Икона царская семья в чем помогает. Икона "святые царственные страстотерпцы"

Одной из славных исповедниц Христовых была святая мученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос за нас, грешных принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя. Благочестием, целомудрием и праведностью она, как лучами солнечными, просияла среди неверных, безбоязненно проповедуя им Истинного Бога.

Святая Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий в семье богатого сенатора. Ее родители были христианами: они жили в страхе Божьем, строго соблюдая заповеди Господни. Супруги особо почитали пятницу и проводили этот день в посте и молитве, щедро подавая милостыню. За это Бог послал им в день пятницы дочь, которую они нарекли Параскевой.

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Благословенная чета отошла ко Господу, когда девушка была еще весьма юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Царя славы, Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей. не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных.

Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки: она уневестилась Бессмертному Жениху, для Которого жила в святости и праведности. Параскева непрестанно исповедывала перед народом Господа Иисуса Христа. Всем, кто приносил жертвы языческим богам, она говорила:

Ваши боги - бесчувственные и глухие идолы.

Часть горожан, слушая Параскеву, уверовала во Христа, однако многие с негодованием ополчились против нее, напали на исповедницу и ранили ее. Но Параскева продолжала смело проповедовать слово Божье и учить истинному пути.


Храмовая икона св. мц. Параскевы, Никольская церковь в Коломне.
Изображение со страницы «Возрождение» книги «Храм Николы Гостиного в Коломне».

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Горожане торжественно встретили своего правителя. Они повели его в храм принести жертву идолам и воздать хвалу императорам.

Утром следующего дня эпарх Аэтий воссел на трибунале. Он приказал прочесть императорский указ о гонении на христиан. Язычники слушали глашатая и радостно восклицали:

Достойно повеление и праведен суд самодержца!

Тогда правитель произнес:

Будьте друзьями императора и выдайте нам всех так называемых христиан, которые не хотят приносить жертву богам.

Светлейший правитель, - ответили ему старейшины, - в нашем городе живет дочь сенатора. Эта девушка исповедует Распятого Христа. Она отвратила немало людей от наших богов и хулит самодержца. Как только до нас дошел слух о твоем приезде в Иконий для искоренения христианской веры, мы посадили ее в темницу.

Эпарх приказал привести девушку. Когда воины вели Параскеву к Аэтию, Святой Дух осенил блаженную исповедницу. Ее лицо стало светлым, и люди с удивлением говорили друг другу:

Посмотрите! Девица не боится суда грозного правителя. Она не удручена печалью, а сияет от радости.

Таков род христианский: он стремится к смерти больше, чем к жизни, - произнес один из жрецов. Параскева предстал перед эпархом. Аэтий посмотрел на нее, удивился ее красоте и сказал старейшинам:

Не клевещите ли вы на эту девицу? Нельзя губить такую солнечную красоту.

Затем Аэтий спросил Параскеву:

Как твое имя, девица?

Я христианка, раба Истинного Бога, - ответила Параскева.

Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, - произнес эпарх, - а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души!

Справедливый судья рад услышать правду, - возразила Параскева. - Ты же, узнав правду, разгневался.

Я спросил твое имя и не услышал ответа, поэтому и гневаюсь, - лукаво сказал Аэтий.

Прежде всего, я назвала свое имя в вечной жизни - христианка. Мое имя в жизни временной, земной - Параскева. Я родилась в пятницу. Именно в честь этого дня меня назвали Параскевой - Пятницей. Мои родители всегда с великим страхом и любовью почитали пятницу и проводили ее в посте и молитвах.

Как можно одновременно испытывать страх и любовь? - спросил правитель.

Пятница - день страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа за род человеческий. Страдания Христа вызывают благоговейный страх, а его искупительная жертва вселяет в наши сердца любовь. Христос пострадал за нас, и я ради него готова умереть, - ответила Параскева.

Перестань говорить как безумная! Принеси жертву богам, и тогда за твою красоту я возьму тебя в жены. Ты станешь обладательницей большого богатства. Многие будут тебя величать и ублажать, - предложил эпарх.

У меня есть на небе Жених - Христос, - ответила святая Параскева, - и в ином муже я не нуждаюсь.

Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, - воскликнул правитель.

Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.

Мне кажется, тебя за тем назвали Параскевой, чтобы приготовить ко множеству страданий, - сказал эпарх.

Я была названа Параскевой, о правитель, дабы разрушить козни, приготовленные твоим отцом дьяволом, и ниспровергнуть силу и гордыню действующего в тебе сатаны.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения. Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:

Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.

Но Параскева молчала.

Мне ли ты не отвечаешь, злое христианское отродье? - с гневом воскликнул правитель.

Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.

Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Кровь страстотерпицы обильно обагрила землю, а тело было изодрано до костей. Один из палачей, думая, что мученица умерла, казал правителю:

Господин, девица мертва, зачем ты заставил нас так сильно ее терзать?

Но Параскева была жива, хотя едва дышала. Правитель решил, что она скоро умрет. Он приказал снять израненную девушку со столба, бросить в темницу и держать там, не оказывая ей никакой помощи. Святую отнесли в тюремную камеру. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая.

В темнице Господь не оставил Свою избранницу. В полночь к ней явился Ангел. Его плечи и грудь были крестообразно препоясаны золотым поясом. В руках он держал орудия мучений Спасителя: крест, терновый венец, копье, трость и губку.

Встань, девица, общница страданий Христовых. Я послан утешить тебя! Взгляни на крест и терновый венец Нетленного Жениха; посмотри на копье, ранившее Животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губку, которая стерла Адамов грех. Встань, Параскева! Христос исцеляет тебя! - произнес Ангел.

Мученица как бы пробудилась от сна. Ангел отер губкой раны святой. И, о чудо! Тело девушки сделалось крепким и здоровым, а красота ее лица еще более поразительной. Параскева с благоговением облобызала орудия Христовых страданий и прославила Бога. Небожитель исполнил повеление Господне и стал невидимым.

Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Стражники испугались, отправились к правителю и известили его о чуде. Аэтий приказал немедленно привести Параскеву. Увидев девушку здоровой, невредимой и необычайно красивой, эпарх с удивлением воскликнул:

Как терпеливы наши боги! Они смилостивились над твоей юностью и красотой, Параскева, и исцелили тебя.

Покажи, эпарх, богов, спасших меня от смерти, - попросила мученица.

Иди в храм и увидишь наших богов, - ответил эпарх.

Святая вошла в языческий храм. За ней последовали жрецы и большая толпа людей. В храме было множество эллинских статуй. Все думали, что Параскева хочет поклонится богам и принести им жертву. Но святая Параскева обратилась с горячей молитвой к Единому Истинному Богу.

Прикоснувшись к статуе Аполлона, она произнесла:

Именем Иисуса Христа повелеваю тебе, льстивому Аполлону, и всем находящемся в этом храме суетным богам: пусть ваши статуи упадут на землю и разобьются вдребезги.

По слову святой произошло сильное землетрясение. Все идолы упали и рассыпались в прах. Люди выбежали из храма. Многие, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали восклицать:

Велик Бог христианский!

Нечестивые жрецы пошли к правителю и, плача, сказали ему:

О правитель! Мы говорили тебе, - казни эту колдунью: она обольщает горожан. Но ты не послушал нас, и теперь Параскева своим чародейством разрушила все статуи в храме. Убей эту волшебницу!

Эпарх повелел снова привести Параскеву и с гневом начал допрашивать ее:

Скажи мне, каким волхованием ты сокрушила наших богов?

Я низвергла твоих богов не волхованием, а именем моего Господа Иисуса Христа. В храме я обратилась к Нему с молитвой: "Явись, Спаситель, даровавший мне жизнь". И мой Господь явился, а твои боги, лишь только увидели Его, затрепетали, упали на землю и рассыпались. Видишь, эпарх, ваши боги не могут помочь даже себе, как же они помогут другим!

Что мог возразить на этот довод Параскевы жестокий языческий правитель? Вместо ответа он приказал снова повесить девушку на столбе и жечь ее ребра горящими светильниками.

Опаляемая огнем, святая обратила свой взор к небу и стала молится:

Господь и Бог мой, Создатель и промыслитель Всякого творения! Ты дал прохладу трем вавилонским отрокам в огненной печи и опалил халдеев (Дан. 3,12-97); Ты спас от огня первомученицу Феклу. Ныне прошу Тебя, Господи, да снизойдет на меня, недостойную, Твоя великая сила и избавит от беззаконных рук мучителей, ибо нечестивые мужи сжигают мое тело.

По молитве святой языки пламени повернулись от мученицы к мучителям - огонь стал очень сильным и опалил палачей. Часть горожан испугалась и бросилась бежать. Но многие из тех, кто видел чудеса Параскевы, уверовали во Христа и восклицали:

Велик Бог христианский! Мы веруем теперь в этого Бога.

Аэтий боялся, как бы на него не восстал весь город, и приказал немедленно усечь мечем голову Параскевы.

Когда святую привели на место казни, девственномученица повернулась лицом к востоку и обратилась к Богу:

Господи, прославляю многохвальное имя Твое. Ты, Господи, не оставил меня и дал мне, слабой, силы противостоять врагу. Помяни меня в этот час и благослови умереть за Тебя. Помоги всем людям, поклоняющимся твоему крестному подвигу и строго постящимся в день Твоих страданий. Помоги также призывающим в помощь мое имя, избавь их от всех бед и скорбей и отпусти им грехи, ибо Ты не хочешь смерти грешника, но желаешь всем прийти к познанию истины и спастись. Ты Бог наш, и Тебе подобает слава во веки. Аминь.

Дерзай, Параскева! Я исполню все, о чем ты просишь. Многие именем твоим спасутся от бед и скорбей. Я стану помогать всем, кто будет благоговейно вспоминать твое мученичество. У Моего Отца тебя ожидает обитель с мудрыми девами. Чертог Царства Небесного приготовлен, рай открыт для тебя.

Страстотерпица прославила Бога и радостно преклонила голову под меч. Когда палач отсек голову святой, воздух наполнился необыкновенным благоуханием и Голос с неба возвестил:

Радуйтеся, праведники, ибо увенчалась мученица Христова Параскева!

Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы. Прекраснейшая невеста Христова отошла к своему Небесному Жениху.

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.

Допропобедную мученицу Параскеву христиане с благоговением похоронили в ее домовом храме.

У честных мощей великомученицы исцелялись больные и совершалось множество чудес во славу Господа нашего Иисуса Христа, которому подобает честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

***

Иконы святой Параскевы всегда были почти обязательными на домашних божницах наших предков. Ей молились о благополучии во всех делах семейных. Особенно - о здравии детей. А образа великомученицы в приходских сельских храмах украшались принесенными женщинами и девушками лентами и монистами. И еще цветами и душистыми травами - ведь Параскеву почитали как заботящуюся обо всем, что посеяли на полях, о труженицах-жницах. Первый обтрепанный стебель льна посвящали святой Параскеве, приносили в храм и подвешивали к ее образу. У иконы освящали разные плоды и хранили их в доме весь год. Считалась святая угодница и покровительницей домашнего скота, особенно млекопитательниц-коров. Существует необычный канон: на некоторых иконах Параскева изображается с мышкой.

Великомученица Параскева Пятница. Икона, 2-я половина XVI века. Из часовни д. Пасмурово, Вологодской области

На Руси с принятием христианства почитание святой Параскевы получил особое распространение. У святой Пятницы находилось дело на каждый день. На распутьях и перекрестьях дорог ставили деревянные столбцы с резными изображениями великомученицы, и назывались они "пятницами". К этим святым местам выходили встречать близких, до "пятниц" провожали отправляющихся в дальний путь. Сюда, таясь, приходили девушки, чтобы помолиться о даровании хорошего, доброго жениха.


Великомученица Параскева Пятница. Икона, начало XVIII века. Русский Север

Одним из древнейших храмов на Руси является Пятницкая церковь в Чернигове - ровесница "Слова о полку Игореве". А герой этого произведения князь Игорь одно время даже был Черниговским князем, где он просидел тихо, "как мышь", после неудачи с половцами в 1185 г., тогда он еще был Новгород-Северским князем.

Монастырский комплекс и церковь Параскевы Пятницы заложены в годы правления Черниговского князя Давида. В Пятницкой церкви прежде хранились мощи князя Михаила Черниговского (теперь они в Москве).

Ныне на территории монастыря располагается Черниговский украинский драматический театр, а площадь перед ним называется Красной площадью города. Во время войны фашисты разбомбили церковь. После войны усилиями архитектора Барановского, который в свое время спас от уничтожения большевиками собор Василия Блаженного в Москве, Пятницкая церковь была восстановлена.

passio ) во имя . Но преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их , . Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одними из заповедей . Так, в частности, нередко именуются святые мученики , святой , преподобный , живший в . В году последний российский император и его семья, по решению Уральского Совета в году, были канонизированы в лике страстотерпцев.

Кратко подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих ( и ), в отличие от — которое является страданием за свидетельство в (веры в ) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры (из Википедии).

Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам.

В 1928 году они были причислены к лику святых Катакомбной церкви.
В 1981 году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью.
20 августа 2000 года они были причислены РПЦ к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.

День памяти: 4 (17) июля -- день расстрела.
Романовская иконография очень интересна в силу того, что еще не выработан единый канон написания их образов. Поэтому каждый иконописец творит так, как он считает нужным. Первыми стали западные иконописцы и именно за рубежом чаще всего можно найти иконы Романовых. Теперь же и в России почти в каждом храме есть своя икона, посвященная страстотерпцам-мученикам Романовым.

К святости членов царской семьи и их приближенных шли многие годы - их служение России выражалось в благих делах и милосердии. Так во время войны и дочерей Романовых и саму императрицу часто можно было увидеть в госпиталях и лазаретах, в приютах и богодельнях. Великая княгиня Елизавета Федоровна отказалась от мирской жизни в пользу помощи бедным и обездоленным. Их примеру следовало и ближайшее окружение.
СВ. ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ
с иконой Божией Матери ДЕРЖАВНАЯ serafim-library.narod.ru
Икона святых Царственных Страстотерпцев, изготовлена сестрами Ново-Тихвинского женского монастыря по заказу Московского Кафедрального Богоявленского патриаршего собора.
Вторая икона аналогично. Автор Филипп Москвитин. Храм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево. Она мироточит
Очевидны две тенденции иконописцев: первая -- переодевать царскую семью в древнерусские одеяния 16-17 веков, и тогда иконы опознаются по усам Николая да количеству персон на доске. Больше ничем они не отличаются от прочих изображений каких угодно святых.

Вторая тенденция - оставить их в одежде начала ХХ века, причем подчас в военной форме и передниках медсестер. Но иконописцев, видимо, смущает получающаяся стилевая несообразность -- нимбы плохо сочетаются с кителями, поэтому чаще попадается первый вариант.

Икона с портретами семьи царственных мучеников

Икона "Святые царственные мученики"

икона святых царственных мучеников


Святые царственные мученики. Они все одеты в белое — белый цвет это символ того, что они в царствии небесном, обозначение нетварного света. В небесах над ними Державная икона Божьей Матери. Державная богоматерь — одна из официально «чудотворных» икон Богородицы собственно российского происхождения; была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви Коломенского. На иконе — изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Девы — царские регалии, скипетр и держава. По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель конституционной монархии России послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Иконографические образы царя-мученика Николая II
Образ Царя Николая II был написан в Америке в 1997 году, на восьмидесятой годовщине свершения кровавой революции в России. Написал его православный иконописец Павел Тихомиров для одной благотворительной организации. С иконы делались цветные литографии, а вырученные от их продажи средства направлялись на помощь нуждающимся в Россию... Эта икона мироточила во многих храмах

Икона "Святой мученик Николай в житиях"

МОЛИТВЫ Святым Царственным мученикам:

Благословен еси Господи Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна и правы путие Твои, и вей Суды Твои истинни, и судьбы истинни сотворил еси по всем, яже навел еси на ны, яко согрешихом и беззаконновахом отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех, и заповедей Твоих не послушахом, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, да благо нам будет, и предал еси нас в руки врагов беззаконных, мерзких - отступников, человеком неправедным и лукавнейшим паче всея земли.
И ныне несть нам отверсти уст, спуд и поношение быхом рабом Твоим и чтущим Тя. Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших и несть во время сие начальника, пророка и вождя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего, не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея, и молитв ради Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи, и да посрамятся вей являющий рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы и крепость их да сокрушится, и да разумеют вси, яко Ты еси Бог наш, един и славен по всей вселенной. Аминь.

Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва царственным страстотерпцам
О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материалы использованы с сайтов -

История России и династии Романовых тесно переплетена, так что всякое известие о новых фактах, связанных с царской семьей, становится историческим открытием общероссийского значения. До настоящего времени было известно два святых образа, которые ассоциировались с Царским Домом Романовых. Довольно неожиданно в наше время стало известно о существовании третьей царской иконы, которая разделила судьбу царственных мучеников. Икона претерпела поругание, забвение и вновь была явлена верующим людям в наше время. В создании иконографической композиции этой иконы принял участие последний русский , который дал ей наименование. Икона исторически связана с Феодоровским образом Божией Матери, которым благословила на царствование первого царя Михаила Романова его мать - Ксения Ивановна Шестова (в иночестве Марфа). «Феодоровская» икона получила свое название по имени князя Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора), который был отцом . Образ по наследству перешел к сыну и был его моленной иконой. После окончания Смутного времени этот образ стал символом Царского Дома Романовых. Великие княгини, рожденные на Западе, становясь русскими царицами, при крещении именно по этой причине получали отчество «Федоровна». Так, например, последняя русская царица в крещении получила имя Александра Федоровна подобно тому, как мать Николая II, дочь короля Дании, после принятия Православия стала Марией Федоровной.

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества. Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками , большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края, который был крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения СССР. В городе чудом сохранилась церковь архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.

Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали царской семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее царской семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения самодержца.

Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе

Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай. В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.

Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых - покровителей всех русских правителей рода Романовых.

Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа

Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был . Этого же покровителя избрали для третьего русского царя - Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната.

К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

12 декабря 1912 года государь император Николай II в присутствии министров и других ответственных лиц одобрил проект образа. 19 декабря Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы. Согласно ее описанию и изображению в журнале «Русский паломник», икона имела киот, который венчает изображение державы царя Михаила Феодоровича Романова с большим крестом. Под державой укреплен двуглавый орел с гербом Дома Романовых. Держава покоится на верхней полукруглой части рамы киота, на которой золочеными буквами написаны слова из Священного Писания: «Мною цари царствуют» и «Сердце царево в руце Божией». Боковые части киота были украшены пилястрами. Слева в раме были помещены слова из грамоты Всероссийского земского собора 1613 года о призвании на царство Михаила Романова: «Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах, и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных Российских Государствах Государем, Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей… Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву из иных Государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти». Справа на киоте был отрывок из Высочайшего манифеста от 20 октября 1894 года, возвещающий о кончине государя Александра III и о вступлении в права престолонаследия Николая II: «Божиею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский… Объявляем всем верным нашим подданным… Мы же в сей скорбный, но торжественный час вступления Нашего на прародительский Престол Российской Империи…. вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние счастия всех Наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет Нам. Дан в Ливадии, лета от рождества Христова в 1894-е, Царствования же Нашего в первое, октября 20-го дня».

Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. Именно этим образом, созданным с одобрения последнего самодержца царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.

В настоящее время икона пребывает в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.

После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования царской иконы не был известен до настоящего времени.

В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.

Loading...Loading...