собственное существование».



Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», ведь мировоззрение присутствует и на житейском уровне у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Философии как форме общественного сознания исторически предшествовали: миф, религия, научное знание.

Миф – это эмоционально окрашенные, вневременные, архетипически структуированные представления человека о мироустройстве. Это форма не только мысли, но и жизни. Миф постоянно смешивается с обыденным опытом. Функция мифа состоит в том, чтобы не объяснять, а подтверждать, не удовлетворять любопытство, а придавать уверенность и силу представлениям человека, связывая между собой смыслы происходящих событий.

Религия своим основным признаком имеет веру в священную сверхъестественную силу – Бога и ритуальное поклонение ей. Священное, в отличие от сверхъестественного вообще, включает еще в себя признание безусловной ценности его для человека. В основе религии лежит догма о сотворенности мира и человека Богом. Религия является важным фактором интеграции и стабилизации общества, она есть один из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности.

Наука – это совокупность достоверных (объективных) знаний человека о мире и самом себе. Критериями научного знания является систематизированность, доказательность, опытная проверяемость, непротиворечивость. Наука была всегда опорой и союзницей философии.

Определяя философию как особую форму мировоззрения, необходимо подчеркнуть наличие в ней органического соединения двух начал – научного и духовного. В истории философии проблема их взаимосвязи, а, следовательно, и предметного содержания, издавна представлена такими подходами, как сциентизм и антисциентизм. Основной предмет полемики: возможно ли философию рассматривать как разновидность научного познания мира?

Сциентисты, например Аристотель, Конт, Маркс, отождествляли философию с естествознанием на основе единства их логико-методологического базиса. Чертами философского знания объявлялись строгость, недвусмысленность, проверяемость, воспроизведение действительности, руководство изменением мира. Антисциентизм, напротив, жестко утверждает, что философия родственна искусству, интуиции или художественному творчеству. Это Бердяев, Ясперс, Дильтей и другие. Сегодня происходит снятие крайних позиций в определении философии. Формируется так называемый «гуманитарный подход». Его представители считают, что философия не является в чистом виде ни наукой, ни религией, ни искусством. Она способна охватить одновременно все способы интерпретации мира. Речь идет о научном и ценностном освоении бытия.

Итак, можно говорить о существовании двух философий, или о двух способах интерпретации бытия – ценностном и научном. Ценностная философия не интересуется «объективной реальностью», взятой независимо от ее значения для человека. Она выступает как система ценностных суждений о месте человека в мире, о существовании мира как справедливом или несправедливом, прекрасном или безобразном. Такова мысль Эпикура, Ницше, Соловьева, Бердяева. Предмет ценностной философии – это всеобщее в системе «Мир – Человек», взятое с точки зрения личностного восприятия мира.

Современный немецкий мыслитель К. Ясперс пишет: «Если науки в своих областях получили убедительно достоверные и общепризнанные знания, то философия не добилась этого, несмотря на свои старания в течение тысячелетий. Нельзя не признать: в философии нет единогласия относительно окончательно познанного. То, что, по убедительным причинам, всеми признается, становясь благодаря этому научным знанием, уже не философия. Полученная же достоверность не является научной, т.е. одинаковой для каждого разума, а представляет собой удостоверенность».

Если наука стремится к новому знанию, ценностная философия живет новым видением одних и тех же проблем, обращаясь к предельным основаниям человеческого существования. Это вопросы о смысле жизни, происхождении человека, предназначении человеческой истории. Философских «истин» столько же, сколько философов. Мы не можем противопоставлять различные философии как «истину» и «ложь». Например, считать правым Эпикура, который воспевал телесные радости бытия, и ошибающимся Сенеку, проповедовавшего стоическое безразличие к ним.

Философии, как и науке, присущи доказательность, систематичность, стремление к обобщению результатов познанию и раскрытию законов окружающего мира. Но в отличие от научных философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Философия имеет дело с предельно общими понятиями. Каждый философ добавляет свой вариант решения проблем свободы, истины и т.п. Невозможно и показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке. К тому же постоянное обращение философии к духовному миру человека, смыслу жизни, нравственных ценностях делает ее учением о должном, о том, что должно быть, а с этими вопросами частные науки дела не имеют.

Таким образом, антисциентисты правы: в той мере, в какой философия обсуждает экзистенциальные вопросы о смысле бытия, она не может считаться наукой. Философия является самостоятельной областью теоретического знания. Образно говоря, философия – это «крыша» над зданием духовной культуры общества, обобщение познавательного опыта человечества, его итог, резюме.

У человеческой мысли нет примирения со смертью. Из этой жизненной потребности и рождается философия. Человек стремится найти пути к достижению бессмертия, но для этого необходимо выявить связи между своим ограниченным в пространстве и времени существованием и миром в целом, универсумом, который обладает качеством вечности, безграничности, целостности. Каждый человек осмысливает свои взаимоотношения с миром, поэтому каждый из нас в той или иной степени философ.

Немецкий мыслитель И. Кант писал: «Нельзя научиться философии, т.к. ее просто не существует как законченной системы знаний, например, как математики, физики, химии. Можно научиться философствовать». Что означает данная фраза? Философское мышление – это особая установка мысли, своеобразная манера рассуждения, в основе которой находится несколько принципов.

Принцип универсализма предполагает рассмотрение любого отдельного явления как момента субстанциональной всеобщности. В этом смысле нефилософское познание мира имеет принципиально противоположную установку: изучая отдельные фрагменты реальности, субъект настолько углубляется в законы их строения, функционирования и развития, что всеобщее постепенно «угасает» в них; их относительная самостоятельность превращается в замкнутую систему, как бы выключенную из цепи универсальных связей действительности.

Принцип субстанционализма означает стремление объяснить или пережить «все имеющееся бытие» через некое первоначало, дойти до самого основания. В чем причины существования данной установки? Все в мире изменяется, поэтому нужно найти нечто неизменное и устойчивое. Во всем можно сомневаться, тем не менее необходимо найти нечто бессомненное, в чем уже нельзя усомниться. Проблемы философии настолько безграничны по объему, что требуют дойти до самого основания, которое само не требовало бы дальнейшего объяснения.

Принцип умозрительности дословно можно перевести, как «умей зреть умом, а не глазами». Философия есть исключительно интеллектуальная теоретическая деятельность, связанная с постоянными размышлениями, сопоставлениями, свободой мысли. Это и полет фантазии, и мысленные конструкции, и мысленные эксперименты. Например, современный испанский мыслитель Ортега-и-Гассет призывал своих слушателей рассматривать философию как прекрасную интеллектуальную, чисто теоретическую игру, которая намного приятнее, чем настоящая жизнь.

Спекулятивность философского мышления: создание знаний без обращения к практике. Философ имеет дело с явлениями, уже представленными в знании своей эпохи, а не получает их опытным путем. Например, английский методолог ХХ в. Б. Рассел спрашивал: «Разве можно в лаборатории получить ответы на такие вопросы: что такое дух, разделен ли мир на материю и сознание, человек на тело и душу, имеет ли Вселенная единство и цель?»

Абстрагирование (абстракция – «отвлечение от конкретного») – это основной метод создания философских знаний. Х. Ортега-и-Гассет писал: «Философ исповедует чистый теоретический героизм, занимаясь поисками того, что находится за пределами человеческого опыта. Философствовать, значит искать нечто, находящееся за кадром, не данное в чувствах и ощущениях. Философ ищет то, что стоит за конкретной вещью, событием, т.е. как бы «второе бытие вещей». О какой особенности философского восприятия мира идет речь? Мир (вещи, явления, события) дан человеку через чувства, ощущения и опыт. Это внешнее бытие мира. Но философ объявляет его недостаточным, неудовлетворительным, неистинным. Он ищет то, что находится «за вещами», что невидимо и неслышимо. Другими словами, он пытается за внешними проявлениями обнаружить внутреннее и скрытое.

Сомнение и проблематизация . Философия начинается с сомнения – так считали древние греки. Философствовать – означает проблематизировать действительность и одновременно искать решения выявленных проблем. Философ выступает как орган социального, познавательного, нравственного беспокойства и как его источник. Это постоянное болезненное состояние самонеудовлетворенности, неудовлетворенности окружающей действительностью – кто этого не имеет, тот не является истинным философом.

Философия есть рефлексия . Рефлексия – «оборачивание мысли на самого себя, а через себя на окружающий мир» (Декарт). «Это ориентированность на то, как мы воспринимаем себя со стороны; соотнесенность человека и человека в их персональном бытии» (Гегель). Рефлексивность – это стремление понять человека и окружающую его действительность не по отдельности, как они существуют сами по себе, но только в их соотнесенности. Данный подход предполагает мысленное разделение Универсума на две реальности: субъективную, связанную с самоопределением человека как «я», объективную, существующую вне и независимо от сознания человека.

Философская рефлексия за основу берет человека. «Я мыслю, я существую. Несомненно одно – что я есть, мыслю, и это единственное, чего нельзя отрицать, т.к. отрицать – это уже мыслить. Вещи, о которых я мыслю, могут и не существовать» (Декарт). В чем причина данного подхода? Природа существует до человека в своей структуре и взаимосвязях. Мир, который человек воспринимает – это не мир как он существует сам по себе, а субъективный мир. Человек знает тот мир, который создали его чувства, ощущения, язык, жизненный опыт, сознание. Мир дан человеку субъективно. Поэтому говорить о мире можно только через человека. Философа интересует именно такая ситуация: каким человек воспринимает окружающий мир, что думает о нем, как его познает, какова значимость его для человека. Поле философских размышлений рождается в объектно-субъектной связке.

Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности философского мышления

Философское мышление – это мышление теоретическое. Оно стремиться проникнуть в сущность вещей и процессов. Отразить не внешние, а внутренние их стороны.

Теоретическое мышление, в отличие от образного, основывается на понятиях. Понятие – это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явлен6ия действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Именно в них отражается сущность – то внутреннее, что скрыто от глаз и доступно только мышлению. Посредством понятий человеческий ум не только исследует окружающий мир – он создаёт в своём знании структуру действительности, представления о характере взаимосвязей, ей присущих. Особен6ностью современного человека является то, что он усваивает представления о характере окружающего мира в готовом виде, поскольку он зафиксирован в виде многих понятий, составляющих человеческий язык. Философия – это не только размышление над «вечными вопросами», но и непрерывный процесс фиксации идей, отражающих наиболее общие формы опыт освоения людьми характера окружающей действительности. Эти формы освоения действительности и есть понятия. А наиболее общие формы называются категориями. Процесс развития философского знания – процесс не только индивидуальный, но и исторический, ибо посредством языка и культуры, идеи и проблемы философии живут самостоятельной жизнью, обогащаясь и развиваясь новыми мыслителями.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Определение понятия мировоззрения представляет значительные трудности.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две опоры: знания и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы.

Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства . Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.

Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это программа действий индивида, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные).

Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции.

Мировоззрения конкретных индивидов могут различаться степенью осознанности,

продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.

Мировоззрение конкретного человека обычно достаточно аморфно, не четко, противоречиво. Это связано с тем, что духовная культура, из которой он черпает свои представления, всегда содержит множество различных, порой противоречивых точек зрения на то, как устроен мир, какое место в нем занимает человек, в чем смысл его существования. Это не четкость и противоречивость – условие свободы. Но свобода не может быть безграничной. Человек живет в обществе, поэтому его действия должны быть понятны окружающим и предсказуемы. Должны быть общие представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие совместную деятельность. Мировоззрение конкретного человека - сплав общего и частного, опыта человечества и личного опыта. От самого человека зависит «качество» его мировоззрения: будет ли оно узким, неразвитым, эгоистичным или, наоборот, опирающимся на опыт всего человечества.



XX век принес новые трактовки соотношения составляющих картины мира - искусства, науки, мифологии и философии.

Отличительной чертой этого периода оказывается сближение художественного, научного и философского познания мира. Философия, если взять ее в самом общем виде, как теорию духовного освоения мира, теорию его человеческого осмысления, т.е. как теоретическую форму самопознания человека и мира - формирует не просто знание о мире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей. Поскольку сегодня постклассическая философия исходит из того, что бытие не статично, не стабильно, а находится в постоянном становлении, и признает, что у мироздания нет изначальных смыслов, то следует признать (как одно из онтологических оснований такого мироздания), процесс смыслопорождения. В этой связи становится понятна задача расширенной рациональности, осознанно включающей в себя приемы «вживания», «вчувствования» в объект.

Типы мировоззрений

Мифология – мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф», в переводе с древнегреческого, – «слово», «рассказ». Мифы – это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы – это сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью которых человек пытался объяснить окружающий его мир. Действительно, мифы со временем становятся сказками. Это происходит, когда в мифы перестают верить, и они больше не являются частью реальной жизни. Но вначале мифы – это реальность, и события, в них описанные, воспринимаются как то, что было на самом деле. Более того, события мифа – это события важнейшие в жизни мира и родового коллектива. Мифы – священная история рода. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать. Мифы для древнего человека такая же реальность как научные теории для человека современного. С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.

Мифы не выдумки, а часть реальной жизни. Чтобы понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь, способ существования в мире человека той далекой эпохи.

Мифологическое сознание – это не только древнейшее прошлое. Это глубинный пласт нашего современного сознания. Мифы живут. Наше массовое сознание продолжает их творить. Это, например, миф о всесилии науки и техники, которые способны избавить человечество от всех бед, мифы о чудодейственных медицинских препаратах, которые способны излечить от всех болезней, об инопланетянах, о снежном человеке и другое.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии - фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в переводе ее на язык философии, – есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек – субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия – не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.).

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный . При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует понимать последнее? Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.

Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны – одна из черт философского сознания.

Язык философии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно - мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

Художественное (поэтическое) мировоззрение можно мыслить как некую парадигму, которая является одной из составляющих картин мира, а подчас именно типы поэтического мировоззрения подготавливают путь метафизике и науке, будучи посредниками между ними и обществом. Таким образом, новое знание может возникнуть вначале в русле искусства, а затем оно, уловленное и подхваченное метафизикой, а так же другими разнообразными формами культуры, в частности отдельными науками, будучи усвоенным и пропагандируемым ими, становится достоянием всего общества.

Наблюдается эволюция методов познания, которая привела к соединению в современных парадигмах познания научных и вненаучных подходов. Возникла проблема создания целостного творческого мировоззрения, которая самым непосредственным образом оказалась связанной с изучением художественного мировоззрения, стремящегося стать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего знания о мире возможно сможет компенсироваться многообразием дополнительных языков описания, одним из которых является художественный.

Близость художественного освоения мира научному более всего обнаружилась после того, как была признана роль антропологического фактора, который предусматривает, что познавательный процесс не сводится к подражательным процедурам получения чувственного образа как «слепка вещи», но предстает сегодня как процесс творчески-проективный, интерпретирующий деятельность субъекта. При этом учитывается, что эта деятельность опосредована различными по природе знаковыми и предметными репрезентациями, содержащими, как и сама деятельность, квинтэссенцию социального и культурного опыта. И если влияние всех этих факторов признавалось ранее лишь в трактовке художественного мировоззрения, то только в ХХ веке они получили свое расширительное толкование, и стали учитываться в анализе любой человеческой деятельности.

Взаимосвязь научного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние - симптом нашего времени. В настоящий период ставится задача возрождения и обогащения методологии гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного мира требуют для своего осмысления совершенно иных подходов. В постмодернистской художественной практике, заявившей о себе во второй половине ХХ века, как раз и содержится та методология, применение которой оказывается продуктивной не только в новейшем искусстве, но и в науке.

Общие представления о мире, обществе и человеке создаются «идеологами», «теоретиками» и закрепляются в различных формах идеологии. Наиболее общие идеологии – религия и философия. Они описывают мир как целое и человека как часть мира, формулируют наиболее общие программы.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана озаренные вечным солнцем надземные вершины» .

Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение - это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису.

Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Каждый человек в процессе жизни осваивает различные программы действий, общие и частные. Программы (мировоззрения, идеологии) – это, собственно, представления о цели деятельности и способах ее достижения. Индивидуальное мировоззрение – конкретное сочетание различных «программ» общего и частного характера, имеющих статус ценностей. Оно или активно создается человеком, или пассивно воспринимается им. Первое характерно для философии, второе – для религии. Можно сказать, что философия (как мировоззрение, «программа», жизненная стратегия) входит в человека через разум, религия – через чувство. Религия и философия – формы мировоззрения, которые различаются способом обоснования своих идей (программ, жизненных стратегий, ценностей).

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем: выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно - систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-нормативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно сложную систему и вместе с тем “означает” понимание природы такой, какая она есть.

можно определить как мышление о мышлении. По содержанию оно может быть: а) творческим, диалектическим и б) догматическим. По форме Ф.м. может быть: а) диалоговым, проблемно-рефлексивным и б) монологовым, авторитарным. Характерными чертами Ф.м. могут быть названы: субъектно-объектный характер, антиномичность, проблемность, рефлексивность, субстанциональность, универсализм, многовариантность решения философских проблем. Сущностной категорией Ф.м. является мудрость, а также ее антиподы. Философское мышление возможно только при наличии подлинной свободы мыслящей личности. Другими словами, философское мышление это свободное мышление свободной личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ)

философия уникальный феномен духовной жизни человечества, главная цель которого ставить перед людьми вечные вопросы, на которые вечных ответов не существует. Каждое новое поколение ставит и отвечает на эти вопросы по-своему и с помощью особого – философского мышления. Его главные особенности следующие.

1. Субъективный, личностный (авторский) характер философского мышления. По этой причине философия не может быть наукой. Любой философский вопрос рассматривается через призму человеческих взглядов, ценностей конкретной личности. Философское мышление не может существовать как отчужденное от духовной жизни конкретного человека. Реальная форма его существования - в глубинном осмыслении жизненных проблем личности.

2. Субстанциональный и всеобщий характер анализа любой проблемы: какова сущность действительности и ее сторон, и как соотносятся единое и множество, духовное и материальное и т.п..

3. Мировоззренческий, экзистенциональный, моральный характер подхода к постановке и решению вопросов.

4. Проблемность, рефлексивность, биполярность, антиномичность философского анализа.

5. Философское мышление это свободное мышление свободной личности.

6. Ценностный характер философских подходов, их софийный характер (поиск мудрости). Анализ отношений «Человек-Человек» и «Человек - Мир» через призму мудрости.

7. Использование трансцендирующих методов мышления и духовного опыта, признание философской веры.

Loading...Loading...