Пренебрежительное отношение к нравственным ориентирам. Нравственные ориентиры деятельности

Должны ли быть у человека нравственные ориентиры? Какими они могут быть? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. М. Богата.

Раскрывая проблему выбора нравственных ориентиров, автор знакомит нас с одним письмом от некой Елены Константиновой, которая рассказывает о своей бабушке, которую называет "душой семьи, её главой и хранительницей" и которая "легко и весело решала все... проблемы и жизненные неурядицы".

Несмотря на нелёгкую жизнь: сын пропал без вести на войне, тяжёлые полевые работы - бабушка не утратила жизнелюбия.Рассказчица вспоминает, как бабушка под бомбёжкой выносила из горящего вагона маленьких детей, как носила "добавку" в детский дом, имея на руках своих малолетних детей. Бабушки уже нет в живых, но для рассказчицы она является нравственным ориентиром, так как, оказываясь в сложной, а иногда и в безвыходной ситуации, она всегда думает, как бы в этом случае поступила бабушка, от которой при жизни исходила "правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души".

Авторская позиция заключается в следующем: в жизни должны быть нравственные ориентиры, например, доброе, сострадательное отношение к людям, любовь к ближним, забота о них, стойкость, честность, умение ценить жизнь. Иногда эти нравственные ориентиры мы находим в близких людях и берём с них пример.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что у каждого человека должны быть нравственные принципы, как путеводная звезда, которым они должны следовать, оказавшись в ситуации выбора. Главный нравственный принцип давно сформулирован в Евангелии: чего себе не желаешь, того другим не делай. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • 1 вариант - Проблема выбора нравственных ориентиров по отрывку Евгения Михайловича Богата (2018 38 вариантов И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева)

Любовь к людям, сострадание, милосердие, доброта должны быть нравственными ориентирами в жизни.

Приведу литературный аргумент. В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" нравственным ориентиром для Петра Гринёва стал наказ отца: "Береги честь смолоду".Чувство долга, верность слову, преданность - это те нравственные ценности, которые он хранит и не отступает от нравственных принципов ни при каких обстоятельствах. Не боясь казни, Гринёв отказывается признавать в самозванце Пугачёве Петра Третьего, так как для него лучше смерть на плахе, чем позор на всю жизнь.

Ещё один литературный пример верности своим нравственным ценностям найдём в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". В Соне Мармеладовой автор показывает "ненасытимое сострадание", готовность жертвовать собой ради ближнего. Оказавшись на краю пропасти, став девушкой с "жёлтым билетом", Соня верит, что Бог больше не допустит худшего, например, того, что сестрёнка Полечка повторит судьбу Сони, как мрачно предсказывает Раскольников, желая испытать девушку и сделать её своей единомышленницей, восстановить против Бога и его миропорядка. Но вера в Бога, любовь к ближнему спасли не только Соню, но и Раскольникова, долго сопротивлявшегося Божьей правде.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

Выдержка из работы

такими знаниями, как механическое понятие, теоретическая механика. Они в познании частных механических процессов и явлений выполняют управляющую, регулирующую функцию в процессе производства научных знаний.

1. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.

2. Микешина Л, А Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990.

3. RichterM.N. Science as a cultural process. Cambridge- Massachusetts, 1972.

КУЛЬКОВ ЮРИИ ПЕТРОВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KULKOV YURIY PETROVICH — doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Science Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 130.12:371.83

Н.Д. НИКИТИНА, В.А. ФЕДОТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Ключевые слова: духовность, нравственность, студенчество, культура.

На основе социологического исследования рассмотрены аспекты формирования духовно-нравственной культуры современной студенческой молодежи, определяемой как специфическая социальная группа.

N.D. NIKITINA, V.A. FEDOTOV MORAL AND SPIRITUAL GUIDES OF YOUNG STUDENTS

Key words: spirituality, morality, role, studentship, culture.

On the ground of sociological studies the aspects of formation of moral and spiritual culture

of modern young students defined as specific social group, are considered.

Сегодня проблемы становления духовного мира студенческой молодежи имеют большое значение не только для молодого поколения, но и всего общества в целом. Роль духовного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях. Стойкие жизненные ориентации — это необходимое условие адаптации молодежи в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии.

Процессы распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиск новых не могли не оказать влияния на личностное формирование и развитие молодежи. Данное влияние носит противоречивый, неоднозначный характер, о чем свидетельствуют результаты анкетного опроса, проведенного сотрудниками Научной библиотеки в 2011 г. среди студенческой молодежи Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.

Цель исследования — выявление социальных факторов формирования духовной культуры студенческой молодежи- оценка в ходе социологического опроса ее культурного потенциала- выявление и анализ системы приоритетных ценностных ориентиров и установок студенческой молодежи во всех сферах жизни.

Основные задачи исследования: создание условий для развития духовности студенческой молодежи на основе общечеловеческих ценностей- оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении- создание условий для самореализации личности- эффективное использование различных форм и методов в духовно-нравственном воспитании на основе взаимодействия учебно-воспитательных структур, общественных организаций и Научной библиотеки- воспитание нравственности и духовности личности студентов.

Мы предложили студентам ответить на вопросы анкеты, которая позволяла респондентам не только выбрать ответ из ряда предложенных, но и за-

фиксировать свое мнение в свободной форме. Анкета заполнялась ими непосредственно во время посещения Научной библиотеки и включала вопросы о возрасте, образовании респондентов.

В исследовании приняли участие 293 человека, из них 65,5% составляли девушки, 33,4% - юноши. Возраст опрошенных варьировался от 18 до 30 лет. Процентное соотношение возрастных групп следующее: от 18 до 20 лет -46,7%, от 21 до 30 лет — 52,3%. По образовательному уровню респонденты распределились следующим образом: неоконченное высшее — 73,0%, высшее — 14,3%, среднее — 9,5%, среднее специальное — 5,1%.

Что же происходит со студенческой молодежью в начале XXI в. Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Каковы же сегодня духовно-нравственные ценности студенческой молодежи? Отвечая на эти вопросы, студенты высказали различные точки зрения.

На первый вопрос анкеты «Как Вы смотрите на свое будущее?» ответили «позитивно» 60,7% респондентов. Вот некоторые ответы на вопрос: «Позитивно», «Оптимистично. Я многого достигла и не собираюсь останавливаться. Считаю, что каждый получает в этом мире то, что заслуживает». «В нашей стране я смогу найти достойную работу, где смогу реализовать свои способности и умения, и она не лишит меня возможности создать крепкую семью». «С оптимизмом. Я верю в свое светлое будущее». «Я верю в счастливое будущее. А это значит, что я верю в счастье России», «Верю в свое светлое будущее, так как считаю, что вера в хорошее позволит достичь всего в жизни». «В своем будущем я вижу успешную карьеру, крепкую семью, счастливую жизнь», более половины респондентов оптимистически настроены, способны преодолеть трудности, опираясь на собственные силы, внутренне готовых к участию в преобразовательных процессах, что вселяет надежду на решение актуальных проблем студенческой молодежи, при условии участия государства. В связи с этим важно, чтобы молодежь нашла применение на практике, была востребована, поддержана государством, обществом.

12,3% респондентов выбрали вариант «Прочее»: «С надеждой», «С надеждой на светлое будущее», «Получить достойное образование и найти хорошую работу». Не ответили на данный вопрос 6,8% респондентов. «Неопределенно» ответило 4,1%, «с перспективой на будущее смотрят» 2,0%, «пессимистично» смотрят на свое будущее 1,0% респондентов: «Я живу сегодняшним днем». Исследование показало, что у небольшой группы студентов главными жизненными ценностями являются семья, любимая работа: «Мы сами строим свое будущее», «Нельзя сказать, что будущее зависит только от нас, но все же в большой степени зависит от наших поступков, действий».

Далее было предложено ответить на вопрос: «Нравится ли Вам Ваше поколение?». Более 58,5% ответило утвердительно, 21,1% - отрицательно, 15,5% «не очень», 4,4% выбрали вариант «Прочее» и не ответили 3,4% респондента. Утвердительные ответы комментировались высказываниями: «Большая часть современной молодежи — это стремящиеся получить образование люди, достойные граждане своей страны, и именно за ними я вижу будущее России». «Приходится принимать их, какие они есть- во всех поколениях есть и творцы, и разрушители. Но в целом, наверное, да», «Да. Считаю свое поколение целеустремленным, мобильным и разносторонне развитым», «Да, нравится. Чаще всего это активные, целеустремленные люди. Есть, конечно, и недостатки. Порой мы, молодежь, чересчур ленивые, много времени тратим на развлечения, а не на полезную деятельность», «Наше поколение еще подает надежды, но чем моложе, тем больше запущено моральное и идеологическое воспитание».

Скептические оценки сопровождались такими суждениями: «Не очень: среди молодежи много людей, не имеющих определенной цели, мало интере-

сов, низкий уровень культуры, алкоголизм, равнодушие к чужим проблемам". «21-й век диктует нам свои законы, по которым нужно жить». На наш взгляд, с подобными доводами нельзя не согласиться. Однако для того, чтобы разрушить привычные негативные стереотипы, недостаточно удостовериться, что 58,6% удовлетворены своим поколением. Ведь они не могут сравнить своих сверстников с молодыми людьми другого времени, ибо сами принадлежат к постсоветской молодежи и хотя бы поэтому пристрастны и необъективны. Правда, 21,1% респондентов, заявивших о разочаровании в своем поколении, показатель довольно высокий. Вот как ответили: «Нет. У нашего поколения нет никаких нравственных ценностей, по головам идем», «Нет, увы, поколение моих сверстников сильно деградировано», «Не устраивает меня бездуховность, безнравственность, безкультурие». 15,5% анкетируемых ответили, что молодое поколение «не очень» нравится, не ответили на этот вопрос 3,4% студентов.

Для ответа на вопрос «Как Вы относитесь к общечеловеческим ценностям?» респондентам был предложен набор ценностей. Анализ ценностных ориентаций существенно дополняет и расширяет рассмотрение данных о жизненных позициях студенческой молодежи, об отношении к общечеловеческим ценностям. О том, что молодежь проявляет себя по-разному, говорят ответы в анкете. Лидирует общечеловеческая ценность «отношение к семье», что составляет 86,0%, второе место занимают такие общечеловеческие ценности, как «честность и порядочность» (81,5%), а 80,0% респондентов дали ответ «уважение к родителям, старшим». Важную роль в жизни молодых людей играет любовь, 78,0% опрошенных считают ее общечеловеческой ценностью. И завершают ранжирование общечеловеческих ценностей такие критерии, как «трудолюбие и доброта».

Нравственные проблемы затрагивает и следующий вопрос анкеты: «Несет ли человек ответственность за свою страну и решение ее проблем?».

Социологический опрос продемонстрировал высокий уровень патриотизма респондентов, их небезразличное отношение к делам своего государства. На вопрос анкеты большинство опрошенных (79,1%) ответило положительно, 9,2% респондентов считают, что человек не несет моральную ответственность за свою страну. Не ответило на этот вопрос 6,1% респондентов. В варианте «Прочее» студенты ответили следующим образом: «Если каждый человек будет ответственен за свои поступки, морально нравственным человеком и патриотическим, то многое изменилось бы в стране» или «несет в первую очередь за себя». Большинство респондентов считает, что человек несет моральную ответственность за свою страну и решение ее проблем. Высокой является доля тех, кто считает необходимым дальнейшее усиление гражданской ответственности за конкретный вклад в реализацию различных проектов, направленных на обеспечение достойной и благополучной жизни в стране.

Следующий вопрос в анкете был посвящен актуальной проблеме — проблеме духовности. Особенно тревожным представляется снижение уровня духовности и нравственности у молодежи. Потеря духовных ориентиров усугубляет жизнь значительной части студенческой молодежи, толкая многих на безнравственные дела и поступки, погружая их бессмысленность. В анкете вопрос был поставлен следующим образом: «Что Вы понимаете под духовностью?». 40,9% респондентов ответило — «гармонию внешнего и внутреннего мира», «Для меня это полная гармония человека с самим собой и окружающим миром», «Это высокая культура человека, его моральные ценности, высокие цели». 24,6% не ответили на данный вопрос. Некоторые студенты считают, что духовность — это человеческие качества: «Это человечность и доброта, помощь другим в трудной жизненной ситуации, т. е. отзывчивость», «Духовность — это духовная составляющая человека как личности, это его моральные принципы, убеждения, ценности». Другая часть опрошенных студентов (15,7%) считают, что «Духовность —

это справедливость, совесть, ум". «Духовность в первую очередь — это совершение поступков по совести и чести, во-вторых, ответственность „за тех, кого приручили“». Незначительная часть студентов (11,9%) понимают под духовностью отношение к Богу: «Духовность — это вера в Бога», «Религия, вера, духовные потребности», «Вера в высшие силы». Небольшой процент респондентов считают, что духовность — это искусство, культура. «Посещение музеев, театров, библиотек — духовное просвещение" — «Культурное обогащение духовными ценностями страны" — «Состояние человека, его искренность, душевность, милосердие, культура». 1,7% студентов ответили — «необъяснимо».

Особый интерес представляли ответы на вопрос «Что вы цените в человеке: ум или красоту?.

Анализ анкет показал, что большинство студентов (47,0%) ценит вместе «Ум и красоту», на втором месте оказался «Ум» — это 43,0%.

Ключевым был вопрос анкеты: «Как вы оцениваете современное состояние духовной культуры?». Результаты социологического опроса показывают, что 44,0% респондентов на данный вопрос затрудняются ответить, 31,0% опрошенных оценивают отрицательно современное состояние культуры. Положительно оценивают только 21,1% студентов. Не ответили 3,9% респондентов.

Культура есть социальное зеркало, поэтому общее состояние культуры зависит от каждого из нас, особенно от студенческой молодежи. В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. Академик Д. С. Лихачев считает, что сохранение культурной среды является не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда так же необходима для духовной, нравственной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни .

В настоящее время активное внедрение техники в сферы культуры создает особый тип так называемой «домашней культуры», составными элементами которого являются, помимо книг, видеокассеты, видеомагнитофон, радио, телевизор, персональный компьютер. Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений.

Был задан также вопрос: «Существует ли зависимость духовного состояния от Вашего материального положения?». 43,6% студентов не подтвердили эту зависимость: «Нет, не существует. Материальное положение не может влиять на духовное состояние». Но 35,1% студентов считают, что такая зависимость существует: «В настоящее время материальное положение играет существенную роль в формировании духовной культуры современной молодежи" — «В некоторой степени, да, так как проблемы с материальным положением могут стать серьезным препятствием на пути духовного обогащения». 10,9% студентов ответили «Иногда», 6,1% не ответило на данный вопрос.

На наш взгляд, следующий вопрос анкеты «Какие условия способствуют формированию духовной культуры?» является наиболее важным для исследования. Ведь именно система духовно-нравственных ценностей определяет поведение человека в семье, обществе, мире. Принадлежность к социальной общности и выступает основой диалога, общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями, цивилизациями.

К сожалению, у студенческой молодежи, духовно-нравственные ценности отходят на второй план. Все большее влияние на молодое поколение приоб-

ретают потребительская психология и культ материального успеха. Поэтому появляется «одноразовая культура» с «одноразовыми» фильмами, книгами, отношениями. Изменяются духовно-нравственные ценности, принижается значение прошлого опыта, несмотря на то, что это опыт поколений, а его передача — это механизм социокультурного воспроизводства нации.

В российской культуре многие века существовала иная, отличная от западной, «модель жизненного успеха» личности. Это всегда был исторически сложившийся культ духовно-нравственного начала, благотворительности, патриотизма, патриархальности. В то время как западная модель «жизненного успеха» ориентировала личность на прагматические, утилитарные ценности, материальный успех, жизненный рационализм. В системе образования начались поиски подходов к формированию духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи. Необходимо уточнить понятия «культура», «духовность».

Что понимается под духовной культурой? О. А. Митрошенков дает следующее определение: «Духовная культура представляет собой мир развернутых человеческих способностей, связанных с состоянием духа и реализованных в деятельности» . Духовность — это системная целостность готовности личности к самоанализу поступков и переживаний, стремление к идеалам, постановке и достижению жизненных целей на основе добра, истины, красоты, любви, гармонии с окружающим миром. Степень развитости духовной культуры — важное условие успеха модернизации, которую претерпевает сегодня российское общество. Формирование у студентов этических знаний и умений, связанных с усвоением и применением нравственных норм- развитие духовно-нравственных ценностей, мотивов и смыслов, которыми они будут руководствоваться в своей деятельности и общении- гуманизация и гармонизация взаимоотношений студента с преподавателями, родителями, друзьями- построение системы обучения на основе интеграции форм обучения и воспитания — необходимые составляющие духовности.

В ходе анкетного опроса изучались условия формирования духовной культуры среди студенческой молодежи. Анкетирование показало, что приоритетным условием формирования духовной культуры 80,0% студентов считают «чтение художественной литературы», хотя в последнее время интерес к книге среди студенческой молодежи падает. Следующим условием для формирования духовной культуры 67,5% студентов считают «посещение театров, музеев». Больше половины (54,6%) респондентов ответили, что для формирования духовной культуры важны «советы родителей». И только 43,0% респондентов формируют свою духовную культуру, «общаясь с ровесниками».

Формирование духовно-нравственной культуры у студенческой молодежи содействует развитию ответственности, гражданственности, патриотизма, милосердия, способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству, проявлению доброй воли.

Таким образом, доминирующими ценностями, определяющими жизненные позиции, молодежи, являются: семья, уважение к родителям, старшим, честность, порядочность, трудолюбие, доброта, здоровье близких, благополучие. Согласно результатам анкетирования, в сознании молодежи продолжают сохраняться многие моральные ценности, в то же время начали проявляться зачатки новых черт, характеризующих новое поколение. Формируются новое мышление и рыночная психология. Наблюдаются прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи. Но эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности общества (значимость семейных отношений), молодые люди больше рассчитывают на собственные силы, личные качества и способности, что позволяет максимально увеличить свой социальный ресурс в конкурентном обществе. Наблюдается признание ценности образования. Молодежь осознает, что милосердие, целеустремленность, деловитость, неза-

висимость — это те качества, которыми должен обладать современный человек для успешной деятельности. Необходимо актуализировать проблему формирования духовности в семье, так как без духовно здорового человека невозможно построить эффективное экономически развитое общество.

В заключение следует отметить, что предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех групп, на основе патриотизма и гражданственности.

1. ЛихачевД.С. Прошлое — будущему: ст. и очерки. Л.: Наука, 1985. 575 с.

2. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 37−46.

НИКИТИНА НИНА ДМИТРИЕВНА — соискатель ученой степени кандидата философских наук кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

NIKITINA NINA DMITRIEVNA — a competitor of scientific degree of Philosophical Sciences candidate of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

ФЕДОТОВ ВАСИЛИЙ АРТЕМЬЕВИЧ — доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

FEDOTOV VASILIY ARTEMYEVICH — doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

Уже отмечалось, что нравственность и мораль изучаются специальной философской дисциплиной - этикой (с. 11,26). В данной же теме о личности важно определить наши морально-нравственные ориентиры, которые регулируют социальные отношения, направляя их в сторону гуманизации (чтобы люди, как говорит Бердяев, были человечными, а не создавали себе звериный мир). Напомним (c.l 1), что нравственность - это те внутренние (духовные и душевные) качества человека (нравы), которые основаны на идеалах добра (справедливости, чести, любви, сострадания, долга) и которые определяют его поведение в обществе и природе. Высшая нравственность - это когда индивид нравствен наедине с собой, потому что добро по указу или напоказ - не добро.

В свою очередь мораль представляет собой внешние требования к действиям человека и охватывает совокупность идеалов, принципов и норм благого поведения людей по отношению друг к другу, к обществу, к природе. Моральные требования императивны (повелительны), т.е. подлежат безусловному выполнению, если индивид хочет быть человеком, а не скотом. В то же время эти требования (в отличие от правовых норм) не записаны в законах и не предполагают жёсткого внешнего контроля. Каждая личность сама определяет и ведёт свою линию поведения, руководствуясь самосознанием, своей совестью, чувством личного достоинства, чести и желанием (или нежеланием) того, чтобы о ней лучше думали другие.

Нормы морали никто не "придумывает". Они воспроизводятся повседневно силой наших массовых привычек, велений, оценок и через воспитание передаются новым поколениям людей. Так, одна из древнейших заповедей "чего не любишь в другом, того не делай сам" прошла сквозь века и укоренилась в сознании разумного большинства человечества как золотое правило нравственности. Это правило отражено и в Библии: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мф 7:12, Лк 6:31).

Таким образом, морально и нравственно всё то, что ведёт к добру. А в основе нравственности, по Швейцеру, лежат такие человеческие способности, как любовь, эмпатия (с.69), сострадание и принцип "благоговения перед жизнью" (уважение ко всему живому - к человеку, животным, растениям, ко всей природе). Кто-то, например, способен без жалости насиловать и убивать соплеменников (как тот российский "офицер", который задушил чеченскую девушку в 2000 году). А другой может горевать даже над сломанной веточкой...

Чехов с горечью рассказывает, как охотились они с художником Левитаном. Тот подстрелил вальдшнепа. Антон Павлович поднял раненую птицу: "длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: - Голубчик, ударь его головкой по ложу... - Я говорю: не могу... А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать" (70-11,569).

Так что абсолютно не прав Ницше, утверждавший, что "сострадая, слабеешь". Не слабеешь, а избавляешься от звериного, становишься человеком, радуешь душу и возвышаешь дух. Не случайно чуждый состраданию Ницше умер в болезнях и муках в свои 56. А великий альтруист Швейцер, который полвека сострадательно лечил африканцев, ушёл из жизни спокойно, мирно, с достоинством - в 90. При этом философ и врач Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Черчилль назвал его "Гением человечности".

Вывод. Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Аморальный же - значит безнравственный, злой. Крайние примеры безнравственности - когда мать бросает своего маленького ребёнка или когда взрослые дети бросают своих родителей-стариков. Мы - люди (а не звери), и потому в ответе за тех, кого родили и кто дал жизнь нам.

Loading...Loading...