Ювеналий курский и рыльский биография. Схимитрополит Ювеналий: Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918, выдающийся по своему историческому значению собор Русской православной церкви (РПЦ), памятный прежде всего восстановлением патриаршества.

Подготовка к созыву высшего съезда, который призван был определить новый статус церкви на фоне тех радикальных политических перемен, которым дала старт Февральская революция, развернулась по решению Синода с апреля 1917; при этом был учтен опыт Предсоборного присутствия 1905–1906 и Предсоборного совещания 1912–1914, чья программа осталась нереализованной из-за начала Первой мировой войны. Всероссийский поместный собор открылся 15 (28) августа в Успенском соборе Московского Кремля, в день Успения Пресвятой Богородицы; председателем его был избран Тихон (Белавин), митрополит Московский. Наряду с белым и черным духовенством в число участников вошло и немало мирян, впервые получивших столь значительное представительство в церковных делах (среди последних были бывший обер-прокурор Синода А.Д.Самарин, философы С.Н.Булгаков и Е.Н.Трубецкой , историк А.В.Карташев – министр исповеданий во Временном правительстве).

Торжественное начало – с выносом из Кремля мощей святителей московских и многолюдными крестными ходами на Красной площади – совпало со стремительно нараставшей социальной смутой, вести о которой постоянно звучали в заседаниях. В тот же день, 28 октября (10 ноября), когда было принято решение о восстановлении патриаршества, пришла официальная весть о том, что Временное правительство пало и власть перешла к Военно-революционному комитету; начались бои в Москве. Стремясь остановить кровопролитие, собор направил в штаб красных делегацию во главе с митрополитом Платоном (Рождественским), однако ни человеческих жертв, ни значительных повреждений кремлевских святынь избежать не удалось. После этого были провозглашены первые соборные призывы к общенародному покаянию, осуждающие «беснующееся безбожие», – тем самым отчетливо обозначилась та «контрреволюционная» линия, с которой собор традиционно ассоциировался в советской историографии.

Избрание патриарха, отвечавшее давним чаяниям религиозной общественности, явилось по своему революционным, открывающим совершенно новую главу в истории РПЦ событием. Патриарха решено было избирать не только голосованием, но и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей) архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя жребий пал на святителя Тихона; его интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) в кремлевском Успенском соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вскоре собор принял определение О правовом положении Церкви в государстве (где провозглашались: первенствующее публично-правовое положение РПЦ в Российском государстве; независимость церкви от государства – при условии согласования церковного и светского законоуложений; необходимость православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения) и утвердил положения о Св. Синоде и Высшем церковном совете – как высших органах управления под верховным начальственным наблюдением патриарха. После этого первая сессия завершила свою работу.

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих заместителей. Поток вестей о разоренных храмах и расправах над духовенством побудил учредить особые богослужебные поминовения новых исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». Были приняты Приходской устав , призванный сплотить прихожан вокруг храмов, а также определения о епархиальном управлении (предполагающее более активное участие в нем мирян), против новых законов о гражданском браке и его расторжении (последнее ни в коей мере не должно было затрагивать церковного брака) и другие документы.

Третья сессия проходила в июле – сентябре 1918. Среди ее актов особое место занимает Определение о монастырях и монашествующих ; оно восстановило древний обычай избрания настоятеля братией обители, подчеркнуло предпочтительность общежительного устава, а также важность того, чтобы в каждом монастыре был старец или старица, опытные в духовном руководстве иноков. Специальное Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения разрешило прихожанкам участвовать отныне в епархиальных собраниях и церковном служении (в должности псаломщиц). Был разработан проект Положения о временном высшем управлении православной Церковью на Украине , ставший существенным шагом к утверждению автокефального украинского православия. Одно из последних определений собора касалось охраны церковных святынь от захвата и поругания.

В условиях усиливающегося нажима со стороны властей (к примеру, помещения, где проходил собор в Кремле, были конфискованы еще до его окончания) намеченную программу не удалось полностью выполнить. Еще труднее оказалось провести соборные решения в жизнь, поскольку в ближайшие два десятилетия жестокие гонения свели на нет всякую возможность нормального, юридически обеспеченного церковного управления. К тому же революционный террор, до предела усилив ответный консерватизм, ликвидировал ближайшие перспективы более энергичного диалога РПЦ с обществом. Однако в любом случае собор показал, что русское православие отнюдь не стало пассивной жертвой злосчастных политических обстоятельств: исполнив главную свою задачу, избрание патриарха, он наметил круг важнейших вопросов на будущее, которые в значительной мере не решены до сих пор (поэтому в пору гласности и перестройки священноначалие РПЦ обратило особое внимание на то, чтобы документы собора были переизданы на предмет их тщательного изучения).

  • 4.Первые антицерковные мероприятия советской власти (кон. 1917 - нач. 1918 г.) Декрет об отделении Церкви от государства и реакция на него Церкви.
  • 5.Большевистский террор против Русской Церкви в годы Гражданской войны (1917-1920 гг.). Наиболее известные новомученики этого периода.
  • 6.Послания и обращения святителя Тихона периода Гражданской войны (1917-1920 гг.).
  • 7.Карловацкий Собор 1921 г. И его решения.
  • 8.Кампании по изъятию церковных ценностей. Цели большевистского руководства и достигнутые результаты.
  • 9.Арест св. Патриарха Тихона и образование обновленческого вцу в мае 1922 г. «Меморандум трех» и его последствия.
  • 10. Наиболее видные обновленческие деятели. Расколы в расколе (1922-1923 гг.).
  • 11. Обновленческий лжесобор 1923 г. И его решения.
  • 12. Освобождение св. Патриарха Тихона в 1923 г. Его причины, обстоятельства и последствия.
  • 13. Попытки властей скомпрометировать св. Патриарха Тихона в глазах верующих в 1923-1924 гг. (поминовение властей, новый стиль, «покаяние» в. Красницкого, «предсмертное завещание»).
  • 14. События церковной жизни при Патриаршем Местоблюстителе св. Митр. Петре в 1925 г. Второй обновленческий лжесобор. Арест сщмч. Петра.
  • 15. Возникновение григорианского раскола и борьба с ним митрополита Сергия в кон. 1925 - нач. 1926 г.
  • 16. События церковной жизни весны-осени 1926 г. Спор о местоблюстительстве между митрополитами Сергием и Агафангелом. Попытка проведения тайных выборов Патриарха и ее результаты.
  • 17. Изменение церковной политики митрополита Сергия в 1927 г. Причины смены курса, конкретные выражения перемены и последствия.
  • 18. «Правая» церковная оппозиция митрополиту Сергию. Основные представители и их взгляды. Св. Митрополит Кирилл Казанский.
  • 19. Мученический подвиг св. Митрополита Петра Крутицкого в 1926-1937 гг. Его отношение к деятельности митрополита Сергия.
  • 20. Внутренние конфликты в Русском церковном зарубежье в 1920-1930 гг.
  • 21. Взаимоотношения Московской Патриархии с Русским церковным зарубежьем в 1920-1930-е гг.
  • 22. «Безбожные пятилетки» и их итоги.
  • 23. Политика немецких властей в отношении Православной Церкви на оккупированных территориях ссср.
  • 24. Изменение политики советских властей по отношению к Русской Церкви в годы II Мировой войны и его причины. Архиерейский Собор 1943 г.
  • 25. Ликвидация обновленческого раскола. Поместный Собор 1945 г.
  • 26. Русская Церковь во внешней политике ссср в 1940-е гг. Борьба с Ватиканом. Православное Совещание 1948 г. В Москве и его решения.
  • 27. Хрущевское гонение на Русскую Церковь. Его характер и результаты.
  • 28. Архиерейский Собор 1961 г. Обстоятельства проведения и постановления.
  • 29. Русская Церковь и экуменическое движение в 1960-70-е гг.
  • 30. Основные выступления «церковных диссидентов» в 1960-80-е гг.
  • 31. Основные события церковной жизни в Америке после II мировой войны. Дарование автокефалии Американской Церкви.
  • 32. Русская Церковь при Патриархе Пимене. Поместные Соборы 1971 и 1988 гг.
  • 33. Возрождение церковной жизни при Патриархе Алексии II. Архиерейские Соборы 1990-х гг.
  • 3.Поместный Собор 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества. Обзор других важнейших постановлений Собора.

    Помест. Собор (ПС) совпал с революц процессом в России, с ус­тановлен нового гос-венного строя . На ПС призваны были Свящ. Синод (СС) и Предсоборный Совет в полном составе, все Епарх. Архиер-и , а также по два клирика и по три мирянина от епархий, наместники четырех лавр и настоятели Соловец и Валаам мон-рей, Саровской и Оптикой пустыни, представители от монаш-их, единоверцев, от дух академий, Академии Наук, университетов, Гос. Совета и Госдумы (564 члена Собора). В деяниях ПС участв. представители единоверных ПЦ: еп. Никодим (от Румынской) и архим. Михаил (от Сербской). Широкое представ-во на ПС пресвитеров и мирян было связано с стремл-м к возрож­дению соборности. Но Устав ПС предусматривал особую ответст­венность епископата за судьбу Ц-ви. Вопросы догмат. и ка­нонич. хар-ра после их рассмотрения полнотой собора подле­жали утвержден на совещании епископов. ПС открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника – 15 (28) августа. Литургию со­вершил митр. Владимир Киев-й с митр. Вениамином Петроградс. и Платоном Тифлисским. 1-е заседание ПС. сост-сь 16 авг. в хр. Христа Спас-я после литургии, соверш-ся митр. Моск. Тихоном. Почетным председ-м ПС утверд. митр. Киев. Владимира. Председ-м был избран митр. Тихон. Составлен был Соб. Совет, в котор. вошли пред-тель и его заместители, архиеп. Новгор. Арсений (Стадницкий) и Харьк. Антоний (Храповицкий), Председатель Гос.совета М.В.Родзянко, которого в февр. 1918 г. сменил А.Д.Самарин. и т.д. ПС открылся в дни, когда Врем. прав-во агонизирова­ ло , теряя контроль не только над страной, но и над развалив-ся армией. Собор образовал 22 отдела , котор. готовили доклады и проекты определений . Важнейшими отделами бы­ли Уставный, Высш. Церк. Управл-я (ВЦУ), Епарх-го Управл-я, правового положен Церкви в гос-ве. Председ-ль отдела ВЦУ еп. Астрах-й Митрофан выступил на пленарном засе­дании (ПЗ) с докладом о Восстан. Патр-ва. Вопрос о Восстан. Патр-ва на пленарн. засед. обсуждался остро. Главн. аргументом сторонников сохран. синод. системы : 1) патриарш-во может сковать соборное начало в жизни Церкви (кн. А.Г. Чаадаев повторял тезисы Ф. Прокоповича о преимуществах «коллегии», протоиер. Н.В. Цветков - патриарх – посредник между верующ. народом и Христом). В выступлениях сторонников Патр-ва, кроме канонич. принципов приводилась и история Церкви, напомнили о гос-венной разрухе при Вр. Прав-ве, о печальном со­стоянии народн. религиозн. жизни. 28 окт. ПС определил: «В РПЦ высшая власть – законода­ тельная, административная, судебная и контролирующая – принадле­жит ПС, в опред. сроки созы­ваемому, в составе епископов, клириков и мирян. Утверждёны выборы Патр-ха, и Церк. Управл-е воз­главляется Патр-х и явл-ся 1-м среди равных епископов. Патр-х вместе с органами Церк. Упр-я подотчетен Собору». Собор избрал кандидатами на Патр-хи архиеп. Харьковского Антония, ар­хиеп. Новгород Арсения и митр. Моск. Тихо­на. Избрание сост-сь 5 ноября в храме Христа Спас-ля. Патриарху собор предоставил пра­ва, соответствущ. канонич. нормам: нести попечение о РПЦ и представлять ее пред гос-венной властью , сно­ситься с автокефальн. Ц-вами, обращ-ся к пастве с учительн. посланиями , заботиться о замещен. кафедр. Патр-х явл. епархиальн. архиереем Патриаршей области (Моск. епархия + ставропигиальн. мон-ри). ПС образовал два органа коллегиальн. управл-я Церкви между соборами: Свящ. Синод и Высш. Церк. Совет (ВЦС). К компетенции Синода отнесены дела иерархич. -пастырского, вероучит., канонич. и литургич. характе­ ра , а ВЦС – дела церковно-общественного порядка : административно-хоз-венные и школьно-просветит-е. Особо важные вопросы – о защите прав Ц-ви, о подготовке к собору, об открытии новых епархий – подлежали совмест­ному решению Синода и ВЦС. В состав Синод входили, помимо Патр-ха, 12 членов: 1) митр. Киевский по кафедре, 2) 6 архиереев на три года и 3) пять епископов , вызываемых по очереди на один год. Из 15 членов ВЦС, возглавляемого, как и Синод, Патриархом были: 1) три архиер-я, делегировались Синодом, 2) один монах, 3) пять клириков, 4) шесть мирян избира­лись Собором. ПС избрал в Синод: митр. Новгор. Арсения, Харьковского Антония, Владимир. Сергия, Тифлисского Платона, архиеп. Кишиневского Анастасия (Грибановского) и Волынск. Евлогия. Среди членов ВЦС были: архим. Виссарион, кн. Е.Н. Трубецкой, профес-р С.Н. Булгаков. О правовом положении Ц-ви в гос-ве : 1) РПЦ, как часть Единой Вселен­ской Церкви, занимает в гос-ве первенствую­щее среди других исповеданий публично-правовое положен, подобаю­щее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как историч силе, созидавшей РГ. 2) РПЦ в учении веры и нравств, богослужении, внутренней церк дисциплине и сношен с други­ми автокефальн Церквами независима от государственной власти. 3) Постановления и указания, издаваемые для себя РПЦ, равно как и акты ЦУ и суда, признают­ся РГ имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются госуд. законы. 4) Законы РГ, касающиеся РПЦ, из­даются не иначе, как по соглашению с властью Ц. 5). Глава РГ, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными. 6). Имущество, принадлежащее РПЦ, не подлежит конфискации и отобранию. Определения о Епарх. Управл-и. 1) Епарх-е Архиер-и, по пре­емству власти от святых апостолов, есть Предстоятель местной Церк­ви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян, 2) был установлен 35-летний возрастной ценз для кандидатов в архи­ереи, 3) Еп-пы избир «из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян, 3) Архиер-й управляет епархией при содействии Епарх.совета, избираемое из клириков и мирян на трехлетний срок. Епарх. совет в свою очередь образуют свои постоянные исполнит. органы: епарх-ный совет и епарх-ный суд, 4) в ведение ви­карных епископов предполагалось выделить части епархии и установить для них местопребывание в городах, по которым они титуловались (в связи с увелич числа епархий).

    Схимитрополит Ювеналий (Тарасов): Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души

    13 января 2013 года на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу великий старец и подвижник благочестия схимитрополит Ювеналий (Тарасов).

    Памяти владыки посвящена статья редактора газеты «Курские епархиальные ведомости» Людмилы Штукиной.

    Владыка Ювеналий родился (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) 29 апреля 1929 года в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. У Алексея и Ульяны Тарасовых уже подрастали трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре после рождения близнецов, Спиридона и Вениамина, семья переехала в город Шахты Ростовской области. На лето мальчишек отправляли к бабушке на хутор. Жнитва, заготовка сена в колхозе не обходились без младших Тарасовых. Они и скирдовали, и помогали хлеба обмолачивать, и зерно на ток возили.

    В октябре 1937 года старшего Тарасова — проходчика шахты — арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы. Так, накануне зимы они оказались на хуторе у бабушки. Татьяна Андреевна пела в церковном хоре, у нее был красивый голос. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме. В 1939 году этот храм закрыли, а потом снесли. Но Спиридон из Церкви не ушел, подвизался келейником у настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), который был рукоположен во священника самим Патриархом Тихоном. «Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам». Спиридон вместе с братом Веней трудился в шахте. Весной 1945 года в их семью после расстрела отца и гибели брата Михаила в боях за курский город Тим пришла новая страшная беда — трагически погиб в шахте 16-летний Вениамин, а в бою за освобождение Берлина отдал свою жизнь средний брат Андрей.

    Спиридона Тарасова по благословению отца Порфирия епископ Сергий (Ларин) решил направить на учебу в Саратовскую духовную семинарию. Предложение для Спиридона было неожиданным: в роду Тарасовых священников не было. После учебы он вернулся в родной город Шахты и 2 августа 1953 года был рукоположен митрополитом Ростовским Вениамином (Федченковым) во диакона, а через два дня во пресвитера. Молодого пастыря направили служить в Михайло-Архангельский молитвенный дом города Шахты. В хрущевские времена отец Спиридон был снят с регистрации на этом приходе, то есть уволен, но он не допустил закрытия храма. Угрозы, оскорбления, попытки расправиться физически, раздавить морально — все это пережил в те времена отец Спиридон. Но не за себя, а за свою паству, за оставшихся, как овцы без пастыря, верующих людей переживал он. Досталось и его домашним. Матушка Лидия не смогла больше жить со своим супругом-священником и ушла из семьи. Отец Спиридон понимал, что далеко не каждый способен нести мученический крест, для этого нужна крепкая вера. Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по 12 часов подряд его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником. «Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание», — рассказывал он.

    Дочь владыки Ювеналия, Нина Спиридоновна, живущая в Воронеже, вспоминает: «Папа один воспитывая нас с братом Михаилом, все делал сам: и стирал, и готовил, и убирал в доме, и управлялся с большим хозяйством — утки, куры, поросенок всегда у нас были. Знаете, не всякая хозяйка может испечь такие вкусные пироги с маком и курагой, хворост, как папа. У него блины получались тонкие, как батистовый платочек, а домашние колбасы и окорок — просто объедение... Бабушка Ульяна, его мама, была смертельно больна, отец заботливо ухаживал за ней. Бабушка очень любила цветы, выращивала георгины, вербены, вербочки, летуньи, гладиолусы, олеандры, ирисы, петушки... Любила ходить в храм непременно с букетом цветов. Она умирала в феврале и очень горевала, что смерть к ней пришла зимой, когда нет ее любимых цветов. Папа купил тогда в оранжерее много разных цветов, чтобы выстлать ими промерзшую зимнюю дорогу, провожая свою маму в последний путь».

    Постепенно отец Спиридон пришел к мысли о монашестве, в этом он чувствовал свое предназначение.

    26 июня 1968 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Платон (Лобанков) совершил монашеский постриг отца Спиридона. Он получил имя Ювеналий в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. В начале 1970 года отец Ювеналий был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы и нес послушание члена Епархиального совета и благочинного церквей округа. В ноябре 1975 года избран епископом Воронежским и Липецким. Ту Божественную литургию 16 ноября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Ленинграда, за которой митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого, владыка помнил особо. Слова митрополита Никодима, произнесенные им по окончании Литургии, он старался воплощать в жизнь каждый день, неся архиерейское служение. «Являясь апостольскими преемниками, мы обязаны исполнить тот же апостольский долг — учить словом во всех проявлениях жизни. Но людям нужно не только слышать доброе слово, они хотят видеть доброе дело. И всякое твое учительское слово да будет подкрепляемо постоянным примером личной жизни твоей. С сугубым вниманием следи за собой, чтобы ничто в твоей жизни не было соблазном и камнем преткновения для вверенных твоему попечению. Не ищи ни личных благ, ни удобств, ни человеческой славы», — так напутствовал молодого епископа митрополит Никодим.

    Где бы ни служил владыка Ювеналий — сначала на Воронежской и Липецкой кафедре (1975-1982 гг.), а затем на Иркутской и Читинской (1982-1984 гг.) — везде оставался самим собой: энергичным, деятельным, не знающим усталости и покоя, радеющим о Церкви и ее пастве больше, чем о себе. Он никогда не чурался грязной работы. С недоумением смотрели на нового правящего архиерея некоторые священники, когда видели в его руках лопату или косу. Один раз его спросили: «Владыка, мы знаем, что вы сами кирпичи таскаете, мусор носите, в земле копаетесь и коней чистите, а не унижает ли это ваше епископство, нашу епархию»? Владыка Ювеналий ответил со свойственной ему прямотой: «Церковь больше унижаете вы, когда не трудитесь и тем самым являете собой трутня улья. Из истории мы знаем, что многие Патриархи и скот пасли, и молотили, и косили, и землю обихаживали. Апостол Павел сам корзинки плел, палатки делал и говорил, что никто не упрекнет его в том, что он чужой хлеб ест».

    Однажды, еще до перевода из Воронежа в Иркутск владыка серьезно болел, лежал в больнице с приступами стенокардии и решил там, что по состоянию здоровья уже отойдет от активной деятельности. Однако когда приехал в Сибирь и увидел, что дел тут невпроворот, сразу забыл о своем обещании. Куда владыку не переводили, везде он старался быстрее узнать обычаи местности, познакомиться поближе с паствой. Его усердное служение до сих пор вспоминают в Сибири. Границы его епархии тогда были просто необъятны — Якутия, Дальний Восток, Находка, Бурятия, Камчатка, Владивосток. Владыка Ювеналий объездил весь Приморский край, успевал после всенощной добраться к Литургии на другой конец епархии, ехал с проповедью Христа в такие глухие места, что был случай, когда по дороге вдоль Уссурийской тайги за его автомобилем бежал тигр.

    26 декабря 1984 года владыка Ювеналий был назначен архиепископом Курским и Белгородским. За более чем 20 лет своего служения на Курской кафедре он открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих монастырях, основал новые обители. Много трудов потребовалось архиепископу для возвращения Церкви некогда знаменитого на всю Россию Знаменского кафедрального собора, переоборудованного в советские годы под кинотеатр «Октябрь». В 1989 году мало кто верил, что служители Церкви способны будут преобразить изуродованную, оскверненную за годы безбожия святую землю, где была явлена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. В Курской области были возрождены все старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, имеющий давнюю историю, в начале 90-х годов прошлого века был разрешен властями только по территории Коренной пустыни, затем — до села Долгое, отстоящего от монастыря на один километр. Ныне многотысячный крестный ход в девятую пятницу по Пасхе с молитвами провожает образ Заступницы от Знаменского мужского монастыря Курска до Коренной пустыни, а это около 30 километров.

    Большая исследовательская, поисковая работа, благословленная владыкой Ювеналием, предшествовала второму обретению мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно перенес их тогда из Санкт-Петербурга через Курск в Белгород. Важнейшем событием в жизни курского края стало открытие Курской духовной семинарии и православной гимназии, а также принятая губернатором Александром Руцким вместе с архиепископом Ювеналием программа факультативного изучения предмета «Основы православной культуры». Впервые в России этот предмет был введен в курских школах. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года владыка Ювеналий был возведен в сан митрополита. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода архиерей был почислен на покой по состоянию здоровья. В том же году принял великую схиму.

    Схимитрополит Ювеналий — почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель многих высоких церковных и государственных наград. Живя на покое в Курске, владыка Ювеналий преподал пастве немало уроков любви к Богу и людям, примеров благочестия и истинного христианского смирения. «В своей жизни я дорожил тем, что я — верующий человек и при всех испытаниях, которые мне были ниспосланы, сохранил веру в Бога, — признавался владыка Ювеналий. — Второе, я сохранил верность и уважение всем тем людям, которые достойно ведут себя в звании человека, и, конечно, надо иметь снисхождение к тем, кто согрешает, мы ведь все ошибаемся. В жизни нужно хранить правду, то есть чистоту совести, пусть из-за нее мы страдаем, все равно, правда в конце концов торжествует. Правдивость побеждает всякую ложь. Но ее нужно вначале обрести, быть твердым и отстаивать ее всегда, пусть это будет стоить нам самой жизни. Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души человека, и в этом не должно быть сомнений. Меня часто спрашивают, каким должен быть сегодня настоящий священник, ведь наша страна уже не та, что была прежде, и в России пришло время "новых русских". А я всегда отвечаю: нам крепко надо держаться православных традиций, мы должны быть "старыми", хотя и не закрытыми от новых добрых веяний. Ведь Христос, перед Которым мы со своей паствой каждый день предстоим, — вчера, нынче и завтра один и тот же».

    Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного схимитрополита Ювеналия в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

    13 января после продолжительной болезни преставился ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов). Какими были его жизнь и служение?

    «Я с Богом никогда не расставался»

    Однажды во время «прямого эфира» на радио «Ассонанс» я имела неосторожность спросить у владыки, как он пришел к Богу. «Я с Богом никогда и не расставался, с детства я с ним», – услышала в ответ, он, казалось, был даже возмущен моим вопросом. А затем, нисколько не боясь эфира и того, что его могут услышать неверующие люди, владыка рассказал всей области, что он происходит из казачьего сословия, родился в семье благочестивых, глубоко верующих людей. О том, как мать брала его с первых лет младенчества с собой в церковь, и он, как и его братья, в прямом смысле слова вырос в храме.

    Схимитрополит Ювеналий (Тарасов) родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. В семье Алексея и Ульяны Тарасовых росли пятеро детей, близнецы Вениамин и Спиридон (будущий архипастырь) были младшими. 1937 год не обошел семью Тарасовых, как и многие другие благочестивые русские семьи.

    – Арестовали и расстреляли моего отца, – рассказывает владыка. – Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам.

    С восьми лет Спиридон нес послушание пономаря в алтаре храма. Великая Отечественная война призвала на фронт старших сыновей Ульяны Пахомовны. Она осталась с младшими в Ростовской области, которая скоро стала фронтовой зоной. В мае 1942 года пришла «похоронка» на старшего Михаила, убитого в боях за курский поселок Тим. В 1944 году погиб в шахте 15-летний Вениамин, а в апреле этого же года дошла весть о том, что в немецком городе Бранденбурге скончался лейтенант Андрей Тарасов. Господь хранил Спиридона, который с 15 лет трудился на шахте.

    Годы становления

    – Я часто видел, не мог не видеть, как помогал Господь людям, которые обращались к нему. И, может быть, и мой дальнейший путь был предопределен, - рассуждает владыка Ювеналий. - Я собирался поступать в медицинский институт, но по совету настоятеля нашего храма подал документы в духовную семинарию и поступил.

    В 1953 году началось служение отца Спиридона в священном сане. Его рукополагал управляющий Ростовской епархией митрополит Вениамин (Федченков), один из наиболее образованных и известных иерархов прошлого века. Владыка Вениамин отечески любил молодого пастыря, часто приглашал его с собой в поездки по епархии, на совместные богослужения. Его наставления оставили глубокий след в душе отца Спиридона.

    – Первый приход, трудности, лишения, гонения, - вспоминает владыка Ювеналий. – Но самыми страшными стали для меня 60-е. Тогда я практически потерял семью. Каких усилий стоило мне оставить своих детей с собой, чтобы их не отправили в интернат! До сих пор без ужаса не могу вспоминать об этом решении суда. Но по милости Божией меня не разлучили с детьми.

    Матушка отца Спиридона в те годы не выдержала испытаний, ей угрожали запретом на любимую профессию, и она оставила мужа и двоих детей. Пришлось отцу Спиридону осваивать домашнюю работу, он убирал дом, готовил пищу, стирал, занимался воспитанием детей. Дочь и сын выросли достойными людьми, закончили Воронежский мединститут, создали хорошие семьи, подарив отцу четверых внуков.

    Еще одно тяжелое испытание перенес отец Спиридон в Шахтах, где от него требовали отречения от сана. Он вспоминает, как по 12 часов, сменяя друг друга, его допрашивали, предлагая «добровольно» признать себя безбожником.

    – Иногда казалось, что я сойду с ума. Но Господь и тут не оставил меня, дал силы вынести и это испытание.

    Архипастырь

    В 1968 году протоиерей Спиридон Тарасов в Свято-Троицкой Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия патриарха Иерусалимского. Через год он закончил заочное обучение в Московской духовной академии, был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора в Пензе. В это время игумен Ювеналий был духовником Пензенской епархии, благочинным одного из округов.

    В 1975 году архимандрита Ювеналия возводят в сан епископа Воронежского и Липецкого. Ему много удалось сделать для возрождения православия в этом славном городе. Владыка отреставрировал Покровский кафедральный собор, другие храмы епархии, совершил множество архипастырских поездок по епархии. Воронежцы запомнили его яркие и глубокие проповеди, духовные беседы. Двери архиерейского кабинета и даже дома были постоянно открыты не только для верующих, но и для всех, кто нуждался в помощи и совете.

    – Помню, подходит Пасха, а мне представитель власти говорит, что крестного хода не будет. Как не будет, не может такого быть, нельзя устав нарушать. И я провел крестный ход вопреки запрету.

    Владыка не раз поступал смело, исполняя волю Божию, а не человеческую. Это не могло понравиться властям, они добились его перевода подальше от Центральной России, в Иркутск. Ему было запрещено сообщать верующим день и время отъезда. Уезжал на машине, тайно, по объездной дороге. Но люди как-то узнали об этом и ночью вышли на дорогу проводить любимого архиерея.

    В 1982 году, когда епископ Ювеналий возглавил Иркутскую епархию, она простиралась от Тихого океана до Байкала. Архиерей-труженик летал по приходам на самолете, успевая после Всенощной на Литургию в другой конец епархии. Однажды в городе Свободный Амурской области владыка увидел такое проявление любви и уважения: на вокзал ночью в сильный мороз его пришли встречать сотни верующих.

    Через два года Промыслом Божиим этот удивительный человек был переведен на курскую кафедру. Оставалось четыре года до начала возрождения православия в России, когда откроются тысячи храмов и миллионы людей придут к вере своих предков. Все, что было дальше, мы все хорошо знаем. Дела владыки Ювеналия зримы, их трудно перечислить. Он не щадил себя, своего здоровья, и оно начало его подводить. Но несмотря на возраст, на болезни, курскому архипастырю удалось сделать столько, что молодые его собратья только диву даются. Будто жил он в каком-то другом временном измерении, где гораздо длиннее сутки.

    Возрождены все курские старинные обители: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский мужские, Свято-Троицкий женский монастыри. Основан женский монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери. Открыты сотни храмов, среди которых жемчужина нашего края Знаменский кафедральный собор. Возрождена Курская духовная семинария, открыта православная гимназия.

    Впервые в России в курских школах началось преподавание основ православной культуры, а по радио - архипастырские выступления, беседы с радиослушателями в прямом эфире. Многие куряне по праву считают его своим духовным наставником, отцом, его тихий голос громко звучал по всей России. Для многих священников он стал живым примером христианина, а его жизнь - образцом для подражания.

    Его называли народным архиереем. Рабочий день владыки Ювеналия начинался в восемь утра в его кабинете и заканчивался поздним вечером в покоях, куда приходили и приезжали люди. Он никому не отказывал в помощи, но строго и требовательно взыскивал с нерадивых. Его самоотвержение просто потрясает. Ближние владыки вспоминают, что не раз отказывало больное, исстрадавшееся сердце, врачи «скорой» делали уколы, проходило немного времени, и архиерей вызывал машину. Спешил в епархиальное управление, там, наверное, уже заждались священники и миряне.

    Сейчас владыка Ювеналий на покое, но не успокаивается его большое и любящее сердце. Последнее детище - Золотухинский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия. Он построен на земле, которую архиерей приобрел на собственные средства, и основан в честь небесного покровителя его отца Алексея Тарасова. Эта обитель стала кораблем спасения для многих душ, особенно любят ее дети местных жителей, которые с удовольствием ходят в воскресную школу. О них, о детях, о будущем горячо любимого Отечества – сугубые и неустанные молитвы схимитрополита Ювеналия.

    – Нам даровано величайшее в мире сокровище – наше православие. Без опоры на веру, на Церковь нельзя спасти Россию. Россию никогда не спасали заемные деньги, но только вера и всеобщее покаяние, а затем всеобщий труд.

    Схимитрополит Ювеналий – почетный гражданин Курска и Курской области, обладатель множества церковных и правительственных наград. Монашеское имя владыки переводится как «юный», а рукоположен в сан диакона он был в день памяти пророка Божия Илии, которого называют огненным. В его духовной жизни соединились эти два качества: юное, чистое горение в вере - таков он, наш народный архиерей.

    Елена Выборнова

    Loading...Loading...