Утренняя молитва кто написал. Утренние молитвы

Работа над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского в классе фортепиано хорового отделения
из опыта практической работы по развитию музыкального мышления


Содержание:
I. Введение.
1. Доступность и органичность детскому восприятию образов "Детского альбома” П.Чайковского.
2. Учитель ученик – соучастники творческого поиска.
3. Развитие музыкального мышления – главная цель обучения.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
"Старинная французская песенка”.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
Анализ художественных средств выразительности, как "поиск ответов”.
Второй этап. Разбор пьесы.
1. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом – интенсивное формирование слуховых представлений.
2. Анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы.
3. Игра двумя руками с заучиванием наизусть. Работа по частям - единство средств выразительности.
Третий этап. Решение исполнительских задач.
1. Главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато.
2. Трудность аккомпанемент второй части - стаккато ("пиццикато”).
3. Педализация.

1. Главная задачаэмоциональное восприятие образа.
2. Целостный охват формы.
3. Органичность исполнения, проявления личности.
"Полька”.
Вопросы решения технических задач через образное мышление.
"Утренняя молитва”
1. Принципы работы над пьесой сходные с работой над партитурой.
2. Работа над звукоизвлечением.
3. Навыки пения в хоре - одновременное гармоническое и мелодическое слышание.

III. Заключение.
"Детский альбом” П.И.Чайковского: высокие художественные достоинства музыки, широкие возможности в постижении искусства владения инструментом, расширение музыкальных представлений ученика.

IV.Список литературы.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
"СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА” 2 класс.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
От выразительности исполнения педагогом пьесы зависит, в какой мере музыка заинтересует ребёнка, даст импульс к дальнейшей активной работе. На этом этапе выясняется характер произведения, особенности языка, формы. Анализ лучше проводить в виде наводящих вопросов и ответов, найденных учеником совместно с педагогом. Такая форма анализа активизирует мышление ребёнка, включает его в "поиск”, заставляет делать самостоятельные выводы. Вопросы преподавателя ведут ученика от общих выводов к частным. Конспективно подобную беседу можно представить так:
1. Вопрос: Подумай о характере, услышанной музыки. Каков он?
Вывод: Музыка грустная (минор).
2. Вопрос: Определи и сыграй тональность, в которой написана пьеса.
Вывод: Соль минор (полезно построить на инструменте аккорды T-S-D).
3. Вопрос: Изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
Вывод: В пьесе три части. I и III часть - грустное повествование, II часть –
драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой
заново переживает воспоминания прошлого. Кульминация всей пьесы -
такты 21-23.
Далее анализ формы и особенностей языка музыкального произведения целесообразно продолжить после самостоятельного разбора учеником пьесы (по частям). После знакомства с музыкой, разговор о средствах выразительности станет не голословным, а более доступным для дальнейшего осмысления. Ещё раз хочу подчеркнуть, что и в дальнейшем анализ идет, как "поиск ответов”. Педагог должен избегать прямых объяснений, продолжая направлять мысль ученика.
Второй этап. Разбор пьесы каждой рукой отдельно. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом. Игра двумя руками с заучиванием наизусть (работа по частям).
Практика показала, что нецелесообразно разбирать всю пьесу сразу. Лучше это делать частями, так как ребёнку легче охватить небольшой объём текста, объединённый единством средств выразительности. Работа при этом идёт интенсивнее.
I и III часть. Преподаватель обращает внимание ученика на то, что III часть является укороченной, недословной репризой I части, и ведёт далее работу над частями одновременно, выявляя сходства – различия. Сразу ставится цель – осмысление интонации, фразировки, строения частей, что помогает избежать механического заучивания.
Подробно разбираются особенности интонационного строя: затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. Думаю, что после такого анализа, ребёнок не станет бездумно "бросать” этот, столь важный для создания образа, звук, а обязательно его дослушает и прочувствует. Целесообразно подчеркнуть интонационную вершину педалью, что поможет точно выдержать длительность (четвертная с точкой), дослушать конец мотива.
После проигрывания и анализа партии правой руки (мелодии), педагог предлагает ученику сыграть с ним в "ансамбле”, взяв на себя партию левой руки. Это позволяет сразу услышать музыку "целиком”, ускоряет дальнейшие этапы работы.
Когда ученик играет партию левой руки, обращается внимание на полифоническое изложение. Ребёнку, поющему в хоре, предлагается подумать о том, кто же "поёт” в этом "трио”. Исходя из тембровой окраски, персонифицируются голоса. Бас, почти полностью выдержанный на тонике, – сдержанный, мудрый старик. Тенор, с ласкающей интонацией (IIIступень),– женщина (меццо-сопрано). И уже проанализированное сопрано, с затактовым ” вздохом” и "щемящим” секундовым окончанием мотива, - ребенок-сирота. Полезно узнать ученику, что тема песенки была использована Чайковским в опере "Орлеанская дева” (хор менестрелей – уличных музыкантов из второго действия).
Так постепенно выстраивается образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.
Работая над партией левой руки, полезно разделить бас и тенор между руками. Это позволяет лучше прослушать голоса, избежать общей ошибки - недослушанный или "упущенный” бас. Затем педагог подключается к исполнению с партией сопрано. Ученик, поющий в хоре, лучше представляет тембровую окраску голосов, прослушивает голосоведение.
Кода ученик добился осмысленного и свободного исполнения партий правой и левой руки, можно переходить к игре двумя руками. Причём, сложившиеся при игре в "ансамбле” слуховые представления, помогают ускорить и процесс заучивания наизусть. Таким образом, освоение материала идет параллельно с заучиванием наизусть, что делает работу интенсивнее.
II часть. Целесообразно начать работу над второй частью на следующем уроке, разделив освоение и осмысление частей временной дистанцией и проверив, что предыдущий материал (I и III часть) учеником усвоен хорошо. Я убеждена, что ограничение объёма частью формы, даёт выигрыш в интенсивности обучения. Вероятно, это связано с особенностями детского восприятия.
Анализ второй части начинается с поиска ответа на вопрос: Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, опевание V ступени передают спокойное течение рассказа. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) только после "волевого” квартового скачка II-V ступени и "подъёма” на VI ступень ("из последних сил”). Волевое начало этого "подъёма”, затруднённое движение, преодолевающее "остановки и препятствия” (четвертные, четвертные с точкой), сменяются "усталым” поступенным спуском (VII-II ступень). Вторая часть заканчивается на доминанте. Перед кульминацией уместно небольшое замедление и цезура, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала реприза.
Третий этап. Решение исполнительских задач.
В процессе игры, на любом уровне сложности, перед учеником ставится главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато, ведь он исполняет пьесу с названием "песенка”. Практика показала, что учащиеся хорового отделения, зачастую, справляются с этим лучше, чему способствует внутреннее пропевание, ощущение протяжённости каждого звука. В последних трёх тактах пьесы, необходимо позаботиться о качестве легато при соединении аккордов, не только с помощью запаздывающей педали, но и пальцев.
Кроме того представляет трудность аккомпанемент второй части. Стаккато ("виолончельное пиццикато”) исполняется легким, объединяющим движением руки, цепкими кончиками пальцев ("щипком”).
Педализация пьесы разнообразна: первая часть – интонационная педаль; вторая часть – ритмическая на первую долю; конец третей части – запаздывающая гармоническая.
Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению.
Готовясь к концертному выступлению, необходимо избавиться от излишнего "логического груза” начального этапа работы, переключив внимание ученика на целостный охват формы, с её внутренней динамикой развития. Главная задача – эмоциональное восприятие образа. За одну – две недели до выступления, педагог должен ограничить себя в желании "оттачивать детали”, жертвуя частным ради общего. Образ должен "отстояться” в сознании ученика, вызвать эмоциональный отклик, его индивидуальное восприятие, без чего исполнение теряет органичность. Преподаватель обязан бережно относиться к любым проявлениям личности в игре юного музыканта.
"ПОЛЬКА” 3 класс.
Общие принципы и методы работы, описанные ранее: интенсивное формирование слуховых представлений ("ансамблевая игра”); глубокий анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы (разбор) - помогают мне не только сократить период освоения музыкального материала, но и сконцентрировать мышление ученика, чему способствует прохождение произведения частями (от разбора до заучивания наизусть).
Опуская подробности анализа интонации и фразировки, остановлюсь на вопросе решения технических задач через образное мышление.
Наряду со своим показом, в начале работы над "Полькой”, я знакомлю ученика с оркестровой записью этой пьесы ("Композиция по Детскому альбому П. Чайковского” оркестровка В.Суслина, оркестр п/у Ш.Каллоша). Исполнению предшествует стихотворный эпиграф, удачно раскрывающий образный строй музыки, вызывающий аналогии с балетами-сказками П.И.Чайковского:

Мышка, мышка, спляшем польку,
Подадим гостям пример?
Я сплясала бы, да только,
Мышке кот – не кавалер!
Оркестровая запись, с разнообразием тембров различных инструментов, пиццикато струнных, помогает с первых шагов найти нужные краски. Образы стихов – добиться легкого, изящного звучания в первой и третей части ("танец мышки”), тембровой окрашенности звука во второй части ("танец кота”). Ученик сможет услышать присутствие "капризной мышки” и в аккомпанементе второй части. Точно найденный образ сразу даёт ключ к решению технических задач. Первая победа – отсутствие тяжеловесности и неуклюжести при игре стаккато.
I и III часть -"Танец мышки”. Форшлаги в мелодии необходимо проучить отдельно, добиваясь изящного исполнения. Надо обратить внимание ученика на параллельный хроматический ход (начало долей) в мелодии (ре, ми-бемоль, ми-бекар, фа) и в басу (си-бемоль, до, до-диез, ре), попросить сыграть его. Бас - "кот” сопровождает мелодию - "мышку”, но та держит его на далеком расстоянии (децима). Осмысление этого двойного хода способствует образности исполнения, быстрому заучиванию.
Особое внимание уделяется работе над аккомпанементом. Надо предложить ученику "собрать” разложенные аккорды, проанализировать их, услышать и запомнить гармоническую последовательность. Затем, играя аккорды в первоначальном разложенном виде, обращаем внимание на то, что бас и оставшаяся часть аккорда должны извлекаться разным прикосновением: бас – "уколами-толчками” от клавиши; остальные звуки аккорда – легким стаккатиссимо ("пиццикато”). Помощью в этом, опять же, будут музыкальные представления, полученные при прослушивании оркестровой обработки. Полезно на этом этапе работы подключить "точечную” ритмическую педаль на бас сильной доли.
Трудность в запоминании представляют три различных окончания одинаково начинающихся фраз в первой и третей части. Необходимо, путем сопоставления и анализа сходств-различий, точно определить их место в музыкальной форме (окончание-1 – первая фраза I и III части; окончание-2 – вторая фраза I части; окончание-3 – вторая фраза III части "реплика кота”). Очень интересной для понимания образа является "реплика кота” (в басу), на которой "примиряюще” заканчивается пьеса. Чтобы ученик успел переключиться, и "реплика” была произнесена чётко, необходимо небольшое замедление в двух последних тактах.
II часть - "Танец кота”. Трудности координации (мелодия в левой руке, аккомпанемент – в правой) необходимо преодолевать через образность. Густое, плотное звучание мелодии рисует образ "вальяжного, лоснящегося кота”, а легкое пиццикато аккомпанемента – "коготки мышки”. Трудность представляют октавные повороты кисти при смене обращённых интервалов в аккомпанементе. Выход – игра в одной позиции, без смены пальца на общем звуке, чего нет в аппликатуре многих редакций.
Переход к третей части – "весёлая погоня кота за мышкой” по звукам доминанты (на начало долей). Необходимо обратить внимание ученика на недопустимость смещения акцента на слабую часть доли, совпадающую с аккомпанементом, так как это делает игру тяжеловесной, мешает "разбегу погони”. Педаль также мешает выстраивать единую линию перехода, дробя её на такты, поэтому лучше её здесь не брать.
"УТРЕННЯЯ МОЛИТВА” 4-5 класс.
Ученикам хорового отделения изучение этой пьесы приносит большую пользу. Навыки пения в хоре, прежде всего, одновременное гармоническое и мелодическое слышание, помогают ученикам избежать многих трудностей при её исполнении. Одним из предметов, изучаемых на хоровом отделении, является игра хоровых партитур. Принципы работы над данной пьесой сходны с работой над партитурой. Кроме того, её светлый, спокойный характер требует большой работы над звукоизвлечением.
Рассмотрим пьесу "Утренняя молитва” с точки зрения исполнительских задач. Начинаем работу с мелодии. Определяем интонационный строй, фразировку, кульминацию всей пьесы (такт 12), выстраиваем динамический план. Затем учим нижний голос, а также играем нижний и верхний голос вместе. Два голоса в одной руке играем, разделив их между собой, двумя руками. Обращаем особое внимание на длинные звуки в одном из голосов. Часто ученики, исполняя два голоса одной рукой, не дослушивают эти выдержанные звуки, теряют при этом двухголосие. Необходимо, в таких случаях, научить ученика слушать "вертикально” - интервалами, которые образуются от сочетания двух голосов. Все эти приёмы необходимо сочетать с постоянным контролем за звуком. Ученики часто выталкивают короткие длительности после длинных, не чувствуя тяготения слабых долей в следующую за ними сильную долю.
Выстраиваем аккордовую фактуру, не теряя при этом мелодический верхний голос. Необходимо, чтобы на уровне звучности пиано, был отчётливо слышен каждый из четырех голосов. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Одно из упражнений: арпеджировать аккорд, внимательно вслушиваясь в звучание каждого звука. При взятие аккорда, движение руки напоминает "кошачью хватку” (фиксация кончиками пальцев, при свободном запястье), что предохраняет руку от зажимов. Рекомендуется, наряду с верхним голосом, выделять ещё и тенор, что улучшает акустическое звучание аккорда, придаёт ему стериофоничность. Важно при этом, чтобы ладонь образовывала "купол” – резонатор.
С самого начала работы нужно, чтобы ученик почувствовал фразировку, научился создавать звуковую линию "большого дыхания”, объединяя мотивы в большое предложение из восьми тактов, с кульминацией в седьмом такте. Частой ошибкой является аккордовое "вертикальное” мышление, избежать которое помогает достигнутое ранее свободное владение мелодией, ощущение тяготения слабых долей в следующую за ними сильную долю ("горизонтальное” мышление). Кульминация второго предложения должна прозвучать ярче, благодаря употреблению аккорда DD7 в параллельном миноре (e-moll) на сильном времени (такт 12). Часто ученики недослушивают длинные звуки в конце мотива, не чувствуют "дыхания” перед новой фразой. Полезно мысленно заполнять длинные звуки более мелкими длительностями (пульсация внутри длинного звука), что дает ощущение непрерывности мелодической линии, объединяет мотивы в предложении.
Анализируем форму пьесы: период повторного строения с дополнением. Напряжённо звучит дополнение на органном пункте (тоника - звук "соль”). Этому способствует пониженная VI ступень в теноре, тритон в верхних голосах на интонационной вершине. Трудность у ученика вызывает многократное повторение баса, который должен исполняться одной краской, одинаковым прикосновением (максимально близким к клавиатуре движением пятого пальца, без замаха). Для выделения при этом тенорового голоса, можно использовать лёгкое погружение сверху в клавишу боковой поверхностью первого пальца.
Педаль в пьесе "Утренняя молитва” - запаздывающая на каждую новую гармонию, со снятием на паузах и секундовых ходах подголосков.

III. Заключение.
Анализ, приведённых здесь, пьес ещё раз доказывает, что высокие художественные достоинства музыки "Детского альбома” П.И.Чайковского дают широкие возможности в постижении искусства владения инструментом. Ребёнок приобретает множество навыков: это и певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато; это навык танцевального аккомпанемента и полифонии; это и разнообразная по задачам педализация. Черты симфонического мышления Чайковского проявляются в пьесах "Детского альбома” в штриховом разнообразии, в богатстве тембровой палитры, что расширяет музыкальные представления ученика, делает его игру многомерной.
Каждому педагогу хочется сделать работу ученика творческой, избежать схоластического заучивания, воспитать в нём думающего и чувствующего музыканта, и "Детский альбом” П.И.Чайковского даёт в этом неисчерпаемые возможности.

"Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души”.

П.И.Чайковский.

IV.Список литературы:
  • С.Айзенштадт "Детский альбом П.И.Чайковского” М.:”Классика –XXI” 2006.
  • Н.Г.Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.(тема "Музыка и детство”)
  • З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова "Музыкальная литература” Первый год обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004.(раздел Музыкальные формы. "П.И.Чайковский Детский альбом”)
  • Н.М.Владыкина – Бачинская "П.И.Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.
  • Г.А.Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.

Лосева Л.Н., 2009 г.,
Санкт-Петербург


МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней - более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает... (Звучит фрагмент.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского - «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери - деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе - создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

Ход занятия:

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе - более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно - более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно - во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению . Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению . При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...», «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше...» и др.).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах - Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения - без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения - фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения - с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

4. Произведения в форме периода

Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».

Тихо

Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo ) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.

Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение . Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.

Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)

Andantino

В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер , пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.

Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.



Благословенен час молитвы

Цель урока:

Приобщение к духовной культуре, как части отечественной культуры. Формирование у учащихся интереса к духовной музыке.

Задачи:

1. Раскрыть взаимосвязь интонации молитвы и музыки в произведениях «В церкви», «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

2. Раскрыть взаимосвязь поэзии и духовной музыки.

1 часть. Пролог.

Вопросы учителя:

Что сей час прозвучало? Молитва. Сегодня мы будем говорить о молитве.

2 часть. Завязка

Учитель .

Издавна на разных континентах мира люди возносили и возносят молитвы к Богу. И сегодня мы попробуем по-новому посмотреть на понятие «молитва». Мы послушаем стихотворения, посвящённые молитве, послушаем и проанализируем музыкальные произведения, посвящённые молитве, Это поможет нам прочувствовать молитву душой.

3 часть. Развитие действий.

Итак:

Что такое «молитва»? (словесное обращение к Богу)

А что же прося люди обычно у Бога? (Здоровья, прощения, благ).

И в царской семье, несмотря на полный достаток, очень часто молились, если помнить, что молитва – это просьба, то о чём могли просить в царской семье? Сейчас мы с вами послушаем стихотворение «Молитва», написанное Константином Романовым, в исполнении ученика вашего класса, а вы обратите внимание на просьбу, с которой обращается к Всевышнему член царской семьи.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

Учитель. О чём просил в молитве К.Романов в своей молитве? (о христианской любви). Да, о любви, которая всё терпит, всё прощает

Когда мы любим своих друзей, близких, которые к нам хорошо относятся – это не большой труд. Гораздо сложнее любить врагов, с которыми ты не дружен, с которыми когда-то поссорился, или тех, кто предал.

Служба в православном храме - прежде всего молитвы, и сейчас мы послушаем молитву «Да не разлучит от любви Божьей», которая прозвучит на фоне вида храмов.

Слайд №2

Необычайно красивая, гармоничная музыка. Какие слова рождаются при прослушивании молитвы? (тишина, спокойствие, умиротворение). Действительно: благословенен молитвословия час…

А часто ли мы обращаемся к Богу с молитвами в течение дня? Наверно не каждый день, а только тогда, когда совсем тяжело и помочь нам никто не может…

А сейчас мы послушаем историю, рассказывающую об одном воскресном дне ребёнка из православной семьи.

Слайд №3

Обратите внимание, как часто обращаются с молитвой к Богу в православной семье. А во времена, когда жил П.И.Чайковский, так проходил день каждого ребёнка. Сам композитор был глубоко верующим человеком. Известно стихотворение 11 летнего Пети, написанного на французском языке. Вот буквальный перевод этих незамысловатых детских наивных строчек, пронизанных особой теплотой.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть опора

Она как свет, нам душу освещает.

4 часть. Кульминация.

Сегодня мы будем слушать произведения Чайковского из «Детского альбома», но сначала давайте вспомним:

Сколько пьес вошло в альбом? (24)

Случайно ли это количество пьес?

(Нет не случайно, в сутках 24 часа. Чтобы каждый час был интересен для любимой племянницы, которая болела и не могла выходить из дома.)

А теперь давайте подумаем. Мог ли Чайковский, заботясь о всестороннем развитии заболевшего ребёнка, забыть о времени, которое отведёно на ежедневную молитву?

Конечно, не мог! И поэтому 2 пьесы в «Детском альбоме » композитор посвящает молитве – это «Утренняя молитва» и «В церкви». Действительно, благословенен молитвословия час. Мы сейчас послушаем эти пьесы. А вы приготовьтесь рассказать о настроении произведений, какие чувства вызывает мелодия.

Звучит фонограмма №1 «Утренняя молитва» П.И.Чайковского

Вопросы к ученикам.

Какие слова рождаются после прослушивания произведения? (ответы уч-ся)

А какое чувство оставляет движущаяся вверх мелодия на затухающей динамике? (просветление).

Какие инструменты звучали? (симфонический оркестр).

Совершенно верно. А как же получается, что композитор написал произведение для фортепиано, а его исполняет симфонический оркестр? Как называется приём, когда ноты перекладываются для иного инструмента, не того, который задумал автор?

(Аранжировка)

Правильно.

Послушаем пьесу «В церкви».

Звучит фонограмма №2 «В церкви» П.И.Чайковского.

Какое чувство оставляет после прослушивания это произведение? (тихо, мирно, успокоение, кажется, что звучит молитва, звон колоколов).

Интересная история у этой пьесы. В основу произведения легла оригинальная молитва «Помилуй мя Боже, по великой милости Твоей».

В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и передаёт то состояниё, которое остаётся после неё.

Как вы думаете, почему «Утренней молитвой» П.Чайковский начинает свой «Детский альбом», а пьесой «В церкви» заканчивает? (День начинается молитвой и заканчивается.).

5 часть . Закрепление материала.

Наш разговор о молитве был бы не полным, если бы мы не вспомнили о молитве Богородице – матери Христа. Образ матери является символом всего самого доброго, родного, святого и не случайно самые искренние, самые сокровенные молитвы звучат у иконы Пресвятой Богородицы. Послушайте молитву «Богородице Дево, радуйся».

На прошлом уроке мы с вами начали разучивать песню «Ангел» на стихи М.Лермонтова муз. Л.Марченко

Слайд №5 (со словами песни)

Напомните мне, пожалуйста, кто такой Ангел?

(от греческого «вестник», сверхъестесвенные силы, Духи, созданные Богом. При крещении каждому приставляется Ангел- хранитель).

Работа над фразировкой в песне «Ангел».

5. Подведение итогов.

Ребята, что нового мы с вами узнали о молитве?

Ответы учеников.

  1. Молитва – это не всегда слова, но всегда чувства.
  2. Существуют музыкальные произведения, имитирующие интонации молитвы церковного хора.
  3. Есть много стихов, посвящённых молитве.

6. Эпилог.

Колокол, с молитвою сливаясь,

Тронул наши души и сердца.

У молитвы к Богу есть начало,

Но молитве этой нет конца.

Вы в душе, ребята, сохраните

Этой искры Божью благодать.

Пусть урок останется открытым –

Пусть хранит Господь вас в нашем мире,

И вершите добрые дела.

Ведь любви сегодня приоткрылись

Ваши юные, прекрасные сердца!


Loading...Loading...