Идеалы и жизненные ценности людей в государстве. Ценностные ориентации и идеалы личности

Прогнозы при таком состоянии.

Остановка кровотечения венозного – один из самых важных навыков оказания первой помощи, так как повреждение крупных сосудов может привести к обильной кровопотере и смерти в считанные минуты.

Отличить венозное кровотечение от артериального довольно просто: при повреждении крупных артерий ярко-алая кровь вытекает сильными толчками, синхронно биению сердца и пульсу. Напряжение в венозных сосудах гораздо слабее, чем в артериальных, поэтому вытекание крови равномерное, обильное, не пульсирующее, а кровь – темная, насыщенная углекислым газом.

Остановить венозное кровотечение проще, чем артериальное, именно из-за сравнительно небольшого давления в сосудах: достаточно приподнять поврежденную конечность, наложить давящую повязку ниже раны, приложить холод (при носовом кровотечении).

При повреждении сосудов небольшого диаметра кровь довольно быстро останавливается сама благодаря тому, что просвет закрывает тромб. Но при травмах крупных вен диаметр сосуда не позволяет образовываться тромбу, от обильной кровопотери у человека может случиться шок, который заканчивается смертью.

Если в случае с артериальным кровотечением счет идет буквально на секунды, то при венозном кровь истекает медленнее, это позволяет его остановить, даже если человек не совсем уверен в собственных действиях.

  1. Необходимо найти место повреждения.
  2. Приподнять и зафиксировать конечность.
  3. Очищать и дезинфицировать рану при обильной кровопотере некогда – важно остановить ее, поэтому попросите пострадавшего прижать вену рукой ниже места повреждения или сделайте это сами.
  4. Давящая повязка накладывается ниже места пореза или прокола и может быть из любого перевязочного материала, который оказался под рукой: бинта, куска чистой хлопчатобумажной ткани, носового платка.
  5. Перед тем, как начать бинтовать, ниже места пореза необходимо положить сложенную в несколько раз ткань, таким образом при наложении повязки вы добьетесь нужного давления на просвет поврежденных сосудов, чтобы уменьшить кровотечение.
  6. Повязкой нужно сделать несколько оборотов вокруг конечности, начиная с более тонкого места. Положительный результат первой помощи при венозных кровотечениях – если кровь остановлена, а ниже повязки можно пощупать пульс. Это значит, вам удалось уменьшить просвет сосудов, но не нарушить кровоснабжение.
  7. Пострадавшего необходимо в течение 2 часов (в зимнее время этот период сокращается вдвое) доставить в больницу, так как неправильно наложенная, слишком тугая повязка может вызвать омертвение тканей.

Всегда, когда вы сталкиваетесь с сильным кровотечением, счет идет на минуты. Главное – не паниковать, а постараться остановить кровь, а затем отправить пострадавшего в больницу.

В больнице обширные повреждения сосудов устраняют хирурги, для лечения поверхностных достаточно обратиться в любой травмпункт или приемный покой больницы, где сделают перевязку с антисептическими и ранозаживляющими средствами.

Алгоритм оказания первой помощи отличается в зависимости от того, где локализованы раны. Самыми сложными можно назвать повреждения шейных вен, проще остановить течение крови из сосудов конечностей.

Кровотечение в области вен шеи

Чем опасно повреждение вен в области шеи:

  • без профессиональных навыков невозможно наложить повязку так, чтобы не спровоцировать удушье у пострадавшего;
  • сосуды в области шеи – крупного диаметра, их травмы вызывают обильную и быструю кровопотерю, поэтому оказывать первую помощь нужно как можно быстрее;
  • в просвет крупного сосуда может засасывать воздух, в результате образуется воздушная пробка (эмболия), которая может стать причиной смерти.

Как остановить кровотечение при повреждении шеи:

  1. Уложить человека так, чтобы обеспечить свободный доступ к ранению.
  2. Если есть возможность, наложить на рану сложенную в несколько раз хлопчатобумажную или марлевую салфетку, пропитанную антисептиком (перекисью водорода).
  3. Прижать тремя сложенными вместе пальцами (безымянным, средним и указательным) обеих рук место выше и ниже повреждения.

Остановить кровотечение в руке или ноге

Из верхних или нижних конечностей? Наложением специальной повязки:

  • приподнять конечность и зафиксировать ее в приподнятом положении;
  • придавить поврежденный сосуд ниже раны и наложить на это место сложенную в несколько раз хлопчатобумажную или марлевую салфетку (если есть возможность – смочите ткань антисептиком, например хлоргексидином или перекисью водорода);
  • наложить повязку, наматывая бинт или кусок хлопчатобумажной ткани вокруг конечности. Начинать нужно с более узкого места и бинтовать так, чтобы предварительно наложенным тампоном придавить и максимально уменьшить просвет поврежденных сосудов;
  • если повязка пропиталась кровью – не нужно ее снимать, лучше наложить еще несколько слоев перевязочного материала.

Существует еще один способ остановить кровотечение из конечностей в зависимости от того, где расположено повреждение:

  1. Руку пострадавшего сгибают в локтевом суставе (как после процедуры взятия крови из вены на анализы) и привязывают широкой повязкой или бинтом предплечье к плечу в согнутом положении.
  2. Ногу пострадавшего максимально сгибают в коленном суставе и привязывают голень к бедру.
  3. Ногу пострадавшего сгибают в бедре и привязывают бедро к туловищу.

При сгибании конечностей на поверхностные вены оказывается достаточное давление, чтобы остановить кровь.

Носовое кровотечение

Сильное течение крови из носа останавливают таким способом:

  • пострадавший должен сесть так, чтобы кровь могла свободно стекать из носа: немного наклонив голову вниз;
  • для остановки крови нужно пережать поврежденные сосуды, надавив на крылья носа с двух сторон в течение 5 минут (если причина – не перелом);
  • к переносице прикладывают любой холодный предмет: мокрый носовой платок, лед, снег;
  • если кровь не удается остановить в течение 15 минут, в обе ноздри вставляют турунды из свернутого валиком бинта;
  • запрокидывать голову, втягивать кровь носом или сглатывать ее категорически запрещено: может начаться рвота.

Даже если первая помощь при венозном кровотечении оказана успешно, пострадавший все равно нуждается в госпитализации.

Прогнозы

При повреждении небольших венозных сосудов происходит спонтанное образование тромба, и кровотечение прекращается самостоятельно или после наложения давящей повязки. Кровопотеря в этом случае небольшая, и жизни обычно не угрожает. Однако общую оценку состоянию пострадавшего может дать только врач.

При повреждении средних и крупных вен (яремной, подключичной и бедренной) благоприятный прогноз зависит от своевременно оказанной помощи. Кровопотеря за короткое время (от 30 до 50 минут) может привести к смертельному исходу. Серьезным осложнением является заполнение русла воздушной пробкой (вена наполняется воздухом при вдохе, когда в ней образуется отрицательное давление), которая может привести к смерти от эмболии раньше, чем от кровопотери.

При успешном оказании первой помощи нужно помнить, что окончательно остановить кровотечение из поврежденных сосудов можно только в условиях лечебного учреждения.

Лечение сердца и сосудов © 2016 | Карта сайта | Контакты | Политика по персональным данным | Пользовательское соглашение | При цитировании документа ссылка на сайт с указанием источника обязательна.

Первая помощь при венозном кровотечении

При повреждении крупных сосудов человек может потерять более 500 мл крови за короткое время, это создает угрозу его и жизни и требует немедленной медицинской помощи. Существует несколько видов кровотечений: артериальное, венозное и капиллярное, а также смешанное.

Для того чтобы успешно оказать ПМП при венозном кровотечении (первую медицинскую помощь), в первую очередь нужно установить какие сосуды повреждены.

Как остановить кровь

Первая помощь при венозном кровотечении должна осуществляться строго по пунктам:

  • Пережать пальцами кровоточащий сосуд выше и ниже раны;
  • Наложить на рану давящую повязку, ее можно сделать из бинта, марли или подручных материалов. Это даст возможность избежать воздушной эмболии;
  • К месту кровотечения приложить холод;
  • Если вена повреждена, ниже подвижного сустава, а подручных средств для создания давящей повязки нет, то остановить кровь можно максимально сгибая конечность, при этом происходит естественное пережатие сосудов;
  • Также для остановки крови можно на конечность наложить жгут;
  • Пациента немедленно доставить в больницу, для ушивания поврежденного сосуда.

Признаки кровотечения из вен

Для каждого вида кровотечения существуют свои характерные симптомы, определяющие его. Для оказания первой помощи при венозном кровотечении, как и при любом другом, необходимо знать соответствующие признаки. В таблице № 1 представлены симптомы видов наружного кровоизлияния.

Как остановить венозное кровотечение

Первая помощь при венозном кровотечении включает в себя следующие действия:

  • Приподнять конечность для того чтобы уменьшить приток крови к поврежденному участку;
  • Промыть рану раствором перекиси водорода;
  • На рану наложить салфетку, пропитанную этим раствором, сверху прикрыть тугим комком ваты. Также для этой цели можно использовать перевязочный пакет;
  • Затем конечность обматывают бинтом, а сверху накрывают платком. Тугую повязку нужно накладывать ниже места повреждения;
  • Если кровь не останавливается необходимо наложить жгут.

Поврежденные мелкие поверхностные вены могут тромбироваться самостоятельно, что приводит к спонтанной остановке крови.

В способы остановки венозного кровотечения в первую очередь входит процедура наложения жгута. Затем к поврежденному участку приложить лед или грелку с холодной водой и доставить пациента к врачу. Каждые полчаса холод нужно убирать на 10 минут.

При кровотечении в области магистральных подкожных вен плеча или бедра необходима врачебная помощь, так как кровь перестает течь самостоятельно в очень редких случаях. К усилению кровопотери приводят заболевания (лейкемия, гемофилия, тромбоцитопения), алкогольное опьянение или употребление препаратов разжижающих кровь (Аспирин, Кардиомагнил).

В том случае если повреждены вены шеи, накладывать жгут нельзя. Кровоточащий сосуд нужно пережать пальцами выше и ниже раны, затем на нее накладывают салфетку пропитанную перекисью водорода, плотно закрывая рану. Сверху прикладывают холод и как можно быстрее отправляют пациента в больницу.

Если все действия выполнены правильно, кровь течь прекращается, а пульсация, ниже места повреждения сохраняется.

Правила наложения жгута

От того на сколько правильно наложен жгут при венозном кровотечении зависит дальнейшее восстановление конечности. На то, что процедура проведена, так как нужно указывает отсутствие кровотечения и сохранения пульсации на артериях.

Техника наложения венозных жгутов при кровотечении – алгоритм действий:

  • Так как кровь по венам течет с нижнего отдела в верхний, жгут накладывают ниже раны, максимально близко к ее краю;
  • Чтобы не повредить кожные покровы и не травмировать мягкие ткани под жгут нужно положить прокладку из ткани (можно использовать одежду);
  • Быстрыми и точными движениями жгут растягивается и обматывается вокруг конечности;
  • Край каждого следующего витка немного заходит за предыдущий. Нужно внимательно следить за тем, чтобы не защемить кожу;
  • После каждых трех витков натяжение немного ослабляют;
  • Край жгута закрепляют, а на коже пациента пишут время наложения жгута или прикрепляют записку, на которой указаны эти цифры;
  • Зимой жгут можно накладывать наминут при этом каждые полчаса его нужно ослаблять. Летом приспособление накладывается на 90 – 120 минут и ослабляется каждый час. Если этот период продлить, могут возникнуть необратимые последствия и конечность спасти не удастся. Во время ослабления жгута вену нужно прижимать пальцами, для того чтобы предотвратить появление течения крови;
  • Наложенный жгут должен сразу бросаться в глаза, поэтому его нельзя закрывать одеждой или бинтами.
  • Если кровь не остановилось, необходимо хирургическое вмешательство.

Врачебная помощь и сроки восстановления раны

После того как пациент доставлен в больницу, врач оценивает его состояние и выявляет место повреждения вены. При необходимости проводят хирургическое вмешательство, при котором концы кровеносного сосуда сшиваются.

Затем на рану накладывают стерильную повязку. Если повреждение не слишком серьезное, пациент может отправляться домой. В зависимости от скорости регенерации, рана восстанавливается в течение 7 – 28 дней. В этот период нужно ограничить физическую активность и воздержаться от употребления алкоголя.

При повреждении вены стоит обратиться за помощью к хирургу.

Кровотечение при ранении вены, артерии: как остановить в домашних условиях

В домашних условиях всегда возможны различные травмы, некоторые из которых могут сопровождаться разрывом мелких или крупных сосудов, расположенных в мышечных, связочных тканях организма или внутренних органах. Так при ранении вены, артерии, некрупных артерий развивается кровотечение, которое обязательно нужно остановить, чтобы спасти жизнь пострадавшему человеку - ребенку или взрослому.

Первый вопрос, который задают на экзаменационном тестировании в медицинских образовательных учреждениях или при аттестации сотрудников предприятий, учреждений или организаций звучит так: «Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?».

Из предложенных ниже ответов нужно выбрать правильный, он отмечен в тексте жирным шрифтом:

  1. Наложить давящую повязку на место ранения.
  2. Наложить жгут выше места ранения.
  3. Наложить жгут ниже места ранения.

Важно понимать, что жизнь может преподносить нам неожиданные испытания, из которых сдача экзамена в теории может показаться наивной шуткой. Поэтому мы с вами рассмотрим, как действовать и правильно остановить кровотечение в домашних условиях при ранении из вены и артерии. Причем не забывайте о том, что теория - это не все. Как правило, при настоящих травмах, может наблюдаться одномоментно и венозное и артериальное кровотечение!

Поговорим о капиллярном, венозном и артериальном кровотечении при травмировании сосудов.

Кровотечение венозное и артериальное: как остановить кровь!

Как остановить кровотечение из вены или артерии

Для правильного оказания первой помощи при венозном кровотечении, нужно убедиться, что повреждена именно вена. Признаки: темно-вишневый цвет крови, неторопливо и медленно изливающейся (при ранении некрупных вен). При повреждении крупных вен кровь может пульсировать струей.

В любом случае - потеря крови - опасна для жизни человека, нужно остановить кровь в домашних условиях до прибытия скорой помощи!

Что делать: пальцевое прижатие вены

Быстро оценивайте место и степень повреждения. Способы остановки крови: пальцевое прижатие вены ниже места повреждения (ведь венозная кровь поднимается вверх по конечностям, направляясь к легочным сосудам для принятия кислорода). Можно использовать давящую повязку или жгут.

Если повреждена артерия, пальцевое прижатие совершают выше места повреждения!

При незначительном кровотечении из вены вы можете приложить пальцы к сосуду ниже повреждения (зажав данный участок мышцы локальным прижатием подушечками или костяшками пальцев), поскольку венозная кровь течет снизу-вверх. Обычно этого приема достаточно для образования тромба в течение десяти-пятнадцати минут.

При повреждении артерии, этот прием не позволит быть столь же эффективным!

Давящая повязка

Чтобы остановить сильное венозное кровотечение на верхней или нижней конечности, поднимите ее выше уровня сердца. Давление крови ослабнет, можно легче наложить давящую повязку на рану.

Наложение давящей повязки при венозном кровотечении делается по спирали снизу-вверх ниже места повреждения. С каждым последующим оборотом бинта увеличивают натяжение, но не совсем туго. При правильном наложении повязки конечность сохранит естественный цвет. При слишком тугом бинтовании появляется пульсирующая боль, конечность отекает и синеет. Повязку необходимо немного ослабить.

Наложение жгута: правила

При сильном кровотечении из вены, а тем более артерии, нередко - пальцевое прижатие сосуда или давящая повязка оказываются неэффективны, тогда используют жгут. Соблюдайте правильную технику его наложения, поскольку данной спасительной манипуляцией можно причинить пострадавшему вред в форме полного нарушения кровоснабжения и иннервации конечности и, как следствие, развития паралича, синдрома длительного сдавления или гангрены.

При венозном кровотечении наложение жгута производится ниже раны, как и пальцевое прижатие или накладывание давящей повязки. При отсутствии обычного жгута, заменяйте его ремнем, полотенцем, платком, рукавом рубашки или пиджака.

При артериальном кровотечении, наложение жгута делают выше раны!

Для уменьшения травматизации нервов и кожных покровов, можно накладывать жгут поверх одежды, каждый последующий тур делайте сильнее предыдущего, но не совсем туго. Под последний виток подоткните записку с указанием точного времени наложения жгута, вплоть до минут.

В случаях, когда транспортировка пострадавшего до больницы занимает более одного часа, нужно жгут ослаблять на несколько минут, при этом заблаговременно прижимая вену до места жгута, чтобы не вымыть кровяной сгусток. Если кровотечение повторилось опять, накладывайте жгут несколько ниже прежнего места наложения, записывайте точное время манипуляции снова.

Вне зависимости от избранного способа остановки кровотечения нужно создать неподвижное положение для поврежденной части тела (зафиксировать валиком с бинтованием, шиной из подручных материалов).

При любых условиях, даже когда удалось успешно справиться с незначительным кровотечением, покажите пострадавшего врачу. Довольно часто может понадобиться основательная обработка раны дезинфицирующими растворами, плюс - введение противостолбнячной сыворотки.

Как остановить сильное кровотечение: что делать?

Остановка кровотечения - первоочередная задача. Большая кровопотеря - угроза жизни больного. С первого взгляда, незначительное кровотечение для пожилых и детей может оказаться опасным. Нужно обязательно знать и владеть навыками оказания первой помощи.

Капиллярное кровотечение

При капиллярном кровотечении, как правило, кровопотеря небольшая. Однако, при проблемах связанных со свертываемостью крови, остановить кровь - задача непростая.

Что нужно сделать:

  1. Накрыть рану чистой марлей.
  2. Сверху приложить кусок ваты.
  3. Перебинтовать кровоточащее место.

Следите за тем, чтобы достаточно туго накладывать повязку, чтобы давления хватило пережать кровоточащие сосуды. Если под рукой нет перевязочного материала, накладывайте на рану чистый носовой платок.

Венозное кровотечение

Главный признак венозного кровотечения - выделение темно-красной крови в большом количестве.

Чем опасно кровотечение из вены?

Риск большой кровопотери плюс риск попадания пузырьков воздуха в поврежденные сосуды.

Чем и как остановить!

Для эффективной остановки кровотечения из вены, как можно быстрее накладывайте давящую повязку: покройте рану стерильной марлей (если она есть под рукой, если нет - используйте все что возможно чистое), сверху приложите валик из ваты и туго бинтуйте травмированное место.

Задача состоит в как можно более быстром пережатии концов поврежденных сосудов. Если под руками нет бинтов и ваты, зажимайте кровоточащее место пальцем. При повреждении конечностей - задирайте их вверх для уменьшения давления крови.

Артериальное кровотечение

Наиболее опасное из всех других видов. В пять минут больной может потерять несколько литров крови!

Признак кровотечения из артерии: пульсирующая струя ярко-красной крови.

  1. Сразу пережать пальцами раненый сосуд, не отпускать фиксацию, пока кто-нибудь не подготовит перевязочные материалы и жгут.
  2. Если нет жгута, используйте косынку, галстук, ремень, рукава рубашки, пиджака.
  3. Петля или жгут накладывают выше кровоточащего места. Подкладывайте под них слой марли, одежды, чтобы не повредить при закрутке кожу и нервные стволы.
  4. Помните, что пациента нужно доставить в течение двух часов в больницу, и что при нахождении жгута свыше двух часов наступает отмирание перевязанной конечности.

Как остановить кровотечение из сонной артерии

Немедленно прижмите рану на шее костяшками пальцев к шейным позвонкам спереди (перед раной или саму рану). Затем тугим стерильным бинтом сложенным пополам по типу валика заложите в рану (тампонировать) и прибинтовать его к шее, при этом нужно сохранить кровоток в неповрежденной сонной артерии. Это самая опасная рана - человек может через несколько секунд потерять сознание от кровопотери и умереть. Ожидайте приезда скорой помощи.

Смотрите видео по теме, и вам все станет ясно глядя на превьюшку, что делать и как: «Временная остановка кровотечения» с видеоканала - Тюменский ГМУ.

Видео по теме

Кровотечения: виды, методы остановки, первая помощь

MEДФИЛЬМ: Первая помощь при кровотечениях (КиевНаучФильм).

Константин Соловьёв оставил отзыв: «Это самое полезное видео, которое я когда либо видел на youtube».

Первая помощь при кровотечениях

На видеоканале «Доктор по соседству».

Кровь – это жидкая ткань организма, значительная потеря которой может повлечь за собой опасные для жизни последствия. Этот выпуск научит нас основам оказания первой помощи при травматическом кровотечении.

Как быстро остановить кровотечение при порезе и ранении вены в домашних условиях, остановка капиллярного, артериального и венозного кровотечения

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с кровотечением. Оно может произойти из-за небольшого пореза, удара или же из-за серьезной травмы. Но сожалению, не всегда под рукой могут быть нужные материалы для оказания первой медицинской помощи или медицинские работники. Поэтому каждый человек должен уметь пользоваться подручными средствами и знать, как остановить кровотечение в домашних условиях.

Для начала необходимо узнать о важных свойствах крови и видах кровотечений. Как известно, кровь имеет способность свертываться, поэтому если у человека хорошая свертываемость крови, то небольшое кровотечение останавливается самостоятельно, так как кровь закупоривает отверстие сосуда, которое образовалось при ранении. В противном случае возникает кровоточивость.

Последствия кровотечений связаны со значительным количеством потери крови. Как результат – ухудшается кровоснабжение тканей, снабжений органов кислородом, поэтому нарушается их деятельность. В первую очередь страдают легкие, сердце и мозг.

  • Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в полостях тела;
  • Капиллярное кровотечение – кровь вытекает по каплям при поверхностных ранах;
  • Артериальное кровотечение возникает при повреждении артерий, кровь ярко красного цвета бьет струей. Такое кровотечение происходит при колотых и глубоких рубленых ранах;
  • Венозное кровотечение – кровь темно-красного цвета обильно вытекает обильно при глубоких ранах;
  • Смешанное кровотечение возникает в том случае, если повреждены одновременно вены и артерии.

Как остановить кровотечение при порезе.

Остановка капиллярного кровотечения – довольно простая задача, так как потеря крови небольшая. Помните, что для того, чтобы остановить кровотечение при порезе пальца или руки в домашних условиях вы должны действовать быстро. Это позволит вам избежать большой кровопотери. Особенно это важно при остановке носового кровотечения.

Первое, что можно сделать для остановки капиллярного кровотечения, это наложить чистую марлю, обработанную перекисью водорода. Если нет марли, то используйте любое подручное средство, например, чистый носовой платок.

Если под рукой у вас нет перекиси водорода, то используйте обычную воду, чтобы очистить рану и остановить кровотечение. Использовать нужно холодную воду, она сократит сосуды, при использовании горячей воды будет происходить свертываемость крови, что также поможет остановить крови при порезе и неглубокой ране.

Чтобы заблокировать выход крови наружу вы можете также использовать вазелин. Нанесите его на мелкие порезы, это позволит крови свернуться. Если же дома нет вазелина, то на помощь вам придет белый уксус. Возьмите вату и смажьте ее небольшим количеством уксуса, приложите к ране, чтобы продезинфицировать ее и помочь крови свернуться.

Конечно, лучше всего, чтобы в вашей домашней аптечке всегда был кровоостанавливающий карандаш. В его составе находятся минеральные вяжущие вещества, которые отлично справляются с остановкой небольшого кровотечения.

Обязательно забинтуйте рану, чтобы туда не попала грязь. Используйте обычный винт или чистую марлю в качестве стерильной повязки.

Остановка венозного кровотечения.

Главная опасность венозного кровотечения заключается не только в большой потере крови, но и в воздушной эмболии. Она происходит в том случае, если в сосуды всасывается воздух, который потом может попасть в сердце. Поэтому останавливать кровотечение при ранении вены нужно быстро с помощью давящей повязки.

Возьмите чистую марлю и наложите ее на кровоточащий участок. Затем сверху необходимо наложить еще одну марлю, сложенную в несколько раз, или неразвернутый бинт. Таким образом вы сдавите сосуды, и венозное кровотечение прекратится. Если нет под рукой ничего, из чего можно сделать давящую повязку, то прижмите сосуд пальцами.

Как остановить артериальное кровотечение.

Так как в артериальной системе высокое давление, то для остановки кровотечения может понадобиться медицинская помощь. Если такой возможности нет, то самостоятельно остановить кровь при ранении артерии можно, приложив давление пальцем в точке, откуда происходит кровотечение.

Помните, что делать нужно все максимально быстро, так как, например, при кровотечении или сонной или подмышечной артерий, человек может погибнуть через 2,5-3 минуты. Прижмите пальцем артерию, в это время необходимо подготовить давящую повязку. В некоторых случаях возникает необходимость наложения жгута выше места кровотечения.

Как остановить внутреннее кровотечение.

Если остановить наружное кровотечение можно самостоятельно, то вот для остановки внутреннего кровотечения необходимо помощь специалистов, поэтому немедленно вызывайте скорую помощь. Пострадавшего человека необходимо как можно скорее доставить в больницу.

Во время ожидания приезда медицинских работников обеспечьте пострадавшему удобное положение. Постарайтесь его успокоить и сделайте так, чтобы он оставался в лежачем положении. Осмотрите пострадавшего, при наличии внешних кровотечений остановите их.

Всегда следите за дыханием человека и поддерживайте оптимальную температуру тела. Избегайте переохлаждения или перегрева, при необходимости прикладывайте компресс ко лбу.

Читайте также:

Острое воспаление желчного пузыря лечение
Рак почки у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
Лечение камней в почках народными средствами, Столетник
Базалиома - причины, симптомы, диагностика и лечение
Замирание сердца: причины и лечение

Категории

Здоровье

2017 Живи Здорово

Информация в статьях предназначена для общего ознакомления и не должна использоваться для самодиагностики проблем со здоровьем или в лечебных целях. Обратитесь сначала к врачу. Все авторские права на материалы принадлежат их правообладателям

Первая помощь при кровотечениях: 3 шага

Первая помощь при кровотечениях должна быть оказана своевременно Кровотечение – это процесс нарушения целостности мягких тканей и стенок сосудов, который может повлечь за собой опасные последствия, такие как: занесение инфекции в организм. Кровотечение – это очень опасный процесс, который может обернуться не поправимыми последствиями для здоровья и жизни человека, такими как: заражение крови и потеря её в больших количествах, что может привести к летальному исходу, если этот процесс не остановить вовремя и не оказать человеку должную медицинскую помощь, о которой будет рассказано далее.

Правила наложения жгута

Для того чтобы остановить такой опасный процесс, как кровотечение, в первую очередь необходимо знать, как оказывать помощь пострадавшим в таких случаях, ведь жизнь не предсказуема и может представиться случай, когда умения и навыки остановки кровотечения понадобятся в местах отдаленных от медицинских учреждений.

Кроме того, иногда объем кровопотери может происходить слишком быстро и тогда помощь должна быть неотложной с механизмом четких действий.

Человеческий организм содержит в своем составе порядка пяти литров крови и если хотя бы один литр организм потеряет впоследствии кровотечения, то наступит летальный исход. При некоторых видах кровотечений такое количество крови, возможно, потерять за не большое количество времени, буквально за 5 минут, поэтому очень важно вовремя оказать первую неотложную помощь, хотя бы до приезда скорой медицинской помощи.

Правила наложения жгута

Последовательность и правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях:

  1. Первая медицинская помощь гласит, что своевременное оказание пострадавшему помощи, может в 90% оградить от опасных последствий. В первую очередь необходимо позаботится от безопасности и исключении проникновения в ваш организм и организм пострадавшего различных инфекций. Для этого необходимо надеть медицинские перчатки.
  2. Для того чтобы остановить венозное кровотечение, если человек случайно вскрыл вены или в других случаях, особенно если кровотечение обильное необходимо знать правила наложения жгута. Жгут накладывается примерно на 10 см выше от изгиба локтя, плотно затягивается и завязывается на узел, также это делается и на ноге. В идеале под основание жгута необходимо подложить кусочек марли или того, что окажется под рукой. Держать жгут нельзя более получаса. В случае, когда после снятия жгута кровотечение не прекращается, лучше будет использовать еще одну повязку.
  3. Если все признаки кровотечения указывают на то, что оно не обильное, то рану следует прижать рукой либо же обрывком марли, тряпочки и т.д. и поврежденную часть тела поднять для уменьшения давления. В случае, когда рана присутствует ниже изгиба конечности необходимо согнуть раненую конечность.

Венозное кровотечение

Венозное кровотечение, пожалуй, самый опасный из видов этого процесса, так как за малое количество времени, возможно, потерять достаточно ценной жидкости для летального исхода. Именно поэтому, не отложная помощь пострадавшему, должна быть оказана на много раньше, чем приедет скорая помощь. Возможно, многие знают, что при венозном кровотечении необходимо накладывать жгут. Однако порой одного накладывания бывает недостаточно и остановка крови происходит именно если правильно наложить спустя некоторое время вторую повязку, а рану закрыть, к примеру, носовым платком. Для того чтобы понимать какой алгоритм действий должен быть при ПМП остановки кровотечения необходимо знать, какие бывают виды кровотечений и рассмотреть их по пунктам.

Венозное кровотечение бывает нескольких видов

  1. Капиллярное кровотечение. Происходит даже под влиянием не значительных повреждений стенок кровеносных сосудов. Вид такого кровотечения не нуждается в тяжелых действиях оказания первой медицинской помощи. В первую очередь источник кровотечения необходимо дезинфицировать, затем рана перевязывается повязкой из марли, бинта или отрезка ткани.
  2. Кровотечение артериального типа. Такое кровотечение характеризуется выделениями крови не специфичного для неё светлого оттенка. Она может течь, временами прерываясь или вовсе обильно. Первое что необходимо сделать в таком случае – это надавить непосредственно на артерию, чтобы снизить давление. С помощью жгута необходимо перевязать раненую конечность на 10 см выше от раны, подложить записку со временем наложения жгута, рану перемотать, обратится в пункт неотложной помощи.
  3. Кровотечение венозного типа. Такое кровотечение, как правило, является самым опасным, и приносит наибольшее количество кровопотерь.

Для начала необходимо надавить на артерию, затем наложить жгут по всем правилам, подложить записку, рану перемотать, обратится в ПМП.

Самая первая помощь при венозном кровотечении

При полученной травме в шею и начавшемся кровотечении, пострадавшего необходимо доставить в пункт неотложной медицинской помощи, но что делать, если такой возможности не предоставляется? Для этого и необходимо знать, как оказывается доврачебная медицинская помощь. Итак, как останавливать кровотечение, если рана на руке, если ранены вены, как правильно налаживать жгут, повязки и в каком количестве и как вообще происходит «первая» медицинская помощь.

Остановка венозного кровотечения

  • Наливать на ранение воду разрешается только в случае присутствия в открытом порезе ядовитых химикатов или опасных веществ, которые могут поспособствовать дальнейшему повреждению мягких тканей;
  • Даже если в открытой ране есть элементы не органического характера, пыль, грязь и т.д. не разрешается туда заливать какую-либо жидкость, даже если это медицинские растворы;
  • Использование мази или порошка для скорейшего заживления раны, также запрещено.

Наиболее частые случаи возникновения кровотечений – это различные виды порезов острыми предметами, битыми стеклами, производственные травмы и прочее. И все эти виды кровотечений необходимо вовремя обезвредить.

Как остановить венозное кровотечение

Алгоритм по оказанию первой медицинской помощи в случаях кровопотери звучит кратко и довольно таки понятно, в нем описаны все действия вплоть до того сколько нельзя держать жгут, каковы последствия поверхностного кровотечения и сама техника перевязывания конечности. Давящая повязка -одно из первоочередных действий при порезах, таково первое правило ОБЖ.

Механизм действий при венозном кровотечении

  • Наложить давящую повязку на источник кровопотери: это может быть кусок бинта, кусок оборванной одежды, если другого нет под рукой;
  • Быстрее всего остановить кровотечение получится, если конечность, которая подверглась повреждению и кровоточит согнуть в изгибе;
  • Наложить жгут будет следующим этапом алгоритма действий в оказании помощи: накладывать следует выше раны насм, вкладывать записку со временем и держать не более получаса;
  • Если жгут передержать на конечности раненого человека, то можно привести к атрофии.

Различать типы кровотечений довольно легко. При венозном кровотечении вытекающая из раны кровь будет иметь темный окрас. При капиллярном кровь будет капать, а при артериальном сочится струей светлого оттенка.

Признаки и первая помощь: венозное кровотечение

Остановить кровь у тяжелораненого человека может не только медсестра, хотя сестринская помощь также очень важна для этой процедуры. При сильном желании можно научиться самостоятельно, не имея мед образования. Это очень важно знать, так как и зимой, и летом опасность травмировать любой участок тела – возрастает. Сложнее будет при внутреннем кровотечении.

  • В случае, когда в ране присутствует инородное тело, его необходимо установить так, чтобы оно не перемещалось по ране ещё больше её травмировав, самостоятельно извлекать предметы ни в коем случае нельзя;
  • Травмированного человека необходимо успокаивать для того чтобы не допустить случаев шока;
  • Пострадавшему нельзя давать обезболивающее, кормить и пить любую жидкость.

Если артериальное кровотечение началось на ноге, то конечность также следует перевязать жгутом, и обязательно укажите, в котором часу был наложен жгут. Тактика остановки крови проста, если несколько раз потренироваться даже на здоровом человеке.

Методика: как накладывать жгут

Ваши представления об остановке кровотечений могут отличаться от реального алгоритма действий, который, по сути, является не таким уж и сложным, если его детально изучить. Очень важно знать на какие места следует накладывать жгут, и какие средства используют в процессе остановки крови. Если первую помощь во время не оказать до приезда фельдшера, то человек может умереть.

При венозном кровотечении очень важно правильно наложить жгут

  • Если рана сильно засорена, то её следует обтереть вокруг источника кровопотери от раны, и перед тем как наложить повязку помазать загрязненное место раствором йода;
  • Ни в коем случае нельзя допустить возможность попасть йоду внутрь раны;
  • Трогать рану голыми даже чистыми руками – запрещается, удалять излишки крови также нельзя, таким образом можно усилить процесс кровопотери.

Кровотечения останавливают за счет снижения кровеносного давления на ранение, этот способ помогает только при наружном кровотечении и вскрытии различных конечностей тела. Неотложная помощь при носовом кровотечении тоже важна, доврачебной инструкцией пользоваться не сложно.

Первая помощь при кровотечениях (видео)

Первая медицинская помощь в остановке любого типа кровотечений, является не отложным пунктом в спасении человеческой жизни. Так как, своевременно оказав пострадавшему помощь, можно не только облегчить дальнейшее улучшение состояния человека, но и вовсе спасти его жизнь, что важнее всего. Именно поэтому каждый должен понимать и представлять, как выстраивается алгоритм действий остановки кровотечений.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Необходимо отметить, что в психологической литературе понятие "идеал" сопряжено с понятием "ценность": ценности формируются как идеалы, то есть как некие модели должного.

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностным ориентациям и идеалам. Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, Н.Л. Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О.Г. Дробницкого и В.П. Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей . Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П.М. Ершова, А.Г. Здравомыслова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, М. Рокича, В. Франкла, В.А. Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И. Адамский, Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, П.П. Блонский, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Р.М. Рогова, Т.А. Стефановская и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс) психологов и педагогов .

В научной психологии есть такие понятия, как личностные ценности, и есть ценность как общественный идеал, нравственные ценности то, что В. Франкл назвал образовавшимися в результате общественного опыта смысловыми универсалиями. Что же такое ценность? Существует множество определений понятия "ценность".

Понятие ""ценность"" применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Понятия "ценность" и "ценностная ориентация" встречаются в таких дисциплинах, как философия, социология, психология, педагогика.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно - ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика .

Рассмотрим этимологию категории "ценность". Данное понятие происходит от термина "ценное", означающего нечто положительное.

Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) . В "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного.

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество" .

Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений" .

В трудах В.П. Тугаринова содержится следующее определение ценностям: "Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала" .

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, в которой рассматриваются интересующие нас понятия, можно сделать вывод, что С.Ф. Анисимов , О.В. Лармин , В. Момов , В.Н. Сагатовский , В.П. Тугаринов рассматривают специфику ценностей в форме отражения их возможности для удовлетворения потребностей и интересов, лежащих в основе активности и направленности личности .

В психологической литературе под ценностями понимаются некие значимые для индивида ментальные образования, наиболее полно отвечающие его личным и социальным запросам в условиях конкретного общества. Придерживаясь концепций междисциплинарного понятия "ценность" (Д.А. Леонтьев) и механизма рождения опредмеченной потребности (А.И. Леонтьев), можно заключить, что ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся, мотивом деятельности человека .

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, педагогике и психологии, мы пришли к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Можно говорить о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни,

2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности ("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве "моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали . Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов .

В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в психологическом словаре речь идет о трех формах существования ценностей:

во-первых, ценности выступают как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности выступают как общечеловеческие, "вечные" (истина, красота, справедливость), так и конкретно-исторические (патриарх, равенство, демократия).

во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (эстетических, этических, политических, правовых и др.), и делает ценности познаваемыми.

в-третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являющихся одним из источников мотивации ее поведения.

С.Ф. Анисимов выделяет:

абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека);

антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т.д.);

релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые) .

Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или налично актуальные, далее целевые или мысленно желаемые, возможные, устанавливает следующую их иерархию: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного. Это отражает объективно-субъективный характер ценностей.

При определении понятия "ценность" К. Роджерс использует различение "действенных ценностей" (проявляющихся в поведении в выборе реальных объектов) и "знаемых ценностей" (проявляющихся в выборе символических объектов).

Исследуя ценностные ориентации старших школьников, Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели - смысл жизни относятся:

Семья, любовь.

Интересная работа, профессиональное совершенствование.

Материальная обеспеченность.

Деятельность познания.

Творческая деятельность.

Духовное общение.

Здоровье.

Статус личности.

Патриотизм.

К ценностям личностного порядка (качествам личности) относятся:

Гуманизм, порядочность.

Высокие запросы, требовательность.

Целеустремленность, работоспособность.

Рационализм.

Стремление к познанию, профессионализму.

Честность.

Умение зарабатывать деньги.

Общительность.

Жизнерадостность.

Гражданственность.

Н.И. Лапин выделяет базовые ценности для эмпирического исследования, позволяющие определить ценности общества в период кризиса:

Жизнь человека как высшая ценность, самоценность.

Свобода в современном, либеральном значении этого термина как "свобода для реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида".

Нравственность как качество поведения человека в соответствии с общечеловеческими морально - этическими нормами.

Общение в семье, с друзьями и другими людьми, взаимопомощь.

Семья, личное счастье, продолжение рода.

Работа как самоценный смысл жизни и как средство для заработка.

Благополучие - доходы, комфорт, здоровье.

Инициативность, предприимчивость, способность выразить себя, выделиться.

Традиционность - уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств.

Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям.

Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе.

Законность как установленный государственный порядок, который обеспечивает безопасность индивидов, равноправность его отношений с другими.

Вольность как архаичная "свобода от…" ограничений.

Классификация ценностей В.Н. Сагатовского объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе мы определяем следующие ценности:

утилитарные (польза);

познавательные (истина);

управленческие (порядок);

нравственные (добро);

эстетические (красота);

потребительские (удовольствие);

творческие (смысл).

Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красота, познание) В.Н. Сагатовский выделяет в особую группу.

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

ценности творчества (в том числе труда);

ценности переживания (прежде всего любви);

ценности отношения.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. Например:

земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек (В.А. Караковский);

познание, здоровье, истина и социальная справедливость, честь и достоинство, свобода и право выбора, природа и культура родного края (И.Я. Лернер, И.К. Журавлев);

мир, человек, Родина, отчий дом, окружающая природа, семья, образование, наука, труд, культура (Р.М. Рогова); и др.

Источником ценностей являются мир "десяти тысяч ситуаций" и совесть человека как "смысловой орган", способный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций.

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Другое понятие, связанное с направленностью личности - ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его деятельности, поведения.

По мнению В.В. Водзинской , "ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные проявления отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени".

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей - составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности .

Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения" . Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности - длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, молодежи. Ценности и стиль жизни тех или иных социальных страт становятся для людей своеобразными эталонами .

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение. Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него - общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем, нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах. В самом общем виде, идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, другое значение - совершенное воплощение чего-нибудь, например, идеал доброты и т.п. . Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал - для него самого. Идеал человека - это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе - образце, становятся стимулом и регулятором его развития .

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы - свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в "век просвещения" в Древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: "ее истинный идеал - это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аскетический, но производящий раб". Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности .

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения - отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто - либо из современников.

В качестве еще одной категории можно выделить ценностные идеалы. Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ценностного идеала состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних . Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении).

Введение

Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Для обыденного человека - субъекта социального познания - нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

Мораль - способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции - обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе.

Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество - бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

Идеалы и ценности: исторический обзор

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.

Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: «Что я могу? От меня ничего не зависит», - он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное, убившее человека, не судят машину. Человека судят и, прежде всего, его судит собственная совесть, если только он еще не превратился в животное, хотя это тоже не редкость. Свободным, согласно Библии, человека считает даже Бог, который наделил его свободой воли. Человек давно уже понял, что свобода - и счастье, и бремя. Свобода, тождественная разуму, отличает человека от животных и дает ему радость познания и творчества. Но, одновременно, свобода - тяжелая ответственность за себя и свои действия, за мир в целом.

Человек как существо, способное к творчеству, подобен Богу или природе в целом, той творческой силе, которая творит, мир. Значит, он способен либо совершенствовать этот мир, делать его лучше, либо разрушать, уничтожать. В любом случае он несет ответственность за свои действия, за свои поступки, большие и малые. Каждый поступок что-то меняет в этом мире и если человек об этом не думает, не отслеживает последствий своих поступков, значит он еще не стал человеком, существом разумным, он еще в пути и неизвестно, куда приведет этот путь.

Существует одна мораль или их много? Может у каждого своя мораль? Ответить на этот вопрос не так просто. Очевидно, что в обществе всегда существуют несколько кодексов поведения, практикующихся в различных социальных группах.

Регуляция взаимоотношений в обществе в значительной степени определяется нравственными традициями, которые включают в себя систему нравственных ценностей и идеалов. Значительное место в возникновении и эволюции этих идеалов принадлежит философским и религиозным системам.

В античной философии человек осознает себя как существо космическое, пытается осмыслить свое место в космосе. Поиск истины - это поиск ответа на вопрос, как устроен мир и как устроен я сам, что есть благо, добро. Переосмысливаются традиционные представления о добре и зле, выделяется истинное благо в противоположность тому, что истинным благом не является, но только считается таковым. Если обыденное сознание благом считало богатство и власть, а также доставляемые ими удовольствия, философия выделило истинное благо - мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

В эпоху христианства происходит значительный сдвиг в моральном сознании. Были и общие нравственные принципы, сформулированные христианством, которые, правда, в обычной жизни особенно не практиковались даже в среде духовенства. Но это никак не обесценивает значение христианской морали, в которой были сформулированы важные общечеловеческие нравственные принципы и заповеди.

Своим отрицательным отношением к собственности в любой ее форме («не собирайте сокровищ по земле») христианская мораль противопоставила себя господствующему в Римской империи типу морального сознания. Главной идеей в нем становится идея духовного равенства - равенства всех перед Богом.

Христианская этика с готовностью приняла все для нее приемлемое из более ранних этических систем. Так, известное правило нравственности «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», авторство которого приписывается Конфуцию и иудейским мудрецам, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в коем случае не означало отказ от своих убеждений. В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете» надо понимать, как «Не осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Христианская этика провозглашает заповедь добра и любви к врагу, принцип универсальной любви: «Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас... ибо если возлюбите любящих, какая вам награда?».

В Новое время, в XVI-XVII веках, происходят значительные изменения в обществе, что не могло не сказаться на нравственности. Протестантизм провозгласил, что главной обязанностью верующего перед богом является упорный труд в своей профессии, а свидетельством богоизбранности является успех в делах. Тем самым протестантская церковь дала своей пастве отмашку: «Обогащайтесь!». Если ранее христианство утверждало, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное, то теперь наоборот - богатые становятся богоизбранными, а бедные - отвергнутыми богом.

С развитием капитализма развивается промышленность и наука, изменяется мировоззрение. Мир теряет ореол божественности. Бог вообще стал лишним в этом мире, он мешал человеку почувствовать себя полноценным господином мира и вскоре Ницше провозгласил смерть Бога. «Бог умер. Кто его убил? Вы и я», - говорит Ницше. Человек, освобожденный от Бога, решил сам стать Богом. Только божество это оказалось довольно уродливым. Оно решило, что главная цель - потреблять как можно больше и разнообразнее и создало общество потребления для некоторой части человечества. Правда для этого пришлось уничтожить значительную часть лесов, загрязнить воду и атмосферу, а огромные территории превратить в свалки. Пришлось также создать горы оружия, чтобы защищаться от тех, кто не попал в общество потребления.

Современная мораль вновь стала полуязыческой, напоминающей дохристианскую. В ее основе убеждение - живем один раз, поэтому от жизни надо взять все. Как когда-то Калликл в беседе с Сократом утверждал, что счастье в том, чтобы удовлетворять все свои желания, так и сейчас это становится главным принципом жизни. Правда некоторые интеллигенты с этим не согласились и стали создавать новую мораль. Еще в XIX в. возникла этика ненасилия.

Случилось так, что именно XX в., который никак не назовешь веком гуманизма, и милосердия, породил идеи, находящиеся в прямом противоречии с господствующей практикой решения всех проблем и конфликтов с позиции силы. К жизни оказалось вызванными тихое, во стойкое сопротивление - несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, берет на себя чужой грех и искупает его своей неотдачей зла.

В марксизме отстаивается мысль о поэтапном установлении подлинной социальной справедливости. Важнейшим аспектом понимания справедливости провозглашается равенство людей по отношению к средствам производства. Признается, что при социализме еще сохраняются различия в квалификации труда, в распределении предметов потребления. Марксизм придерживается тезиса о том, что лишь при коммунизме должно произойти полное совпадение справедливости и социального равенства людей.

Несмотря на то, что в России марксизм породил тоталитарный режим, отрицающий фактически все фундаментальные человеческие ценности (хотя и провозглашая их своей основной целью), советское общество было обществом, где культуре, прежде всего духовной, приписывался высокий статус

>> Идеал и ценности

23. Идеал и ценности

Что такое идеал ?

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал (от франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню.

Советуем запомнить

Идеальное - нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация - представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности , например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба
начала: материальное и идельное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь идет только о внешнем подражании.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Что такое ценности?

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота , добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих
ситуациях.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10-13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои , которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются жизнью своей семьи, религией , неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап - когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап - когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми.

Подведем итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Проверьте свои знания

1. Что обозначают понятия: «идеал», «идеалист», «идеализация»?
2. Перечислите черты характера, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный человек. Обоснуйте свой выбор.
3. Как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?
4. Известны ли вам художественные произведения, в которых запечатлены герои, показаны возвышенные идеалы? Назовите их.
5. Опишите ситуацию, в которой отражен конфликт ценностей.
6. Придумайте предложения (фразы) со словами: «польза», «справедливость», «красота», «свобода», «честь», «ответственность».

Практикум

1. Основу культуры Японии и Китая составляет почтительность детей по отношению к родителям.

Она включает официально признанные обязанности, такие, как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, забота об отце и матери.

Соблюдение этой культурной ценности так перестроило отношения в обществе, что китайский и японский народы сегодня, пожалуй, превосходят все другие по части уважения к старшим.

А как обстоит дело с этой культурной ценностью в нашей стране, в российском обществе? Проведите свое мини-исследование (используйте материалы печати, радио, телевидения, свои наблюдения).

2. Выполните задание-тест.

А. Что вы не смогли бы простить человеку, с которым дружите?
1) Хамство;
2) предательство;
3) малодушие, жадность;
4) слабость характера ;
5) грубость;
6) другое.

Б. Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?
1) Неопрятно выглядеть;

2) говорить неправду;
3) оплошать или оконфузиться;
4) повысить голос;
5) другое.

Сделайте вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Loading...Loading...